Бытовые электроприборы

Как называется лепнина на фасаде дома. Архитектурный словарь

Как называется лепнина на фасаде дома. Архитектурный словарь

Декоративная кладка кирпича — это процесс возведения стен с усложнёнными частями лицевой кладки, которая имеет художественную выразительность и служит в первую очередь эстетическим целям. Используя в работе разные способы раскладки, цвет и размер кирпича,
можно получить архитектурно оригинальный фасад здания.

Технология выполнения декоративной кладки такая же, как и при обычной лицевой.
Для декоративного оформления лицевой поверхности кирпичной кладки применяют узорчатую и рельефную кладки, пояски высотой в один ряд кирпича или несколько, а также различные способы расшивки швов. Чтобы получить рельефный рисунок, кирпичи располагают, например, так, чтобы в плане плоскости их грани образовали с плоскостью стены угол; одни кирпичи укладывают плашмя, другие — на ребро, располагая их в шахматном порядке.
Архитектурные детали фасадов зданий, выполняемые из кирпича и камней, усложняют кладку кирпича. К усложненным частям кирпичной кладки относятся карнизы из кирпича или керамических камней, пилястры, пояски, сандрики, русты, контрфорсы, полуколонны, эркеры, обрамления проёмов криволинейного очертания, арки а также подоконные и другие ниши.
Ниши — это углубления в кладке стены, кратные половине кирпича. В нишах располагают встроенные шкафы, приборы отопления, электрические и другие устройства.
Пилястры — это части кладки, выступающие из лицевой плоскости в виде прямоугольных столбов, выкладываемых в перевязку с кладкой стены.
Уступом кладки называют то место, где лицевая плоскость одной части стены смещена в ту или другую сторону от лицевой плоскости другой части.
Сандрик — архитектурная деталь стены над оконным или дверным проемом. Обычно это выступающий за плоскость стены над наличником карниз, увенчанный фронтоном. Обрамления приемов и наличники окон могут быть прямоугольного или криволинейного очертания.
Русты — горизонтальные борозды в кладке на глубину 30-60 мм, располагаемые через четыре – восемь рядов. Они расчленяют фасад стены на пояса, создающие рельефную поверхность.
Контрфорс — вертикальная опора, расположенная с наружной стороны стены, представляющая собой выступающую часть стены и предназначена для усиления несущей стены.
Кирпичную кладку архитектурных элементов из прямоугольного и профильного кирпича выполняют одновременно с воздействием наружных и внутренних стен здания.
Выступающие ряды кладки в карнизах и поясках выполняют из целых кирпичей. При этом свес каждого ряда кладки допускается не более чем на 1/3 длины кирпича, а общий вынос не армированного карниза — не более 1/2 толщины стены.
Карнизы с общим выносом более 1/2 толщины стены устраивают из армированной кирпичной кладки на растворе марки не ниже 25 или из сборных железобетонных элементов, заанкированных в кирпичной кладке.
Если стену выкладывают из пустотелого кирпича, то для свешивающихся рядов карнизов, поясков, а также частей, для которых кирпич нужно подтесывать, используют полнотелый или специальный (профильный) лицевой кирпич.

Архитектурные элементы помогают преобразить фасад строения, сделать его привлекательным и эстетически завершенным. Необходимо выбрать стиль декора, материал. Правильно подобранный фасадный декор способен скрыть архитектурные недостатки и подчеркнуть достоинства постройки, позволяет создать неповторимый облик строения. Важно грамотно разместить все элементы.

Основные виды архитектурных элементов

На рынке представлен большой выбор фасадного декора, каждый покупатель может подобрать то, что ему необходимо. Самые часто встречающиеся виды декоративных элементов:

  1. Колонны. С древних времен считались символом торжественности , строгости. Колонны - это вертикальные опоры на фасадах зданий. Выполняют функции несущих конструкций, а также играют декоративную роль. Для несущих конструкций используется гранит, мрамор, бетон, сталь, дерево. Декоративные колонны создаются из более дешевых материалов: металла, пластика, стекла, полиуретана.
  2. Пилястры.Вертикальные выступы на фасадах, которые по своей конструкции напоминают полуколонны. Изначально пилястры выполняли функцию укрепления фасадов по горизонтали, характерную для античной архитектуры. Это создавало дополнительную жесткость и определяло облик строения. В наше время пилястры используются для декоративного оформления и выполняются в стиле, который соответствует общему дизайну строения. Таким декором оформляют окна, двери, углы фасада.
  3. Фронтон. Представляет собой элемент фасада здания, завершающий торцевой участок кровли. Высота от 80 сантиметров до 2,5 метра. Выполняет декоративную функцию, защищает крышу от ветровых нагрузок. Разновидности фронтона: треугольный, килевидный, лучковый. Встречаются конструкции в форме ступеней, обрезанного круга. Для отделки фронтона применяется дерево, сайдинг, кирпич, черепица, вагонка, строительный пластик, декоративный пластик, ДСП, ДВП.
  4. Балкон. Площадка с перилами, укрепленная на балках, выступающих из стены. Укрепляются ограждениями, формируют и украшают дизайн всего строения. Разновидности балконов: стандартный, приставной, пристенный, навесной, французский. Существуют модели на железобетонном основании, с внешними опорами. Балконы не могут быть заменены просто по желанию владельцев квартиры, так как это может нарушить целостность архитектурного замысла в оформлении здания.
  5. Балясины. Короткие столбики, поддерживающие перила ограждений лестниц или балконов. Главной функцией является предотвращение травм и падений при передвижении по лестницам. Вместе с тем они выполняют и декоративную роль, способны украсить даже самый невзрачный балкон или лестницу. Выполняются из бетона, металла, натурального и искусственного камня, древесины, гипса. Элементы из гранита притягивают взгляд своей изысканностью и аристократической роскошью .

Лепнина на фасадах зданий

Лепнина придает любому зданию строгий, презентабельный вид , имитирует греческий, классический, римский стиль. Выполняется в виде волн, прямых линий, зигзагов, крестов, звезд.

Этим декором украшают все стены полностью или отдельные элементы фасада. Виды лепных элементов архитектуры:

  • молдинги;
  • декоративные панно;
  • капители;
  • маскароны;
  • русты;
  • барельефы;
  • наличники;
  • филенки;
  • модульоны;
  • фризы;
  • каннелюры.

Фасадная лепнина имеет влагостойкое покрытие. В случае необходимости ее дополнительно грунтуют и окрашивают в цвет, наиболее подходящий к дизайну строения:

  1. Фрески. Вид настенной живописи. Слово «фреска» в переводе с итальянского означает «свежий». В древние времена рисунок, нанесенный водяными красками, на свежую штукатурку сохранялся на протяжении многих десятилетий. Сейчас для производства фресок применяется другая технология, используются иные материалы. Художественная композиция наносится на стену, а изготавливается отдельно. Новым видом изделий становится цифровая фреска, простая в исполнении, но не уступающая по красоте настоящим рисункам. Изготавливаются фрески на флизелиновой основе и клеятся на предварительно выровненную поверхность стен.
  2. Барельеф. Один из древнейших видов фасадного оформления. Представляет собой выпуклое скульптурное изображение, выступающее на стенах фасада. Барельеф выполняет исключительно декоративную функцию и способен придать эксклюзивный вид даже самым заурядным строениям. Эти фасадные элементы можно встретить на зданиях исторического и культового назначения.
  3. Капитель. Верхняя (венчающая) часть вертикальной опоры, которая воспринимает на себя нагрузку горизонтальных балок перекрытий. Важным элементом здесь является валюта - в архитектуре это часть капителя. Этот элемент имеет форму спиралевидного завитка с «глазком» в центре. По боковым сторонам, валюты соединены между собой своеобразными валами, напоминающими свиток.

Лепной декор не перегружает пространство и сочетается со многими архитектурными стилями.

Материалы декоративных украшений

Архитектурные элементы здания производятся из качественных материалов с соблюдением всех технологий.

Натуральные

Натуральные материалы для изготовления фасадных элементов:

  1. Гипс. Традиционный материал для производства лепнины . Он не теряет своей популярности до сих пор. Природный и экологически чистый гипс очень пластичен, позволяет создавать сложные рисунки с большим количеством мелких деталей. Они получаются очень реалистичными. Гипс выглядит эстетично благодаря своему природному цвету. Недостатком материала является то, что он впитывает влагу и под ее действием разрушается. Декоративные элементы нужно периодически реставрировать. Такую лепнину можно крепить только на прочный фасад , ветхое строение не выдержит большой нагрузки. Процесс изготовления деталей требует больших временных и финансовых затрат. Гипсовый декор стоит дорого. Нет возможности резать декоративные элементы.
  2. Бетон. Как и гипс, считается традиционным материалом для изготовления фасадного декора. Позволяет создавать сложные формы и узоры, детали можно отливать самостоятельно. Сырье дешевле гипса. Готовые детали имеют серый цвет, поэтому фасад смотрится менее привлекательно. Если элементы окрасить, то их необходимо регулярно перекрашивать. Если сырье некачественное, украшения под воздействием погодных условий со временем начинают разрушаться. Декор тяжелый, это усложняет монтаж , невозможно изменить размер деталей. Современные технологии позволили создать искусственные заменители натурального бетона: стеклофибробетон и полимербетон.
  3. Стеклофибробетон - строительная смесь на основе бетона с добавлением стекловолокна. Производители иногда добавляют в смесь красители. Декор можно самостоятельно окрашивать в любой цвет. В состав полимербетона входит кварцевый песок, смолы, кварцевая мука, крошка гранита. Эти материалы значительно легче традиционного бетона, они прочные, долговечные, не боятся воздействия неблагоприятных погодных условий.

Искусственные

Пластичность искусственных материалов позволяет выполнять самые сложные архитектурные детали для декорирования:

  1. Искусственный камень. Используется как замена для бетонных и гипсовых элементов. Материал прочный, долговечный, не боится перепадов температур, легко переносит неблагоприятные условия. Не требует специального ухода и обработки защитными составами. Цена на декор средняя. Материал тяжелый, могут возникнуть сложности в процессе монтажа, размеры необходимо продумывать заранее. Поверхность шершавая, иногда не получается четко проработать мелкие детали. Нельзя резать и пилить декор.
  2. Пенополистирол.Современный, доступный материал. Несложный процесс изготовления. Материал легкий, его просто монтировать, можно резать. Цена на декор невысокая. Имеет низкую плотность, впитывает влагу и под ее воздействием разрушается, может плесневеть. Неустойчив к воздействию неблагоприятной погоды. Может изменять свою форму (набухать, пересыхать, трескаться). Легко ломается, необходимо постоянно реставрировать или заменять элементы. Легко воспламеняется, быстро горит, выделяет вредные вещества. Невозможно точно прорисовать мелкие детали.
  3. Пенополиуретан.Современный качественный материал. Может составить конкуренцию натуральным изделиям. Имеет небольшой вес, плотную и прочную структуру. Устойчив к неблагоприятной погоде (не впитывает влагу, не усыхает, не боится перепадов температур). Не воспламеняется. Имеет гладкую поверхность, есть возможность точно воспроизводить мелкие детали. Стоит недорого. Пенополиуретановые изделия легко транспортируются и монтируются, собираются из частей. Внешне они не отличаются от изделий из гипса.

Декоративными элементами украшают городские здания: галереи, музеи, театры, гостиницы, кинотеатры, рестораны, кафе, а также частные дома и коттеджи.

Абака (абак) - (лат. abacus ‘доска’) - плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырехугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите - форму четырехугольника с усеченными углами и вогнутыми вовнутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.

Антаблемент - (фр. entablement от table - стол, доска) - балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза.
Антаблемент - верхняя, несомая часть архитектурного ордера. Структура антаблемента различна в трёх архитектурных ордерах: дорическом, ионическом и коринфском. В древнеримской и ренессансной архитектуре высота антаблемента обычно составляет примерно 1/4 высоты колонны.

Арка - архитектурный элемент , криволинейное перекрытие сквозного или глухого проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста). Как и любая сводчатая конструкция создаёт боковой распор. Как правило арки симметричны относительно вертикальной оси.
Арки , перекрывающие несквозной проем, называются слепыми. Одной из целей этого является увеличение прочности стены при экономии материала. В древности известен прием, когда арка делалась для облегчения, например, когда перекрытие проёма в стене было выполнено в виде плоской арки , для разгрузки которой над нею делалась слепая арка.
Аркбутан - (фр. arc-boutant) - один из типов используемых в церковной архитектуре контрфорсов в форме наружной полуарки, передающей горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб и расположенной за пределами основного объёма здания.
Применение аркбутанов позволяет значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство здания, увеличить оконные проёмы, а также пролёты сводов.
Традиционно аркбутаны связывают с готической архитектурой, хотя в замаскированном виде они применялись ещё в византийских и романских сооружениях. Однако в XII веке аркбутаны, по-прежнему выполняя функцию распределения нагрузки, превратились в специально выставленный на показ декоративный элемент и использовались в таких известных сооружениях как Шартрский собор, Собор Парижской Богоматери, Собор в Бове, Реймсский собор и др.
Архитрав - или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) - архитектурный термин , имеющий троякое значение.
Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток между колоннами, столбами или косяками (в окнах и дверях).
Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны ; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.
В-третьих, архитравом называется вид изразцов, употребляемых на облицовку голландских печей.

Аттик - (от др.-греч. ἀττικός) - декоративная стенка , возведённая над венчающим сооружение карнизом . Впервые аттик стал применяться в древнеримской триумфальной арке, как её архитектурное завершение. Аттик часто украшается рельефами или надписями.
В архитектуре неоклассицизма и ар-деко аттиком называется низкий этаж или глухой высокий парапет над главным карнизом здания.
Во французской архитектуре XIX века аттиком стал также называться жилой этаж, расположенный непосредственно под скатной кровлей здания.

Барабан - цилиндрическая часть здания, служащая опорой куполу.

Бровка - в древнерусской архитектуре декоративная деталь над окном в виде валика.

Витраж - (фр. vitre - оконное стекло, от лат. vitrum - стекло) - произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
С давних пор витраж использовался в храмах.
В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент.
В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах». В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу.
В России витражи существовали еще в XII веке, однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов.

Дентикулы (зубчики) - (от лат. denticulus - зубец), или «ордерные сухарики» - ряд небольших прямоугольных выступов, расположенных в виде орнамента на карнизе здания и выполняющих роль декора . Встречаются в ионическом, коринфском ордере, а также в римском варианте дорического ордера. Прообразом дентикулов послужили торцы часто расположенных поперечных деревянных балок плоского глинобитного перекрытия в архитектуре Ионии.
Дентикулы встречаются как в архитектуре Древней Греции, так и на ёё более поздних интерпретациях времён классицизма и неоклассицизма.

Импост - в классической архитектуре горизонтальная тяга в виде карниза или выступа, служащая опорой для венчающей стену арки . В древнерусской архитектуре - верхняя часть лопатки, выполняющая функцию капители .


Ионик - в классической архитектуре элемент яйцеобразной формы, заостренный книзу. Из иоников составлялись орнаментальные пояса.

Каннелюры - (фр. cannelure) - вертикальный желобок на стволе пилястры или колонны (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких), а также горизонтальные желобки на базе колонны ионического ордера.
Появились на полуколоннах и колоннах в Египте (конец 3 - начало 2 тыс. до н. э., 8 или 16 каннелюр на колонну) и получили дальнейшее развитие в античной архитектуре. Каннелюрами, идущими параллельно от основания к вершине, могут быть покрыты колонны любого из пяти ордеров классической архитектуры, кроме тосканского. В дорическом ордере применяется не более 20 каннелюр на колонну, в ионическом ордере - 24 канелюры. Иногда каннелюры наносились на корпус керамических сосудов.
В конце XIX века Отто Вагнер использовал неглубокие параллельные каннелюры для вертикального членения плоскостей стен и пилястров. Вагнеровские каннелюры всегда обрываются, не доходя до земли; их нижние концы обычно образуют обращённый вниз треугольник. Эта деталь широко использовалась мастерами петербургского модерна.
Часто каннелюрами украшают мебельные ножки. Этот прием используется, в основном, при изготовлении мебели в классическом стиле.
Капитель - (от лат. caput - «голова») - венчающая часть колонны или пилястры . Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму.
Капитель в архитектурных ордерах .

Используется во многих архитектурных стилях , начиная с древнего Египта и античности. Капители египетских колонн обычно украшались стилизованными цветками или бутонами папируса. Также встречались лотосовидные капители и колонны с капителями в форме стилизованных листьев пальмы.
Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель - простая круглая подушка-эхин; у ионической капители - на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.
Капитель в современном строительстве
В современной архитектуре капителью также называется деталь сборного либо сборно-монолитного каркаса, опирающаяся на выступы колонны и предназначенная для восприятия нагрузки от вышележащего безбалочного перекрытия и снижения риска его разрушения в результате продавливания.

Карниз - (от греч. κορωνίς) - выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений , мебели. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.
В ордерной архитектуре карниз - венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперед и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами - мутулами.
Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным или дверным проёмом называется сандриком.
Профили карнизов в различных стилях мебели, равно, как и в архитектурных стилях, различны. Так, в английском классицизме было принято украшать мебельные карнизы орнаментом из листьев.
Карнизом также называют планки различных форм, использующиеся для подвешивания штор.
Кессоны (фр. caisson - ящик) - кассеты, квадратные или многоугольные декоративные углубления в потолочном своде или на внутренней поверхности арки.
Потолок, отделанный кессонами, называют кессонированным или лакунарным (от лат. lacuna – «углубление», «лакуна»).
Первыми применять кессоны при строительстве стали древние греки. В то время кессоны выполняли исключительно практическую функцию, уменьшая массу сводчатой плиты, снимая часть нагрузки с балок. Тем не менее, уже тогда кессоны старались декорировать: их украшали лепниной или рисунком.
Позже, когда при возведении зданий стали использовать бетон, посредством кессонов обеспечивали конструктивное усиление свода или потолка.
Так как система построения сводов и потолков со временем изменилась, кессоны утратили свое практическое значение и перешли в разряд декоративных элементов.
Кессонированные перекрытия иногда делались из дерева и часто использовались для оформления интерьеров ренессансных дворцов. В Италии в период Ренессанса художники расписывали кессоны сюжетами, как правило, на мифологические темы.

Консоль - горизонтальная конструкция, выступающая из стены и поддерживающая другие выступающие части здания: балкон, карниз, эркер . В интерьере консоль - полочка или столик, прикрепленный к стене.

Контрфорс - Контрфо́рс (фр. contre force - «противодействующая сила») - вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены , вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путем принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию.
История:
Контрфорсы получили распространение еще в средневековье, они стали важным элементом романского стиля архитектуры . Контрфорсы возводились вокруг всего сооружения, в виде устоев, примкнутых к стенам с внешней стороны и расположенных на некотором расстоянии друг от друга, против тех мест, в которых упираются в стену подпружные арки сводов.
Еще более важное значение контрфорсы приобрели в зодчестве эпохи готики. Архитектура этого периода характеризуется высокими стенами с относительно низкой несущей способностью из-за прорезанных в них больших оконных проемов. Поэтому контрфорсы сделались видным элементом сооружений этого периода. Поначалу их возводили также как и в романских постройках, вплотную к стене. Впоследствии, с развитием зодчества, их стали возводить несколько отступя от стен, но соединять их с ними аркбутанами. Разрез контрфорсов получил многоугольную форму, поверхность - архитектурное украшение, согласное с общей орнаментацией здания, а вершина - остроконечное увенчание в виде пинаклей. С возвращением искусства, в эпоху Возрождения, к античным формам, контрфорсы почти совсем вышли из употребления в архитектуре: их сменили, в значении стенных подпор, группы колонн или же декорированные полуколоннами выступы стен. Употребление контрфорсов в первоначальном, не маскированном виде удержалось почти исключительно в инженерном искусстве.
Другие виды контрфорсов
Угловой контрфорс - продолжение стен за пределы постройки на углу. Таким образом, этот участок в горизонтальном сечении представлял собой крест.
Диагональный контрфорс - опора, возводимая на углу постройки так, что образует со стенами угол 135°.

Конха элемент древневизантийской храмовой архитектуры , представляющий собой перекрытие в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий, такими как апсида или ниша.

В храмах, построенных в древней Византии, а также в России в конце XIX - начале XX веков (неовизантийский стиль), конхи, как правило, играли роль малых куполов, как бы подпирающих снизу объём центрального купола. Их барабаны выступают из здания в виде апсид. Снизу конхи, как правило, поддерживались притворами к зданию храма. Чаще всего вокруг центрального купола у храмов византийского стиля расположены четыре конхи, и храм, таким образом, венчает пятиглавие. Барабаны конх, как правило опоясывает такая же оконная аркада, как и у основного барабана.

Крестоцвет - (нем. Kreuzblume), флеро́н - распространенное в архитектуре готики украшение в виде стилизованного цветка, как правило образованного четырьмя ответвлениями-краббами от вертикального стержня. Служит декоративным завершением фиалов, вимпергов, щипцов.
Строго говоря, термин «крестоцвет» (нем. Kreuzblume) точно определяет лишь одну, наиболее распространенную, форму этого декоративного элемента . В качестве более общего названия используется термин «флеро́н» (фр. fleuron от фр. fleur - цветок), поскольку в ряде случаев цветок не имеет крестообразной формы. Однако повсеместное распространение в украшении готических храмов получила именно крестообразная форма, несущая определенное символическое значение и представляющая в профиле, откуда бы ни смотрел зритель, форму креста.
Купол - Ку́пол (итал. cupola - купол, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa - бочка) - пространственная несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т. п.). Купольные конструкции перекрывают преимущественно круглые, многоугольные, эллиптические в плане помещения и позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор. Образующими формами служат различные кривые, выпуклые вверх. От вертикальной нагрузки в купольных конструкциях возникают усилия сжатия, а также горизонтальный распор на опорах.
История куполов началась еще в доисторические времена, но технологически сложные и большие купола стали строить во время Римской
архитектурной революции, когда купола стали использовать при строительстве храмов и больших общественных сооружений. Считается, что самый древний купол из ныне существующих расположен в римском Пантеоне, возведённом примерно в 128 году нашей эры. Позже традиция куполостроения была перенята византийской религиозной и культовой архитектурой. Кульминацией этого периода стало применение революционной парусной технологии при возведении Софийского собора в Константинополе. После завоевания мусульманами империи Сасанидов и Византийского Ближнего Востока, купол стал также частью мусульманской архитектуры.
В Западной Европе купола снова приобрели популярность в эпоху Ренессанса, и достигли расцвета в начале XVIII века в архитектуре барокко . Напоминающие римский сенат, в XIX веке купола стали использовать при возведении государственных строений. В строительстве домов купола использовались редко, будучи в период барокко атрибутом лишь самых больших построек и дворцов.
Курдонер - (фр. cour d"honneur - почётный двор; в русском языке употребляется также форма курдонер) - ограниченный главным корпусом и боковыми флигелями парадный двор перед зданием. По красной линии обычно отделяется от наружного пространства сквозной оградой с воротами. Курдонёры широко распространены в европейской дворцовой архитектуре XVII - 1-й половины XIX веков (в России с начала XVIII века). Как приём парадной пространственной композиции курдонёр иногда применяется и в современной архитектуре . Лопатка - в древнерусской архитектуре вертикальный плоский и узкий выступ на стене без базы и капители (в отличие от пилястры ).

Кронштейн (нем. Kragstein - консоль) - консольная опорная деталь или конструкция, служащая для крепления на вертикальной плоскости (стене или колонне ) выступающих или выдвинутых в горизонтальном направлении частей машин или сооружений. Конструктивно кронштейн может выполняться в виде самостоятельной детали либо многодетальной конструкции с раскосом, а также в виде значительного утолщения в базовой детали. Механический принцип действия - сопротивление материала на скол и сдвиг.
Кронштейн в технике используется в основном для закрепления на вертикальных плоскостях деталей и узлов машин и устройств (к примеру, подшипников). Также кронштейны используются для крепежа троллейных проводов, кабелей, антенн и т. п.
Кронштейн в архитектуре , как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре , использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов , сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т.п.
Кронштейны также используются для крепления облицовочной кладки при строительстве зданий и сооружений. Так, существует технология так называемого вентилируемого фасада . Кронштейн крепится к монолитному перекрытию, на него кладется лицевой кирпич (облицовочный кирпич) или другой штучный кладочный элемент. Получается многослойная конструкция: несущее основание, утеплитель, воздушная прослойка, облицовочная кладка. Обычно через каждые два этажа или 7 м, максимальная высота кладки может быть 12 м. Материал кронштейнов - нержавеющая сталь (А4, DUPLEX). В промежутках между поясами кронштейнов устанавливаются специальные гибкие связи. Примерами зданий, где применялась данная технология могут являться такие здания, как гостиница Ритц на Тверской, жилой комплекс на ул. Пудовкина, ул. Станиславского, 11.
Кронштейн в автомобилестроении является одной из наиболее распространенных деталей, так как именно с помощью кронштейна к кузову автомобиля крепится штатное и дополнительное оборудование (примером могут служить самые различные виды кронштейнов: для крепления звуковых сигналов, осветительных приборов, номерных знаков и т. д.).

Лучковый фронтон - завершение фасада здания дугообразной линией (в форме натянутого лука). Часто украшается рельефом или росписью.

Люкарна (фр. lucarne, от лат. lux «свет») - оконный проём в скате крыши , обычно чердачной, или куполе, с вертикальной рамой, закрытой по бокам и сверху. Рама оконного проёма стоит обычно в той же плоскости, что и стена фасада, и нередко продолжает стену фасада или располагается в параллельной ей плоскости. Люкарна, помимо утилитарных функций, имеет декоративное значение и снаружи обычно украшается наличниками, лепными обрамлениями и другими декоративными элементами .

В европейской архитектуре позднеготического периода и в эпоху раннего Возрождения появился тип мансардных окон в люкарнах, со стороны фасада представляющий собой выложенное из кирпича продолжение стены. Такие окна нередко декорировались пышной лепниной с использованием стукко. В Англии и Шотландии в правление династии Тюдоров (XV-XVI века) получили распространение такие окна в постройках с остроконечными крышами. Во Франции со времён Людовика XII аналогичные окна сооружались на крышах замков. Люкарна была характерным элементом барочной архитектуры .
Широко применялась в архитектуре конца XIX-XX века в связи с характерными для неё декоративности архитектурных форм и интересом к архитектуре предшествующих эпох готики и Ренессанса.

Молдинг - накладная выпуклая планка с поперечными сечениями. Используется для декорирования различных поверхностей : стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершенный и аккуратный вид. Также молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.

Кроме декоративного, молдинги носят и функциональный характер, в частности, их используют для:
зонирования поверхности: разбивки на отдельные секции различной формы(прямоугольные, квадратные, фигурные, круглые), которые могут быть окрашены в разные цвета, либо фактурно выделены;
маскировки неэстетичных деталей или некачественной отделки: молдинги отвлекают внимание от дефектов, сосредотачивая взгляд на себе, как центре композиции;
защиты поверхности от механических повреждений.

Для изготовления молдингов используются самые различные материалы: гипс, мрамор, металл, дерево, пластик (для придания молдингу гибкости в пластик добавляют каучук), полистирол, полиуретан .

Наос (от греч. ναος - храм, святилище) центральная часть христианского храма, где во время богослужения находятся пришедшие в храм молящиеся.
С востока к наосу примыкает алтарь - важнейшее помещение храма, где располагается престол и совершается литургия. Алтарь в православных храмах отделён от наоса завесой и иконостасом. С запада к наосу присоединяется притвор или по гречески нартекс. В некоторых русских храмах притвор отсутствует и входная дверь храма ведёт прямо в наос.В раннехристианских храмах VI-VII веков, строившихся в форме базилики, наос имел продольную форму и состоял из нефов. Однако уже в V веке возникли центрические купольные храмы. В них наос мог иметь квадратную, круглую, гранёную или крестообразную форму. Форма наоса усложнялась обходными галереями и хорами, которые могли огибать помещение со всех сторон, кроме алтаря. В зрелом византийском искусстве с IX века повсеместно распространённым стал крестово-купольный тип храма. В нём наос имел квадратную или близкую к квадратной форму. В наосе располагались четыре колонны, поддерживавшие арки, своды и купол. Существовали храмы без несущих опор в интерьере. В них углы квадратного наоса перекрывались тромпами, поддерживавшими широкий купол. Существовали храмы с наосом в форме креста или трёх-четырёх листника. Последние принято называть триконхи и тетраконхи, так как их полукруглые торцы перекрывались полукуполами-конхами. Этот архитектурный тип широко распространился в архитектуре Армении и Грузии. В Сербии боковые части таких храмов принято называть певницами.
В древнерусской архитектуре распространился тип храма со столбами-опорами (сменившими византийские колонны). Наосы русских храмов XI-XIII веков имели прямоугольную форму и делились столбами на три или пять нефов. С запада обыкновенно были хоры, а расположенные под ними компартименты выделялись как нартекс. Этот тип храма просуществовал на протяжении всего древнерусского искусства. Только с XIV-XV веков в храмах исчезают хоры. В XVI-XVII веках распространились бесстолпные храмы, перекрытые шатром, крестообразным или сомкнутым сводами. Наос в них приобрёл предельно простую прямоугольную форму. По бокам к наосу часто примыкали приделы - малые храмы, имевшие схожую форму. С запада к наосу стала примыкать низкая продольная часть, так называемая трапезная. Во многих более поздних церквях XVIII-XIX веках интерьеры приделов и трапезной слились воедино, разделяясь только столпами. Интересные формы наоса встречаются в русских храмах периода барокко и классицизма. Встречаются храмы в стиле классицизм круглой формы, то есть ротонды. В середине второй половине XIX века в период эклектики возрождаются некоторые формы русских храмов XVII века и более ранних. В конце XIX начале XX века строится много церквей и соборов с повторением многих форм византийской архитектуры. В них пространство наоса вновь получило сложную и выразительную форму.
Нервюра - (фр. nervure - жилка, прожилка) - выступающее ребро готического каркасного крестового свода.
Наличие нервюр в совокупности с системой контрфорсов и аркбутанов позволяет облегчить свод, уменьшить его вертикальное давление и боковой распор и расширить оконные проёмы. Нервюрный свод также называют веерным. Система нервюр (главным образом в архитектуре готики) образует каркас, облегчающий кладку свода.
Нервюра в авиастроении - элемент поперечного силового набора каркаса крыла, оперения и других частей летательного аппарата, предназначенный для придания им формы профиля. Нервюры крепятся на продольном силовом наборе (стрингерах, лонжеронах) и являются основой для закрепления обшивки.

Ордер - в классической архитектуре порядок соотношения несущих и несомых частей здания: колонн и антаблемента . В Древней Греции сложились ордера дорический, ионический и коринфский.

Парус - в древнерусской архитектуре треугольные вогнутые поверхности, образуемые при переходе от прямоугольного в плане подкупольного пространства к круглому барабану купола. В однокупольных храмах в парусах помещаются изображения евангелистов.

Периптер - (от греч. perípteros - окруженный колоннами , от perí - вокруг и pterón - крыло, боковая колоннада ) - тип древнегреческого храма в антах, вокруг которого со всех сторон дорический ордер (чаще всего), колонны в один ряд. Периптер- прямоугольное в плане здание, с четырёх сторон обрамленное колоннадой, расстояние от которой до стен наоса равно одному интерколумнию. Внутри Периптер обычно состоял из пронаоса и наоса (латинское целла), позади наоса часто устраивался опистодом. Периптер сложился к началу 7 в. до н. э. и был наиболее распространённым типом храма в эпоху архаики
Понятие ввел Витрувий, который дал типологию древнегреческих храмов (мегарон, простиль, амфипростиль, периптер, диптер).

Пилястра - (также пиля́стр, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») - вертикальный выступ стены , обычно имеющий (в отличие от лопатки) базу и капитель , и тем самым условно изображающий колонну . Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола). В плане пилястры бывают прямоугольными, полукруглыми (полуколонны ) и сложной формы (например, «пучковые пилястры», «пилястры с полуколоннами »).
Пилястры широко применялись в ордерной архитектуре , служа как декоративным (для вертикального членения плоскости стены), так и конструктивным элементом (для усиления стены). Начиная с эпохи Возрождения пилястру можно встретить и в мебели, где она располагается, в основном, по обеим сторонам шкафов, и играет роль опоры.

Портал - архитектурное оформление входа в здание. В древнерусском зодчестве и в готике оформлялся архивольтами , в античной архитектуре и в новое время - фронтоном, пилястрами и т.д.

Портик - (лат. porticus) - крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны , поддерживающие её или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок . Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной - или глухой, или имеющей двери и окна.

Портик введён в архитектуру древними греками и был заимствован от них древними римлянами. В античных постройках он служил местом, в котором можно было сидеть и прогуливаться, укрывшись от палящих лучей солнца или от дождя. Этот род построек удержался в зодчестве средних веков (монастырские клуатры) и эпохи Возрождения. В новое время портики широко использовались в архитектуре классицизма XVIII - первой трети XIX века.

Розе́тка , розе́тта (от фр. rosette, буквально «розочка») в архитектуре - мотив орнамента в виде лепестков распустившегося цветка или нескольких листьев, одинаковых по форме, расположенных симметрично и радиально расходящихся из сердцевины, аналогично ботанической розетке.
Растительные орнаменты данного типа использовались со времён Древнего Египта, где наибольшее распространение получили мотивы на основе стилизованного цветка лотоса, видимого сверху. В Древней Греции розетками украшались погребальные стелы. Позднее она была воспринята романским стилем и Ренессансом, во времена которого, в подражание древнеримским интерьерам, рельефные и писанные розетки помещались в середине кессонов, на которые разбивались потолки и своды внутри зданий. Впоследствии этот приём распространился в Средней Азии и даже в Индии.
Розетты бывают рельефные, лепные , а также плоские, имитирующие объёмные , в технике монохромной росписи. Плоские розетты использовались еще в античные времена, в готике орнамент принял форму круглой оконной розы, ставшей отличительным признаком готической архитектуры.
Розетки часто комбинируются с другими декоративными элементами - геометрическими, спиральными и листовидными.

Роза - в готике большое круглое окно главного фасада храма. Симметричный рисунок витража придает ему сходство с цветком.

Сандрик - небольшой карниз над наличником оконного или дверного проема.

Фасад - (фр. façade - на чертежах это как фотография наружной стенки здания) - наружная, лицевая сторона здания .
Также фасадом называют чертёж ортогональной проекции здания на вертикальную плоскость.
Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения , его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.

Фиал - в готике шпиль, украшенный крестоцветами и краббами. Венчает собой пинакль.

Фриз - средняя часть антаблемента между архитравом и карнизом . В дорическом стиле украшается чередующимися триглифами и метопами, в ионическом - рельефами, образующими сплошную, непрерывную ленту (так называемый зофорный фриз). Позже фризом стали называть любую горизонтальную изобразительную или орнаментальную композицию.

Фронтон - (фр. fronton, от лат. frons, frontis - лоб, передняя часть стены) - завершение (обычно треугольное, реже - полуциркульное) фасада здания , портика, колоннады , ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Узкие стороны античных храмов всегда оканчивались вверху невысоким фронтоном, треугольное поле или тимпан которого бывало украшено скульптурными фигурами, а боковые карнизы несли на себе края двускатной крыши сооружения. В последнюю пору римского искусства появились фронтоны другой формы, перешедшие потом в архитектуру эпохи Возрождения, а именно такие, в которых наклонные карнизы заменяются одним непрерывным дугообразным карнизом, так что образуется тимпан в виде сегмента круга. В позднейшее время форма фронтонов разнообразилась ещё более: появились фронтоны в виде трапеции, с боковыми карнизами, не сходящимися вверху, в форме равностороннего треугольника и др. Такие фронтоны устраиваются преимущественно не над фасадами, а над окнами, дверями и крыльцами.
Основные виды

Килевидный - напоминающий перевёрнутый киль корабля, характерен для древнерусского деревянного зодчества.
Лучковый - дугообразный, напоминающий натянутый лук. При увеличении сегмента круга фронтон становится циркульным.
Полукруглый - с полуциркульным завершением.
Прерванный - с горизонтальным карнизом, прерываемым для вставки, например, окна. Если карниз отсутствует почти полностью и фронтон покоится, например, лишь на двух колоннах, такой фронтон называют полуфронтоном. Когда же карниз исчезает совершенно, фронтон превращается в щипец, или, в готической архитектуре, в вимперг.
Разорванный - с не сходящимися вверху и оставляющими между своими верхними концами (иногда переходящими в волюты) свободное пространство для помещения пьедестала для вазы, бюста или какого-либо другого украшения.
Раскрепованный - с выступающими вперёд частями - раскреповками (см.: Раскрепованный ордер).
Самцовый - сложенный из брёвен как непосредственное треугольное продолжение венцовой торцевой стены.
Ступенчатый - в виде ступеней, уменьшающихся в своих размерах кверху.
Трапециевидный - в виде трапеции.
Треугольный - в виде равнобедренного треугольника.
Фуст - ствол колонны от базы до капители.
Цоколь - (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) - многозначный термин:
Цоколь в архитектуре - лежащая на фундаменте нижняя, обычно несколько выступающая, утолщённая часть наружной стены здания, сооружения, памятника или колонны. Цоколь обычно получает декоративную обработку.

Щипец - в архитектуре верхняя часть, в основном торцевой стены здания, ограниченная двумя скатами крыши и не отделённая снизу карнизом (в отличие от фронтона). Название обычно применяется к постройкам с крутой двускатной крышей, образующей остроугольный щипец, который иногда завершает главный фасад здания. В готической архитектуре остроконечный щипец называют также вимперг.

Эдикула - в античной архитектуре маленький храм. Позже декоративная постройка или деталь, в миниатюре повторяющая композицию большого здания, например, ниша в виде портала с колоннами и фронтоном.

Эркер (нем. erker) - закрытая часть здания круглой, прямоугольной или многогранной формы, выступающая из плоскости стены. Обычно снабжен окнами, может быть остеклён по всему периметру. Могут быть как одно-, так и многоэтажными. Несущими для эркеров являются консольные балки или камни, реже ризалит. Верхняя часть эркера выполняется в виде ската, иногда даже нескольких. Встречаются также и эркерные «башенки», которые возвышаются над главным карнизом здания.
При помощи эркеров можно слегка увеличить внутреннее пространство помещений. Эркеры также способствуют улучшению проникновения солнечного света и увеличению обзора.
Остеклённые выступающие части некоторых машин, предназначенные для увеличения обзорности, также называют эркерами. Например, эркеры установлены на специальных железнодорожных вагонах-путеизмерителях или динамометрических вагонах.

Индивидуальный стиль фасаду смогут придать фасадные элементы и детали декора, изготовленные из современных материалов.

К основным достоинствам изделий для декора здания можно причислить:

  1. Сохранение размеров и геометрии форм.
  2. Простой и быстрый монтаж.
  3. Возможность реализации необычных дизайнерских идей.
  4. Устойчивость к бактериям, воде, грибковым образованиям.
  5. Отсутствие неприятного запаха.
  6. Продолжительный срок эксплуатации.

Чаще всего декорируют здание следующими элементами декора:

  • рустами;
  • карнизами;
  • фронтонами;
  • консолями;
  • сандриками;
  • парапетами;
  • барельефами и пр.

Дополнительно используются такие фасадные элементы здания, как входы, колонны, окна. Ниже подробнее о том, что собой представляют наиболее востребованные .

Карнизы – это разделительные выступающие элементы, позволяющие создавать границы между кровлей и наружной стеной.

Выделяют несколько видов таких архитектурных элементов фасадов здания:

  • сандрики;
  • венчающие;
  • лоджии;
  • эркеры.

Фронтон – детали для финишной отделки стены под крышей. Устанавливают его между карнизом и скатом крыши.

Колонны – наиболее часто используемые материалы для декора здания в стиле ампир. Чаще всего изделия изготовляют из камня, металла и дерева. Используются колонны либо в качестве опоры для арки либо исключительно с декоративной целью.

Консоль – еще один вид опоры, на этот раз с надежно зафиксированным концом, используемая для укрепления карнизов и балконов.


Русты – служат для визуального деления фасада с помощью углублений в стенах.

Балясина – невысокие столбики-колонны, подходящие для декора лоджий, балконов или террас.

Барельефы – объемные изображения для фасадов.

Парапет – небольшие возвышенности над кровлей, выполняющие функции декоративного ограждения.

Эркер – объемные наружные стены.

Лоджия – встроенное в стену помещение с ограждением, балкон – отрытая, выступающая за пределы стены площадка.

Использование перечисленных архитектурных элементов фасада позволяет добиться создания оригинального стиля здания с подчеркнутыми достоинствами и замаскированными недостатками.

Материалы для изготовления фасадных элементов декора – особенности

Разнообразие форм элементов легко достигается за счет использования новых материалов и передовых технологий.

О том, что это могут быть за материалы, какие плюсы и минусы использования имеет каждый из них можно узнать из таблицы, сравнивая такие показатели, как вес, цена, срок службы и другие.

Название материала Преимущества Недостатки
Полиуретан Небольшой вес, не требующий проведения работ по укреплению фундамента, простой монтаж, неприхотливость в уходе Непродолжительный срок службы в силу неустойчивости к уф-лучам, ограниченный выбор форм, неоправданно завышенная цена
Бетон Широкий выбор форм, практичность и надежность, возможность применения в роли несущей конструкции Серьезный вес, необходимость в укреплении несущей конструкции, сложный монтаж, недолговечность из-за неустойчивости поверхности бетона к влаге, высокая цена
Гипс Разнообразие форм, безопасность материала, эффектность деталей Сложный монтаж, неустойчивость к перепадам температур и влаге, большой вес, высокая стоимость
Пенопласт Долговечный за счет включенной в состав мраморной кроши, доступная стоимость, небольшой вес, простой монтаж, разнообразие форм Невозможность использовать в качестве несущей конструкции
Стеклопластик Способность имитировать поверхности природных материалов, практичность, возможность использования для создания радиусных деталей, устойчивость к перепадам температур, влаге, пыли и грязи, простая эксплуатация, быстрый монтаж, небольшой вес. Невысокие показатели износостойкости, излишняя чувствительность при изготовлении.

В заключение отметим, что основная часть используемых сегодня материалов для создания фасадного декора здания устойчивы к старению, выветриванию и не подвержены атакам микроорганизмов.

Работы по отделке фасадов здания разбиваются на несколько этапов. Начинается процесс с проектирования по заранее разработанным чертежам и эскизам с разработкой узлов крепления и при необходимости несущей конструкции.

Следующий этап – это изготовление деталей из выбранного заказчиком материала. Финишная часть – монтаж архитектурных элементов на стены здания.

Хотите больше информации по теме? Посмотрите эти статьи:

Отделка натуральным камнем - это дорогое удовольствие, ...

Фасад – это «лицо» любого здания. Он несет

На себе функцию не только эстетическую, но и защитную, и энергоэффективную: сохранение микроклимата в помещении – удерживает тепло в холодное время года и сохраняет прохладу в зной.
Фасады различают на главный, боковой и задний

Архитектурные элементы фасада

Декор – один из вариантов придания фасаду индивидуального стиля. Самое интересное в декоре и в архитектуре, что каждый временной период истории характеризовался наличием того или иного элемента практически во всех новых постройках. Например, в 18 веке было распространено декорировать фасад лепниной или обрамлять парадный вход колоннами.


  • Балясина – вертикальный элемент ограждения.
  • Баллюстрада – чаще всего невысокое ограждение лестниц, балконов, террас и т. д., состоящее из фигурных столбиков (балясин), соединённых между собой перилами или горизонтальной балкой.
  • Цокольный карниз – горизонтальный выступающий элемент по периметру цоколя.
  • Колонна – столб цилиндрической или круглой формы, который может являться как декоративным, так и несущим элементом. Стоит отдельно от здания.
  • Пилястра – плоский прямоугольный выступ стены, повторяющий пропорции колонны.
  • Сандрик – карниз над оконным проемом.
  • Русты – широкие прямоугольные накладки на углах стен.
  • Междуэтажный карниз или молдинг – выступ по периметру межэтажного перекрытия.
  • Венчающий карниз – выступ по периметру здания под крышей.
  • Подоконник – карниз под оконным проемом.
  • Откос – свободная часть пространства между оконной/дверной коробкой и выступом стены. Он есть как снаружи (на фасаде), так и в помещении.
  • Кронштейн – опорный элемент подоконника.
  • Арка – это криволинейное перекрытие глухого или сквозного проема. Арки могут выполнятся в виде рельефа как декор или являться архитектурной частью здания (дверной или оконный проем).
  • Замок или замковый камень – выступ в верхней части арочного свода, имитирующий замыкающий камень. На картинке можно увидеть замок в качестве декоративного элемента на плоской перемычке.
  • Наличник – декор оконного или дверного проема. Может быть выполнен из разных материалов. Функция наличника – скрыть расстояние между стеной и коробкой окна/двери.
  • Розетка - круглая накладка на стене;
  • Узор - плоский или объемный орнамент на фасаде (рельеф, барельеф);
  • Филенка - узкий линейный элемент с обрамлением или немного заглубленный. Филенка может обрамлять даже часть стены (окна, двери)
  • Фриз – полоса, обрамляющая или венчающая различные элементы фасада, не исключает наличие узоров, украшений, в том числе рельефных;
  • Внутренний угол;
  • Наружный угол;
  • Торец – узкая сторона постройки. Но есть исключения: если эта сторона является лицевой и в ней находится главный (парадный) вход, тогда термин «торец» не применим;
  • Цоколь – часть фундамента, находящаяся выше уровня земли. Цоколь несет на себе функцию распределения веса здания. Он может быть выступающим, западающим и на одном уровне (заподлицо) по отношению к несущим стенам здания;
  • Противопожарные рассечки – выполненные из негорючих материалов элементы, препятствующие распространению пламени. Чуть ниже будет рассказано о них подробнее;
  • Деформационные швы – такие швы закладываются как в системах «мокрых» фасадов, так и в бетонных конструкциях при постройке. Эти швы снижают нагрузки в местах возможной деформации, тем самым уменьшая риск трещин и преждевременного разрушения.

Пожарная безопасность

При устройстве фасадов среди мероприятий, способствующих повышению
безопасности при пожаре, являются:
  • применение негорючих материалов (НГ) в качестве утеплителя – каменная вата;
  • использование в фасадных системах утеплителя, не требующего наличия ветрозащитной мембраны;
  • если используются ветрозащитная мембрана или ЭППС-плиты предусматриваются противопожарные рассечки.
Что такое противопожарная рассечка? Этот элемент предотвращает распространение пламени при возможном возгорании. К его монтажу тоже предъявляются специальные требования.
В вентилируемых фасадах при наличии мембран используются перфорированные рассечки из металла (оцинкованная сталь, алюминий) с перфорацией или без. Такие элементы перекрывают воздушный поток в зазоре (при перфорации обеспечивает необходимую циркуляцию воздуха) и препятствует распространению огня внутри фасада.

Фасадные системы

Чтобы продлить эксплуатационные характеристики здания и защитить стены от атмосферного воздействия используются фасадные системы, которые позволяют утеплить здание и разительно изменить его изначальный вид. Это актуально и при реставрации здания. Например, в частных секторах старые дома часто «одевают» в сайдинг, что позволяет обновить внешний вид здания.
К фасадным системам предъявляются особые требования, которые в обязательном порядке должны соблюдаться:
  • стойкость к механическому воздействию;
  • химическая стойкость:
  • длительный период эксплуатации;
  • ремонтопригодность.

Среди фасадных систем выделяют следующие разновидности:

Система на основе сэндвич-панелей (многослойные панели)


Светопрозрачная (стекло)


Система мокрого типа (штукатурная, облицовка искусственным и натуральным камнем)


Слоистая каменная кладка


Навесная вентилируемая (сайдинг, блок-хаус, фасадные панели, плитка)


Материалы для отделки фасадов.

Внешние стены фасада могут являться несущими или просто ограждающими. От этого чаще всего зависит выбор материала для отделки. Еще одним фактором можно назвать назначение постройки. К примеру, стеклянные фасады можно увидеть в современной городской архитектуре (офисные центры, торговые площади), а в частных домах такие фасады встречаются редко.
Также учитываются шумовые параметры материала. Известно, что металлические панели могут «гудеть» от ветра и «шуметь» во время дождя.
Среди популярных материалов для отделки можно выделить:



, – устанавливаются на профилированную обрешетку, быстро собираются, в основном используются для реконструкции фасадов частных домов.


– применяется в системах мокрых фасадов как самостоятельный отделочный материал или в качестве армирующего слоя при облицовке камнем.


Облицовочный кирпич – данный материал является основным при создании слоистой каменной кладки.


Камень – или натуральный, популярным вариантом его применения является облицовка цоколя.


, металлические листы – используется в вентилируемых фасадах.