Альтернативные источники энергии

Нураги сардиния. Древние башни-нураги на сардинии

Нураги сардиния. Древние башни-нураги на сардинии

Эпоха бронзового века… Олонецким сланцем, прибалтийским янтарём и порфиром с Урала торговали практически везде. Многочисленные торговые пути пересекали Средиземное море, «разнося» все более-менее значимые достижения цивилизации по всей Европе. Как же случилось, что древние сардинские нураги остались явлением уникальным?

Примерно 4 -5 тысячелетий назад на Сардинии появилась первые группы поселенцев, пришедших из восточного Средиземноморья. Довольно быстро они освоили весь остров и построили развитую цивилизацию, основанную на передовых технологиях строительства, религии и собственной системе ценностей. Нам эта народность стала известна благодаря явлению загадочному и неповторимому – грандиозным башням крепостям, именуемым «нурагами». Почти вся «усеяна» множеством наполовину разрушенных цилиндрических башен, не имеющих аналогов ни в одной из известных миру культур. Историки предполагают, что по всей территории острова таких сооружений, основная масса которых была возведена во II тысячелетии до н.э., насчитывалось более 30 000. Столь значительное количество огромных «каменных колодцев» не могло остаться незамеченным, их влияние на жизнь сардов было настолько большим, что появилась даже понятие уникальной нурагической культуры. Самих сохранившихся нурагов учёные насчитали около 8 000, причём большая их часть расположена на юге и северо-западе острова. А самые известные башни даже были занесены в список всемирного наследия.

Как выглядели нураги

Чаще всего, нураг располагался посреди хорошо просматриваемой равнины, на вершине холма или каменном плато и имел форму башни в виде усечённого конуса, чем-то напоминая собой улей. Башни с толстыми стенами были круглыми у основания и сужались кверху. Высота некоторых строений, не имеющих фундамента, достигала 20 метров, а их диаметр – 30 – 50 метров. У основания стены нурага были 4 – 5 метров толщиной. Стены башни возводили из глыб базальта весом около трёх тонн. Они выкладывались друг на друга и не скреплялись раствором. Если между камнями оставались щели, их забивали плоскими осколками породы. Чем выше собирались использовать камни, тем меньше они были по размеру и тем лучше их обрабатывали. Наверх каменные глыбы доставляли при помощи особенной системы рычагов.

Вход в нураг зачастую располагался с южной стороны башни, переходя в довольно широкий коридор, он приводил в круглую большую комнату со сводчатым потолком. Винтовая лестница, освещаемая небольшими окошками в толще стены, выводила в верхнюю часть башни на террасу с парапетом.

Виды нурагов Сардинии

К несчастью, более-менее целых каменных башен на Сардинии практически не сохранилось. Большая часть нурагов разрушена до самого основания, а многие и вовсе занесены толстыми слоями земли. В зависимости от цели использования и времени строительства нураги Сардинии делятся на следующие категории:

  • Монобашни-толосы являли собой стандартный усечённый конус. От входа коридор, в котором были ответвления в дополнительные комнаты, вёл с центральный зал.
  • Нураги-коридоры ещё именуются учёными «псевдонурагами». Они не имели классической форму башни, а представляли собой каменный лабиринт.
  • Смешанные нураги имели и центральную башню, и лабиринт коридоров.
  • Нураги «tancato» появились в процессе исторического развития монобашен. Неподалёку от главного конуса строился один или несколько немного меньших нурагов. При этом они имели общий двор с главным строением.
  • Нурагические комплексы появились в период войн между племенами. Их оборудовали на границе владений. Сразу несколько башен разных по величине соединялись крепостными валами. Десятки огромных сооружения с толстенными стенами образовывали сразу несколько линий обороны и, скорее всего, стали прототипами замков Средневековья.
  • Нурагические поселения – это разросшиеся комплексы, окружившие селение. Хотя дома нурагийцев и оставались простыми хижинами, для людей знатных здания строили из камня.

Предназначение нурагов

Единого мнения историков и археологов по поводу назначения нурагов нет и по сей день. Военная и гражданская значимость некоторых башен уже почти доказана, а о предназначении иных пока приходится только догадываться. Так, самые простые монобашни, расположенные в долинах, наверняка, использовались в качестве смотровых вышек, с которых передавались сообщения. Эта версия подтверждается расположением нурагов: все они находятся на хорошо просматриваемой территории на видимом расстоянии друг от друга.Общий дворнурагов «tancato», по мнению учёных, был местом для собраний и молитвы, а башня – резиденцией главы племени. Вполне возможно, что первоначально нураги строили для обороны в период военных действий, а потом каменные башни стали объектами религиозными. В пользу версии о многофункциональности нурагов говорит и то, что с береговых башен не только наблюдали за морем. Во время стоянки в них проживали моряки.

Нурагическая культура

Абсолютно ни на что не похожая нурагическая цивилизация достигла весьма высокого уровня развития в металлургии: литые бронзовые изделия нурагийцев были распространены по всему Средиземноморью. Самыми известными археологическими находками нурагической эпохи являются статуэтки «бронзетто». Чаще всего, отливались охотники, вожди, животные, а вот изображения женщин практически не встретишь. А ещё жители нурагов достигли успеха в деле резьбы по камню и изображении Танит – главного женского божества. Правда, скептики утверждают, что бронзовые фигурки нурагийцев – это не что иное, как влияние на культуру финикийцев.

Ещё одна загадка нурагов

Мало того, что историки до сих пор точно не могут указать на точное назначение нурагов, так Сардиния нурагического периода ещё и развивалась по отличному от всего окружающего мира сценарию. Представьте огромную циклопическую постройку с толстенными стенами, способную вместить около сотни человек вместе с их имуществом и скотом. Вокруг башни теснятся хижины, литейные мастерские, загоны для скота… Примерно так несколько позже поселения окружали замок феодала, тем самым образуя город. Логично предположить, что нурагические поселения превратились со временем в города, а потом – в государства… Вот только на острове Сардиния города, а, тем более, государства так и не появились. Это притом, что три тысячи лет назад уже существовали средиземноморские Троя, Микены и египетская империя хеттов.

Довольно разумным выглядит предположение о временной изоляции острова Сардиния. Но такого тоже не было. Многочисленные археологические находки свидетельствуют об общении жителей нурагов с другими народностями. Так, в самих башнях были обнаружены предметы, связанные с Критом и Микенами. Следовательно, никакой изоляции не было. И, тем не менее, сарды продолжали строить свои башни и лабиринты, а мысли о городах даже не возникали. Почему? На этот опрос исследователям и историкам ещё предстоит ответить.


Огромные башни, сложенные из многотонных каменных блоков, - самая большая загадка острова Сардиния. Вокруг этих древних строений, называющихся нурагами, давно ведутся научные споры. Причиной тому послужила уникальность построек, аналогов которым в мире не существует.

Изначально специалисты считали, что башни под названием «нураги» - это могильники или святилища первых жителей Сардинии. А вот по версии коренных жителей, нураги– защитные сооружения от гигантов-циклопов. Историческая наука мифов не приемлет. Но и сама не может дать ни одной убедительной версии, объясняющей возникновение на острове восьми тысяч башен, которые могли укрыть за своими стенами около 250 тысяч человек за раз. Непонятно и то, почему их обитатели внезапно решили покинуть свои неприступные жилища.

Этруски или «народы моря»?

В древности башен было куда больше, чем сохранилось до наших дней. Некоторые из исследователей востока называют фантастические цифры от 20 до 30 тысяч. Многие из них стерты с лица земли временем. Другие спрятаны от человеческих глаз под землей, и лишь стихийные бедствия заставляют их подняться на поверхность. Так, благодаря страшному наводнению, которое полностью размыло один из холмов в 1949 году, на свет божий всплыла целая деревня с нурагами, сокрытая в земле на протяжении почти 25 веков. Что из себя представляют эти башни? Это огромные конусообразные строения, высота которых достигает иногда 20 метров. Складывались нураги из больших каменных блоков, один за другим блоки укладывались по кругу. Круг накладывался на круг. Примечательно, что для соединения блоков не использовалось никакого раствора, вся монументальная конструкция держалась лишь за счет веса и правильного расположения блоков. Секрет древних зодчих был в том, что для строительства они использовали каменные блоки из разных горных пород. Каждая отличалась плотностью и формой, кроме того, чем выше поднимались ряды булыжников над землей, тем ближе они сходились к центру. Главный вход в башню располагался на южной стороне постройки, сразу за ним следовал короткий и широкий коридор, по которому можно было попасть в основной зал. Иногда залов в нураге было несколько, а потолки в них были сводчатыми.

Помимо отдельно стоящих башен-нурагов, возводились ицелые нуралогические комплексы. По сути это были города, состоящие из одного большого центрального нурага и нескольких маленьких, соединенных между собой рвами и стенами. Комплекс чаще всего находился на крепостном валу. Во дворе такого убежища возводились небольшие, круглые хижины «пиннетты». В результате застройки, во дворе комплекса появлялись небольшие улочки, шириною меньше метра.

Определить время строительства этих сооружений достаточно сложно. Но, как правило, нураги датируются средним и поздним бронзовым веком, то есть приблизительно XVIII-XV веками до н.э.


Кто был архитектором этих сооружений, также сказать сложно, поскольку о нурагийцах сегодня известно совсем немного. Историки предполагают, что первые жители Сардинии пришли на остров около 10 тыс. лет тому назад. При этом вполне вероятно, что местом их прежнего обитания была Корсика. По одной из версий, народ строителей нурагов назывался загадочным термином ShardanaoSerden, современные сардинцы считают, что именно от них произошло все коренное население острова. Примечательно, что термин ShardanaoSerden в качестве названий одного из племен, упоминается и среди так называемых «народов моря», которые во времена древнего востока воевали с Египтом и цивилизациями на Ближнем востоке. Считается, что часть представителей данного «народа» в свое время могла осесть и на Апеннинском полуострове, в результате чего появилась цивилизация этрусков. Русский историк Александр Немировский был убежден в том, что эпоха строительства нурагов пришлась на момент переселения предков этрусков из Малой Азии в Италию. Впрочем, споры по поводу нурагийцев продолжаются и сегодня по той причине, что древний народ не похож ни на этрусков, ни на коренных жителей Сардинии, он не похож даже на иберийцев и представителей североафриканских племен, но самое главное - то, что возможно он даже не относится к «народам моря».

Храмы бронзового века.

Цель строительства нурагов для современных историков также остается загадкой. Домыслов по данному вопросу больше, чем теорий, а существующие теории не выдерживают критики. Нураги считали храмами культа огня, простыми жилищами, укреплениями и убежищами, дозорными пунктами и памятниками военных достижений, и даже мавзолеями приплывших сюда древних египтян. Наконец, их считали храмами богов и жилищами, где селились древние великаны.

Как правило, критики теорий задаются вопросами о том, что если нураги были местами захоронения, то почему в них не найдено никаких останков или сокровищ? Если же они служили в качестве поселений, возникает вопрос о практичности подобного жилища.

Можно предположить, что нураги служили в качестве укреплений, защищающих жителей от воинствующих соплеменников. Но для малюсенького острова несколько тысяч бастионов - явный перебор. К тому же, для чего потребовалась бы защита этого острова, если первые захватчики появились на Сардинии только через 1000 лет после строительства нурагов?

В 1984 году профессор из Университета Кальяри Карло Машья выдвинул версию, что нураги были своего рода обсерваториями, где люди вели наблюдения за астрономическими объектами и явлениями.


Подтверждением этой необычной версии является тот факт, что рядом с нурагами были найдены так называемые храмовые лунные колодцы. По мнению профессора Машья, эти необычные строения служили для религиозных целей. Каждый из колодцев был заложен таким образом, что один раз в год, свет луны попадал в колодец. В результате этого, после полуночи, в течении всего нескольких минут, лунный свет отражался по всему колодцу. Согласно одной из версий, лунные святилища служили для определения момента наступления лунного затмения.

Существует легенда, что нураги - не что иное, как «гробницы гигантов». Находились даже свидетели, которые якобы своими глазами видели их огромные останки. Но ни ученые, ни спелеологи, которые исследовали башни, ничего не нашли.

На сегодняшний день в отношении нурагов ученые склонны прибегать к так называемой «компромиссной» теории. Согласно ей, нураги были универсальны и выполняли самые разные задачи. Доказательством тому служит тот факт, что места строительства нурагов были весьма разными, от морского побережья и равнины, до гор и холмов. Ряд итальянских исследователей предполагает, что нураги служили религиозным целям. Женщины-жрицы селились непосредственно внутри нурага, а вокруг него располагалось поселение, где могли остановиться и даже жить паломники и прихожане. Также считается, что нураги служили местом проведения мистических ритуалов.

Если назначение нурагов было именно таким, то это объясняет форму и размеры жилищ, расположенных у башни. Совершенно очевидно, что паломнику пришедшему издалека и остановившемуся сравнительно ненадолго, незачем много жилого пространства. Найденные же в одном из домов оленьи рога послужили поводом для предположения о том, что это животное могло быть сакральным для первых жителей острова. Хранились ритуальные вещи в специальных углублениях в стенах домов. Не исключено, что олень мог почитаться и как дух-хранитель жилища.

Закопанные святилища

Самый известный и внушительный нураг на Сардинии - это Су-Нуракси, который расположен возле города Барумини. Первые раскопки прошли в этом комплексе еще в 1950 году. В самом центре комплекса располагается огромная, трехуровневая каменная башня, которая окружена многочисленными стенами в виде лабиринта. Датируется возведение нурага приблизительно XV веком до н.э. Рядом с башней, а также в некоторых секторах замысловатого лабиринта, хорошо сохранились необычные чаши, выдолбленные из цельного камня. Какую роль они выполняли в древние времена, пока не известно.


Однако не только этим известен Су-Нуракси. Куда большее значение носит то, что именно в Су-Нуракси была обнаружена бронзовая модель нурага. Благодаря этой находке современные ученые гораздо лучше представляют себе то, как выглядели эти постройки в древности. Впрочем, здесь мнения историков вновь разошлись. Кто-то полагает, что модель носила символический характер для древних сардинцев, иные склонны утверждать, что это всего лишь игрушка для детей тех времен. Доказательством последнего послужили найденные там же многочисленные фигурки воинов, людей и жриц, а также по сей видимости статуэтка богини-матери народа. Сегодня все эти находки хранят в запасниках Национального археологического музея в Кальяри (столица о.Сардиния).

Упадок культуры нурагов пришелся на 3 век до н.э, когда Сардинию захватили римские войска. Постепенно эти каменные «исполины» начали пустеть, а вместе с ними угасала и нурагийская культура, ассимилируясь с римской. Со временем исчезли и последние нураги.

Наконец последним загадочным фактом в истории нурагов стало то, что покидая свои жилища, древние жители острова замуровывали каменными и глиняными плитками все входы, а некоторые места и предметы в нурагах и вовсе закапывались землей.

Тем не менее, древняя культура нурагов не исчезла с лица земли бесследно. Помимо величественных каменных построек, она оставила современным археологам огромное количество , в частности статуэток. Известны эти статуэтки, как бронзетто. Именно эти предметы культуры помогают узнать древний народ лучше, судить о его уровне культуры и развитии металлургии.

В самом сердце Средиземного моря расположена Сардиния - земля, на которую по легенде ступил Создатель. На этом острове, расположенном к западу от Апеннинского полуострова между Сицилией и Корсикой, и только здесь, можно увидеть уникальные сооружения в форме башен - нураги, сложенные из гигантских грубо обработанных камней в виде усеченных конусов. Эти строения связаны с давно исчезнувшей загадочной цивилизацией нурагийцев, которая существовала на острове Сардиния во II тысячелетии до нашей эры.


В основном нураги встречаются в северо-западной и южно-центральной частях острова. Всего на острове учеными найдено около 8 000 башен, но в древности их было куда больше. Некоторые из исследователей называют цифры от 20 до 30 тысяч.


К сожалению, целых каменных башен на Сардинии практически не сохранилось. Большая часть нурагов разрушена до самого основания, а многие и вовсе занесены толстыми слоями земли. Сохранившиеся фрагменты указывают на хорошо продуманную и безукоризненно выполненную конструкцию.


Стены нурагов сложены из базальтовых блоков весом до трех тонн. Искусные строители укладывали камни круг за кругом без использования каких-либо связующих растворов, постепенно сдвигая к центру. Многотонные конструкции удерживались лишь за счёт собственного веса, а главный секрет устойчивости заключался в применение камней разной плотности и формы. Если между камнями оставались щели, их забивали плоскими осколками породы. Высота некоторых строений, не имеющих фундамента, достигала 20 метров, а их диаметр – 30–50 метров. У основания стены нурага были 4–5 метров толщиной.


Вход в башню практически всегда располагался с южной стороны, сразу за ним следовал широкий коридор, ведущий в круглую комнату со сводчатым потолком. В больших нурагах таких комнат было несколько. Своды сооружений также выложены с помощью «сухой» кладки.

Верхняя часть этих загадочных строений являлась своеобразной террасой с парапетом, куда поднимались по винтовой лестнице. Свет для освещения падал через узкие оконца в толстых стенах. Наверху, на высоте 6 метров, находился выход. Археологи предполагают, что это выход был запасным, и связь с внешним миром осуществлялось посредством верёвочных лестниц или подъёмных мостов.


Кроме отдельно стоящих нурагов сооружались целые нуралогические комплексы, когда вокруг центрального строения возводилось множество башен самой разной высоты, соединённых крепостным валом. Вокруг нурагов потом строились целые деревни из круглых каменных хижин - «пиннетт», выложенных из камня. Между хижинами и башнями образовывались соединенные между собой узкие улочки, шириной меньше метра.


Один из таких комплексов - Су-Нуракси-ди-Барумини, центром которого является трехуровневая каменная башня, сооружённая около XV века до нашей эры. Вокруг неё - четыре башни, расположенные четко по сторонам света. Семь башен поменьше, соединенные стеной, образовывали внешнее кольцо. До наших дней сохранилось только пять из них. Рядом с башней хорошо сохранились необычные чаши, выдолбленные из цельного камня. Какую роль они выполняли в древние времена, пока не известно.


Во внутреннем дворе прорыт колодец с питьевой водой, глубиной до 20 метров. Он имеет форму перевернутой нураги. В глубине его диаметр - 4 метра, а к верху его каменные стены сужаются до размеров обычного колодца. Вода до сих пор наполняет его.


Под грудой камней в Су-Нуракси в 1950 году была раскопана странная статуэтка – модель нурага, по которой ученые смогли воссоздать его первоначальный облик. Видимо, древним строителям эта статуэтка служила макетом возводимой башни и заменяла чертежи. В 2015 году на территории комплекса при раскопках были найдены 2 целые амфоры. Предполагается, что они сохранились, потому что были вкопаны в основание дома как оберег.


О назначении нурагов у историков и археологов единого мнения нет и по сей день. Одни башни строились на склонах, другие - на горах, а третьи - на вершинах холмов.

Сейчас большинство учёных склоняется к мысли о многофункциональности нурагов. Простые нураги на вершинах холмов могли служить смотровыми башнями, а множество строений на побережье вполне можно считать вышками для наблюдения за морем, а также временным жильём для заходящих в порт торговцев.


Нураги же более сложной конструкции строились в общинных центрах и могли предназначаться для собраний или же были храмами, резиденцией правителей, а возможно сочетали все эти функции сразу. По другой версии, нураги вначале строились для военных и оборонительных целей, а затем превратились в ритуальные центры.

Несомненно, башни имели символическое значение. Кстати, практически во всех исследованных нурагах археологи находили рога оленя. Они покоились в специальных углублениях под стенами. Возможно, олень для нурагийцев был священным животным, а также мог почитаться и как дух-хранитель жилища.


О нурагийцах сегодня известно совсем немного. Их происхождение и этническая принадлежность туманны. Единственное, о чём с уверенностью заявляют исследователи, нурагийцы не были индоевропейцами.

Первые люди на Сардинии появились почти 10 000 лет назад, возможно, с Корсики. Некоторые учёные полагают, что в период позднего палеолита вообще существовал своего рода мост Африка – Сардиния – Корсика – Европа, и переселенцы могли прийти откуда угодно.


Вторая волна переселенцев пришлась на эпоху неолита, где-то 4-5 тысяч лет назад. По мнению известного русского учёного А.И. Немировского, Сардиния в эпоху строительства нурагов была промежуточным пунктом миграции предков этрусков из Малой Азии в Италию. Действительно, изделия искусства нурагийской культуры обнаруживают определённое сходство как с этрусским искусством, так и с изделиями восточного Средиземноморья. Однако, по мнению этрусколога Массимо Паллоттино, архитектура нурагийской культуры была в своё время самой прогрессивной для всех цивилизаций западного Средиземноморья, даже в сравнении с регионом Великой Греции на юге Италии.


Получается, что нурагийцы - не этруски, не народы моря, не коренные жители Сардинии, не иберийцы и не североафриканские племена, организовавшие в тот промежуток времени на острове самостоятельные поселения. Тогда кто же они - симбиоз нескольких культур или же культура самостоятельная? Ответа нет до сих пор.

Закат нурагийской культуры начался с приходом финикийцев. Сардиния оказалась втянутой в войну за «место под солнцем», а затем, около II века до н. э., оказалась подчинённой Риму и начала постепенно исчезать. Исчезали и нураги. Часть исследователей полагает, что нурагийцы свои башни хоронили. В буквальном смысле этого слова.


Такая гипотеза родилась из факта, что все нураги на Сардинии были найдены в курганах одинаковой формы. Вероятно, что перед тем, как навсегда покинуть нураг, его жители замуровывали все входы каменными плитами, а потом сооружение засыпалась землёй. Однако возле нурагов не было котлованов, откуда могли черпать землю на засыпку. Значит, она привозилась? Но откуда и каким образом?

Нурагийская культура не исчезла бесследно. Помимо нурагов, она оставила о себе массу других свидетельств: сантуарии, священные колодцы, захоронения, известные под названием «гробницы гигантов», а также бронзовые изделия, в основном, статуэтки, известные как «бронзетто». Чаще всего бронзовые фигурки изображали воинов, охотников, животных и женское божество, скорее всего, Танит.


Приобретённые на основании анализа бронзетто данные позволили некоторым учёным высказать мысль, что нурагийцы - это народ, в числе немногих стоявший у истоков европейской цивилизации.

Знаменитая нурага Су Нуракси, включённая в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО в 1997 году. Фото: Public Domain

Об уникальной нурагической цивилизации на острове Сардиния известно очень мало, несмотря на многочисленные памятники архитектуры, мегалитические могилы, статуэтки, непохожие ни на какие другие. Что стало с древними людьми, жившими в эпоху бронзы и до раннего железного века, и как их существование связать с другими цивилизациями?

Башни нураги

Самыми известными памятниками древней архитектуры на острове являются башни нураги, их примерно 7000. Хотя подобные сооружения характерны для многих других регионов Средиземноморья, сардинские нураги - наиболее оригинальные и величественные. Это круглые каменные сооружения с плоской усечённой крышей, построенные в XVIII веке до нашей эры.

Такие плоские крыши, вероятно, использовались как террасы, но некоторые из них имеют коническую форму. Минимально обработанные камни укладывали кругом, получалась цилиндрическая башня. Внутри нураги, как правило, находился коридор, внутреннее пространство (до13 м в диаметре) и лестница, ведущая наверх. Некоторые более сложные жилища оснащены скважинами и бункерами, предположительно для хранения жидких или сухих пищевых продуктов.

Нурага Arrubiu. Фото: Public Domain

Некоторые башни достигают 27 м в высоту, например, Arrubiu, но многие ранние сооружения гораздо ниже.

Назначение нураг

Некоторые нураги использовались как зерновые бункеры, обсерватории, храмы или крепости. Артефакты, обнаруженные в них, в том числе каменные орудия, ткацкие станки, очаги, сосуды для приготовления пищи, мутовки и кости животных, свидетельствуют о том, что башни в основном использовались в качестве домов и для бытовой деятельности. Несколько таких башен разной сложности, построенные в непосредственной близости друг от друга с общими скважинами во дворе, окружены мегалитическими стенами, похожими на бастионы для охраны.

Наиболее сложные строения в населённых пунктах имели бассейн, помещение для животных, смотровые башни. Многие сооружения разрушены, и камни позже использовались для строительства домов и дорог.

Гигантские гробницы

Мегалитические захоронения на Сардинии называют могилами великанов, но в них погребены десятки людей нормальных размеров. Просторные погребальные камеры составляли в ширину до 20 м и до 27 м в длину. Древние люди считали, что мёртвые преобразуются в богов или подобных им существ, поэтому хоронили умерших рядом со своими жилищами.

Могила гигантов. Дверь центральной стелы разделяет физический мир и потусторонний. Фото: Wikimedia Commons

Несмотря на огромные размеры гробниц, там нашли останки людей нормального роста. Фото: Wikimedia Commons

Религиозные обряды и церемонии

В нурагах, скорее всего, жители спали головой в сторону мест захоронений для исцеления или магических целей.

Духовные практики, кажется, тоже связаны с мёртвыми, загробной жизнью и магическими свойствами воды. Жилые сооружения и храмы строились вокруг священных колодцев. Там найдено большое число бронзовых статуй, возможно, используемых для религиозных ритуалов. Они изображают мужчин, женщин, корабли, животных, воображаемые объекты и миниатюрные копии повседневных инструментов.

Бронзовая древняя статуэтка, найденная в одной из башен. Фото: Public Domain

Нурагическая цивилизация существовала на острове в течение 5000 лет, вероятно, жители древней Сардинии вели торговлю с соседними областями. Есть также свидетельства того, что они находились в изоляции от остального мира в течение некоторых периодов времени. В башнях и других сооружениях не обнаружено следов письменности. То немногое, что было оставлено, относится к более поздним периодам.

Учёные предполагают, что нурагическая цивилизация пришла в упадок в конце VI века до нашей эры. Причиной могло послужить вторжение извне, изменения в экосистеме или социальные потрясения.

В самом сердце Средиземного моря расположена Сардиния — земля, на которую по легенде ступил Создатель. На этом острове, расположенном к западу от Апеннинского полуострова между Сицилией и Корсикой, и только здесь, можно увидеть уникальные сооружения в форме башен — нураги, сложенные из гигантских грубо обработанных камней в виде усеченных конусов. Эти строения связаны с давно исчезнувшей загадочной цивилизацией нурагийцев, которая существовала на острове Сардиния во II тысячелетии до нашей эры.

В основном нураги встречаются в северо-западной и южно-центральной частях острова. Всего на острове учеными найдено около 8 000 башен, но в древности их было куда больше. Некоторые из исследователей называют цифры от 20 до 30 тысяч.

К сожалению, целых каменных башен на Сардинии практически не сохранилось. Большая часть нурагов разрушена до самого основания, а многие и вовсе занесены толстыми слоями земли. Сохранившиеся фрагменты указывают на хорошо продуманную и безукоризненно выполненную конструкцию.

Стены нурагов сложены из базальтовых блоков весом до трех тонн. Искусные строители укладывали камни круг за кругом без использования каких-либо связующих растворов, постепенно сдвигая к центру. Многотонные конструкции удерживались лишь за счёт собственного веса, а главный секрет устойчивости заключался в применение камней разной плотности и формы. Если между камнями оставались щели, их забивали плоскими осколками породы. Высота некоторых строений, не имеющих фундамента, достигала 20 метров, а их диаметр – 30–50 метров. У основания стены нурага были 4–5 метров толщиной.

Вход в башню практически всегда располагался с южной стороны, сразу за ним следовал широкий коридор, ведущий в круглую комнату со сводчатым потолком. В больших нурагах таких комнат было несколько. Своды сооружений также выложены с помощью «сухой» кладки.

Верхняя часть этих загадочных строений являлась своеобразной террасой с парапетом, куда поднимались по винтовой лестнице. Свет для освещения падал через узкие оконца в толстых стенах. Наверху, на высоте 6 метров, находился выход. Археологи предполагают, что это выход был запасным, и связь с внешним миром осуществлялось посредством верёвочных лестниц или подъёмных мостов.

Кроме отдельно стоящих нурагов сооружались целые нуралогические комплексы, когда вокруг центрального строения возводилось множество башен самой разной высоты, соединённых крепостным валом. Вокруг нурагов потом строились целые деревни из круглых каменных хижин — «пиннетт», выложенных из камня. Между хижинами и башнями образовывались соединенные между собой узкие улочки, шириной меньше метра.

Один из таких комплексов — Су-Нуракси-ди-Барумини, центром которого является трехуровневая каменная башня, сооружённая около XV века до нашей эры. Вокруг неё — четыре башни, расположенные четко по сторонам света. Семь башен поменьше, соединенные стеной, образовывали внешнее кольцо. До наших дней сохранилось только пять из них. Рядом с башней хорошо сохранились необычные чаши, выдолбленные из цельного камня. Какую роль они выполняли в древние времена, пока не известно.

Во внутреннем дворе прорыт колодец с питьевой водой, глубиной до 20 метров. Он имеет форму перевернутой нураги. В глубине его диаметр — 4 метра, а к верху его каменные стены сужаются до размеров обычного колодца. Вода до сих пор наполняет его.

Под грудой камней в Су-Нуракси в 1950 году была раскопана странная статуэтка – модель нурага, по которой ученые смогли воссоздать его первоначальный облик. Видимо, древним строителям эта статуэтка служила макетом возводимой башни и заменяла чертежи. В 2015 году на территории комплекса при раскопках были найдены 2 целые амфоры. Предполагается, что они сохранились, потому что были вкопаны в основание дома как оберег.

О назначении нурагов у историков и археологов единого мнения нет и по сей день. Одни башни строились на склонах, другие - на горах, а третьи - на вершинах холмов.

Сейчас большинство учёных склоняется к мысли о многофункциональности нурагов. Простые нураги на вершинах холмов могли служить смотровыми башнями, а множество строений на побережье вполне можно считать вышками для наблюдения за морем, а также временным жильём для заходящих в порт торговцев.

Нураги же более сложной конструкции строились в общинных центрах и могли предназначаться для собраний или же были храмами, резиденцией правителей, а возможно сочетали все эти функции сразу. По другой версии, нураги вначале строились для военных и оборонительных целей, а затем превратились в ритуальные центры.

Несомненно, башни имели символическое значение. Кстати, практически во всех исследованных нурагах археологи находили рога оленя. Они покоились в специальных углублениях под стенами. Возможно, олень для нурагийцев был священным животным, а также мог почитаться и как дух-хранитель жилища.

О нурагийцах сегодня известно совсем немного. Их происхождение и этническая принадлежность туманны. Единственное, о чём с уверенностью заявляют исследователи, нурагийцы не были индоевропейцами.

Первые люди на Сардинии появились почти 10 000 лет назад, возможно, с Корсики. Некоторые учёные полагают, что в период позднего палеолита вообще существовал своего рода мост Африка – Сардиния – Корсика – Европа, и переселенцы могли прийти откуда угодно.

Вторая волна переселенцев пришлась на эпоху неолита, где-то 4-5 тысяч лет назад. По мнению известного русского учёного А.И. Немировского, Сардиния в эпоху строительства нурагов была промежуточным пунктом миграции предков этрусков из Малой Азии в Италию. Действительно, изделия искусства нурагийской культуры обнаруживают определённое сходство как с этрусским искусством, так и с изделиями восточного Средиземноморья. Однако, по мнению этрусколога Массимо Паллоттино, архитектура нурагийской культуры была в своё время самой прогрессивной для всех цивилизаций западного Средиземноморья, даже в сравнении с регионом Великой Греции на юге Италии.

Получается, что нурагийцы - не этруски, не народы моря, не коренные жители Сардинии, не иберийцы и не североафриканские племена, организовавшие в тот промежуток времени на острове самостоятельные поселения. Тогда кто же они — симбиоз нескольких культур или же культура самостоятельная? Ответа нет до сих пор.

Закат нурагийской культуры начался с приходом финикийцев. Сардиния оказалась втянутой в войну за «место под солнцем», а затем, около II века до н. э., оказалась подчинённой Риму и начала постепенно исчезать. Исчезали и нураги. Часть исследователей полагает, что нурагийцы свои башни хоронили. В буквальном смысле этого слова.

Такая гипотеза родилась из факта, что все нураги на Сардинии были найдены в курганах одинаковой формы. Вероятно, что перед тем, как навсегда покинуть нураг, его жители замуровывали все входы каменными плитами, а потом сооружение засыпалась землёй. Однако возле нурагов не было котлованов, откуда могли черпать землю на засыпку. Значит, она привозилась? Но откуда и каким образом?

Нурагийская культура не исчезла бесследно. Помимо нурагов, она оставила о себе массу других свидетельств: сантуарии, священные колодцы, захоронения, известные под названием «гробницы гигантов», а также бронзовые изделия, в основном, статуэтки, известные как «бронзетто». Чаще всего бронзовые фигурки изображали воинов, охотников, животных и женское божество, скорее всего, Танит.

Приобретённые на основании анализа бронзетто данные позволили некоторым учёным высказать мысль, что нурагийцы - это народ, в числе немногих стоявший у истоков европейской цивилизации.

Использованы материалы сайта