Бытовые электроприборы

Число зверя 666 кто знает. Святоотеческое толкование библейского понятия "печать антихриста"доклад игумена андроника (трубачева)

Число зверя 666 кто знает. Святоотеческое толкование библейского понятия

Расскажите пожалуйста о нынешнем понимании,осовремененном, числа зверя 666, когда оно используется на номерах автомашин, на изделиях используемых в быту ножи и т.п. ведь насколько я понимаю все имеет значение и несет в себе информацию. Хотелось услышать Ваше мнение, отец Афанасий.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Чтобы избавиться от того смущения, о котором Вы пишете, надо ясно сознавать, что существующие от начала творения предметы и числа становятся символами (греч. symbolon - знак) только тогда, когда они находятся в семантической (греч. semantikos - обозначающий), т.е. смысловой, связи с конкретными людьми, явлениями или объектами. Нужно, чтобы кем-то эта связь была установлена. Причем, необходимо, чтобы вполне осознано определенному предмету или числу было усвоено конкретное значение. Так возникает символ. Обратим внимание, что один и тот же предмет может употребляться в разных символических значениях. Так чаша в Священном Писании означает: 1.Суды Божии. «Ибо так сказал мне Господь, Бог Израилев: возьми из руки Моей чашу сию с вином ярости и напой из нее все народы, к которым Я посылаю тебя» (Иер. 25: 15). 2.Божие благоволение. «Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой» (Пс. 15: 5). 3.Страдания праведника. «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить» (Мф. 20: 22). Таким образом, значение символа зависит от библейского контекста.

Число 666 в Библии встречается 4 раза и только 1 раз в значении, которое имеете в виду Вы: «В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» (3 Цар.10: 14; 2 Пар.9: 13); «Вот сыны страны из пленников переселения, которых Навуходоносор, царь Вавилонский, отвел в Вавилон, возвратившиеся в Иерусалим и Иудею <...> сыновей Адоникама шестьсот шестьдесят шесть» (1 Ездр. 2: 13). Во всех трех цитатах 666 имеет только числовое значение и символом не является. Оно становится знаком в Апокалипсисе, потому что с его помощью зашифровано имя самого злобного и упорного противника (из людей) Иисуса Христа: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13: 18).

Поскольку буквы латинского алфавита, как и церково-славянского, имеют числовое значение, то с древности делались попытки соединить цифру 666 с определенным именем или словом. Например, предполагали, что данным числом закодировано слово латеинос. Л - 30; А - 1; Т - 300; Е - 5; И - 10; Н - 50; О - 70; С - 200; сумма составляет 666. Латеинос, т.е. латинский, означало Римскую империю. Другие выдвигали предположение, что число указывает на первого гонителя христиан - Нерона: Н - 50; Е -6; Р - 500; О - 60; Н - 50. А если слова кесарь Нерон написать древнееврейскими согласными (в древнееврейском алфавите нет гласных), сумма их тоже будет равна 666. Было много и других попыток соединить это число с именем конкретного исторического лица.

Вывод очевиден - любая цифра, употребляемая просто в качестве числительного, никакого духовного смысла не имеет. Снимите с полки Вашей библиотеки любую толстую книгу, и там будет 666-я страница. Проезжая большие расстояния, мы всякий раз встречаем 666-й километровый столб. У каждого к концу второго года жизни бывает 666-й день. Конечно, живому человеку порой бывает трудно освободиться от неприятных ассоциаций, когда речь идет о некоторых зловещих символах. Однако упование на Бога и здоровое отношение к духовной жизни помогает нам безбоязненно и в радости совершать дело нашего спасения.

Критический комментарий на статью протоиерея Олега Скнаря «Самое страшное число»

Ибо один путь, доступный всем видящим, который освящен небесным светом; но многочисленны и темны и противоположны пути не видящих; и первый ведет в небесное царство, соединяя человека с Богом, эти же низводят к смерти, отделяя человека от Бога.

Свмч. Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди.

В ложной мысли ума уже существует все здание прелести, как в зерне существует то растение, которое должно произойти из него по насаждении его в землю...

Свт. Игнатий (Брянчанинов). Творения., т, 2, 203

Зверем же апостол Иоанн Богослов называет не того императора, который «являлся угрозой для императора Отона», а самого антихриста. «Зверь - антихрист; он называется восьмым, потому что восстанет для обольщения людей и опустошения земли после семи царств. И он придет как царь римский...на погибель и муку тех, кто не покорится ему, а потом сам пойдет в погибель». То есть, согласно прочтению мысли свт. Андрея, сами цари были правителями царств, которые представляли собой всемирные империи, но все они предшествовали империи и царству антихриста. Некоторые из них были известными империями, упомянутыми в Библии: Ассирийское, персидское, вавилонское, греческое и римское. Поэтому семь гор и семь глав Апокалипсиса - это не семь гор, на которых стоит Рим, а места, на которых «в разные времена основывались мировые царства ».

Итак, неверное историческое прочтение 17 главы Апокалипсиса является следствием а) отрицания духовно-прикровенного, таинственного смысла в данном месте священного текста, б) игнорирования святоотеческих авторитетных свидетельств о времени написания книги Откровения.

Свмч. Ириней Лионский и его комментарий на число зверя.

Отдавая в своей статье предпочтение исключительно историческому прочтению книги Апокалипсиса, что является заведомо ошибочной методологией, о. Олег, комментируя причины текстологических расхождений в Апок. 13, фактически игнорирует авторитет свмч. Иринея Лионского, не приводит его аргументацию и разъяснения относительно того, почему именно Церковь Христова признает сегодня принятое прочтение текста Апок. 13 о «числе зверя» ка именно числа 666 - χξς, а не 616 - χις. В то время как исторически авторитет свмч. Иринея Лионского был для Церкви всегда велик. И это было связано как с его особой деятельностью - обличителя гностицизма и ересей, а также с его воспитанием в Малой Азии у свмч. Поликарпа Смирнского и иных пресвитеров, которые знали Апостолов. «Это обращение св. Иринея с Поликарпом и пресвитерами, - пишет известный отечественный патролог Н. И. Сагарда. - получает важное значение при суждении о достоинстве свидетельств св. Иринея». В плане истолкования Священного Писания свмч. Ириней, как ученик св. Поликарпа Смирнского, доносит до нас не личностные мнения и комментарии, а апостольскую веру. Как св. Поликарп «всегда учил тому, что узнал от апостолов, что передает и Церковь», тому же вне всякого сомнения учил и свмч. Ириней Лионский. Необходимо также учесть и то, что св. Поликарп «был наставлен Апостолами », «Апостолами был поставлен епископом Смирнской церкви в Азии » и был учеником апостола Иоанна Богослова. То есть традиция истолкования Священного Писания, а тем более книги Откровения, написанной апостолом Иоанном Богословом на о. Патмос во время ссылки, в малоазийский церквах твердо опиралась на самого апостола любви. Эту же апостольскую традицию унаследовал и неизменно хранил и свмч. Ириней Лионский.

Поэтому его комментарии и изъяснения мест из Священного Писания необходимо рассматривать как донесение апостольской веры и традиции. Крайне щепетильное и трепетное отношение к апостольскому преданию, вере у свмч. Иринея совершенно не напрасно. Ибо по его глубокому убеждению Господь «пошлет в вечный огонь исказителей истины». 14 то есть искажение апостольской веры это уклонение от «пути веры», путь к погибели.

Исходя из того, что свмч. Ириней Лионский в точности доносит до нас божественную истину не только в общих чертах, но и во всех ее частных проявлениях, мы соответствующим образом должны относится и к его комментариям эсхатологического содержания: о кончине мира, об антихристе, о числе имени его, о Втором пришествии Христа, воскресении мертвых и т.д.

а) учение свмч. Иринея Лионского об антихристе

Учение об антихристе свмч. Ириней раскрывает в весьма сжатом виде в XXVIII и XXIX главах V книги своего самого известного произведения «Против ересей» (Adversus haereses), которая сохранилась полностью лишь в латинском переводе. Учение об антихристе свмч. Ириней излагает опираясь на главы из книги Откровения и на послания апостола Павла. Определяя, что очевидно ошибочно, время пришествие антихриста «истечением шести тысяч лет с момента творения мира Богом», свмч. Ириней подчеркивает, что его пришествие будет попущено Богом «в надлежащее время» 15 . Это попущения для всего человечества является необходимым - для отделения пшеницы от плевел, то есть людей богоугождающих от злых, с одной стороны, и для подготовки через скорбь спасаемых к Царству Божию. «Поэтому, - подчеркивает свмч. Ириней, - для спасаемых необходима скорбь, чтобы некоторым образом протертые, утонченные и через терпение проникнутые Словом Божиим, и очищенные огнем годны были к Царскому пиру» 16 .

Что же касается самого антихриста, то, согласно учению свщм. Иринея Лионского, он будет воплощением всякого зла, которое когда-либо было на земле, «по своему восстановит в себе самом богоотступничество» 17 . «В нем будет восстановление всего нечестия и всякого коварства, чтобы вся богоотступническая сила, собравшись и заключившись в нем, ввержена была в печь огненную». Он воссядет «храме Божием» 18 , «в храме Иерусалимском» 19 с тем, чтобы «обольщенное» человечество воздало ему поклонение «как Христу». Прельщение или обольщение человечества времен антихриста будет вызвано отвержением человечеством евангельской истины, «непринятием любви Божий» 20 , а верой лжи и любовью к неправде. Антихрист - это зверь, описанный в Откровении в образе барса, который воспринимает власть и престол от дракона, то есть от дьявола. Антихрист будет прельщать людей многочисленными «великими знамениями» 21 . Но он будет иметь и своего предшественника, оруженосца - лжепророка, «действующего со властью первого зверя» 22 . Он с помощью «волшебства» будет совершать знамения и чудеса . Он их совершает через «служащих ему демонов и отступивших ангелов» 24 . Именно он и «повелит сделать образ зверя, и даст дух образу», но он же и будет «полагать начертание на челе и на правой руке» 25 . Этим начертанием будет число имени антихриста, χξς - 666. Однако властвование антихриста на земле будет недолгим. «Когда же антихрист опустошит все в этом мире, процарствует три года и шесть месяцев».

Приход антихриста введет историю человеческого рода в завершающую стадию его истории. Как пишет свмч. Ириней «это будет последняя борьба праведных, в которой они победивши, увенчаются бессмертием» 26 .

в) о числе антихриста и имени его, символика числа

Итак, излагая учение Священного Писания об антихристе и его предтече, лжепророке и оруженосце, свмч. Ириней цитирует тект Откр. 13, 18 о наложении лжепророком скверного начертания имени антихриста: «И будет положено начертание на челе и на правой руке... и число его шесть сот шестьдесят шесть».

И здесь же свмч. Ириней дает символическое образное разъяснения этого начертания 666: «т.е. шесть раз сто, шесть раз десять и шесть единиц, чтобы восстановить все отступничество, какое было в течение шести тысяч лет». 27 Определяя хронологические рамки существования мира шестью тысячью лет, свмч. Ириней проводит некую связь числа 666 с совокупностью всего зла и богоотступничества, совершенного за всю историю мира с момента его создания Богом. Мы не станем останавливаться на ошибочной теории свмч. Иринея Лионского и ее аргументации о существовании мира только в течении шести тысяч лет. Однако эта теория никак не влияет вцелом на понимание и восприятие именно этого числа как символа зла .

Для большей ясности мы процитируем самого свмч. Иринея:

И, кстати, его имя будет иметь число 666, потому что он восстановит в себе самом все смешение зла, бывшее перед потопом и происшедшее от ангельского отступничества. Ибо Ной был 600 лет, когда потоп нашел на землю, чтобы потребить восстание земли за нечестивое поклонение, бывшее во время Ноя. И он (антихрист) восстановит все бывшее после потопа заблуждение выдуманных идолов и убиение пророков, и сожжение праведных...» 28

Приводя древнее предание о статуи идола, сделанного по приказу вавилонского царя Навуходоносора для всеобщего поклонения, свмч. Ириней приводит его размеры - 60 локтей в высоту и 60 локтей в ширину. Тем самым образуется число 66. Этот идол был символом нечестия, образом дьявола, которому должны были поклоняться люди. Число антихриста, как символ зла совершенного до потопа и после потопа, складывается из этих двух чисел: 600 - лет Ноя и 66 - символа идола сооруженного в Вавилоне при Навуходоносоре.

Итак, согласно свмч. Иринею Лионскому число антихриста 666 - χξς это символ «зла, богоотступничества, неправды, нечестия, лжепророчества и обмана».

Кроме того, авторитетные толкователи Апокалипсиса свт. Андрей Кесарийский и свт. Арефа Кесарийский дают ему наименование τό ψήφος 29 , которое в более глубоком смысл необходимо интерпретировать как собственное, персональное число антихриста, означающее его личность.

Как крест является символом Христа, точно также и число 666 является антиподом Христа - антихриста. Исходя из учения Православной Церкви о символе, символ является связующим между миром тварным и нетварным, носителем и передатчиком божественной благодати, энергии. Но это в том случае, если символ относится к Богу. 30 Если через символы обозначающие божественный мир человек получает освящение , то через символы обозначающие демоническую реальность человек получает вместо освящения осквернение. Именно таким оскверняющим демоническим символом является число 666-χξς .

г) Почему прочтение в тексте Откр. 13, 18 - вместо числа 666 - числа 616 является ошибочным.

Свмч. Ириней Лионский, раскрыв символику числа антихриста 666 - χξς, приводит очень важные свидетельство относительно того, что именно это число, которое является «одинаковым повторением числа «шесть», а не иное «стоит во всех лучших и древних списках (Откровения)». Это одно доказательство. А вторым является свидетельство лично общавшихся с апостолом Иоанном, «сами лично видевшие Иоанна о том свидетельствуют» 32 . В принципе эти аргументы носят вполне исчерпывающий характер, в особенности последний, поскольку именно он указывает на традицию, восходящую непосредственно к самому писателю Апокалипсиса, апостолу Иоанну Богослову. Поэтому уже исходя из этого авторитетного свидетельства представителя школы апостола Иоанна Богослова утверждение о. Олега Скнаря о том, что «вполне возможно, именно 616 и было «числом зверя», указанным в оригинальном варианте, вышедшем из-под пера апостола Иоанна». Однако в оригинальном тексте этого числа и не было, как о том авторитетно свидетельствует свмч. Ириней Лионский.

Каким же образом это число появилось в некоторых списках книги Откровения? То, что оно действительно было в некоторых списках убеждает и приводимый о. Олегом папирус из Оксиринха, датируемый III - IV столетием (P 115 o P. Oxy LXVI 4499). Мы выше мы приводим его фотографическое изображение, где в третье строке видно написание χις - 616

Но что отвечает свмч. Ириней Лионский относительно существующего «двойного прочтения» числа антихриста? Введших число 616 - χις свмч. Ириней называет «впавших в ошибку, заблуждение» (πῶς ἐσφάλησάν, erraverunt). Такая ошибка была допущена по неведению переписчиков, «как обыкновенно бывает, так как числа изображаются посредством букв, и греческая буква, выражающая число шестьдесят, легко превратилась в греческую букву йоту». Однако в дальнейшем, как пишет свмч. Ириней, произошло следующее: «одни просто и слепо употребляли число десять», а некоторые «по своему неразумию осмеливались отыскивать имя, содержащее ошибочное и неверное число». Однако в разные списки Апокалипсиса вносилось и другое ошибочное написание числа зверя - 606. Несомненно, это также была описка. Как пишет в своей докторской диссертации, посвященной проблеме истории истолкования числа 666, Евангелия Амириду «дилемма в написании χξς или χις могла бы создать большую проблему, но она исчезла окончательно, поскольку написание χις, несмотря на то, что оно появилось буквально сразу после написания Апокалипсиса, на самом деле никаким образом не оказало влияния ни на рукописную традицию, ни на традицию герменевтики исследуемого периода».

Кроме того, использование вместо числа 666 иных чисел противоречило бы традиции Ветхого Завета, который усваивал именно число 666 размеру «дани царя Соломона» (3 Царств.10, 14, 2 Парал. 9, 13).

Свмч. Ириней предупреждает об опасности доверять этим вкравшимся «опискам», поскольку это может ввести в заблуждение и погибель людей:

«Что же касается тех, которые по своему тщеславию решаются определять имена ошибочного числа и какое-либо придуманное ими название назначают для имеющего придти (антихриста), то они не выйдут без вреда, потому что обманывали и самих себя и веривших им. И первый вред тот, что они уклонились от истины и несуществующее принимали за истину, потом таковой непременно подвергнется не малому наказанию, какое будет тому, кто прибавляет или убавляет что-либо от Писания». 35

Но именно к опасным и неверным выводам привело о. Олега как раз доверие своему мнению о правильном и изначальном употреблении в тексте Откровения не числа 666, а числа 616.

Заключение

И
так, неверное утверждение о. Олега о том, что первоначально в тексте Апокалипсиса в Откр. 13, 18 стояло не число 666 - χξς, а 616 - χις неизбежно привело к целой ложной системе понимания, подхода и комментирования священного текста Апокалипсиса. И как следствие, это привело и к неверным выводам относительно правильного и верного отношения к числу 666 протестующих против его систематического введения явным или неявным образом в нашу современную жизнь. И если для о. Олега протесты против этого числа антихриста и зверя являются дикостью, то для настоящего христианина эти протесты являются здравым стоянием против символа и глобальной системы антихриста, превращающей весь мир в управляемый концлагерь, где человек - это раб, не имеющий своего имени, или имеющий его чисто формально, поскольку всемирная компьютерная система присваивает ему свое компьютерное имя - цифровой код, так или иначе связанный с числом 666. И если для о. Олега это ничего не значит, то для Церкви Христовой существуют важные ориентиры, данные в книге святого Откровения апостола Иоанна Богослова в главе 13 с 11 по 18 стих и важный комментарий свт. Андрея Кесарийского: «Старательное исследование числа печати и всего остального, написанного о нем, откроет время искушения бодрствующим и здравомыслящим ». 36 Точно также пишет и свт. Арефа Кесарийский: «То, что в точности касается числа и всего того, что о нем написано, откроет время, опыт и трезвенный образ жизни». 37 Относительно же всемирного товарного знака EAN 13 - UPC 1, который активно распространятся повсюду, на всех товарах и всякого рода продукции, мы зная, что он содержит в себе запись в двоичном счислении числа 666, имеем полное право сопоставить с тем предупреждением, которое также дает свт. Андрей Кесарийский: «И будет он (т. е. лжепророк) распространять звериную печать (точнее число зверя - τὴν ψῆφου δὲ τοῦ θηρίου) везде, и в купле и в продаже, чтобы не принимающие ее умерли насильственною смертью от недостатка, необходимого для поддержания жизни». 38

Неслучайно Священный Кинот Святой Горы Афон еще в своем Заявлении от 24. 02. 1997г., выражая свои «беспокойства и опасения по поводу возможного попирания религиозной свободы и оскорбления христианских чувств», «бескомпромиссное навязывание... Всемирной Кодировки Продукции (UPC 1) с использованием известного свой дурной славной числа Апокалипсиса 666» расценил, как попрание р именно религиозной свободы.

А Священный Синод Элладской Церкви в своем Окружном послании за № 2626 от 7.04.1997г. ясно и недвусмысленно высказал следующее:

а) число 666, как явствует из Апокалипсиса, - это, безусловно, число антихриста;

б) следовательно не может христианин быть безразличен к тому, что это число намеренно и систематически вводится в его жизнь;

в) не принимать число 666 в качестве кодового числа государственных электронных систем по защите личности;

г) официально поставить вопрос о замене числа 666 в центральной электронной системе Евросоюза на любое другое кодовое число;

д) ни под каким предлогом не допустить, чтобы число 666 попало в новую систему паспортов нашей страны.

Поэтому неслучайно опытные в духовной жизни пустынники и монахи Святой Горы перед употреблением в пищу продуктов с этим штрих-кодом, его снимали или счищали, а затем обязательно благословляли. В этом действии выражено правильно христианское отношение к символу антихриста, который «освящает» продукты не божественной благодатью, а оскверняет их демонической энергией.

Протесты против числа 666 - это, как точно и верно свидетельствует архимандрит Георгий, игумен монастыря Григориат на Святой Горе Афон, «свидетельство о правильной функционировании православного чувства ». «Наше беспокойство, -говорит он далее, - является показателем нашего духовного бодрствования, любви ко Христу и стремления ко спасению». 40

И если мы считаем себя православными христианами, то мы не имеем право принимать что-то с числом 666, которое, согласно учению Церкви, является числом и символом антихриста, а также пренебрегать его присутствием в наших документах. Священный Синод РПЦ являтся не просто церковно-административным органом Русской Православной Церкви, а прежде всего он призван хранить и защищать чистоту веры, думать прежде всего о спасении своих чад. Священный Синод во главе со святейшим патриархом обязан постоянно и настойчиво, а не вяло и безучастно, требовать от государственной власти, которая сегодня пытается себя позиционировать лояльной к Православной Церкви, замены бланков современных паспортов, где сплошь и рядом пестрит число 666, на другие, без этого числа и всяких цифровых кодов. Священный Синод обязан требовать от государственной власти не вводить УЭК (электронный паспорт), который непосредственно связан с единым кодовым числом 666, имеет универсальный цифровой идентификатор личности.

Что же касается статьи о. Олега и его статьи «Самое страшное число», то мы считаем, что она была написана либо преднамеренно, чтобы с помощью неверных понятий и толкований священной книги Апокалипсиса Иоанна Богослова ввести всех в еще большее заблуждение, либо по недопониманию и незнанию учения Церкви. Поэтому мы требуем от о. Олега убрать свою статью с сайта и принести извинения за неверные суждения и введение людей в заблуждение.

Редакция «Православного Апологета», 2012г.

Кандидат богословия, член редакции иеромонах Сергий (Троицкий)

Ответственный секретарь редакции Виталий Липатов и др.

28. 01/ 11.02/ 2012 память свмч. Игнатия Богоносца.

См. Περί οδού. Μητροπολίτου Ναβπάκτου Ιεροφέου. μία ὁδός

Adversus haereses III, 2. 1-2

Adversus haereses V, XXX, 3

Χαραλάμπους Δ. Βασιλοπούλου, Αρχιμανδρίτου. Αποκάλυψις εξηγημένη. Εκδ. Ορθόδοξος Τύπος. Αθήναι. 1991, τόμ.1, σ. 40

Прот. П. Преображенский. О святом Иринее Лионском и его сочинениях.//Св. Ириней Линский. Творения. СПб. 1900, с. 15 См. Catholic Encyclopedia. Encyclopedia Press, 1913. http://oce.catholic.com/index.php?title=Apocalypse где подтверждается эта дата написания на основе свидетельства Церковной истории Евсевия Кесарийского ((Hist. Eccl., III, 18)), свмч.Иринея Лионского; Piene sub nostro saeculo ad finem Domitiani imperii" (Adv. Hair., V. 4), бл. Иеронима Стридонского: "Quarto decimo anno, secundam post Neronem persecutionem movente Domitiano, in Patmos insulam relegatus, scripsit Apocalypsim" (Ex libro de Script. Eccl).

Толкование на Апокалипсис святого Андрея, архиепископа Кесарийского. М. Правило веры. 2009, с. 16, PG. 11, p. 217

Толкование на Апокалипсис святого Андрея, архиепископа Кесарийского. М. Правило веры. 2009, с. 17

Там же, с. 185-186

Там же, с. 190

На протяжении 2000 лет символом ужасного Антихриста, который придет править миром перед Страшным судом, считалось число 666. Для многих это число несчастливое: даже в Европарламенте место под номером 666 всегда остается пустым.

Число 666 пришло к нам из Откровения - самой последней и самой странной из всех книг Библии. «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть».

Но это неправильное число.

Этот «огрызок» является единственным основанием для утверждения, что число зверя не шестьсот шестьдесят шесть , а 616 (XIC)

Существует мнение, что, возможно, в первые века при переписывании Откровения Святого Иоанна была допущена ошибка, поскольку в ряде ранних источников (в том числе найденном при раскопках древнейшем папирусном списке Апокалипсиса примерно 225-275 годов ) число зверя указано как 616 (ΧΙϚ - хи, йота, числовая дигамма), а не 666 (ΧΞϚ - хи, кси, числовая дигамма). Но точно установить, какая версия правильная, затруднительно. Ириней Лионский также упоминал о варианте 616, но отрицал его верность.

В 2005 году был сделан перевод самого раннего из известных человечеству текстов Книги Откровения, который ясно дает понять, что речь идет о числе 616. 1700-летний папирус был найден на свалке египетского города Оксиринхус и расшифрован группой ученых-палеографов из Бирмингемского университета под руководством профессора Дэвида Паркера.

Если новое число действительно правильное, находка вряд ли обрадует тех, кто потратил целое состояние, стараясь избежать старого варианта. Так, в 2003 году знаменитое американское шоссе 666 - известное как «Шоссе дьявола» - было переименовано в шоссе 491. Еще меньше обрадуется Департамент транспорта города Москвы. В 1999 году его чиновники присвоили новый номер «зловещему» автобусному маршруту 666. Автобус стал именоваться 616.

Споры по поводу числа Зверя не прекращаются со II века. Вариант Библии, ссылающийся на цифру 616, был раскритикован лионским епископом Иринеем (130–200) как «ошибочный и ложный». Фридрих Энгельс проанализировал Библию в своей книге «О религии» (1883). Он также рассчитал число Зверя как 616, а не 666.

Откровение является первой книгой Нового Завета и полно числовых загадок. У каждой из двадцати двух букв древнееврейского алфавита есть соответствующее число, так что любое из чисел можно прочесть как слово.

И Паркер, и Энгельс доказывают, что Книга Откровения - это политический, антиримский трактат, численно закодированный с целью завуалировать главное послание. Число Зверя (каким бы оно ни было) относится либо к Калигуле, либо к Нерону - ненавистным преследователям первых христиан, - а не к какому-то воображаемому злому духу в человеческом образе.

Книга Откровения часто вызывала и вызывает споры, породила множество комментариев, порой даже абсурдных. В последнее же время утихнувшие было рассуждения о возможной идентификации числа 666 вспыхнули с новой силой.

У народов Средиземноморья в античности не существовало цифр. Их заменяли буквы алфавита. И многие авторы в духе эпохи использовали буквы как цифры: то ли для того, чтобы их произведения удовлетворяли тогдашним литературным правилам; то ли из желания скрыть от цензуры истинный смысл. Хороший пример первого из случаев находим в известном памятнике античной литературы - книгах Сивилл, которые в греко-римском мире считались пророческими.

Автор первой книги Сивилл прямо говорит о грядущем Христе и намекает на события, описанные в Евангелии от Матфея, «золото в дар принесут ему, ладан и смирну» (ст. 334). Однако автор не называет имя Христа, он лишь сообщает цифровое значение этого имени - 888, а также, что «он гласных четыре будет иметь и двойной согласный» (ст. 325-326). Использование букв греческого алфавита позволяет заключить, что речь идет об имени «Иисус» (в греческом языке это имя состоит из 6 букв, среди которых 4 - гласные) .

Автор книги Откровения, который «был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (Отк. 1:9), зашифровал имя зверя по той простой причине, что гонения на христиан не располагали к тому, чтобы прямо писать об известных всем событиях. Представьте себе следующую ситуацию. В 68 г. или 69 г. н. э. ссыльный пресвитер пишет большое письмо сразу семи церквам Асии, прихожане которых обеспокоены слухами о возможной войне с парфянами и возвращении Нерона, и прямо указывает на императора Нерона, как на зверя из бездны! Конечно же, Иоанн не мог себе этого позволить, иначе его послание было бы уничтожено римлянами подобно другим писаниям христиан. Однако автор дал достаточно ясное указание на то, что за цифрами скрывается конкретный и хорошо всем известный человек: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Отк. 13:18). Автор не зря написал дословно «число человеческое», тем самым он указал, что число 666 означает конкретного человека, имя которого надо прочитать по буквам, из которых складывается это число.

А теперь непосредственно дешифровка числа 666. Среди читателей Иоанна было немало евреев, да и сам автор мыслил по-еврейски (плохой греческий язык книги Откровения выдает автора) . Поэтому число 666 необходимо «собирать» из букв еврейского алфавита. Если сложить согласные буквы, составляющие словосочетание «кесарь Нерон» (гласных в еврейском алфавите тогда еще не существовало) , то получится указанное число. Буквы: Коф-Самех-Рейш (КеСаР) Нун-Рейш-Вав (О) -Нун (НеРОН)

Цифры: 100, 60, 200, 50, 200, 6, 50. Сумма: 666.

Помогают расшифровать это число и некоторые рукописи, в которых переписчики изменили его на число 616. Переписчики прекрасно понимали, чье имя было скрыто под цифрами, поэтому изменили его соответственно римскому стилю. В латыни (в отличие от греческого) кесарь Нерон пишется как Caesar Nero. Переписчики соответственно отбросили последнюю букву Нун, отчего число уменьшилось ровно на 50. Поэтому и 666, и 616 - лишь разные формы с одним содержанием.

Во всей же истории с числом зверя поражает представление современного обывателя о нем, где много надуманной мистичности, чуть ли не сакральности. На самом деле рукописи книги Откровения содержат разные варианты этого числа: 666, 665, 646 и 616. Так которое же из этих чисел нам грозит опасностью? И вообще стоит ли опасаться мертвых цифр? В книгах Сивилл (V, 28) Нерону «знак пятьдесят назначен судьбою», но это новое «число зверя» ничего не прибавляет и ничего не убавляет в омерзительном портрете Нерона.

Напомню вам еще несколько тем, касающихся религии: посмотрите например , а вот интересная и . Удивимся красоте и вспомним Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Об ожидании христиан признака конца нечестивого мира мы можем прочесть ещё в послании апостола Павла, который писал: "Молим вас, братия … не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов" (2Фесс.2:1,2). Позднее из свитков апостола Иоанна стали узнавать о том, что должен появиться некий зверь с числом 666 . С той поры человечество время от времени стало выдвигать различные [далеко не всегда адекватные] версии о тайне числа зверя.

К примеру, на Руси ожидание в 1666-м году зверя-антихриста было настолько серьёзным, что многие в то время не пахали, не сеяли, забросив другие обычные для того времени дела. Далее среди православных старообрядцев начались массовые самосожжения с целью не быть отмеченными клеймом числа зверя 666 . Это было связано с пришествием на царство Петра 1-го, который издал указ о переписи населения для изъятия двойного налога с этих верующих.

В наше время всё также существует огромное количество мыслимых и немыслимых догадок о числе зверя . Однако целью данной статьи является именно конструктивное исследование Писания, чтобы понять то, что связано с числом 666 ; а также то, какие события будут происходить во время последних дней нечестивого мира.

Поклонение зверю с числом 666

"… малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя , ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть " (Откр.13:16-18).

Чтобы нам понять то, о чём здесь говорится, для начала обратимся к контексту.

Апостол Иоанн писал:

""И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон… И творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми… И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя" (Откр.13:11,13,15).

Стих 11-й, который указывает на зверя, имеющего "два рога, подобных агнчим", означает:

  1. лжехристов
  2. лжепророков*.

[* см. антихрист – 1Иоан.2:18,19. Матф.7:15,22; 24:24. Откр.19:20. Отступники от святого завета – Дан.11:30-32. Дан.8:23,24. 2Пет.2:1,2.].

И наиболее яркий пророческий образ этого показан в книге Даниила:

"Царь Навуходоносор сделал золотой истукан, вышиною в шестьдесят локтей , шириною в шесть локтей , поставил его на поле Деире, в области Вавилонской. Тогда глашатай громко воскликнул: объявляется вам, народы, племена и языки: кто не падет и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнем. Посему, когда все народы услышали звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и всякого рода музыкальных орудий, то пали все народы, племена и языки, и поклонились золотому истукану, которого поставил Навуходоносор царь" (Дан.3:1,4,6,7).

В Откр.13:15 пишется: "чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя" . Именно за непоклонение истукану высотой 60 локтей , шириной и длиной 6 локтей было решено Седраха, Мисаха и Авденаго бросить в печь, раскалённую огнём. И это было пророческим действием, указывающим на событие последних дней нечестивого мира: "Пострадают некоторые и из разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени; ибо есть еще время до срока" (Дан.11:35,36,37.).

Также апостол Пётр писал:

"Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного. Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас [начнется], то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?" (1Пет.4:12,17).

Что означает "положено будет начертание на правую руку их или на чело их"? (Откр.13:16)

На конец 20-го – начало 21-го века существует масса теорий о вживлении электронных чипов в руку и голову. Несомненно, современные технологии окажут большую услугу последнему правителю от дьявола. Но важно обратить внимание на язык святого и чистого Слова Бога.

Вот что говорит Писание Израилю: "да будут слова сии, которые Я заповедую тебе … навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими" (Втор.6:6,8; 11:18.).

  • "Навязать на руку" – означало, что закон Всевышнего должен сопровождаться исполнением заповедей, действием во Имя Бога Яхве (сравнить: Исаия.45:1; 63:12. Зах.3:1.).
  • "Повязкой над глазами" – означало, что они должны иметь Бога в своём разуме, руководствуясь пониманием заповеди (Притч.2:3-11.).

Поэтому у фарисеев времени Христа было принято на лбу и на руке носить хранилища (или филактерии) с заповедями Всевышнего (Матф.23:5.).

Какой вывод можно сделать из выше приведённого примера?

Указывая на божественность зверя с десятью рогами, лжепророки (Откр.13:11-15.) будут соблазнять многие народы, ненавязчиво заставляя принимать законы и условия, способствуя глобальной диктатуре этой новой империи (2Пет.2:1,2. Откр.13:14,16.). И:

  • Принимающие начертание на правую руку , будут означать правящих доверенных лиц (Ездр.7:25,26.), которые будут действовать от имени этой империи – зверя (Дан.11:39.).
  • Принимающие знак на чело [лоб] указывают на тех, кто будет руководствоваться идеями и проводимой политикой зверя, и будут отмечены как его рабы (сравнить: Иез.9:4. Откр.7:3; 9:4.).

Что означает ""ни покупать, ни продавать"" из Откровение 13:17

"и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его" (Откр.13:17).

Если до прихода Господа Христа поклонение истинному Богу было на государственном уровне, и обязано было всячески поддерживаться Израильским царём, то с приходом нового Царя и Первосвященника это положение изменилось.

Царство Небесное не было Царством земным. А значит те, кто был призван к Небесному Царству, не должны иметь тесных отношений с каким либо другим царём кроме Христа.

Поэтому и было сказано Его ученикам: "Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир" (Иоан.15:19).

Вот что по этому поводу написал пророк Даниил:

"Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве; и укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения … и губить … народ святых" (Дан.8:23,24.).

Заручившись поддержкой отступников от святого завета (2Пет.2:1-3.), т.е. лжехристов и лжепророков, которые будут знамениями и чудесами доказывать богоподобность "зверя-империи" (Откр.13:11-15.), этот последний император от дьявола достигнет необычайного могущества. По сути, это государсво должно стать более мощной и продвинутой империей, чем был когда-то Рим (см. Откр.17:8.).

  • Так же, как и император Нерон, он будет очень эффективно противостоять истинным последователям Христа.
  • По причине этих преследований "во многих охладеет любовь" Мат.24:12.).
  • Начнутся разделения среди христиан [прообразом чего был Иуда – Псал.54:13-15.], и других близких друг другу людей (Лук.12:51-53.).

К примеру, те, кто в первом веке становился в аппозицию общепринятому поклонению, отлучались от синагоги (Иоан.16:2; 9:22.). Однако это было лишь некоторым образом того, что мы можем ожидать во время признака пришествия Христа (Матф.24:3.).

Последние времена нечестивого мира начнутся с того, о чём пишется в Откр.12:7-9,12. Когда дьявол будет "сброшен на землю", он будет как никогда более полно контролировать человечество. И если он [дьявол] не добился поклонения Христа, пообещав Ему все царства мира (Лук.4:5-7.), то в конце времени найдётся тот из людей, кто, поклонившись, получит эту власть (Дан.8:24. Откр.13:2.).

Те, кто будет отказываться иметь тесные отношения с этим императором от дьявола [принимая "начертание зверя"], окажутся изгоями общества. Они не смогут "ни продавать, ни покупать" в том смысле, что таковых будут всячески преследовать. Например, увольняя с работы, отбирая имущество (Авд. 11-13,21.). В конце концов от них откажутся родственники (Михей.2:8,9; 7:5-10. Матф.10:34-36.). Оставшись без средств к существованию, последователи Христа станут нуждаться в одежде, пропитании и жилище.

И как никогда более станут насущными слова апостола Павла:

"Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам. Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле" (Евр.13:2,3).

Именно на этом основании Господь будет судить образных "овец" и "козлов" – Матф.25:31-45.

666 Число человеческое

"… ибо это число человеческое ; число его шестьсот шестьдесят шесть " (Откр.13:18).

Рассуждая о числе зверя 666 , для начала узнаем, что означает ‘"число человеческое" .

Если сравнить Откр.13:2 и Дан.7:4-7., то мы видим, что зверь из книги Откровение имеет все четыре элемента зверей из пророчества Даниила.

Но подсказку нам даёт только место из Дан.7:4:

"Первый - как лев, … и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему" .

Так что означает "число человеческое "?

Следует обратить внимание на пояснение самого пророка Даниила о вавилонском царе Навуходоносоре и его потомке Валтасаре:

"Но когда сердце его [Навуходоносора] надмилось и дух его ожесточился до дерзости , он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей, и отлучен был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось звериному … И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это, но вознесся против Господа небес…" (Дан.5:20-23. Также Иер.50:29.).

Человек был создан "по образу и подобию Бога" , чтобы владычествовать над зверями земными (Быт.1:26. Псал.8:5-9.). И выражение "человек, человеческое" из Дан.7:4. означает: гордость, надменность, противление против всего. Это подтверждает пророчество Даниила о последнем императоре – звере с числом 666 :

" И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех, доколе не совершится гнев: ибо, что предопределено, то исполнится" (Дан.11:36).

А теперь о числе. Предлагаем вашему вниманию места Писания, которые так или иначе относятся к теме числа зверя:

  1. Нападение фараона и его 600 колесниц на Израиля – Исх.14:7,8.
  2. Филистимлянин Голиаф [из Гефа], ростом 6 локтей , противостоявший Израилю и поражённый Давидом – 1Цар.17:4,7.
  3. Филистимлянин из Гефа , имеющий по 6 пальцев на руках и ногах, поражённый племянником Давида – 2Цар.21:20,21.
  4. Истукан , которому должны были поклониться все народы, был высотой 60 локтей , шириной 6 локтей , [длина вероятно 6 локтей] – Дан.3:1,7.
  5. Богач и его пять братьев = 6 проклятых сыновей дьявола – Лук.16:27,28.

Мораль:

Мы уже упоминали историю из книги Даниила о поклонении истукану в 60 локтей высотой и 6 локтей шириной (Дан.3:1,7.). И особенно тем, кто доживёт до событий описанных в книге Откровение 11-й и 13-й главах, важно помнить о тех качествах стойкости, которые проявили евреи: Седрах, Мисах, Авденаго (Дан.3:16-20.).

То, что они прошли через огненную печь, являлось пророческим действием, указывающим на важный принцип. Мир, должен очиститься не только посредством воды [как во время потопа], но и огня (2Пет.3:6,7,10-14.).

Также и служители Бога (Чис.31:21-23.) должны пройти через очищение:

  1. Духом – образом чего была вода (Лук.3:16. Иоан.7:37-39.).
  2. Огнём – как образом испытаний для духовного очищения (Зах.13:9. Дан.11:35. 1Пет.4:12,13,17.).

Именно вопрос поклонения зверю числом 666 будет катализатором [поводом] для очищения истинных христиан. В то время будет особенно важно помнить притчу о бедной вдове и неправедном судье из Лук.18:1-8., в которой стоит вопрос: "сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле"? ..

Итак: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою… Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми" (1Пет.5:8-10). Аминь.

С.Иаковлев (Бохан).