Бытовые электроприборы

Икона божией матери непобедимая победа. Икона божией матери ченстоховская, или "непобедимая победа"

Икона божией матери непобедимая победа. Икона божией матери ченстоховская, или
Весь христианский мир почитает чудотворную икону Божией Матери «Ченстоховскую», а особое празднование этому образу Пресвятой Богородицы ежегодно совершается православными в марте (а католиками - в августе).

Пожалуй, нет больше другой такой иконы, которая была бы в равной степени и католической, и православной святыней. Чья она в большей степени: польская ли, белорусская, литовская, украинская или российская? – сказать сложно даже историкам, не говоря уж об искусствоведах или богословах.

Даже люди, далекие от церковной жизни, испытывают неосознанное благоговение, когда видят этот уникальный, святой образ – скажем, попав случайно на службу в храм или – будучи в гостях у знакомых, где в «красном углу» квартиры помещено это благодатное изображение. Вглядитесь: чуть удлиненный овал Пречистого лика Девы Марии источает благородство и внутреннюю красоту, вселяет в того, кто созерцает икону, душевный мир и забвение житейских невзгод. Светлая грусть в глазах Божией Матери необъяснимым образом сочетается с оптимизмом и твердым обещанием будущих благ.

Ченстоховская икона занимает особое место в судьбе ряда городов – не только польских, но и белорусских, российских. Например, подмосковного города Видное и его окрестностей. Чудотворный список (огромного размера!) пребывает в расположенном неподалеку от города Свято-Никольском храме села Ермолино со времен первой мировой войны, когда сюда попечением императрицы Александры Федоровны были эвакуированы монахини Красностокского монастыря Беларуси. И эти-то матушки православные привезли с собою сей величественный образ. Что удивительно: из семи храмов Видновского благочиния только этот, Никольский, никогда не закрывался властями, действует аж с 1830 года. Может, отчасти и потому, что здесь «поселилась» великая реликвия христианского мира?

Ченстоховская Ермолинская икона почитается как главная святыня Никольской церкви, возле нее молятся те, кто пришел сюда повенчаться. По своей живописи икона несколько отличается от первообраза: здесь (а список датирован XVIII веком) Богоматерь и Младенец уже изображены с веерообразными коронами – как память о том, что в 1717 году Ченстоховская икона была «коронована» по благословению папы римского. Ныне, кстати, первообраз украшен бриллиантовым окладом и золотыми коронами и хранится в польском городе Ченстохове, в католическом Ясногорском монастыре ордена паулинов («Ясна Гура»).

Говоря о всенародной любви и многовековом поклонении Ченстоховской иконе Пресвятой Богородицы, можно вспомнить о том, что католики именуют этот образ «Черная Мадонна» (по темному цвету лика Девы Мариии), еще - «Королева Польши» (в память коронации иконы), а православные именуют ее «Непобедимая Победа» - в честь многочисленных чудес, в том числе – неоднократных избавлений от неприятельских полчищ.

Как бы то ни было, это общая святыня христиан, и таких в земле Беларуси, Польши, Литвы, Украины и России немало – в частности, Остробрамская и иконы. Дело в том, что в течение многих веков народы этих современных государств варились, как принято выражаться, в одном историческом котле, и судьбы целых поколений белорусов, литовцев, поляков, украинцев и русских переплелись между собой… Менялись династии земных владык, менялся язык и даже официальная церковная и светская идеология, но душа народная осталась прежней. И особое место в ней занимает любовь к Божией Матери и чудотворному образу Ченстоховскому.

Один из почитаемых списков иконы пребывает в Брестской области, в Спасо-Преображенском мужском монастыре, что в селе Хмелевое. Здесь в воскресенье, 19 марта, ежегодно совершается торжественное богослужение и крестный ход. А еще великое поклонение Ченстоховскому образу проходит в Киевской Кирилловской церкви, в Харьковском Хорошевском женском монастыре, в Кременецком Николаевском соборе, в Сокольском Преображенском монастыре на Полтавщине, в Вознесенской церкви города Острогожска Воронежской области, в церкви села Смоляна на Волыни...

Храм в честь Ченстоховской иконы Пресвятой Богородицы есть в Свято-Вознесенском мужском монастыре, что в селе Хорошее Луганской области.

В Тверской области, в мужском Нило-Столобенском монастыре, есть часовня в честь Ченстоховской иконы, где хранится ее чтимый список. Надо сказать, что в России очень многие списки с этого святого образа носят название «Умягчение злых сердец».

Долог, извилист был путь Ченстоховской иконы сквозь века и страны к ее нынешнему местопребыванию. Согласно преданию, образ является одним из семидесяти, собственноручно написанных святым евангелистом Лукой. А он, Лука, писал святые изображения, непосредственно общаясь с Девой Марией. Посмотрите на Ченстоховскую икону, и вы составите примерное представление о внешности Богородицы, о душевном свете Божией Матери, изливаемом на всех людей…

В 66 году нашей эры, вскоре после создания иконы апостолом и евангелистом Лукой, Иерусалим был разорён римскими войсками. Икону спрятали в пещере около городка Пеллы. Через 260 лет палестинские христиане подарили икону царице Елене, когда она прибыла в те края, чтобы найти Крест Господень. Событие это, кстати, вспоминается в тот же день, 19 марта. С этого времени, то есть, с IV века, Ченстоховская икона с небольшими перерывами находилась в Константинополе.

Как образ попал на Русь, сказать сегодня трудно. Во всяком случае, однозначно утверждать никто не берется. Но проследить перемещения иконы все-таки пытаются – историки, архивисты, церковные деятели. Есть разные версии. По одной из их, образ был принесен в края, что неподалеку от Ясной Горы, святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, которые, заметим попутно, трудились не только в Моравии, но и южной Польше. По другой версии, Ченстоховская икона среди прочих святынь попала в Киев, когда князь Владимир, Креститель Руси, женился на византийской царевне Анне, а уже потом икону перевезли на запад, в Галицию. По третьей версии, чудотворный образ привез из Константинополя в замок Белз галицкий князь Лев, основатель города Львова в XIII веке.

Позже эти земли (Волынь) перешли к Польше, и у замка Белз появился новый хозяин – князь Владислав Опольский. Летопись повествует, что примерно тогда же, в XIV веке, на город напали татары. Владислав приказал поставить икону на крепостной стене. Татары, стреляя из луков, попали и в чудотворный образ Богоматери. И, к ужасу всех, из раны потекла кровь. Тут же, по преданию, спустилась на татар некая «вредоносная мгла», от которой они начали болеть. И ушли захватчики восвояси.

В 1382 году, будучи католиком по вероисповеданию, князь Владислав перенес икону в местечко Ясная Гора (Ясна Гура), около села Ченстохова. Там он по данному Богородице обету построил монастырь католического ордена паулинов. Через несколько лет на Ясную Гору нападали банды гуситов, разграбили обитель, но великая реликвия уцелела, хотя и пострадала.

В XVII веке шведы кусок за куском завоевывали Польшу. Но дошли они до Ясной Горы и остановились. Народная молва гласит, что не пустила их дальше Ченстоховская икона. С тех пор почти все монархи Польши почитали чудотворную икону, приезжали к ней на поклонение, обустраивали обитель, делали богатые вклады.

В 1813 году русская армия теснила наполеоновские войска вглубь Европы. После взятия Варшавы главнокомандующий М. И. Кутузов специально отправил корпус барона Остен-Сакена для взятия «положительно враждебной Российскому Царству Ченстоховской примонастырской крепости». После начала бомбардировки комендант крепости сдался со всем гарнизоном, а монахи-паулины вынесли навстречу победителям святую икону Богородицы - список с находящейся у них чудотворной иконы. Согласно повелению императора Александра I, эта икона вместе с ключами от Ченстоховской крепости, а также с ключами еще от 28 городов и крепостей, была помещена в Петербурге в Казанском соборе, где перед чудотворным образом зажгли неугасимую лампаду. Также Александр I украсил этот образ богатым серебряным окладом с драгоценными камнями. Эту икону стали называть символом победы русского оружия над Наполеоновскими войсками.

И, как следствие, с тех пор списки Ченстоховской иконы разошлись по всей России, прославились многими чудесами. Их, этих копий, известно больше десятка.

С чудотворным образом связаны имена нескольких императоров России. Петр I посещал Ченстоховский монастырь, отстоял службу перед иконой Богородицы и совершил молебен вместе с бывшим в его свите священником, причем пел и сам – ох как любил Петр Алексеевич отправлять певческие обязанности! Именно 6 (19) марта 1711 года, в день празднования Ченстоховской иконе Божией Матери, состоялось венчание Петра I с Мартой Самуиловной Скавронской (в православии – царица Екатерина Алексеевна). С этого времени невесты для российских императоров больше не избирались из русских знатных родов, а только из западноевропейских принцесс. В 1813 году Государь Император Александр I посетил монастырь в Ясной Горе и молился перед чудотворной Ченстоховской иконой Божией Матери.

Но все это, конечно же, как писал Александр Сергеевич Пушкин, «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Самое главное для нас заключается, видимо, в том, что святая реликвия, Ченстоховская икона Божией Матери, стала зримым символом исторического единства славянских народов. И центром этой многовековой традиции остается город Ченстохова, с его Ясной Горой, куда никогда не иссякнет поток православных и католических паломников.

Александр Аннин

ОТЛОЖИВ КРОТОСТЬ, СДЕЛАТЬСЯ ВОИТЕЛЕМ... Преподобный Нил Синайский Слово на евангельское изречение: «Иже имать влагалище, да возмет, такожде и мех: а иже не имать, да продаст ризу свою и купит нож» (Лк. 22:36). Глава 1 Предлагаемое изречение с первого взгляда заключает в себе, кажется, большое противоречие и противно прочим наставлениям Господа, но в смысле возвышенном оно как представляет полезное для поучаемых, так показывает благопопечительность Поучающего, а именно: что наставления Свои душевным возрастам для преуспеяния и усовершения по мере возрастания делает Он сообразными с каждым состоянием. Ибо почему повелевает теперь взять нож тем, которые научены уже подставлять ланиту ударяющим? Почему велит продать ризу и купить нож тем, которые, по принятии ими заповеди не иметь двух одежд, и действительно имели у себя одну, бывшую на них, ризу? Ужели Господу угодно было, чтобы Апостолы ходили нагими, что, по общему признанию, непристойно и несогласно с преданиями Господа? Пекущийся о душевной их свободе и неимением Своей собственности доставлявший им жизнь беспечальную не мог также вознерадеть о благоприличии, повелевая ходить с обнаженным телом. Ибо как несвойственно любомудрию – простираться за пределы потребного и обременять душу излишними суетными заботами, так безумно и чуждо состоянию целомудрия – отказывать телу в служении ему необходимым. Посему должно приискать решение, сообразное тому и другому повелению, и показать, что прямо следует из обеих заповедей, а именно: что новоначальным прилична первая заповедь, а совершенным – вторая. Ибо если и непристойно иметь обнаженное тело в смысле буквальном, то в смысле созерцательном не только сие благоприлично, но и крайне полезно. Поэтому, кто защищает буквальный смысл сего изречения, тот может представляющееся в нем затруднение устранить так: Апостолам, приступающим еще к богочестию, Господь заповедал нестяжательность, желая, чтобы занимались они только изучением Божественных уроков, но и зная, что для несовершенных только опасно приобретение имущества, преуспевшим и не терпящим уже вреда от имущества позволяет небоязненно пользоваться имением, так как они не пристрастны уже к деньгам, подобно многим другим, и не преодолеваются прелестию сребролюбия, и говорит: «Егда послах вы без влагалища и без меха, ...еда чесого лишени бысте?» (Лк. 22:35). А теперь говорю вам: «Иже имать влагалище, да возмет, такожде и мех» (Лк. 22:36). Ибо вначале должно им было, не нося ничего при себе, изведать на опыте силу Учителя, которая им каждый день без их забот подавала потребное для тела (и даже не это одно, но и сказанное нами незадолго прежде), чтобы, деятельно обучившись нестяжательности, приобрели неизменяемый к ней навык, постепенно преуспевая в беспристрастии к себе самим, потому что сребролюбие погубило многих – оно низринуло в пропасть предательства и Иуду, который привык к деньгам по причине вверенного ему для служения верным "ковчежца» (ср. Ин. 12:6). Глава 2 Но не знаю уже, чем защитится отстаивающий буквальный смысл в словах: «Кто имеет нож, да возьмет, а кто не имеет, да продаст ризу... и купит нож», когда Господь везде требует, чтобы ученики его были мирны и кротки. Посему посмотрим, каким образом это повеление, хотя оно относительно к телу и в смысле буквальном невозможно, в духовном смысле возможно и полезно. Приближаясь уже к страданию и готовясь взойти на Крест, как по злоумышлению иудеев, так и по собственному изволению ради спасительного Домостроительства, говорит сие ученикам Господь, приготовляя к борьбе с противящимися истине, но не к борьбе по маловажным предлогам предприемлемой, где расположением борющихся управляет раздражение, а к состязанию в подвиге, который внушен Богом по пламенной ревности к богочестию. Ибо Господь видел уже, что бесстыдные иудеи с неистовством восстают против Божественного учения и спешат положить конец спасительной проповеди, а потому, восставляя учеников своих на сей подвиг с иудеями, повелевает им отложить прежнюю кротость, вооружась же сильным словом идти на обличение покушающихся низложить истину. Хотя христианину прежде всего потребно необходимое одеяние, приличное имени его звания, потому что не менее одежды украшают христианина степенная безмятежность духа и нрав скромный, однако же во время борьбы с противниками потребно ему и оружие слова. «Посему, – говорит Господь, – в то время когда посылал Я вас учителями к Израилю, хорошо вы делали, выказывая мирное состояние духа и таким поведением привлекая непокорных к послушанию, кротостию доводя их до благопокорности, потому что для убеждения действительнее сильного слова правая жизнь, в себе самой представляющая знающему оную убедительный повод признать себя посрамленным. Но поелику по Моем Вознесении враги истины нападут на нее, то каждый из имеющих попечение о нравственном благоустройстве да отложит тщание о соблюдении мира и да уготовится к состязанию, ибо нет никакой несообразности для важнейшего оставить на время менее важное и, отложив кротость, сделаться воителем».

Ченстоховская икона Божией Матери относится, по преданию, к тем 70-ти иконам Пресвятой Богородицы, которые написал святой евангелист Лука. Она была написана в Иерусалиме, в Сионской горнице, и хранилась первоначально в Иерусалиме у Иоанна Богослова. В 66 ‒ 67 годах, во время нашествия римских войск под предводительством Веспасиана и Тита, христиане бежали в местечко Пеллу. Вместе с другими святынями они сохраняли в пещерах и Ченстоховский образ Богоматери. В 326 году, когда святая царица Елена ходила в Иерусалим для поклонения святым местам и обрела Крест Господень, она получила в дар от христиан эту икону, привезла ее в Константинополь и поставила во дворцовой часовне, где святыня находилась в течение пяти веков. В X веке иконой этой благословили на брак с князем Владимиром царевну Анну, которая увезла ее в Киев. Затем чудотворный образ с великой честью был принесен основателем города Львова (Лемберга; 1268 1270), галицко-волынским князем Львом Даниловичем, и помещен в Бельзском замке под ведением православного духовенства. Впоследствии, при завоевании Западной Украины поляками, чудотворная икона досталась польскому правителю князю Владиславу Опольскому. Татары, вторгнувшись в пределы России, осадили замок Бельз. Уповая на помощь Матери Божией, князь Владислав вынес святыню из церкви и поставил на городской стене. Пронзенный вражеской стрелой, чудотворный образ сохранил навсегда следы истекшей крови. Спустившаяся тогда на татарское войско вредоносная мгла заставила их снять осаду замка и удалиться в свои пределы. Заступница Небесная в сонном видении повелела князю перенести чудотворную икону на Ясную гору Ченстоховскую.

Основав в 1352 году монастырь на Ясной горе (горе «свидения» ‒ так ее называли за множество происходивших там чудес), князь Владислав перенес в него чудотворную святыню, вверив ее на хранение монахам Паулинского ордена, названного в честь святого пустынника Павла Фивейского. Через несколько лет обитель была ограблена гуситами. Лишив ее всех сокровищ, они хотели похитить и чудотворный образ, но невидимая сила удерживала коней, и возок со святыней не тронулся с места. В ярости один из грабителей сбросил святую икону на землю, а другой ударил мечом по лику, но тут же были наказаны за святотатство. В середине XVII века шведский король Карл X Густав, взяв Варшаву и Краков, потерпел поражение под Ченстоховским монастырем на Ясной горе. Помощь и заступление Царицы Небесной ободрили поляков, а король Ян Казимир, возвратившись во Львов, обнародовал манифест, по которому поручал свое государство покровительству Божией Матери, называя Ченстоховский Ее образ «Польской Королевой». Война со шведами в 1656 году закончилась для Польши успешно. Множество чудес от Ченстоховского чудотворного образа было засвидетельствовано в особой книге, хранящейся в храме Ченстоховского монастыря. С этой иконы сделано было много списков, как для католических, так и для православных храмов. В 1813 г., по взятии Ченстоховской крепости русскими, настоятель с братией лавры поднес генералу Сакену список с Ченстоховской иконы. Император Александр I украсил список богатой ризой и поставил в Санкт-Петербурге, в Казанском соборе.

Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ченстоховская (или Непобедимая Победа)
Ченстоховский образ Матери Божией, написанный, по Преданию, святым евангелистом Лукой, издревле известен на Святой Руси.
Принесенный в славянские земли святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мифодием, он был свидетелем становления, крещения и воцерковления русского народа.
Ныне же, согласно откровению, переданному нам через преподобного Серафима Саровского, этому образу предстоит сыграть важную роль в освобождении России от ига безбожной власти и возрождения Отечества - если явим послушание Царице Небесной.
Какое повеление Богородицы нам должно выполнить - об этом читатель узнает из текста акафиста.
Здесь же он найдет сведения об истории Ченстоховской иконы.

Братие и сестры!

По благословению старцев во многих храмах и келейно служатся молебны и читаются акафисты Ченстоховской иконе Божией Матери – под праздник Собора Пресвятой Богородицы.
7 января (н. с.) начиная с 16 часов Московского времени, по возможности - всем одновременно, благословляется служить молебны или читать акафисты этой иконе с молитвами о спасении России, против антихристовых сил, о даровании православного Царя. По возможности соборно.
Так же 19 марта , в день Ченстоховской иконы Б.М. читается данный акафист.
Давайте также присоединимся сами и сообщим об этом максимально широкому кругу православных друзей и знакомых. Кто не найдет акафиста Ченстоховской иконе, благословляется читать акафист Покрову Божией Матери или акафист Песчанской иконе Божией Матери (она является списком с Ченстоховской). Божией помощи всем!

Тропарь Ченстоховской иконе Б. М. (глас 4).
Непобедимая Победо, / Владычице Ченстоховская, / древняго иже о нас благоволения Самозрительнице, / будущаго спасения Хранительнице, / покаянием соделай ны новыя грядущему Царю.
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ченстоховская (или Непобедимая Победа)


Кондак 1

Взбранной Воеводе, упование земли Русския, похвальное приносим Ти пение. Ты же, Мати Царя небесного, от всякия избави напасти страну нашу и от всех скорбей и бед свободи ны, зовущия: Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Икос 1

Ангельский собор на Небеси немолчно воспевает Тя, Владычице, и мы земнороднии, притекающее ко иконе Твоей чудотворней, святым Лукою писанной, вопием Ти сице:

Радуйся, Мати света невечерняго;
радуйся, Духа Святаго обитель священная.
Радуйся, светлое благодати познание;
радуйся, ангельских сил ликование.
Радуйся, купино неопальне горящая;
радуйся, Господа сил вечно зрящая.
Радуйся, неувядаемый цвете нетления;
радуйся, образе Христова воскресения.

Кондак 2

Видяще благочестие и веру святыя царицы Елены, обретшия честный животворящий крест Господень, и храмы Тебе воздвигшия во Святей Земли, даровала еси ей, о Богомати, и икону Свою, чрез верных служителей Своих сохраненную от лет древних, да молятся пред нею выну людие, поющии Богу: Аллилуиа.

Икос 2
Разумевше святая царице Елено, яко образ сей есть благословение Божие граду царствующему, постави его тамо в церкви соборней, идеже мнози от него исцеления прияша, славяще Бога и поюще Матери Божией похвалы сицевыя:

Радуйся, чаше, черплющая вечную радость;
радуйся, источниче, изливающий неизреченную сладость.
Радуйся, чертоже рая краснейший;
радуйся, вертограде Христов славнейший;
Радуйся, Духа Святаго селение.
радуйся, Божией Правды врагов посрамление.
Радуйся, духовною радостию нас утешающая;
радуйся, с верою Тя призывающих, не посрамляющая.
Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 3

Сила Вышняго храняше икону Твою, Богомати, во дни ересей от поругания, и от лютых иконоборцев погубления, и от рук варварских пленения, яко Самей Ти быти хранительницею верным; такожде и нас сохрани от всякого зла, вопиющим Сыну Твоему и Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще сокровище святыя иконы Твоея Богомати, святые Кирилл и Мефодий просветиша земли славянския светом веры Христовой, да уведят язычницы Бога истиннаго и прославят Матерь Божию тако:

Радуйся, идольского служения избавление;
радуйся, с Богом наше примирение.
Радуйся, ключу Царствия Небеснаго;
радуйся, Помощнице жития честнаго.
Радуйся, державная наша строительнице;
радуйся, всесильная в Боге победительнице.
Радуйся, ходатаице за всю вселенную;
радуйся, дарующая жизнь нетленную.
Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 4

В бурныя дни нестроений и смут, спасаше икона Твоя, Пресвятая Дево, всех притекающих к ней, и обретаху вси от Тебе покров и заступление вопиюще благодарными сердцы: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаще и зряще чудеса, являемыя от иконы Твоея, Пресвятая Богородице, князе галицко-русстии храниша от рода в род святыню сию, молящеся пред нею умиленно:

Радуйся, Агнца и Пастыря Мати нетленная;
радуйся, Дево преблагословенная.
Радуйся, матернюю любовь нам являющая;
радуйся, ризою честною всех покрывающая.
Радуйся, вечных благ надеждо верная;
радуйся, молитвеннице наша усердная.
Радуйся, Судии Праведного умоление;
радуйся, грехов всех наших прощение.
Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения

Кондак 5

Видеша житилие града Белза грозное нападение агарян, изнесоша на стены града икону Твою чудотворную, Пресвятая Дево, и молиша Тя о заступлении, Ты же ускорила еси тогда на помощь им, поющим: Аллилуиа.

Икос 5

Проведаша всюду людие о дивнем заступлении Твоем, Богомати, яко егда нечестивии татарове стрелою уязвиша на иконе Пречистый Лик Твой, истекший кровию, тогда внезапу тьма и помрачение найде на ня, и друг друга убиваху тии, бежаще вспять. Вернии же, зряще чудо сие, тако благодариша Тя:

Радуйся, от нашествия иноплеменников народ христианский избавляющая;
радуйся, от поражения верных спасающая.
Радуйся, агарянскою стрелою пронзенная;
радуйся, Мати и Приснодево неизреченная.
Радуйся, молящимся токи чудес источающая;
радуйся, печаль нашу на радость прелагающая.
Радуйся, свободительнице плененных,
радуйся, покровительнице обремененных.
Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 6

Возсия благодать и мрак исчезе и возвысися рог людей христианских, яко Ты, Богомати, укрепляеши веру православную чудесы и знаменми от святыя иконы Твоея, ихже являеши человеком, поющим Богу: Аллилуия.

Икос 6

Не хотела еси, Пречистая Мати Божия, спутьшествовати отступнику от веры христианския нечестивому князю Опольскому, иже похител бе от верных икону Твою. Ты сама, Богородице, избрала еси местом ея храмину на горе Ясной во граде Ченстохове, идеже и доселе плененна есть латиняны, вспомошествуя всем притекающим к ней и глаголющим:

Радуйся, Матерь Божия, в иконе нас ради закланная;
радуйся, Дево, от начала веков предъизбранная.
Радуйся, Путеводительнице к небу первейшая;
радуйся, всех Ангельских Сил честнейшая.
Радуйся, милосердая всех Мати;
радуйся, неисчерпаемый святый сосуде благодати.
Радуйся, просящим помощь являющая;
радуйся, доброе житие устрояющая.
Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 7

Изволивши оставити образ Свой, о Богомати, во граде Ченстохове, сделала еси возок с иконою недвижимым, егда злочестивии тати тщахуся восхитити ю; мы же, вспоминая чудо сие, славу Богу поем: Аллилуиа.

Икос 7

Новое чудо явила еси, Богородице, от образа Своего, поразивши слепотою и скорою смертию богохульников, иже икону Твою мечем уязвиша и на части три разсекоша; мы же сию икону Твою чтуще, величаем Тя:

Радуйся, милости Своя на. нас изливающая;
радуйся, Владыку о всех умилостивляющая.
Радуйся, иконою Твоею подающая от бед сохранение;
радуйся, христиан православных спасение.
Радуйся, злые дела залипающая;
радуйся, милосердие Божие нам являющая.
Радуйся, в печалях и бедах утешение;
радуйся, от нечаянныя смерти спасение.
Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 8

Всем притекающим к иконе Твоей и молящимся Ти скорая помощнице являешися, Пресвятая Дево, якоже древле, тако и ныне, заступаеши и храниши чтущих Тя и поющих Сыну Твоему и Богу: Аллилуия.

Икос 8

Убоявшеся воинства свейскаго, сокрыша маловерные латыняне полоненную икону Ченстоховскую в земли силезския, дондеже посла Богомати на помощь ляхам православных русичей, иже изгнали суть супостата из земли словенския, вопияху:

Радуйся, света неизреченнаго таиннице;
радуйся, благодати Божией сокровищнице.
Радуйся, иноплеменных ратей одоление;
радуйся, от разорения и смерти скорое спасение
Радуйся, горняго и дольняго мира Всецарице;
радуйся, всяческих благ подательнице.
Радуйся, от врагов и бед избавление;
радуйся, благое чудо и непрестанное человек удивление.
Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 9

Даже в полоне покрываеши мир христианский честным Твоим омофором, Мати Божия, на помощь скоро к нам притекающи, купно со ангелы и святителем Николаем Мирликийским и со всеми угодники Божии за нас пред Богом ходатайствуеши; вонми и ныне гласу молений нас, грешных, поющих Богу: Аллилуия.

Икос 9

Колико веков не слышаше Ченстоховская Богородице молебнаго Ей пения верных, дондеже явися русский православный царь Петр пред образ Ея.
Ему единому отверзла есть уста, Пречистая, да воспоет той в слух мира всего похвалы истинныя:

Радуйся, светом истины нас озаряющая;
радуйся, руце Твоя за ныв молитве воздвизающая.
Радуйся, Бога и человеков нераздельне соединившая;
радуйся, яко смертное естество к бессмертию подвигшая.
Радуйся, верных душ райское услаждение;
радуйся, душепагубных дел удаление.
Радуйся, благочестивых христиан окормительнице;
радуйся, смиренномудрых милостивая вседержительнице.
Радуйся, заступнице усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 10

Стена нератуема и ограждение твердое Ты еси людем русским, чтущим Тя, о Божия Мати, яко во мнозех списках иконы Твоея Ченстоховския являеши благоволение Свое: просимое во благо подаеши и гнев Божий отвращаеши от поющих Ему: Аллилуия.

Икос 10

Спасти хотящи род человечь от тьмы неверия и заблуждения, яви, Богомати, миру свет веры православныя, и токмо русскому воинству даде одолети двунадесять языков и крепость вражию, тамо идеже икона Твоея чудотворная стояше. И ныне, вспоминающе чудо сие, тмочисленными устами Ти вопием:

Радуйся, огнем Божественным всепросвещающая;
радуйся, мрак греха отгоняющая.
Радуйся, жестокосердия нашего умягчение;
радуйся, заблудших на путь правый возвращение.
Радуйся, Стено Нерушимая;
радуйся, крепосте необоримая.
Радуйся, Небеси и земли украшение;
радуйся, Надеждо нашего воскресения.
Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 11

Пение воспеваем и хвалу приносим Ти, Пресвятая Дево, молимся пред иконою Твоею, на ней же зрим язвы, рукама нечестивых человек нанесенныя, от наших же прегрешений незаживляемыя, но имуще Тя о нас ходатаицу, к Богу взываем: Аллилуиа.

Икос 11

Светоявленная икона Твоя сияет чудесы, Богомати, даже и доднесь являющи нам милость Твою, многажды бо людие тщахуся вапы и хитростьми сокрыти на иконе уязвление пречистаго Лика Твоего, изографы же всуе трудишася, яко паки проступаху язи, ихже мы грехми и беззаконьми нашими наносим Ти; но испроси у Бога нам отпустити долги наша, Дево, и помилуй ны, зовущия:

Радуйся, веры нерушимое забрало;
радуйся, чудес Христовых начало.
Радуйся, врат райских отверзение;
радуйся, тайны Божией всесильное проявление.
Радуйся, приятное молитвы кадило;
радуйся, Носящего вся нупокоение и носило.
Радуйся, людскими грехми уязвленная;
радуйся, в любви Божией утвержденная.
Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 12

Благодатию покрый нас, о Пресвятая Дево, исходящею от дивныя иконы Твоея, предстательством Твоим спаси и помилуй страну Русскую, в ней же во дни древния многими чудесы просияла еси, и яви нам, молящимся пред образом Твоимсвятым, чудо спасения, поющим Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще пение похвальное усты недостойными, уповаем на милость Божию и Твое, Богомати, застпуление и ходатайство за нас, грешных, пред Господем,яко да дарует державе русстей на супостаты одоление, от иноплеменных поган свобождение, царя православного во охранение и к Царствию Небесному путевождение , и выну буди с нами, зовущими Ти:

Радуйся, Державу Российскую в Бозе устрояющая;
радуйся, под нозе Царя Православного вся покаряющая.
Радуйся, Обличающая ереси и учения душевредныя;
радуйся, призревающая на молитвы смиренныя.
Радуйся, страны Российской Утешение;
радуйся, Церкви Христовой священное Украшение.
Радуйся, дарующая победы верным;
радуйся, Венчающая венцем нетленным.
Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, рождшая всех святых святейшее Слово, призри ныне на царство Твое земное, на дом Твой и удел Твой, землю нашу, и умоли Господа Вседержителя, да не внидет в суд с нами, но да подаст нам грехов оставление, ига бесовскаго свобождение, и святой Руси воскресение, да не престанем присно вопиять Богу верою: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа.

Кондак 13 глаголи трижды, посем Икос I и Кондак 1 (коленопреклонно, кроме от Вознесенья Христова до Троицы)

Молитва Божией Матери пред образом Ея «Ченстоховским».

О Всемилостивая Госпоже, Царице Богородице, от всех родов избранная и всеми роды небесными и земными ублажаемая!
Воззри милостивно на предстоящия пред святою иконою Твоею люди сия, усердно молящиеся Тебе и сотвори предстательством Твоим и заступлением у Сына Твоего и Бога нашего, да никтоже изыдет от места сего упования своего тощ и посрамлен в надежде своей; но да приимет кийждо от Тебе вся по благому изволению сердца своего, по нужде и потребе своей, во спасение души и во здравие телу.

Наипаче же осени и огради покровом Твоим, Милосердая Мати, грядущего Благочестивейшего Государя Императора нашего, Егоже имя Ты веси;
отжени от Него молитвами Твоими всякаго врага и супостата, утверди житие его в мире и тишине, да и мы вси тихое и безмолвное житие поживем во всяком благе, благочестии и чистоте; удержави царство Его во еже быти ему Царству Христову; управи пути и советы Его, да возсияет во днех Его правда и множество мира, да возрадуется сердце его о сущих в державе Его, яко сердце отца о чадех своих веселящегося; на сопротивныя же и лукавнущия в сердцах своих пошли пред лицем Его ужас и трепет, да поне страхом вразумятся и престанут от лукавств своих и противлений, творяще волю Его, яко пред Богом, от души и совести благия.

Моли, Милосердая Владычице, пренебеснаго Бога, да присно церковь свою святую соблюдет, вышним своим благословением архиереев наших православных укрепит, миром оградит и святей своей Церкви целых, здравых, честных, долгодействующих и право правящих слово своея истины дарует, от всех же видимых и невидимых врагов со всеми православными Христианы милостивно избавит и во Православии и твердей вере до конца веков непоступно и неизменно сохранит.
Призирай благосердием, Всепетая, и призрением; милостиваго Твоего заступления на все царство наше Всероссийское, царствующия грады наша, град сей и святой храм сей, - и излей на ня богатыя Твоя милости, Ты бо еси всесильная Помощница и Заступница всех нас.
Приклонися к молитвам и всех раб Твоих, притекающих зде ко святей иконе Твоей сей, услыши воздыхания и гласы, ими же раби Твои молятся во святем храме сем.
Аще же и иноверный, и иноплеменник, идя и проходя зде, помолится, услыши, чадолюбивая Госпоже, и сего человеколюбне и милостивно соделай, яже к помощи ему и ко спасению.
Ожесточенныя же и разсеянныя сердцы своими во странах наших на путь истины настави.
Отпадшия от благочестивый веры обрати и паки сопричти святей Твоей Православней кафолической церкви.
В семействах людей всех и во братии нашей мир огради и соблюди, в юных братство и смиренномудрие утверди, старость поддержи, отрочество настави, мужество умудри, сирыя и вдовицы заступи, утесненныя и в скорбех сущия утеши и охрани, младенцы воспитай, болящия уврачуй, плененныя свободи, ограждая ны выну от всякаго зла благостию Твоею и утеши милостивным Твоим посещением и всех благодеющих нам.
Даруй же, Благая, земли плодоносив, воздуху благорастворение и вся, яже на пользу нашу, дары благовременныя и благопотребныя, всемощным своим предстательством пред Всесвятою Живоначальною Троицею, купно со святыми избранными угодниками Ея Кириллом и Мефодием.
Прежде отшедшия отцы и матери, братия и сестры наша, и вся от лет древних припадавшия ко святей иконе Твоей сей, упокой в селениих святых, в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, идеже несть печаль и воздыхание.
Егда же приспеет и наше от жития сего отшествие и к вечной жизни преселение, предстани нам, Преблагословенная Дево, и даруй христианскую кончину живота нашего безболезненну, непостыдну, мирну и Святых Тайн причастну, да и в будущем веце сподобимся вси, купно со всеми святыми, безконечныя блаженныя жизни во царствии возлюбленнаго Сына Твоего, Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Емуже подобает слава, честь и держава, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков Аминь.

Икона Божией Матери относится, по преданию, к тем 70-ти иконам Пресвятой Богородицы, которые написал святой евангелист Лука. Она была написана в Иерусалиме, в Сионской горнице, и хранилась первоначально в Иерусалиме у Иоанна Богослова. В 66‒67 годах, во время нашествия римских войск под предводительством Веспасиана и Тита, христиане бежали в местечко Пеллу. Вместе с другими святынями они сохраняли в пещерах и Ченстоховский образ Богоматери. В 326 году, когда святая царица Елена ходила в Иерусалим для поклонения святым местам и обрела Крест Господень, она получила в дар от христиан эту икону, привезла ее в Константинополь и поставила во дворцовой часовне, где святыня находилась в течение пяти веков.

В X веке иконой этой благословили на брак с князем Владимиром царевну Анну, которая увезла ее в Киев. Затем чудотворный образ с великой честью был принесен основателем города Львова (Лемберга; 1268‒1270), галицко-волынским князем Львом Даниловичем, и помещен в Бельзском замке под ведением православного духовенства. Впоследствии, при завоевании Западной Украины поляками, чудотворная икона досталась польскому правителю князю Владиславу Опольскому. Татары, вторгнувшись в пределы России, осадили замок Бельз. Уповая на помощь Матери Божией, князь Владислав вынес святыню из церкви и поставил на городской стене. Пронзенный вражеской стрелой, чудотворный образ сохранил навсегда следы истекшей крови. Спустившаяся тогда на татарское войско вредоносная мгла заставила их снять осаду замка и удалиться в свои пределы. Заступница Небесная в сонном видении повелела князю перенести чудотворную икону на Ясную гору Ченстоховскую.

Основав в 1352 году монастырь на Ясной горе (горе «свидения» ‒ так ее называли за множество происходивших там чудес), князь Владислав перенес в него чудотворную святыню, вверив ее на хранение монахам Паулинского ордена, названного в честь святого пустынника Павла Фивейского. Через несколько лет обитель была ограблена гуситами. Лишив ее всех сокровищ, они хотели похитить и чудотворный образ, но невидимая сила удерживала коней, и возок со святыней не тронулся с места. В ярости один из грабителей сбросил святую икону на землю, а другой ударил мечом по лику, но тут же были наказаны за святотатство. В середине XVII века шведский король Карл X Густав, взяв Варшаву и Краков, потерпел поражение под Ченстоховским монастырем на Ясной горе.

Помощь и заступление Царицы Небесной ободрили поляков, а король Ян Казимир, возвратившись во Львов, обнародовал манифест, по которому поручал свое государство покровительству Божией Матери, называя Ченстоховский Ее образ «Польской Королевой». Война со шведами в 1656 году закончилась для Польши успешно. Множество чудес от Ченстоховского чудотворного образа было засвидетельствовано в особой книге, хранящейся в храме Ченстоховского монастыря. С этой иконы сделано было много списков, как для католических, так и для православных храмов. В 1813 г., по взятии Ченстоховской крепости русскими, настоятель с братией лавры поднес генералу Сакену список с Ченстоховской иконы. Император Александр I украсил список богатой ризой и поставил в Санкт-Петербурге, в Казанском собореО вечном…: — Икона последних времен — Ченстоховская».


Особая благодать дана Господом Ченстоховской иконе Богородицы («Непобедимая Победа») в последние времена. Владычице Ченстоховской надо молиться о спасении Святой Руси и даровании Православного Царя.

По откровению, полученному после явления преп. Серафима Саровского в 1991 году р.Б. Валентине, ныне матушке, Русского Православного Царя необходимо вымаливать у Владычицы Ченстоховской, дни празднования которой приходятся на 19 марта и 9 сентября.


Промыслительно, что празднование Сретения Владимирской иконы 8 сентября переходит в празднование Ченстоховской иконы Владычицы 9 сентября. Сам праздник Сретения Владимирской иконы Богородицы напоминает нам, христианам последних времен, что покаянием и молитвой можно совершить невозможное. В 1395 году грозный завоеватель Тамерлан, вторгся в Россию и, идя на Москву, дошел до Дона.


Великий князь Василий Дмитриевич со своим войском вышел ему навстречу, но более всего, князь уповал на заступничество небесное. Он просил народ строго поститься в Успенский пост и велел перенести из Владимира в Москву чудотворную Владимирскую икону Божией Матери. Встречая икону, народ стоял на коленях, и взывал к Владычице: «Матерь Божия, спаси Землю Русскую!». Тамерлан повернул свои полчища назад.

19-го же марта (6-го по ст. ст.) 1917 года Священный Синод РПЦ постановил перестать молиться за Царя, а молиться за Временное Правительство, назвав его благоверным. Россия стала на путь погибели в тот день, когда перестала открыто молиться за Царя.

Поэтому восстановить престол Православных Царей мы можем и должны молитвой пред Ченстоховским образом Божией Матери. Эта икона предназначена для рода Царского с тех самых пор, когда святая равноапостольная Царица Елена обрела Животворящий Крест Господень 6/19 марта 326 года.

Ченстоховский образ Владычицы стал и символом славы русского оружия, когда наша армия под руководством М.И. Кутузова в ходе наполеоновских войн взяла крепость Ченстохов в Польше (отсюда и название иконы — Ченстоховская) и монахи-паулины Ясногорского Ченстоховского монастыря во главе с настоятелем преподнесли русскому генералу фон Саккену список с чудотворной своей иконы. Он был торжественно доставлен в Петербург и помещен вместе с ключами от крепости Ченстохов в Казанский собор.


Примечательно, что первый молебен о победе над Наполеоном был отслужен именно пред этим образом Царицы Небесной. И каждый год 7-го января вечером, накануне празднования Собора Рождества Пресвятой Богородицы, именно пред Ченстоховской иконой служился молебен о даровании победы русскому воинству. Так было до 1917 года…

Весной 2010 г. инициативная группа православных граждан Москвы и Петербурга с благословения настоятеля Казанского собора о.Павла обратилась в Министерство Культуры с просьбой: разрешить передать Ченстоховскую икону из музея религии, куда она была реквизирована в 30-ые безбожные годы, в собор. Разрешение было получено! За последнее время это почти безпрецендентный случай. Но… собор не спешит возвращать свою святыню, «символ славы русского оружия», ссылаясь то на отсутствие времени этим заниматься, то на отсутствие средств, потом — охраны, потом… Как говорится, без комментариев. Как стараемся, так и получаем.

Вторая традиция молитвы пред Ченстоховской была связана со следующими событиями. В конце 19-го века в Ченстохове для православного храма была заказана Ченстоховская икона Божией Матери (икона сохранилась и находится на своем месте). Икону заказал настоятель о.Никодим (Соколов), будущий епископ Иосиф в память о почившей супруге. А находящийся уже при смерти иконописец написал на обратной стороне иконы пророчество Оссии: «Смерть! Где твое жало? Ад. А где твоя победа?»

Теперь становится понятно, почему русское название иконы «Непобедимая победа». Победа — Богородица, стершая главу смерти, и победа — через Богородицу, особенно — в последние времена — через Ченстоховскую.

Впоследствии настоятель храма учредил традицию: по пятницам, после вечерней службы совершать торжественное молебственное пение с чинопоследованием акафиста Пресвятой Богородице.

В августе 2004 года игумену Серафиму из Свято-Введенского монастыря Курганской епархии в сонном видении явилась Владычица Ченстоховская в шлеме и кольчуге, повелела написать Ее икону и распространить. Называется икона «Взбранной Воеводе победительная» (более позднее название «Русская Непобедимая Победа»), а надпись гласит: «Стой за Христа до мученического Креста».

Доколе, Госпоже, забудеши нас?

И не избавиши нас в час скорби нашея!

Доколе вознесется враг наш на нас?

Силою и властию Твоею сокруши его!

Да возвеличим Тя, Благодатную,

И прославим яко Непобедимую Победу.