Бытовые электроприборы

Как сажа бела значение фразеологизма. Как, когда и где сажать клубнику

Как сажа бела значение фразеологизма. Как, когда и где сажать клубнику
28.06.2017
Создать

Кто придумал, и откуда взялась фраза? - «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Это вовсе не то, что многие думают (фото)

В СССР в 1923 году Центральный Исполнительный Комитет СССР определил главные элементы государственных символов Советского Союза: солнце, серп и молот, девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» присутствовала на гербе СССР на языках всех союзных республик и на гербах республик на языках этих республик и на русском языке. В 1923-36 годах надпись на гербе СССР делалась на 6 языках по числу союзных республик, образовавших в 1922 году Союз ССР). С изменением числа союзных республик надпись давалась в 1937-40 годах на 11 языках, в 1940-56 годах - на 16, с 1956 года - на 15 языках. Государственным гербом автономной республики Советского Союза являлся герб той союзной республики, в состав которой она входила, с добавлением наименования автономной республики на языках данной автономной и соответствующей союзной республики и на русском языке, надпись на гербе «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» давалась на языке автономной республики.

Надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» присутствовала на партийных и комсомольских билетах, а также в шапках всех советских периодических изданийЗа исключением газет Министерства обороны СССР, на газетах которого печатался лозунг - «За нашу Советскую Родину!».

Пролетариат (т.е. пролетарий, как народная масса или единство общества) - означало - рабочие и крестьяне всех стран, объединяйтесь, под единой эгидой СССР. Т.е. становитесь в ряд социалистических и равноправных государств мира.

Пожалуй - это был великий лозунг, раздающийся на весь земной шар, и по наши дни. Так, как несет в себе равноправие всех перед всеми!

«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (нем. Proletarier aller Länder, vereinigt Euch!) - один из самых известных интернационалистических коммунистических лозунгов. Впервые был высказан Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в «Манифесте коммунистической партии»:

Коммунисты считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путём насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

В 1920 году Коммунистический Интернационал издал для народов Востока такой лозунг: «Пролетарии всех стран и угнетённые народы, соединяйтесь!». По этому вопросу В. И. Ленин заметил:

Конечно, с точки зрения «Коммунистического Манифеста» это неверно, но «Коммунистический Манифест» писался при совершенно других условиях, с точки зрения теперешней политики это верно.

Этот вариант лозунга не получил широкой известности, но в дальнейшем часто использовался маоистами.

Надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» присутствовала на гербе СССР на языках всех союзных республик и на гербах республик на языках этих республик и на русском языке. В 1923-36 надпись на гербе СССР делалась на 6 языках (по числу основных языков республик, образовавших в 1922 Союз ССР); с изменением числа союзных республик надпись давалась в 1937-40 на 11 языках, в 1940-56 - на 16, с 1956 - на 15 языках. Государственным гербом автономной республики Советского Союза является герб той союзной республики, в состав которой она входит, с добавлением наименования автономной республики на языках данной автономной и соответствующей союзной республики и на русском языке, надпись на гербе «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» даётся на языке автономной республики.

Ещё в 1923 году Центральный Исполнительный Комитет СССР определил главные элементы государственных символов Советского Союза: солнце, серп и молот, девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН

Сейчас трудно себе представить, что было время, когда слово «пролетарий» имело пренебрежительное значение, а люди, называвшиеся пролетариями, считались людьми самого последнего сорта. Тогда было так: чем богаче человек, тем у него больше силы, власти, тем ему больше почёта, льстивого преклонения. А у пролетария ничего нет, никакого богатства, одни только руки, которые он, чтобы не умереть с голоду, вынужден продавать тем, у кого деньги и власть. За ничтожную плату пролетарии этими рабочими руками создавали для других огромные богатства: они ткали сукна, строили корабли, возводили дома, добывали руды и плавили металл. Всё самое необходимое, без чего не может существовать человек, и самое прекрасное на земле - всё добывали руки тружеников.

Пролетарии всех странКогда два века назад хозяевами мира стали КАПИТАЛИСТЫ-фабриканты, миллионы пролетариев начали работать на огромных фабриках и заводах, создавая все богатства, но почти ничего не получая взамен. Капиталисты использовали великие достижения техники: паровую машину, железную дорогу, быстродействующие станки для своего обогащения. А рабочие, лишённые всяких прав, неграмотные, загнанные в грязные казармы, были самым низшим, самым нищим классом в капиталистическом обществе.

В действительности же класс пролетариев - самый главный, самый сильный. На его труде держался и держится мир, и без его труда совсем невозможна жизнь современного человечества. Класс пролетариев - самый чистый, честный и добрый; он никого не угнетает, никого не грабит. Это на свете единственный класс, искренне заинтересованный в том, чтобы уничтожить тот несправедливый порядок, при котором имеющие власть богачи присваивают себе всё, сделанное рабочими.

Впервые это объяснили рабочим и всему миру великие учёные и великие революционеры Карл МАРКС и Фридрих ЭНГЕЛЬС. «Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей. А приобрести они могут целый мир!»-так написали они в «Коммунистическом манифесте». И с этого времени началось великое движение пролетариев, которые устремились по пути, показанному им Марксом и Энгельсом. «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Соединяйтесь для того, чтобы сбросить цепи капиталистического рабства, чтобы построить новую жизнь.

Почти сто двадцать лет прошло с тех пор, как были сказаны эти великие слова. Пролетарии уже сбросили свои цепи во многих странах Земли, взяли в свои руки часть мира. И теперь никому, даже фабрикантам и заводчикам в тех странах, где ещё сохраняется их власть, не приходит в голову считать пролетариев низшим и жалким классом. Они знают теперь силу рабочих, страшатся объединения всех пролетариев в одну непобедимую силу.

У пролетариата - великое будущее, коммунизм на всей Земле. Но за него ещё нужно упорно бороться. Вот почему лозунгом передовых рабочих Земли, всех КОММУНИСТОВ продолжают оставаться великие слова: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»


Ваша публикация должна быть проверена модератором

  • Отправить ответ

    • Дама по имени Сташа Рандал решила выделиться, именно для этого она вставила за раз 3500....иголок тем самым побив мировой рекорд!

      В студии татуировки и пирсинг в Лас-Вегасе она "страдала от" несколько часов, чтобы побить предыдущий мировой рекорд 3,100 проколов в один день.

      Мастер пирсинга прокалывал девушку только с одно стороны потому что в какой-то момент она упала в обморок. Сразу после установления рекорда пирсинг-мастер отказался продолжать.

      За предоставленную информацию в открытой форме мы всего лишь просим вас подписаться на группу в контакте >> https://vk.com/сайт

      В Сети появилось видео с участием странного существа, которое привело всех в ужас! Испуганные местные жители сразу же отнесли загадочного детёныша в больницу, что б им объяснили кем он является.
      Когда учёные получили результаты анализов, они потеряли дар речи. Ведь все сходится к тому, что это...
      По всему миру в последнее время стало происходить множество странных явлений. То огромная рыба непонятного вида выплывает на берег, то огромный краб прячется у причала. С неба вместо дождя падают огромные двухкилограммовые рыбы. Представляю лица тех людей, которым они стали падать на голову.

      В общем чего только не происходит: собаки и кошки стали говорить человеческим языком. Надо же некоторые люди только к семи годам начинают говорить, а эти не успеют вырасти и уже ругаются как люди.
      А такого явления еще никогда раньше не было. Откуда только такое могло взяться? По фото и видео видно, что это не человек, но с какой-то стороны оно напоминает тело человека.

      В Сети появилось видео с участием странного существа фото...
      Это нечто, очень похожее на оборотня из Голливудских кошмаров было найдено в районе Паханга, Малайзия. Испуганные местные жители сразу же отнесли загадочного детёныша в больницу, что б им объяснили кем он является. Когда учёные получили результаты анализов, они потеряли дар речи.
      Ведь все сходится к тому, что это действительно детеныш оборотня! Сказали они это в шутку, или это действительно правда - стоит лишь догадываться, так как дополнительная информация не была озвучена, а само существо оставили в лаборатории для проведения дополнительных анализов (по их словам).
      Но если бы они не хотели что-то скрыть, они б предоставили больше информации, по крайней мере, результаты самих анализов, не правда ли? В общем это существо оставило за собой очень много вопросов после своего появления, и местные жители уверенны - им что-то не договаривают.

      19 БЕЗУМНО МЕРЗКИХ ФОТО ДЕТЕЙ.
      Младенцы милы и восхитительны, но делают пи-пи и ка-ка совсем не тогда, когда родители успеют подготовиться.
      Мы собрали кадры самых отвратительных детских фотосессий, которые показывают грязную сторону воспитания детей. Родители – нынешние или будущие – смотрите и наслаждайтесь...

      Младенцы милы и восхитительны, но делают пи-пи и ка-ка совсем не тогда, когда родители успеют...

      Все эти фото были найдены в самых потаенных закоулках мировой сети. Там, где, так сказать, не кликала мышка человека.

      Хотя, возможно, некоторые из них вы уже видели. Наберитесь мужества, уберите детей от экрана и на всякий случай держите поблизости целлофановый пакетик.

      Подборка пугающих снимков непонятного происхождения. Слабонервным не заходить.

      Сегодня в это трудно поверить, но долгие годы после окончания Великой Отечественной войны праздник Победы 9 мая даже не был выходным днем.
      Поначалу, наоборот, официальных выходных дней стало сразу два – 9 мая и 3 сентября, который было задумано праздновать как дату окончания Второй мировой войны (с учетом победы СССР над Японией). Но осеннюю дату отметили только однажды, в 1946 году. А в декабре 1947 года из «красных дней календаря» исчезла и святая для советского народа дата – 9 мая.
      Новый год важнее?
      В послевоенные суровые времена выходными днями просто так не разбрасывались. В стране существовала шестидневная рабочая неделя (а на многих предприятиях и «семидневка»). СССР, напрягаясь из последних сил, восстанавливал разрушенную войной экономику. Важен был каждый «человеко-час». И когда встал вопрос о придании новогодним праздникам особого статуса, искомый выходной «позаимствовали» у 9 мая.
      День Победы побыл выходным только три года. Официально его празднование было объявлено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 года. На следующий день, утром 9 мая, дополнительно вышел еще и приказ Иосифа Сталина за номером 369, в котором торжественно провозглашалась победа советского народа над немецко-фашистскими захватчиками, и в Москве объявлялся салют тридцатью артиллерийскими залпами из тысячи орудий в честь победителей. Этот славный вечер жители и гости столицы запомнили навсегда.
      Скорбный праздник
      Существует версия, что вердикт об отмене выходного 9 мая принял сам генералиссимус Сталин, которому якобы не давала покоя народная слава маршала Георгия Жукова, возглавившего первый Парад Победы на Красной площади и олицетворявшего собой великое событие.
      Скорее всего, эта версия придумана недоброжелателями Сталина. Вряд ли из-за личной неприязни верховный главнокомандующий стал бы отменять выходной. У него имелись и другие методы «приструнить» популярного маршала, что, кстати, и произошло задолго до решения по Дню Победы: еще 9 июня 1946 года Жуков был снят с должности главкома сухопутных войск с обвинением в «присвоении побед» и «бонапартизме» и назначен командующим Одесским военным округом.
      Истинная причина переноса выходного дня была в другом. Когда победная эйфория несколько утихла и в СССР наступили тяжелые будни восстановления городов и сел, Сталин пришел к выводу, что «праздновать нечего», настолько горькой оказалась на самом деле цена Победы. Миллионы советских граждан оплакивали своих погибших или пропавших без вести сыновей, отцов, братьев, сестер и дочерей. По улицам и площадям разрушенных городов и сел, по вокзалам и поездам разоренной страны сотни инвалидов без рук и ног просили милостыню. Печальным символом Победы стала деревянная тележка инвалида на подшипниковом или колесном ходу.
      «Мы за ценой не постоим...»
      Сегодня называются разные цифры людских потерь в ходе Великой Отечественной войны. При Сталине реальные данные о погибших гражданах фактически замалчивались. При Никите Хрущеве впервые была озвучена подозрительно округлая цифра в 20 миллионов жертв. После крушения Советского Союза, в 90-ые, обычно называли цифру в 27 миллионов. В 2017 году многие СМИ обошла, вызвав острые дискуссии историков, фантастическая цифра в 41 миллион людских потерь. Откуда такой разнобой?
      Действительно, первые два года войны по разным причинам (в том числе и из-за просчетов Сталина) оказались для Красной Армии катастрофическими. Достаточно сказать, что в первые месяцы военных действий в плен попало до 5 миллионов бойцов, была потеряна вся авиация и много бронетехники. Практически половина европейской части СССР оказалась в оккупации, где население ждали голод, холод и жестокость врага.
      Ни о каких 40 миллионах погибших, впрочем, речи нет, все-таки это число фантастическое. Реальная цифра жертв войны за 1941-1945 годы близка к округленной Хрущевым. До 15 миллионов погибших на фронте, до 5 миллионов погибших на оккупированной территории. Цифра в 27 миллионов возникает при подсчетах умерших от ран и болезней в тылу во время войны и уже в послевоенные годы. На самом деле любая из этих цифр - страшная, чудовищная цена за независимость. Видимо, так посчитал и Сталин, отменивший выходной на 9 мая.
      Два десятилетия праздник отмечали тихо - в кругу семьи или на улице с однополчанами. Государственный ритуал, по существу, ограничивался воинским салютом. И только уже при генсеке ЦК КПСС Леониде Брежневе, в юбилейном 1965-м году, День Победы вновь стал нерабочим.

      Когда я увидел эти фото я тоже вначале подумал, что это беженцы прибывают в Грецию из Ливии и или Сирии.

      И т.п. Сейчас это как вы знаете острая тема. А еще вспомнилась индийско-пакистанская тема- где то здесь есть поезд.

      Но на самом деле этим фотографиям уже почти 25 лет и события, которые на них запечатлены можно найти в интернете по словосочетанию «La nave dolce» или «сладкий корабль».

      7 августа 1991 года в албанском порту Дураццо шла рядовая разгрузка кубинского сахара с корабля «ВЛОРА». Неожиданно к нему приблизилась толпа людей, которая в мгновение ока превратилась в лавину.

      Она штурмом взяла корабль и его капитану Налиму Милади приказано было брать курс на Италию. Никакие уговоры и угрозы со стороны портовой охраны не помогли.

      Не помогли и уверения капитана, что мотор «Влоры»находится в аварийном состоянии. В общей сложности на корабль погрузилось 20 тысяч человек. Среди них были женщины, дети и старики.

      Капитан вынужден был подчиниться. Неисправное судно приблизилось к итальянскому берегу только через сутки. Но в Бриндизи «Влору» отказались принять категорически.

      Отчаявшихся пассажиров не хотели принимать и в следующем порту. В Бари. Капитан по рации сообщил, что ситуация на корабле близка к катастрофе. Вода и провизия закончились, судну срочно нужен ремонт. Портовое руководство сдалось. «Влоре» позволили причалить к молу.

      Но что делать с такой лавиной голодных, измученных людей?

      Для Италии это событие было из ряда вон выходящим. В декабре этого 1991 года рухнул Советский Союз. А двумя годами раньше торжественно снесли Берлинскую стену. Европа с восторгом приветствовала эти события, не подозревая, что их ждет в скором будущем. И теперь правительству Италии срочно нужно было куда-то определить 20 тысяч нежданных гостей. С трудом местной полиции удалось препроводить толпу на стадион Виктория.

      Было решено депортировать всех назад в Албанию.
      Когда пассажиры «Влоры» об этом узнали, то начались массовые беспорядки. Местная полиция была не в состоянии справиться с обезумевшей толпой. Но оставлять людей голодными тоже было нельзя. Провизию на стадион бросали с вертолетов. Тогда правительство страны пошло на обман.

      Албанцам пообещали, что всех без исключения доставят в Рим на самолетах.
      На самом деле самолеты брали курс на Тирану. Убежать удалось двум-трем тысячам человек. Среди них был Кледи Каду. 17 летний танцовщик. Сейчас он стал очень известным в Италии человеком. В фильме Даниэле Викари «Сладкий корабль» Кледи вспоминает о событиях того дня:
      Кледи Каду берет интервью у солиста балета Владимира Деревянко.

      Кледи говорит, что русская школа балета всегда его восхищала.
      - Мне до сих пор кажется, что я хочу пить.
      Жажда была такой мучительной, что я пил морскую воду, от которой становилось только хуже.
      Его спросили: - Что изменилось за 20 лет в Италии по отношению к эмигрантам?
      - У итальянцев к ним пропал интерес. Раньше такого равнодушия не было.

Для изучения истории фразы "Пролетарии всех стран, объединяйтесь" необходимо понимать значение слов "пролетарий" или "пролетариат".

Пролетарий. Происхождение слова

Согласно истории, слово "пролетарий" имеет латинские корни: proletarius. Оно означает "производящий потомство". Бедные граждане Рима, характеризуя свое имущество, писали слово "дети" - "proles". То есть у них, кроме детей, не было никакого иного богатства. Так за словом закрепилось значение: неимущий, бедный, нищий. В словаре В. Даля термин описан еще более жестко: "бездомный или безземельный, бесприютный захребетник". Звучит, по меньшей мере, обидно.

Французы во времена "Великой революции" уже начали использовать термин "пролетариат", обозначая им всех праздных людей, которые свободно прожигают жизнь, их не беспокоит завтрашний день.

Ф. Энгельс, один из основоположников марксисткой теории, в 1847 г. "облагородил" термин, задал его новую политическую направленность, вывел новое смысловое содержание. В интерпретации Энгельса пролетарий стал честным тружеником, трудящимся, готовым продавать свою силу, но не имеющим материальной базы для собственного бизнеса. С тех пор значение слова "пролетариат" осталось неизменным, во времена Великой Октябрьской Социалистической Революции в России оно звучало гордо. А во времена существования СССР было на слуху и на виду у всех советских граждан.

Объединяйтесь или соединяйтесь?

Кто сказал "Пролетарии всех стран, объединяйтесь" впервые? Давайте разберемся в этом вопросе.

Работая совместно над написанием партии", К. Маркс и Ф. Энгельс вписали туда лозунг, ставший позднее всенародным: "Пролетарии всех стран, объединяйтесь!" Причем так слова звучат в произвольном переводе на русский язык.

Как говорить правильно? "Пролетарии всех стран, объединяйтесь?" или "соединяйтесь?". В немецком слово vereinigt означает "объединяться", "соединяться". То есть можно говорить обе версии перевода.

Так что, существует два варианта концовки марксистского призыва: "объединяйтесь" и "соединяйтесь".

Пролетарии и единство

Был многонациональным государством, объединяющим в своем составе 15 дружеских территорий.

Еще в 1920 году появился призыв, устремленный на Восток, с целью сблизить, сплотить народы, ранее подвергавшиеся угнетению. В. И. Ленин - вождь Страны Советов - согласился с его формулировкой и считал призыв к единению верным, так как он соответствовал политическим векторам государства. Таким образом слоган в привычном нам виде начал воплощаться в жизнь.

Многонациональное государство - Союз Советских Социалистических Республик- было, по своей сути, результатом объединения. Дружественность братских народов, сплоченных единой целью - построением социализма и коммунизма, являлась особенной гордостью Страны Советов. Это политическое действо стало примером и подтверждением жизненности теории марксизма.

Лозунг и символы государства

Так сложилось, что после Октябрьской Революции, в советские времена, лозунг "Пролетарии всех стран и угнетённые народы, соединяйтесь!" сократился, из него выпали "угнетенные народы", остался укороченный вариант. Он хорошо вписывался в концепцию государственной политики, тем самым заслужил свою популяризацию. Правительство Страны Советов приняло решение о государственных символах. Ими стали: солнце, серп и молот, вдобавок к ним - пролетарский лозунг.

Состоял из символов, а текст был написан на языках территориальных единиц, которые входили в состав государства. Причем количество росло, начиная с шести (1923 - 1936 гг.). После их уже было одиннадцать (1937-1940 гг.), а еще позднее - уже пятнадцать (1956 г.).

У республик, в свою очередь, также имелся герб с лозунгом из знаменитого манифеста как на языке автономной территории (Республики), так и на русском.

Этот лозунг был повсюду

В Советском Союзе знаменитый слоган был даже на почтовых марках. Известна марка, на ней призыв к соединению пролетариата изобразили с помощью азбуки Морзе, текст разместили вдоль овальной рамки.

Граждане СССР привыкли видеть интересующий нас девиз повсюду - на множестве стендов и плакатов. Часто людям приходилось нести в руках транспаранты с текстом на демонстрациях. Такие шествия проходили регулярно 1 мая (Международный день трудящихся), 7 ноября (день Октябрьской Революции). После распада СССР эти парады упразднили.

"Объединительный" текст печатали на партбилетах (обложках), его регулярно размещали в шапке любого печатного издания СМИ, относящегося к политике и государственной исторической тематике. А газета "Известия " отличилась от других - позволила себе вышеупомянутый текст изобразить на всех языках (республик, входивших в состав СССР).

Ордена, медали, почетные знаки

Всем полюбившаяся фраза сияла на ордене "Красной звезды". Орден Трудового Красного Знамени также был удостоен подобной чести.

Была выпущена медаль "Пролетарии всех стран, объединяйтесь".

На памятном знаке отличия РККА изобразили вождя - В. И. Ленина и знамя с текстом о соединении пролетариата.

Затронуло это явление и финансы. Такую же надпись отливали на г.) и помещали на денежные банкноты (один червонец).

Знаменитая фраза "впиталась в кровь" и осталась в памяти нескольких поколений людей, они строили социализм, грезили о коммунизме и свято верили в силу объединенного пролетариата.

ИНСТИТУТ К.МАРКСА и Ф.ЭНГЕЛЬСА

К. МАРКС И Ф.ЭНГЕЛЬС

СОЧИНЕНИЯ ТОМ XIV

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

МОСКВА 1931 ЛЕНИНГРАД


АНТИ-ДЮРИНГ

ПЕРЕВОРОТ В НАУКЕ, ПРОИЗВЕДЕННЫЙ г. ЕВГЕНИЕМ ДЮРИНГОМ

Предисловие

Введение.

I. Общие замечания……………………………………………………………………………………. 17

II. Что обещано г. Дюрингом ………………………………………………………………………… 28

Отдел первый. Философия.

III. Подразделение. Априоризм………………………………………………………………………. 35

IV. Мировая схематика ………………………………………………………………………………… 42

V. Натурфилософия. Время и пространство………………………………………………………..47

VI. Натурфилософия. Космогония.Физика.Химия………………………………………………… 57

VII. Натурфилософия.Органический мир…………………………………………………………….66

VIII. Натурфилософия. Органический мир (Окончание)………………………………………….76

IX. Нравственность и право. Вечные истины……………………………………………………….84

X. Нравственность и право. равенство……………………………………………………………….96

XI. Нравственность и право. Свобода и необходимость………………………………………. 108

XII. Диалектика. Количество и качество……………………………………………………………..119

XIII. Диалектика. Отрицание отрицания………………………………………………………………129

XIV. Заключение…………………………………………………………………………………………..143

Отдел второй. Политическая экономия.

I. Предмет и метод………………………………………………………………………………………149

II. Теория насилия……………………………………………………………………………………….161

III. Теория насилия. (Продолжение)…………………………………………………………………169

IV. Теория насилия. (Окончание)…………………………………………………………………….177

V. Теория стоимости……………………………………………………………………………………187

VI. Простой и сложный труд………………………………………………………………………….199

VII. Капитал и прибавочная стоимость…………………………………………………………….205

VIII. Капитал и прибавочная стоимость (Окончание)…………………………………………..214

IX. Естественные законы хозяйства. Земельная рента……………………………………….224

X. Из «Критическойистории»………………………………………………………………………….231

Отдел третий. Социализм.

I. Исторический очерк………………………………………………………………………………. 259

II. Очерк теории………………………………………………………………………………………..270

III. Производство………………………………………………………………………………………290

IV. Распределение……………………………………………………………………………………304

V. Госудврство, семья, воспитание……………………………………………………………..320

Приложения.

(С рукописи.)

Старое предисловие к «Анти-Дюрингу». О диалектике (1878)…………………………………335

Примечания к «Анти-Дюрингу» (1878)………………………………………………………………..343

Вариант введения к «Анти-Дюрингу»…………………………………………………………………357

Из подготовительных работ к «Анти-Дюрингу»…………………………………………………….359


Типография «Печатный двор» Ленинград, Гатчинская, 26.


ПРЕДИСЛОВИЕ

В XIV том Собрания сочинений Маркса-Энгельса вошли основные философские работы Энгельса.

В «Анти-Дюринге», «Диалектике природы» и «Людвиге Фейербахе» рассматриваются все коренные проблемы марксизма. Основное внимание здесь сосредотачивается на обосновании и развитии метода диалектического материализма, который Энгельс разрабатывает на основе изучения огромного исторического и эмпирического материала различных областей человеческого знания. Энгельс– материалист-диалектик, и поэтому для него диалектика понятий, это – лишь отражение того диалектического движения и развития, которое совершается в самом материальном мире.

«Анти-Дюринг» впервые был издан отдельной книгой в 1878 г. До этого он печатался отдельными статьями в органе германской социал-демократии «Vorwarts». В «предисловии к трем изданиям» Энгельс излагает причины и историю появления своего труда. «Анти-Дюринг» является прекрасным образцом того, как основоположники марксизма свою теоретическую работу непосредственным образом увязывали с насущными задачами рабочего движения.

Работа Энгельса над «Диалектикой природы» по времени совпадает и даже начало ее несколько предшествует работе над «Анти-Дюрингом». Основные выводы, к которым пришел Энгельс, работая над «Диалектикой природы», нашли свое выражение в «Анти-Дюринге», что, однако, ни в коей мере не умаляет самостоятельного значения первой работы, где всесторонне и систематически формулированы основные проблемы диалектики в естествознании.

После смерти Маркса Энгельсу пришлось заняться подготовкой к печати второго и третьего томов «Капитала», поэтому у него не осталось времени, чтобы издать свою работу по диалектике природы.

«Людвиг Фейербах» вначале был напечатан отдельными статьями в «Neue Zeit», теоретическом органе социал-демократии, в 1886 г., отдельным же изданием в несколько переработанном виде вышел в 1888 г. В этой работе Энгельс излагает историю развития теоретических взглядов своих и Маркса и дает краткое изложение их содержания. Значение этой работы Энгельса в истории развития марксизма очень велико. Сжатость и популярная форма изложения делают ее доступной для самого широкого массового читателя.

Ввиду того, что большая часть материалов этого тома уже была набрана и отпечатана еще при старом руководстве института Маркса и Энгельса, чтобы не оттягивать его издание на ряд месяцев переводы остались старые: «Анти-Дюринг» и «Людвиг Фейербах»– по изданиям 1928 г., «Диалектика природы» – по изданию 1930 г. Проверку и исправление переводов приходится оставить до следующего издания.

Предметный указатель составлен заново т. Юдиным.


АНТИ-ДЮРИНГ

ПЕРЕВОРОТ В НАУКЕ,

ПРОИЗВЕДЕННЫЙ г. ЕВГЕНИЕМ ДЮРИНГОМ


ПРЕДИСЛОВИЯ К ТРЕМ ИЗДАНИЯМ.

Предлагаемый труд вовсе не есть плод какого-нибудь «внутреннего побуждения».

Наоборот, когда три года тому назад господин Дюринг появился вдруг в качестве адепта и в то же время реформатора социализма и вызвал на бой весь свой век, мои друзья в Германии стали обращаться ко мне с неоднократными настоятельными просьбами подвергнуть критике эту новую социалистическую теорию в тогдашнем центральном органе социал-демократической партии «Volks-staat». Они считали это безусловно необходимым, чтобы не дать молодой и только недавно окончательно объединившейся партии нового повода к сектантскому расколу и раздору. Они могли лучше, чем я, судить о положении вещей в Германии, поэтому я обязан был верить им. К этому присоединилось еще то обстоятельство, что часть социалистической печати приветствовала неофита с теплотой, которая, хотя и относилась к «доброй воле» господина Дюринга, заставляла, однако, опасаться, чтобы под предлогом именно этой дюринговской доброй воли не было на веру принято и дюринговское учение. Нашлись и люди, которые уж готовились распространить это учение в популярной форме среди рабочих. И, наконец, господин Дюринг и его маленькая сектантская кучка прибегли ко всем ухищрениям рекламы и интриги, чтобы заставить «Volksstaat» занять решительную позицию по отношению к новому, выступившему с такими огромными претензиями, учению.

Несмотря на это, прошел год, прежде чем я решился, отложив в сторону другие работы, «вкусить» от этого кислого плода. Это был плод, который приходилось, раз отведав его, съесть до конца. И он был не только очень кисел, но и очень велик. Новая социалистическая теория выступила как последний практический итог новой философской системы. Нужно было поэтому изучить ее в связи с этой системой, а значит, изучить и самое систему; нужно было

4 АНТИ-ДЮРИНГ

следовать за господином Дюрингом в ту обширную область, в которой он трактует о всевозможных вещах и сверх того еще кое о чем. Так возник ряд статей, которые появились с начала 1877 года в преемнике «Volksstaat"a», лейппигском «Vorwarts"e», и здесь предлагаются в связном виде.

Таким образом, характер объекта критики побуждал ее к такой обстоятельности, которая абсолютно непропорциональна научному содержанию этого объекта, т. е. дюринговских сочинений. Впрочем, в извинение этой обстоятельности я могу сослаться еще на два других обстоятельства. Во-первых, она дала мне возможность развить с положительной стороны в многообразнейших затрагиваемых здесь областях мою точку зрения на вопросы, представляющие теперь более общий научный или практический интерес. Это имело место в каждой отдельной главе, и хотя это сочинение совсем не имеет цели противопоставить системе господина Дюринга другую систему, но от читателя, надеюсь, не укроется внутренняя связь выдвинутых мной идей. У меня уже теперь имеется достаточно доказательств, что в этом отношении мой труд не оказался совершенно бесплодным.

С другой стороны, «системосозидающий» господин Дюринг не представляет собою единичного явления в современной Германии. С некоторых пор в Германии растут дюжинами, как грибы, системы космогонии, натурфилософии вообще, политики, политической экономии и т. д. Ничтожнейший доктор философии, даже студиоз не могут обойтись без целой «системы». Подобно тому как в современ-ном государстве предполагается, что каждый гражданин способен судить обо всех вопросах, по которым он должен подать свой голос;

подобно тому как в политической экономии допускается, что каждый потребитель – основательный знаток всех товаров, которые ему приходится покупать для себя, подобно этому обстоит дело и в области науки. Свобода науки означает право писать обо всем, чему не учился, и выдавать это за единственный строго научный метод. А господин Дюринг – один пз характернейших представителей этой заносчивой псевдонауки, которая теперь выступает повсюду в Германии на переднем плане, заглушая все громом своих трескучих фраз. Трескучие фразы в поэзии, в философии, в политике, в политической экономии, в истории, трескучие фразы с кафедры и трибуны, трескучие фразы везде, трескучие фразы с претензиями на превосходство и глубину мысли в отличие от простых, плоско-вульгарных, трескучих фраз других наций, трескучие фразы как самый характерный и массовый продукт немецкой интеллектуальной индустрии: дешево, но скверно, подобно другим немецким фабрикатам,

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ 5

рядом с которыми они не были, к сожалению, представлены на филадельфийской выставке. Даже немецкий социализм – после доб-рого примера, поданного господином Дюрингом,-с успехом упраж-няется теперь в трескучих фразах высшего сорта и выпускает кое-каких господ, чванящихся «наукой», из которой они «на самом деле ничегошеньки не выучили». Это – детская болезнь, свидетельствующая о начинающемся обращении немецкого студиоза в социал-демократическую веру, болезнь, которая неотделима от этого движения, но которая, однако, при удивительно здоровой натуре наших рабочих, будет, несомненно, изжита.

Не моя вина, что я должен был следовать за господином Дюрингом в области, в которых, в лучшем случае, я мог выступать только в качестве дилетанта. В подобных случаях я, по большей части, ограничивался тем, что противопоставлял ложным или неправильным утверждениям моего противника правильные, бесспорные факты. Так пришлось мне поступить в области юриспруденции и в некоторых вопросах естествознания. В других случаях дело шло об общих принципах из области теоретического естествознания, следовательно о вещах, в которых и естествоиспытатель-специалист вынужден выйти из рамок своей специальности и переступить в соседнюю область, – т. е. о вещах, в которых он, по признанию господина Вирхова, является таким же «полузнайкой», как и мы, простые смертные. Надеюсь, что к небольшим неточностям и погрешностям моего изложения отнесутся с тем же снисхождением, каким относятся в этих случаях друг к другу специалисты.

Когда я заканчивал это предисловие, мне попалось на глаза составленное господином Дюрингом объявление о новом «капитальном творении господина Дюринга «Новые основные законы рациональной физики и химии». Я отлично сознаю недостаточность своих сведений в химии и физике, но все же, думается, я достаточно знаю господина Дюринга, чтобы, не заглядывая даже в вышеназванное сочинение, предсказать, что установленные в нем законы физики и химии по своей ошибочности или тривиальности достойны занять место рядом с прежними, открытыми господином Дюрингом и ра-зобранными в моем сочинении законами политической экономии, мировой схематики и т. д. и что построенный господином Дюрингом ригометр, или инструмент для измерения очень низких температур, пригодится в качестве измерителя не высоких или низких температур, а единственно только невежественной дерзости господина Дюринга.

Для меня было неожиданностью, что настоящее сочинение должно появиться новым изданием. Разбиравшиеся в нем вопросы в наше время уже почти что забыты; само оно не только печаталось частями в лейпцигском «Vorwarts"e» в 1877 и 1878 гг. для многих тысяч читателей, но было выпущено отдельной книгой в большом количестве экземпляров. Кого же еще может интересовать, что я писал несколько лет тому назад о господине Дюринге?

Успехом этим я обязан, разумеется, прежде всего тому обстоятельству, что это произведение, как и вообще почти все мои находившиеся еще тогда в продаже сочинения, было, вскоре после объявления закона против социалистов, запрещено в Германской империи. Для того, кто не закоснел в наследственных бюрократических предрассудках стран Священного союза, было ясно, к чему приведет этот запрет; следствием его были удвоенный и утроенный сбыт запрещенных книг и доказательство бессилия господ из Берлина, которые объявляют запрещения и не могут провести их на практике. В результате – любезность имперского правительства вызывает потребность в большем количестве новых изданий моих мелких сочинений, чем я это могу взять на себя; у меня нехватает времени просмотреть как следует текст этих вещей, и, по большей части, я должен ограничиваться простой перепечаткой их.

К этому присоединяется еще другое обстоятельство. Разобранная здесь «система» господина Дюринга захватывает обширнейшую теоретическую область; я вынужден был повсюду следовать за ним и противопоставить его взглядам свои собственные. Отрицательная критика стала благодаря этому положительной; полемика превратилась в более или менее связанное изложение представляемого Марксом и мной диалектического метода и коммунистического мировоззрения, к тому же в довольно обширном ряде областей знания. С тех пор как Маркс впервые изложил в «Нищете философии» и «Коммунистическом манифесте» этот метод, последний пережил двадцатилетний инкубационный период, пока с появлением «Капи-

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ 7

тала» он не стал захватывать с растущей быстротой все более широкие круги; а в настоящее время он имеет последователей во всех странах, даже за пределами Европы, где имеются, с одной стороны, пролетарии, а с другой,-добросовестные научные теоретики. Таким образом, существует, повидимому, читающая публика, настолько интересующаяся этим вопросом, что она готова ради положительной части сочинения примириться и с ставшей теперь во многих отношениях бесцельной полемикой со взглядами Дюринга.

Замечу мимоходом: так как излагаемый здесь метод и мировоззрение в значительнейшей своей части был обоснован и развит Марксом и лишь в ничтожной мере мной, то, само собой разумеется, что моя книга появилась не без его ведома. Я прочел ему всю рукопись перед тем, как отослать ее в печать, а десятая глава отдела о политической экономии («Из критической истории») была написана Марксом и только из посторонних соображений была мною, к сожалению, виде предыдущее. Во-первых, как мне ни хотелось изменить кое-что в изложении, у меня не было времени для основательного пересмотра книги. Дело в том, что на мне лежит обязанность приготовить к печати оставшиеся от Маркса рукописи, а это гораздо важнее, чем все прочее. К тому же и совесть моя противится всякому изменению текста. Моя книга представляет полемическое сочинение, и по отношению к своему противнику я считаю себя обязанным не улучшать ничего там, где он не может ничего улучшить. Я мог бы только потребовать себе право возразить на ответ господина Дюринга. Но я не читал и без особой нужды не стану читать того, что господин Дюринг написал о моей работе:

теоретические счеты с ним я покончил. Кроме того, я тем более обязан соблюдать по отношению к нему правила литературной борьбы, что с тех пор берлинский университет обошелся с ним до позорности несправедливо. Правда, он был за это наказан. Университет, который идет на то, чтобы лишить господина Дюринга, при всех известных обстоятельствах, свободы преподавания, не вправе жаловаться, если при других, тоже всем известных обстоятельствах, ему навязывают господина Швенингера.

Только во второй главе третьего отдела, «Очерк теории», мною сделаны объяснительные дополнения. Так как в ней излагается коренной пункт защищаемого мною мировоззрения, то мой против-ник не будет сетовать на меня за то, что я старался быть более

8 АНТИ-ДЮРИНГ

популярным и сделать кое-какие дополнения. У меня же к этому есть и внешний повод. Дело в том, что три главы-первая глава Введения и первая и вторая главы третьего отдела-были мною обработаны в самостоятельную брошюру для моего друга Лафарга, который должен был перевести ее на французский язык; затем с французского издания были сделаны переводы на итальянский и польский языки. По-немецки эта же брошюра вышла под заглавием «Развитие социализма от утопии к науке»; в течение нескольких месяцев она выдержала три издания и была переведена на русский и датский языки. Во всех этих изданиях только упомянутая выше глава появилась с дополнениями, и было бы педантично с моей стороны в новом издании оригинального произведения придерживаться первоначального текста, а не того, который в позднейших изданиях получил международное значение.

Но, кроме этого, мне хотелось бы внести изменения по двум пунктам. Во-первых, по отношению к первобытной истории человечества, ключ к которой дал нам Морган лишь в 1877 году. Но так как мне за это время пришлось обработать относящийся сюда доступный мне материал в моей книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (Цюрих 1884 г.), то я считаю достаточным простое указание на эту работу. Во-вторых, по отношению к той части, в которой речь идет о теоретическом естествознании. Она сильно страдает от неясности изложения, и многое можно было бы изложить гораздо яснее и определеннее. Если я не считаю себя вправе изменить текст, то тем более я обязан критиковать самого себя здесь, в предисловии.

Маркс и я были единственными, которые из немецкой идеалистической философии спасли сознательную диалектику, перенеся ее в материалистическое понимание природы и истории. Но для диалектического и вместе с тем материалистического понимания природы требуется знакомство с математикой и естественными науками. Маркс знал основательно математику, но за естественными науками мы могли следить лишь урывками, спорадически. Поэтому, как только я покинул торговую контору и переехал в Лондон, я в меру сил подверг себя, в области математики и естествознания, процессу полного «линяния», как выражается Либих, п потратил на это бОльшую часть своего восьмилетнего пребывания там. Но в самый разгар этих занятий мне пришлось познакомиться с так называемой натурфилософией г. Дюринга. Вполне естественно поэтому, если я в то время часто не мог подыскать надлежащего технического термина и с некоторым трудом ориентировался в области теоретичес-

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ 9

кой. Зато сознание моей неуверенности делало меня осторожным и тем предохраняло от серьезных прегрешений против установленных в то время фактов и от извращения общепризнанных теорий. И лишь один непризнанный великий математик письменно жаловался Марксу, что я дерзнул оскорбить честь \/-1.

В этих занятиях математикой и естествознанием мне важнее всего было убедиться на частностях, – по отношению к общему я давно уже в этом не сомневался, – что над хаосом бесчисленных изменений в природе господствуют те же диалектические законы движения, что и над кажущейся случайностью исторических событий, – законы, которые проходят красной нитью через историю развития человеческой мысли и постепенно проникают в сознание мыслящих людей; законы, которые во всеобъемлющей, хотя и мистической форме,впервые были открыты Гегелем и которые нам хотелось – такова была одна из наших задач-освободить от этой мистической формы и представить во всей их простоте и всеобщности. Само собою разумеется, что старая натурфилософия, как бы много она ни содержала в себе действительно хорошего и плодотворного,1 нас не могла удовлетворять, как показано в прилагаемом сочинении.

1. Гораздо легче с тупоумной посредственностью а 1а Карл Фогт бранить старую натурфилософию, чем оценить ее историческое значение. В ней много нелепостей и сумасбродства, однако не больше, чем в современных не-философских теориях естествоиспытателей; а рядом с этим она содержит и много серьезного и разумного, как это стали признавать со времени pacпространения теории развития. Так, Геккель с полным правом признает заслуги Тревирануса и Окена. Последний в своем учении о первоначальной слизи и первом пузырьке выставил в качестве постулата биологии то, что позднее было открыто в форме протоплазмы и клетки. Что касается Гегеля, то он во многих отношениях стоял гораздо выше своих современников-эмпириков, объяснявших все непонятные явления тем, что в основу их клали какую-нибудь силу – движущую, плавательную, электрическую, силу сопротивления и т.д.– или, где где это не подходило, какое-нибудь неизвестное вещество-световое, тепловое, электрическое и т. п. Мнимые вещества теперь уже почти устранены, но спекуляция силами, с которой боролся Гегель, все еще иногда проявляется, как, например, в инсбрукской речи Гельмгольца в 1869 г. }