Бытовые электроприборы

Дом шехтеля в ермолаевском переулке. Московские замки Особняк шехтеля в ермолаевском переулке внутри

Дом шехтеля в ермолаевском переулке. Московские замки Особняк шехтеля в ермолаевском переулке внутри

Если в районе Триумфальной площади вы покинете суету Садового кольца и немного углубитесь в спокойствие московских переулков, то на углу Ермолаевского и Трехпрудного вам неожиданно откроется небольшой особняк, больше всего напоминающий средневековый готический замок. Сейчас там находится посольство Уругвая. Этот дом построил для своей семьи в 1896 году замечательный русский архитектор (немецкого происхождения) Федор Осипович Шехтель, один из самых известных в России мастеров стиля модерн. К этому времени ему исполнилось 36 лет. После завершения строительства особняка Морозовых на Спиридоновке (1893 год) он был уже известен и популярен. Гонорар, полученный Шехтелем за этот готический дворец, позволил архитектору приступить к постройке своего нового жилища.



Как отмечают Д.О.Швидковский и Е.А.Шорбан в своей книге "Особняки Москвы", именно собственный дом лучше всего может рассказать о творческой индивидуальности архитектора. Конечно, речь идет о конкретном временном промежутке творческой жизни мастера. И дом этот всей своей душой и содержанием очень хорошо показывает начало перехода Шехтеля в своем творчестве от готики к модерну. Готика очень сильна как в архитектуре особняка, так и в оформлении его интерьеров, но уже во многом здесь зарождаются, пробиваются ростки нового стиля.

Известный исследователь творчества архитектора, его биограф Е.И.Кириченко, считает, что готика в русском искусстве своим возникновением обязана именно Шехтелю. Она соответствовала духу того времени, романтизму. Как в свое время Возрождение "открыло" античность, так XIX век "открыл" средневековое искусство, чьи формы и принципы стали средством преодоления старой архитектурной системы и зарождения новой. Но со временем Шехтель переосмысливает использование "старых, средневековых" архитектурных форм, упрощает их, пластически перерисовывает, добавляя плавность линиями, все больше используя идеи символизма, и приходит в начале XX века к новому звучанию архитектуры - стилю модерн. Начальные ноты этого перехода мы и будем наблюдать в архитектуре и интерьерах дома в Ермолаевском переулке.

Сам Федор Осипович с юмором писал Антону Чехову о своем доме: "…построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирку, то ли за синагогу". Внешняя пластика дома обусловлена, с одной стороны, сложной формой участка, а с другой стороны, она характерна для готики (архитектурное решение фасадов), а затем и модерна (компоновка различных по размеру, форме и высоте объемов здания). Композиция особняка динамична, у нее нет одного ярко выраженного фасада, дом одинаково живописно смотрится со всех сторон. Вид его непрерывно меняется в зависимости от угла зрения - стены то подступают, то отходят, башни поворачиваются в неожиданных ракурсах - создается впечатление движущегося живого организма.

Основным, доминирующим элементом фасада, выходящего в Ермолаевский переулок, является башня с высоким щипцом и фронтоном, с классическим перпендикулярным окном кабинета, характерным для английской готики XV века. Плоскость стен не имеет пышности готической отделки, как в особняке Морозовых на Спиридоновке. В этом упрощении декора как раз уже видно влияние нового стиля. В отделке стен фактура кирпича (его имитирует светло-коричневая керамическая плитка) чередуется с оштукатуренной поверхностью. Две островерхие башни по углам фасада отступают вглубь территории: в левой, круглой, - "черная" лестница, в правой, имеющей шестиугольную форму - парадный вход в особняк.

Внешняя архитектура дома и его внутренняя планировка очень ярко иллюстрируют совершенно новый принцип построения жилых зданий, характерный для всего творчества Шехтеля, - проектирование "изнутри наружу", когда архитектор вначале строит планировку помещений внутри дома, а затем проектирует фасады. Центр тяжести переносится внутрь здания.

Обращает на себя внимание ограда дома - это уже несомненная дань модерну - кованная решетка с растительным орнаментом из извивающихся побегов.

Над главным входом - роскошное мозаичное панно, выполненное в мастерской В.А.Фролова по эскизу Шехтеля. На нем - три времени жизни ириса, цветка модерна, - рождение, расцвет, увядание, и три символа - латинская буква S - начальная буква фамилии архитектора в латинском написании и число 96 - год постройки дома. Существует мнение, что число 96 можно трактовать, как латинскую же букву N - начальную букву имени жены Федора Осиповича, Натальи (ее отец, увлекавшийся искусством и коллекционированием, был близким приятелем П. М. Третьякова). Таким образом, уже перед входом в дом мы видим символику семьи архитектора.

До нашего времени дом Шехтеля сохранился почти в неизменном виде. Доминирующим элементом фасада является угловая многогранная башня, верхнюю часть которой завершает глухой парапет смотровой площадки, отделенный от общего массива башни профилированным карнизом. В башне расположен парадный вход, декорированный консольным порталом. В верхней части стену башни прорезает узкое окошко, освещающее прихожую.

Далее по Ермолаевскому, отступая вглубь территории, расположена еще одна круглая в плане, островерхая башня, в которой размещается «черная» лестница. Въездные ворота ограничены двумя пилонами с двускатными навершиями.

Сегодня в особняке находится резиденция посла Республики Уругвая. Отношения между нашими странами завязались в 19 веке. Неоднократно связи эти нарушались и вновь восстанавливались. А с 1950-х годов главы дипломатических миссий Уругвая, а затем и послы стали жить в особняке, построенном для себя архитектором Францем Шехтелем.

Черезвычайный и полномочный посол республики Уругвай Альберто Фахардо Клаппенбах и его супруга мария Тереса поселились здесь в 2001 году. Несмотря на изменение обстановки, новым хозяевам удалось сохранить изящество интерьера. "Это дом,в котором приятно жить, - замечает посол. Все комнаты разные. Каждая-отдельная вселенная, но в целом это очень гармоничный мир." Господин Клаппенбах прекрасно знает историю дома и с удовольствием показывает его гостям.

Двухэтажная хозяйственная постройка с подвалом, построенная Шехтелем одновременно с домом, облицована, как и фасады, керамической плиткой коричневатых оттенков. Скошенный угол декорирован композицией из полихромной плитки в виде круга с изображением геральдического символа, изображающего рычащего льва.

Интерьер у Шехтеля достигает и даже превосходит значимость внешней архитектуры. Внутренняя планировка дома логична и тщательно продумана, это всегда результат заботы о комфорте и удобстве жилья, учета особенностей быта обитателей дома, для кого бы Шехтель не строил. Свой собственный дом архитектора подтверждает это правило - он является обителью уюта и благополучия. Внутри господствует спокойная, изысканная, соразмерная человеку красота. Благодаря стараниям бывших и нынешних обитателей особняка, интерьеры сохранены практически полностью в том виде, в каком они были созданы Шехтелем.

Войдем в дом. Небольшая прихожая в башне с парадным входом сохранена полностью - и вешалка для одежды, и пол, выложенный метлахской плиткой, и витраж в окне под потолком… В верхней части витража - два круглых медальона с изображениями мужчины и женщины, стилизованные под средневековье. И звучит вопрос - а может быть, это портреты хозяев дома - Натальи и Федора Шехтелей? Ответа нет, но эта красивая версия сразу настраивает гостей на романтический лад.

Вестибюль, в который через несколько ступеней и стрельчатую арку "перетекает" прихожая, оформлен деревянными панелями. Очень красива рама большого зеркала, напоминающая зубчатые стены средневековой крепости, но не создающая ощущения массивности. И здесь, и в прихожей мы видим пересекающиеся балки потолка - дань готике. В помещениях первого этажа сохранились массивные филенчатые двустворчатые и одностворчатые двери с оригинальными латунными ручками, первоначальный паркет.

Малая гостиная с камином, в которой у Шехтеля был кабинет, наиболее оригинальная, пышно отделанная комната. Главный элемент кабинета - огромный белый камин из Родосского мрамора, который не утратил своего назначения и используется по сей день.Он украшен сложной лепниной, в которой переплетаются ленты, фрукты и сказочные существа - сфинксы, грифоны и химера - будто духи, населяющие особняк.

Слева от камина деревянная винтовая лестница ведет на галерею, деревянная балюстрада которой красивым тяжелым орнаментом ложится на камин, на галерее находилась библиотека архитектора. Напротив - во всю стену огромное окно, то самое, перпендикулярное, из английской готики. Верхняя часть его украшена витражом, состоящим из трех частей с изображениями средневековых сюжетов - рыцарей и их прекрасных дам.

Потолок разделен на квадраты мощными деревянными балками, в центре - чудесная люстра, выполненная по эскизам Шехтеля, со сказочными то ли петушками, то ли дракончиками. Рядом с большим окном - маленькое окошко, прорезающее толщу стены на манер бойницы. Назначение его - дополнительный свет для работы мастера.

Все что вы видите в комнатах, привезено из Уругвая. Это мебель из дома посла. Господин Клаппенбах изучал право и экономику в Уругвае, США и Англии. Он молод и остроумен,увлекается историей и архитектурой. "Этот дом построен и оформлен знаменитым Шехтелем.Меня интересует его судьба, и я хочу больше знать о его творчестве," - признается он. Посол рассказывает о современной жизни особняка. В бывшей мастерской архитектора, где по меньшей мере восемь углов,ныне столовая.Кабинет бывшего хозяина теперь музыкальная гостинная. Иногда камерный ансамбль занимает место на деревянной галерее, и треск поленьев в пылающем камине служит естественным дополнением к струнной музыке.

Притягивают и манят своей глубиной витражи, вставленные в створки встроенного шкафа справа от камина. Необыкновенно изысканный геометризированный растительный рисунок (чувствуем модерн) подобен вдруг увеличившимся в размерах ювелирным украшениям старых мастеров.

В гостиной-кабинете царит атмосфера романтики средневековья, здесь хочется задвинуть шторы, зажечь камин и, уютно устроившись в кресле, читать захватывающие романы Вальтера Скотта…

Композиционным центром во внутренней планировке дома является лестница, вокруг которой разворачивается анфилада комнат первого этажа - они, как бусины, нанизаны на нить парадной лестницы: гостиная, кабинет с камином, столовая и опять гостиная.

Шехтель верен новому принципу объединения пространства при построении интерьера - центрическому. Великолепная резная парадная лестница темного дерева начинается с величественного фонаря-башни, украшенного волнообразными линиями - каннелюрами. Многогранный фонарь и ломанная спираль пролетов лестницы - это центральная ось интерьера.

Гостиная - самое большое помещение в доме - разделена аркой на две части. Первая часть практически лишена декора, во второй части, как и при входе, использованы потолочные балки, но отштукатуренные в цвет потолка. Светлый цвет стен делает комнату более торжественной, что соответствует ее назначению и служит наиболее удачным фоном для украшавших стены картин (в их числе были «Садко» Врубеля, «Самарканд» Сарьяна и «Масленица в Париже» Рериха). Необычное украшение гостиной - кованая решетка со стилизованным изображением масок таинственных персонажей, похожих на сатиров. При Шехтеле под ней крепился занавес, отделявший пространство гостиной от центральной лестницы дома. Сейчас занавеса нет.

Официальные приемы происходят в большой гостинной, которая для семьи Шехтеля была и столовой. Кто только здесь не бывал: Антон Чехов, Константин Коровин, Леонид Собинов, Исаак Левитан, Михаил Врубель, не говоря уж о влиятельных заказчиках...

Смежная с кабинетом столовая, примечательная своей неправильной многоугольной формой, оформлена лишь скромной лепной розеткой на потолке. В этой комнате у Шехтеля была мастерская, а в верхнем этаже дома располагались спальные комнаты. Там и сейчас спальные комнаты.

В особняке в Ермолаевском переулке Шехтель прожил долгих 14 лет, а в 1910-м переехал в свой новый дом на Большой Садовой, откуда семь лет спустя был выселен пришедшими к власти большевиками. Архитектор скитался по коммунальным квартирам, тяжело болел, голодал и бедствовал, но продолжал упорно работать. «Я строил Морозовым, Рябушинским, Фон-Дервизам - и остался нищим. Глупо, но я чист», - писал он книгоиздателю Сытину. В 1926 году Шехтель скончался и был похоронен на Ваганьковском кладбище…

Шехтель писал, что он искал в архитектуре «музыку форм и радость красок» - эти слова во многом относятся и к его собственному особняку в Ермолаевском переулке.

Источники информации:

Д.О.Швидковский, Е.А.Шорбан. Особняки Москвы. Москва, 1997 год.
Е.И.Кириченко. Ф.О.Шехтель. 1973 год.
А.Минкин. Шехтель + эпоха = модерн. Журнал "Наследие", №28 от 13 июля 1999 года.
О.Торчинский. Мастер строил для себя. Журнал "Дипломат", декабрь, 2003 года.
О.М.Леплинская. Историко-архитектурное обследование владения 28, Ермолаевский пер. ГУОП. Москва, 1993 год.
Журнал Salon.ru

Фотографии мои, сделанные в День музеев в мае 2012г.

  • Адрес: Большая Садовая ул., 4c1.
  • Ближайшее метро: "Маяковская".

Если в районе Триумфальной площади Вы покинете суету Садового кольца
и немного углубитесь в спокойствие московских переулков,
то на углу Ермолаевского и Трехпрудного Вам неожиданно откроется
небольшой особняк, больше всего напоминающий средневековый готический замок.
Сейчас там находится посольство Уругвая.

Этот дом построил для своей семьи в 1896 году замечательный русский архитектор (немецкого происхождения)
Федор Осипович Шехтель, один из самых известных в России мастеров стиля модерн.
К этому времени ему исполнилось 36 лет. После завершения строительства особняка Морозовых на Спиридоновке
(1893 год) он был уже известен и популярен.
Гонорар, полученный Шехтелем за этот готический дворец, позволил архитектору приступить к постройке своего
нового жилища.

Как отмечают Д.О.Швидковский и Е.А.Шорбан в своей книге "Особняки Москвы" , именно собственный дом лучше
всего может рассказать о творческой индивидуальности архитектора. Конечно, речь идет о конкретном временном
промежутке творческой жизни мастера. И дом этот всей своей душой и содержанием очень хорошо показывает начало
перехода Шехтеля в своем творчестве от готики к модерну. Готика очень сильна как в архитектуре особняка,
так и в оформлении его интерьеров, но уже во многом здесь зарождаются, пробиваются ростки нового стиля.

Известный исследователь творчества архитектора, его биограф Е.И.Кириченко, считает, что готика в русском искусстве
своим возникновением обязана именно Шехтелю. Она соответствовала духу того времени, романтизму.
Как в свое время Возрождение "открыло" античность, так XIX век "открыл" средневековое искусство, чьи формы
и принципы стали средством преодоления старой архитектурной системы и зарождения новой.
Но со временем Шехтель переосмысливает использование "старых, средневековых" архитектурных форм,
упрощает их, пластически перерисовывает, добавляя плавность линиями, все больше используя идеи символизма,
и приходит в начале XX века к новому звучанию архитектуры - стилю модерн.
Начальные ноты этого перехода мы и будем наблюдать в архитектуре и интерьерах дома в Ермолаевском переулке.

Сам Федор Осипович с юмором писал Антону Чехову о своем доме: "…построил избушку непотребной архитектуры,
которую извозчики принимают то ли за кирку, то ли за синагогу".
Внешняя пластика дома обусловлена, с одной стороны, сложной формой участка, а с другой стороны, она характерна
для готики (архитектурное решение фасадов), а затем и модерна (компоновка различных по размеру, форме и высоте
объемов здания). Композиция особняка динамична, у нее нет одного ярко выраженного фасада, дом одинаково
живописно смотрится со всех сторон.
Вид его непрерывно меняется в зависимости от угла зрения - стены то подступают, то отходят, башни поворачиваются
в неожиданных ракурсах - создается впечатление движущегося живого организма

Основным, доминирующим элементом фасада, выходящего в Ермолаевский переулок, является башня с высоким
щипцом и фронтоном, с классическим перпендикулярным окном кабинета, характерным для английской готики XV века.
Плоскость стен не имеет пышности готической отделки, как в особняке Морозовых на Спиридоновке.
В этом упрощении декора как раз уже видно влияние нового стиля. В отделке стен фактура кирпича
(его имитирует светло-коричневая керамическая плитка) чередуется с оштукатуренной поверхностью.
Две островерхие башни по углам фасада отступают вглубь территории: в левой, круглой, - "черная" лестница,
в правой, имеющей шестиугольную форму - парадный вход в особняк.

Внешняя архитектура дома и его внутренняя планировка очень ярко иллюстрируют совершенно новый принцип
построения жилых зданий, характерный для всего творчества Шехтеля, - проектирование "изнутри наружу",
когда архитектор вначале строит планировку помещений внутри дома, а затем проектирует фасады.
Центр тяжести переносится внутрь здания.

Обращает на себя внимание ограда дома - это уже несомненная дань модерну - кованная решетка с растительным
орнаментом из извивающихся побегов

Над главным входом - роскошное мозаичное панно, выполненное в мастерской
В.А.Фролова по эскизу Шехтеля.На нем - три времени жизни ириса,
цветка модерна, - рождение, расцвет, увядание,
и три символа - латинская буква S - начальная буква фамилии архитектора
в латинском написании и число 96 - год постройки дома.
Существует мнение, что число 96 можно трактовать, как латинскую же
букву N - начальную букву имени жены Федора Осиповича, Натальи
(ее отец, увлекавшийся искусством и коллекционированием, был близким
приятелем П. М. Третьякова).
Таким образом, уже перед входом в дом мы видим символику семьи архитектора.


До нашего времени дом Шехтеля сохранился почти в неизменном виде.

Доминирующим элементом фасада является угловая многогранная башня,
верхнюю часть которой завершает глухой парапет смотровой площадки,
отделенный от общего массива башни профилированным карнизом.
В башне расположен парадный вход, декорированный консольным порталом.
В верхней части стену башни прорезает узкое окошко, освещающее прихожую.

Въездные ворота ограничены двумя пилонами с двускатными навершиями.

Сегодня в особняке находится резиденция посла Республики Уругвая.
Отношения между нашими странами завязались в 19 веке.
Неоднократно связи эти нарушались и вновь восстанавливались.
А с 1950-х годов главы дипломатических миссий Уругвая,
а затем и послы стали жить в особняке,построенном для себя
архитектором Францем Шехтелем.

Черезвычайный и полномочный посол республики Уругвай
Альберто Фахардо Клаппенбах и его супруга мария Тереса поселились здесь в 2001 году.
Несмотря на изменение обстановки,новым хозяевам удалось сохранить изящество интерьера.
"Это дом,в котором приятно жить,-замечает посол.-Все комнаты разные.Каждая-отдельная вселенная,
но в целом это очень гармоничный мир."
Господин Клаппенбах прекрасно знает историю дома и с удовольствием показывает его гостям.


Двухэтажная хозяйственная постройка с подвалом, построенная Шехтелем одновременно с домом, облицована,
как и фасады, керамической плиткой коричневатых оттенков. Скошенный угол декорирован композицией из полихромной
плитки в виде круга с изображением геральдического символа, изображающего рычащего льва.

Интерьер у Шехтеля достигает и даже превосходит значимость внешней архитектуры. Внутренняя планировка дома
логична и тщательно продумана, это всегда результат заботы о комфорте и удобстве жилья, учета особенностей быта
обитателей дома, для кого бы Шехтель не строил. Свой собственный дом архитектора подтверждает это правило -
он является обителью уюта и благополучия. Внутри господствует спокойная, изысканная, соразмерная человеку красота.
Благодаря стараниям бывших и нынешних обитателей особняка, интерьеры сохранены практически полностью в том виде,
в каком они были созданы Шехтелем.

Войдем в дом.
Небольшая прихожая в башне с парадным входом сохранена полностью - и вешалка для одежды, и пол, выложенный
метлахской плиткой, и витраж в окне под потолком… В верхней части витража - два круглых медальона с
изображениями мужчины и женщины, стилизованные под средневековье).
И звучит вопрос - а может быть, это портреты хозяев дома -Натальи и Федора Шехтелей?
.. Ответа нет, но эта красивая версия сразу настраивает гостей на романтический лад.

Вестибюль, в который через несколько ступеней и стрельчатую арку "перетекает" прихожая, оформлен
деревянными панелями.

Очень красива рама большого зеркала, напоминающая зубчатые стены средневековой крепости, но не создающая
ощущения массивности. И здесь, и в прихожей мы видим пересекающиеся балки потолка - дань готике.

В помещениях первого этажа сохранились массивные филенчатые двустворчатые и одностворчатые двери с оригиналь-
ными латунными ручками, первоначальный паркет.

Малая гостиная с камином. У Шехтеля здесь был кабинет.

Это наиболее оригинальная, пышно отделанная комната. Главный элемент кабинета -
огромный белый камин из Родосского мрамора, который не утратил своего назначения
и используется по сей день.Он украшен сложной лепниной, в которой переплетаются ленты,
фрукты и сказочные существа - сфинксы, грифоны и химера - будто духи, населяющие особняк.

Слева от камина деревянная винтовая лестница ведет на галерею, деревянная балюстрада которой красивым тяжелым
орнаментом ложится на камин, на галерее находилась библиотека архитектора.

Напротив - во всю стену огромное окно, то самое, перпендикулярное, из английской готики. Верхняя часть его
украшена витражом, состоящим из трех частей с изображениями средневековых сюжетов - рыцарей и их прекрасных дам.

Потолок разделен на квадраты мощными деревянными балками, в центре - чудесная люстра, выполненная по эскизам
Шехтеля, со сказочными то ли петушками, то ли дракончиками.

Рядом с большим окном - маленькое окошко, прорезающее толщу стены на манер бойницы.
Назначение его - дополнительный свет для работы мастера.

Все что вы видите в комнатах,привезено из Уругвая.Это мебель из дома посла.Господин Клаппенбах изучал право
и экономику в Уругвае,США и Англии.Он молод и остроумен,увлекается историей и архитектурой.
"Этот дом построен и оформлен знаменитым Шехтелем.Меня интересует его судьба,и я хочу больше знать
о его творчестве,"-признается он.Посол рассказывает о современной жизни особняка.В бывшей мастерской
архитектора,где по меньшей мере восемь углов,ныне столовая.Кабинет бывшего хозяина теперь музыкальная гостинная.
Иногда камерный ансамбль занимает место на деревянной галерее,и треск поленьев в пылающем камине служит естественным дополнением к струнной музыке.

Притягивают и манят своей глубиной витражи, вставленные в створки встроенного шкафа справа от камина.
Необыкновенно изысканный геометризированный растительный рисунок (чувствуем модерн) подобен вдруг
увеличившимся в размерах ювелирным украшениям старых мастеров.

В гостиной-кабинете царит атмосфера романтики средневековья, здесь хочется задвинуть шторы, зажечь камин и,
уютно устроившись в кресле, читать захватывающие романы Вальтера Скотта…

Композиционным центром во внутренней планировке дома является лестница, вокруг которой разворачивается
анфилада комнат первого этажа — они, как бусины, нанизаны на нить парадной лестницы: гостиная, кабинет с камином,
столовая и опять гостиная.

Шехтель верен новому принципу объединения пространства при построении интерьера - центрическому.
Великолепная резная парадная лестница темного дерева начинается с величественного фонаря-башни, украшенного
волнообразными линиями - каннелюрами.Многогранный фонарь и ломанная спираль пролетов лестницы -
это центральная ось интерьера.

Гостиная — самое большое помещение в доме — разделена аркой на две части.
Первая часть практически лишена декора, во второй части, как и при входе, использованы потолочные балки,
но отштукатуренные в цвет потолка. Светлый цвет стен делает комнату более торжественной, что соответствует ее
назначению и служит наиболее удачным фоном для украшавших стены картин (в их числе были «Садко» Врубеля,
«Самарканд» Сарьяна и «Масленица в Париже» Рериха).

Необычное украшение гостиной — кованая решетка со стилизованным изображением масок таинственных персонажей,
похожих на сатиров.
При Шехтеле под ней крепился занавес, отделявший пространство гостиной от центральной лестницы дома.
Сейчас занавеса нет.

Официальные приемы происходят в большой гостинной,которая для семьи Шехтеля была и столовой.
Кто только здесь не бывал:Антон Чехов,Константин Коровин,Леонид Собинов,Исаак Левитан,Михаил Врубель,
не говоря уж о влиятельных заказчиках...

Смежная с кабинетом столовая, примечательная своей неправильной многоугольной формой, оформлена лишь
скромной лепной розеткой на потолке. В этой комнате у Шехтеля была мастерская, а в верхнем этаже дома
располагались спальные комнаты.Где и сейчас спальные комнаты.

Примечательное окно второго этажа с круглым витражным стеклом.

В особняке в Ермолаевском переулке Шехтель прожил долгих 14 лет, а в 1910-м переехал в свой новый дом
на Большой Садовой, откуда четыре года спустя был выселен пришедшими к власти большевиками.
Архитектор скитался по коммунальным квартирам, тяжело болел, голодал и бедствовал, но продолжал упорно работать.
«Я строил Морозовым, Рябушинским, Фон-Дервизам — и остался нищим.
Глупо, но я чист», — писал он книгоиздателю Сытину.
В 1926 году Шехтель скончался и был похоронен на Ваганьковском кладбище…

Шехтель писал, что он искал в архитектуре «музыку форм и радость красок» —
эти слова во многом относятся и к его собственному особняку в Ермолаевском переулке.

Источники информации:

Д.О.Швидковский, Е.А.Шорбан. Особняки Москвы. Москва, 1997 год
Е.И.Кириченко. Ф.О.Шехтель. 1973 год.
А.Минкин. Шехтель + эпоха = модерн. Журнал "Наследие", №28 от 13 июля 1999 года.
О.Торчинский. Мастер строил для себя. Журнал "Дипломат", декабрь, 2003 года.
О.М.Леплинская. Историко-архитектурное обследование владения 28, Ермолаевский пер. ГУОП. Москва, 1993 год.
Журнал Salon.ru
Фотографии мои,сделанные в День музеев в мае 2012г.

" в День культурного наследия 18 апреля мне удалось посетить особняк Федора Осиповича Шехтеля, находящийся в Ермолаевском переулке. Этот дом в псевдоготическом стиле был выстроен архитектором в 1896 году для своей семьи. Он прожил в нем около 14-и лет.


Ограда участка, также являющаяся памятником, в нижней части облицована керамической плиткой. Её верхний рисунок представляет собой сложный динамичный растительный орнамент.

Прежде чем углубиться внутрь дома, мы прошли во внутренний двор, откуда также видна сложная композиция строения.

В глубине участка в 1904 году Шехтелем была достроена небольшая хозяйственная пристройка. Её украшением является панно с изображением рычащего льва и симметричное ему круглое окошко на первом этаже. Возможно, лев символизирует имя сына архитектора, Льва, родившегося в 1892 году, а может быть - знак зодиака самого Шехтеля.


Вход в особняк украшен мозаичным панно, изготовленным в мастерской В.А. Фролова по эскизу Ф.Шехтеля, с изображением любимого цветка модерна - ириса - в трех жизненных фазах: бутон, расцвет и увядание, а также символов "96", что обозначает год постройки дома, и "S" - "Shektel" - начальную букву фамилии архитектора.

И наконец-то мы попадаем внутрь особняка. В шестиугольной башне расположен парадный вход с великолепной массивной дверью. Невозможно представить готический замок без витражных окон, и этот дом не исключение: сразу же у входа находится небольшое окошко, в верхней части которого в медальонах изображены мужчина и женщина в средневековом стиле. Пол прихожей выложен метлахской плиткой.

Через стрельчатую арку попадаем в вестибюль и видим еще больше готических элементов: и деревянные панели, и рама зеркала, напоминающая проход в средневековую крепость, и витражи на окнах. Кстати, рисунок витражей повторяется позже в орнаменте, использованом в на Большой Садовой.

Сейчас дом является резиденцией посла Республики Уругвай в России Кабрала Анибаля Сегалерба, и очень приятно было, что на встречу гостям вышла хозяйка дома, его супруга Марта.

Самая большая комната в доме - гостиная. Её мебель и отделка в основном привезены из Уругвая, они, к счастью, лишены китчевости и показного богатства и хорошо вписываются в атмосферу дома.



От Ф.О. Шехтеля здесь сохранилась кованая решетка с изображением масок гномов, мотив которой воссоздавал рисунок решетки церкви Спаса в Кремлёвском дворце. Решетка отделяет гостиную от лестницы, ведущей на второй этаж.

Великолепная лестница из резного дерева - композиционный центр дома.

На втором этаже дома находились спальные комнаты семьи, то же назначение у них и сейчас, и вход туда, конечно же, запрещен.

Центральная ось из резного дерева, вокруг которой заворачиваются лестничные пролеты, завершается волшебным фонарем.

Через вестибюль также можно попасть в бывший кабинет Шехтеля. Вот так он выглядел во времена, когда в доме еще жил архитектор.

К счастью, многое сохранилось и до наших дней.

Кабинет украшает чудесный камин, выполненный из белого Родосского мрамора, действующий и по сей день.

По небольшой деревянной лестнице слева от камина можно попасть на галерею, где находилась библиотека архитектора.

Справа от камина - дверцы встроенного шкафа с изящными витражами на растительную тематику в духе модерна.

В продолжение готической тематики невозможно не обратить внимание на огромное окно, в верхней части которого вставлены витражи с рыцарями и прекрасными дамами.

Ф.О. Шехтель в своих постройках уделял большое внимание и деталям интерьеров. Здесь сохранилась причудливая люстра, выполненная по его эскизам, плафоны которой удерживаются сказочными животными: не то дракончиками, не то горгульями.

Из кабинета можно перейти в бывшую мастерскую архитектора, где теперь столовая.

С геометрической точки зрения комната является неправильным многоугольником.

Мебели здесь немного, и она также привезена из Уругвая.

На потолке сохранилась лепная розетка.

И из столовой можно вновь попасть в гостиную комнату, с которой я и начинала. На этом и закончилось путешествие по усадьбе, перенесшее в мир средневековья и оставившее очень приятные впечатления.

Использованная литература:
1. Архитектурное наследие России. Федор Шехтель - Е. Кириченко

Дом Шехтеля в Ермолаевском переулке January 12th, 2017

Вернёмся всё же в Ермолаевский переулок, а то как-то странно - , а про стильный готический замок с башнями, который стоит рядом, промолчала. Его-то с полным правом можно включить в число самых красивых домов Москвы!
Это второй собственный дом Франца Шехтеля, построенный в 1896 году. В нём архитектор с семьёй прожил 14 лет до перезда на Большую Садовую. Имя Фёдор Осипович он примет только в 1914 году.
Точно так же, как и сейчас, этот дом выглядел, когда архитектор его только что построил.

Как и во многих постройках Шехтеля, внешняя архитектура дома отражает его внутреннюю планировку. Самый характерный принцип всего творчества Шехтеля - проектирование "изнутри наружу", нашёл и в этом доме своё воплощение. Приём так называемой "круговой" анфилады, состоящей из выходящих на лестницу всех комнат особняка, архитектор позже использовал и в особняке Рябушинского.

Здание состоит из разных по высоте объёмов, живописно расставленных вокруг центра композиции особняка - ризалита с высоким фронтоном и большим окном кабинета. По бокам расположены две башни - коническая круглая и шестигранная. Её верхнюю часть завершает глухой парапет смотровой площадки.

В шестиугольной башне справа расположен парадный вход, а стену прорезает узкое окошко, освещающее прихожую. Въездные ворота ограничены двумя пилонами с навершиями. Над главным входом - мозаичное панно, выполненное в мастерской В.А. Фролова по эскизу Шехтеля. Три времени жизни ириса, цветка модерна, - рождение, расцвет, увядание, и три символа - латинская буква S - начальная буква фамилии архитектора в латинском написании и число 96 - год постройки дома. Существует мнение, что число 96 можно трактовать, как латинскую букву H - начальную букву имени жены Шехтеля, Натальи.

С отступом вглубь территории расположена островерхая башня, в которой размещается черная лестница.

В отделке стен фактура кирпича, которую имитирует светло-коричневая керамическая плитка, чередуется с оштукатуренной поверхностью.

Маленький двор окружен оградой с кованной решеткой в виде растительного орнамента из извивающихся побегов - это уже элемент модерна.

В 1910 году Шехтель с семьей переехал

Путеводитель по архитектурным стилям

Архитектурной доминантой стала угловая башенка со смотровой площадкой. Окружила здание кованая решетка с растительным орнаментом. Над входом разместилось мозаичное панно работы В. Фролова по эскизам самого Шехтеля. Панно символично: три периода жизни ириса как символ модерна, латинская F и S (Franz и Shektel) и число 96 (год постройки дома). Сам автор в шутку называл этот дом «избушкой непотребной архитектуры».

После революции Шехтель не эмигрировал, хотя в 1918 году его семью выселили. Модерн не был востребован новой властью, поэтому до самой смерти архитектору пришлось скитаться по коммунальным квартирам. Умер Шехтель в нищете в коммуналке дома №25 по Малой Дмитровке, в комнате у дочери. Последние годы он болел, а мизерной пенсии не хватало даже на лекарства. И когда архитектор оказался прикованным к постели, шутил, что лучше бы вместо денег прислали цианистого калия.

А в доме Шехтеля в Ермолаевском переулке с 1950-х годов находится посольство Уругвая.