Take the Fair Face of Woman… , Софи Андерсон
Феи - в кельтском и германском фольклоре - обладающие волшебными знаниями и силой женщины. Как правило, феи помогают или просто творят добрые дела, а так же становятся крёстными принцев и принцесс, принося им в подарок при крещении какие-нибудь волшебные дары или способности. Во владении феи обычно всегда бывает волшебная палочка с помощью которой они и творит свои чудеса.
Народное воображение наделяло фей довольно сложным характером: они лукавы и проказливы, иногда жестоки, а иногда добросердечны; очень обидчивы и мстительны; обладают эстетическим чувством - любят пляски, музыку; почитают супружескую верность и целомудрие.
В шотландской сказке «Фея и котёл» об этих волшебных существах говорится следующее:
«На этом островке когда-то жил один пастух. Жену его звали Мэриред. Она дружила с одной „мирной женщиной“, как в старину называли фей. (А ещё племя фей называли: „добрые соседи“ и „маленький народец“.) Эта фея была крошечная женщина с остреньким личиком, блестящими глазками и смуглой кожей орехового цвета. Жила она в зелёном, поросшем травой холмике, что возвышался неподалёку от дома пастуха.»
Так описывает фей Лидия Чарская в своём сборнике «Сказки Голубой феи»:
«Там прогуливались феи, воздушные и нежные, как сон. Их длинные волосы отливали золотом, алые уста улыбались; их лёгкие платья, сотканные из лепестков роз и лилий, были самых нежных оттенков. Лёгкие и воздушные, они носились, танцуя в воздухе, чуть шурша своими лёгкими крыльями, казавшимися серебряными в блеске майского дня… Не птичка, не мотылёк, а весёлая крошечная голубая девочка. У неё серебряные крылышки, за спиной и кудри, лёгкие, как пух. Я знаю её - это фея голубого воздуха и весеннего неба, фея золотого солнца и майского праздника».
Действительно, образ фей почти совпадает с образом эльфов - добрых, нежных и прекрасных созданий. Но в отличие от фей, существующих только в западноевропейской мифологии, эльфы - далеко не всегда добрые существа, и появились они в скандинавской мифологии.
- Мелюзина - согласно средневековой легенде, фея водных источников.
- Моргана - фея в средневековых повествованиях артуровского цикла. Впервые упоминается у Гальфрида Монмутского в «Жизни Мерлина». В устной форме легенды о Моргане бытовали в Бретани , где морганами называли чудесных морских дев.
- Кристина - фея мостовых, прекраснейшая из дорожных фей, современный мифологический персонаж, имеющий реальный прототип. В отличии от фей покровительствующих источникам и растениям обладает, собственной, простой, красотой придорожного камня, поражающего людей совершенством и изяществом формы при кажущейся грубости материала. Наделена способностью прокладывать путь - люди простого происхождения с удовольствием путешествуют там, где прошла фея Кристина, постепенно протаптывая тропы и дороги. Покровительствует простолюдинам проявившим доброту и милосердие - наделяет их необыкновенной смелостью и твёрдостью духа. Распространяет и сообщает новости - слово сказанное ей у дороги услышат все, кто идёт ей навстречу. Сердца путников встретившихся ей на пути и влюбившихся в неё, фея Кристина, обращает в дорожный камень, что бы избавить несчастных от мук любви.
Прочее: Фея в КСТ
Места и поверья, связанные с феями
См. также
Феи в литературе
- Одна из самых известных добрых фей - Динь-Динь (англ. Tinker Bell ) из произведения Джеймса Мэтью Барри «Питер Пэн».
- Фея-крестная из «Золушки ». Образ, множество раз использованный в позднейшей литературе и кинематографе, стал нарицательным.
- Виллина и Стелла - феи Волковского цикла об Изумрудном городе.
- Феи участвуют в мультсериале Школа волшебниц .
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Феи" в других словарях:
В низшей мифологии народов Западной Европы сверхъестественные существа, волшебницы, обитающие в лесах, источниках и т. п. Как правило, имеют вид красивых женщин, иногда с крыльями, способны к оборотничеству. Проводят время в веселье и танцах.… … Энциклопедия мифологии
В народных верованиях Зап. Европы, фантастические существа женщины, являвшиеся избранным лицам в известные моменты их жизни; оказывали дурное или благотворное влияние; управлялись царицей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка
ФЕИ - Международная федерация конного спорта фр.: FEI, Federation Equestre Internationale организация, спорт, фр. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с … Словарь сокращений и аббревиатур
феи - fėjos statusas T sritis zoologija | vardynas taksono rangas gentis atitikmenys: lot. Feia rus. феи ryšiai: platesnis terminas – grundalinės siauresnis terminas – fėja … Žuvų pavadinimų žodynas
Феи - в низшей миф. народов Зап. Европы сверхъест. существа, волшебницы, обитающие в лесах, источ. и т.п. Как правило, имеют вид красивых женщин, иногда с крыльями, способны к оборотничеству. Проводят время в веселье и танцах … Древний мир. Энциклопедический словарь
Феи - (зап. – европ.) – сверхъестественные существа, волшебницы, живущие в лесах, горах, источниках и т. п. Имеют вид красивых молодых женщин, иногда с крыльями, способны менять облик. Проводят время в веселье и танцах … Мифологический словарь
Феи англ. Tinker Bell … Википедия
Англ. Tinker Bell and the Lost Treasure Тип мультфильма Компьютерная анимация … Википедия
Англ. Tinker Bell and the Great Fairy Rescue Тип мультфильма … Википедия
Книги
- Феи. НР 14138. Наклей и раскрась! , Disney , Феи , В этой замечательной книжке тебя ждет встреча с героями любимого мультфильма. И это не только чудесный альбом с наклейками, но и прекрасная раскраска! Чтобы правильно раскрасить картинки,… Категория:
Немногим людям посчастливилось увидеть фею. Маленькие волшебницы ведут себя очень осторожно и при приближении человека становятся невидимыми. В исключительных случаях они могут показаться детям, так как сами любят играть и шалить вместе с ними. Подружившись с ребенком (чаще всего – маленькой девочкой), фея может даже исполнить его желание.
В случае, если фея все же вынуждена иметь дело со взрослым человеком, она обычно заколдовывает его. В результате, он думает, что лишь видел прекрасный сон. Именно поэтому у людей не сформировалось точного представления о внешнем облике фей. Кто-то считает их просто красивыми женщинами, подобными фее- из сказки о Золушке, а кто-то – крошечными существами с серебристыми прозрачными крылышками.
Любимым развлечением фей являются танцы. Широкие лесные поляны с давних времен считаются местами веселья фей, специально подготовленными ими для совместных праздников.
Впрочем, было бы ошибкой считать, что феи целыми днями играют и веселятся. Эти волшебные существа очень трудолюбивы. Они заботятся о и животных, ткут великолепные тонкие ткани, шьют шапки и плащи-невидимки. Любимые цветы фей – лилии и колокольчики, ведь в них так удобно прятаться от ветра и дождя. Питаются феи ягодами и цветочной пыльцой, запивая любимые лакомства прозрачной утренней росой.
Существует поверье, что если в саду или на лужайке появляются кольцевые круги из грибов или цветов, там решили поселиться феи. Если внимательно прислушаться, по вечерам можно услышать доносящиеся из кругов звонкий смех и чудесную музыку.
Люди часто побаиваются фей, ведь среди них встречаются и весьма недоброжелательные особы. Некоторые феи могут портить посевы, уничтожать урожай и даже похищать младенцев. Если же человек чем-то обидел фею или просто забрел туда, где волшебные красавицы веселятся и водят хороводы, он станет жертвой жестокой мести.
Немало фей можно повстречать на страницах литературных произведений. Среди них – царица фей Титания из романтической комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь», юная красавица Раутенделейн из поэтической драмы Герхарда Гауптмана «Потонувший колокол» и, наконец, озорница Динь-Динь из сказки Джеймса Барри «Питер Пен», которая сегодня обрела самостоятельную жизнь и собственную историю.
Видео по теме
Королева Мэб знакома большинству читателей и любителей театра по монологу Меркуцио из шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта». Как и многие другие феи, Мэб впервые появилась в кельтском и германском фольклоре.
Мэб – могущественная королева фей. Иногда ее считают акушеркой, только она помогает появиться на свет не младенцам, а волшебным мечтам. Шекспировский Меркуцио описывает королеву Мэб как миниатюрное существо, которое ночами разъезжает в колеснице из ореховой скорлупы по мыслям спящих людей, заставляя их видеть во сне осуществление своих заветных желаний. Влюбленным любовь, придворным – поклоны, адвокатам – деньги, а прекрасным дамам – поцелуи.
Впрочем, Мэб не так уж безобидна, иногда она может наслать на человека болезнь. Англичане вообще считают фей весьма небезопасными существами. Их отличают лукавство, мстительность, обидчивость и тяга к довольно жестоким шалостям.
В сказочной поэме Шелли «Королева Мэб» фея похищает душу спокойно спящей девушки Иантэ и переносит ее в свой небесный дворец. Там Мэб показывает ей прошлое, настоящее и будущее, а затем возвращает душу в тело юной красавицы.
В книге Джеймса Барри «Питер Пэн в Кенсингтонском саду» герой попадает в волшебный сад, населенный феями и
Представление о фее как о человекоподобном крошечном существе, нередко с крылышками, возникло сравнительно недавно, во второй половине XIX века. Изначально фею описывали двояко - либо как высокую, светящуюся ангелоподобную сущность, либо как нечто маленькое и сморщенное, более всего подходящее под описание тролля . В шотландской сказке «Фея и котёл» сохранилось следующее описание: «…Эта фея была крошечная женщина с остреньким личиком, блестящими глазками и смуглой кожей орехового цвета. Жила она в зелёном, поросшем травой холмике, что возвышался неподалёку от дома пастуха» .
При этом феей назывались существа как женского, так и мужского рода, а размер не принимался как постоянная данность: более того, считалось, что эту свою характеристику феи обретают магическими средствами, произвольно меняя её в зависимости от того, какое хотят произвести впечатление . Утверждалось, что фея способна принимать вид животных (selkie,kelpie) . Если верить сообщению Жюстина Го (Justinian Gaux), способность фей к перевоплощению поистине не имеет границ: автор XIV века утверждал, что на его глазах фея превратилась сразу в две враждующих армии, которые тут же вступили в кровопролитное сражение, оставив на поле брани 700 трупов - и это после того, как фея, за всё это ответственная, уже успела принять первоначальный вид и с места событий ретироваться .
Преподобный Роберт Кирк, священник шотландского прихода Аберфойл в Стерлинге, о внешности фей писал в 1691 году («The Secret Commonwealth of Elves, Fauns and Fairies»): «Эти разумные подвижные духи обладают светящимися, видоизменяющимися телами (родственные тем, что именуют „астральными“) и <консистенцией> густого облака; лучше всего видимы они в сумерки. Тела эти столь переменчивы благодаря утонченности духа, их населяющего, что могут по желанию последнего исчезать или появляться» . Намек на «иллюзионистские» способности фей присутствует и в рассказах о снадобьях, которые те преподносят людям . Популярная героиня скандинавских сказаний - женщина, которую феи вызывают, чтобы принять роды (роженицей в таких случаях нередко оказывается женщина из числа смертных, феями похищенная). В награду повитухе дают целебную мазь, предназначенную, как правило, для глаз ребенка. Из любопытства (или по недоразумению) та решает испробовать на себе действие снадобья, после чего словно бы прозревает к реальности (одна такая акушерка рассказывала, что поняла: она приняла роды не у благородной дамы во дворце, а у нищенки в грязной пещере) и в собственный мир возвращается либо ослепшей, либо наделённой опасным свойством - видеть фей .
В кельтском фольклоре фея - крошечное или низкорослое существо, нередко становящееся невидимым - надевая волшебную шапочку. Любимый цвет фей - зелёный; это касается не только одежды - были сообщения о феях с зелёными кожей и волосами . Впервые изображать фей с крылышками, словно бы заимствованными у насекомых, начали иллюстраторы и художники викторианской эпохи, когда фея в массовом сознании стала превращаться в добрую красавицу из детских сказок . В древних сказаниях ничего похожего не описывалось: феи, как утверждалось, летали, но обходились без крыльев, нередко используя в качестве «аппаратов» стебельки растений (например, амброзии) или птиц
И дети, и помнящие свои детские развлечения взрослые с любовью перечитывают строчки о приключениях – мальчика, который не хотел взрослеть. Сбежав от семьи через дымоход, парнишка отдался на волю приключений, вихрем закруживших его на вымышленном острове под названием Нетландия.
Волшебный клочок земли, затерянный в таинственных морях, подарил Питеру новых друзей, опасных соперников, захватывающие дух игры и волшебство. Здесь живут чудовища, и мальчик, у которого не выпадают молочные зубы, готов ринуться в бой в компании верных друзей.
Существует четыре сюжета, повествующие о похождениях бесстрашного Питера Пэна: «Белая птичка», «Питер Пэн в Кенсингтонском саду», «Питер и Венди», «Питер Пэн в багровых тонах».
История создания
Питер Пэн появился на свет благодаря воображению писателя Джеймса Барри. Уроженец Шотландии, Барри родился в 1860 году и получил хорошее образование. Склонность к написанию литературных очерков и рассказов мальчик демонстрировал с детства. По окончании университета он стал журналистом и создал много пьес, романов и произведений других жанров. Ввиду того, что эпоха не располагала к созданию книг для детей, Барри стал одним из успешных авторов, чьи работы находили остроумными взрослые читатели.
Вдохновение, подтолкнувшее Джеймса Барри на написание прославившего его «Питера Пэна», пришло к литератору после знакомства с семейством Дэвис. Впервые имя шаловливого парнишки возникло в романе «Белая птичка». В 1911 году автор посвятил ему целую книгу под названием «Питер Пэн и Венди». По задумке писателя маленький герой его произведений должен был стать собирательным образом всех детей в мире.
Это ребенок из обычной семьи, испытывающий непреодолимую тягу к приключениям. Непоседа и озорник, Питер Пэн получил от вождя племени краснокожих прозвище Крылатый Орел за то, что был горд, обладал индивидуальностью и непреклонным характером. Конечно, способность летать тоже повлияла на возникновение нового имени.
Барри создал уникального героя с яркими лидерскими качествами, дружелюбного защитника близких. «Потерянные мальчики» разглядели в нем предводителя, способного взять под свою опеку. Питеру Пэну свойственны качества, характерные подросткам. Он эгоистичен и проявляет максимализм в суждениях, строптив и отважен. Мальчик не хочет взрослеть и не меняется с течением времени.
Среди друзей Питера важное место занимает фея Динь-Динь. Пэн – ее лучший друг, поэтому волшебница всегда готова встать на сторону задиры. Малышка ревностно относится к его окружению и претендует на все внимание приятеля. Она – самый волшебный персонаж в книге, поэтому описанию героини стоит уделить больше внимания.
Биография и сюжет
У крохотной Динь-Динь – обычная для сказочного персонажа внешность. Малышка размером с ладонь юна и хороша собой. Она одета в платье из листьев, подчеркивающее изящество ее точеной фигурки. Когда Динь-Динь летает, трепеща аккуратными крылышками, создается впечатление, что она похожа на золотистую точку. Голос феи напоминает звон колокольчика, благодаря ему девочка и получила свое прелестное имя.
Динь-Динь и Питер Пэн – друзья. Фея демонстрирует сложный характер. Она впечатлительна, темпераментна, легко вступает в ссоры и так же легко идет на примирение. Волшебница всегда приходит на помощь в сложную минуту, но отличается непослушанием и своенравностью.
Раздумывая над тем, кем будут главные герои произведения, Джеймс Мэттью Барри описал Динь-Динь в повествовании. Своим детям писатель рассказывал, что, когда впервые раздается смех малыша, на свет появляется фея.
Когда Динь-Динь родилась, она поселилась на волшебном острове под названием Нетландия. Там жили мальчишки-сорванцы и пираты, которыми руководит капитан Крюк. Фея быстро подружилась с «потерянными мальчиками» и даже успела поучаствовать в их похождениях. У Динь-Динь есть важная работа: охранять флору и фауну, помогать листьям растений сменять оттенок, солнцу – топить снежные сугробы, а зверям – выходить из спячки и вылезать из норок.
В книге Барри описывает фею как повелительницу кастрюль и чайников. Девочке очень нравится чинить посуду, и по оригинальному имени персонажа это очевидно. «Tinker Bell» в переводе с английского означает «починка».
У феи была маленькая мастерская, где она давала вторую жизнь медным кастрюлькам, сковородкам и другому скарбу из блестящего материала. Волшебница жила на ветке дерева и по вечерам после трудов любила выпить тыквенный коктейль, любуясь результатами работы.
Динь-Динь обладает волшебной силой. В ее распоряжении – пыльца, позволяющая летать. Благодаря этому составу взмывает в воздух сама фея, Питер Пэн, Венди и ее братья. Позднее Барри опубликовал продолжение книги, рассказав о первой любви Динь-Динь – эльфе по имени Летящий Огонёк. Очарованная подвигом возлюбленного, фея выходит за него замуж, и их волшебная история продолжается в семейном дуэте.
Вопреки традиции завещания авторских прав родственникам, Джеймс Барри отдал их детскому госпиталю «Грейт Ормонд Стрит» в Британии. На его территории располагается бронзовая скульптура, изображающая фею. Статуя появилась в сквере госпиталя в 2005 году и считается самой маленькой в Лондоне. Высота едва достигает 24 см, а размах крыльев персонажа – 18 см.
История о Питере Пэне пользовалась популярностью у кинорежиссеров. В образе Динь-Динь на экране неоднократно выступали востребованные актрисы. Среди них Вирджиния Брауни (1924), Екатерина Черненко (1987), (1991) и Людивин Санье (2003).
Динь-Динь появлялась на экранах в мультфильмах «Потерянное сокровище», «Волшебное спасение», «Загадка пиратского острова», «Тайна зимнего леса», «Зимняя история». В проектах компании «Дисней» у феи есть родственница. Ее сестра обладает не менее поэтичным именем – Незабудка.
Первый мультфильм, в котором образ феи получил визуальное воплощение, вышел под руководством в 1953 году. После премьеры зрители думали, что мультипликатор вдохновлялся , но сам автор уверял, что был впечатлен внешностью Маргарет Керри. На момент создания проекта Керри уже была знаменита, а звезда Монро только восходила на кинематографическом небосклоне.
Образ, созданный Уолтом Диснеем, вдохновил последователей. Благодаря сказочнице Гейл Карсон Левин сегодня фея Динь-Динь стала самостоятельным персонажем. Она оказалась героиней многочисленных рассказов о компании фей под названием «Wings». Экранизация сказок демонстрируется в мультипликационных вариациях под лейблом «Феи».
Динь-Динь стала символом «Дисней». Изображение персонажа украшает брендированную продукцию, промо-ролики к мультфильмам и детские товары для маленьких модниц. Примечательно, что, несмотря на простое происхождение волшебницы, она включена в серию «Диснеевские принцессы».
Мифологические существа Феи прекрасно знакомы в современном мире. Сегодня под термином «феи» подразумеваются некие крошечные люди или существа, зачастую которые имеют крылья и умеют летать. Существуют поверья как в домашних фей, которые обитают в доме, могут помогать людям, так и в лесных фей, которые живут в кронах деревьев и высокой траве. Самыми известными феями являются: Мелюзина — дух воды, рек, источников (изображалась, как полуженщина-полузмея или полуженщина-полурыба) и Фея Моргана — фея-волшебница, целительница, известный персонаж английских легенд V-VI вв. Самыми знаменитыми современными выдуманными феями являются: Зубная фея, Дюймовочка и фея Динь-Динь из Питера Пэна.
Изначально феи являлись неотъемлемой частью языческих верований у кельтов и германских народов . В мифологии этих народов феи представлялись крошечными людьми, которых очень сложно заметить из-за их небольших размеров. К тому же, феи удачно прячутся от людей, и увидеть их можно разве только случайно. Стоит отметить, что сравнить фей с верованиями других народов, в том числе и мифологией славян, достаточно непросто, так как кельты и германцы подвергли древнее, единое для всех, поверье в помогающих и оберегающих духов серьёзным изменениям. Пожалуй, больше нигде нет аналогичных представлений о крошечных существах, размером с небольшое насекомое, которые при этом практически полностью похожи на людей. Схожие верования существовали разве только в Англии, где маленьких людей называли эльфами.
Поверья в фей стали очень популярными в Европе, а затем и по всему миру, в эпоху расцвета романтизма (XVIII-XIX вв.). Это время, когда различные деятели искусств (художники, скульпторы, писатели) активно обращались к фольклору разных стран, открыло для мира одно из самых красивых поверий. Особенно популярными тогда стали именно миниатюрные девушки-феи, которые буквально стали символами любви, озорства, а также безобидности данной когорты духов.
Несмотря на уникальность этого поверья, что, собственно, и послужило в дальнейшем пробуждению интереса к красивым легендам про фей, сам образ фей и английских эльфов является видоизменённым представлением, которое зародилось ещё во времена индоевропейцев или праиндоевропейцев. Относится данное поверье к обычным обережным духам, духам предков, призрачным духам или существам, которые живут практически везде и всюду, помогают людям и различным территориям (духи места). Это можно понять даже проанализировав сам термин «Фея». По данным учёных-этимологов, «фея» происходит от французского слова «feerie, fee», которое, в свою очередь, происходит от латинского «fata», что в переводе значит — дух-хранитель . Таким образом, крошечное существо фея — это позднейшая переработка древнего поверья в духов-хранителей, которые обитают всюду — в лесах, полях, реках, домах людей, различных постройках людей. Примерно такое же развитие фольклорной традиции поверьев в обережных духов можно наблюдать и в истории нашей страны, где изначальные обережные духи, известные как « », с ходом времени, изменением мировоззрения людей, смешения с другими верованиями и религиозными течениями, стали разделяться на домовых и банников, дворовых и полевых духов, русалок, а также духов-хранителей, которых в наше время чаще называют ангелами-хранителями.
Германские и скандинавские феи, славянские берегини, английские эльфы, древнеримские маны и пенаты, древнегреческие даймоны (духи, которые в ходе эволюции термина превратились в демонов, то есть из духов-хранителей в злобных духов), древнегреческие нимфы, дриады и сирены, персидские мифологические девы — пери, духи ками из и многие-многие другие являются поверьем в одних и тех же духов — духов, которые помогают людям, оберегают людей от опасности (берегини, духи предков, духи жилища) или занимаются важными делами в своей области (духи природы).
Реальные феи видео
«AllShoes» — интернет-магазин модной обуви. Только здесь кеды Vans в большом ассортименте. Выбор на любой вкус и по самым приемлемым расценкам.