Альтернативные источники энергии

Устройство переходно скоростных полос по обочине укрепленной. Основные элементы автомобильной дороги

Устройство переходно скоростных полос по обочине укрепленной. Основные элементы автомобильной дороги

Пароизоляционная пленка Ютафол служит защитой теплоизоляции при обустройстве крыш, стен или других сооружений от пара и влажности. Паробарьер Ютафол помогает сохранить теплоизоляционные характеристики уложенного материала на протяжении гарантийного срока эксплуатации. Пароизоляция Ютафол эффективно противостоит атмосферным осадкам и снижает негативные последствия выпадения дождя или снега. В подвальных помещениях, пленка Ютафол надежно защищает теплоизоляционный материал от грунтовой влаги.

Пароизоляционная пленка ЮТАФОЛ Н

Современное строительное сооружение невозможно представить, без применения многочисленных видов теплоизоляции. Теплоизоляционные материалы буквально обволакивают новые объекты. , в конце концов обычный пенопласт - все утеплители, нуждаются в собственной защите.

Пароизоляция Ютафол создает преграду и не допускает проникновение паров, препятствуя образованию конденсата воды в теплоизоляционных материалах. Пленка способствует удержанию тепла в кровельных каркасах, стеновых панелях, цокольных конструкциях и других строительных сооружениях. Она значительно повышает их герметичность и помогает сохранить тепло во внутреннем пространстве. Обеспечивает отличную защиту от негативного ветрового воздействия.

Стоит заметить, что Чешский бренд JUTAFOL выпускает под своей маркой различные мембраны и пленки для обеспечения: гидроизоляции, ветровой защиты, всевозможные пленки для садового участка, дома, и даже для устройства фасада. Наш обзор посвящен паронепроницаемой мембране.

Пароизоляцию производитель маркирует индексом “Н”. Мембрана представляет из себя слоенную конструкцию полипропиленовых пленок, армированных арматурной сеткой. Кроме того, существует пароизоляция с дополнительной маркировкой “AЛ” покрытая отражающим фольгированным алюминием, такая пленка успешно дополняет теплоизоляцию, наращивая положительные свойства и усиливая технические показатели.

Пароизоляция Ютафол технические характеристики

  • Водяная непроницаемость, позволяет эффективно справляться даже с проливным дождем;
  • Эластичность пленки помогает обойти сложную геометрию крыши;
  • Не разрушается от прямого попадания ультрафиолетового излучения в течении трех месяцев;
  • Высокая сопротивляемость атмосферным осадкам;
  • Экологическая безопасность, Ютафол не выделяет вредных веществ;
  • Не представляет опасности для здоровья человека. Не несет ущерб окружающей среде;
  • Горючесть в зависит от марки и встречается класс:

B1 - трудновоспламеняемые (schwer entflammbar)
- B3 - легковоспламеняемые (leichtentflammbar)

  • Выдерживает высокую температуру в диапазоне от - 60 °C до + 80 °C;
  • Легкий материал с плотностью от 96 до 110 г/м2 в зависимости от назначения;
  • Не подвержен гниению или образованию плесени;
  • Противостоит воздействию насекомых и прочих вредителей.

Ютафол инструкция по применению:

Пароизоляция Ютафол в зависимости от области применения различается по маркам и обладает разными свойствами согласно строительным требованиям. Сложно структурированная мембрана паровой изоляции Ютафол обеспечивает соответствующие технические характеристики согласно наименованию. Производитель классифицируют свои изделия буквенно-цифровыми индексами в сочетании с броскими наименованиями. Всего мы знаем четыре основных пароизоляционных материала Ютафол:

- Н 96 Сильвер ;
- Н 110 Специал ;
- Н 110 Стандарт ;
- Н АЛ 170 Специал.

Сочетание названий, цифр и буквенных индексов обеспечивают необходимое разнообразие использования Ютафола в строительных элементах. Каждое новое обозначение несет в себе информацию, определяющую область применения, которую необходимо учитывать в обустройстве и сооружении собственного жилища. Частое применение материал находит как:

  • Защитный пароизоляционный слой защиты теплоизоляции при монтаже крыш, в перегородках стен, в напольных и прочих строительных конструкциях.
  • Фольгированная отражающая паронепроницаемая броня.

Пароизоляционная пленка Ютафол Н 96 Сильвер

Пленка Ютафол Н 96 Сильвер наделена всеми свойствами классической пароизоляции. Состоит из двух слоев полипропилена. Буквой «Н» производитель обозначает все свои материалы, которые служат для создания защиты от пара, цифра в аббревиатуре указывает на плотность материала. Так Ютафол Н, смотанный в рулон имеет размеры 1,5 х 50 метров и плотность 96 грамм на метр квадратный. Ультрафиолетовая стабильность обеспечивается на протяжении 3 месяцев, таким образом, пароизоляция требует обязательного укрытия от солнца. Относится к легковоспламеняемой группе B3.

Технические характеристики пароизоляции Ютафол Н 96 Сильвер:

  • Пленка толщиной до 0,22 мм.
  • Плотность 96 г/м².
  • Размер рулона: длина 50 м, ширина 1,5 м.
  • Масса рулона – 7,7 кг.
  • Паропроницаемость ниже 1,0 г/м²/24 часа. Показатели справедливы для условий эксплуатации при которых: значение влажности воздуха не превышает 85%, температура в пределах +23 °C.
  • Пленка сопротивляется прямому УФ излучению до трех месяцев.
  • Температурный режим эксплуатации лежит в пределах от -40 °C до +80 °C.
  • Прочность поперечного разрыва – 450 Н/5 см.
  • Прочность продольного разрыва – 650 Н/5 см.
  • Легковоспламеняемый материал, требует повышенной осторожности при работах с огнем класс горючести соответствует «В3».
  • Монтаж должен осуществляться при температуре окружающего воздуха выше +5 °C.

Основное применение Ютафол Н 96 Сильвер находит в обустройстве скатных и плоских крыш, расстелется с внутренней стороны помещения перед слоем теплоизоляционного материала. Также материал используют во внутренних стеновых перегородках. Стыки пленки обязательно должны быть герметично проклеены лентой JUTAFOL. Часто можно слышать вопрос, о том какой стороной укладывать пароизоляцию Ютафол? На самом деле укладывать пленку Ютафол можно абсолютно любой стороной, так как с обоих сторон находится одинаковое защищающие покрытие – полиэтиленовой пленки.

Пароизоляционная пленка Ютафол Н 110 Специал

Пленка Ютафол Н 110 Специал содержит три слоя:

Верхний и нижний слой полиэтиленовой пленки;
- в середине армирующая сетка, изготовленная из полиэтиленовых полосок;

Армирование увеличивает прочностные характеристики, а двустороннее ламинирование полиэтиленом создает мощный барьер пару, обеспечивая полную непроницаемость. Пленка Ютафол Н 110 Специал, в отличии от Сильвер, содержит в своем составе специальный реагент способствующий самозатуханию при воспламенении. Из-за реагента пленка получила класс горючести B1 и относится к трудновоспламеняемым продуктам. На поверхности пароизоляции Ютафол Н 110 Специал с отступом от края 12 см нанесена черная полоса, обозначающая рекомендуемую величину нахлеста на следующий слой при укладке.

Трехслойная пароизоляция JUTAFOL N 110 SPECIAL представляет собой пароизоляционный барьер 110 г / м², который предназначен для создания высокоэффективных пароизоляционных слоев на внутренней стороне теплоизоляции. Паровой барьер способствует долговременной и правильной работе теплоизоляции. Паровой барьер должен быть склеен в внахлест и соединен клейкой лентой с последующими слоями. Для соединения пленок производитель рекомендует использовать само- клеящийся скотч Ютафол СП 1 и СП АЛ для соединения фольгированного слоя.

Ютафол Н 110 Специал технические характеристики

  • Масса пленки, (плотность) 110 г/м2;
  • Рулон шириной 1,5 м;
  • Длина составляет 50 ±0,3 метра;
  • Низкая горючесть соответствует классу В3
  • Низкая паропроницаемость в пределах 0,9 грамм на квадратный метр за 24 часа;
  • Прочность на разрыв продольная/поперечная 220/190 в Н/5 см
  • Высота столба воды, мм 14/22
  • Ультрафиолетовая стабилизация составляет 3 месяца и требует укрытия.

Ютафол Н 110 Стандарт технические характеристики

Буквально два слова мы скажем об этом материале. Основное отличие Ютафол Н 110 Стандарт от серии специал характеризуется отсутствием реагента затухания. Остальные показатели, характеристики, свойства и состав соответствуют рассмотренной нами выше серии. Незначительно снижен вес рулона и плотность пленки.

Сфера применения совпадает с маркой Ютафол Н 96 Сильвер, но этот материал более плотный и обеспечивает лучшую герметичность и защиту. Серию Н 110 Стандарт выбирают как правило, если необходимо обеспечить более прочностные и изоляционные характеристики по сравнению с серией Сильвер. Отрицательным моментом пленки является не высокая группа огнестойкости.

Пароизоляционная пленка ЮТАФОЛ Н АЛ 170 Специал

Пленка Ютафол Н АЛ Специал состоит из четырех слоев:

Два слоя полиэтиленового материала ламинируют сетку;
- третий слой в середине в виде армирующей сетки, из полосок полиэтилена;
- четвертый, фольгированный алюминием слой с отражающим эффектом ;

Армирующий каркас повышает прочность. Зламинированный с двух сторон и фольгированный алюминиевый слой при соответствующим настиле, способствуют повышению значений паронепроницаемых показателей. Кроме того, фольга отражает тепловую энергию во внутрь помещения, сохраняя драгоценное тепло в зимний период.

Алюминиевая фольга предназначена для формирования высокопаростойкого слоя на внутренней стороне теплоизоляции. Ютафол Н АЛ Специал создает паровой барьер и способствует долговременной и правильной работе теплоизоляции. Благодаря встроенному отражающему алюминиевому слою сопротивление пара значительно увеличивается. Сохранение безвоздушного слоя между внутренней стороной и пароизоляцией поддерживает высокую функцию отражающего слоя.

Ютафол основные функции

Мембрана гарантирует пролонгацию оптимальных показателей теплоизоляции в сооружениях где они были использованы. Поддерживая главным образом, необходимые значения равновесия процесса диффузии , сохраняя тепловое сопротивление и придавая водонепроницаемые свойства конструкции.

Опираясь на свои характеристики, мембраны гарантируют вывод образующегося пара во внешнюю среду помещения. Таким образом, снег или дождь, задуваемые ветровыми потоками, а также конденсационные накопления не попадут из кровли на уложенную теплоизоляцию.

Использование мембраны препятствует увлажнению теплоизоляционных материалов, что благоприятно сказывается на их свойствах. Влажность приводит к разрушению материала и увеличению теплопроводности . Следовательно, пленки продлевают гарантийный срок службы теплоизоляции. Не считая того, что повышается воздушная непроницаемость сооружения и сокращается утечка тепла.

Частый вопрос, который можно услышать от покупателей: что лучше или Ютафол. Сравнивая эти мембраны, можно однозначно сказать, что они имеют одинаковое назначение. Тем не менее, как нам показалось, во материалу Изоспан больше информации и инструкций по укладке. Впрочем Изоспан немного дороже, но кто будет смотреть на цену, когда на кону крыша нашего жилища? Поверьте, переделка встанет намного дороже. Смотрим видео:

Предназначены для выбора материалов и конструкций укрепления обочин. Учитывают положения действующих нормативных документов по проектированию, строительству и ремонту автомобильных дорог, организации и обеспечению на них безопасности движения.

Обозначение: ОДН 218.3.039-2003
Название рус.: Укрепление обочин автомобильных дорог
Статус: действует
Заменяет собой: ВСН 39-79 «Технические указания по укреплению обочин автомобильных дорог»
Дата актуализации текста: 05.05.2017
Дата добавления в базу: 01.09.2013
Дата введения в действие: 23.05.2003
Утвержден: 23.05.2003 Минтранс России (Russian Federation Mintrans ОС-461-р)
Опубликован: Информавтодор (2003 г.)
Ссылки для скачивания:

ОДН 218.3.039-2003

ОТРАСЛЕВЫЕ ДОРОЖНЫЕ НОРМЫ

Утверждено

распоряжением Минтранса России
от 23 05.2003 г. № ОС-461-р

УКРЕПЛЕНИЕ ОБОЧИН
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
(взамен ВСН 39-79 )

MИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
(РОСАВТОДОР)

Москва 2003

ВВЕДЕНИЕ

ОДН 218.3.039-2003. Укрепление обочин автомобильных дорог разработаны взамен ВСН 39-79 «Технические указания по укреплению обочин автомобильных дорог».

Настоящие нормы предназначены для выбора материалов и конструкций укрепления обочин. Они учитывают положения действующих нормативных документов по проектированию, строительству и ремонту автомобильных дорог, организации и обеспечению на них безопасности движения.

Документ разработан в ГП «Росдорнии» канд. техн. наук Ю.Р. Перковым, инж. А.П. Фоминым.

Замечания и предложения просьба направлять по адресу: 125493, Москва, ул. Смольная, 2, ГП «Росдорнии».

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Нормы развивают положения СНиП 2.05.02-85 , СНиП 3.06.03-85 и «Технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования».

1.2. Нормы распространяются на автомобильные дороги общего пользования I - V категорий. Они предназначены для выбора конструкций укрепления обочин, материалов и технологии производства работ на строящихся, реконструируемых и эксплуатируемых автомобильных дорогах.

1.3. Укрепление обочин выполняют для повышения скорости пропускной способности автомобильных дорог, удобства и безопасности движения. В неблагоприятных грунтово-гидрологических условиях укреплением обочин защищают земляное полотно от проникновения поверхностных вод, предохраняют проезжую часть дороги от разрушения и загрязнения.

Укреплением обочин обеспечивают более полный перенос снега в зимний период, облегчают содержание дороги, а также организацию движения при проведении на проезжей части ремонтных работ.

Зона I с расчетным зимним периодом продолжительностью 125 дней в году и более. Эта зона состоит из двух подзон:

подзона IA - продолжительность зимнего периода составляет 180 - 260, а переходных периодов 20 - 60 дней; подзона IБ - продолжительность зимнего периода составляет 140 - 180, а переходных периодов 60 - 100 дней.

Зона II с расчетными переходными периодами продолжительностью от 14 до 110 дней и зимним периодом менее 125 дней в году.

Зона Г - горные районы.

2.3. В случае значительного влияния на состояние грунтов рабочего слоя земляного полотна поверхностных вод одновременно с укреплением обочин принимают меры по его гидрозащите от поверхностных вод.

Предельные размеры отдельных повреждений покрытия краевой укрепительной полосы не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине 5 см при их суммарной площади на дорогах с интенсивностью движения по , соответственно 5 м 2 , 7 м 2 и 10 м 2 на площадь 1000 м 2 .

Рис. 1. Карта районирования территории России по условиям движения

2.10. При технико-экономическом обосновании допускается увеличение ширины укрепления обочины по типу краевой укрепительной полосы к значениям СНиП 2.05.02-85 в условиях значительного влияния погодно-климатических факторов на характер, вероятность и продолжительность неблагоприятного состояния поверхности дороги и условий движения с учетом опыта эксплуатации. Для зоны I (см. ) могут быть использованы данные с учетом указанных в таблице типов укрепления остановочной полосы для дорог III - IV категорий.

Материал укрепления остановочных полос

Дополнительное увеличение ширины укрепления по
типу краевых укрепительных полос на участках

с радиусом кривых* в плане < 600 м

с ограждениями

Щебень или гравий

0,25

Засев трав

Нет укрепления

Примечание. Графы 1, 2 ,3 - при % оснащенности машинами и оборудованием для зимнего содержания автомобильной дороги соответственно выше 70 %, 50 - 70 %, менее 50 %; *) при отсутствии требуемого СНиП уширения проезжей части.

2.17. При реконструкции дороги или ее ремонте укрепление обочин выполняется с учетом возможной необходимости изменения водно-теплового режима земляного полотна в части его защиты от поверхностных вод и предотвращения образования на дороге пучин. Выбор решения осуществляется на основе данных обследования дороги, в т.ч. и на период выполнения строительно-ремонтных работ.

2.18. При стадийном устройстве дорожной одежды на проезжей части дороги или длительных перерывах между устройством отдельных ее слоев порядок укрепления обочин назначают в зависимости от предусмотренных стадий, их продолжительности. Как правило, следует предусматривать укрепление обочин также стадийно, по мере устройства дорожной одежды.

2.19. При необходимости устройства продольных лотков для перехвата и отвода поверхностных вод с покрытия проезжей части их размещают за пределами укрепленной с применением органических вяжущих материалов части обочины - желательно на границе остановочной и прибровочной полос и в любом случае за пределами краевой укрепительной полосы.

2.20. Конструкции укрепления обочин эксплуатируемых дорог при их самостоятельном сооружении назначают раздельно для укрепительной и остановочной полос на основе расчетного обоснования их прочности (). При этом для укрепительных полос учитывают повторность нагружения (вероятное число заездов транспортных средств в рассматриваемых условиях), а сам расчет выполняют с учетом всех критериев прочности, предусмотренных для дорожной одежды проезжей части.

В пределах остановочных полос конструкцию укрепления, как правило, рассчитывают на продолжительное единичное нагружение по критерию сдвига (дороги III - IV). При обосновании возможен расчет по всем критериям оценки прочности, предусмотренным для расчета дорожной одежды проезжей части. Такое решение возможно прежде всего для отдельных участков дорог высоких технических категорий (см. - ), в т.ч. где вследствие высокой интенсивности движения имеется необходимость, по опыту эксплуатации, систематического пропуска потока по укрепительной и остановочной полосам в периоды ограничения проезда или в отдельные кратковременные «пиковые» периоды роста интенсивности движения, когда уширение дорожной одежды проезжей части нецелесообразно или невозможно по технико-экономическим условиям.

3. ВЫБОР КОНСТРУКЦИЙ УКРЕПЛЕНИЯ ОБОЧИН

3.1. Выбор конструкции укрепления обочин, соответствующей условиям движения и изложенным выше требованиям, осуществляется на стадии разработки проекта строительства, реконструкции или ремонта дороги. При этом в расчетах и выборе конструкции дорожной одежды проезжей части дороги при ее строительстве или ремонте, усилении, разработке мероприятий по ликвидации пучин или пучиноопасных мест следует учитывать, что устройство на обочине слоев укрепления улучшает водно-тепловой режим земляного полотна. Степень этого влияния зависит от применяемых при укреплении материалов.

3.2. В состав работ при выборе конструкции укрепления входит определение:

Необходимости устройства только краевой укрепительной или дополнительно и укрепление остановочной полосы;

Материалов для устройства слоев;

Толщин слоев укрепления.

Рис. 2. Конструктивные решения по укреплению обочин

3.7. Для улучшения работы укрепления, особенно в тяжелых грунтово-гидрологических условиях и напряженного режима движения транспортных средств, в конструкции целесообразно использовать прослойки из различных геосинтетических материалов.

3.8. Для снижения толщин основания (других слоев укрепления) или повышения срока службы укрепленной обочины используются прослойки с защитно-армирующей функцией с условным модулем более 350 Н/см.

3.9. Защитно-дренирующие прослойки из геосинтетических материалов устраиваются, как правило, на контакте между слоями основания и земляным полотном. Такое решение целесообразно применять:

При переустройстве дренирующего слоя в зоне обочин с отсыпкой слоя из мелких песков с К ф = 1 - 2 м/сут;

При заиленном дренирующем слое и укреплении обочины без его переустройства;

В качестве мероприятия, снижающего влажность грунтов земляного полотна при 2 и 3 типе местности по условиям увлажнения во II и III дорожно-климатических зонах (дороги I и III категорий) и как мероприятие при регулировании водно-теплового режима земляного полотна на участках, подверженных образованию пучин, для ускорения отвода воды;

При укладке щебеночного слоя непосредственно на грунт на их контакте.

3.10. Гидроизолирующие прослойки применяют для предотвращения поступления влаги атмосферных осадков в тело земляного полотна через неукрепленные или укрепленные водопроницаемым материалом обочины при 2 - 3 типе местности по условиям увлажнения во II и III дорожно-климатических зонах при высокой фактической (расчетной) влажности, средних и тяжелых пылеватых суглинках, при наличии или опасности образования пучин. При этом величина снижения влажности в расчетах может быть принята (0,05 - 0,03) W t и (0,03 - 0,01) W t (W t - влажность на границе текучести), соответственно для II и III дорожно-климатических зон 2 и 3 типа местности по условиям увлажнения.

3.11. Наиболее экономичным по единовременным капитальным затратам является укрепление обочин устройством краевой укрепительной полосы, в т.ч. выполняемое и путем уширения проезжей части ( , а, б) и укрепления остановочной полосы крупно фракционным несвязным материалом. Использование такого решения улучшает транспортно-эксплуатационные показатели, способствует усилению кромки проезжей части. Однако рассматриваемая конструкция эффективна при малом количестве наездов на обочину, малом количестве выпадающих осадков и земляном полотне из легких грунтов. Такое решение возможно и как укрепление на первой стадии при двухстадийном строительстве дороги.

3.12. Если земляное полотно выполнено из связных грунтов и подвержено повышенному увлажнению, в конструкции по типу , а, б целесообразно использовать гидроизолирующую прослойку. В условиях, если остро стоит задача не гидроизоляции земляного полотна, а усиления конструкции, вместо гидроизоляционного материала можно использовать геосетку или другой геоматериал с высоким модулем деформации.

Если ГМ имеют небольшую водопроницаемость (соизмеримую с водопроницаемостью песчаных грунтов) или нет необходимости в выполнении ими функций дренирующего (гидроизолирующего) и защитного от водной эрозии слоя, целесообразно укладывать ГМ лишь в пределах краевой укрепительной полосы с небольшим запасом (ширина укладки ГМ В см = В 1 + 0,2 м) - , а;

Рис. 3. Основные варианты применения ГМ при укреплении обочин:

I - краевая укрепительная полоса шириной В 1 ;
II- остановочная полоса; III- прибровочная полоса; 1 -ГМ;
2 - конструкция укрепления; 3 - проезжая часть;
4 - дренирующий грунт (песок)

Если ГМ выполняют функцию дренирующего слоя, а земляное полотно представлено связными грунтами, которые подвергаются повышенному увлажнению и имеют высокую деформативность в отдельные периоды года, ГМ укладывают непосредственно на поверхность земляного полотна по всей ширине обочины с выводом его на откос (, б). Также укладывают ГМ в качестве водонепроницаемых экранов при необходимости дополнительной гидроизоляции грунтов земляного полотна, если покрытие укрепления обочины водопроницаемо;

Если возможна водная эрозия укрепления обочины или ее части (остановочная полоса), с которой, как правило, начинается размыв откоса, ГМ укладывают на всю ширину обочины с выводом на откос, в том числе и на всю его плоскость ( , в) с отсыпкой на его поверхность растительного грунта или соответствующего материала. В этом случае возможна укладка ГМ с уклоном в сторону проезжей части и выводом на поверхность обочины у бровки откоса ( , г), если это не будет способствовать дополнительному увлажнению земляного полотна (под ГМ расположен дренирующий грунт).

При необходимости применяют различные комбинации размещения ГМ в пределах обочины ( , д).

3.17. При укреплении обочин на уширяемой насыпи, когда линии контакта старой и присыпной части находятся в пределах конструкции укрепления, для обеспечения ее равнопрочности в основание слоев укрепления укладывается прослойка из геосинтетического материала (). Если прослойка должна выполнять функции дренажа и отвода воды ( , а), используются нетканые синтетические материалы с коэффициентом фильтрации не менее 100 м/сут. Если решается задача экономии материалов, усиления конструкции или ее усиления с гидроизоляцией ( , б), используются более прочные и жесткие материалы. В таких случаях краевую укрепительную полосу целесообразно выполнять путем уширения проезжей части. Заделка прослоек в проезжей части в этой конструкции должна быть не менее 0,5 м.

Рис. 4. Усиление конструкций укрепления обочин при
уширении земляного полотна и дорожной одежды:

I - краевая укрепительная полоса; II- остановочная полоса;
III - прибровочная полоса; IV- полоса уширения проезжей части;
1 - защитно-дренирующая полоса из ГМ; 2 - армирующая прослойка из ГМ;
3
- граница уширяемой части насыпи

3.18. При ремонте (усилении) дорожной конструкции проезжей части дороги, имеющей укрепление обочины, в зоне контакта проезжей части и краевой укрепительной полосы целесообразно укладывать прослойку из геосинтетического материала ( , в). В качестве прослойки следует использовать сетку или материал нетканого типа с высоким условным модулем упругости. При недостаточной прочности старой конструкции укрепления остановочной полосы прослойка укладывается на всю ширину укрепления ( , г).

3.19. В отдельных случаях при специальном технико-экономическом обосновании для укрепления обочин возможно применение геокомпозитов и пространственных георешеток. Применение геокомпозитов (из двух слоев фильтров с пористым заполнителем между ними) целесообразно в качестве защитно-дренирующего слоя на контакте с грунтом земляного полотна, когда существующий дренирующий слой под проезжей частью имеет ухудшенные в процессе эксплуатации дренирующие свойства. Применение пространственных георешеток может быть целесообразным на отдельных особо сложных участках, где наблюдаются повышенные разрушения в пределах обочины, связанные с наездом автомобилей и размывами, переходящими на откос.

4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОНСТРУКЦИЙ УКРЕПЛЕНИЯ

4.1. Выбор параметров конструкций укрепления, как правило, производится на основе расчетов. В качестве расчетной согласно ОДН 218.046-01 принимается автомобиль с нагрузкой 10 т на ось давлением в шинах 0,6 МПа и диаметром отпечатка, эквивалентным следу колеса, 33 см для расчета укрепления остановочной полосы (если расчет выполняется только по критерию сдвига) и 37 см - краевой укрепительной полосы.

4.2. Толщину каждого слоя конструкции укрепления следует принимать не ниже значений, указанных в СНиП 2.05.02-85 .

Верхний слой укрепления (покрытие) принимают наименьшей толщины, если при расчете конструкции его толщина оказалась меньше указанных в СНиП 2.05.02-85 величин.

4.3. Расчетные значения влажности грунта земляного полотна в зависимости от условий увлажнения и типа покрытия укрепления для использования в расчетах конструкций укрепления приведены в .

4.4. При наличии на обочинах пучинистых грунтов они при выполнении работ по укреплению должны быть заменены дренирующим грунтом или несвязным материалом укрепления.

4.5 При укреплении обочин (части обочин) по типу капитальных или облегченных дорожных одежд с усовершенствованными покрытиями на земляном полотне из пылеватых песчаных и глинистых грунтов в I - III дорожно-климатических зонах при 2 - 3 типе местности по условиям увлажнения должна быть выполнена проверка конструкции на морозоустойчивость аналогично выполняемой при расчете дорожной одежды проезжей части согласно ОДН 218.046-01 .

4.6. Расчет конструкций укрепления краевой укрепительной полосы не выполняется в случаях:

Устройства путем уширения дорожной одежды проезжей части или самостоятельно с аналогичными характеристиками и материалами;

Устройства краевой укрепительной полосы из сборного цементобетона.


Дорожно-климатическая зона

Тип местности по условиям увлажнения

Асфальтобетон

Цементобетон

Битумо-грунт

Щебень при плотности, г/см 3

Песчано-гравийная смесь

0,60

0,60-0,65

0,60-0,65

0,70-0,80

0,65-0,70

0,65-0,70

0,65-0,70

0,65

0,65-0,70

0,65-0,70

0,75-0,85

0,70-0,75

0,70-0,75

0,70-0,75

0,70

0,70-0,75

0,70-0,75

0,80-0,90

0,75-0,80

0,75-0,80

0,75-0,80

0,60

0,60-0,65

0,60-0,65

0,65-0,75

0,65-0,70

0,60-0,65

0,60-0,70

0,65

0,65-0,70

0,65-0,70

0,70-0,80

0,70-0,75

0,65-0,70

0,65-0,75

0,65

0,65-0,70

0,65-0,70

0,70-0,80

0,70-0,75

0,65-0,70

0,65-0,75

0,60

0,60

0,60

0,65-0,75

0,60

0,60

0,60-0,70

0,65

0,65-0,70

0,65-0,70

0,70-0,80

0,65-0,70

0,65-0,70

0,65-0,70

0,65

0,65-0,70

0,65-0,70

0,70-0,80

0,65-0,70

0,65-0,70

0,65-0,70

0,60

0,60

0,60

0,60-0,70

0,60-0,65

0,60

0,60-0,65

0,60-0,65

0,60-0,65

0,60-0,65

0,60-0,70

0,65-0,70

0,65-0,70

0,60-0,70

0,60-0,65

0,65-0,75

0,65

0,60-0,70

0,65-0,70

0,65-0,70

0,65-0,70


Примечание. Меньшие значения влажности принимаются для супесей легких непылеватых, большие - для пылеватых супесей, суглинков пылеватых и тяжелых пылеватых.

4.8. Величина требуемого модуля упругости конструкции укрепления остановочной полосы принимается равной:

При укреплении с использованием в покрытии асфальтобетона или других связных материалов (конструкции с капитальным или облегченным типами дорожных одежд) -120 МПа;

При укреплении битумоминеральными смесями, гравийными, щебеночными материалами, в т.ч. и обработанными способами пропитки, укрепленными грунтами (конструкции с облегченными и переходными типами дорожных одежд) - 85 МПа.

Растягивающим напряжениям в монолитных слоях.

4.10. Требуемое минимальное значение модуля упругости конструкции укрепления краевой полосы устанавливается в зависимости от количества наездов автомобилей , определяемого по номограмме () в зависимости от типа покрытия краевой укрепительной полосы.

4.11. Среднесуточное количество наездов на обочину автомобилей N o рассчитывается по формуле

где А - коэффициент, учитывающий количество наездов автомобилей на краевую укрепительную полосу, принимается по ;

N m - число проездов автомобилей по дороге m -й марки в сутки;

S m сум - суммарный коэффициент приведения к расчетной нагрузке, принимаемый по приложению 1 ОДН 218.046-01 .

Рис. 5. Номограмма для расчета требуемого модуля упругости
краевой укрепительной полосы:
N o - приведенное количество наездов автомобилей на краевую
укрепительную полосу за сутки;
а - покрытие из асфальтобетона, цементобетона,
битумоминеральных смесей, приготовленных в установке;
б - покрытия из битумоминеральных смесей, щебеночных и
гравийных материалов, обработанных способами пропитки,
песчаными и супесчаными укрепленными различными
вяжущими грунтами

Средняя суточная интенсивность движения, расчетных автомобилей, авт/сут

Коэффициент А

Ширина проезжей части, м

> 10,5

> 10,5

Покрытие обочин аналогично по виду покрытиям усовершенствованного типа

Покрытие обочин не аналогично по виду покрытиям усовершенствованного типа

1 000

Расчет ведется при коэффициенте А, равном 0,001

2 000

0,006

3 000

0,012

0,004

0,003

0,003

4 000

0,02

0,003

0,004

0,0035

0,003

5 000

0,03

0,012

0,005

0,004

0,005

0,004

0,002

6 000

0,04

0,016

0,007

0,005

0,007

0,005

0,003

7 000

0,055

0,020

0,01

0,007

0,01

0,007

0,004

0,002

8 000

0,035

0,02

0,012

0,012

0,01

0,006

0,003

9 000

0,05

0,03

0,018

0,02

0,02

0,009

0,004

10 000

0,04

0,024

0,04

0,03

0,015

0,006

> 10 000

0,05

0,035

0,02

0,01

Примечание. Если значение коэффициента А располагается ниже нижней ограничительной линии, необходимо уширение проезжей части дороги, так как укрепление обочин при этих значениях коэффициента А может привести к созданию экономически неэффективных конструкций.

4.12. Проверка монолитных слоев на изгиб производится согласно положениям ОДН 218.046-01 .

4.13. Если в конструкции укрепления обочины используются прослойки из геосинтетических материалов, величина расчетного модуля упругости конструкции умножается на коэффициент 1/a , где а - показатель, принимаемый по настоящего документа.

5. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ОБОЧИН

5.1. Для укрепления обочин используются материалы:

Асфальтобетон различных марок, асфальтогранулобетон, фиброасфальтобетон;

Сборный цементобетон;

Битумоминеральные смеси;

Обработанные различными вяжущими щебеночные и гравийные материалы;

Укрепленный различными вяжущими грунт;

Щебеночные, гравийные и другие несвязные материалы, в т.ч. отходы камнедробильного производства, кирпичных, бетонных заводов, шлаки и другие местные материалы;

Грунтощебеночные, грунтогравийные смеси.

5.2. Выбор материалов определяется требованиями с учетом особенностей работы материалов под нагрузкой в соответствующих грунтово-климатических условиях.

5.3. Применяемые для укрепления обочин дорожно-строительные материалы должны соответствовать техническим условиям на их производство и применение.

5.4. При укреплении обочин асфальтобетоном низких марок для улучшения свойств целесообразно применять стекловолокна или базальтовые волокна ориентировочно из расчета 3 - 5 % от объема смеси. Расчетные характеристики армированного таким образом асфальтобетона следует повышать на 20 %.

5.5. При использовании для укрепления обочин обработанных вяжущими грунтов следует руководствоваться положениями специальных документов по их применению.

5.6. В условиях необходимости повышения прочности конструкции укрепления недостатка дорожно-строительных материалов, необходимости гидроизоляции земляного полотна или улучшения условий отвода воды используются геосинтетические материалы (ГМ), в группу которых входят нетканые, пленочные, сетчатые материалы и георешетки пространственного типа.

Геосинтетические материалы должны отвечать требованиям технических условий на их производство и применение, обладать биологической и химической устойчивостью к воздействию агрессивных факторов.

Место расположения ГМ в конструкции укрепления обочин (по ширине обочины и глубине заложения) определяется видом применяемого ГСМ и выполнением им указанных выше функций.

5.7. Нетканые ГМ представляют собой хаотично переплетенные короткие или длинные (бесконечные) волокна, соединенные механическим, физическим или химическим способами.


Рис. 6. Материалы слоев укрепления обочин:
1 - асфальтобетон, асфальтогранулобетон,
фиброасфальтобетон, цементобетон; 2 - щебеночные
материалы, шлаки; 3 -укрепленный неорганическими
вяжущими грунт; 4 - щебень, гравий с пропиткой вяжущими
материалами; 5 - гравийные (щебеночные) материалы; 6 - грунтогравийные, грунтощебеночные материалы, отходы
производства (кирпичный бой, отходы бетонных заводов,
породы угольных шахт и т.д.); 7 - битумоминеральные смеси;
8 - битумогрунт

ГМ, соединенные механическим способом (иглопрокалыванием), обладают, как правило, высокой водопроницаемостью во всех направлениях и при достаточной толщине выполняют функции дренирующих слоев и фильтров, но имеют повышенную деформативность. Нетканые ГСМ, соединенные сшиванием или химическим способом и имеющие высокий модуль деформации, не обладают, как правило, водопроницаемостью в горизонтальном направлении, могут выполнять функции арматуры.

5.8. Тканые ГМ отличаются регулярной структурой и меньшей деформативностью, чем нетканые. Они в подавляющем большинстве случаев выполняют функции защитных и армирующих, но не дренирующих слоев.

5.9. Пленочные ГМ отличаются гидроизоляционными свойствами, но имеют обычно меньшую прочность. Используя пленку, следует учитывать низкое значение сопротивления сдвигу на контакте с грунтом, а также плохую сопротивляемость воздействию нетрадиционных нагрузок (щебень, гравий).

5.10. Материалы сетчатого типа - геосетки - обладают высокой прочностью и малой деформативностью. Они используются как армирующие прослойки. Наибольший эффект проявляется при их включении в слои из связных материалов. Для объемного армирования, т.е. устройства самостоятельного слоя укрепления на остановочной полосе (при достаточной её ширине), могут использоваться объемные геосетки - георешетки, ячейки которых заполняются грунтом, щебнем, гравием, укрепленным различными вяжущими грунтом, обеспечивающими в комплексе прочность слоя.

5.11. При укреплении обочин с использованием армирующих прослоек из геосинтетических материалов они укладываются в зависимости от решаемой задачи:

Под слой укрепления, если он выполняется из несвязных материалов на границе с грунтом земляного полотна;

На границе между слоями укрепления, если оба слоя выполнены из связного материала или один из них из несвязного

5.12 Гидроизоляционную защиту грунтов обочин от воздействия поверхностных вод осуществляют следующими способами :

Устройством слоя асфальтобетона минимальной толщины;

Устройством на верхнем слое укрепления поверхностной обработки, а если укрепление обочин выполнено из грунтов, укрепленных неорганическими вяжущими и смолами, то с укладкой промежуточного щебеночного слоя толщиной 5 см;

Применением синтетических пленочных или пленкообразующих материалов из органических вяжущих, укладываемых или наносимых тонким слоем путем набрызга на основание нижнего слоя укрепления или прослойки из геосинтетического материала;

Смазкой торцов дорожной одежды одним из видов органических вяжущих перед укладкой слоев укрепления.

5.13. Укрепление травосеянием прибровочной полосы применяют при грунтах, имеющих рН ³ 5. Для посева травы растительная земля должна содержать необходимые компоненты питательных веществ. При использовании бедных растительных почв их обогащают органическими и минеральными удобрениями.

5.14. При использовании в конструкциях укрепления прослоек из ГМ необходимо выполнять проверку их прочности на действие строительных и эксплуатационных нагрузок в соответствии с ОДН 218.049-03.

6. ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

Наименование операций

Порядок выполнения операций по сооружению конструкций укрепления обочин по вариантам I - V согласно

Тип механизмов, которые могут быть использованы

I

Зачистка поверхности обочин путем снятия грунта толщиной 3 - 5 см с перемещением его на откосную часть

Автогрейдеры легкого и среднего типов. Бульдозеры

Устройство корыта в соответствии с профилем и глубиной, определяемой конструкцией укрепления (толщиной слоя укрепления) из привозного материала:

Со срезкой и перемещением в валы на обочине с последующей погрузкой и вывозом за пределы земляного полотна;

Для срезки:
автогрейдеры легкого и среднего типов;
экскаваторы с емкостью ковша 0,15 - 0,3 м 3 .
Для вывоза: автосамосвалы всех типов.
Для погрузки:
экскаваторы с емкостью ковша 0,1 5-0,3 м 3 и др.

Со срезкой и удалением на откосы

Автогрейдеры легкого и среднего типов

Выравнивание кромки проезжей части

Бетоноломы, пневмонические молотки

Смазка торца дорожной одежды одним из видов органического вяжущего материала

Рыхление грунта

Кирковщики автогрейдеров, рыхлители

Уплотнение дна корыта за 3 - 5 проходов

Катки с шириной захвата до 2 м

Размельчение и перемешивание грунта

Фрезы с шириной захвата до 2 м

Завоз на обочину вяжущего материала

Автогудронаторы, цементовозы

Распределение вяжущих материалов на обочине

Фрезы, распределители сыпучих материалов, автогудронаторы

Приготовление смеси (перемешивание грунта с вяжущим)

Фрезы, автогрейдеры среднего и легкого типов

Завоз несвязного материала укрепления на обочину

Автосамосвалы всех типов

Завоз на обочину материала верхнего слоя

Автосамосвалы всех типов

Разравнивание и профилирование слоя

5, 9

8, 12

5, 9

Авто грейдеры легкого и среднего типов, бульдозеры, асфальтоукладчик с шириной захвата 2 м, машина для устройства укрепительных полос

Уплотнение слоя укрепления на обочине :

9, 13

Катки с шириной захвата 2 м

Верхнего из связных материалов или укрепленного грунта ;

Слоя из несвязных материалов

Катки с шириной захвата 2 м

Примечание. Цифры в вертикальных графах показывают порядок операций по устройству слоев укрепления, принятого согласно варианта конструкции.

6.6. Раскатку рулонов и укладку полотен ГМ в рабочее положение выполняют с низовой (по отношению к направлению стока воды) стороны.

Их положение закрепляют прижатием полотна к грунту через 10 - 12 м анкерами, присыпкой грунтом, щебенкой. Прижатие производят во избежание смещения полотна при действии ветровой нагрузки, укладке вышележащих слоев укрепления, а также для сохранения небольшого предварительного его натяжения.

6.7. При недостаточной ширине ГМ полотна укладывают с перекрытием не менее 0,10 - 0,15 м (при создании гидроизолирующих слоев - 0,3 м), а в случае возможности возникновения в месте перекрытия полотен значительных растягивающих напряжений их соединяют. Соединение выполняют, если:

Перекрытие расположено в пределах краевой укрепительной полосы, а основной функцией ГМ в конструкции укрепления является армирование;

Полотна укладывают с выходом на откос с целью его защиты, а перекрытие расположено в пределах 0,5 м от бровки откоса.

Выбор способа соединения зависит от вида применяемого ГМ и функций, которые он выполняет в конструкции.

6.8. При устройстве прослоек из СМ, особенно гидроизолирующих, необходимо проверить качество планировки и соответствие поперечных уклонов проектным, качество швов соединения полотен.

6.9. Отсыпку на ГМ материала вышележащего слоя укрепления желательно вести с таким расчетом, чтобы ГМ (нестабилизированный) находился под действием дневного света не более 4 - 5 ч.

Отсыпку материала ведут по способу «от себя» без заезда строительных машин на открытые полотна Материал укрепления выгружают непосредственно на уложенные полотна, надвигают, разравнивают и профилируют бульдозером и автогрейдером, после чего уплотняют. При строительстве избегают резких поворотов гусеничных машин, так как это может привести к повреждению полотен ГМ.

6.10. Первый слой укрепления поверх ГМ отсыпают на толщину, не менее требуемой, исходя из данных расчета на строительные нагрузки (см. ). Если на поверхность ГМ укладывают крупнофракционный материал (щебень, гравий), а данные по стойкости ГМ к нетрадиционным воздействиям отсутствуют, проверяют возможность такой укладки путем визуальной оценки степени повреждения образца ГМ размерами 2 ´ 2 м после проезда построечного транспорта по покрывающему его слою. При наличии повреждений на полотно отсыпают технологический слой из мелкозернистого материала толщиной в уплотненном состоянии не менее 5 см (для пленок - 10 см).

6.11. Прослойку из геосинтетического материала под пространственную георешетку (при необходимости) устраивают согласно изложенным выше правилам.

6.12. Укладку георешетки производят путем растяжки пакета и прикрепления (фиксации положения) георешетки к грунту земляного полотна штырями по всему ее периметру.

6.13. Отсыпку материала в ячейки георешетки выполняют одновременно на всю высоту георешетки с запасом ориентировочно 15 см для защиты ребер георешетки от смятия уплотняющими и транспортными машинами.

6.14. Планировку и уплотнение материала-заполнителя георешетки выполняют обычным способом согласно СНиП 3.06.03-85 .

6.15. Работы по укреплению обочин следует производить в соответствии с действующими правилами по технике безопасности. Примерная схема расположения дорожных знаков и ограждений при производстве работ показана на .

Рис. 7. Схема ограждения участка работ при укреплении обочин

7. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

7.1. Контроль качества выполнения работ осуществляется с целью обеспечения соответствия параметров конструкций укрепления обочин требованиям настоящего документа и соответствующих положений ГОСТ Р 50597-93 , СНиП 2.05.02-85 , СНиП 3.06.03-85 , ВСН 19-89 и др.

7.2. Толщина слоев укрепления и поперечные уклоны определяются мерным инструментом. Они не должны иметь отклонения от проектных значений более указанных в СНиП 3.06.03-85 , ВСН 19-89 и «Пособии по производственному контролю качества при строительстве автомобильных дорог» (далее Пособие).

7.3. Сцепление колес автомобиля с покрытием должно соответствовать ГОСТ Р 50597-93 и определяться согласно ГОСТ 30413-96 . Ровность покрытия укрепленной обочины должна соответствовать требованиям ВСН 38-90, ГОСТ Р 50597-93 и определяться по ГОСТ 30412-96 .

7.4. Контроль качества устройства конструктивных слоев укрепления осуществляется согласно соответствующим положениям ВСН 19-89 и СНиП 3.06.03-85 .

7.5. Качество используемых геосинтетических материалов и их укладки в конструкцию укрепления оценивают согласно ВСН 49-86 и соответствующим положениям Пособия.

7.6. Качество используемых при укреплении обочин дорожно-строительных материалов устанавливается согласно положениям специальных нормативно-технических документов.

Приложение 1

Значение коэффициентов повышения модуля упругости
конструкции а при введении прослоек из геосинтетических
материалов

Значение a при H/D

1,5 ¸ 2,0

Е о = 20 МПа

0,635

0,690

0,766

0,829

0,908

0,720

0,790

0,873

0,939

0,989

0,635

0,701

0,778

0,864

0,926

0,720

0,803

0,884

0,964

0,995

0,635

0,710

0,800

0,886

0,947

0,720

0,813

0,912

0,978

0,998

10,0

0,637

0,722

0,837

0,913

0,966

0,723

0,827

0,945

0,986

1,000

20,0

0,646

0,773

0,869

0,932

0,974

0,738

0,878

0,960

0,991

1,000

40,0

0,654

0,806

0,893

0,945

0,978

0,751

0,909

0,970

0,996

1,000

Е о = 36 МПа

0,650

0,729

0,833

0,907

0,963

0,744

0,834

0,941

0,985

1,000

0,654

0,775

0,864

0,927

0,972

0,751

0,880

0,958

0,990

1,000

0,659

0,797

0,881

0,938

0,977

0,758

0,902

0,966

0,993

1,000

10,0

0,691

0,828

0,908

0,950

0,986

0,791

0,922

0,975

0,996

1,000

20,0

0,729

0,854

0,920

0,960

0,986

0,832

0,936

0,982

0,997

1,000

30,0

0,749

0,867

0,927

0,964

0,988

0,853

0,943

0,984

0,998

1,000

Е о = 50 МПа

0,675

0,794

0,875

0,933

0,978

0,755

0,899

0,963

0,992

1,000

0,698

0,811

0,888

0,941

0,978

0,798

0,912

0,968

0,994

1,000

0,714

0,824

0,898

0,946

1,000

0,824

0,920

0,973

0,995

1,000

0,733

0,842

0,910

0,954

0,987

0,836

0,932

0,978

0,996

1,000

10,0

0,760

0,865

0,924

0,963

0,987

0,864

0,947

0,983

0,997

1,000

20,0

0,783

0,883

0,935

0,970

0,980

0,881

0,950

0,987

0,998

1,000

Е о = 80 МПа

0,773

0,856

0,916

0,959

0,987

0,873

0,937

0,980

0,997

1,000

0,784

0,867

0,923

0,959

0,987

0,882

0,946

0,983

0,997

1,000

0,792

0,875

0,928

0,963

1,000

0,888

0,951

0,985

0,997

1,000

0,804

0,886

0,935

0,969

1,000

0,898

0,958

0,987

0,998

1,000

10,0

0,821

0,898

0,943

0,975

1,000

0,913

0,966

0,990

1,000

1,000

Е о = 100 МПа

0,802

0,877

0,931

0,966

1,000

0,896

0,957

0,986

0,998

1,000

0,812

0,885

0,931

0,966

1,000

0,905

0,963

0,986

0,998

1,000

0,819

0,891

0,936

0,974

1,000

0,912

0,967

0,987

1,000

1,000

0,829

0,898

0,943

0,974

1,000

0,920

0,972

0,990

1,000

1,000

10,0

0,843

0,908

0,952

0,974

1,000

0,932

0,978

0,993

1,000

1,000

Примечания:

1. Верхнее значение а в таблице берется при Е гм ³ 60 кН/м, нижнее - при 35 £ Е гм < 60 кН/м.

2. Е о - модуль упругости грунта земляного полотна.

3. Е ср - среднее значение модуля упругости дорожной конструкции, определяемое по формуле

СПИСОК НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. СНиП 2.05.02-85 . Автомобильные дороги. Госстрой СССР, М., 1986.

2. СНиП 3.06.03-85 . Автомобильные дороги. Госстрой СССР, М., 1986.

3. СН 25-76 . Инструкция по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов. Минтрансстрой СССР, 1975.

4. ОДН 218.046-01 . Проектирование нежестких дорожных одежд. ГСДХ Минтранса России, М., 2001.

5. ГОСТ Р 50597-93 . Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Госстандарт России, М., 1993.

6. ОДН 218.024-03. Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог. ГСДХ Минтранса России, М., 2003.

7. ОДН 218.049-02. Правила применения геосинтетических материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог. ГСДХ Минтранса России, М., 2003.

8. ВСН 39-79 . «Технические указания по укреплению обочин автомобильных дорог». Минавтодор РСФСР, Транспорт, М., 1980.

9. ВСН 14-95 . Инструкция по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий. НТУ Департамента строительства. Мосстройлицензия, 1995.

10. ВСН 7-89 . Указание по строительству, ремонту и содержанию гравийных покрытий. Минавтодор РСФСР, М., 1989.

11. ВСН 25-86 . Указания по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах. Минавтодор РСФСР, М., 1986.

12. ВСН 123-77 . Инструкция по устройству покрытий и оснований из щебеночных, гравийных и песчаных материалов, обработанных органическими вяжущими. Минтрансстрой, М., 1977.

13. Руководство по строительству оснований и покрытий автомобильных дорог из щебеночных и гравийных материалов . Союздорнии, 1999.

15. О производстве работ по укреплению обочин. Распоряжение Минтранса России от 14.02.03 № ИС-79-р.

16. Типовые решения по восстановлению несущей способности земляного полотна и обеспечению прочности и морозоустойчивости дорожной одежды на пучинистых участках автомобильных дорог . Росавтодор Минтранса России. Распоряжение от 14.06.2002 г. № 113-р, М., 2002.

17. Рекомендации по расчету и технологии устройства оптимальных конструкций дорожных одежд с армированными прослойками при строительстве, реконструкции и ремонте дорог с асфальтобетонными покрытиями. ФДД Минтранса России, 1993.

19. Временные строительные нормы. Применение синтетических материалов при устройстве нежестких одежд автомобильных дорог (IV - V категорий по классификации СНиП 2.05.02-85 ). 26 Центральный НИИ МО, ОАО «ЦНИИСтест» Минстроя России, 1999.

20. Методические рекомендации по технологии армирования асфальтобетонных покрытий добавками базальтовых волокон (фиброй) при строительстве и ремонте автомобильных дорог . Росавтодор Минтранса России. Распоряжение от 11.01.2002 г. № 12-р.

21. Методические рекомендации по применению технологии армирования асфальтобетонных покрытий рулонными базальтоволокнистыми материалами при строительстве и ремонте автомобильных дорог . Росавтодор Минтранса России. Распоряжение № 333-р, М., 2001.

22. Методические рекомендации по применению объемной георешетки типа «геовеб» при сооружении автомобильных дорог в районах вечной мерзлоты Западной Сибири (для опытного применения), ФГУП «Союздорнии» Госстроя РФ, Балашиха, 2001.

23. ВСН 19-89 . Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог. М., Транспорт, 1990.

24. Пособие по производственному контролю качества при строительстве автомобильных дорог . НИЦ «Инженер», М., 1998.

Билет №15.

Вопрос 1. Щебеночно-песчаная смесь (ЩПС) – это комбинированный строительный материал, имеющий природное происхождение и состоящий из смеси щебня и песка. Эта смесь образуется естественным образом при выветривании скальных пород или при промышленном дроблении скальных пород в карьерах.

Классификация

Щпс С1 0-40. Смеси фракции 0-40 предназначена для устройства оснований дорог при соответствующем технико-экономическом обосновании.

Щпс С2 0-20. Рассев от ноля до двадцати миллиметров, как и С1 предназначена для дорожного строительства различного типа.

Щпс С3 0-120. Материал с крупными фракциями, применяемый для устройства дополнительных слоев оснований дорожного полотна.

Щпс С4 0-80. Используют укрепления обочин автомобильных дорог. Является одним из двух, самых востребованных видом инертного материала.

Щпс С5 0-40. Как и фракция от 0 до 80 миллиметров, применяют при укреплении обочин автодороги. Популярная смесь при строительстве любых типов трасс.

Щпс С6 0-20. Материал из щебенки и писка, для возведения оснований дорожного полотна.

Щпс С7 0-10. В данном случае используется щебень фракции от 0 до 10 мм, что отлично подходит для обустройства основания.

Щпс С8 0-5. Используют для оснований дорог, в составе которой щебень или отсев дробления не более 5 мм.

Щпс С9 0-80. Подходит для устройства обочин и оснований, состоит из щебенки размером до 80 мм и песка

Щпс С10 0-40. Материал со средней фракции камня и песка. Используется на начальном этапе дорожных работ.

Щпс С11 0-20. Щебеночно-песчаный материал служит для укрепления полотна и строительства необходимых этапов.

С4-С11 - для устройства дополнительных слоев оснований;

С4-С6 и С9-С10 - для укрепления обочин автомобильных дорог;

С12-С13 - смеси для расклинки.

Требование к щебню

1.1.5.2 Коэффициент фильтрации щебеночно-песчаных смесей для дополнительных слоев должен быть не менее 1 м/сут.

1.1.5.3 Готовые щебеночно-песчаные смеси по зерновому составу, пластичности, водостойкости, содержанию пылевидных частиц (размером менее 0,05 мм), коэффициенту фильтрации, степени пучинистости и по величине удельной эффективной активности естественных радионуклидов должны соответствовать ГОСТ 25607.



1.1.5.4 Щебень и песок, входящие в состав готовых смесей, должны соответствовать требованиям, указанным в п.п. 1.1.2, 1.1.З настоящих технических условий.

1.1.5.5 Щебеночно-песчаные смеси не должны содержать обломков и обрезков стальной арматуры.

1.1.2.1 Щебень по зерновому составу, прочности, морозостойкости, содержанию зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, пылевидных частиц, устойчивости структуры щебня против всех видов распада и по величине удельной эффективной активности естественных радионуклидов должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267.

Марка по дробимости щебня не должна быть ниже 400.

1.1.2.2 Щебень по пластичности и водостойкости должен соответствовать требованиям ГОСТ 25607.

1.1.2.3 Марка щебня по истираемости должна быть по ГОСТ 8267.

1.1.2.4 Марка щебня по морозостойкости не должна быть ниже Р25.

1.1.2.5 Плотность зерен щебня должна быть не менее 2,0 г/см 3 .

1.1.2.6 Щебень не должен содержать обломков и обрезков стальной арматуры.

1.1.2.7 Насыпная объемная масса щебня определяется предприятием-изготовителем в каждой партии.

Требования к песку

1.1.3.1 В зависимости от зернового состава песок подразделяют на группы по крупности:

· I класс - очень крупный, повышенной крупности, крупный, средний и мелкий;

· II класс - очень крупный, повышенной крупности, крупный, средний, мелкий, очень мелкий, тонкий и очень тонкий.

1.1.3.2 Песок по зерновому составу, модулю крупности, по содержанию пылевидных и глинистых частиц, а также глины в комках, прочности и по величине удельной эффективной естественных радионуклидов должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736.

1.1.3.3 Коэффициент фильтрации песка из отсевов дробления для дополнительных слоев должен быть не менее: 1 м/сут, - для дренирующих слоев оснований автомобильных дорог; 0,2 м/сут. - для морозозащитных слоев оснований автомобильных дорог.

1.1.3.4 Для морозозащитных слоев оснований должны применяться непучинистые и слабопучинистые пески из отсевов дробления. Степень пучинистости характеризуют относительной деформацией морозного пучения, которая должна быть не более 0,04.

1.1.4 Потеря массы при прокаливании в щебне и песке должна быть не более 20%.

Вопрос 2. Элементы поперечного профиля автомобильных дорог. Варианты уширения габарита мостовых сооружений.

Поперечным профилем называется изображение в уменьшенном масштабе сечение дороги вертикальной плоскостью, которая перпендикулярна к оси дороги

Элементы поперечного профиля автомобильной дороги: 1 - откос земляного полотна; 2 - укрепление откоса земляного полотна засевом трав; 3 - обочина; 4 - кромка проезжей части; 5 - основа насыпи; 6 - проезжая часть; 7 - ось поперечного профиля; 8 - слои дорожной одежды; 9 - тело насыпи; 10 - укрепленная полоса обочины; 11 - бровка земляного полотна; 12 - заложение откоса; 13 - кювет

Варианты уширения габарита мостовых сооружений.

Способ уширения мостового сооружения с использованием вантовой системы

Уширение мостовых сооружений с применением стальных канатов

Вопрос 3. Ширина проезжей части и обочин. Краевые полосы. Организация строительной площадки при возведении мостовых сооружений.

Ширина проезжей части - важный фактор, определяющий скоростной режим движения дороги и ее пропускную способность.

При разделенной проезжей части, состоящей из двух и более полос для движения в одном направлении, ширина каждой отдельной полосы не имеет такого решающего значения, как для проезжей части дороги без разделительной полосы.

Каждая полоса имеет достаточную ширину для движения одного ряда автомобилей. На дорогах I и II категорий ширина каждой полосы должна быть не менее 3,75 м, на дорогах III категории - 3,5 м и на дорогах IV категории - 3 м. Указанные величины - минимальные, и при реконструкции дорог III и IV категорий их стремятся расширить. Разница в ширине полосы 0,5 м имеет существенное значение для скорости движения при обгоне и при встречном разъезде автомобилей. При ширине полосы 3 м водители встречных автомобилей стремятся прижаться к правой обочине, но безопасно выполнить такой разъезд можно только на небольшой скорости, в противном случае появляется опасность схода на обочину. А так как на дорогах низших категорий обочина не имеет усовершенствованного покрытия, то это может привести к боковому заносу автомобиля.

Краевые полосы. Способность придерживаться правого края дороги при движении с высокой скоростью имеет существенное значение для соблюдения условий безопасности. Эта задача облегчается, когда на дороге имеются краевые полосы, отделяющие проезжую часть от обочины. Для вновь строящихся дорог это обязательный элемент, причем для дорог I и II категории ширина краевой полосы должна быть 0,75 м, а для других дорог с твердым покрытием -0,3…0,5 м. На автомагистралях их выкладывают обычно из белых бетонных плит, на других дорогах из различных каменных материалов, например булыжника, и окрашивают какой-либо контрастной краской.

Основное значение краевых полос заключается в том, что они препятствуют случайному сходу колес одной стороны автомобиля на обочину. Такое, казалось бы, незначительное нарушение в управлении автомобилем часто приводит к тяжелым последствиям. Если поверхность обочины представляет собой естественный, ничем не укрепленный грунт, то сход на нее колес одной стороны автомобиля при большой скорости ведет к боковому заносу.

Строительная площадка - ограждаемая территория, используемая для размещения возводимого объекта строительства, временных зданий и сооружений, техники, отвалов грунта, складирования строительных материалов, изделий, оборудования и выполнения строительных работ.

Стройплощадка подготовительного периода (при строительстве моста) отличается от стройплощадки при монтаже пролетных строений. Это объясняется стадийной застройкой стройплощадки. На стадии подготовительного периода строят временные дороги и здания, к-е будут служить в течение всего процесса возведения моста. Затем, по мере развития стр-ства, возводят остальные соор-ния и дороги.

В отличие от строительства промышленных зданий и сооружений, генплан которого ориентируется на их дальнейшую эксплуатацию. Стройплощадка для стр-ва моста заранее фиксируется трассой прокладываемой дороги, и выбор ее сводится к назначению на обоих берегах мест, оптимальных для расположения на них временных дорог, складов и т. д. Все помещения и склады нужно располагать в незатопляемых местах.

Стройплощадка на строительстве большого моста может находиться на одном и обоих берегах, на обоих берегах и на острове. При наличии нескольких площадок одна из них будет главной, а остальные - вспомогательными. При строительстве большого моста на большом расстоянии от баз и в необжитых районах проектируют стройплощадку с жилым городком, и полигоном для изготовления конструкций.

Создание стройплощадки на одном из берегов широко практикуют при сооружении средних мостов через несудоходные или с небольшим судоходством реки. При этом стройплощадка делается небольшой. Размещают на ней в основном подъездные дороги, склады сборных конструкций.

ГОСТ Р 52399-2005

Группа Т52

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Geometric elements of automobile roads

ОКС 43.080
ОКП 48 0000

Дата введения 2006-05-01

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" , а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 * "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
_______________
ГОСТ Р 1.0-2012 . - Примечание изготовителя базы данных.

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственным техническим университетом), Российской академией транспорта, ООО "Инжинирингинвест"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2005 г. N 297-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общего пользования (далее - автомобильные дороги).

Настоящий стандарт не распространяется на проектирование временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемых на срок службы менее 5 лет), внутрихозяйственных дорог, городских улиц и автозимников.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования

ГОСТ 23457-86 * Технические средства организации дорожного движения. Правила применения
_______________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 52289-2004 , здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 краевая полоса: Полоса обочины, предназначенная для защиты от разрушения кромки проезжей части и допускающая регулярные заезды на нее транспортных средств.

3.2 полоса безопасности: Специально подготовленный участок дорожного полотна, примыкающий к границе проезжей части, который допускает регулярные заезды транспортных средств для избегания аварийных ситуаций.

3.3 укрепленная часть обочины автомобильной дороги: Часть обочины, имеющая дорожную одежду.

3.4 грунтовая часть обочины автомобильной дороги: Часть обочины, не имеющая дорожной одежды.

3.5 стояночная полоса: Укрепленная часть поверхности земляного полотна, предназначенная для остановки и стоянки на ней транспортных средств, обозначенная специальными дорожными знаками.

3.6 проезжая часть: Основной элемент дороги, предназначенный для непосредственного движения транспортных средств.

4 Геометрические элементы плана и продольного профиля автомобильной дороги

4.1 Наибольшие продольные уклоны и наименьшие расстояния видимости в зависимости от расчетной скорости движения приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Наибольшие продольные уклоны и наименьшие расстояния видимости

Расчетная скорость, км/ч

Наибольший продольный уклон, ‰

Наименьшее расстояние видимости, м

для остановки

встречного автомобиля

Примечания

1 Наименьшее расстояние видимости для остановки должно обеспечивать видимость любых предметов, имеющих высоту не менее 0,2 м, находящихся на середине полосы движения, с высоты глаз водителя автомобиля 1,2 м от поверхности проезжей части.

2 В горной местности (за исключением мест с абсолютными отметками более 3000 м над уровнем моря) для участков протяженностью до 500 м допускается увеличение наибольших продольных уклонов против норм, приведенных в таблице, но не более чем на 20‰.

3 При проектировании в горной местности участков подходов дорог к тоннелям наибольшее допустимое значение продольного уклона не должно превышать 45‰ на протяжении 250 м от портала тоннеля.

4.2 Во всех случаях, где по местным условиям возможно регулярное появление на дороге людей и животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы, отстоящей от бровки земляного полотна для дорог, проектируемых для расчетной скорости 100 км/ч и выше на расстояние 25 м, для остальных дорог - 15 м.

4.3 На дорогах в горной местности допускаются затяжные уклоны. Длина участка с затяжным уклоном в горной местности определяется в зависимости от величины уклона, но не более значений, приведенных в таблице 2. При более длинных затяжных уклонах необходимо включение в продольный профиль участков с уменьшенными продольными уклонами (не более 20‰), а также площадок для остановки автомобилей с расстояниями между ними не более длин участков, указанных в таблице 2.

Таблица 2 - Длина участков с уменьшенными продольными уклонами

Рельеф местности

Продольный уклон, ‰

Предельная длина участка с затяжным уклоном, м

Равнинный и слабохолмистый

Сильно пересеченный

4.4 Размеры площадок для остановки автомобилей на затяжных подъемах должны обеспечивать размещение расчетного количества (но не менее 3) грузовых автомобилей. Место их расположения выбирается из условий безопасности стоянки, исключения возможности осыпей, камнепадов и, как правило, у источников воды.

4.5 На затяжных спусках с уклонами более 50‰ предусматриваются противоаварийные съезды, которые устраивают перед кривыми малых радиусов, расположенными в конце спуска, а также на прямых участках спуска через каждые 0,8-1,0 км с правой стороны по ходу автомобиля.

5 Элементы поперечного профиля автомобильной дороги

5.1 Основные параметры элементов поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог в зависимости от их категории по ГОСТ Р 52398 следует принимать по таблице 3.

Таблица 3 - Параметры элементов поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог

Параметры элементов дорог

Автома-
гистраль

Скоростная дорога

Автомобильные дороги обычного типа (нескоростная дорога) категории

Общее число полос движения, шт

4 и более

4 и более

4 и более

Ширина полосы движения, м

Ширина обочины, м

Ширина краевой полосы у обочины, м

Ширина укрепленной части обочины, м

Наименьшая ширина центральной разделительной полосы без дорожных ограждений, м

Наименьшая ширина центральной разделительной полосы с ограждением по оси дороги, м

2 м + ширина ограждения

Ширина краевой полосы безопасности у разделительной полосы, м

Примечания

1 Ширина полосы безопасности входит в ширину разделительной полосы, а ширина краевой полосы - в обочину.

2 Ширину обочин на особо трудных участках горной местности, участках, проходящих по особо ценным земельным угодьям, а также в местах с переходно-скоростными полосами и с дополнительными полосами на подъем при соответствующем технико-экономическом обосновании с разработкой мероприятий по организации и безопасности движения допускается уменьшать до 1,5 м для автомобильных дорог категорий IБ, IB и II и до 1,0 м - для дорог остальных категорий.

3 Ограждения на обочинах дорог располагают на расстоянии не менее 0,50 м и не более 0,85 м от бровки земляного полотна в зависимости от жесткости конструкции дорожных ограждений.

5.2 Поперечные профили автомобильных дорог должны соответствовать профилям, приведенным на рисунках 1-12.

Размеры в метрах

ПБ - краевая полоса у разделительной полосы, , - ширина разделительной полосы, - ширина ограждения с учетом требований ГОСТ 23457

Рисунок 1 - Поперечные профили автомобильных дорог категорий IA, IБ, IB с ограждениями

Размеры в метрах

Рисунок 2 - Поперечные профили автомобильных дорог категорий IA, IБ без ограждений

Размеры в метрах

ПБ - краевая полоса у разделительной полосы, ПЧ - проезжая часть, КП - краевая полоса у обочины, РП - разделительная полоса

Рисунок 3 - Поперечные профили автомобильных дорог категории IB без ограждений

Размеры в метрах

ГОСТ 23457

Рисунок 4 - Поперечные профили автомобильных дорог категории II с ограждениями при четырех полосах движения

Размеры в метрах

ПБ - краевая полоса у разделительной полосы, ПЧ - проезжая часть, КП - краевая полоса у обочины, РП - разделительная полоса

Рисунок 5 - Поперечные профили автомобильных дорог категории II без ограждений при четырех полосах движения

Размеры в метрах

ГОСТ 23457

Рисунок 6 - Поперечные профили автомобильных дорог категории II с ограждениями при двух полосах движения

Размеры в метрах

ПЧ - проезжая часть, КП - краевая полоса у обочины

Рисунок 7 - Поперечные профили автомобильных дорог категории II без ограждений при двух полосах движения

Размеры в метрах

ПЧ - проезжая часть, КП - краевая полоса у обочины, - ширина ограждения с учетом требований ГОСТ 23457

Рисунок 8 - Поперечные профили автомобильных дорог категории III с ограждениями

Размеры в метрах

ПЧ - проезжая часть, КП - краевая полоса у обочины

Рисунок 9 - Поперечные профили автомобильных дорог категории III без ограждений

Размеры в метрах

ПЧ - проезжая часть, КП - краевая полоса у обочины, - ширина ограждения с учетом требований ГОСТ 23457

Рисунок 10 - Поперечные профили автомобильных дорог категории IV с ограждениями

Размеры в метрах

ПЧ - проезжая часть, КП - краевая полоса у обочины

Рисунок 11 - Поперечные профили автомобильных дорог категории IV без ограждений

Размеры в метрах

ОБ - обочина, ПЧ - проезжая часть

Рисунок 12 - Поперечные профили автомобильных дорог категории V

5.3 Краевые полосы у обочин и полосы безопасности на разделительной полосе должны иметь дорожную одежду такой же прочности, что и проезжая часть.

5.4 Укрепленная часть обочины за пределами краевой полосы на дорогах категорий I-IV должна иметь дорожную одежду с покрытием из каменного материала, обработанного вяжущим материалом. Прочность дорожной одежды должна быть достаточной для недопущения остаточных деформаций от стоящего автомобиля с расчетной нагрузкой на ось.

5.5 Обочины автомобильных дорог предназначаются для временного размещения неисправных или поврежденных в дорожно-транспортных происшествиях автомобилей. Для остановок и стоянок автомобилей должны быть предусмотрены стояночные полосы на поверхности земляного полотна, отделенные от проезжей части ограждениями или разделительным островком, или площадки для остановок и стоянок автомобилей за пределами земляного полотна. Расстояние между стояночными полосами и площадками для стоянок должно назначаться в соответствии с нормами проектирования.

5.6 Ширину переходно-скоростных полос следует принимать равной ширине полос движения основной проезжей части.

5.7 Ширину обочин автомобильных дорог в местах устройства переходно-скоростных полос и дополнительных полос на подъем для дорог категорий IA, IБ, IB допускается уменьшать до 1,5 м, для дорог остальных категорий - до 1,0 м. Грунтовая часть таких обочин должна быть 0,50-0,85 м в зависимости от жесткости ограждений; остальная часть обочины должна иметь укрепление, соответствующее категории дороги.

5.8 При устройстве дополнительных полос движения на подъем их ширину следует принимать равной ширине полосы основной проезжей части.

5.10 Ширину разделительной полосы на участках дорог, проложенных по ценным землям, на особо трудных участках дорог в горной местности, на больших мостах, а также при проложении дорог в застроенных районах и в других обоснованных случаях допускается уменьшать до ширины, равной ширине полосы для установки ограждений плюс 1 м с каждой стороны.

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2006