Бытовые электроприборы

Интерактивное обучение – современные методики получения знаний. Интерактивные методы обучения и их преимущества

Интерактивное обучение – современные методики получения знаний. Интерактивные методы обучения и их преимущества

Школьное образование включает в себя разнообразные методики обучения, целью которых является максимальное усвоение знаний учениками. Однако педагогов и методистов по-прежнему волнует вопрос о том, как эффективнее обучать подрастающее поколение. Именно поэтому позитивно воспринимается введение различных новшеств с целью успешного осуществления данного процесса.

Экстрактивный режим обучения

Общение между учеником и педагогом в школе всегда подразделялось на пассивное и активное. И только в последнее время возникла интерактивная технология обучения.
Что же собой представляет каждая из этих методик?

При пассивной модели освоение материала учеником происходит только со слов учителя, а также материала, данного в учебниках. На таком уроке главным действующим лицом является педагог. Школьники же являются просто пассивными слушателями. Связь учащихся с учителем при таком методе осуществляется посредством контрольных или тестов, а также опросов. Данная модель в образовании является традиционной и продолжает использоваться педагогами. Примером такого обучения являются уроки, проводимые в виде лекций. При этом ученики не выполняют никаких творчески заданий.

Активный метод

На современном этапе развития школы пассивный режим обучения становится неактуальным. Более широко начинают использоваться активные методы. Они являются такой формой взаимодействия учителя с учащимися, при которой обе стороны учебного процесса общаются друг с другом. Школьники при этом вовсе не пассивные слушатели. Они становятся активными участниками урока, имея равные права с педагогом. Это стимулирует познавательную деятельность детей и их самостоятельность. При этом в процессе получения знаний возрастает роль творческих заданий. К тому же если при пассивном методе главенствует авторитарный стиль, то при активном способе он переходит в демократический.

Однако и у данной модели имеются некоторые недостатки. При ее использовании школьники являются субъектами учения только для себя. Дети общаются с педагогом, но не ведут диалога друг с другом. Таким образом, активный метод обучения имеет одностороннюю направленность. Он актуален при использовании технологий самообучения, саморазвития, самовоспитания и ведения самостоятельной деятельности. При этом активный режим не учит детей обмену знаниями. Не позволяет он и набраться опыта взаимодействия в группе.

Инновационная методика

Существуют еще и современные интерактивные технологии обучения. При такой методике весь урок проходит в режиме диалога или беседы с кем-либо. Активные и интерактивные технологии обучения имеют между собой много общего. Некоторые даже ставят между ними знак равенства.

Однако интерактивная методика ориентируется на широкое взаимодействие школьников не только с педагогом, но и между собой. Каково же место учителя на таком уроке? Он направляет деятельность учащихся к выполнению поставленных перед классом задач. Таким образом, интерактивная технология обучения - это не что иное, как современная форма активного метода.

Инновационное понятие

Само слово "интерактив" пришло в русский язык из английского. Его дословный перевод означает "взаимный" (inter) и "действовать" (act). Понятие "интерактивный" выражает способность находиться в состоянии диалога, беседы или же взаимодействовать с кем-либо (например, с человеком), а также с чем-либо (компьютером). Таким образом, инновационная форма обучения представляет собой диалог, при котором осуществляется взаимодействие.

Организация интерактивного режима

Инновационная форма подачи знаний призвана создать максимально комфортные условия ученикам. Интерактивные технологии обучения в школе предполагают такую организацию урока, когда происходит моделирование различных жизненных ситуаций и используются ролевые игры. При этом общее решение поставленного вопроса принимается на основе анализа предложенных ситуаций и обстоятельств.

Информационные потоки проникают в сознание учеников и активизируют мозговую деятельность. Разумеется, интерактивная технология обучения требует полностью изменить существующую Кроме того, подобный режим невозможен без опыта и профессионализма самого преподавателя.

В структуре современного урока должна по максимуму быть применена технология интерактивных методов обучения, представляющая собой конкретные приемы. При их использовании получение знаний будет более интересным и насыщенным.

Так что же такое интерактивные технологии обучения в ДОУ? Это такие приемы, когда ученик постоянно реагирует на объективные и субъективные отношения системы обучения, периодически входя в ее состав в качестве активного элемента.

Значение инновационных форм обучения

Для образовательного процесса законодательство РФ закрепило принцип гуманизации. В этой связи потребуется пересмотр содержания всего процесса обучения.

Главной целью школьного процесса является целостное развитие личности ребенка при осуществлении самостоятельной мыслительной и познавательной деятельности. А этому в полной мере содействуют современные интерактивные технологии. При их применении ученик самостоятельно идет по пути к знаниям и усваивает их в большем объеме.

Целевые ориентации

Технология интерактивных методов обучения призвана:

Активизировать индивидуальные умственные процессы учащихся;
- пробуждать школьника;
- обеспечить понимание той информации, которая послужила предметом обмена;
- осуществить индивидуализацию педагогического взаимодействия;
- вывести ребенка на позицию, где он станет субъектом обучения;
- обеспечить двухстороннюю связь в процессе обмена информацией между школьниками.

Педагогические технологии интерактивного обучения ставят перед учителем задачу по облегчению и поддержке процесса получения знаний. При этом важно:

Выявить многообразие точек зрения;
- обращаться к личному опыту участников диалога;
- поддерживать активность школьников;
- соединять практику с теорией;
- способствовать взаимообогащению опыта участников;
- облегчить восприятие и усвоение поставленной задачи;
- поощрять детское творчество.

Основные позиции

Технологии организации интерактивного обучения являются самыми передовыми на сегодняшний день. Их сущность сводится к передаче информации не в пассивном, а в активном режиме при использовании приема создания проблемных ситуаций. является не передача готовых знаний школьникам или их направление к самостоятельному преодолению трудностей. Интерактивная технология обучения отличается от прочих существующих методик разумным сочетанием собственной инициативы ребенка с педагогическим управлением уроком. Все это способствует достижению главной цели обучения - созданию всесторонней и гармонично развитой личности.

Положительные стороны метода

Использование интерактивных технологий обучения позволяет:

Повысить эффективность обмена информацией управленческого, воспитательного и учебного характера;
- ученикам осуществлять самоконтроль, применяя полученные знания на практике.

Кроме того, интерактивная технология обучения способствует скорейшему умственному развитию ребенка. К тому же обмен информацией между учениками и учителем повышает уверенность ребенка в правильности сделанных им выводов.

Особенности организации

Использование интерактивных технологий обучения происходит при непосредственном взаимодействии школьников с учебным окружением. Оно выступает в качестве реальности, в которой дети приобретают опыт, являющийся центральным активатором учебного познания.

При обычном пассивном или активном обучении учителю отведена роль своеобразного фильтра. Он вынужден пропускать через себя всю учебную информацию. В отличие от этих традиционных методов интерактивное обучение предусматривает роль учителя как помощника школьника, активизирующего потоки информации.

Интерактивные модели обучения, по сравнению с традиционными, меняют взаимодействие ученика с учителем. Педагог уступает свою активность детям, создавая условия для проявления их инициативы. Школьники являются полноправными участниками таких уроков. При этом их опыт так же важен, как и опыт педагога, который не дает готовых знаний, а побуждает своих учеников к поиску.

Роль учителя

Технология развития интерактивного обучения предполагает, что педагог на уроке выполняет несколько задач. Одна из них - выступать в роли эксперта-информатора. Для этого необходимо заготовить и изложить текстовый материал, продемонстрировать видеоряд, ответить на вопросы участников урока, отследить результаты процесса обучения и т. д.

Также при интерактивном обучении педагогу отводится роль организатора-фасилитатора. Она состоит в налаживании взаимодействия школьников с физическим и социальным окружением. Для этого учитель разбивает детей на подгруппы, координирует выполнение данных им заданий, побуждает к самостоятельному поиску ответов и т. д.

Роль педагога при интерактивном обучении предполагает и выполнение функций консультанта. Учитель не только обращается к уже накопленному опыту учеников, но и помогает им в поиске решений поставленных задач.

Виды интерактивных технологий

Для эффективной подачи знаний на уроках по инновационному методу учитель использует:
- работу в малых группах, разбивая учеников на пары, тройки и т. д.;
- методику карусели;
- эвристические беседы;
- лекции, изложение которых является проблемным;
- методику мозговых штурмов;
- деловые игры;
- конференции;
- семинары в форме дебатов или дискуссий;
- средства мультимедиа;

Технологии полноценного сотрудничества;
- метод проектов и т. д.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Игра

Это одно из наиболее эффективных средств интерактивного обучения, пробуждающее живой интерес к предмету. Дети любят играть. И эту их потребность необходимо использовать для решения воспитательных и учебных задач.

Деловые игры для школьников должны быть тщательно подготовлены и продуманы учителем. В противном случае они будут недоступны детям и утомительны для них.

Деловые игры на уроке способствуют:

Повышению интереса к учебе, а также к проблемам, разыгрываемым и моделируемым в классе;
- возможности адекватного анализа той или иной ситуации;
- усвоению больших информационных объемов;
- развитию аналитического, инновационного, экономического и психологического мышления.

Деловые игры классифицируются в зависимости от:

Игровой среды (настольные, компьютерные, телевизионные, технические);
- области деятельности (социальные, интеллектуальные, физические, психологические, трудовые);
- методики (ролевые, сюжетные, предметные, имитационные);
- характера педагогического процесса (познавательные, обучающие, диагностические, обобщающие, развивающие, тренинговые).

Интерактивные технологии обучения иностранному языку нередко используют ролевые игры. Они могут носить вид драматического или развлекательного действия. При этом участникам такой игры присваивается та или иная роль, которую дети играют либо по заранее созданному сюжету, либо руководствуясь внутренней логикой среды. Это позволяет:
- развить мышление средствами изучаемого иностранного языка;
- повысить мотивацию к предмету;
- обеспечить личностный рост школьника;
- совершенствовать умение доброжелательно и активно общаться между собой.

Работа в парах или группах

Этот способ также популярен при проведении урока по интерактивному методу. Работа в парах или группах позволяет всем ученикам (даже самым стеснительным) практиковать межличностные отношения и навыки сотрудничества. В частности, это находит выражение в умении слушать и спокойно разрешать все возникающие разногласия.

Группы или пары могут формировать сами ученики, но чаще это делает учитель. При этом педагог учитывает уровень учащихся и характер их отношений, а также ставит перед ними максимально четкие задачи, записывая их в карточках или на доске. Также он дает группе достаточное количество времени для выполнения задания.

Карусель

Данную интерактивную технологию позаимствовали из психологических тренингов. Такой вид работы дети обычно очень любят. Для реализации данной методики учащиеся образуют два кольца: внешнее и внутреннее. Первое из них - это ученики, которые через каждые 30 секунд постепенно перемещаются по кругу. Внутренне кольцо составляют неподвижно сидящие дети, ведущие диалог с теми, кто оказался напротив их. В течение тридцати секунд происходит обсуждение того или иного вопроса, когда каждый из учеников старается убедить собеседника в своей правоте. Методика «Карусель» при изучении иностранного языка позволяет отработать темы «В театре», «Знакомство», «Разговор на улице» и т. д. Ребята беседуют с большим увлечением, и весь урок проходит не только динамично, но и весьма результативно.

Мозговой штурм

В процессе проведения интерактивного урока данный метод позволяет оперативно решить поставленную перед классом проблему с учетом максимального использования творческой активности школьников. Педагог предлагает участникам обсуждения выдвигать большое количество вариантов решения, среди которых могут быть и самые фантастические. После этого из всех идей отбираются наиболее удачные, которые и позволят ответить на поставленный вопрос.

Как видим, существуют самые разнообразные методы интерактивного обучения. И применение каждого из них дает возможность не только развить у учащегося коммуникационные навыки и умения, но и дать активный толчок к социализации личности, развить а также максимально ликвидировать психологическое напряжение, возникающее между педагогом и детьми.

Активные методы обучения - методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем.

Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности

Активные методы обучения позволяют развивать мышление обучаемых; способствуют их вовлечению в решение проблем; не только расширяют и углубляют знания, но одновременно развивают практические навыки и умения.

Методы активного обучения - это совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, которые обладают следующими основными признаками:

· вынужденная активность обучения;

· самостоятельной выработкой решений обучаемым;

· высокой степенью вовлечённости обучаемых в учебный процесс;

· преимущественной направленностью на развитие или приобретения математических умений и навыков;

· постоянной обработкой связью учащихся и учителя, и контролем за самостоятельной работой обучения.

Методы активного обучения обеспечиваюти направленную активизацию психических процессов учащихся, т. е. стимулируют мышление при использовании конкретных проблемных ситуаций и проведении деловых игр облегчают запоминание при выделении главного на практических занятиях, возбуждают интерес к математике и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.

Для организации на занятиях активно познавательной деятельности учащихся решающее значение имеет оптимальное сочетание методов активного обучения. Подбор этих методов можно осуществить по алгоритму, включающему в себя: анализ содержания учебного материала, определение целей урока.

Цепь неудач может отвратить от математики и способных детей, с другой стороны, обучение должно идти близко к потолку возможностей ученика: ощущение успеха создаётся пониманием того, что удалось преодолеть значительные трудности. Поэтому к каждому уроку необходимо тщательно подбирать индивидуальные задания, карточки, учитывающие индивидуальные способности учащихся. Дифференцированное обучение способствует развитию интересов и способностей детей. Опыт показывает, что есть множество факторов, формирующих интерес к математике: это возбуждающие любопытство задачи, влияние учителя, родителей, честолюбие и т. д.

Наиболее надёжный способ повысить вероятность пробуждения интереса – обеспечить проявление всех этих факторов. Значительное влияние на развитие математических способностей оказывают коллективные обсуждения и работа.

Таким образом, активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики.

Наравне с активными методами обучения в образовательном процессе применяются интерактивные методы. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов

В настоящее время многие учителя и преподаватели считают, что единственным условием внедрения интерактивного обучения в образовательную практику является непосредственное использование компьютерных средств обучения. Таким образом, понимание того, что именно стоит за термином «интерактивное обучение», не стало пока достоянием широкой педагогической практики.

Интерактивный метод – форма взаимодействия, ориентированная на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Чтобы достичь целей, поставленных на уроке учитель и ученик должны понимать друг друга, двигаться в одном направлении. Учитель также разрабатывает план, ход урока.

При использовании интерактивных форм учитель перестаёт быть основным доносчиком информации, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, даёт консультации и формулирует темы или вопросы для обсуждения в группах, контролирует порядок и время выполнения намеченного плана, готовит заранее необходимые задания. Если у кого-то из обучающихся имеется хоть небольшой опыт работы с решаемой задачей, он делится своими знаниями с остальными, при этом происходит и взаимосвязь всех учащихся друг с другом. Они начинают совместно решать поставленные задачи, преодолевать все конфликты, уступать, находить что-то общее.

Отсюда следует, что главная особенность интерактивного обучения в том, что процесс учения происходит в совместной деятельности, а все виды групповой формы могут быть отнесены к формам интерактивного обучения. Сюда же можно отнести и коллективный способ обучения, под которым понимается такая форма организации учебной деятельности, когда один учит всех, а все учат каждого.

Главные задачи интерактивных средств обучения:

§ обеспечить диалоговый характер обучения, исключить монологичес-кое преподнесение учебного материала;

§ исключить дублирование информации, которая может быть получена учащимися самостоятельно из доступных источников;

§ способствовать отработке в различных формах коммуникативных компетенций учащихся.

В решении воспитательных и учебных задач учителем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

· Круглый стол (дебаты, дискуссия) - это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, восполнить недостающую информацию, позволяющая закрепить полученные ранее знания, научить культуре ведения дискуссии, укрепить позиции, сформировать умения решать проблемы.

· Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака) − оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, даже самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые можно будет использовать на практике.

· Деловые и ролевые игры – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики.

· Case-study (ситуационный анализ, анализ конкретных ситуаций) – это педагогическая технология, основанная на использования реальной ситуации в целях анализа данного случая или моделировании ситуации, выявляются проблемы, ищется альтернативное решение и затем принимается оптимальное решение проблемы.

· Мастер класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Преподаватель в течение многих лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую проектирование, целеполагание, использование последовательности ряда известных воспитательных и дидактических методик, занятий, собственные «ноу-хау», мероприятий, учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п.

Существуют и другие виды интерактивного обучения, которые можно использовать в образовательном процессе. К ним относят тренинги, сократический диалог, групповое обсуждение, интерактивную экскурсию, видеоконференцию, фокус – группу, мини-лекцию, разработку проекта, решение ситуационных задач, проигрывание ситуаций, выступление в роли обучающего, методики «Займи позицию», «Дерево решений», «Попс-формула» и д.р.

Принципы работы на интерактивном занятии:

· занятие не должно быть лекцией, все должны работать вместе;

· все участники равны между собой, несмотря на возраст, опыт, социальный статус, место работы;

· каждый участник имеет право выдвигать собственное мнение по любому вопросу;

· никто из учеников не критикуется (критиковать можно только идею);

· все, что сказано на занятие это информация к размышлению.

Благодаря интерактивному обучению:

ü ученики лучше понимают и усваивают тему, творчески применяют знания, решая практические задачи;

ü повышается мотивация и вовлеченность учеников в решение обсуждаемых проблем, при этом они становятся активнее;

ü растут умения, знания, навыки, деятельность, ученики раскрывают новые возможности, накапливают опыт, осознают все ценности;

ü меняется опыт, установки, учеников, меняется их понимание об окружающей действительности, так как интерактивные методы обучения являются имитацией интерактивных видов деятельности.

Игра как метод

Математические игры имеют познавательное значение, поэтому в них на первый план выдвигается задача, для решения которой в мыслительной деятельности должны использоваться сравнения, анализ и синтез, суждения и умозаключения.

1. Основные задачи Конкурса по решению головоломок– повышение интереса учащихся к предмету; развитие логического мышления; приобретение школьниками опыта участия в соревнованиях.

2. Участники Конкурса– команды численностью 4 человека.

3. Всем командам-участникам Конкурса выдается одинаковый набор различных заданий, на решение которых дается 30-40 мин.

4. За правильное решение задания (ответ) начисляется его стоимость в баллах, за неправильное решение (ответ) – снимается половина стоимости задания в баллах.

Игры, которые обычно используют на уроках математики:

· «Морской бой» - излюбленная игра младших и старших школьников. Игровое поле – квадрат, состоящий из 10 столбцов и 10 строк. Координаты цели определяются именем столбца и строки.

В эту игру играют три команды. Одно поле на все команды. Все клетки кораблей закрашены. Клетки, касающиеся бортов корабля, обозначены буквой, соответствующей теме вопроса.

Участникам необходимо овладеть всеми кораблями. По очереди команды делают выстрелы. Ведущий открывает указанный квадратик. Если под ним окажется одна из палуб корабля, то этой команде сразу же начисляется 1 очко и дается право следующего хода. Если под ним окажется буква, то это значит, что рядом находится борт корабля. Команде задается соответствующий вопрос на обдумывание которого дается 30 сек. Если команда ответила не верно, то ответ может дать другая команда, кто быстрее, цена верного ответа – 2 очка, третьей попытки нет. Если никто не смог дать верного ответа, то ход переходит следующей команде. Если поле чистое – переход хода.

· «Своя игра». В игре участвуют 3-5 команд, которые с экрана выбирают тему вопроса и его стоимость. Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество баллов.

· «Математический банкир». Класс делится на команды (лучше по два человека), каждая из которых представляет банк (президент банка и его заместитель). На столе разложены карточки с заданиями в перевернутом виде, каждая карточка имеет стоимость от 50 до 300 условных единиц в зависимости от сложности задачи. Это возможные вклады, инвестиции и т. д. Стартовый капитал каждого банка – 500 условных единиц Выбрав карточку с заданием и решив задачу, банк пополняет свой капитал на указанную сумму, если задача решена верно и терпит убытки на указанную сумму, если решение не верное. Ирга идет в течении урока или двух. В конце подводятся итоги – по капиталам банка.

Эту игру можно использовать при отработке навыков решения заданий по какой-либо теме. Дает возможность ребятам работать в своем темпе и выбирать свой уровень сложности заданий по данной теме.

· Математический брейн-ринг. Основная цель этой игры – создать для школьника ситуацию, когда ему надо правильно и быстро решить задачу.

К началу игры ведущий должен иметь некоторый список задач, к которым указаны ответы.

Школьники разбиваются на команды. Каждой команде выдается листок, на котором она будет записывать ответы. Далее разыгрываются задачи. Разбор каждой происходит так:

1. Ведущий выдает (или просто читает) условие задачи командам, после чего они приступают к решению.

2. Сразу объявляется цена задачи по системе «баллы за ответ» + «баллы за решение».

3. Как только команда нашла ответ задачи, она его записывает на листочке и сдает ведущему.

4. Ведущий собирает ответы, учитывая порядок их поступления.

5. Решение задачи прекращается, когда собраны ответы от большей части команд.

6. Команды, которые дали верные ответы, получают «баллы за ответ». Команда, первой ответившая правильно, получает право рассказать решение. Решение оценивается по принципу «есть или нет»: команда получает либо все «баллы за решение», либо ничего.

Общее количество использованных задач зависит от затраченного времени и заранее не объявляется.

Когда розыгрыш задач закончен, подводится итог. Победителем признается команда, набравшая наибольшее число баллов.

Все эти игры можно использовать как на уроке, так и во внеурочное время. Внеурочная работа по математике предоставляет школьникам дополнительные возможности для развития способностей, прививает интерес к математике. Главное назначение внеклассной работы – не только расширение и углубление теоретического материала, изученного на уроках, но и развитие умений применять полученные на уроках знания к решению – нестандартных задач, воспитанию у учеников определенной культуры работы над задачей и развития интеллектуального потенциала каждого ученика.

Рисунок 1.3 Интерактивный метод

Интерактивный метод (рис.1.3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал).

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Другими словами, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

· пробуждение у обучающихся интереса;

· эффективное усвоение учебного материала;

· самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

· установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

· формирование у обучающихся мнения и отношения;

· формирование жизненных и профессиональных навыков;

· выход на уровень осознанной компетентности студента.

При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту - собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.


Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

· Круглый стол (дискуссия, дебаты)

· Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака)

· Деловые и ролевые игры

· Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)

· Мастер класс

В данных методических рекомендациях предложены к рассмотрению ведущие интерактивные формы обучения. Существуют и другие виды интерактивного обучения (методики «Займи позицию», «Дерево решений», «Попс-формула», тренинги, сократический диалог, групповое обсуждение, интерактивная экскурсия, видеоконференция, фокус-группа и д.р.), которые можно использовать в процессе обучения студентов. Кроме того, преподаватель кафедры может применять не только ныне существующие интерактивные формы, а также разработать новые в зависимости от цели занятия, т.е. активно участвовать в процессе совершенствования, модернизации учебного процесса.

Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению студентов. Представляется целесообразным рассмотреть необходимость использования разных интерактивных форм обучения для решения поставленной задачи.

Принципы работы на интерактивном занятии:

· занятие - не лекция, а общая работа.

· все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы.

· каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.

· нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).

· все сказанное на занятии - не руководство к действию, а информация к размышлению.

Алгоритм проведения интерактивного занятия:

1. Подготовка занятия

Ведущий (куратор, педагог) производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций (все термины, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми обучающимися), подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе.

При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты:

1) Участники занятия, выбор темы:

· возраст участников, их интересы, будущая специальность.

· временные рамки проведения занятия.

· проводились ли занятия по этой теме в данной студенческой группе ранее.

· заинтересованность группы в данном занятии.

2) Перечень необходимых условий:

· должна быть четко определена цель занятия.

· подготовлены раздаточные материалы.

· обеспечено техническое оборудование.

· обозначены участники.

· определены основные вопросы, их последовательность.

· подобраны практические примеры из жизни.

3) Что должно быть при подготовке каждого занятия:

· уточнение проблем, которые предстоит решить.

· обозначение перспективы реализации полученных знаний.

· определение практического блока (чем группа будет заниматься на занятии).

4) Раздаточные материалы:

· программа занятия.

· раздаточные материалы должны быть адаптированы к студенческой аудитории («Пишите для аудитории!»).

· материал должен быть структурирован.

· использование графиков, иллюстраций, схем, символов.

2. Вступление:

Сообщение темы и цели занятия .

Участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь;

Педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии;

При необходимости нужно представить участников (в случае, если занятие межгрупповое, междисциплинарное);

Добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т.п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочие определения изучаемой темы. Систематическое уточнение понятийного аппарата сформирует у студентов установку, привычку оперировать только хорошо понятными терминами, не употреблять малопонятные слова, систематически пользоваться справочной литературой.

Примерные правила работы в группе:

· быть активным.

· уважать мнение участников.

· быть доброжелательным.

· быть пунктуальным, ответственным.

· не перебивать.

· быть открытым для взаимодействия.

· быть заинтересованным.

· стремится найти истину.

· придерживаться регламента.

· креативность.

· уважать правила работы в группе.

3. Основная часть:

Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия, и включает в себя:

3.1. Выяснение позиций участников;

3.2. Сегментация аудитории и организация коммуникации между сегментами (Это означает формирование целевых групп по общности позиций каждой из групп. Производится объединение сходных мнений разных участников вокруг некоторой позиции, формирование единых направлений разрабатываемых вопросов в рамках темы занятия и создается из аудитории набор групп с разными позициями. Затем - организация коммуникации между сегментами. Этот шаг является особенно эффективным, если занятие проводится с достаточно большой аудиторией: в этом случае сегментирование представляет собой инструмент повышения интенсивности и эффективности коммуникации);

3.3. Интерактивное позиционирование включает четыре этапа интерактивного позиционирования :

1) выяснение набора позиций аудитории,

2) осмысление общего для этих позиций содержания,

3) переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом,

4) формирование нового набора позиций на основании нового смысла)

4. Выводы (рефлексия)

Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия - оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.

Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:

· что произвело на вас наибольшее впечатление?

· что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?

· есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?

· чем вы руководствовались в процессе принятия решения?

· учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы?

· как вы оцениваете свои действия и действия группы?

· если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Преподавателю кафедры необходимо глубоко вникнуть в данный вид обучения. Применение и подготовка студентов к той или иной интерактивной форме обучения для изучения конкретной дисциплины (темы занятия) должны быть отражены в рабочей программе дисциплины и в методических рекомендациях по подготовке к занятию в интерактивной (конкретной) форме.

и их преимущества

Интерактивные методы обучения

и их преимущества

Процесс обучения неразрывно связан с таким понятием, как методика обучения.

Методика – это не то, какими книжками или кассетами вы пользуетесь, а то, как организовано ваше обучение. Иными словами методика обучения – это форма взаимодействия учащих-ся и учителя в процессе обучения. Поясним последнее наше определение наглядными примерами. В рамках сложившихся условий обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействие между учителем и учениками (урок), целью которого является приобщение последних к тем или иным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.

Если брать обобщенно, то с первых дней существования обу-чения, как такового, и до сегодняшнего дня сложились, утверди-лись и получили широкое распространение всего три формы взаимодействия учителей и учащихся, которые приближенно можно представить следующими схемами (стрелки на схемах обозначают направления деятельности).

Из приведенных выше схем видно, что все методические подходы к обучению можно подразделить на три группы:

1. Пассивные методы;
2. Активные методы;
3. Интерактивные методы.

Каждый из приведенных методических подходов имеет свои особенности. Ниже мы рассмотрим каждый из методических подходов, но особо остановимся на интерактивных.

Пассивный методический подход, как видно из схемы 1 – это такая форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель является основной действующей фигурой урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. Обратная связь в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. Пассивный метод считается самым неэффективным с точки зрения усвоения учащимися учебного материала, но его плюсы – это относительно нетрудоемкая подготовка урока и возможность преподнести сравнительно большое количество учебного матери-ала в ограниченных временных рамках. Учитывая эти плюсы, многие учителя предпочитают его остальным методам. И действи-тельно, в некоторых случаях этот подход успешно работает в ру-ках умелого и опытного учителя, особенно если учащиеся уже имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Самой распространенной формой пассивного урока является лекция. Этот вид урока широко распространен в 10-11 классах, так как старшеклассников можно рассматривать как вполне сформировавшихся людей, имеющих четкие цели глубоко изучать предмет, хотя активные методы дали бы еще более эффективные результаты.

Активный методический подход, как видно из схемы 2 – это такая форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся теперь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основной действующей фигурой был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные уроки предполаг-али авторитарный стиль обучения, то активные предполагают демократический стиль. Активный и интерактивный методиче-ские подходы имеют много общего. В общем, интерактивный ме-тод можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Просто в отличие от активных методов интер-активные ориентированы на более широкое взаимодействие уче-ников не только с учителем, но и друг с другом и на доминиро-вание активности учащихся в процессе обучения (смотрите схему 3). Ниже мы подробнее рассмотрим именно интерактивные уроки.

Интерактивный методический подход.

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действо-вать) – означает взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо.

Другими словами, интерактивные методики обучения - это специальная форма организации познавательной и коммуни-кативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются во-влеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Место учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направле-нию деятельности учащихся на достижение целей урока. Он же разрабатывает план урока (как правило, это совокупность интер-активных упражнений и заданий, в ходе работы над которыми ученик изучает материал).

Таким образом, основными составляющими интер-активных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися.

Принципиальное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что в ходе их выполнения не только и не столько закрепляется уже изученный материал, сколько изучается новый. И потом интерактивные упражнения и задания рассчитаны на так называемые интерактивные подходы. В современной педагогике накоплен богатейший арсенал интерактивных подходов , среди которых можно выделить следующие:

1. Творческие задания;

2. Работа в малых группах;

3. Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);

4. Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);

5. Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представ-ления, песни и сказки);

6. Разминки;

7. Изучение и закрепление нового материала (интер-активная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, Сократический диалог);

8. Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)», ПОПС-формула, проективные техники, «Один - вдвоем - все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты, симпозиум);

9. Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов», «Переговоры и медиация») и так далее

Под творческими заданиями мы будем понимать такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов.

Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Вокруг него создается атмосфера открытости, поиска. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное "правильное" решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.

Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:

    не имеет однозначного и односложного ответа или решения;

    является практическим и полезным для учащихся;
    связано с жизнью учащихся;

    вызывает интерес у учащихся;

    максимально служит целям обучения.

Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.

Работа в малых группах - это одна из самых популяр-ных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе - неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др.

Групповую работу следует использовать, когда нужно решить проблему, которую учащиеся не могут решить самостоя-тельно. Если потраченные усилия и время не гарантируют желаемого результата, лучше выбрать метод "один - вдвоем - все вместе" для быстрого взаимодействия.

Начинать групповую работу следует, не торопясь. Если у вас или у учащихся никогда не было опыта работы в малых группах, можно организовать сначала пары. Уделите особое внимание учащимся, которые с трудом приспосабливаются к работе в небольшой группе. Когда учащиеся научатся работать в паре, переходите к работе в группе, которая состоит из трех учащихся.

Как только вы убедитесь, что эта группа способна функционировать самостоятельно, постепенно добавляйте новых учащихся. Старайтесь не включать в малую группу более пяти человек.

Опытные методисты рекомендуют образовывать группы с разнородным составом учащихся, включая туда сильных, средних и слабых учащихся, юношей и девушек, представителей разных культур, социальных слоев и т.д. В разнородных группах стимулируются творческое мышление и интенсивный обмен идеями. Учащиеся проводят больше времени, представляя свою точку зрения, могут обсудить проблему более детально и учатся рассматривать вопрос с разных сторон. В таких группах строятся более конструктивные взаимоотношения между участниками.

Способы распределения учащихся по группам

Существует множество способов распределения учащихся по учебным группам. Возможно заранее составить список групп и вывесить его, указав место сбора каждой группы. В этом случае вы контролируете состав группы.

Наиболее простой способ произвольного распределения - попросить учащихся рассчитаться "на первый-второй..." по числу групп. После расчета первые номера образуют первую группу, вторые - вторую и так далее. Вместо номеров можно использовать цвета, времена года, страны и т.д.

Еще один способ - по позиции (или желанию) учащихся.
Сохранение стабильного состава группы в течение достаточно до-лгого времени способствует достижению учащимися мастерства в групповой работе. В то же время смена состава группы позволяет всем учащимся поработать с разными людьми и узнать их.

Распределяйте роли внутри групп. При работе в малой группе учащиеся могут выполнять следующие роли:

    фасилитатор (посредник-организатор деятельности группы);

    регистратор (записывает результаты работы);

    докладчик (докладывает результаты работы группы всему классу);

    журналист (задает уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задание, например те вопросы, которые могла бы задать другая сторона в дискуссии или в судебном слушании);

    активный слушатель (старается пересказать своими словами то, о чем только что говорил кто-либо из членов группы, помогая сформулировать мысль);

    наблюдатель (наблюдатель анализирует эффективность ра-боты группы и может выставлять оценки или баллы каждому участнику группы);

    хронометрист (следит за временем, отпущенным на выполнение задания).

Возможны и другие роли. Распределение ролей позволяет каждому участнику группы активно включиться в работу. Если группа сохраняет стабильный состав на протяжении длительного времени, учащихся следует менять ролями.

Организуя групповую работу, обращайте внимание на следующие ее аспекты: убедитесь, что учащиеся обладают знани-ями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать - учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания.
Старайтесь сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз. Запишите инструкции на доске и (или) карточках.

Предоставьте группе достаточно времени на выполнение задания. Придумайте, чем занять группы, которые справятся с заданием раньше остальных.

Групповая работа должна стать правилом, а не радикаль-ным, единичным отступлением от традиционной практики при-менения пассивных методов обучения. В то же время не следует использовать малые группы в тех случаях, когда выполнение задания требует индивидуальной работы.

Подумайте о том, как ваш метод поощрения/оценки влияет на использование групповой работы. Обеспечьте групповые награды за групповые усилия.

Будьте внимательны к вопросам внутригруппового управ-ления. Если один из учащихся должен отчитаться перед классом о работе группы, обеспечьте справедливый выбор докладчика. Старайтесь также обращать внимание на то, как уважаются права каждого члена группы.

Будьте готовы к повышенному рабочему шуму, характер-ному для методов совместного обучения.

В процессе формирования групп остерегайтесь "навешива-ния ярлыков" на учащихся и на группу в целом. Как правило, желательны разнородные группы.

При подготовке задания для работы в малых группах продумайте ожидаемые учебные результаты каждой группы.

1. Как правило, стоит сообщить задание всей аудитории до разделения на группы.

2. Обсудите с учениками, понятно ли им задание.

3. Выработайте (или напомните) правила работы в группах.
Выше Вы ознакомились с характеристикой таких широко распространенных интерактивных подходов, как творческие задания и работа в малых группах. Названия остальных подходов говорят сами за себя.

Ниже примерно приведена одна из самых распростра-ненных структур интерактивного урока , названная схемой Колба:

1. Мотивация и объявление новой темы - 10% времени от общей длительности урока;

2. Закрепление (повторение) пройденного - 20% времени от общей длительности урока;

3. Изучение нового материала - 50% времени от общей длительности урока;

4. Оценивание - 10% времени от общей длительности урока;

5. Подведение итогов урока (дебрифинг, рефлексия) - 10% времени от общей длительности урока.

Временное распределение в данной схеме можно рассматривать условным, учитель может по своему усмотрению и в зависимости от особенностей урока продлевать или укорачивать те или иные этапы урока, однако желательно, чтобы все перечисленные качественные этапы урока сохранялись.
Поясним каждый качественный этап урока более развернуто:

Мотивация - начальный этап урока, призванный сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учащимися учебного материала.

Закрепление - важный этап урока, не только повышаю-щий эффективность усвоение материала в целом, заинтересо-ванность учащихся, но и формирующий в сознании учащихся последовательную логическую структуру знаний и методов, применяемых в данном предмете, а не разрозненную россыпь сведений.

Изучение основного материала - главный целевой этап урока, на котором учащиеся непосредственно получают новые знания. На этом этапе, как уже было сказано выше, учителем должны быть подобраны задания, при выполнении которых учащиеся получают необходимые знания, навыки и умения. При подборке заданий учителю желательно также помнить китайскую поговорку: "Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю".

Оценивание - важный стимулирующий компонент уро-ка. Оценивание должно быть гибким, наглядным, непредвзятым и справедливым. Только в этом случае оно будет действовать, как стимулятор, в противном случае - оно может послужить основной причиной отторжения от предмета и падения заинтересо-ванности, поэтому здесь надо быть особенно осторожным, приме-нять методы коллективного оценивания, самооценивания, коман-дного оценивания и т. д. Наиболее распространенный способ оценивания на интерактивных уроках - набор баллов и коман-дное оценивание.

Дебрифинг - подведение итогов урока. Заключительный этап урока, на котором обычно учитель спрашивает, что понравилось на уроке, что - нет, собирает пожелания, замечания, и в итоге обобщает пройденное и побуждает к дальнейшему самостоятельному и более глубокому изучению материала.

Интерактивные методы обучения
Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе.

Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.


При этом термин «интерактивное обучение» поднимается по-разному. Поскольку сама идея подобного обучения возникла в середине 1990-х годов с появлением первого веб-броузера и началом развития сети Интернет, ряд специалистов трактует это понятие как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета. Вполне допустимо и более широкое толкование, как способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).
Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» - «взаимный», «act» - «действовать»).
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой.
Есть и другие признаки:

  • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

  • необычные условия работы;

  • активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

В педагогике различают несколько моделей обучения:


  1. пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

  2. активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

  3. интерактивная - взаимодействие.
Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи.

Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Необходимо помнить :
Учебный процесс организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения.

Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Организуются индивидуальная, парная, групповая работа; проектная работа, ролевые игры; работа с документами и различными источниками информации.

Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.

Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.

Преподаватель ведет студентов к самостоятельному поиску. Его активность уступает место активности студентов, основной задачей становится создание условий для инициативы учащихся. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Поэтому интерактивное обучение призвано изначально использоваться в интенсивном обучении достаточно взрослых обучающихся.


Интерактивные методы могут применяться при организации следующей работы со студентами:

  • организация тематических занятий

  • организация временных творческих коллективов при работе над учебным проектом

  • формирование портфолио студента

  • организация дискуссий и обсуждений спорных вопросов, возникших в коллективе

  • для создания образовательных ресурсов:

    • кафедральных образовательных архивов (курсов лекций, тренинговых материалов, дипломных работ, творческих работ, аудио и видеоматериалов и др.);

    • тематических библиографий.

Для решения воспитательных и учебных задач могут быть использованы следующие интерактивные формы:


      • интерактивная экскурсия

      • кейс-технологии

      • видеоконференции

      • круглый стол

      • мозговой штурм

      • дебаты

      • фокус-группа

      • деловые и ролевые игры

      • тренинги.

Принципы работы на интерактивном занятии:
1. Занятие – не лекция, а общая работа.

2. Суммарный опыт группы больше опыта тренера.

3. Все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта.

4. Каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.

5. Нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).

6. Все, сказанное на занятии, не руководство к действию, а информация к размышлению.


Предполагаемые результаты:

  • повышение эффективности занятий, интереса студентов к деятельности куратора;

  • Формирование и развитие у студентов коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов между студентами (умение жить в диалоговой среде; понимание, что такое диалог и зачем он нужен);

  • Формирование и развитие аналитических способностей, ответственного отношения к собственным поступкам (способность критически мыслить; умение делать обоснованные выводы; умение решить проблемы и разрешить конфликты; умение принимать решение и нести ответственность за них);

  • Формирование и развитие навыков планирования (способность прогнозировать и проектировать свое будущее).

Алгоритм проведения интерактивного занятия.


  1. Подготовка занятия

2. Вступление:
2.1. сообщение темы и цели занятия

3. Основная часть:

3.1. пассивное позиционирование (выяснение позиций участников) с фиксациями (Здесь есть одна сторона представления - только позиция аудитории)

3.2. сегментация аудитории и организация коммуникации между сегментами.

Это означает - формирование целевых групп по общности позиций каждой из групп. Мы производим объединение сходных мнений разных участников вокруг некоторой позиции и создаем из аудитории набор групп с разными позициями. Затем – организация коммуникации между сегментами.

Этот шаг является особенно эффективным, если мы имеем дело с огромной аудиторией: в этом случае сегментирование представляет собой инструмент повышения интенсивности и эффективности коммуникации


3.3. интерактивное позиционирование (Здесь есть три стороны - набор позиций аудитории, смыслообразование и создание нового набора позиций. Четыре этапа интерактивного позиционирования –

  • выяснение набора позиций аудитории,

  • осмысление общего для этих позиций содержания,

  • переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом,

  • формирование нового набора позиций на основании нового смысла).

4. Выводы (рефлексия)

Подробней остановимся на каждом из этапов интерактивного занятия.
Ведущий (куратор, педагог) производит подбор конкретной формы интерактивного занятия, который может быть эффективным для работы с данной темой в данной группе.
Вступление. «Скажи то, что ты собираешься сделать».

Участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь.

Педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии.
Примерные правила работы в группе:


  • Быть активным.

  • Уважать мнение участников.

  • Быть доброжелательным.

  • Быть пунктуальным, ответственным.

  • Не перебивать.

  • Быть открытым для взаимодействия.

  • Быть заинтересованным.

  • Стремится найти истину.

  • Придерживаться регламента.

  • Креативность.

  • Уважать правила работы в группе.

Основная часть. «Скажи то, что хотел сделать».


Процесс игры (участники взаимодействуют активно, пытаясь достичь поставленной цели). В структуру интерактивного занятия, в основную часть рекомендуется включать игры на снятие эмоциональных зажимов.

Золотое правило игры:

Игра требует времени, подготовки, пространства, определенного количества участников, готовности группы, мастерства ведущего.

Существует 2 вида игр на снятие эмоциональных зажимов:

«игры-ледоколы» (ice - breaker) – короткие игры, которые используются для создания атмосферы доверия в группе;

«игра-разминка» – используется для снятия напряжения, усталости, переключения внимания (во время перехода от одной части занятия к другой), при появлениях признаков усталости группы.

Примеры «игр-ледоколов»:

«2 правды, 1 ложь»

«Снежный ком»

«Мой новый знакомый человек особенный, потому что…»

Примеры «игр-разминок»:

«Космическая скорость»

Ход игры: Ведущий предлагает группе придумать и продемонстрировать самый быстрый способ передачи маленького мяча (любой другой предмет) по очереди от первого до последнего участника группы (время не должно превышать 5 сек.). При этом должны быть названы имена каждого из участников группы.

«Сказка»

Ход игры: Ведущий рассказывает группе начало сказки, знакомит с ее героями. А затем предлагает группе придумать кульминацию и развязку сказки. Каждый участник группы пишет предложение на листке бумаги, заворачивает часть листка с предложением, чтобы его нельзя было прочитать следующему участнику, который в свою очередь пишет свое предложение. Все участники пишут по фразе, затем ведущий представляет группе получившуюся сказку.
Выводы (рефлексия). «Скажите о том, что сделано».
Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.

Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:

Что вы чувствовали и почему?

Что произвело на вас наибольшее впечатление?

Что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?

Есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?

Чем вы руководствовались в процессе принятия решения?

Учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы.

Как вы оцениваете свои действия и действия группы?

Если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?


При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты:

Участники занятия, выбор темы:

Возраст участников, их интересы, будущая специальность.

Временные рамки проведения занятия.

Проводились ли занятия по этой теме в данной студенческой группе ранее.

Заинтересованность группы в данном занятии.

Перечень необходимых условий:

Цель занятия.

Раздаточные материалы.

Техническое оборудование.

Участники.

Основные вопросы, их последовательность.

Практические примеры из жизни.

Что должно быть в каждом занятии:

Уточнение проблем. Которые предстоит решить.

Представление участников (упражнения на знакомство, снятие эмоциональных зажимов).

Перспектива реализации полученных знаний.

Практический блок.

Раздаточные материалы:

Программа занятия.

Раздаточные материалы должны быть адаптированы к студенческой аудитории («Пишите для аудитории!»).

Структурируйте материал.

Используйте графики, иллюстрации, схемы, символы.

Используйте простые слова, простые предложения.


Дописать особые трудности, на которые необходимо обратить внимание куратору при организации интерактивного занятия!!!

Трудности при данной форме подачи материала носят психологический характер и требуют определенной подготовки самого преподавателя.

Насколько группа готова включаться в игру?

Какова мотивация каждого члена группы, каким образом быстро сделать ее замеры?

Помогает или мешает прошлый опыт подобного обучения?

В интерактивных методах обучения в рамках учебной программы существует сложность предоставления обратной связи и получения ее. Обучение не может быть эффективным, когда что-то просто выполняется. Необходимо обдумать, что сделано, подвести итоги, понять, что можно взять в арсенал профессионализма. Отправным моментом в этом обдумывании является конкретный опыт, он образует почву для наблюдения и размышления, для использования его в определенных ситуациях и составления плана действий.


Приводим информацию о некоторых интерактивных формах.

Тренинги

Под тренингами понимают такое обучение, в котором основное внимание уделяется практической отработке изучаемого материала, когда в процессе моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам.

Понятие тренинг имеет общее собирательное значение. В тренингах обычно широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций (Fallstudie) и групповые дискуссии.

Тренинг делового общения направлен на развитие у обучающихся не только эффективных навыков межличностного взаимодействия, но и на повышение общего уровня их компетентности в этой области.

В результате такого тренингового обучения руководители не только анализируют сам процесс управленческой деятельности (планирование, принятие решений, оценка, контроль и др.), но и усваивают знания и алгоритмы решения управленческих задач и работают над развитием своего лидерского потенциала.

Учебная дискуссия

Этот метод обучения заключается в проведении учебных групповых дискуссий по конкретной проблеме в относительно небольших группах обучающихся (от 6 до 15 человек).

Традиционно под понятием «дискуссия» понимается обмен мнениями во всех его формах. Опыт истории показывает, что без обмена мнениями и сопутствующих ему прений и споров никакое развитие общества невозможно. Особенно это касается развития в сфере духовной жизни и профессионального развития человека.

Дискуссия как коллективное обсуждение может носить различный характер в зависимости от изучаемого процесса, уровня его проблемности и, как следствие этого, высказанных суждений.

Учебная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что новизна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в дискуссии, т. е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке, предстоит найти в учебном процессе в данной аудитории.

Для преподавателя, организующего учебную дискуссию, результат, как правило, уже заранее известен. Целью здесь является процесс поиска, который должен привести к объективно известному, но субъективно, с точки зрения обучающихся, новому знанию. Причем этот поиск должен закономерно вести к запланированному педагогом заданию. Это может быть, на наш взгляд, только в том случае, если поиск решения проблемы (групповая дискуссия) полностью управляем со стороны педагога.

Управление здесь носит двоякий характер. Во-первых, для проведения дискуссии педагог создает и поддерживает определенный уровень взаимоотношений обучающихся - отношения доброжелательности и откровенности, т. е. управление дискуссией со стороны педагога носит коммуникативный характер. Во-вторых, педагог управляет процессом поиска истины. Общепринято, что учебная дискуссия допустима «при условии, если преподаватель сумеет обеспечить правильность выводов».

Обобщая сказанное выше, можно выделить следующие специфические черты оптимально организованной и проведенной учебной дискуссии:

1) высокая степень компетентности в рассматриваемой проблеме педагога-организатора и, как правило, имеющийся достаточный практический опыт решения подобных проблем у слушателей;

2) высокий уровень прогнозирования решения типичных проблемных ситуаций благодаря серьезной методической подготовке педагога-организатора, т. е. относительно низкий уровень импровизации со стороны педагога. Одновременно достаточно высокий уровень импровизации со стороны обучающихся. Отсюда необходимость управляемости педагогом процессом проведения дискуссии;

3) целью и результатом учебной дискуссии являются высокий уровень усвоения обучающимися истинного знания, преодоление заблуждений, развитие у них диалектического мышления;

4) источник истинного знания вариативен. В зависимости от конкретной проблемной ситуации это либо педагог-организатор, либо обучающиеся, либо последние выводят истинное знание при помощи педагога.

В заключение следует отметить, что этот метод позволяет максимально полно использовать опыт слушателей, способствуя лучшему усвоению изучаемого ими материала. Это обусловлено тем, что в групповой дискуссии не преподаватель говорит слушателям о том, что является правильным, а сами обучающиеся вырабатывают доказательства, обоснования принципов и подходов, предложенных преподавателем, максимально используя свой личный опыт.

Учебные групповые дискуссии дают наибольший эффект при изучении и проработке сложного материала и формировании нужных установок. Этот активный метод обучения обеспечивает хорошие возможности для обратной связи, подкрепления, практики, мотивации и переноса знаний и навыков из одной области в другую.

Case-study

- анализ конкретных практических ситуаций (case-study - англ. яз., Fallstudie - нем. яз.)

Этот метод предполагает переход от метода накопления знаний к деятельностному, практико-ориентированному относительно реальной деятельности управленца подходу. Это один из самых испытанных в немецкой практике повышения квалификации руководящих кадров метод обучения навыкам принятия решений и решения проблем.

Цель этого метода - научить слушателей анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий.

При анализе конкретных ситуаций особенно важно то, что здесь сочетается индивидуальная работа обучающихся с проблемной ситуацией и групповое обсуждение предложений, подготовленных каждым членом группы. Это позволяет обучающимся развивать навыки групповой, командной работы (Teamarbeit), что расширяет возможности для решения типичных проблем в рамках изучаемой учебной тематики. В результате проведения индивидуального анализа, обсуждения в группе, определения проблем, нахождения альтернатив, выбора действий и плана их выполнения обучающиеся получают возможность развивать навыки анализа и планирования.

Разработка практических ситуаций может происходить двумя путями: на основе описания реальных событий и действий или на базе искусственно сконструированных ситуаций.

Подводя итог анализу метода case-study, необходимо отметить значимость этого метода для формирования специальной, методической и коммуникативной компетенции у слушателей в:

Установлении межпредметных связей;

Аналитическом и системном мышлении;

Оценке альтернатив;

Презентации результатов проведенного анализа;

Оценке последствий, связанных с принятием решений;

Освоении коммуникативных навыков и навыков работы в команде.

В основе метода конкретных ситуаций лежит описание конкретной профессиональной деятельности или эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия коммерсантов. При изучении конкретной ситуации, и анализе конкретного примера студент должен вжиться в конкретные обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Определить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения. Метод конкретных ситуаций можно разбить на этапы:

Подготовительный этап;

Ознакомительный этап;

Аналитический этап;

Итоговый этап.

На первом этапе преподаватель конкретизирует цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия. При разработке важно учитывать ряд обязательных требований:

Пример должен логично продолжать содержание теоретического курса и соответствовать будущим профессиональным потребностям сегодняшних студентов;

Сложность описанной ситуации должна учитывать уровень возможностей студентов, т.е. с одной стороны, быть по силам, а с другой, вызывать желание с ней справиться и испытать чувство успеха;

Студентам должны быть предоставлены четкие инструкции работы над конкретной ситуацией.

На втором этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации. Преподаватель обозначает контекст предстоящей работы, обращаясь к компетентности учащихся в определенной области. Знакомит студентов с содержанием конкретной ситуации, индивидуально или групповой. В этой методике большую роль играет группа, т.к. повышается развитие познавательной способности во время обсуждения идей и предлагаемых решений, что является плодом совместных усилий. По этой причине, ознакомление с описанием конкретной ситуации полезно выполнять в малой группе.

Анализ в групповой работе начинается после знакомства студентов с предоставленными фактами, и предлагаются следующие рекомендации:

Выявление признаков проблемы;

Постановка проблемы требует ясности, четкости, краткости формулировки;

Различные способы действия;

Альтернативы и их обоснование;

Анализ положительных и отрицательных решений;

Первоначальные цели и реальность ее воплощения.

Результативность мною используемого метода увеличивается благодаря аналитической работе студентов, когда они могут узнать и сравнить несколько вариантов решения одной проблемы. Такой пример помогает расширению индивидуального опыта анализа и решения проблемы каждым студентом.

Так как анализ конкретной ситуации – групповая работа, то решение проблемы желательно в форме открытых дискуссий. Важным моментом является развитие познавательной деятельности и принятие чужих вариантов решения проблемы без предвзятости. Что позволяет студентам развивать умение анализировать производственные ситуации и вырабатывать самостоятельные решения, что необходимо каждому коммерсанту, особенно в современной рыночной экономике. Особенностью моего метода является то, что, перенося условия проведения урока на производство интерактивный метод не теряет своей актуальности.

Деловые и ролевые игры

Ряд активных методов обучения получил общее название «деловые игры». Этот метод представляет собой в комплексе ролевую игру с различными, зачастую противоположными интересами ее участников и необходимостью принятия какого-либо решения по окончании или в ходе игры. Ролевые игры помогают формировать такие важные ключевые квалификации руководителей, как коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления и т. д. От преподавателя требуется большая предварительная методическая подготовка при проведении ролевых игр, умение прогнозировать результаты и делать соответствующие выводы.

Деловые игры характеризуются направленностью на снятие определенных практических проблем, приобретение навыков выполнения конкретных приемов деятельности. Необходимость в играх такого типа возникает тогда, когда имеющихся способностей участников управленческой деятельности недостаточно для реализации готовых деятельностных норм, либо происходит рассогласование в деятельности в результате изменения внешних условий. Поэтому возникает потребность в развитии недостающих способностей в процессе деловой игры на особой модельной площадке.

Деловые игры проходят, как правило, в форме согласованного группового мыслительного поиска, что требует вовлечения в коммуникацию всех участников игры. По своей сути этот метод обучения является особой формой коммуникации.

В любом типе коммуникации один из участников является автором, который выражает свою точку зрения. Второй участник является реципиентом, который, воспринимая авторский текст, строит образ того, что понял, чтобы реконструировать авторскую точку зрения. Третий участник коммуникации в рамках деловой игры может быть критиком, который, опираясь на результаты принятого решения, вырабатывает свою собственную точку зрения, более оформленную и совершенную. Четвертый участник - организатор коммуникации - согласует все виды работ и превращает разрозненные усилия в целенаправленное движение по совершенствованию авторской точки зрения.

Завершается деловая игра подведением итогов, где основное внимание направлено на анализ ее результатов, наиболее значимых для практики. Однако завершающая фаза может быть расширена до рефлексии всего хода игры. Объектами такой рефлексии могут стать: динамика индивидуальных, групповых, межгрупповых траекторий движения мыслительных процессов; динамика образования коллективного мнения на основе изменений в межличностных отношениях; позиционность игроков и межпозиционные отношения и т. д.
Если цель повышения квалификации руководителей высшей школы состоит в том, чтобы освоить действенные модели управления, апробировать новые проекты деятельности организации, то наиболее эффективным методом обучения является игровой. Именно деловая игра обладает возможностью воспроизведения, проектирования и моделирования деятельностно-ориентированных отношений, кооперативных коммуникативных связей с вовлечением представителей различных подсистем организации. Следовательно, у руководителей в процессе обучения развиваются не только организационные, но и методологические, игротехнические способности.
Главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнера-помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у учащихся способность самостоятельного решения проблемы.

Пространственное расположение группы

Вопросы по кругу

Большой круг (стулья по кругу)

Большой круг (дети менее подготовленные)

Малый круг (дети – эксперты, более подготовленные)

Парты ёлочкой, работа в группах

«живая линия»

эксперты.

Дебаты

Работа в группах