Альтернативные источники энергии

Нураги — великая тайна Сардинии. Тайное, ставшее явным Башни на вершинах гор сардинии

Нураги — великая тайна Сардинии. Тайное, ставшее явным Башни на вершинах гор сардинии

Посещения организуются каждые пол часа, за исключением 13.30 /перерыв на обед/.

...............................................................................................................

Подробнее о мистических нурагах на Сардинии

.................

Нет на свете более древних и мистических сооружений. Ну разве что египетские пирамиды могут сравниться с нурагами по силе загадочности и величия.

Почти четыре тысячи лет назад, между 1600 и 1200 годами до Христовой эры, странным и до сих пор неразгаданным образом древние обитатели острова возвели эти каменные округлые сооружения. Огромные камни были уложены один к другому, совершенно без помощи какого-либо скрепляющего раствора! Камнями формируются правильные концентрические круги, которые последовательно уменьшаются к вершине и все это держится вместе только под тяжестью собственного веса! Ученые до сих пор не знают ответа на вопрос, каким образом удалось воздвигнуть эти монументальные строения.

По всему острову, на горах и равнинах, на морском берегу разбросаны нурагийские поселения.

Нураги нужно увидеть.

Увидеть для того, чтобы дать свой ответ на вопрос – а что же такое нураги и для чего они были предназначены? Ведь ученые до сих пор не решили, что это за циклопические круглые башни разной формы и величины, количество которых на острове достигает 7 тысяч.

Обычно эти комплексы состоят из центральной башни, которая окружена еще несколькими поменьше. Также здесь находится глубокий колодец с питьевой водой. За высокой внешней стеной, которая окружает центральную башню и маленькие башни, расположены странные круглые помещения, возможно, хижины из камня. Здесь же обычно есть и так называемый «парламент», где, вероятно, заседали старейшины.

По всему острову разбросаны также храмы-колодцы или священные колодцы. Вода в них считается вместилищем божества. Здесь отправлялись религиозные культы и совершались жертвоприношения. Лестница, ведущая к колродцу и позволяющая зачерпнуть из него воду, являлась таинственным ходом между внешним миром и миром божественным. Здесь происходили «судилища водой». Когда вскрывалось какое-либо преступление против собственности трибу, подозреваемый в его совершении под конвоем сопровождался к священному колодцу. Если его глаза, соприкоснувшись со священной водой, закрывались, он считался виновным и был сурово наказан. И наоборот, если они оставались открытыми, с подозреваемого снимались все обвинения.
Известен священный колодец Санта Кристина в Паулилатино.

От этой эпохи остались бронзовые фигурки, минискульптуры того времени, представляющие собой солдатов, священников, женщин, пастухов, крестьян, ремесленников, атлетов, выполненных по особой технике из бронзы.

Нурагийская цивиллизация, как представляется, делилась на социальные классы, большинство народа принадлежало к плебеям, они были крестьянами, пастухами, ремесленниками и средней руки коммерсантами. Выше по социальной пирамиде находились священники, отправляющие религиозные культы и занимающиеся также медициной и магией. Еще выше находились нобили, латифундисты и воины.На самой вершине пирамиды стоял король, патриарх трибу. Это были короли-пастухи, обладающие абсолютной властью и опирающиеся на Совет Старейшин.

К нурагийской цивилизации относятся и расположенные на острове томбы гигантов, места захоронения героев, рядом с которыми живые люди могли расположиться на специальных сидениях, чтобы там заснуть и войти в контакт с духом умершего, так называемая практика «инкубационе».
Обитатели нураг верили во многих богов, главными из которых были Гран Мадре, или Великая Мать и Дио Торо, Бог Бык. Именно поэтому томбы напоминают голову быка, так же как католическая церковь, например, воспроизводит своими очертаниями крест. Эти два божества отражаются также в конических камнях «бетили», установленных около захоронений и предназначенных для защиты мертвых.
Известны Томба Томес в Доргали и Томба Кодду Веккиу в Арзахене.

Осмотрев нураги, пытаешься ответить на вопрос: для чего же все-таки были предназначены нураги? Ведь, внимательно оглядев их, приходишь к выводу, что жить то в них нельзя! Округлые помешения внутри нураг как-то мало располагают к желанию в них поселиться.
Нет, здесь что-то явно не то.

Последняя теория университетских профессоров гласит- нураги являлись сооружениями, построенными для служения культу Солнца.

Нураги Барумини

Мы подъезжаем к деревне Барумини, в окрестностях которой находится комплекс древних нураг «Су Нуракси». Это самые большие и хорошо сохранившиеся нураги в Сардинии. Им около четырех тысяч лет. Комплекс состоит из Центральной башни, окруженной бастионом из четырех примыкающих башен поменьше. Рядом расположены остатки древнего поселения с жилыми помещениями, местом сбора старейшин, колодцем. Мы также осматриваем музей, в котором собраны «бронзетти», фигурки воинов, крестьян, пастухов и знатных людей, оставшиеся от древней канувшей в века цивиллизации.

Приветливый местный гид поможет разгадать ответ на вопрос о тайнах нурагов....


Мы знаем об эпохе нурагов многое, но нам почти ничего не известно о самих нурагийцах. Древний народ был и остаётся одним из самых таинственных обитателей планеты Земля». Эти слова известного исследователя Франческо Сазула как нельзя более точно отражают суть проблемы, связанной с давно исчезнувшей загадочной цивилизацией строителей нурагов, которая существовала на острове Сардиния во II тысячелетии до н. э.

Вообще на территории Сардинии существует много населённых пунктов, имеющих в названии корень «нур». По мнению некоторых исследователей, корень слова «нураг» — нур, является очень примитивным и чрезвычайно древним и, скорее всего, обозначает высокую башню, состоящую из больших каменных блоков. В доиндоевропейские времена на средиземном побережье нурагами называли памятники

Нураги исчезнувшей цивилизации на Сардинии — это мегалитические башни, конусообразные, с усечённой вершиной. Высота таких башен могла достигать 20 метров. Нураги складывались из больших каменных блоков, которые укладывали круг за кругом, без использования каких-либо связующих растворов. Вся эта многотонная конструкция удерживалась лишь за счёт собственного веса. Главным секретом крепости столь сомнительного соединения было использование разных по твёрдости и прочности горных пород и особого типа кладки, когда каждый последующий ряд немного сдвигался к центру.

В настоящее время в Сардинии насчитывается до 8 тысяч этих загадочных строений, но в древности их было куда больше. Некоторые из исследователей называют цифры от 20 до 30 тысяч. И, возможно, они правы, поскольку множество нурагов ныне безвозвратно разрушилось и ещё энное количество спрятано под землёй в холмах. Иногда новые нураги «вылупляются» буквально за одну ночь, как получилось со знаменитейшим нуралогическим комплексом возле населённого пункта Барумини в 1949 году. Там страшное наводнение полностью размыло один из холмов, и на свет божий показалась целая нуралогическая деревня, скрывавшаяся в земле почти 25 веков.

Сами нураги сейчас исследованы хорошо. Их верхняя часть являлась своеобразной террасой с парапетом, куда поднимались по винтовой лестнице. Свет для освещения падал через узкие оконца в толстых стенах. Наверху, на высоте 6 метров, находился... выход. Археологи предполагают, что это выход был запасным, и связь с внешним миром осуществлялось посредством верёвочных лестниц или подъёмных мостов.

Нижний вход в башню практически всегда располагался с южной стороны. Далее следовал широкий коридор, приводивший в круглую комнату со сводчатым потолком. Иногда комнат в нурагах было несколько.

Существовали целые нуралогические комплексы, когда вокруг центрального строения возводилось множество башен самой разной высоты, соединённых крепостным валом, а также строились «пиннетты» — круглые каменные хижины, поставленные так близко друг к другу, что «улочки» между ними были иногда меньше метра.

Также нет ответа и на вопрос о функциональной принадлежности нурагов. Одни башни строились на склонах, другие — на горах, а третьи — на вершинах холмов. Сохранившиеся фрагменты указывают на хорошо продуманную и безукоризненно выполненную конструкцию. В «комплекс» входили основная башня-нураг, подземный колодец, камни с солярными знаками и алтари для жертвоприношений. Во многих местах вокруг нурагов расцветали деревни.

Закат нурагической культуры начался с приходом финикийцев. Сардиния оказалась втянутой в войну за «место под солнцем», а затем, около II века до н. э., оказалась подчинённой Риму. Во времена римского владычества нурагийская культура постепенно исчезала. Исчезали и нураги. Часть исследователей полагает, что нурагийцы свои крепости... хоронили. В буквальном смысле этого слова.

Такая гипотеза родилась из факта, что все нураги на Сардинии были найдены в курганах одинаковой формы. Получается, что перед тем, как навсегда покинуть нураг, его жители замуровывали все входы каменными плитами, а потом крепость засыпалась землёй. Однако возле нурагов не было котлованов, откуда могли черпать землю на засыпку. Значит, она привозилась? Но откуда и каким образом?

Какая прекрасная кладка! Она вам ничего не напоминает?

Мне кажется, что это очень похоже на Перу....




О нурагийцах (или нураджитах) имеются лишь самые скудные сведения. Их происхождение и этническая принадлежность туманны. Единственное, о чём с уверенностью заявляют исследователи, нурагийцы не были индоевропейцами.

Первые люди на Сардинии появились почти 10 тысяч лет назад, возможно, с Корсики, так как в то время эти два острова были одной землёй. Некоторые учёные полагают, что в период позднего палеолита вообще существовал своего рода мост Африка - Сардиния - Корсика - Европа, и переселенцы могли прийти откуда угодно.

Вторая волна переселенцев пришлась на эпоху неолита, где-то 4-5 тысяч лет назад. По мнению известного русского учёного А.И. Немировского, Сардиния в эпоху строительства нурагов была промежуточным пунктом миграции предков этрусков из Малой Азии в Италию. Действительно, изделия искусства нурагической культуры обнаруживают определённое сходство как с этрусским искусством, так и с изделиями восточного Средиземноморья. Однако, по мнению этрусколога Массимо Паллоттино, архитектура нурагической культуры была в своё время самой прогрессивной для всех цивилизаций западного Средиземноморья, даже в сравнении с регионом Великой Греции на юге Италии.

Получается, что нурагийцы — не этруски, не народы моря, не коренные жители Сардинии, не иберийцы и не североафриканские племена, организовавшие в тот промежуток времени на острове самостоятельные поселения... Тогда кто же они? Симбиоз нескольких культур или же культура самостоятельная? Ответа нет до сих пор.

А еще там есть такой замнчательный колодец! Местные говорят, что им часто интересуются специалисты из НАСА.



А вот Египет - колодец в Ком-Обо:

Еще немного Сардинии:



Творчество исчезчезнувших нурагийцев:


Древние письмена нурагийцев

Некоторые фотографии взяты с сайта ЛАИ

В самом сердце Средиземного моря расположена Сардиния - земля, на которую по легенде ступил Создатель. На этом острове, расположенном к западу от Апеннинского полуострова между Сицилией и Корсикой, и только здесь, можно увидеть уникальные сооружения в форме башен - нураги, сложенные из гигантских грубо обработанных камней в виде усеченных конусов. Эти строения связаны с давно исчезнувшей загадочной цивилизацией нурагийцев, которая существовала на острове Сардиния во II тысячелетии до нашей эры.


В основном нураги встречаются в северо-западной и южно-центральной частях острова. Всего на острове учеными найдено около 8 000 башен, но в древности их было куда больше. Некоторые из исследователей называют цифры от 20 до 30 тысяч.


К сожалению, целых каменных башен на Сардинии практически не сохранилось. Большая часть нурагов разрушена до самого основания, а многие и вовсе занесены толстыми слоями земли. Сохранившиеся фрагменты указывают на хорошо продуманную и безукоризненно выполненную конструкцию.


Стены нурагов сложены из базальтовых блоков весом до трех тонн. Искусные строители укладывали камни круг за кругом без использования каких-либо связующих растворов, постепенно сдвигая к центру. Многотонные конструкции удерживались лишь за счёт собственного веса, а главный секрет устойчивости заключался в применение камней разной плотности и формы. Если между камнями оставались щели, их забивали плоскими осколками породы. Высота некоторых строений, не имеющих фундамента, достигала 20 метров, а их диаметр – 30–50 метров. У основания стены нурага были 4–5 метров толщиной.


Вход в башню практически всегда располагался с южной стороны, сразу за ним следовал широкий коридор, ведущий в круглую комнату со сводчатым потолком. В больших нурагах таких комнат было несколько. Своды сооружений также выложены с помощью «сухой» кладки.

Верхняя часть этих загадочных строений являлась своеобразной террасой с парапетом, куда поднимались по винтовой лестнице. Свет для освещения падал через узкие оконца в толстых стенах. Наверху, на высоте 6 метров, находился выход. Археологи предполагают, что это выход был запасным, и связь с внешним миром осуществлялось посредством верёвочных лестниц или подъёмных мостов.


Кроме отдельно стоящих нурагов сооружались целые нуралогические комплексы, когда вокруг центрального строения возводилось множество башен самой разной высоты, соединённых крепостным валом. Вокруг нурагов потом строились целые деревни из круглых каменных хижин - «пиннетт», выложенных из камня. Между хижинами и башнями образовывались соединенные между собой узкие улочки, шириной меньше метра.


Один из таких комплексов - Су-Нуракси-ди-Барумини, центром которого является трехуровневая каменная башня, сооружённая около XV века до нашей эры. Вокруг неё - четыре башни, расположенные четко по сторонам света. Семь башен поменьше, соединенные стеной, образовывали внешнее кольцо. До наших дней сохранилось только пять из них. Рядом с башней хорошо сохранились необычные чаши, выдолбленные из цельного камня. Какую роль они выполняли в древние времена, пока не известно.


Во внутреннем дворе прорыт колодец с питьевой водой, глубиной до 20 метров. Он имеет форму перевернутой нураги. В глубине его диаметр - 4 метра, а к верху его каменные стены сужаются до размеров обычного колодца. Вода до сих пор наполняет его.


Под грудой камней в Су-Нуракси в 1950 году была раскопана странная статуэтка – модель нурага, по которой ученые смогли воссоздать его первоначальный облик. Видимо, древним строителям эта статуэтка служила макетом возводимой башни и заменяла чертежи. В 2015 году на территории комплекса при раскопках были найдены 2 целые амфоры. Предполагается, что они сохранились, потому что были вкопаны в основание дома как оберег.


О назначении нурагов у историков и археологов единого мнения нет и по сей день. Одни башни строились на склонах, другие - на горах, а третьи - на вершинах холмов.

Сейчас большинство учёных склоняется к мысли о многофункциональности нурагов. Простые нураги на вершинах холмов могли служить смотровыми башнями, а множество строений на побережье вполне можно считать вышками для наблюдения за морем, а также временным жильём для заходящих в порт торговцев.


Нураги же более сложной конструкции строились в общинных центрах и могли предназначаться для собраний или же были храмами, резиденцией правителей, а возможно сочетали все эти функции сразу. По другой версии, нураги вначале строились для военных и оборонительных целей, а затем превратились в ритуальные центры.

Несомненно, башни имели символическое значение. Кстати, практически во всех исследованных нурагах археологи находили рога оленя. Они покоились в специальных углублениях под стенами. Возможно, олень для нурагийцев был священным животным, а также мог почитаться и как дух-хранитель жилища.


О нурагийцах сегодня известно совсем немного. Их происхождение и этническая принадлежность туманны. Единственное, о чём с уверенностью заявляют исследователи, нурагийцы не были индоевропейцами.

Первые люди на Сардинии появились почти 10 000 лет назад, возможно, с Корсики. Некоторые учёные полагают, что в период позднего палеолита вообще существовал своего рода мост Африка – Сардиния – Корсика – Европа, и переселенцы могли прийти откуда угодно.


Вторая волна переселенцев пришлась на эпоху неолита, где-то 4-5 тысяч лет назад. По мнению известного русского учёного А.И. Немировского, Сардиния в эпоху строительства нурагов была промежуточным пунктом миграции предков этрусков из Малой Азии в Италию. Действительно, изделия искусства нурагийской культуры обнаруживают определённое сходство как с этрусским искусством, так и с изделиями восточного Средиземноморья. Однако, по мнению этрусколога Массимо Паллоттино, архитектура нурагийской культуры была в своё время самой прогрессивной для всех цивилизаций западного Средиземноморья, даже в сравнении с регионом Великой Греции на юге Италии.


Получается, что нурагийцы - не этруски, не народы моря, не коренные жители Сардинии, не иберийцы и не североафриканские племена, организовавшие в тот промежуток времени на острове самостоятельные поселения. Тогда кто же они - симбиоз нескольких культур или же культура самостоятельная? Ответа нет до сих пор.

Закат нурагийской культуры начался с приходом финикийцев. Сардиния оказалась втянутой в войну за «место под солнцем», а затем, около II века до н. э., оказалась подчинённой Риму и начала постепенно исчезать. Исчезали и нураги. Часть исследователей полагает, что нурагийцы свои башни хоронили. В буквальном смысле этого слова.


Такая гипотеза родилась из факта, что все нураги на Сардинии были найдены в курганах одинаковой формы. Вероятно, что перед тем, как навсегда покинуть нураг, его жители замуровывали все входы каменными плитами, а потом сооружение засыпалась землёй. Однако возле нурагов не было котлованов, откуда могли черпать землю на засыпку. Значит, она привозилась? Но откуда и каким образом?

Нурагийская культура не исчезла бесследно. Помимо нурагов, она оставила о себе массу других свидетельств: сантуарии, священные колодцы, захоронения, известные под названием «гробницы гигантов», а также бронзовые изделия, в основном, статуэтки, известные как «бронзетто». Чаще всего бронзовые фигурки изображали воинов, охотников, животных и женское божество, скорее всего, Танит.


Приобретённые на основании анализа бронзетто данные позволили некоторым учёным высказать мысль, что нурагийцы - это народ, в числе немногих стоявший у истоков европейской цивилизации.

В самом сердце Средиземного моря расположена Сардиния — земля, на которую по легенде ступил Создатель. На этом острове, расположенном к западу от Апеннинского полуострова между Сицилией и Корсикой, и только здесь, можно увидеть уникальные сооружения в форме башен — нураги, сложенные из гигантских грубо обработанных камней в виде усеченных конусов. Эти строения связаны с давно исчезнувшей загадочной цивилизацией нурагийцев, которая существовала на острове Сардиния во II тысячелетии до нашей эры.

В основном нураги встречаются в северо-западной и южно-центральной частях острова. Всего на острове учеными найдено около 8 000 башен, но в древности их было куда больше. Некоторые из исследователей называют цифры от 20 до 30 тысяч.

К сожалению, целых каменных башен на Сардинии практически не сохранилось. Большая часть нурагов разрушена до самого основания, а многие и вовсе занесены толстыми слоями земли. Сохранившиеся фрагменты указывают на хорошо продуманную и безукоризненно выполненную конструкцию.

Стены нурагов сложены из базальтовых блоков весом до трех тонн. Искусные строители укладывали камни круг за кругом без использования каких-либо связующих растворов, постепенно сдвигая к центру. Многотонные конструкции удерживались лишь за счёт собственного веса, а главный секрет устойчивости заключался в применение камней разной плотности и формы. Если между камнями оставались щели, их забивали плоскими осколками породы. Высота некоторых строений, не имеющих фундамента, достигала 20 метров, а их диаметр – 30–50 метров. У основания стены нурага были 4–5 метров толщиной.

Вход в башню практически всегда располагался с южной стороны, сразу за ним следовал широкий коридор, ведущий в круглую комнату со сводчатым потолком. В больших нурагах таких комнат было несколько. Своды сооружений также выложены с помощью «сухой» кладки.

Верхняя часть этих загадочных строений являлась своеобразной террасой с парапетом, куда поднимались по винтовой лестнице. Свет для освещения падал через узкие оконца в толстых стенах. Наверху, на высоте 6 метров, находился выход. Археологи предполагают, что это выход был запасным, и связь с внешним миром осуществлялось посредством верёвочных лестниц или подъёмных мостов.

Кроме отдельно стоящих нурагов сооружались целые нуралогические комплексы, когда вокруг центрального строения возводилось множество башен самой разной высоты, соединённых крепостным валом. Вокруг нурагов потом строились целые деревни из круглых каменных хижин — «пиннетт», выложенных из камня. Между хижинами и башнями образовывались соединенные между собой узкие улочки, шириной меньше метра.

Один из таких комплексов — Су-Нуракси-ди-Барумини, центром которого является трехуровневая каменная башня, сооружённая около XV века до нашей эры. Вокруг неё — четыре башни, расположенные четко по сторонам света. Семь башен поменьше, соединенные стеной, образовывали внешнее кольцо. До наших дней сохранилось только пять из них. Рядом с башней хорошо сохранились необычные чаши, выдолбленные из цельного камня. Какую роль они выполняли в древние времена, пока не известно.

Во внутреннем дворе прорыт колодец с питьевой водой, глубиной до 20 метров. Он имеет форму перевернутой нураги. В глубине его диаметр — 4 метра, а к верху его каменные стены сужаются до размеров обычного колодца. Вода до сих пор наполняет его.

Под грудой камней в Су-Нуракси в 1950 году была раскопана странная статуэтка – модель нурага, по которой ученые смогли воссоздать его первоначальный облик. Видимо, древним строителям эта статуэтка служила макетом возводимой башни и заменяла чертежи. В 2015 году на территории комплекса при раскопках были найдены 2 целые амфоры. Предполагается, что они сохранились, потому что были вкопаны в основание дома как оберег.

О назначении нурагов у историков и археологов единого мнения нет и по сей день. Одни башни строились на склонах, другие - на горах, а третьи - на вершинах холмов.

Сейчас большинство учёных склоняется к мысли о многофункциональности нурагов. Простые нураги на вершинах холмов могли служить смотровыми башнями, а множество строений на побережье вполне можно считать вышками для наблюдения за морем, а также временным жильём для заходящих в порт торговцев.

Нураги же более сложной конструкции строились в общинных центрах и могли предназначаться для собраний или же были храмами, резиденцией правителей, а возможно сочетали все эти функции сразу. По другой версии, нураги вначале строились для военных и оборонительных целей, а затем превратились в ритуальные центры.

Несомненно, башни имели символическое значение. Кстати, практически во всех исследованных нурагах археологи находили рога оленя. Они покоились в специальных углублениях под стенами. Возможно, олень для нурагийцев был священным животным, а также мог почитаться и как дух-хранитель жилища.

О нурагийцах сегодня известно совсем немного. Их происхождение и этническая принадлежность туманны. Единственное, о чём с уверенностью заявляют исследователи, нурагийцы не были индоевропейцами.

Первые люди на Сардинии появились почти 10 000 лет назад, возможно, с Корсики. Некоторые учёные полагают, что в период позднего палеолита вообще существовал своего рода мост Африка – Сардиния – Корсика – Европа, и переселенцы могли прийти откуда угодно.

Вторая волна переселенцев пришлась на эпоху неолита, где-то 4-5 тысяч лет назад. По мнению известного русского учёного А.И. Немировского, Сардиния в эпоху строительства нурагов была промежуточным пунктом миграции предков этрусков из Малой Азии в Италию. Действительно, изделия искусства нурагийской культуры обнаруживают определённое сходство как с этрусским искусством, так и с изделиями восточного Средиземноморья. Однако, по мнению этрусколога Массимо Паллоттино, архитектура нурагийской культуры была в своё время самой прогрессивной для всех цивилизаций западного Средиземноморья, даже в сравнении с регионом Великой Греции на юге Италии.

Получается, что нурагийцы - не этруски, не народы моря, не коренные жители Сардинии, не иберийцы и не североафриканские племена, организовавшие в тот промежуток времени на острове самостоятельные поселения. Тогда кто же они — симбиоз нескольких культур или же культура самостоятельная? Ответа нет до сих пор.

Закат нурагийской культуры начался с приходом финикийцев. Сардиния оказалась втянутой в войну за «место под солнцем», а затем, около II века до н. э., оказалась подчинённой Риму и начала постепенно исчезать. Исчезали и нураги. Часть исследователей полагает, что нурагийцы свои башни хоронили. В буквальном смысле этого слова.

Такая гипотеза родилась из факта, что все нураги на Сардинии были найдены в курганах одинаковой формы. Вероятно, что перед тем, как навсегда покинуть нураг, его жители замуровывали все входы каменными плитами, а потом сооружение засыпалась землёй. Однако возле нурагов не было котлованов, откуда могли черпать землю на засыпку. Значит, она привозилась? Но откуда и каким образом?

Нурагийская культура не исчезла бесследно. Помимо нурагов, она оставила о себе массу других свидетельств: сантуарии, священные колодцы, захоронения, известные под названием «гробницы гигантов», а также бронзовые изделия, в основном, статуэтки, известные как «бронзетто». Чаще всего бронзовые фигурки изображали воинов, охотников, животных и женское божество, скорее всего, Танит.

Приобретённые на основании анализа бронзетто данные позволили некоторым учёным высказать мысль, что нурагийцы - это народ, в числе немногих стоявший у истоков европейской цивилизации.

Использованы материалы сайта

Знаменитая нурага Су Нуракси, включённая в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО в 1997 году. Фото: Public Domain

Об уникальной нурагической цивилизации на острове Сардиния известно очень мало, несмотря на многочисленные памятники архитектуры, мегалитические могилы, статуэтки, непохожие ни на какие другие. Что стало с древними людьми, жившими в эпоху бронзы и до раннего железного века, и как их существование связать с другими цивилизациями?

Башни нураги

Самыми известными памятниками древней архитектуры на острове являются башни нураги, их примерно 7000. Хотя подобные сооружения характерны для многих других регионов Средиземноморья, сардинские нураги - наиболее оригинальные и величественные. Это круглые каменные сооружения с плоской усечённой крышей, построенные в XVIII веке до нашей эры.

Такие плоские крыши, вероятно, использовались как террасы, но некоторые из них имеют коническую форму. Минимально обработанные камни укладывали кругом, получалась цилиндрическая башня. Внутри нураги, как правило, находился коридор, внутреннее пространство (до13 м в диаметре) и лестница, ведущая наверх. Некоторые более сложные жилища оснащены скважинами и бункерами, предположительно для хранения жидких или сухих пищевых продуктов.

Нурага Arrubiu. Фото: Public Domain

Некоторые башни достигают 27 м в высоту, например, Arrubiu, но многие ранние сооружения гораздо ниже.

Назначение нураг

Некоторые нураги использовались как зерновые бункеры, обсерватории, храмы или крепости. Артефакты, обнаруженные в них, в том числе каменные орудия, ткацкие станки, очаги, сосуды для приготовления пищи, мутовки и кости животных, свидетельствуют о том, что башни в основном использовались в качестве домов и для бытовой деятельности. Несколько таких башен разной сложности, построенные в непосредственной близости друг от друга с общими скважинами во дворе, окружены мегалитическими стенами, похожими на бастионы для охраны.

Наиболее сложные строения в населённых пунктах имели бассейн, помещение для животных, смотровые башни. Многие сооружения разрушены, и камни позже использовались для строительства домов и дорог.

Гигантские гробницы

Мегалитические захоронения на Сардинии называют могилами великанов, но в них погребены десятки людей нормальных размеров. Просторные погребальные камеры составляли в ширину до 20 м и до 27 м в длину. Древние люди считали, что мёртвые преобразуются в богов или подобных им существ, поэтому хоронили умерших рядом со своими жилищами.

Могила гигантов. Дверь центральной стелы разделяет физический мир и потусторонний. Фото: Wikimedia Commons

Несмотря на огромные размеры гробниц, там нашли останки людей нормального роста. Фото: Wikimedia Commons

Религиозные обряды и церемонии

В нурагах, скорее всего, жители спали головой в сторону мест захоронений для исцеления или магических целей.

Духовные практики, кажется, тоже связаны с мёртвыми, загробной жизнью и магическими свойствами воды. Жилые сооружения и храмы строились вокруг священных колодцев. Там найдено большое число бронзовых статуй, возможно, используемых для религиозных ритуалов. Они изображают мужчин, женщин, корабли, животных, воображаемые объекты и миниатюрные копии повседневных инструментов.

Бронзовая древняя статуэтка, найденная в одной из башен. Фото: Public Domain

Нурагическая цивилизация существовала на острове в течение 5000 лет, вероятно, жители древней Сардинии вели торговлю с соседними областями. Есть также свидетельства того, что они находились в изоляции от остального мира в течение некоторых периодов времени. В башнях и других сооружениях не обнаружено следов письменности. То немногое, что было оставлено, относится к более поздним периодам.

Учёные предполагают, что нурагическая цивилизация пришла в упадок в конце VI века до нашей эры. Причиной могло послужить вторжение извне, изменения в экосистеме или социальные потрясения.