Бытовые электроприборы

Башни на вершинах гор сардинии. Тайное, ставшее явным

Башни на вершинах гор сардинии. Тайное, ставшее явным

В самом сердце Средиземного моря расположена Сардиния - земля, на которую по легенде ступил Создатель. На этом острове, расположенном к западу от Апеннинского полуострова между Сицилией и Корсикой, и только здесь, можно увидеть уникальные сооружения в форме башен - нураги, сложенные из гигантских грубо обработанных камней в виде усеченных конусов. Эти строения связаны с давно исчезнувшей загадочной цивилизацией нурагийцев, которая существовала на острове Сардиния во II тысячелетии до нашей эры.


В основном нураги встречаются в северо-западной и южно-центральной частях острова. Всего на острове учеными найдено около 8 000 башен, но в древности их было куда больше. Некоторые из исследователей называют цифры от 20 до 30 тысяч.


К сожалению, целых каменных башен на Сардинии практически не сохранилось. Большая часть нурагов разрушена до самого основания, а многие и вовсе занесены толстыми слоями земли. Сохранившиеся фрагменты указывают на хорошо продуманную и безукоризненно выполненную конструкцию.


Стены нурагов сложены из базальтовых блоков весом до трех тонн. Искусные строители укладывали камни круг за кругом без использования каких-либо связующих растворов, постепенно сдвигая к центру. Многотонные конструкции удерживались лишь за счёт собственного веса, а главный секрет устойчивости заключался в применение камней разной плотности и формы. Если между камнями оставались щели, их забивали плоскими осколками породы. Высота некоторых строений, не имеющих фундамента, достигала 20 метров, а их диаметр – 30–50 метров. У основания стены нурага были 4–5 метров толщиной.


Вход в башню практически всегда располагался с южной стороны, сразу за ним следовал широкий коридор, ведущий в круглую комнату со сводчатым потолком. В больших нурагах таких комнат было несколько. Своды сооружений также выложены с помощью «сухой» кладки.

Верхняя часть этих загадочных строений являлась своеобразной террасой с парапетом, куда поднимались по винтовой лестнице. Свет для освещения падал через узкие оконца в толстых стенах. Наверху, на высоте 6 метров, находился выход. Археологи предполагают, что это выход был запасным, и связь с внешним миром осуществлялось посредством верёвочных лестниц или подъёмных мостов.


Кроме отдельно стоящих нурагов сооружались целые нуралогические комплексы, когда вокруг центрального строения возводилось множество башен самой разной высоты, соединённых крепостным валом. Вокруг нурагов потом строились целые деревни из круглых каменных хижин - «пиннетт», выложенных из камня. Между хижинами и башнями образовывались соединенные между собой узкие улочки, шириной меньше метра.


Один из таких комплексов - Су-Нуракси-ди-Барумини, центром которого является трехуровневая каменная башня, сооружённая около XV века до нашей эры. Вокруг неё - четыре башни, расположенные четко по сторонам света. Семь башен поменьше, соединенные стеной, образовывали внешнее кольцо. До наших дней сохранилось только пять из них. Рядом с башней хорошо сохранились необычные чаши, выдолбленные из цельного камня. Какую роль они выполняли в древние времена, пока не известно.


Во внутреннем дворе прорыт колодец с питьевой водой, глубиной до 20 метров. Он имеет форму перевернутой нураги. В глубине его диаметр - 4 метра, а к верху его каменные стены сужаются до размеров обычного колодца. Вода до сих пор наполняет его.


Под грудой камней в Су-Нуракси в 1950 году была раскопана странная статуэтка – модель нурага, по которой ученые смогли воссоздать его первоначальный облик. Видимо, древним строителям эта статуэтка служила макетом возводимой башни и заменяла чертежи. В 2015 году на территории комплекса при раскопках были найдены 2 целые амфоры. Предполагается, что они сохранились, потому что были вкопаны в основание дома как оберег.


О назначении нурагов у историков и археологов единого мнения нет и по сей день. Одни башни строились на склонах, другие - на горах, а третьи - на вершинах холмов.

Сейчас большинство учёных склоняется к мысли о многофункциональности нурагов. Простые нураги на вершинах холмов могли служить смотровыми башнями, а множество строений на побережье вполне можно считать вышками для наблюдения за морем, а также временным жильём для заходящих в порт торговцев.


Нураги же более сложной конструкции строились в общинных центрах и могли предназначаться для собраний или же были храмами, резиденцией правителей, а возможно сочетали все эти функции сразу. По другой версии, нураги вначале строились для военных и оборонительных целей, а затем превратились в ритуальные центры.

Несомненно, башни имели символическое значение. Кстати, практически во всех исследованных нурагах археологи находили рога оленя. Они покоились в специальных углублениях под стенами. Возможно, олень для нурагийцев был священным животным, а также мог почитаться и как дух-хранитель жилища.


О нурагийцах сегодня известно совсем немного. Их происхождение и этническая принадлежность туманны. Единственное, о чём с уверенностью заявляют исследователи, нурагийцы не были индоевропейцами.

Первые люди на Сардинии появились почти 10 000 лет назад, возможно, с Корсики. Некоторые учёные полагают, что в период позднего палеолита вообще существовал своего рода мост Африка – Сардиния – Корсика – Европа, и переселенцы могли прийти откуда угодно.


Вторая волна переселенцев пришлась на эпоху неолита, где-то 4-5 тысяч лет назад. По мнению известного русского учёного А.И. Немировского, Сардиния в эпоху строительства нурагов была промежуточным пунктом миграции предков этрусков из Малой Азии в Италию. Действительно, изделия искусства нурагийской культуры обнаруживают определённое сходство как с этрусским искусством, так и с изделиями восточного Средиземноморья. Однако, по мнению этрусколога Массимо Паллоттино, архитектура нурагийской культуры была в своё время самой прогрессивной для всех цивилизаций западного Средиземноморья, даже в сравнении с регионом Великой Греции на юге Италии.


Получается, что нурагийцы - не этруски, не народы моря, не коренные жители Сардинии, не иберийцы и не североафриканские племена, организовавшие в тот промежуток времени на острове самостоятельные поселения. Тогда кто же они - симбиоз нескольких культур или же культура самостоятельная? Ответа нет до сих пор.

Закат нурагийской культуры начался с приходом финикийцев. Сардиния оказалась втянутой в войну за «место под солнцем», а затем, около II века до н. э., оказалась подчинённой Риму и начала постепенно исчезать. Исчезали и нураги. Часть исследователей полагает, что нурагийцы свои башни хоронили. В буквальном смысле этого слова.


Такая гипотеза родилась из факта, что все нураги на Сардинии были найдены в курганах одинаковой формы. Вероятно, что перед тем, как навсегда покинуть нураг, его жители замуровывали все входы каменными плитами, а потом сооружение засыпалась землёй. Однако возле нурагов не было котлованов, откуда могли черпать землю на засыпку. Значит, она привозилась? Но откуда и каким образом?

Нурагийская культура не исчезла бесследно. Помимо нурагов, она оставила о себе массу других свидетельств: сантуарии, священные колодцы, захоронения, известные под названием «гробницы гигантов», а также бронзовые изделия, в основном, статуэтки, известные как «бронзетто». Чаще всего бронзовые фигурки изображали воинов, охотников, животных и женское божество, скорее всего, Танит.


Приобретённые на основании анализа бронзетто данные позволили некоторым учёным высказать мысль, что нурагийцы - это народ, в числе немногих стоявший у истоков европейской цивилизации.

Эпоха бронзового века… Олонецким сланцем, прибалтийским янтарём и порфиром с Урала торговали практически везде. Многочисленные торговые пути пересекали Средиземное море, «разнося» все более-менее значимые достижения цивилизации по всей Европе. Как же случилось, что древние сардинские нураги остались явлением уникальным?

Примерно 4 -5 тысячелетий назад на Сардинии появилась первые группы поселенцев, пришедших из восточного Средиземноморья. Довольно быстро они освоили весь остров и построили развитую цивилизацию, основанную на передовых технологиях строительства, религии и собственной системе ценностей. Нам эта народность стала известна благодаря явлению загадочному и неповторимому – грандиозным башням крепостям, именуемым «нурагами». Почти вся «усеяна» множеством наполовину разрушенных цилиндрических башен, не имеющих аналогов ни в одной из известных миру культур. Историки предполагают, что по всей территории острова таких сооружений, основная масса которых была возведена во II тысячелетии до н.э., насчитывалось более 30 000. Столь значительное количество огромных «каменных колодцев» не могло остаться незамеченным, их влияние на жизнь сардов было настолько большим, что появилась даже понятие уникальной нурагической культуры. Самих сохранившихся нурагов учёные насчитали около 8 000, причём большая их часть расположена на юге и северо-западе острова. А самые известные башни даже были занесены в список всемирного наследия.

Как выглядели нураги

Чаще всего, нураг располагался посреди хорошо просматриваемой равнины, на вершине холма или каменном плато и имел форму башни в виде усечённого конуса, чем-то напоминая собой улей. Башни с толстыми стенами были круглыми у основания и сужались кверху. Высота некоторых строений, не имеющих фундамента, достигала 20 метров, а их диаметр – 30 – 50 метров. У основания стены нурага были 4 – 5 метров толщиной. Стены башни возводили из глыб базальта весом около трёх тонн. Они выкладывались друг на друга и не скреплялись раствором. Если между камнями оставались щели, их забивали плоскими осколками породы. Чем выше собирались использовать камни, тем меньше они были по размеру и тем лучше их обрабатывали. Наверх каменные глыбы доставляли при помощи особенной системы рычагов.

Вход в нураг зачастую располагался с южной стороны башни, переходя в довольно широкий коридор, он приводил в круглую большую комнату со сводчатым потолком. Винтовая лестница, освещаемая небольшими окошками в толще стены, выводила в верхнюю часть башни на террасу с парапетом.

Виды нурагов Сардинии

К несчастью, более-менее целых каменных башен на Сардинии практически не сохранилось. Большая часть нурагов разрушена до самого основания, а многие и вовсе занесены толстыми слоями земли. В зависимости от цели использования и времени строительства нураги Сардинии делятся на следующие категории:

  • Монобашни-толосы являли собой стандартный усечённый конус. От входа коридор, в котором были ответвления в дополнительные комнаты, вёл с центральный зал.
  • Нураги-коридоры ещё именуются учёными «псевдонурагами». Они не имели классической форму башни, а представляли собой каменный лабиринт.
  • Смешанные нураги имели и центральную башню, и лабиринт коридоров.
  • Нураги «tancato» появились в процессе исторического развития монобашен. Неподалёку от главного конуса строился один или несколько немного меньших нурагов. При этом они имели общий двор с главным строением.
  • Нурагические комплексы появились в период войн между племенами. Их оборудовали на границе владений. Сразу несколько башен разных по величине соединялись крепостными валами. Десятки огромных сооружения с толстенными стенами образовывали сразу несколько линий обороны и, скорее всего, стали прототипами замков Средневековья.
  • Нурагические поселения – это разросшиеся комплексы, окружившие селение. Хотя дома нурагийцев и оставались простыми хижинами, для людей знатных здания строили из камня.

Предназначение нурагов

Единого мнения историков и археологов по поводу назначения нурагов нет и по сей день. Военная и гражданская значимость некоторых башен уже почти доказана, а о предназначении иных пока приходится только догадываться. Так, самые простые монобашни, расположенные в долинах, наверняка, использовались в качестве смотровых вышек, с которых передавались сообщения. Эта версия подтверждается расположением нурагов: все они находятся на хорошо просматриваемой территории на видимом расстоянии друг от друга.Общий дворнурагов «tancato», по мнению учёных, был местом для собраний и молитвы, а башня – резиденцией главы племени. Вполне возможно, что первоначально нураги строили для обороны в период военных действий, а потом каменные башни стали объектами религиозными. В пользу версии о многофункциональности нурагов говорит и то, что с береговых башен не только наблюдали за морем. Во время стоянки в них проживали моряки.

Нурагическая культура

Абсолютно ни на что не похожая нурагическая цивилизация достигла весьма высокого уровня развития в металлургии: литые бронзовые изделия нурагийцев были распространены по всему Средиземноморью. Самыми известными археологическими находками нурагической эпохи являются статуэтки «бронзетто». Чаще всего, отливались охотники, вожди, животные, а вот изображения женщин практически не встретишь. А ещё жители нурагов достигли успеха в деле резьбы по камню и изображении Танит – главного женского божества. Правда, скептики утверждают, что бронзовые фигурки нурагийцев – это не что иное, как влияние на культуру финикийцев.

Ещё одна загадка нурагов

Мало того, что историки до сих пор точно не могут указать на точное назначение нурагов, так Сардиния нурагического периода ещё и развивалась по отличному от всего окружающего мира сценарию. Представьте огромную циклопическую постройку с толстенными стенами, способную вместить около сотни человек вместе с их имуществом и скотом. Вокруг башни теснятся хижины, литейные мастерские, загоны для скота… Примерно так несколько позже поселения окружали замок феодала, тем самым образуя город. Логично предположить, что нурагические поселения превратились со временем в города, а потом – в государства… Вот только на острове Сардиния города, а, тем более, государства так и не появились. Это притом, что три тысячи лет назад уже существовали средиземноморские Троя, Микены и египетская империя хеттов.

Довольно разумным выглядит предположение о временной изоляции острова Сардиния. Но такого тоже не было. Многочисленные археологические находки свидетельствуют об общении жителей нурагов с другими народностями. Так, в самих башнях были обнаружены предметы, связанные с Критом и Микенами. Следовательно, никакой изоляции не было. И, тем не менее, сарды продолжали строить свои башни и лабиринты, а мысли о городах даже не возникали. Почему? На этот опрос исследователям и историкам ещё предстоит ответить.

Одним из самых загадочных древних народов на планете являются нурагийцы. Мы не знаем их происхождение, особенности культуры. Известно только, что они жили на острове Сардиния во II тысячелетии до нашей эры и сооружали странные круглые башни из каменных блоков высотой до 20 метров, о назначении которых ученые спорят до сих пор.

Снаружи нураги кажутся очень примитивными сооружениями, напоминающими по форме перевернутое ведро. Но это впечатление сразу изменяется, когда наблюдатель заходит внутрь сардинской башни. Специалисты считают, что архитектурный стиль нурагов - «торос», по которому построен знаменитый древнегреческий город Микены. А арочные входы в башни похожи на легендарные Львиные ворота.

Археолог Барбра Сантилло Фризелл пишет: «Архитектура помещений, расположенных друг над другом в башне, настолько сложна, что их можно сравнить с великими средневековыми соборами».

Стены нурагов сложены из базальтовых блоков весом до трех тонн (видимо, их поднимали наверх по специальным лесам). Искусные строители применяли безрастворное крепление - блоки укладывали круг за кругом, постепенно сдвигая к центру. Но особый секрет того, что вся многотонная конструкция держалась под собственным весом, заключается в применение камней разной плотности. В щели же между блоками древние строители вбивали мелкие камни. Своды нурагов были также выложены с помощью «сухой» кладки и поражают своим совершенством простоты.

Входов во внутренние помещения было два. Первый - с южной стороны, от которого шел широкий коридор в круглую комнату со сводчатым потолком (в больших нурагах таких комнат было несколько). Другой, видимо, запасной, выход располагался на высоте 6 метров. Вероятно, через него можно было выбраться по веревочной лестнице или с помощью специальных подъемных мостов.

Освещались внутренние помещения через узкие окна в стенах, а наверх вели винтовые лестницы, где располагалась терраса с парапетом. По свидетельствам очевидцев, путешествие внутри нурагов - ни с чем несравнимое ощущение, так как в узких проходах людей внезапно охватывает страх и кажется, что можно остаться в каменном колодце навсегда. Видимо, строители старались сделать крепость неприступной и обезопасить ее «сердце».

Кроме единичных нурагов, существовали целые нуралогические комплексы. В центре такого комплекса обычно располагалась самая большая башня. Вокруг нее возводилось множество башен поменьше, а также «пиннеты» - круглые каменные хижины. Между хижинами и башенками были проложены причудливо соединенные между собой узкие улочки (не более метра ширины).

Такой сложный комплекс Су-Hуракси был открыт в Барумини. Он состоит из 12 нурагов и кажется темной громадой среди алых маковых полей плоскогорья Джестури. Су-Нуракси был построен с 1500 по 700 годы до н.э., начиная с центральной башни. В последующие века вокруг этой башни были возведены бастионы в форме квадрата и четыре угловых нурага, ориентированные по сторонам света.

Затем комплекс был дополнен еще 7 башнями, и все это было огорожено крепостной стеной. В комплексе были найдены огромные, выдолбленные из цельного камня чаши. Видимо, это были культовые сосуды, или простые бытовые приспособления для хранения пресной воды.

Под грудой камней в Су-Нуракси в 1950 году была раскопана странная статуэтка – модель нурага, по которой ученые смогли воссоздать его первоначальный облик. Видимо, древним строителям эта статуэтка служила макетом возводимой башни и заменяла чертежи.

Таких башен в Сардинии почти 8 000, хоть некоторые историки считают, что их намного больше и, если раскопать все курганы, то нашему взору предстанут до 20 000 сооружений. Дело в том, что когда Сардиния была захвачена римскими легионерами, нурагийцы принялись «хоронить» свои нураги. Они засыпали их землей, которую брали непонятно откуда, так как вокруг нурагов никаких раскопанных участков не обнаружено.

Ученые до сих пор спорят, для чего они строились – то ли как военные крепости, то ли как культовые сооружения. Есть предположение об использовании нурагов как пастушеских жилищ.

Профессор Джованни Лиллиу доказывает, что нураги возводили местные князьки как защитные сооружения во время войн. Но лингвист Массимо Питтау с таким мнением не согласен, так как в исторических хрониках нет ни одного упоминания о покорении нурагов. Он считает, что, скорее всего, нураги имели культовое назначение, являясь родовыми часовнями, а комплексы были центрами религиозных церемоний племени.

В пользу этой теории говорит тот факт, что военные укрепления обычно полностью разрушались в момент отступления, а нураги сохранились в большом количестве на острове. Более того, возле 270 нурагов возведены христианские церкви, а 300 из них носят имена христианских святых. Питтау считает, что единственным возможным объяснением этому факту является то, что «христианская церковь на Сардинии предпочла превратить языческие храмы в свои церкви».

Загадкой является также то, что общество, создавшее такие грандиозные сооружения, своим совершенством соперничающее с египетскими пирамидами, так и не стало развитым государством. Нурагийцы остались пастухами и крестьянами, хоть некоторые из них были очень искусными кузнецами и скульпторами (на месте раскопок были найдены тысячи культовых статуэток, бронзовое оружие и предметы быта). Вполне вероятно, самые потрясающие предметы попали в руки грабителей, так как по степени «археологического грабежа» Сардиния не уступает Египту.

Тем не менее, то, что сохранилось, поражает своим незамысловатым совершенством. А мастерство и точность, с которыми строители нурагов возводили свои святилища-жилища – башни, может позавидовать современный инженер, вооруженный компьютерной техникой.

В самом сердце Средиземного моря расположена Сардиния — земля, на которую по легенде ступил Создатель. На этом острове, расположенном к западу от Апеннинского полуострова между Сицилией и Корсикой, и только здесь, можно увидеть уникальные сооружения в форме башен — нураги, сложенные из гигантских грубо обработанных камней в виде усеченных конусов. Эти строения связаны с давно исчезнувшей загадочной цивилизацией нурагийцев, которая существовала на острове Сардиния во II тысячелетии до нашей эры.

В основном нураги встречаются в северо-западной и южно-центральной частях острова. Всего на острове учеными найдено около 8 000 башен, но в древности их было куда больше. Некоторые из исследователей называют цифры от 20 до 30 тысяч.

К сожалению, целых каменных башен на Сардинии практически не сохранилось. Большая часть нурагов разрушена до самого основания, а многие и вовсе занесены толстыми слоями земли. Сохранившиеся фрагменты указывают на хорошо продуманную и безукоризненно выполненную конструкцию.

Стены нурагов сложены из базальтовых блоков весом до трех тонн. Искусные строители укладывали камни круг за кругом без использования каких-либо связующих растворов, постепенно сдвигая к центру. Многотонные конструкции удерживались лишь за счёт собственного веса, а главный секрет устойчивости заключался в применение камней разной плотности и формы. Если между камнями оставались щели, их забивали плоскими осколками породы. Высота некоторых строений, не имеющих фундамента, достигала 20 метров, а их диаметр – 30–50 метров. У основания стены нурага были 4–5 метров толщиной.

Вход в башню практически всегда располагался с южной стороны, сразу за ним следовал широкий коридор, ведущий в круглую комнату со сводчатым потолком. В больших нурагах таких комнат было несколько. Своды сооружений также выложены с помощью «сухой» кладки.

Верхняя часть этих загадочных строений являлась своеобразной террасой с парапетом, куда поднимались по винтовой лестнице. Свет для освещения падал через узкие оконца в толстых стенах. Наверху, на высоте 6 метров, находился выход. Археологи предполагают, что это выход был запасным, и связь с внешним миром осуществлялось посредством верёвочных лестниц или подъёмных мостов.

Кроме отдельно стоящих нурагов сооружались целые нуралогические комплексы, когда вокруг центрального строения возводилось множество башен самой разной высоты, соединённых крепостным валом. Вокруг нурагов потом строились целые деревни из круглых каменных хижин — «пиннетт», выложенных из камня. Между хижинами и башнями образовывались соединенные между собой узкие улочки, шириной меньше метра.

Один из таких комплексов — Су-Нуракси-ди-Барумини, центром которого является трехуровневая каменная башня, сооружённая около XV века до нашей эры. Вокруг неё — четыре башни, расположенные четко по сторонам света. Семь башен поменьше, соединенные стеной, образовывали внешнее кольцо. До наших дней сохранилось только пять из них. Рядом с башней хорошо сохранились необычные чаши, выдолбленные из цельного камня. Какую роль они выполняли в древние времена, пока не известно.

Во внутреннем дворе прорыт колодец с питьевой водой, глубиной до 20 метров. Он имеет форму перевернутой нураги. В глубине его диаметр — 4 метра, а к верху его каменные стены сужаются до размеров обычного колодца. Вода до сих пор наполняет его.

Под грудой камней в Су-Нуракси в 1950 году была раскопана странная статуэтка – модель нурага, по которой ученые смогли воссоздать его первоначальный облик. Видимо, древним строителям эта статуэтка служила макетом возводимой башни и заменяла чертежи. В 2015 году на территории комплекса при раскопках были найдены 2 целые амфоры. Предполагается, что они сохранились, потому что были вкопаны в основание дома как оберег.

О назначении нурагов у историков и археологов единого мнения нет и по сей день. Одни башни строились на склонах, другие - на горах, а третьи - на вершинах холмов.

Сейчас большинство учёных склоняется к мысли о многофункциональности нурагов. Простые нураги на вершинах холмов могли служить смотровыми башнями, а множество строений на побережье вполне можно считать вышками для наблюдения за морем, а также временным жильём для заходящих в порт торговцев.

Нураги же более сложной конструкции строились в общинных центрах и могли предназначаться для собраний или же были храмами, резиденцией правителей, а возможно сочетали все эти функции сразу. По другой версии, нураги вначале строились для военных и оборонительных целей, а затем превратились в ритуальные центры.

Несомненно, башни имели символическое значение. Кстати, практически во всех исследованных нурагах археологи находили рога оленя. Они покоились в специальных углублениях под стенами. Возможно, олень для нурагийцев был священным животным, а также мог почитаться и как дух-хранитель жилища.

О нурагийцах сегодня известно совсем немного. Их происхождение и этническая принадлежность туманны. Единственное, о чём с уверенностью заявляют исследователи, нурагийцы не были индоевропейцами.

Первые люди на Сардинии появились почти 10 000 лет назад, возможно, с Корсики. Некоторые учёные полагают, что в период позднего палеолита вообще существовал своего рода мост Африка – Сардиния – Корсика – Европа, и переселенцы могли прийти откуда угодно.

Вторая волна переселенцев пришлась на эпоху неолита, где-то 4-5 тысяч лет назад. По мнению известного русского учёного А.И. Немировского, Сардиния в эпоху строительства нурагов была промежуточным пунктом миграции предков этрусков из Малой Азии в Италию. Действительно, изделия искусства нурагийской культуры обнаруживают определённое сходство как с этрусским искусством, так и с изделиями восточного Средиземноморья. Однако, по мнению этрусколога Массимо Паллоттино, архитектура нурагийской культуры была в своё время самой прогрессивной для всех цивилизаций западного Средиземноморья, даже в сравнении с регионом Великой Греции на юге Италии.

Получается, что нурагийцы - не этруски, не народы моря, не коренные жители Сардинии, не иберийцы и не североафриканские племена, организовавшие в тот промежуток времени на острове самостоятельные поселения. Тогда кто же они — симбиоз нескольких культур или же культура самостоятельная? Ответа нет до сих пор.

Закат нурагийской культуры начался с приходом финикийцев. Сардиния оказалась втянутой в войну за «место под солнцем», а затем, около II века до н. э., оказалась подчинённой Риму и начала постепенно исчезать. Исчезали и нураги. Часть исследователей полагает, что нурагийцы свои башни хоронили. В буквальном смысле этого слова.

Такая гипотеза родилась из факта, что все нураги на Сардинии были найдены в курганах одинаковой формы. Вероятно, что перед тем, как навсегда покинуть нураг, его жители замуровывали все входы каменными плитами, а потом сооружение засыпалась землёй. Однако возле нурагов не было котлованов, откуда могли черпать землю на засыпку. Значит, она привозилась? Но откуда и каким образом?

Нурагийская культура не исчезла бесследно. Помимо нурагов, она оставила о себе массу других свидетельств: сантуарии, священные колодцы, захоронения, известные под названием «гробницы гигантов», а также бронзовые изделия, в основном, статуэтки, известные как «бронзетто». Чаще всего бронзовые фигурки изображали воинов, охотников, животных и женское божество, скорее всего, Танит.

Приобретённые на основании анализа бронзетто данные позволили некоторым учёным высказать мысль, что нурагийцы - это народ, в числе немногих стоявший у истоков европейской цивилизации.

Использованы материалы сайта


Мы знаем об эпохе нурагов многое, но нам почти ничего не известно о самих нурагийцах. Древний народ был и остаётся одним из самых таинственных обитателей планеты Земля». Эти слова известного исследователя Франческо Сазула как нельзя более точно отражают суть проблемы, связанной с давно исчезнувшей загадочной цивилизацией строителей нурагов, которая существовала на острове Сардиния во II тысячелетии до н. э.

Вообще на территории Сардинии существует много населённых пунктов, имеющих в названии корень «нур». По мнению некоторых исследователей, корень слова «нураг» — нур, является очень примитивным и чрезвычайно древним и, скорее всего, обозначает высокую башню, состоящую из больших каменных блоков. В доиндоевропейские времена на средиземном побережье нурагами называли памятники

Нураги исчезнувшей цивилизации на Сардинии — это мегалитические башни, конусообразные, с усечённой вершиной. Высота таких башен могла достигать 20 метров. Нураги складывались из больших каменных блоков, которые укладывали круг за кругом, без использования каких-либо связующих растворов. Вся эта многотонная конструкция удерживалась лишь за счёт собственного веса. Главным секретом крепости столь сомнительного соединения было использование разных по твёрдости и прочности горных пород и особого типа кладки, когда каждый последующий ряд немного сдвигался к центру.

В настоящее время в Сардинии насчитывается до 8 тысяч этих загадочных строений, но в древности их было куда больше. Некоторые из исследователей называют цифры от 20 до 30 тысяч. И, возможно, они правы, поскольку множество нурагов ныне безвозвратно разрушилось и ещё энное количество спрятано под землёй в холмах. Иногда новые нураги «вылупляются» буквально за одну ночь, как получилось со знаменитейшим нуралогическим комплексом возле населённого пункта Барумини в 1949 году. Там страшное наводнение полностью размыло один из холмов, и на свет божий показалась целая нуралогическая деревня, скрывавшаяся в земле почти 25 веков.

Сами нураги сейчас исследованы хорошо. Их верхняя часть являлась своеобразной террасой с парапетом, куда поднимались по винтовой лестнице. Свет для освещения падал через узкие оконца в толстых стенах. Наверху, на высоте 6 метров, находился... выход. Археологи предполагают, что это выход был запасным, и связь с внешним миром осуществлялось посредством верёвочных лестниц или подъёмных мостов.

Нижний вход в башню практически всегда располагался с южной стороны. Далее следовал широкий коридор, приводивший в круглую комнату со сводчатым потолком. Иногда комнат в нурагах было несколько.

Существовали целые нуралогические комплексы, когда вокруг центрального строения возводилось множество башен самой разной высоты, соединённых крепостным валом, а также строились «пиннетты» — круглые каменные хижины, поставленные так близко друг к другу, что «улочки» между ними были иногда меньше метра.

Также нет ответа и на вопрос о функциональной принадлежности нурагов. Одни башни строились на склонах, другие — на горах, а третьи — на вершинах холмов. Сохранившиеся фрагменты указывают на хорошо продуманную и безукоризненно выполненную конструкцию. В «комплекс» входили основная башня-нураг, подземный колодец, камни с солярными знаками и алтари для жертвоприношений. Во многих местах вокруг нурагов расцветали деревни.

Закат нурагической культуры начался с приходом финикийцев. Сардиния оказалась втянутой в войну за «место под солнцем», а затем, около II века до н. э., оказалась подчинённой Риму. Во времена римского владычества нурагийская культура постепенно исчезала. Исчезали и нураги. Часть исследователей полагает, что нурагийцы свои крепости... хоронили. В буквальном смысле этого слова.

Такая гипотеза родилась из факта, что все нураги на Сардинии были найдены в курганах одинаковой формы. Получается, что перед тем, как навсегда покинуть нураг, его жители замуровывали все входы каменными плитами, а потом крепость засыпалась землёй. Однако возле нурагов не было котлованов, откуда могли черпать землю на засыпку. Значит, она привозилась? Но откуда и каким образом?

Какая прекрасная кладка! Она вам ничего не напоминает?

Мне кажется, что это очень похоже на Перу....




О нурагийцах (или нураджитах) имеются лишь самые скудные сведения. Их происхождение и этническая принадлежность туманны. Единственное, о чём с уверенностью заявляют исследователи, нурагийцы не были индоевропейцами.

Первые люди на Сардинии появились почти 10 тысяч лет назад, возможно, с Корсики, так как в то время эти два острова были одной землёй. Некоторые учёные полагают, что в период позднего палеолита вообще существовал своего рода мост Африка - Сардиния - Корсика - Европа, и переселенцы могли прийти откуда угодно.

Вторая волна переселенцев пришлась на эпоху неолита, где-то 4-5 тысяч лет назад. По мнению известного русского учёного А.И. Немировского, Сардиния в эпоху строительства нурагов была промежуточным пунктом миграции предков этрусков из Малой Азии в Италию. Действительно, изделия искусства нурагической культуры обнаруживают определённое сходство как с этрусским искусством, так и с изделиями восточного Средиземноморья. Однако, по мнению этрусколога Массимо Паллоттино, архитектура нурагической культуры была в своё время самой прогрессивной для всех цивилизаций западного Средиземноморья, даже в сравнении с регионом Великой Греции на юге Италии.

Получается, что нурагийцы — не этруски, не народы моря, не коренные жители Сардинии, не иберийцы и не североафриканские племена, организовавшие в тот промежуток времени на острове самостоятельные поселения... Тогда кто же они? Симбиоз нескольких культур или же культура самостоятельная? Ответа нет до сих пор.

А еще там есть такой замнчательный колодец! Местные говорят, что им часто интересуются специалисты из НАСА.



А вот Египет - колодец в Ком-Обо:

Еще немного Сардинии:



Творчество исчезчезнувших нурагийцев:


Древние письмена нурагийцев

Некоторые фотографии взяты с сайта ЛАИ