Альтернативные источники энергии

Система работы логопеда. Система работы учителя-логопеда с воспитателями доу в условиях логопедического пункта

Система работы логопеда. Система работы учителя-логопеда с воспитателями доу в условиях логопедического пункта

Логопедия - это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания, которая изучает: причины, механизмы, симптоматику нарушений речевой деятельности, течение, структуру. Термин «Логопедия» состоит из двух греческих слов: «Логос» - слово, «Пайдео» - воспитываю.

На основе речи и ее смысловой единицы - слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. Л. С. Выготский неоднократно указывал, что развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить типичный для учения об условных рефлексах подход к мышлению и формированию личности с психологическим подходом к ним. Развитие речи представляет прежде всего историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта.

Логопедическая помощь - вид медико-педагогической помощи, оказываемой лицам, страдающим расстройствами речи функционального или органического происхождения (дислалии, логоневрозы, афазии, дизартрии и др.). Своевременные лечебно-коррекционные мероприятия позволяют ускорить развитие речи у детей или устранить ее приобретенные нарушения у взрослых, предупредить вторичные изменения интеллекта, обусловленные расстройствами речи.

Первыми специальными дошкольными учреждениями в нашей стране стали ясли для заикающихся детей, работа в которых проводилась под методическим руководством Е.Ф. Pay (1932 г.), и логопедический полустационар для заикающихся дошкольников, организованный по инициативе известного психиатра и общественного деятеля В.А. Гиляровского (1930 г.). В нем применялся разработанный профессором Н.А. Власовой комплексный метод преодоления заикания у детей.

Длительное время (60-е гг.) логопедическая помощь детям с другими дефектами речи (дислалией, дизартрией, алалией и др.) оказывалась лишь в экспериментальных группах или амбулаторно в детских поликлиниках, что не отвечало полностью потребностям населения и не обеспечивало полноценной коррекции нарушения речи к моменту поступления ребенка в школу.

Последующий период характеризуется глубоким всесторонним изучением различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста. Он завершился созданием педагогической классификации речевых нарушений. На основе научно разработанной типологии детей с речевыми дефектами стало возможным обосновать развитие дифференцированной сети дошкольных учреждений для лиц с различными формами нарушений речи.

В 70-е гг. началось интенсивное развитие специализированной сети

В настоящее время в свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п.2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ. Разностороннее развитие воспитанником осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей и социальной адаптации.

С целью осуществления коррекционной работы на базе нашей дошкольной образовательной организации функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.

Логопед, работающий на логопункте в условиях инклюзивного образования, учитывая специфику дефекта ребенка, работает в тесном взаимодействии с другими специалистами учреждения (музыкальным и физкультурным руководителями, врачами), родителями и воспитателями групп, регулярно информирует их о тех или иных проблемах, возникающих в процессе коррекционной работы.

На современном этапе сокращаются логопедические пункты, в которых производится логопедическая работа специалистом по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста, при массовых общеобразовательных детских садах, что не позволяет охватить логопедическим обследованием значительно больший контингент детей. Для эффективности расходования бюджетных средств, планируется объединить логопедические детские сады с общеразвивающими, соответственно, происходит штатное сокращение учителей-логопедов. Однако, не смотря на данные трудности, в нашем городе еще сохранились логопедические пункты и группы, где реализуется логопедическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения. Предлагаем рассмотреть понятие «Логопедическая работа» - это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определенными категориями детей.

Целью логопедической работы является раннее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.

Задачи, которые реализует логопед в ходе своей работы в общеобразовательном детском саду:

  • осуществление диагностики речевого развития детей;
  • социальная адаптация детей в коллективе;
  • формирование коммуникативных способностей;
  • формирование умения сотрудничать;
  • осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;
  • создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной, разнообразной деятельности детей;
  • определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, обусловленности, а также индивидуально личностных особенностей детей;
  • организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;
  • взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного, гармоничного развития детей, выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

Под принципами логопедической работы подразумеваются исходные положения, определяющие совместную работу логопеда и ребенка при коррекции речи.

В настоящее время выделяются основные принципы логопедической работы, к ним относятся:

  1. Принцип систематичности учитывает структуры различных дефектов, определяет ведущее нарушение и соотносит первичные и вторичные дефекты. Речь это сложный психический процесс, поэтому даже при нарушении отдельных ее звеньев, как правило, нарушается вся речевая деятельность в целом. Это и определяет системный подход при устранении речевых расстройств.
  2. Принцип дифференцированного подхода осуществляется с учетом этиологии нарушения, симптоматики, структуры речевых дефектов, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. В процесс логопедической работы важно учитывать уровень развития речи, особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности.
  3. Принцип поэтапности представляет собой сложный процесс логопедического воздействия, т. е. исправление недостатков происходит в несколько этапов. Каждому этапу соответствуют свои задачи, методы и приемы исправления. Происходит постепенный переход от одного этапа к следующему - от более простого к более сложному.
  4. Онтогенетический принцип, т. е. логопед должен учитывать развитие речи в онтогенезе, от простого к сложному. Исправлять звуки в речи ребенка нужно в той же последовательности, в какой они появились в процессе его развития.
  5. Принцип естественного речевого общения предполагает различные ситуации, в которых оказывается ребенок. Окружение ребенка должно быть информировано о виде дефекта, о задачах, методах работы и тесно взаимодействовать с логопедом.

Рассмотрев понятие логопедической помощи, и изучив основные цели, задачи и принципы работы логопеда в ДОУ общего типа, перейдем к следующему разделу, посвященному методам работы логопеда с детьми в дошкольном учреждении.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, основными формами которого являются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация. Логопедическое воздействие осуществляется в следующих формах обучения: фронтальное, подгрупповое, урок, индивидуальное занятие.

Воздействие — активное влияние субъекта на объект , не обязательно явное или с обратной связью. Логопедическое воздействие осуществляется различными методами: практическими, наглядными, словесными.

Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Так, для этапа постановки звука характерно преимущественное использование практических и наглядных методов; при автоматизации, особенно в связной речи, широко используются беседа, пересказ, рассказ, т. е. словесные методы.

При устранении заикания в дошкольном возрасте эффективность логопедической работы достигается практическими и наглядными методами.

1. К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирование.

  • Упражнение- это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.
  • Игра, как метод, предполагает сочетание различных компонентов игровой деятельности с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами.
  • Моделирование, как метод логопедического воздействия - это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.

2. Наглядные методыпредставляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения логопедических воздействий на индивидуальное нарушение речи.

К наглядным методам относятся наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр видеозаписей, прослушивание аудиозаписей, а также показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.

3. Особенности использования словесных методов в логопедической работе определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия. В работе с детьми дошкольного возраста словесные методы сочетаются с практическими и наглядными. Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.

  • Рассказ - это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер.
  • Беседа - метод получения информации на основе вербальной коммуникации.
  • Чтение — сложный когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста.

При оценке деятельности ребенка необходимо учитывать его возрастные и индивидуально-психологические особенности. Неуверенных, застенчивых, остро переживающих свой дефект следует чаще поощрять проявлять педагогический такт при оценке их работы.

Таким образом, нами были рассмотрены основные разделы данной темы. Вышеизложенная информация изучена и проанализирована в сравнении теории и практики. Дошкольное образовательное учреждение и логопункты для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Коррекционной логопедической работе в дошкольных учреждениях принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дошкольников при наличии у них речевого недоразвития и вторичных психологических отклонений в их преодолении и компенсации.

Основные направления деятельности логопеда в дошкольных учреждениях

1. Диагностическая деятельность

Диагностическая деятельность логопеда в ДОУ позволяет определить тактику коррекционного воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Диагностическая деятельность логопеда ДОУ предполагает:

1) Раннее выявление детей с проблемами в развитии, то есть обследование воспитанников общеразвивающих ДОУ (групп) и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи. Результатом проведенной диагностической работы является подготовка материалов для ПМПк с целью комплектования специализированных групп для детей с нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом.

2) Стартовое логопедическое и психолого - педагогическое обследование детей, которое подразумевает изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

Целью такого обследования детей является установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии, что позволяет сформулировать объективное логопедическое заключение и наметить индивидуальные программы коррекционно-педагогической работы на долгосрочную перспективу (учебный год).

3)Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии.

4) Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы. Цель: анализ результативности коррекционно-педагогического процесса.

2. Коррекционно-развивающая деятельность

Учитель-логопед является координатором коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ, организует интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив ДОУ, родители ребенка-логопата.

Коррекционно - развивающее направление работы логопеда в рамках логопедической группы включает:

    Занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи.

    Совместная деятельность с педагогом - психологом по стимулированию психологической базы речи.

    Совместная деятельность с воспитателями.

    Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию темпо-ритмической организации речи.

    Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя физкультуры по развитию общей моторики детей.

Коррекционная работа логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий.

На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.

На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.

На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.

На индивидуальных занятиях с детьми проводится:

1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);

2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);

3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);

4. Коррекция звукопроизношения разными способами;

5. Автоматизация звуков в речи;

6. Дифференциация звуков в речи;

7. Обогащение словарного запаса;

8. Закрепление знаний, полученных детьми на фонтальных и подгрупповых логопедических занятиях.

На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребенка к моменту выпуска и доводятся до сведения воспитателя, администрации детского сада и родителей.

3. Консультативная и просветительская работа с родителями и педагогами

Просветительская деятельность логопеда в рамках логопедической группы подразумевает совместное проведение родительских собраний, на которых рассказывается об особенностях развития детей логопедической группы, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации.

Пропаганда логопедических знаний – повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работы. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и воспитателей со сменным материалом.

Консультативная работа логопеда ДОУ – это консультирование родителей, воспитателей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров. Основными направлениями консультативно–просветительской работы логопеда с родителями являются:

    Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи.

    Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.

    Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения).

    Обучение основным приёмам коррекционно–развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила (алгоритмы) выполнения письменных заданий и т.д.).

    Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

4. Методическая деятельность


Методическая деятельность логопеда ДОУ включает в себя:

    разработку методических рекомендаций для логопедов, воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям;

    перспективное планирование;

    изучение и обобщение передового опыта;

    участие в работе методических объединений учителей-логопедов;

    обмен опытом (конференции, семинары, открытые показы и др.);

    поиск наилучших средств коррекции речи детей;

    изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи;

    самообразование;

    изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и коррекции речи.

5. Аналитическая деятельность

Аналитическая работа позволит логопеду отследить эффективность проводимой коррекционно-развивающей деятельности, т.е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить динамику развития каждого ребёнка. Она включает:

    Проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости).

    Заключение ПМПК по вопросам выпуска детей.

    Выпускные собеседования (итоговые мероприятия).

    Подведение итогов работы за учебный год. Цифровой отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.

Организация: Курашимский детский сад «Лесная сказка»

Населенный пункт: Пермская область, с. Курашим

В последнее время в нашей стране выросло число детей с различными отклонениями в развитии, в том числе и с патологией речи. Значительно увеличился процент детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У таких детей нарушены все компоненты речевой деятельности. Недостаточно развит артикуляционный аппарат, следствие этого многочисленные нарушения звукопроизношения. Грубые нарушения фонематического слуха приводят к несформированности звукового анализа и синтеза, отсюда плохая успеваемость в школе. Ограниченный словарный запас приводит к несформированности связной речи и аграмматизмам.

Одним из условий всестороннего развития ребенка является правильная и чистая речь. Ребенку, который владеет большим словарным запасом гораздо легче высказывать свои мысли и чувства, устанавливать контакт с окружающими его сверстниками и взрослыми людьми, принимать активное участие в играх, объяснять свои ответы и даже отстаивать свою точку зрения.

Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входит в систему общественного дошкольного воспитания. Успех коррекционно-логопедической работы в условиях логопедического пункта во многом зависит от слаженности в работе учителя-логопеда и воспитателей групп. Только тесный контакт может способствовать устранению речевых нарушений детей в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.

Цель: организация системы коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда с воспитателями в условиях логопедического пункта ДОУ.

Задачи:

  • сформировать у педагогического коллектива информационную готовность к коррекционной работе;
  • систематизировать функции логопеда и воспитателя в работе над развитием речи дошкольников;
  • включить коррекционную работу в учебно-воспитательный процесс жизнедеятельности детей.

Я хочу вам представить опыт работы по организации системы коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда с воспитателями в условиях логопедического пункта ДОУ.

В нашем учреждении коррекционная работа проводится как на специальных коррекционных занятиях, так и в режимных моментах, в ходе организационной образовательной деятельности, в ходе самостоятельной деятельности детей. Логопед и воспитатели работают в тесном контакте. Воспитатели активно участвуют в коррекционном процессе, способствуя устранению речевых дефектов. Для этого от них требуется глубокая осведомленность о состоянии речи каждого ребенка. На начальном этапе ежегодно в начале года проводится совместная диагностика детей и обсуждение ее результатов. Обговаривается планирование работы с каждым ребенком. Педагоги на группах занимаются коррекцией недоразвития всех компонентов речи:

  • фонетика, которая включает в себя артикуляционную гимнастику и звукопроизношение.
  • лексика, которая включает в себя развитие словаря и представлений ребенка об окружающей действительности.
  • фонематические процессы, которые включают в себя развитие фонематического восприятия, фонематического анализа, фонематического синтеза и фонематических представлений.
  • грамматический строй речи, который включает в себя работу над грамматическими категориями, такими как род. число, время, лицо, употребление простых и сложных предложений.
  • связная речь, включает в себя развитие умения ребенка четко, ясно и последовательно излагать свои мысли.

Как я уже сказала ранее, вся работа включена в учебно-воспитательный процесс жизнедеятельности детей.

Начиная со второй младшей группы, в первой половине дня воспитатели проводят «логопедические пятиминутки», которые составлены для каждого возраста с учетом недельно-тематического планирования ДОУ и включают в себя: артикуляционную гимнастику, игры на развитие дыхания и голоса, чистоговорки, упражнения на координацию речи с движением, упражнения на развитие мелкой моторики, слухового внимания, развитие лексико-грамматических процессов и связной речи. В процессе этой работы широко применяются ТСО и ИКТ. Используется видео с артикуляционными гимнастиками, музыкальное сопровождение с пальчиковыми играми, «логопедические распевки» Т. С. Овчинниковой, музыкальные игры Железновой. Воспитатели знакомят детей с лексической темой, осуществляют деятельность по развитию речи, ознакомлению с окружающим, с художественной литературой по теме. Пополняют, уточняют, активизируют словарный запас детей в процессе режимных моментов (сбор на прогулку, умывание, дежурство и др.) Так же повторяют, отрабатывают, систематически контролируют грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения.

Во второй половине дня воспитатели работают по закреплению навыков звукопроизношения. Вся работа проводится индивидуально по заданию логопеда. Для этого оформила папки с заданиями на каждую группу автоматизируемых звуков. Используя картотеку автоматизации звуков Перегудовой Т.С, Османовой Г.А.

Результаты работы по каждому ребенку фиксируются в «Журнал взаимосвязи логопеда и воспитателей». На наш взгляд удобная и понятная форма, значительно облегчила данный процесс.

С целью профилактики речевых нарушений детей младшего возраста два раза в неделю осуществляю выход в группу. Провожу логопедические речевые игры с учетом лексических тем ДОУ.

С детьми среднего и старшего возраста раз в неделю совместно с музыкальным руководителем и воспитателями групп проводим логоритмические игры, целью которых является профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

В результате логоритмических игр реализуются следующие задачи:

· уточнение артикуляции;

· развитие фонематического восприятия;

· расширение лексического запаса;

· развитие слухового внимания и двигательной памяти;

· совершенствование общей и мелкой моторики;

· выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;

· развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;

творческой фантазии и воображения.

Для детей подготовительной к школе группы, помимо индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения, совместно с воспитателями группы организуем «Логопедический час» с целью развития фонематических процессов и подготовки к обучению грамоте.

Для детей старшей и подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи совместно с педагогом-психологом разработана программа по преодолению речевых и эмоционально - волевых нарушений дошкольников. Реализация которой включает в себя комплекс совместных, интегрированных занятий логопеда и педагога- психолога.

Так же для полноценного речевого развития дошкольников необходимо создать благоприятные условия для самостоятельной речевой деятельности. С этой целью в каждой группе нашего детского сада оформлены «речевые зоны». Которые включают в себя различные пособия для развития артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелкой моторики, для развития речевого дыхания, развивающие речевые игры, различные картотеки. Все это подбирается и оформляется с учетом возрастных особенностей детей.

Для этого в 2015-2016 учебном году мной была организована работа творческой группы педагогов, целью которой было обеспечить координацию всего педагогического коллектива в направлении развития речи детей.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система работы с воспитателями, которая благотворно влияет на коррекционный процесс и развитие речи дошкольников в целом.

Об этом говорят результаты диагностики. В 2015-2016 учебном году было 35 детей с 5 до 7-ми лет, нуждающихся в логопедических занятиях. В 2016-2017 году количество снизилось до 26. Так же снизилось количество детей с тяжелыми нарушениями речи. Помимо этого, у детей улучшилось звукопроизношение, состояние слухового внимания, навыки общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Система работы учителя-логопеда

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.

В настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Данная программа рассчитана на дошкольников без речевой патологии. Сегодня не существует логопедической программы для детских садов, не имеющих в своей структуре коррекционных групп, соответствующей федеральным требованиям.

В связи с появлением в общеобразовательных садах большого количества детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как общее недоразвитие речи, возникла необходимость введения при ДОУ специализированных программ по коррекции данных нарушений. Но содержание этих программ направлено на устранение речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков в условиях специальных коррекционных групп, в том числе и для детей с ОНР и характеризуются значительным увеличением количества занятий по коррекции речевого дефекта.

Однако в условиях массового общеобразовательного детского сада в процессе обучения и воспитания дошкольников уже имеется необходимое количество занятий, регламентированных программой, поэтому увеличение коррекционных занятий невозможно в связи с соблюдением СанПинов.

Кроме того, не все дети подготовительной к школе и старшей группы нуждаются в коррекции речи, да и речевой дефект у дошкольников также может варьироваться: от фонетического недоразвития речи до общего недоразвития речи.

Исходя из этого, коррекционные комплексы для логопедических групп необходимо адаптировать к условиям коррекции речи при массовом детском саде.

Поэтому нами составлена система работы учителя-логопеда по коррекции и профилактике нарушений речи для массового детского сада, которая опирается на основные задачи коррекционного обучения.

Основные задачи коррекционного обучения :

  1. Устранение и предупреждение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
  2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
  3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР
  4. Формирование грамматического строя речи
  5. Развитие связной речи старших дошкольников.
  6. Развитие коммуникативных навыков, успешности в общении.

Данная система работы составлена с учетом требований следующих программ: «Воспитание и обучение в детском саду» Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., «Программы коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи» и программы «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Филичивой Т,Б., Чиркиной Г.В., «Программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» Нищевой Н.В. и направлен на оптимизацию образовательно-воспитательного и коррекционного процесса и поддержку особенностей, интересов, способностей воспитанников детского сада.

Система логопедической работы строится следующим образом:

1. Работа с детьми:

Диагностика;

Профилактика речевых расстройств (речевые разминки);

Индивидуальная и подгрупповая образовательная деятельность согласно заключению.

2. Работа с педагогами:

Консультации согласно плану и по индивидуальным запросам;

Выступления на педсоветах, методических объединениях.

3. Работа с родителями:

Консультации согласно плана и по индивидуальным запросам;

Выступления на родительских собраниях и гостиных.

4. Самообразование:

Своевременное ознакомление с инновационными программами и технологиями. Систематический обзор дефектологической и периодической литературы.

Активное участие в районных семинарах и методических объединениях.

Участие в различных конкурсах.

Большое внимание отводится воспитанию и обучению детей.

Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях детского сада, не имеющего в своей структуре специализированных логопедических групп

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.

Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая. Логопедические подгрупповая и индивидуальная образовательная деятельности проводятся с 15 сентября.

Количество занятий: одна подгрупповая образовательная деятельность раз в неделю и ежедневно индивидуальная работа. Распределение времени образовательной деятельности по развитию речи, проводимой в течение недели, соответствует требованиям к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиНами № 2.4.1.-1249-03.

Система логопедической работы с детьми имеет следующее строение :

Блок 1 – Подгрупповая образовательная деятельность для детей с ФФН

Блок 2 – Подгрупповая образовательная деятельность для детей с ОНР

Блок 3 – Индивидуальная образовательная деятельность

Блок 4 – Профилактика речевых нарушений у воспитанников (речевые разминки)

При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с ОНР и ФФН.

На подгрупповую образовательную деятельность, представленную в блоке № 1, выносятся только легко и правильно произносимые звуки. В качестве таковых используются звуки раннего онтогенеза, восприятие которых опирается на чёткие слуховые и кинестетические ощущения. Определилась следующая последовательность в изучении звуков:

Гласные: У, А, О, Э, И, Ы.

Согласные: П, П", Т, К, К", М, М", Л", X X", j, С, С", 3, 3", Б, Б", Г, Г", Т", Д", Т, Д, Ш, Л, Ж, Р, Р", Ч, Ц, Щ.

Работа над формированием фонематического восприятия включает в себя: узнавание неречевых звуков, различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру; различение слов, близких по своему составу; дифференциацию слогов и фонем.

На основании уточненных произносительных навыков осу ществляются наиболее простые формы фонематического вос приятия, т. е. умение услышать заданный звук (в ряду дру гих звуков); определить наличие данного звука в слове.

Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяет ся большое внимание. Каждый звук, после того как достигну то его правильное произношение, сравнивается на слух со все ми артикуляционно или акустически близкими звуками (1-й этап дифференциации). Позднее, после усвоения артикуля ции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков, диф ференциация производится не только на слух, но и в произно шении (2-й этап дифференциации).

В системе обучения предусмотрено определенное соответ ствие между изучаемыми звуками и теми или иными форма ми анализа. В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте - вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем ана лиз и синтез простейших односложных слов.

Развитие фонематического слуха проводится по следующему плану:

1. Формирование действия выделения звука на фоне слова (есть дан ный звук в слове или отсутствует).

2. Формирование действия вычленения звука из начала и конца слова
(по вопросам: "Какой первый звук в слове? Какой последний в слове?)

3. Выделение ударной гласной из слова.

4. Определение места звука в слове (после какого звука слышится
звук в слове? Перед каким?)

На подгрупповых занятиях по формированию фонетической стороны речи используются зрительные символы гласных и согласных звуков, поскольку дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре.

Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические ощущения, способствуют осознан ному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте. С другой стороны, навыки звукобуквенного анализа, сравнение, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу способствуют закреплению навыков произношения и усвое нию сознательного чтения и письма.

За это же время практически усваиваются термины: слог, слово, предложение, гласные, согласные звуки, звонкие, глухие, твердые, мяг кие звуки.

Формирование функций звукового анализа проводится по следующему плану:

  1. Определение последовательности и количества звуков в слове. (Сколько звуков в слове? Какой первый, второй, третий?);
  2. Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из гласных;
  3. Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из согласно го и гласного;
  4. Фонематический анализ слова.

В работе по формированию фонематического анализа осуществляется принцип системности и постепенного усложнения:

1. Сначала анализируются слова, состоящие из закрытого слога, пря мого открытого слога, обратного слога, (ум, ус, му, на, мак, дом, сын, кот, сук ).

2. Слова, состоящие из одного слога (мак, бак, сук и т.д.)

4. Слова, состоящие из двух прямых открытых слогов (рама, лапа,

луна, козы ).

5. Слова, состоящие из прямого открытого и закрытого слогов (диван, сахар, пупок, топор, повар и т.д.).

6. Слова, состоящие из двух слогов со стечением согласных, на стыке слогов (кошка, лампа, парка, санки, ведро, утка, арбуз, ос лик, карман ).

7. Односложные слова со стечением согласных в начале слова

(стол, грач, шкаф, врач, крот и т.д.)

8. Односложные слова со стечением согласных в конце слова

(волк, тигр ).

9. Двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, слива ).

10. Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине

слова (клумба, крынка, плотник и т.д.)

11. Трехсложные слова (ромашка, кастрюля, мандарин ).

Работа по развитию слогового анализа и синтеза проводится вначале:

1. С использованием вспомогательных приемов: хлопки, отстукива ние;

2. На основе собственного произношения;

3. На основе слухопроизносительных представлений.

Большое внимание уделяется всевозможным преобразо ваниям слов; например: каша - кашка - кошка - мошка . Внимание детей обращается на то, что изменение только од ного звука в слове достаточно для образования нового слова.

К моменту поступления в школу дети, прошедшие курс специального обучения, умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание собствен ной и чужой речи, последовательно выделять звуки из соста ва слова, самостоятельно определять звуковые его элементы. Дети учатся распределять внимание между различными зву ковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.

В блоке № 2 представлен материал для проведения образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя и развития связной речи у детей с ОНР в условиях детского сада общеразвивающего вида.

Так как у детей с данным речевым нарушением ярко выражено проявление лексико-грамматического недоразвития, то требуется отдельная, детальная, системная отработка каждой лексико-грамматической категории. На каждом занятии планируется изучение только одной лексико-грамматической категории, которые выбраны не случайно, а в соответствии с физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи ребёнка при общем её недоразвитии. Работу по расширению, уточнению и активизации словарного запаса детей в рамках лексической темы также проводит воспитатель на занятиях и в процессе всех режимных моментов.

Анализ сформированности связной речи выявляет трудности в овладении основными её видами: пересказом, составлением рассказов и т.д. В своих самостоятельных рассказах дети нередко лишь перечисляют изображённые предметы, действия, останавливаются на второстепенных деталях, упуская главное в содержании. При пересказе возникают затруднения в воспроизведении логической последовательности событий. Поэтому дети с указанной патологией при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. Факторами, облегчающими и направляющими процесс становления речи, являются наглядность и моделирование плана высказывания, на значимость которых указывал известный психолог Л.С. Выготский.

Обучение связному высказыванию проходит последовательно, в порядке постепенного убывания наглядности и “свёртывания” смоделированного плана:

  1. Ответы на вопросы (построение ответа в полном соответствии с порядком слов в вопросе);
  2. составление рассказа по демонстрируемому действию и образцу логопеда;
  3. составление рассказа по выполненному действию и плану логопеда
  4. пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию;
  5. составление описательного рассказа по демонстрируемому объекту и плану из вопросов логопеда;
  6. составление рассказа по сюжетной картине и плану из вопросов логопеда;
  7. составление рассказа по сюжетной картине;
  8. составление рассказа по серии сюжетных картин;
  9. пересказ рассказа с использованием ковроплена, с помощью опорных картинок (картинный план), по плану из вопросов логопеда;
  10. пересказ рассказа по серии сюжетных картин
  11. самостоятельное составление рассказа на заданную тему;
  12. самостоятельный пересказ рассказа

Индивидуальная работа с детьми (блок № 3) направлена на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и раз витие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Внимание детей обращается на основные элементы арти куляции звуков в период первоначальной постановки, кото рая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируют ся в зависимости от состояния строения и функции артику ляционного аппарата. При закреплении артикуляции пос ледовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка. Учитывается следу ющее:

  1. для первоначальной постановки отбираются звуки, при надлежащие к различным фонетическим группам;
  2. звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатыва ются отсроченно во времени;
  3. окончательное закрепление изученных звуков достига ется в процессе дифференциации всех близких звуков.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, граммати чески правильной речи, умению правильно строить предло жения и способствовал развитию связной речи.

Блок 4 представляет собой профилактический комплекс, направленный на развитие общей и мелкой моторики, фонематического восприятия, психических процессов.

Теоретической и методологической основой коррекционного обучения являются принципы , разработанные в логопедии и дефектологии (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина и др.):

1. Принцип раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений.

2. Принцип развития и опоры на онтогенез (учёт закономерностей развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребёнка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития. Это учитывается при планировании коррекционной работы.

3. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи.

4. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития.

Очень важно, чтобы процесс нормализации речи детей осуществлялся с учётом общедидактических и специальных принципов:

  1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
  2. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
  3. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
  4. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
  5. Комплексность воздействия на ребенка.
  6. Воздействие на все стороны речи.
  7. Опора на сохранные звенья.
  8. Учет закономерностей онтогенеза.
  9. Учет ведущей деятельности.
  10. Учет индивидуальных особенностей ребенка.
  11. Воздействие на микросоциальное окружение.

Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.

Блок 1. Подгрупповая образовательная деятельность для детей с ФФН

Знакомство со звуками окружающего мира, их вычленение, узнавание и артикулирование.

Понятие звук, слог, слово.

Знакомство с протяжённостью слов.

Гласные звуки А, О, У, И, Ы, Э.

Интонационное выделение звуков в слоге, слове.

Согласные звуки П, П", Т, К, К", М, М", Л", X X", j, С, С", 3, 3", Б, Б", Г, Г", Т", Д", Т, Д, Ш, Л, Ж, Р, Р", Ч, Ц, Щ

Определение наличия (или отсутствия) заданного звука в слове.

Выделение первого звук из начала слова, последнего – из конца слова.

Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам.

Определение отличия в названиях картинок.

Определение места заданного звука в слова

Умение раскладывать картинки в 2 ряда с заданными звуками.

Умение подбирать слова с заданным звуком.

Анализ и синтез коротких слов, состоящих из 2-3 звуков с помощью специальных символов.

период

месяц

сентябрь

Звуковая сторона речи:

  1. Звук и буква У
  2. Звук и буква А

Просодическая сторона речи:

  1. Звукослоговые ряды с различной интонацией, силой голоса и ударением
  2. Звуковая оболочка слова
  1. Артикуляционные упражнения и позы, характеризующие гласные звуки

октябрь

Звуковая сторона речи:

  1. Звук и буква И
  2. Звук и буква Э
  3. Звуки П, Пь. Буква П
  4. Звуки П-Т

Просодическая сторона речи:

  1. Звуковая оболочка слова
  2. Интонационные средства выразительности
  3. Громкость слова, темп речи

Мелкая и артикуляционная моторика:

  1. Динамический праксис рук по образцу и по инструкции
  2. Артикуляционные упражнения и позы, характеризующие гласные звуки и звуки П, Пь

ноябрь

Звуковая сторона речи:

  1. Звуки К, Кь. Буква К
  2. Звуки П-К-Т
  3. Звуки Й, Ль
  4. Звуки Х, Хь. Буква Х

Просодическая сторона речи:

  1. Интонационные средства выразительности
  2. Ритмический рисунок слова, фразы

Мелкая и артикуляционная моторика:

  1. Динамический праксис рук по образцу и по инструкции
  2. Артикуляционные упражнения и позы, характеризующие гласные звуки и звуки К, Кь, Й, Ль, Х, Хь

декабрь

Звуковая сторона речи:

  1. Звуки К-Х
  2. Звуки С, Сь. Буква С
  3. Звуки Н, Нь. Буква Н
  4. Звуки З, Зь. Буква З

Слоговая структура слова:

  1. Гласные в положении после согласных

Грамматический строй речи:

  1. Согласование прилагательного и существительного в роде, числе и падеже
  2. Образование относительных прилагательных
  3. Употребление предлогов

Связная речь:

  1. Составление предложения по демонстрационной картинке
  2. Распространение предложений

январь

Звуковая сторона речи:

  1. Звуки С-З
  2. Звуки Б, Бь. Буква Б
  3. Звуки П-Б
  4. Звуки Л, Ль. Буква Л

Слоговая структура слова:

  1. Место звука в слове
  2. Анализ и синтез прямого открытого слога

Грамматический строй речи:

  1. Однокоренные слова
  2. Относительные прилагательные

Связная речь:

  1. Составление предложения по демонстрационной картинке, вопросу
  2. Составление предложения по опорным словам

февраль

Звуковая сторона речи:

  1. Звук и буква Ш
  2. Звуки Ш-С
  3. Звук и буква Ж
  4. Звуки Ж-З

Слоговая структура слова:

  1. Место звука в слове
  2. Анализ и синтез прямого открытого слога

Грамматический строй речи:

  1. Сложные слова
  2. Относительные прилагательные

Связная речь:

  1. Разучивание стихотворений
  2. Пересказ

март

Звуковая сторона речи:

  1. Звуки Ж-Ш
  2. Звук и буква Ц
  3. Звуки С-Ц
  4. Звук и буква Й

Слоговая структура слова:

  1. Место звука в слове

Грамматический строй речи:

  1. Сложные слова
  2. Относительные прилагательные

Связная речь:

  1. Пересказ

апрель

Звуковая сторона речи:

  1. Звук и буква Ч
  2. Звуки Ч-Ть
  3. Звук и буква Щ
  4. Звуки Щ-Сь

Слоговая структура слова:

  1. Место звука в слове
  2. Анализ и синтез односложных слов

Грамматический строй речи:

  1. Сложные слова

Связная речь:

  1. Разучивание стихотворений
  2. Диалог с логопедом и друг с другом

май

Звуковая сторона речи:

  1. Звуки Щ-Ть
  2. Звуки Ш-Щ

Слоговая структура слова:

  1. Место звука в слове
  2. Анализ и синтез односложных слов

Грамматический строй речи:

  1. Сложные слова

Связная речь:

  1. Разучивание стихотворений
  2. Диалог с логопедом и друг с другом

Контрольные параметры:

  1. Знает и умеет анализировать артикуляцию звуков.
  2. Дифференцирует понятия “звук – слог - слово”.
  3. Умеет правильно определять и произносить гласные и согласные звуки.
  4. Умение выделять первый звук из начала слова, последний – из конца слова
  5. Выделяет исследуемый звук среди слогов, слов
  6. Различает фонемы, близкие по способу и месту образования и акустическим признакам: а) звонкие и глухие, б) шипящие и свистящие, в) соноры
  7. Называет картинки и определяет отличия в названиях
  8. Определяет наличие или отсутствие заданного звука в слове на слух, по картинке
  9. Владеет навыком подбора слов с заданным звуком и интонационно выделяет его.
  10. Проявляет интерес при открытии новых знаний о звуках.
  11. Определяет места заданного звука в словах (начало, середина, конец)
  12. Раскладывает картинки в 2 ряда с заданными звуками

Условия и средства:

  1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998
  2. Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издатшкола 2000
  3. Лопухиной И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996

Блок 2. Подгрупповая образовательная деятельность для детей с ОНР

Понятие «слово». Одушевлённые и неодушевлённые предметы.

Имена существительные и их уменьшительно-ласкательные формы.

Сравнение между собой предметов и слов, нахождение общего и отличий

Понятия «целое» и «его части»

Употребление существительных с предлогами В, НА, НАД, ПОД, ИЗ, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА.

Падежные конструкции. Винительный, родительный, дательный, творительный, предложный падежи существительных в ед. и мн.ч.

Понятие “действие предмета”, «признак предмета».

Относительные прилагательные

Сравнительные степени прилагательных

Антонимы и синонимы

Отгадывание и составление загадок по основным признакам предмета

Согласование числительных с существительными.

Согласование существительного, прилагательного и глагола в числе, роде и падеже

Глаголы мужского и женского рода прошедшего времени.

Составление 3 - 6-словных предложений, рассказа, по вопросам, демонстрации действий, по следам выполненных действий, по плану; по картинке, серии сюжетных картин, из личного опыта, пересказа.

Объяснение значения слов, пословиц и поговорок

Организационные формы обучения

Период

Месяц

сентябрь

Лексические темы:

  1. Детский сад
  2. Профессии

Грамматический строй:

  1. Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
  2. Глаголы с приставками на-, по-, вы-

Связная речь:

  1. Составление простого предложения по вопросам

октябрь

Лексические темы:

  1. Обувь
  2. Посуда
  3. Продукты питания
  4. Игрушки

Грамматический строй:

  1. Закрепление образования и употребления существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и приставочных глаголов
  2. Притяжательные местоимения «мой-моя»

Связная речь:

  1. Составление простого предложения по вопросам и демонстрации действия
  2. Составление короткого рассказа

ноябрь

Лексические темы:

  1. Осень
  2. Овощи
  3. Фрукты
  4. Ноябрь – последний месяц осени

Грамматический строй:

  1. Закрепление образования и употребления существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, приставочных глаголов, притяжательных местоимений «мой-моя»
  2. Преобразование глаголов повелительного наклонения в глаголы изъявительного

Связная речь:

  1. Составление простого предложения по вопросам, демонстрации действия, картинкам и моделям
  2. Составление короткого рассказа

декабрь

Лексические темы:

  1. Одежда (повторение)
  2. Продукты питания (повторение)
  3. Части тела
  4. Декабрь – первый месяц зимы
  5. Новый год

Грамматический строй:

  1. Относительные прилагательные
  2. Названия-признаки по значению

Связная речь:

  1. Закрепление навыка построения простого предложения
  2. Распространение простого предложения

Звуковая сторона речи:

  1. Звук и буква А
  2. Звук и буква И
  3. Звук и буква О
  4. Звук и буква Ы
  5. Звук и буква У
  6. Звук и буква Э

январь

Лексические темы:

  1. Домашние и дикие животные
  2. Домашние и дикие птицы

Грамматический строй:

  1. Закрепление образования относительных прилагательных
  2. Выделение названий-признаков по значению и по вопросам

Связная речь:

Звуковая сторона речи:

  1. Звук и буква А, И, О
  2. Звук и буква Э, У, Э
  3. Звук и буква М

февраль

Лексические темы:

  1. Зима
  2. День Защитника Отечества
  3. Февраль – последний месяц зимы

Грамматический строй:

  1. Согласование окончания вопросного слова и прилагательного
  2. Формы глаголов

Связная речь:

  1. Закрепление навыка распространения простого предложения
  2. Усвоение сложносочиненного и сложноподчиненного предложения
  3. Составление предложение по картине, серии картин

Звуковая сторона речи:

  1. Звук и буква Н
  2. Звук и буква В
  3. Различие твердых и мягких согласных звуков м – мь, н – нь, в - вь
  4. Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки

март

Лексические темы:

  1. Март – первый месяц весны
  2. 8 марта
  3. Весна
  4. Цветы

Грамматический строй:

  1. Закрепление образования и употребления форм глаголов
  2. Предлоги НА, ПОД, В, ИЗ

Связная речь:

  1. Усвоение сложносочиненного и сложноподчиненного предложения
  2. Составление предложение по картине, серии картин, рассказу-описанию, пересказу

Звуковая сторона речи:

  1. Звуковой анализ односложных слов без стечения согласных
  2. Звук и буква П
  3. Звук и буква С
  4. Повторение ранее изученных букв и звуков

апрель

Лексические темы:

  1. Весна (повторение)
  2. Огород
  3. Мебель

Грамматический строй:

  1. Притяжательные прилагательные
  2. Согласование прилагательных с существительным в роде, числе, падеже
  3. Предлоги к, от, с-со

Связная речь:

  1. Составление разных типов предложений
  2. Определение количества слов в предложении

Звуковая сторона речи:

  1. Звуковой анализ односложных слов без стечения согласных (повторение)
  2. Гласные и согласные звуки
  3. Твердые и мягкие согласные звуки
  4. Глухие и звонкие согласные звуки

май

Лексические темы:

  1. Транспорт
  2. День Победы
  3. Май – последний месяц весны
  4. Лето

Грамматический строй:

  1. Закрепления навыка образования и употребления притяжательных прилагательных
  2. Закрепление навыка употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами
  3. Закрепление навыка употребления предлогов

Связная речь:

  1. Закрепление навыка составления разных типов предложений
  2. Передача в речи последовательности событий
  3. Составление рассказа по заданной теме

Звуковая сторона речи:

  1. Повторение и закрепление изученных букв и звуков
  2. Гласные и согласные звуки (повторение)
  3. Твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки (повторение)
  4. Звуковой анализ слова

Контрольные параметры:

  1. Дифференцирует понятия «звук-слог - слово-предложение», «гласные- согласные буквы».
  2. Определяет количество букв и звуков в словах
  3. Выделяет последовательно каждый звук в словах
  4. Называет первый и последний ударный гласный звук
  5. Определяет первый и последний согласный звук в словах
  6. Называет слова, в которых заданный звук находится в начале, середине и конце
  7. Подбирает слова, состоящие из 3-4-5 звуков
  8. Называет слова с 1 слогом, с 2,3,4 слогами
  9. Определяет количество гласных и согласных в названных словах
  10. Сравнивает слова по звуковому составу. Отбирает картинки, названия которых отличаются лишь по 1 звуку
  11. Умеет преобразовывать слова: переставляет, заменяет, добавляет звуки или слоги так, чтобы получилось новое слово
  12. Проявляет интерес при открытии новых знаний о звуках и буквах.

Условия и средства:

  1. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998
  3. Васильева С.В., Соколова Н. Логопедические игры для дошкольников, М.: «Школьная пресса», 2001
  4. Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 1997

Блок 3. Индивидуальная образовательная деятельность

Организационные формы обучения

Период

Месяц

Сентябрь

  1. Постановка и первона чальное закрепление звуков
    [к], [к"], [х], [х’], [j], [ы], [с], [с"], [з], [з], [л], [л"], [ш], [ж], [р], [р’] и др.
  1. Преодоление затруд нений в произношении
    сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.

Октябрь

  1. Формирование граммати чески правильной речи.
  1. Звуковой анализ и синтез слогов и слов.
  1. Закрепление правильного
    произношения звуков [у], [а], [и], [п], [п"], [э], [т], [т"], [к], [к"], [м], [м"], [л"], [о],
    [х], [х"], [j], [ы], [с].
  2. Различение звуков на слух: гласных - ([у], [а], [и], [э], [о], [ы]), соглас ных - [п], [т], [м], [к], [д], [к"], [г], [х], [л], [л"], [j], [р], [р"], [с], [с"], [з], [з"], [ц] в различных звуко-слоговых структурах и словах без проговаривания.

Ноябрь

  1. Дифференциация пра вильно произносимых зву ков: [к] - [х], [л"] - [j], [ы] - [и].Усвоение слов различ ной звуко-слоговой слож ности (преимущественно двух- и трехсложных) в связи с закреплением правильного произношения звуков.
  2. Усвоение доступных ритми ческих моделей слов: та - та, та - та, та - та - та, та - та - та.
  3. Определение ритмических моделей слов: вата - тата, вода - тата и т. п. Соотнесение слова с задан ной ритмической моделью

Декабрь


  1. звуков
    (строительство, кос монавт и др.).
  1. Закрепление правильного
  1. (тротуар,
    перекресток, экскаватор

    перечисленных звуков.

III

  1. Закрепление правильного
  1. Различение на слух:

Контрольные параметры:

Условия и средства:

Блок 4. Профилактика речевых нарушений у воспитанников (речевые разминки)

Содержание

Организационные формы обучения

Период

Месяц

Содержание работы

I

  1. Массаж, самомассаж кистей и пальцев рук
  1. Дифференциация неречевых звуков
  2. Развитие ориентации в пространстве и относительно себя
  1. Координация речи с движением
  2. Определение последовательности контрастных звуков, дифференциация количества звуков
  1. Установление последовательности и закономерности предметов
  1. Различие на слух нормального и искаженного звука
  2. Уточнение представлений о фонеме
  3. Соотнесение предметов с их изображениями

II

  1. Постановка и первона чальное закрепление звуков:
    [т], [б], [б"], [д], [д"], [г], [г"],[ш], [ж], [л], [р], [р"], [ц],[ч], [ш] в соответствии с индивидуальными планами и планами фронтальных заня тий.
  1. Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых
    звуков
    (строительство, кос монавт и др.).
  1. Формирование связной, грамматически правильной речи с учетом индивидуаль ных особенностей детей.
  2. Закрепление правильного
    произношения звуков: [с] (продолжение), [с"], [з], [з’],[б], [б"], [д], [д", [г], [г’], [ш], [л], [ж], [р], [р"].
  1. Различение звуков на слух: [с] - [с"], [з] - [з"], [з] - [з"] - [с] - [с’], [б] -[б ] - [п] - [п"], [д] - [д"], [Д] - [Д"] - [т] - [т"] -[г] - [г"], [г] - [г"] - [к] -[к"] - [д] - [д"], [ш] - [с] -[ж] - [щ], [л] - [л"] – [р] - [р’], [ж] - [з] - [ш] (без проговаривания).
  2. Дифференциация пра вильно произносимых зву ков: [с] - [с"], [з] - [з"], [б] - [п], [д] - [т], [г] - [к], [с] - [ш], [ж] - [з], [ж] - [ш], [с] - [ш] - [з] - [ж], [р] – [Р"], [л] - [л"].
  1. Усвоение слов сложного слогового состава (тротуар,
    перекресток, экскаватор
    и др.) в связи с закреплением правильного произношения
    перечисленных звуков.
  1. Анализ и синтез звуково го состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры.

III

  1. Окончательное исправление всех недостатков речи в со ответствии с индивидуаль ными особенностями детей.
  2. Закрепление правильного
    произношения [ц], [ч], [щ] и всех ранее пройденных звуков.
  1. Различение на слух:
    [ч] - [т"] - [с"] -[щ], [ц] - [т"] - [с], [щ]-[ч] - [с"] - [ш].
  1. Дифференциация пра вильно произносимых зву ков: [ч] - [т"], [ч] - [с"], [ц] - [с], [щ] - [ш], [щ] - [ч], [щ] - [с"].
  1. Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения всех звуков речи (учительница, часовщик, электрический), употребление их в самостоятельной речи.
  2. Анализ слов сложного звуко-слогового состава.

Контрольные параметры:

  1. Дифференцирует понятия «слово», «предложение»;
  2. Имеет представление о словах, обозначающих предмет, признак и действие предмета и практически использует их в речи;
  3. Знает и различает одушевлённые и неодушевлённые предметы;
  1. Владеет основными способами словообразования и практически использует в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголы с разными приставками;
  2. Умеет согласовывать слова в роде, числе, падеже;
  3. Умеет выделять предлоги как отдельное служебное слово.
  4. Проявляет интерес к усвоению основных способов словообразования и словоизменения.
  5. Владеет навыками составления простых, простых распространенных и сложных предложений, по вопросам, демонстрации действий, по картинке;
  6. Умеет строить связное высказывание (рассказ, пересказ)

Условия и средства:

  1. Арефьева Л.Н.// Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008
  2. Васильева С.В., Соколова Н.// Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001
  3. Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001
  4. Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008
  5. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В // Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009

Список использованной литературы

  1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008
  2. Васильева С.В., Соколова Н.С. Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001
  3. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996
  4. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: Просвещение, 1985
  5. Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, М.: Издатшкола, 2000
  6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: Просвещение, 1998
  7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: Просвещение, 1998
  8. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: Литера, 2001
  9. Куликова Т.А. Мастерская букв, - М.: Дрофа, 1997
  10. Лопухина И.А. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, -М.: «Аквариум», 1996
  11. Савельева Е.Н. 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008
  12. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994
  13. Туманова ТВ. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999
  14. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В. Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М., 2009
  15. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. - М., 2009

Работа с педагогами.

  1. Диагностика речевого развития воспитанников д/с в возрасте от 3 до7 лет (сбор данных)
  2. «Что такое ОНР и ФФН?» (беседа)
  3. «Участие воспитателя в коррекции речи воспитанников» (консультация)
  4. «Предупреждение речевых расстройств в условиях ДОУ» (выступление на педсовете)
  5. «Развитие речи: норма и ненорма» (консультация)
  6. «Особенности речевого развития дошкольников» (беседа)
  7. «Причины возникновения речевых расстройств» (оформление стенда)
  8. «Психология ребенка с нарушением речи» (консультация)
  9. «Результаты коррекционной работы логопедической группы за прошедший год» (выступление на педсовете)

Связь учителя-логопеда с родителями.

  1. Сбор данных о речевом развитии ребенка (индивидуальные беседы)
  2. «Речевое нарушение. Что это?» (консультация)
  3. «Какие речевые нарушения бывают у людей?» (беседа)
  4. «Как важно различать звуки речи!» (оформление стенда)
  5. «Занятия дома»
  6. (консультация)
  7. «Почему ребенок плохо говорит?» (консультация)
  8. «Учимся говорить вместе» (беседа)
  9. «Речь и движение» (беседа)
  10. «Результаты коррекции речи детей» (выступление на родительском собрании)