Альтернативные источники энергии

Кубановедение. Урок-экскурсия "казачья горница" Для чего казаки белили свои дома

Кубановедение. Урок-экскурсия

В далеком прошлом в нашем Отечестве зародилось уникальное, присущее только ему явление – казачество. «Живой изгородью» селились казаки на окраинах Руси, обороняя ее от врагов и осваивая новые территории. Казачий уклад жизни выработал особый образ воина-земледельца, лихого наездника и труженика.

Жилища казаков

Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жи­лых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату.

Дом казака – курень, что означает круглый. На Дону самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом. Позднее стали строить двухэтажные курени – это спасало от разлива рек. Первый этаж в них хозяйственный, второй – жилой.

Курень делился на левую - женскую половину и правую – мужскую. Прямо за сенцами была самая большая комната – зало, где принимали гостей. Здесь стояла лучшая мебель и посуда. Женщины и дети никогда не входили в кунацкую на мужской половине. Казачьи семьи были большими (5-10 человек).

Казачье подворье

Ничто так ярко не отражало характер и хозяйскую жилку казака, как его двор. Достаточно было взглянуть на него, чтобы безошибочно определить, пустил ли поселенец на новом месте «корни». Даже ширина двора имела значение. Если он был широким, просторным, значит, хозяин уже думал о постройке новых хат, где будут жить взрослые сыновья, если узкий двор – наверняка в семье одни девки, а значит, никакого расширения не предвидится. В обустройстве подворья казаки всегда придерживались главного правила: здесь всё должно быть на виду, под рукой. Главная достопримечательность казачьего двора – пространство между крылечком, что выходило во двор, и хозяйственными постройками вокруг него.

Внутреннее убранство казачьей хаты

Интерьер кубанского жилища был в основном однообразный для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой хате сто­яла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: «горка» или («угольник»), комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме бы «красный угол» - «бож­ница». «Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола-угольника. Казачки придавали большое значение убранству хаты. В красном углу были иконы, они крепились к стенам, украшались рушниками и цветами. Перед иконами крепилась лампадка, которую зажигали, когда молились или на большие праздники. В каждой хате была русская печь, она являлась вместилищем пищи, домашним очагом.

Украшали хату не только вышивки, начищенные самовары, чайники, которые делали из меди и они сияли теплым солнечным светом. Обязательно в доме были фотографии в деревянных рамках, на которых были запечатлены самые важные события казачьей семьи. Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-х гг. XIX в.. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны. Особенно часто фотографировались в годы Первой ми­ровой войны. В каждой казачьей семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта. Многое в хозяйстве казаки и казачки делали своими руками. Это было творческой потребностью души. Длинными вечерами семья собиралась в большой комнате, все занимались своим делом: женщины рукодельничали, мужчины подшивали валенки или хомуты, а дети поглядывали сверху, забравшись на печь.

Мужской костюм

Старинная казачья одежда очень древняя. Костюм казаков складывался веками, задолго до того, как степня­ки стали именоваться казаками. В первую очередь это от­носится к изобретению скифов - штанам, без которых невозможна жизнь кочевника-конника. За столетия по­крой их не изменился: это широкие шаровары – в узких штанах на коня не сядешь, да и ноги будут стирать, и дви­жения всадника сковывать

Рубахи были двух видов – русская и бешмет . Русскую заправляли в шаровары, беш­мет носили навыпуск. Шили их из холста или из шелка. Степняки вообще предпочитали шелк другим тканям – на шелке вошь не живет. Сверху - сукно, а на теле – шелк! Зимой носили нагольные полушубки, которые наде­вались шерстью на голое тело – так народы Севера носят кухлянку. От трения шерсти о тело возникает электрическое поле – так теплее, а если человек вспотеет – шерсть пот оботрет, он не впитается в одежду и не превратится в лед.

Из верхней одежды казаки издавна предпочитали арха­лук - «спиногрей» - нечто среднее между стеганым та­тарским халатом и кафтаном. Кроме того, поверх тулупа зимой и в непогоду надевался балахон валенный из ове­чьей шерсти плащ с капюшоном. По нему скатывалась вода, в сильные морозы он не лопался, как кожаные вещи. На Кавказе балахон заменила бурка, а капюшон издавна существовал как самостоятельный головной убор-башлык.

Сапог было великое множество - без сапог верховая езда невозможна, да и по сухой степи не пройдешь боси­ком. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каб­луков - ичиги и чирики - туфли-галоши, которые наде­вали либо поверх ичиг, либо поверх толстых чесаных нос­ков, в которые заправлялись шаровары. Носили и башмаки – кожаную обувь с ремнями, названную так потому, что изготовлялась она из телячьей кожи.

Особое значение имели казачьи лампасы. Считалось, что введены они Платовым, но лампасы обнаруживаются и на старинной казачьей одежде, и даже на одежде полов­цев, и еще раньше - скифов. Так что при Платове ноше­ние лампасов было только узаконено, а существовали они и прежде, знаменуя принадлежность их хозяина к вольному воинству.

Шапка у казака играла огромную роль в обычаях и символике. Папаха символизировала полноправную принадлежность к станичному обществу. С головы шапка ровно как сорванный с женщины платок, было смертельным оскорблением, за которым следовала кровавая расплата. В шапки зашивали иконки и охранительные молитвы. Обычай нашивать на папахи и фуражки награды – бляшки с надписями, за что награжден полк, еще больше увеличивал духовную ценность головного убора. За отворот клали особо ценные бумаги и приказы.

Женский костюм

Традиционный женский костюм сформировался к се­редине XIX в. Он состоял из юбки и кофточки (блузки), назывался «парочка». Блузка могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделыва­лась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кру­жевами, гарусом, бисером. Праздничную одежду шили из шелка или бархата. 3начение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи было весьма велико, красивая одежда под­нимала престиж, подчеркивала достаток, отличала от иногородних. Каждая женщина умела прясть, ткать, кроить, шить, вышивать, плести кружева.

Женский костюм – это целый мир. Не только каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род име­ли особый наряд, который отличался от иных если не со­вершенно, то деталями. Замужняя женщина или девушка, вдова или невеста, какого она рода и сколько у жен­щины детей – это определялось по одежде.

Особенностью казачьего женского костюма были голов­ные накидки. Женщинам не положено ходить в храм с непокрытой головой. Казачки носили кружевные платки, а в XIX в. – колпаки. Носились они в полном соответствии с семейным положением - замуж­няя женщина никогда не показывалась без файшонки. Девушка же покрывала голову и обязательно заплетала косу с лентой. Необходимо отметить возрастные различия в одежде. Самым красочным и лучшим по качеству материала был костюм девушек – невест – молодых женщин. К 35 годам женщины предпочитали одеваться в более темную, однотонную одежду упрощенного покроя. Изделия из домотканого полотна входили в девичье приданое, которые украшались вышивкой. Это рубахи, подзоры, юбки – спидницы. По поверью, вышивка обладала магической способностью сохранять и оберегать от дурного глаза, болезней, способствовала благополучию, счастью и богатству.

Верный друг

Невозможно представить себе жизнь казака без коня. Как в праздники, так и в будни всё было связано с этим неизменным спутником жизни. Издавна соблюдался обычай ставить в казачьем дворе две конюшни: одну для выездных лошадей (на них ездили в гости, на ярмарку, в церковь, участвовали в скачках), другую – для лошадей рабочих, на которых пахали, сеяли, ездили в поле за снопами, сеном, подсолнухами, вывозили навоз со двора и удобряли им свои паи. Единение казаков с лошадьми было поистине нерасторжимым. Если в бою казак был ранен и падал, то конь всегда останавливался, подходил к нему, трогал его лицо губами и, даже если не получал команды от хозяина, опускался рядом, чтобы раненый мог забраться на него хотя бы поперёк седла. Так верный товарищ выносил казака из боя, спасая от неминуемой гибели.

Мастер-класс на тему: «Казачья хата».

Цели и задачи мастер-класса:

Знакомство с историей и культурой Кубани, бытом кубанского казачества;

Развитие словарного запаса, интереса к прошлому родного края;

Воспитание любви к родному краю;

Развитие речи и мышления учащихся;

Развитие творческих способностей детей.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование, презентация.

Раздаточный материал: кроссворд, карточки-иллюстрации, карточки с заданиями.

Ход урока:

1. Организационный момент:

Учащиеся рассаживаются группами по 4-5 человек.

Здравствуйте. Присаживайтесь. Сегодняшнее занятие я бы хотела начать вот с таких строк:

Любили казаки свой край

И превратили его в рай.

Пахали, строили, служили.

Обычаи и веру сохранили.

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Сегодня в прошлое мы с вами попадём,

Дом казака увидим и в него войдём.

О том, как жили, многое узнаем.

Итак, готовы? Мы начинаем.

2. Актуализация знаний

Преподаватель:

Скажите, как называют людей, которые охотно принимали участие в войнах, составляя передовую, легкоконную часть кочевого войска? (казаки)

Скажите, как называется жильё казаков? (хата)

3. Самоопределение к деятельности

Учитель:

Сегодня мы узнаем, как и из каких материалов казаки строили свое жильё.

Сформулируйте тему нашего урока. (Казачья хата.)

IV . Работа по теме урока

(Слайд 5)

    Рассказ учителя: «Как казаки строили себе жильё»

Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины.

Почему именно эти материалы были выбраны для строительства домов на Кубани? (ответы детей)

(Слайд 6)

Первые постройки были турлучными. Казачья хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша.

(Слайд 7)

Турлук – частокол, плетень.

(Слайд 8)

По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой.

(Слайд 9)

Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» - глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой).

(Слайд 10)

Крыли ее путаной соломой или соломенными снопиками – парками. Затем в хате клали печь Технология сооружения такой хаты перенесена с Украины.

(Слайд 11, 12)

Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности.

(Слайд 13)

Для летнего пользования во дворе ставили небольшую печку – кабыцу. Над ней ставили легкий навес.

(Слайд 14)

Казачья хата почти не отличалась от жилища жителей Украины.

(Слайд 15)

А из чего еще строили казаки свое жилище? (из самана)

(Слайд 16)

Казаки строили себе жильё из самана. Саман – это кирпич из глины с примесью соломы.

(Слайд 17)

На строительство собирались всем селом.

(Слайд 18, 19, 20, 21)

Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены.

(Слайд 22, 23)

Послушайте отрывок из стихотворения кубанского поэта Карпенко

«Бабы Моти сказ про реку Челбас».

Строить дом в степи –

Тяжкий крест нести.

От натуги кровавились очи:

То камыш коси,

То саман меси,

То формуй да расставь его к ночи.

Леса нет вокруг,

Всё поля да луг.

В дело шла солома и глина,

И сухой камыш

Для шатровых крыш,

И для мазки навоз лошадиный.

В доброй хате той

Всей семье покой.

Круглый год благодать в ней витает.

В стужу здесь тепло,

В ясный день светло,

А уж летом прохлада какая!

(Слайд 24)

Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату.

V . Физкультминутка (Слайд 26)

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Присели на свои места.

VI . Закрепление изученного материала

    Работа в группах /парах/ (Слайд 27)

Разгадайте кроссворд.

По горизонтали: 1. Печь у казаков. 2.Им покрывали жилище сверху. 3.Жилище казака.

По вертикали: 4.Этот плетень использовали для строительства стен дома. 5. Кирпич из глины с примесью соломы.

КРОССВОРД

4 т

    «Проверь себя» (Слайд 27)

    Как называется жильё казака?

    Из чего казаки делали хаты?

    Какими были первые хаты - саманные или турлучные?

    Как строили саманные хаты?

    Как строили турлучные хаты?

VII . Рефлексия (Слайд 28)

    Я узнал...

    Я научился...

    Я понял, что могу...

    Мне понравилось...

    Для меня стало новым...

    Меня удивило...

    У меня получилось...

    Мне захотелось...

VIII . Подведение итогов урока. (Слайд 29)

    Что у вас получилось очень хорошо?

    Что не получилось?

    Чем был полезен для вас урок?

Домашнее задание:

Подготовить рассказ, сообщение о предметах кубанского быта.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 1

г. Серафимовича Волгоградской области

Исследовательская работа

"Казачья хата, чем богата?"

Выполнила: Авдеева Маргарита ученица 3 «В» класса

Научный руководитель: Верстюк Ю.А.

Введение.

Глава IИз истории Донского жилица.

      Казачьи поселения на Дону.

      Старинные здания станицы Усть-Медведицкой.

      Донская казачья хата

Глава 2.. Современные постройки в Станице.

2.1. Здания и сооружения 2.2.Мой дом сегодня.

Глава 3. Моя станица в будущем.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение.

1.Фото «Жилища донских казаков»

ВВЕДЕНИЕ

Всех жителей городов, станиц, поселков Донского края можно назвать одним словом - "казаки". А еще все мы- земляки. Так называют людей, у которых одна земля, общая малая родина. Каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа, так как в них отражается душа народа: уклад его жизни, любовь к труду и земле, почитание отцов и дедов. Это наши корни, наши истоки.

Цель исследования: исследовать как выглядело жилище (дом) казаков станицы Усть-Медведицкой.

Задачи:

1.изучить историю казачьих построек;

2. охарактеризовать казачью хату;

3.предоставить фотоматериал казачьей хаты.

Гипотеза: казачья хата - зеркало времени, традиций Донскогонарода;

Актуальность выбранной темы:

Без прошлого нет будущего.

Методы исследования :

1) поиск материала;

2) анализ полученного материала;

3) изучение сведений и фактов из истории казачества;

4)фотографирование

Чтобы изучить прошлое и настоящее казачества, мы читали и выбирали интересную информацию из научно-популярной и энциклопедической литературы, изучали интернет – ресурсы, общались с казаками и атаманом, записывали важную информацию, посетили Серафимовичский районный литературно-краеведческий музей.

Материал данной исследовательской работы может использоваться на уроках «Краеведения» и будет интересен всем, кто изучает историю родного края..

Глава I Из истории Донского казачества.

      Казачьи поселения на Дону.

Мы живём в Донском крае. Издавна на этих землях селились казаки.

Недостаток летописных источников не позволяет точно определить время зарождения Донского казачества. Известен и такой факт, что Донские казаки в 1380 г. преподнесли князю Дмитрию Донскому накануне Куликовской битвы икону Божией Матери. Эти и другие упоминания указывают на то, что на Дону в это время уже складывалась община людей, которая могла стать зерном Донского казачества.

      Старинные здания станицы Усть-Медведицкой.

Прошло много лет со времени заселения казаков на донские земли. Но и сегодня на улицах станицы Усть-Медведицкой мы можем видеть старинные здания. На улице Октябрьской стоят дома, которые были построены в 1908 году.

Улицы имели благоустроенный вид, тротуары были выложены булыжником, стройными рядами росли липы, акации, серебристые тополя. По ночам на перекрестках и возле домов знати светились керосиновые фонари.
В станице имелись три мельницы, винокуренный, кожевенный, кирпичный заводы, с десяток кабаков, винные склады, амбулатория, окружная больница на 25 кроватей, окружная тюрьма на 80 человек, аптека, Окружное дежурство III военного округа, гарнизонные казармы, окружное казначейство, управление окружного атамана, станичное правление, три клуба – дворянский для офицеров, купеческий и всесословный. В станице были магазины, лавки, ремесленные мастерские, проходили знаменитые летние и зимние ярмарки. Здесь действовали две типографии, водокачка, электростанция и почтовая контора, был свой театр и первый на Среднем Дону «синематограф». «Вторая столица Войска Донского» – так называлась Усть-Медведицкая. Однако с прокладыванием железной дороги Москва-Царицын в конце XIX века станица оказывается на околице торгово-экономической жизни.

1.3.Донская казачья хата

Мы побывали в Серафимовичском Районном Литературно-Краеведческом Музее и узнали, что в казачьих станицах строились хаты в украинской или южнорусской традиции. Они были глинобитными или саманными, крыши – крыли камышом или соломой.

Хаты строили из самана. Саман – смесь глины, соломы, камыша, лошадиного навоза.

Деревьев было мало, а глины было много. Соломы тоже было много, так как казаки выращивали хлеб. Почти в каждой семье были кони. В саман добавляли лошадиный навоз для того, чтобы саманный кирпич не рассыпался (для крепости) и для тепла. А также в печах обжигали кирпич. Большинство сохранившихся зданий были построены из этого кирпича.

Смешивали саман лошадьми. Мужчины из смеси делали кирпичи. Кирпичи сохли на солнце. Поэтому хату строили летом. "Под углы хаты закладывали монеты, чтобы быть богатыми; на пороге прибивали подковы, чтобы быть счастливыми, чтобы водился скот; на плетни вешали черепа, подворье окропляли святой водой, чтоб не подступали злые духи; русскую печку разрисовывали петухами, рыбками, розами, в цвет васильков раскрашивали окна, чтобы радовали глаз...

Строили хату всей родней, всей улицей, всей станицею."

Крыли хату соломой или камышом. Такая крыша называлась "стреха". Пол в хате был земляной, землю смазывали глиной. Построенную хату белили известью или мелом снаружи и внутри.

Украшением хаты были наличники на окнах и ставни – для защиты от солнца. Летом в саманной хате прохладно, а зимой тепло.

В хате обычно коридор, большая комната и сени. На пол для тепла бросали солому, поверх соломы стелили домотканые половики.

Значительную часть комнаты занимала печь - сердце дома. Около печи - угольник.

В каждой хате был «Красный угол» (от слова «красивый»). Его называли «Святой» - помещались иконы, украшенные рушниками.На стенах висели фотографии - традиционные реликвии казачьих семей с сюжетами: проводы и служба в армии, свадьбы, праздники.

Глава 2. Современные постройки в Станице Усть-Медведицкой 2.1. Здания и сооружения.

В Станице Усть-Медведицкой ра­бо­та­ет центральная районная больница, библиотека, спортивная школа, магазины, торговые центры, музыкальная школа, детский центр. Зимой работает каток.

2.2.Мой дом сегодня.

Я проживаю на улице Подтелкова в большом частном доме. Мой дом просторный, и очень уютный. В нем 11 комнат. Все они просторные и уютные. У меня есть своя комната. Я ее очень люблю.

Моя комната розовая. Здесь стоят кровать, стол, комод, и шифоньер. В моей комнате много игрушек. Я люблю проводить время дома с родителями и с друзьями.

Наш дом красивый и современный. У нас нет русской печи с лежанкой, но есть тёплые батареи. У нас нет летней кухни, но на газовой плите мама готовит вкусные донские щи.Мой папа не умеет играть на гармони, но у нас есть телевизор и компьютер. В нашем доме хранятся фотографии наших прадедов, которые защищали нашу землю от врагов. Есть у нас и атрибуты казачества: казачья форма, шашка. Я люблю свой дом.

Глава 3. Моя станица в будущем.

Я очень хочу, чтобы в будущем наша станица стала ухоженной, красивой, и современной. В Станице обязательно будет огромный парк, где будут жить много разных животных и птиц, и где дети будут играть с ними на лужайках.Я бы хотела видеть в нашей станице аквапарк, бассейн, красивый парк где дети могли кататься на роликах.

Заключение.

Каждый человек должен знать о культуре своего народа. Моя гипотеза - : казачья хата - зеркало времени, традиций Донского народа- подтвердилась. Изучив материал по теме, я пришла к выводу, что изучать историю казачества необходимо для того, чтобы у молодого поколения была гордость за своё отечество и готовность продолжать славные дела казаков..

В работе были использованы следующие методы исследования:. поиск материала; анализ полученного материала; изучение сведений и фактов из истории казачества; просмотр телематериалов и фильмов, фотографирование.

Гипотеза о том, что казачья хата - зеркало времени, традиций донского народа; подтвердилась. Меняется культура народа – меняется жилище людей. Во внешнем и внутреннем облике жилища видна культура и традиции народа.

Список использованной литературы.

1.Районная газета "Усть-Медведицкая".

2.Газета "Казачий круг".

3.Фонды Серафимовичского Районного Литературно-краеведческого музея.

4. Фонды Усть-Медведицкой казачьей галереи.

5. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://malivka.com/istoriya-petrikovskoie-rospisi/Page-3.html


Жилища- хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанных с двух сторон глиной. Пол глинобитный. Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с русской печью в заднем углу и малую хату.


Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки»- глину вперемешку с соломой забивали в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли половину и кизяк (навоз, тщательно примешанный с соломенной резкой).







Жилища казаков Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жи­лых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату. Кубань, в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формирова­лись в одно целое элементы культур различных народов. Домостроение – важный элемент традиционной народ­ной культуры. Это большое событие в жизни каждой ка­зачьей семьи, дело коллективное. В нем обычно принима­ли участие, если не все, то большая часть жителей «края», «куткa», станицы. Вот как строились турлучные дома: «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» - глину вперемешку с соло­мой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой». Общественные здания - атаманское правление, шко­лы возводили из кирпича, с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы.


Обряды при строительстве жилья «На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось». Мат­ку-сволок (деревянные брусья, на которые настилался по­толок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто». В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома. После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье. Внутреннее убранство казачьей хаты Интерьер кубанского жилища был в основном одина­ков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой хате сто­яла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: «горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме бы «красный угол» - «бож­ница». «Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола- угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божнице» сохраня­ли предметы, имеющие священное или обрядовое значе­ние: венчальные свечи, «пасхи», как их называют на Куба­ни, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв.


Тема: «Казачья хата».

Цели:

· Закрепить понятия: саманный, турлучный.

· Дать представление о внутреннем устройстве, убранстве казачьей хаты.

· Развивать речь и мышление учащихся.

· Развивать творческие способности детей.

· Продолжать обучать детей работать в группах.

· Воспитывать интерес к прошлому кубанского казачества.

Оборудование:

· Мультимедийное оборудование, слайды: «Хутор», «Хата», «Красный угол», «Печь», «Убранство хаты», «Утварь».

· Раздаточный материал: кроссворд, карточки-иллюстрации «Саманная хата» и «Турлучная хата», карточки с заданиями.

· Материал для проектной деятельности : силуэт коврика, силуэт глэчика, силуэт рамки для фотографии, силуэт рушника, клей, детали из цветной бумаги для узора.

· Демонстрационный материал: предметы быта.

Ход урока.

I. Организационный момент. Дети сидят группами по 5 человек. Столы сдвинуты так, чтобы дети сидели лицом друг к другу.

II. Закрепление изученного материала на предыдущем уроке.

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим

Сегодня на уроке мы побываем на казачьем хуторе.

- Скажите, как называется жильё казаков? (Хата) Сегодня мы «побываем» внутри хаты и узнаем как она устроена.

Хотели бы вы поучаствовать в строительстве хаты?

Строительство будет необычным: вы должны выполнить задания, используя знания, полученные на прошлом уроке. Работать вы будете в группе, поэтому должны помнить, что каждый имеет право на своё мнение, говорите спокойно, тихо, не мешая детям из других групп, руководитель группы следит, чтобы все дети в группе принимали участие в работе.

Задания по группам:

1 группа.

В каждой строчке найдите лишнее слово, объясните почему.

Изба, квартира, дом, хата.

Саманный, деревянный, турлучный.

Глина, солома, известняк, вода.

Печка, костёр, груба, кабыця.

2 группа. (у детей карточки-иллюстрации «Строительство турлучного дома)

С помощью иллюстраций определите последовательность основных этапов строительства турлучного дома. Выберите, кто расскажет как строился дом.

3группа . (у детей карточки-иллюстрации «Строительство саманного дома)

С помощью иллюстраций определите последовательность основных этапов строительства саманного дома. Выберите, кто расскажет как строился дом.

4группа. Разгадайте кроссворд.

По горизонтали: 1. Печь у казаков. 2. Им покрывали жилище сверху. 3. Жилище казака.

По вертикали: 4. Этот плетень использовали для строительства стен дома. 5. Кирпич из глины с примесью соломы.

КРОССВОРД

5группа.

Разбейте текст на части, распределив каждую часть между собой. Читая цепочкой, прочитайте выразительно.

Отрывок из стихотворения кубанского поэта Карпенко «Бабы Моти сказ про реку Челбас».

Строить дом в степи –

Тяжкий крест нести.

От натуги кровавились очи:

То камыш коси,

То саман меси,

То формуй да расставь его к ночи.

Леса нет вокруг,

Всё поля да луг.

В дело шла солома и глина,

И сухой камыш

Для шатровых крыш,

И для мазки навоз лошадиный.

В доброй хате той

Всей семье покой.

Круглый год благодать в ней витает.

В стужу здесь тепло,

В ясный день светло,

А уж летом прохлада какая!

2. Ответы учащихся. Оценивание ответов.

III. Новый материал. Устройство и убранство хаты.

Учитель: Хата построена, можно заглянуть и во внутрь.

Казачье жилище было в основном одинаково для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница».

«Божница» состояла из одной или нескольких икон, украшенных цветами, вышитыми рушниками. Под «божницей» стоял длинный стол с лавками, за которым собиралась вся семья казака. Вспомните, какая посуда ставилась на стол?

Царицей в доме считалась печь(груба).

Как вы думаете почему?

Печь и кормила, и согревала, а ещё была лежанкой.

В великой (большой) комнате вдоль стен стояли широкие лавы, скрыни(сундуки), в которых казаки хранили одежду, этажерки, на стенах висели шкафы «горки»(«угольники»).

Казаки очень любили своё жилище и старались, чтобы в нём всегда было чисто и красиво. Стены украшали развешенное оружие, фотографии в красивых рамочках, на полу, на лавах - самотканые коврики (половыци), окна украшали вышитыми занавесками.

Я приготовила для вас сюрприз. Сюрприз – отгадки на мои загадки:

Говорит дорожка:

Два вышитых конца:

«Вытираю я, стараюсь,

Всё намокло, всё измялось-

Нет сухого уголка.» (рушник)

Гладит всё, чего касается,

А дотронешься – кусается. (утюг)

(Учитель показывает детям рушник, утюги)

IV. Итог урока. Проектная деятельность.

Учитель: Дети, вы хотели бы принять участие в убранстве казачьей хаты? Каждая группа украсит аппликацией свой предмет, используя готовые детали узора. Детали разного цвета. красного цвета.

зелёного.

жёлтого.

синего.

Дети по группам выполняют задания:

1 группа.

Украсьте коврик полосочками. Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

2 группа.

Украсьте глэчик узором. Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

3 группа.

Украсьте рамочку для фотографии. Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

4 группа.

Украсьте рушник узором(растительный узор). Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

5 группа.

Украсьте рушник узором (геометрический узор). Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

Выставляются работы детей.

V. Домашнее задание: выполнить задание в тетради на стр.45 – по возможности принести предмет или его фотографию для выставки в классе.

https://pandia.ru/text/79/561/images/image002_134.jpg" width="277" height="396">