Альтернативные источники энергии

Какие опасные ситуации могут произойти дома. Причины возникновения опасных ситуаций в квартире

Какие опасные ситуации могут произойти дома. Причины возникновения опасных ситуаций в квартире

Разделы: Литература

Мастерская слова посвящена памяти драматурга Александра Вампилова, 70-летию со дня его рождения. Приведенный сценарий построен в форме литературно-музыкальной композиции. Для популяризации творчества драматурга А.Вампилова были организованы:

1. Конкурс стихотворений, посвящённых А. Вампилову, чтение отрывков из его произведений, драматизация “Венок Вампилову”.

2. Конкурс сочинений, эссе, стихотворений, написанных учащимися, “У портрета Вампилова”.

3. Викторина о жизни и творчестве А. Вампилова (вопросы, работа с текстом).

Цель мероприятия: заинтересовать личностью А.В. Вампилова, пробудить желание к чтению его произведений.

  • приобщить учащихся к творчеству писателя и драматурга через художественное слово, выразительное, проникновенное чтение стихотворений, драматизацию и комментирование рассказов и воспоминаний современников;
  • побудить учащихся к самостоятельному творчеству, повысить уровень языковых и коммуникативных компетенций.

Оборудование: оформление сцены, большая эмблема с портретом драматурга “70 лет Александру Вампилову”, компьютерная презентация с рисунками, фотографиями, заставками, музыкальное сопровождение.

В мероприятии использованы музыкальные произведения:

1. Песни на стихи Н Рубцова, Б. Окуджавы, романс “Когда, душа, просилась ты погибнуть иль любить” (стихи А. Дельвига), гитарная музыка, “Славное море, священный Байкал”, мелодия из кинофильма “История любви” в исполнении оркестра под управлением Поля Мориа, музыка из кинофильма “Грек Зорба”.

Ход мероприятия

Звучит музыка, на экране фотография Вампилова.

Вспоминайте меня весело,

Словом, так, каким я был.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Не хочу, чтоб грустным помнила.

Я уйду под ветра гик.

Только песни, грусти полные,

Мне дороже всех других.

По земле ходил я в радости.

Я любил её, как бог,

И никто мне в этой милости

Отказать уже не мог…

Всё моё со мной останется,

И со мной и на земле

У кого-то сердце ранится

На моём родном селе.

Будут вёсны, будут зимы ли,

Запевайте песнь мою.

Только я, мои любимые,

С вами больше не спою.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Вспоминайте меня весело, -

Словом, так, каким я был.

Пётр Реутский

Ведущий 1:

К Вампилову, как к вестнику совести, припадают, чтобы омыться и вдохнуть глоток чистого воздуха. Слова его прочно установились в литературном ряду, в который заглядывают с любовью и грустью.

Каким был Вампилов мы узнаём из воспоминаний его родных, друзей, современников. Духовный облик драматурга открывается уже тогда, когда вглядываешься в его портрет.

Нас разделяют годы – четверть века.

Ушёл ты молодым – судьба несправедлива!

Оставил душу нам, пел о душе красиво.

И вот смотрю на твой портрет обычный:

Простой мальчишка, скромный, всем привычный,

С лицом скуластым и копной волос,

Рот приоткрыт в улыбке…

“Мне жаль одиноких, умей рядом быть”.

Нет, Саша Вампилов, тебя не забыть.

Друзья с тобой. Верь.

И смотрю на портрет.

Как грустно, что гений не дарит свой свет.

Борозна Маша, 8-й класс.

Ведущий 2:

Таким представляют Вампилова-человека лицеисты.

Два восьмиклассника под тихую музыку читают отрывки из своих сочинений на тему: “У портрета А. Вампилова”.

Ученица читает собственное стихотворение.

Глаза писателя – духовности родник,

В них можно утонуть, как в омуте Байкала.

Достигнув в кульминации накала.

Байкал, слиянье глубины и чистоты,

Зачем ты стал стеченьем обстоятельств,

Могуществом стихий? Коварно, в одиночку,

Волной поставил в чужой драме точку?

Кравченко Настя, 9класс.

Звучит мелодия песни “Славное море, священный Байкал”.

Ведущий 1:

“Я люблю людей, с которыми всё может случиться”, - написал Саня Вампилов в своём блокноте, то есть потаённо, для себя. Он видел людей такими, какие они есть, и хотел, чтобы они стали лучше. Он любил людей и сам достоин того же.

Постоим на аларской земле,

Слово “Вампилов”

скажем спокойно,

С благодарностью-

Школе и дому,

Селу Кутулик

И учителю литературы.

Дверь закрыта

в жизнь драматурга,

И открыты

Глазами Вампилова

Баяр Жигмытов

Прошло сто лет, как Пушкина не стало,

И вот родился снова Александр.

Ему цыганка жизнь короткой нагадала,

А с именем он принял Божий дар -

Писателя, дар чувствовать и видеть, что незримо,

Провидцем быть, любить, не лгать, дружить,

Ценить людей и помнить слово мамы,

Не разорвать с селом живую нить.

Лень Оксана, 8 класс

На экране фотография, где Саша с мамой в детстве.

Ведущий 2:

Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в посёлке Кутулик Иркутской области в семье учителей. Идеей безграничной любви к своей “малой родине” проникнуты многие его рассказы и очерки.

Разыгрывается монолог из очерка “Прогулки по Кутулику”.

На экране деревенский пейзаж, дом, старая лиственница.

На сцене изготовлена изгородь, горшки герани на завалинке.

Чтец в роли юного А. Вампилова:

В Кутулике у меня прошли детство и школьные годы. Вышло так, что давно уж я здесь не живу, а приезжаю сюда, получается, редко и ненадолго. Вот и сейчас: не был три года, а приехал на неделю.

После школы, помню, уезжал я без сожаления, рвался в город. Затем друзей и знакомых я находил здесь всё меньше и меньше, почти все мои сверстники давно разъехались по городам, иные, что постарше или помоложе, меня уже забыли, иные сами изменились до неузнаваемости, и вот уже по неволе я чувствую и сознаю здесь своё одиночество. Но, отдаляясь, не чаще ли я стал возвращаться сюда в своих мыслях?

Я подхожу к дому, представляю себе летний вечер, каким он был здесь лет 20 назад: открытые настежь окна, в доме движение и голоса, горшки гераней, выставленные на завалинку, большую огуречную гряду, маки, подсолнухи в дальнем конце огорода, изгородь из осиновых тычек, в воздухе видимое глазами струящееся от нагретой изгороди тепло и жужжание пчёл.

Звучит песня “Где ж, вы, где ж вы, очи карие”.

Герой садится на скамейку.

Захотелось увидеть кого-нибудь из знакомых, но я решил никуда не ходить, а подождать, когда кто-нибудь появится.

Сидит на скамье, в раздумьях.

На экране оформлена заставка “Венок Вампилову” к 70-летию Александра Вампилова.

На сцену поочерёдно выходят чтецы, исполняющие воспоминания друзей писателя, товарищей по университету, друзей - литераторов и т.п. На экране высвечиваются их имена, фотографии, портреты тех, кому принадлежат слова.

Чтец 1: Николай Рубцов Саше Вампилову

По-настоящему дорогому человеку на земле

без слов о твоём творчестве, которое будет

судить классическая критика

Потом к Вампилову направлю

Я поэтический набег.

Его люблю, его я славлю

И отправляюсь на ночлег.

Звучит песня на стихи Н.Рубцова.

Ужас в душе небывалый,

Светлого не было дня,

Саша Вампилов усталый

Молча смотрел на меня.

Брошу я эти кошмары,

Выстрою дом на холме,

Саша! Прости мне пожары

Те, что пылали во тьме.

Чтец 1: Валентин Распутин (фото на экране)

Он был талантлив вдвойне - и как человек, и как писатель. Талант человека есть исходящее от него тепло, к которому тянутся, чтобы согреться. Мир может быть лучше или хуже, но в нём всегда неуютно. И душевный дар человека, способный дать утешение, нужно считать огромным богатством - тем же источником, к которому припадают в жажде, теми же библейскими малыми хлебами, которыми было накормлено множество голодных. Люди в своём внешне нравственном устроении должны бы разделиться так, чтобы в каждом кругу стоял такой человек.

Чтец 2: Анастасия Копылова , мама Вампилова:

На экране фотография, иллюстрации текста.

В школьные годы много читал.…Любил Пушкина, Лермонтова, Чехова, Есенина. Саша как-то многим увлекался: и музыкой, и спортом, играл в драмкружке. Он как будто спешил всё охватить, торопился…. Участвовал в турпоходах: то на велосипедах, то на лодках, то с футбольной командой или со спектаклем в соседние сёла.

На экране появляется фотографии сестры Вампилова и Вампилов с гитарой, звучит романс на стихи А. Дельвига.

У мальчика был прекрасный слух, и он самостоятельно выучился игре на мандолине, домре, потом на гитаре. Играл в школьном оркестре, в университете - в ансамбле народных инструментов. Все вспоминают, что Александр прекрасно пел. У него был несильный, но очень приятный голос, удивительный по простоте, гитарой Вампилов сразу покорял любую аудиторию.

Любил старинные романсы, песни на стихи Есенина и Рубцова.

Ведущий 1:

Потом пришла детская страсть к стихосложению. Ею Вампилов переболел втайне от домашних, читая свои стихи приятелям под страшную клятву:

Чтец в роли юного Вампилова (встаёт со скамьи).

Моей весны цветы давно увяли.

Я перестал уже о них жалеть,

Огнём своим они меня сжигали,

И я решил: им больше не гореть.

И я их забывал. Мои старанья

Вернули в душу тишь и благодать -

Приятно пережить любви страданье.

И всё же страдания приятней забыть.

Герой уходит.

Ведущий 2:

Студенческая жизнь поглотила Вампилова с головой. Всё в ней было новым: круг друзей, чтения, интересов, мыслей. Всё было молодо, горячо, живо. Это были годы молодых и литературы о молодых. 30 октября 1959 года ещё студентом Иркутского университета, но уже автором полутора десятков опубликованных рассказов, Вампилов был зачислен в штат иркутской областной газеты “Советская молодёжь”.

- “Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматичными моментами в жизни человека”.

Драматизация рассказа “Свидание”.

Оформление сцены.

Ведущий 1:

Вампилов пишет очерки, фельетоны. Кстати, главный объект вампиловских фельетонов - это хам и хамство во всех его разнообразных обличьях. В борьбе с ними голос писателя неумолимо требователен и настойчив.

Чтец читает отрывок из фельетона А. Вампилова.

Бойтесь хамства! Хамы не перевелись. Хамы притаились. Они поняли, как опасно хамить в обществе, и расползлись по собачьим своим конурам. Они стали застенчивыми производственниками. Простыми скромными тружениками.

И остались хамами. Оглядевшись по сторонам - нет ли свидетелей, они наговорят вам мерзостей, забрызгают своей ядовитой слюной. Закрывшись на ключ, они изобьют детей, жену, оскорбят собственную мать. Выявляйте хамов, тащите их на свет божий, не спускайте с них строгих ваших глаз! Судите хамов! Не спускайте им ни одного мата, ни одного разбитого стекла.

Ведущий 1:

Вампилов - прозаик, глубоко чувствующий сильную стихию, способную подчинить себе человека, это власть духа, воображение мечты, которым нет места в нормальной обыденной жизни, но без которых жизнь невозможна.

Отрывок из вампиловской зарисовки “Тополя”. Чтец читает монолог.

В начале и в заключении звучит оркестр Поля Мориа Во время монолога на экране сменяются иллюстрации, коллаж “тополя”, “влюбленные” и т.д.”).

Я видел её только раз. Может быть, потому я люблю её всю жизнь…

В тот вечер я шёл к своей невесте. Ничто не мешало мне считать себя счастливым. И только в запахе тополей, в их торжественных фигурах было предчувствие чего-то необыкновенного. И необыкновенное случилось. Она быстро шла навстречу. Она не останавливалась, не замедлила шага. Она промелькнула мимо. Но я видел её улыбку! Видел! И вижу сейчас. Улыбка говорила: “Как странно! Я предчувствовала, что сейчас тебя встречу. Как странно. Но меня ждут. Я спешу…” “Куда!” - закричал я беззвучно. “Куда!”- кричали тополя.

Но она не слышала…

А сейчас под этими тополями я бреду домой, к жене, к десятилетнему сыну. Женился я по любви, моя жена умная, красивая, добрая женщина. Я люблю сына, люблю жену не могу представить себя без них.

Но всё летит к чёрту, когда приходят эти жуткие весенние вечера… Я видел её! Я видел похожие на этот вечер глаза! Я видел её улыбку!

Такая тоска! Такая тоска! Где-то в груди боль, острая, страшная, вечная боль. Хочется закричать, хочется заплакать. Такая тоска!

И потому хочется закричать и заплакать, хочется потому, что я её никогда не видел. Её не было. Были и есть только тополя.

Звучит лирическая мелодия.

“Памяти Александра Вампилова” (заставка на экране).

Помоги смастерить белый свет

Из опавшей листвы, из берёзы,

Чтобы солнца - на множество лет,

Чтобы всё: и метели, и грозы…

Но вначале разбросим на титрах:

Пять процентов дадим дуракам,

Пять процентов оставим для хитрых.

В нашем сквере средь огненных веток

Будут ветры бубнить тут и там,

Будут звёзды сиять и этак.

Вечерами грустить по одной

Станут девочки в штапельных брючках,

И туристы - спешить, в выходной

И дельцы вспоминать о получках.

И друзья (каждый жив и здоров,

Каждый в истинно- собственном плане)

На шальных перекрёстках ветров

Будут вместе с тобою горланить…

Значит так, по рукам? - По рукам!

Только мир не бывает послушным…

Кто-то требует: всё - дуракам!

Кто-то требует: всё - равнодушным!

Холод ждёт, листопадным кольцом оцепя…

Мы готовимся к новому бою…

Осень…осень бредёт!

Без тебя!

Иннокентий Новокрещенных

Ведущий 1:

Одна мысль была дорога Вампилову: “ … среда-это мы сами. Мы, взятые все вместе. А если так, то разве не среда каждый из нас в отдельности? Да, выходит, среда-это то, как каждый из нас работает, ест, пьёт, что каждый из нас любит, и, значит, каждый может спросить самого себя со всей строгостью: что в моей жизни, в моих поступках есть такого, что дурно отражается на других людях?

Звучит песня Б.Окуджавы.

На экране оформлена записная книжка Вампилова:

1. Ничего нет страшнее духовного банкротства…

2. …Говорите правду, и вы будете оригинальны.

3. Создают голодные-сытые разрушают.

4. Идиоты не перевелись - они совершенствуются.

5. Правда не людях, а в природе.

6. Юмор-это убежище, в которое прячутся умные люди от мрачности и грязи.

Ведущий 2:

Можно подобрать сто эпитетов: талантливый, умный, насмешливый, гордый, весёлый, азартный…, но эти эпитеты не раскроют его так, как он раскрыл себя сам в своих пьесах. Своим отношением к героям и выборам проблем он создал свой собственный образ… (Геннадий Николаев).

Звучат стихотворения в исполнении победителей конкурса чтецов “Венок Вампилову”.

  1. Владимир Скиф стихотворение “Саня”
  2. Владимир Лазарев “Вампилов”
  3. Татьяна Суровцева “Памяти друга”

На экране его портрет и слова: “Я смеюсь над старостью, потому что я старым не буду”.

Мероприятие заканчивается награждением лучших исполнителей, победителей вампиловских чтений.

Цели урока: знакомство с теорией драмы, навыки работы со справочным материалом, навыки выразительного чтения.

Литература к уроку: Вампилов А. Дом окнами в поле. Иркутск, 1982 (Раздел воспоминания и размышления).

Теория литературы: драма, конфликт, авторская ремарка.

Словарная работа: кустарь, благообразный, штиблеты

Оборудование: выставка книг драматургов, портрет А. Вампилова.

Ход урока

I. Знакомство с текстом.

Кустарь - ремесленник, занимающийся кустарным (нефабричным) трудом.

Благообразный - приятный по внешнему виду, внушающий уважение своей наружностью.

Интеллигентность - от «интеллигентный» - принадлежащий к интеллигенции, а также обладающий большой внутренней культурой.

«Обуженные в мастерской брюки» - в описываемую Вампиловым эпоху (конец 50-х - начало 60-х гг.) в моде были узкие брюки. Но промышленность их не производила, и модники обуживали брюки в мастерских. Кроме того, следование «острой» моде в те времена многими людьми оценивалось негативно, как признак подражания западу. «Стиляг» (так называли модников) высмеивали в газетах, порицали в трудовых коллективах. В этой пьесе Вампилов изображает героя, далекого от совершенства, но следующего последней моде в одежде, тем самым подчеркивая ироническое к нему отношение.

II. Ученики читают сцену по ролям.

III. Работа над теорией

К какому роду литературных произведений относится эта сцена? Познакомьтесь со статьей «драма, драматическое произведение, диалог» в теоретическом разделе учебника.

В чем особенность построения драматических произведений?

Укажите в этом тексте элементы диалога, монолог, авторскую ремарку.

Что является основным средством изображения жизни в драме? (Диалог .)

Что проявляется в диалогах?

(Борьба, напряженное взаимодействие героев - конфликт.)

Конфликт 1 - столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении.

Определение конфликта записывается в словарик.

К какому драматическому жанру относится эта сцена: комедии, драме или трагедии?

Над чем смеется здесь зритель?

Только ли смех стремится вызвать в зрителе и читателе автор?

IV. Работа над текстом.

Обратите внимание на заглавие: «Сцена из нерыцарских времен». У А. С. Пушкина есть драматическое произведение «Сцены из рыцарских времен», где действие происходит в средние века, действующие герои рыцари. Что хочет сказать автор, используя измененный пушкинский заголовок?

При необходимости использовать более подробный анализ.

Определите по словарю значение слова «рыцарь»

Рыцарь - 1. В средневековой Европе: феодал, тяжело вооруженный конный воин, находящийся в вассальной зависимости от своего сюзерена.

2. Самоотверженный благородный человек.

В использовании второго значения слова часто подчеркивается благородное отношение именно к женщине как отголосок средневекового культа Прекрасной Дамы.

В каком значении использовано это слово у Пушкина, и в каком - в Вампилова?

(Вампилов использует многозначность слова, чтобы подчеркнуть «нерыцарское», неблагородное поведение юноши. Комизм ситуации в том, что юноша, спеша к одной «Прекрасной Даме», невежлив и даже груб с другой, и она оказывается его предполагаемой избранницей.)

Обратите внимание на речь и поведение персонажей. Чем они интересны?

V. Творческие задания.

1. Опишите ту же сцену, но только герои в ней добры по отношению ко всем, а не только по отношению к тем, кто им понравится.

2. Поразмышляйте (письменно или устно) над тем, как изменилась бы жизнь, если бы это было так.

Домашнее задание.

1. Прочитайте сцену из киноповести А. Володина «Старшая сестра». (Пособие «Читаем, думаем, спорим...» С. 205.) Напишите краткую рецензию на этот отрывок.

2. Подготовьте выразительное чтение «Сцены из нерыцарских времен» по ролям.

МОУ ИРМО «Усть- Кудинская средняя общеобразовательная школа»

Сценарий

литературно-музыкальной композиции, посвящённой А.В. Вампилову,

«Вспоминайте меня весело…»

Составили: учитель русского языка:

Кузьмина Е.В.

учитель математики: Вдовина И.И.

Усть-Куда 2016 г.

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.В. Вампилова. Вызвать интерес учащихся к творчеству драматурга.

Воспитывать любовь к малой родине, сибирской литературе и театральному искусству через приобщение к творческому наследию А. Вампилова.

Оборудование: презентация «Вспоминайте меня весело…», высказывания известных деятелей культуры о драматурге, выставка книг А. Вампилова.

Ход литературно-музыкальной композиции

Ведущий 1.

«В поэзии Николай Рубцов, в прозе Василий Шукшин, в драматургии Александр Вампилов…- кажется, самую душу и самую надежду почти в единовременье потеряла с этими именами российская литература и кажется, сама совесть навсегда осталась с ними в литературе». (В.Г. Распутин).

Ведущий 2.

Вспоминайте меня весело,

Словом,так,

Каким я был.

Что ты, ива, ветви свесила,

или я недолюбил?

Не хочу, чтоб грустным помнила.

Я уйду под ветра гик.

Только песни, грусти полные,

Мне дороже всех других.

По земле ходил я в радости.

Я любил её, как бог,

И никто мне в этой малости

Отказать уже не мог…

Всё моё со мной останется,

И со мной, и на земле.

У кого-то сердце ранится

На моём родном селе.

Будут вёсны, будут зимы ли,

Запевайте песнь мою.

Только я, мои любимые,

С вами больше не спою.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Вспоминайте меня весело,-

Словом, так, каким я был.

(П. Реутский)

Чтец 1.

Короткий жизненный путь Александра Вампилова весь пройден на земле сибирской. Судьбе угодно было разделить этот путь на два почти равных по продолжительности этапа: до окончания средней школы Вампилов жил в Кутулике, от момента поступления в университет до безвременной гибели – в Иркутске.

Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года. Отец будущего писателя, Валентин Никитич Вампилов, писал жене: «Я уверен, всё будет хорошо. И, вероятно, будет разбойник-сын, боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне я всё вижу писателей.

Первый раз, когда мы с тобой собирались в ночь выезда, я во сне с самим Львом Николаевичем Толстым искал дроби, и нашли. Второй раз, в Черемхове, я во сне целовал Максима Горького в щетинистую щёку…

Молодец, Тася, всё-таки родила сына. Не назвать ли его Львом или Алексеем? У меня, знаешь, вещие сны…»

Чтец 2.

Мальчика назвали Александром в честь Пушкина: это был год столетия со дня смерти поэта. Для детей отец подписался на его полное собрание сочинений. Шесть маленьких коричневых томиков прекрасного довоенного издания в трудной полуголодной жизни без отца и мужа стали семейной реликвией.

Чтец 3.

Анастасия Прокопьевна Копылова, мать Александра Вампилова, вспоминает: «В семье Саша был младшим и, разумеется, был любимцем своих братьев и сестры.

В школьные годы много читал, всегда много читал… Любил Пушкина, Лермонтова, Чехова, Есенина. Саша как-то многим увлекался: и музыкой, и спортом, играл в драмкружке. Он как будто спешил всё охватить, торопился… Участвовал в турпоходах: то на велосипедах, то на лодках, то с футбольной командой или со спектаклем в соседние сёла. Я очень беспокоилась за его участие в этих походах…»

Александр учился хорошо, хотя и без особого блеска. Отлично рисовал. У мальчика был прекрасный слух, и он самостоятельно выучился игре на мандолине, на домре, потом на гитаре. Все вспоминают, что Александр прекрасно пел. У него был небольшой, но очень приятный голос, удивительная по простоте и искренности манера исполнения. Склонившийся над гитарой Вампилов сразу покорял любую аудиторию, но пел он нечасто, только среди своих, в хорошую минуту. Любил старинные романсы, песни на стихи Есенина и Рубцова.

Звучит песня под гитару на стихи С. Есенина.

Чтец 4.

Потом пришла детская страсть к стихосложению. Ею Вампилов переболел втайне от домашних, читая свои стихи приятелям под страшную клятву:

Моей весны цветы давно увяли.

Я перестал о них жалеть,

Огнём своим они меня сжигали,

И я решил: им больше не гореть.

И я их забывал. Мои старанья

Вернули в душу тишь и благодать -

Приятно пережить любви страданье.

И всё ж страдания приятней забывать.

Желание тайны было обоснованным.

Стихи скоро ушли, а способность удивляться миру, доверять жизни, ощущать в ней незримые таинственные токи – осталась.

Чтец 5.

« Он всё и всех любил, да иначе было невозможно, верно, потому, что не было человека более любящего и понимающего жизнь и людей. Думаю, что с этим согласятся его друзья, которым он был верен до конца, всё, что касалось друзей, их проблем, их жизни было для него свято.

Осталось ощущение радости оттого, что он стольких любил, стольким помогал, столько успел сделать добра, как бывает у тех, кому мало суждено прожить»,- вспоминает Ольга Вампилова, жена драматурга.

Ужас в душе небывалый.

Светлого не было дня,

Саша Вампилов усталый

Молча смотрел на меня.

Брошу я эти кошмары,

Выстрою дом на холме,

Саша! Прости мне пожары

Те, что пылали во тьме…

(Н. Рубцов)

Звучит гитара. (Песня под гитару на стихи Н. Рубцова)

Чтец 6.

Писать и печататься А. Вампилов начал студентом. Первый рассказ был опубликован 4 апреля 1958 года в газете «Иркутский университет» и назывался «Стечение обстоятельств». Этот же рассказ дал название первой книжке писателя, его единственному прижизненному сборнику прозы, вышедшему в 1961 году.

Прозу А. Вампилова составляют около шестидесяти рассказов, очерков, фельетонов, юморесок. Проза Вампилова – это свидетельство самых первых профессиональных шагов писателя. Она интересна и важна прежде всего как предыстория его театра.

В записных книжках Вампилова самое интересное – пронизанные иронией фразы и реплики. Остроумные диалоги, озорные парадоксы, искромётные афоризмы. Здесь не найдётся, пожалуй, ни единой странички, которая не подарила бы вам улыбку.

Чтец 1.

«Состояние такое, словно к виску приставлен пистолет».

Чтец 2.

«Осторожно, злая хозяйка».

Чтец 3.

«Таким взглядом можно напугать ребёнка или заморозить воду».

Чтец 4.

« - Я привык грустное выдавать за смешное. У меня такая жизнь».

Чтец 5.

«Не ищите подлецов. Подлости совершают хорошие люди».

Чтец 6.

«В столовой он затеял получасовой диспут: « В котлетах всё-таки должно быть мясо».

Чтец 1.

В. Г. Распутин, друг Вампилова, вспоминает: « Вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта – чувства давние, как хлеб же, необходимые для нашего существования и для искусства. Нельзя сказать, что их не было до него – были, конечно, но не в той, очевидно, убедительности и близости к зрителю… кажется, главный вопрос, который постоянно задаёт Вампилов: останешься ли ты,человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь всё то лживое, недоброе, что уготовлено тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различимы даже противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…»

Сценка. А. Вампилов «Свидание».

Чтец 2.

«Он обладал удивительным даром чувствовать, понимать и уметь выразить самые тонкие и оттого неизвестные для многих движения и желания человеческой души», - сказал о Вампилове В. Распутин.

Чтец 3.

Жизнь Александра Вампилова оборвалась на самом взлёте, в самом расцвете.

Жизнь, которой, казалось, не будет конца и которой, казалось, он сам привык диктовать условия: ведь он даже не позволил себе утонуть. Он доплыл и уже почувствовал дно под ногами, но сердце не выдержало…

Вошёл в литературу молодым и молодым в ней остался.

«Смеюсь над старостью, потому что никогда не буду старым», - писал Вампилов. Так и случилось: он погиб за несколько дней до своего 35-летия.

Чтец 4.

Стихотворение А. Преловской «Нет горше горя».

Чтец 5.

Стихотворение Т. Суровцева «Памяти друга».

Чтец 6.

Стихотворение П. Реутского «Звёздную ночь».

Ведущий 1.

Всё больней, всё острей, ощутимей оживает твой след на земле. Да святится в веках твоё имя, как высокие звёзды во мгле.

Тихо звучит гитара.