Альтернативные источники энергии

Готы, гунны, монголы. Готы и гунны

Готы, гунны, монголы. Готы и гунны

В III в до не в земле. Северного. Причерноморья с поволжско-приуральских степей пришли сарматы. Уже в 11-1 вв до не они полностью занимали степи между. Доном и. Днепром, а иногда их поселения достигали нави ить. Южного. Буга и. Дуная. Название"сарматы"происходит от иранского слова -"саоромант", что означает"опоясанный мечом"По легенде, записанной. Геродотом, сарматы происходили от браков скифов с амазонками - бесстрашными женщина-ми-воинами. Сарматские женщины умели ездить верхом не хуже мужчин, владели оружием и вместе с ними ходили в походы. В военном деле сарматы отличались от скифов еще большего ю жестокостью и непреклонностьюфів ще більшою жорстокістю і непохитністю.

. Когда они появляются конными отрядами, никакой другой строй им не может сопротивляться

. Тацит

Основным занятием сарматов было кочевое скотоводство. Они разводили крупный рогатый скот, овец, лошадей. Кроме того, охотились на степных зверей и птиц, ловили рыбу, занимались ремеслами

конце I в н е образовался большой союз племен, возглавляемый сарматским племенем аланов. Конец аланском господству в южноукраинских землях положили в III в германские племена готов, а во второй й половине IV в - гун- гуни.

Готы

В III в свое господство в. Северном. Причерноморье установили германские племена готов, образовав здесь. Готскую государство - гетики. Столицей государства готов было так называемое"Днепрово город", которое находилось п вблизи одного из порогов. Днепра (недалеко от нынешнего с. Башмачка. Запорожской области). Закрепившись в. Северном. Причерноморье, готы начали свою военную экспансию на. Балканы и. Малую. Азию наиболее й мощи и силы политическое объединение готов достигло в середине IV в н е при правлении короля. Германариха (332-375 гг). Под конец правления. Германариха началась неудачная для готов война с племенами а нтив. После смерти готского короля военную спор с антами продолжил его наследник. Винитарий. Именно он в 375 г коварно убил антов князя. Божа с сыновьями и 70 старейшинами. Но уже на следующий года готы были разгромлены кочевыми племенами гуннов, которые поддержали антов в их борьбе против готского государства. После этого сокрушительного поражения гетики как государство быстро упадок. Большая часть населения я перешла в наддунайськи земли, меньше - осталась на территории. Крымского полуостроворії. Кримського півострова.

Гунны

После победы над готами гунны вскоре захватили огромные территории от. Дона до. Дуная. Они разрушили греческие колонии в. Причерноморье, покорили племена готов, аланов, славян. В правление. Аттилы (это ер V в) государство гуннов контролировала огромные пространства от. Рейна до. Волги. И только после поражения в. Каталаунских битве (451 г) гунны наконец были остановлены. Каталаунских поражение подорвала могущество гунс ькои империи. После смерти в 453 г царя. Аттилы его держава распалась, а гунны постепенно рассеялись среди местных народех народів.

. Одеваются они в полотняные рубашки или шкуры, питаются сырым мясом и корнями

. Аммиан. Марцилин

На смену гуннам пришли новые волны тюркских кочевых племен, что, пересекая. Причерноморья, рвались за. Дунай, в богатых европейских стран

Авары и болгары

В VI в в. Северном. Причерноморье появились орды аваров. Они напали на антов, опустошили их земли. Борьба оказалась очень изнурительной, и антский племенной союз распался (602 г)

Еще одну угрозу для славян в это время составляли нападения булгар (болгар). Часть булгар осела на. Каме и. Волге, создав здесь государственное образование (Волжскую. Болгарию), а другая, пройдя через территорию совр ного Украина, осела в восточной части. Балканского полуострова, основав крепкое государство -. Дунайскую. Болгарию. В ее состав вошли земли южных славян, культура которых превышала культуру перемож этиів.

Хазары

Хазары пришли из. Азии и основали большое государство - каганат, которая достигла в VIII в наибольшего могущества. Хазары были воинственным народом, покоривший многие племена: аланов, радимичей, вятичей, полян, с северян форме зависимости покоренных племен была уплата дани. Столицей. Хазарского каганата было м. Итиль на. Нижней. ВолгеВолзі.

Печенеги

конце IX в в южнорусских степях появились новые кочевники - печенеги, основным занятием которых, кроме скотоводства, были грабительские набеги на соседние племена и страны течение 915-1036 гг. Р. Русь воевала с ними 16 раз, не считая мелких стычек 972 г хан. Куря у. Днепровских порогов разбил отряд. Святослава и сделал из княжеского черепа чашу для питтпиття.

В 1036 г жена. Ярослава. Мудрого разгромила под стенами. Киева печенежскую орду и отбросила ее в бескрайние степи

Половцы

Выйдя в IX в с территорий современной. Киргизии и. Казахстана, половцы вытеснили печенегов - сначала из. Приуралья, а в первой половине XI в - и из. Причерноморья. Первый удар половцев на. Русь приходится на 60-е годы XI в. К началу XIII в половцы совершили 46 больших походов на. Руса. Русь.

В разные времена. Русь не только воевала с кочевниками, но и имела с ними мирные отношения и даже торговала. Когда с 60-х гг XI в половцы начали теснить печенегов, то часть из них отошла за. Дунай. С разрешения киевского князя они заняли малозаселенные земли. Поросья и. Южной. Переяславщины. Русичи называли эти тюркские племена по цвету их шапок черными клобукамуками.

Летописи сохранили сведения о полутора десятка русско-половецких брачных союзов. На половчанках, например, были женаты. Олег. Святославич (внук. Ярослава. Мудрого, основатель династии. Ольжича),. Изясла ав. Давидович,. Всеволод. Ольгович,. Юрий. Владимирович (Долгорукий), в. Всеволода и. Святослава. Ольговича половчанках была мать, у. Игоря и. Всеволода. Святославича - и мать, и бабка (отчество).

Кочевые народы оставили заметный след в истории Украины протяжении веков они влияли на развитие украинских земель, на формирование материальной и духовной культуры населения страны. Государственные образования я киммерийцев, скифов, сарматов, готов существовали еще до IV в н н.е.

В таблице подается информация о времени проживания кочевых народов в южнорусских степях и об их государственные образования

В Ш веке нашей эры господствовавшие в южнорусских степях сарматы были потеснены германскими племенами го­тов, которые спустились вдоль Днепра и Дона. Завоевав за­падный угол евразийских степей, готы вскоре усвоили и обы­чаи кочевников, и материальную культуру народа, который они отбросили. Со временем они сами стали конными воина­ми, и примерно в середине IV века организовали сильное воен­ное государство во главе с Эрманарихом 12 . Поскольку они ус­пешно покоряли одно восточнославянское племя за другим и принудили крестьян работать на себя, казалось, что они уста­новили постоянную власть тевтонов над славянами.

Однако к концу IV века новое наступление с востока в свою очередь сокрушило власть готов. Этими вторгнувшимися бы­ли гунны, турецкое племя, ведомое военной аристократией,

похожей на ту, монгольскую, которая много позже, в XIII ве­ке, опустошила Россию.

Хан гуннов сначала сделал своими вассалами аланов, а за­тем повернул на готов, которых он легко разгромил. Уязвлен­ный этим поражением, король готов Эрманарих покончил жизнь самоубийством, а племя стало отступать в западном на­правлении, к низовьям Дуная. Однако в области Буга, кото­рая лежит между этой рекой и их убежищем, жило племя ан-тов. Отказ антов разрешить проход готам привел к кровавому конфликту. Готы уничтожили один из антских отрядов, и на­следник Эрманариха приказал распять антского вождя Боза, всех его сыновей и семьдесят старшин. К этому времени хан гуннов разрешил аланам под своим контролем прийти на по­мощь их родственникам - антам. Готы опять были разгром­лены и прогнаны дальше на запад. Но даже там им не удалось полностью избежать власти гуннов, так как гунны, очевидно последовав за ними, двинулись в западном направлении, и под контроль Атиллы перешла большая часть Центральной Европы.

В последние годы жизни Атиллы центром его власти стала Паннония, западный форпост евразийских степей, теперь из­вестный как Венгрия. Стратегически выгодно расположенная для грабительских походов на Средиземноморское побе­режье, Рим и Византию, Паннония долго была излюбленной целью нашествий кочевников, пока, наконец, в конце IX века ее не заняли мадьяры. Хотя империя Атиллы одно время за­нимала громадную область с востока на запад, после его смер­ти она быстро распалась на части и открыла пути для образо­вания новых политических организаций. Остатки гуннов, возможно, отступили в область Азова, где они были известны как племя болгар.

5. Литовцы и финны

В то время как в южнорусских степях кочевые иранские и турецкие племена теснили друг друга, леса по обе стороны Уральских гор занимали финно-угорские племена. Финны со­ставляли северную, или уральскую, ветвь финно-угорских на­родов. Южная группа принадлежала к мадьярам, в культур­ном отношении связанным с турками. Северные финские пле­мена жили, растворившись в лесах северных регионов, и бы­ли народом охотников и рыболовов. Питались они в основном

рыбой, одевались в меха, которые были главной статьей в торговле с соседями. Сообщение между ними было очень за­труднено, велось только по рекам, поэтому они не смогли со­здать сильной власти. Когда на севере началась волна славян­ской колонизации, северные племена были не в состоянии ей противостоять. По мере внедрения славян на их территорию финны или уходили, или постепенно растворялись в постоян­но возраставшей массе пришельцев.

В северо-западной России, в бассейне Западной Двины и Немана, жила группа балтских, или литовских, племен, кото­рые лингвистически принадлежали к индоевропейцам. Стра­на, которую они занимали, была преимущественно лесистой, но не в такой степени, как у финнов. Даже в этот ранний пери­од некоторые земли были очищены от лесов, и народ частично занимался земледелием. Эти ранние литовцы жили не в де­ревнях-общинах, а изолированными хозяйствами, так, как их потомки поступали много позже - в XVI и ХУЛ веках. Основой социального единства была семья, глава ее распола­гал абсолютной властью над ее членами и домашними слуга­ми. В случае чрезвычайной опасности несколько таких семей­ных кланов могли объединиться для общей обороны. Эти объ" единения давали возможность управлять большими литов­скими племенами. Со временем они стали воинственным на­родом, и курганы этого региона содержат много образцов же­лезных секир, копей, мечей, а также удил, стремян и других конских принадлежностей.

История Крыма

К III веку нашей эры античные государства были уже так ослаблены войнами и неудачами в экономике, что больше не могли сдерживать напор сильных северных и восточных кочевников. Когда-то эти племена жили в дремучих лесах или засушливых степях, не знали ни городов, ни письменности, ни наемной армии. Но на рубеже тысячелетий их захватила волна переселений, они двинулись на юг и на запад, чтобы занять, разрушить, поглотить весь античный мир. Только на его руинах была создана современная цивилизация.

Готские воины

В начале второго века нашей эры со Скандинавского полуострова, с берегов Балтийского моря на материк медленно и неумолимо двинулись готы .

Готы — группа германских племен, до II века живших в низовьях Вислы и затем переселившихся в Причерноморье. Восточные готы в III веке пришли в Крым и осели на Южном берегу. Они постоянно грабили приграничные земли Римской империи, вовлекая в переселение германские племена. За ними шли все, кто был падок на скорую добычу, кого манили богатые города на берегах далеких теплых морей.

Античный мир зашатался под натиском готов. Неслабый в военном отношении Боспор не смог закрыть готским всадникам проход через Керченский полуостров и даже предоставил им свои корабли, чтобы варвары могли пиратствовать в Черном и Средиземном морях, нападать на приморские города, беспощадно разоряя их. В 267-268 годах 300-тысячная готская армия дошла через Малую Азию до Греции.

Но постепенно, с приходом на Крымский полуостров, готы растеряли свой воинственный пыл. Постепенно они занялись мирным трудом. В IV веке на территории современного Керченского полуострова появилось несколько готских поселений; не исключено, что эти северные племена заселили Боспорское царство. Не в силах сдерживать натиск варварских племен, в начале III века римляне вывели свои гарнизоны из далеких колоний и тихо, без боев покинули берега Черного моря. Уже с 342 года о Боспорском царстве ничего не известно.

На рубеже I-II веков из-за Дона стали надвигаться аланы — так называлось одно из кочевых сарматских племен. Аланы — ираноязычные кочевые племена. Предполагают, что аланы — предки современных осетин. Вместе с готами прошли они всю Западную Европу, даже теперь в Испании есть провинция Каталония (Гото-Алания), где люди и языком и образом жизни отличаются от всей остальной страны.

В Крым аланы пришли, вероятно, в Ⅲ веке — их могильники находят в предгорьях, а основанное в 212 году поселение на восточном побережье аланы назвали «чистый, святой», что на их языке звучало как «Сугдея». Город этот живет и теперь — мы называем его «Судак». Есть источники Ⅵ века, утверждающие, что аланы заселили опустевшую в раннем средневековье Феодосию.


Гунны

К концу Ⅳ века покинули волжские степи и ворвались в Причерноморье — потомки древних среднеазиатских племен «хунну», самые дикие и страшные из завоевателей. Гунны — союз кочевых племен, сложившийся в первых веках новой эры. На гуннах была всегда одна и та же одежда и не подогнанная, кое-как сшитая обувь. Всадники сидели на подушках вместо седел, питались полусырым мясом, которое разогревали, закладывая между собственной ляжкой и горячей от бега спиной коня...

Движение гуннов открыло новую эпоху в истории Европы — эпоху Великого переселения народов. Так называют самое крупное миграционное движение германских, иранских, тюркских и даже славянских племен, которое в Ⅳ-Ⅶ веках полностью изменило этническую картину континента, — на место одних народов пришли другие.

Воины шли вместе с семьями и не собирались возвращаться. Ведь это был поход на войну, это было переселение, при котором люди разрушали и уничтожали на своем пути все. Не мастерством, не особым военным искусством, а упорством, дикарским бесстрашием и, главное, своей ужасающей численностью сокрушали гунны какую угодно оборону и побеждали! Вихрем налетали они на стройные, подготовленные для привычного боя отряды противника, стреляли из луков, метали копья, набрасывали арканы... и вдруг рассыпались по степи, волоча за собою пленных и оставляя грозных воинов в растерянности: с кем воевать? Потом снова нападали, разом со всех сторон — и опять разбегались поодиночке...

Даже внешний вид гуннов наводил ужас. Не удивительно, что наслышанные о кровожадности этих «двуногих зверей» правители предпочитали откупиться от них, не вступая в бой. Так, скорее всего, и поступили Боспорские владыки, потому что гуннские племена стали мирно переселяться в крымские степи, потеснив готов, аланов и сарматов глубже, в труднодоступные горные районы.

Разрушением непобедимой Римской империи оставили гунны свой главный след в истории. Все были в страхе; казалось, в мире нет силы, чтобы остановить натиск этого звериного племени. Однако в 451 году, после тяжелейшего поражения в Галлии (современной Франции) и смерти предводителя гуннов Аттилы, созданная им держава распалась. Гунны возвратились в Северное Причерноморье, а часть их осталась в Таврике и, как водится, ассимилировалась с местными, взбодрив их потомство своей дикарской кровью.

Великое переселение народов продолжалось до V века; оно привело к разделению Римской империи в 395 году, к завоеванию варварами ее западной части и самого Рима. Восточную часть империи стали называть Византией, по имени города Византия, на месте которого в 30-х годах Ⅳ века император Константин построил свою новую столицу — Константинополь.

ГУННЫ

Согласно Л. Н. Гумилеву предки гуннов, тюркский народ хунну, жили на территории современных Монголии, Бурятии и Северного Китая, где создали свою могучую державу. В результате войн с Китаем и внутренних междоусобиц в 93 году она распалась. Часть хунну отступили западнее и на землях нынешнего Восточного Казахстана образовали новое государство. Несколько десятилетий они успешно противостояли китайцам, а в 155 г. были разгромлены сяньбийцами - предками монголов, после чего хуннский этнос распался. Одни слились с сяньбийцами, другие переселились в Китай, третьи, так называемые «малосильные», осели в горных долинах Тарбагатая и Семиречья, а четвертые, «неукротимые», 20-30 тыс. воинов, с арьергардными боями сумели оторваться от преследующих сяньбийцев и ушли на запад.

В 158 г. они достигли Прикаспийских степей - в 160 г, об их появлении писал Дионисий Периегет, а в 175-182 гг.- Птолемей, аланы на Северном Кавказе встретили их враждебно, но по соседству беженцы нашли себе хороших друзей - угорские племена, населявшие лесостепную полосу Поволжья и Урала. Вероятно, и для них союз с опытными воинами оказался очень кстати, обеспечивая защиту от сарматских и, по-видимому, славянских набегов. 200 лет они прожили вместе, постепенно сливаясь и смешиваясь, чтобы в средине 4 века явить миру свой грозный и безобразный лик.

Однако помимо Гумилевского взгляда, поддерживаемого, к слову, большинством современных историков, на проблему происхождения гуннов, есть и другие. И первое место в этом ряду безусловно принадлежит Иордану, готскому историку 6 века, незнакомому в силу объективных причин с рассуждениями как наших, так зарубежных корифеев. Вот что он в частности пишет:

«Король готов Филимер, сын великого Гадариха, после выхода с острова Скандзы, пятым по порядку держал власть над гетами и, как мы рассказали выше, вступил в скифские земли. Он обнаружил среди своего племени несколько женщин-колдуний, которых он сам на родном языке называл галиуруннами. Сочтя их подозрительными, он прогнал их далеко от своего войска и, обратив их таким образом в бегство, принудил блуждать в пустыне. Когда их, бродящих по бесплодным пространствам, увидели нечистые духи, то в их объятиях соитием смешались с ними и произвели то свирепейшее племя, которое жило сначала среди болот, - малорослое, отвратительное и сухопарое, понятное как некий род людей только лишь в том смысле, что обнаруживало подобие человеческой речи. Вот эти-то гунны, созданные от такого корня, и подступили к границам готов. Этот свирепый род, как сообщает историк Приск, расселившись на дальнем берегу Мэотииского озера, не знал никакого другого дела, кроме охоты, если не считать того, что он, увеличившись до размеров племени, стал тревожить покой соседних племен коварством и грабежами.» («Гетика»)

Напомню вскольз, что Иордан был христианином, а следовательно под женщинами-колдуньями он имел в виду, скорее всего, жриц языческих богов, которые вступили в конфликт с королем готов. Надо полагать, что у ведуний было немало сторонников, которые ушли вместе с ними. Таким образом единственный логический и вполне реалистический вывод из вышеприведенных высказываний Иордана будет таким: после того как готы вступили на землю Скифии между ними произошел раскол, спровоцированный религиозным конфликтом. Следовательно изначально готы и гунны либо были единым племенем, либо входили в один межплеменной союз.
Следует отметить так же, что Дионисий Периегет и Птоломей действительно упоминают гуннов, но помещают их в Поднепровье, западнее русаланов. Возникает резонный вопрос, каким образом гунны прошли от китайской границы до берегов Днепра, не потревожив при этом аланов. Ведь военные столкновения между аланами и гуннами начнутся только через двести лет, при этом гунны будут атаковать аланов не с востока, а с севера. Римский историк 4 в. Марцеллин прямо пишет:

«Племя гуннов, о которых древние писатели осведомлены очень мало, обитает за Меотийским болотом в сторону Ледовитого океана и превосходит своей дикостью всякую меру.» («Римская история»)

Меотийским болотом греки и римляне называли Азовское море. Следовательно гунны жили где-то в Волго-Окском междуречье, на территории нынешней Москвы и Московской области, где, если верить Геродоту, обитали в его время (5 век до н.э.) гелоны и будины. (Читайте статью «Великоросы» ) И где находилась столица гелонов город Гелон или Голунь более поздних источников. Согласно «Велесовой книге» Голунь была столицей Русалании и пала она в результате войны с готами. (Читайте статью «Русалания» ). В отечественных средневековых источниках гелоны упоминаются как голядь, а Иордан называет их голдескифами. Напомню, что Русалания была образована выходцами с южного берега Балтики ругами-венедами, вытесненных со своих земель готами.
Русаланы на протяжении почти восьмидесяти лет успешно противостояли готам, но, в конце концов, потерпели поражение. И эта победа позволила готам прорваться в Северное Причерноморье. Однако на этом борьба между готами и русаланами не закончилась, она продолжалась вплоть до гуннского нашествия, успех которого во многом и предопределила. (Читайте статью «Готы» , размещенную в этом разделе).

То, что славяне входили в гуннский союз не отрицает никто из историков, да и трудно это отрицать в свете откровений византийского посла Приска (средина 5 в н. э.), записавшего несколько слов, употребляемых воинами гуннского вождя Аттилы: «мед», «квас», «страва» (поминальная трапеза у славян). Более того весь уклад жизни Аттилы и его окружения, тоже описанный Приском, оказался настолько схожим со славянским, что даже упертые славянофобы не рискнули это отрицать. Конечно, в состав гуннского союза входили финно-угорские племена и их знать играла в этом союзе немаловажную роль, но языком окружения гуннского вождя был язык гелонов-гольтескифов, то есть по сути великоросов. (Вообще-то слово «великороссы» принято, бог знает почему, писать с двумя «с», однако я предпочитаю употреблять одну, поскольку «рос» это всего лишь грекоизированный вариант слова «рус»). Кстати, имя «Аттила», которое принято считать либо тюркским, либо угорским вполне созвучно таким именам как Аттал (римское) и Аталав (готское) и на поверку может оказаться славянским именем «Вадислав», что означает «вадить», то есть зачаровывать славу, или «Владислав». Вот как описывает свой визит к гуннам византиец Приск:

«Переправившись через какие-то реки, мы приехали в огромное селение, в котором, как говорили, находились хоромы Аттилы, более видные, чем во всех других местах, построенные из бревен и хорошо выстроганных досок и окруженные деревянной оградой, опоясывавшей их не в видах безопасности, а для красоты. За царскими хоромами выдавались хоромы Онегесия, также окруженные деревянной оградой; но она не была украшена башнями подобно тому, как у Аттилы…
При въезде в эту деревню Аттилу встретили девицы, шедшие рядами под тонкими белыми и очень длинными покрывалами; под каждым покрывалом, поддерживаемым руками шедших с обеих сторон женщин, находилось по семи и более девиц, певших скифские песни; таких рядов женщин под покрывалами было очень много. Когда Аттила приблизился к дому Онегесия, мимо которого пролегала дорога к дворцу, навстречу ему вышла жена Онегесия с толпой слуг, из коих одни несли кушанья, другие - вино (это величайшая почесть у скифов), приветствовала его и просила отведать благожелательно принесенного ею угощения. Желая доставить удовольствие жене своего любимца, Аттила поел, сидя на коне, причем следовавшие за ним варвары приподняли блюдо (оно было серебряное). Пригубив также и поднесенную ему чашу, он отправился во дворец, отличавшийся высотой от других строений и лежавший на возвышенном месте.»
(«Готская история» )

Это что, по-вашему, быт степняков-кочевников? А где кобылье молоко, в смысле кумыс? А где кибитки на колесах? Где знаменитые юрты? Конечно, Аттила мог заставить покоренных славян построить ему хоромы, но почему эти хоромы деревянные, а не каменные? Объяснение этому только одно – гуннская знать, включая Аттилу, привыкла жить именно в деревянных теремах и не собиралась менять своих привычек, даже переместившись из Волго-Окского междуречья в Придунавье.

Согласно Васильевой собственно гунны изначально были участниками готского движения от берегов Балтики к берегам Черного моря. И вот что она пишет по этому поводу:

«Этим движением были охвачены многие народы Центральной Европы, и, похоже, гунны были самым западным из них. В самом деле, «гуннами» называлось в древности одно из племен Фрисландии; все имена вождей гуннов - европейские, кельтского типа. Историко-эпическая традиция Западной Европы всегда считала гуннов «своими», в отличие от славян. Так, памятник германского эпоса, «Сага о Тидреке Бернском», описывает гуннов вполне дружески, Аттила изображен положительным героем и назван выходцем из Фрисландии; в то же время русские в этой саге выступают как основные противники гуннов и «германцев». Такими же «положительными» гунны выступают и в «Песни о Нибелунгах»…» («Евразийская история скифов»)

Причем под именем русов в «Саге» скорее всего выступают руги и русаланы, под именем гуннов выходцы из Гольдескифии, смешавшиеся к этому времени с фрисландцами, а под именем «германцев» - потомки скифов венеды, говорившие на славянских языках и заселявшие во время «Великого переселения народов» всю Центральную Европу. К этому же периоду восходит и русский былинный эпос, претерпевший конечно же за века своего бытования существенные изменения. (Читайте статью «Земля словен» , размещенную на этом сайте). По сути дела причиной готского и гуннского «нашествий» в Европу явилась гражданская война в Великой Скифии, носившая в своей завершающей фазе религиозную подоплеку.

Начало ей положили готы, приплывшие из далекой «Скандзы» на берега Вислы. Их натиск вынудил ругов отступить к Дунаю и Днепру. Часть из них осела на границе Римской империи, где возникла Дунайская Русь или Ругия, а другая часть во главе с Кием сместилась к Днепру, где образовало государство или если угодно племенной союз, в который кроме ругов вошли местные племена сполов (полян), росомонов (сарматов) и гольдескифов (великоросов). Это государство, получившее название Русалания, довольно успешно противостояло готам в течение почти целого века, но, в конце концов, потерпело поражение. Видимо, именно в это время пали Голунь и Воронежец, упоминаемые в Велесовой книге. Скорее всего, в это же время от Русалании отпала Гольдескифия, где утвердились гунны, союзники готов в войне с русаланами. Трудно сказать, где именно проходила граница между русаланами и гуннами, но в любом случае и те и другие изначально были вассалами Готской империи. Судя по археологическим данным, русаланы вынуждены были сместиться к северо-западу, где частично смешались с венедами. Что касается гуннов-фрисландцев, то за двести лет они окончательно растворились среди гольдескифов, подчинив между делом своей власти финно-угорские племена, заселявшие как лесную так и степную зону Поволжья. Это тем проще было сделать, что большая часть этих племен уже входила в состав Русалании и новой державе гуннов они достались по наследству.

Конечно, мне могут возразить, что есть и другие свидетельства историков, в частности Марцеллина, которые рисуют и самих гуннов и их образ жизни самыми черными красками. Вот вам, пожалуйста, образец:

«Так как при самом рождении на свет младенца ему глубоко прорезают щеки острым оружием, чтобы тем задержать своевременное появление волос на зарубцевавшихся надрезах, то они доживают до старости без бороды, безобразные, похожие на скопцов. Члены тела у них мускулистые и крепкие, шеи толстые, они имеют чудовищный и страшный вид, так что их можно принять за двуногих зверей, или уподобить тем грубо отесанным наподобие человека чурбанам, которые ставятся на краях мостов.
При столь диком безобразии человеческого облика, они так закалены, что не нуждаются ни в огне, ни в приспособленной ко вкусу человека пище; они питаются корнями диких трав и полусырым мясом всякого скота, которое они кладут на спины коней под свои бедра и дают ему немного попреть.
Никогда они не укрываются в какие бы то ни было здания; напротив, они избегают их, как гробниц, далеких от обычного окружения людей. У них нельзя встретить даже покрытого камышом шалаша. Они кочуют по горам и лесам, с колыбели приучены переносить холод, голод и жажду. И на чужбине входят они под крышу только в случае крайней необходимости, так как не считают себя в безопасности под ней.
Тело они прикрывают одеждой льняной или сшитой из шкурок лесных мышей. Нет у них разницы между домашним платьем и выходной одеждой; один раз одетая на тело туника грязного цвета снимается или заменяется другой не раньше, чем она расползется в лохмотья от долговременного гниения.
Голову покрывают они кривыми шапками, свои обросшие волосами ноги – козьими шкурами; обувь, которую они не выделывают ни на какой колодке, затрудняет их свободный шаг. Поэтому они не годятся для пешего сражения; зато они словно приросли к своим коням, выносливым, но безобразным на вид, и часто, сидя на них на женский манер, занимаются своими обычными занятиями. День и ночь проводят они на коне, занимаются куплей и продажей, едят и пьют и, склонившись на крутую шею коня, засыпают и спят так крепко, что даже видят сны. Когда приходится им совещаться о серьезных делах, то и совещание они ведут, сидя на конях. Не знают они над собой строгой царской власти, но, довольствуясь случайным предводительством кого-нибудь из своих старейшин, сокрушают все, что попадает на пути.»
(«Римская история»)

Все это напоминает описания монголо-татар, которыми грешат европейские авторы в соответствующую эпоху. Особенно в данном случае умиляет одежда, сшитая из шкурок лесных мышей.
Знаете чем Приск отличается от Марцеллина? Приск разведчик, посланный византийским императором с довольно паскудной целью – устранить вождя гуннов. Однако заговор был раскрыт и Приску ничего другого не оставалось, как вернуться ни с чем восвояси. Его отчет не был предназначался для широкого круга читателей. По сути его записки, это донесение императору о путешествии в стан врага, у Приска нет причин ни хвалить гуннов, ни ругать их. Он просто делает свою работу. Что касается Марцеллина, умершего к слову в 390 году, то он работал для широкой публики. Причем живого гунна он в глаза не видел, поскольку последние десятилетия своей жизни провел в Риме. Гуннов он описывал со слов «очевидцев», а у страха, как известно, глаза велики. Естественно всем нам хочется, чтобы наши враги сплошь были уродами, а наши соратники - сплошь писаными красавцами. В жизни, однако, бывает по всякому.

Поводом к войне между готами и гуннами, по моему мнению, стало убийство верховным правителем готов Германарехом своей жены Сунильды. Видимо, в глазах не только русаланов, но и гуннов это означало по сути акт отречения от религии предков, ибо жена вождя у всех племен Великой Скифии была олицетворением земли. (Подробнее об убийстве Сунильды читайте в статье «Готы» ). Нет, совсем не случайно Иордан упомянул о колдуньях, породивших гуннов. Речь наверняка идет о жрицах скифских-сарматских-славянских богинь, пользовавшихся кстати сказать большим влиянием в языческую эпоху и даже располагавшими своими воинскими формированиями, состоящими из женщин. (Подробнее о ведуньях богини Лады вы можете прочесть в моем романе «Золото императора»).

В ходе первого этапа этой войны гуннам удалось разгромить союзников готов аланов и создать плацдарм для атаки на Готию на левом берегу Дона. Этот этап потребовал от гуннов немалого напряжения сил. Начался он в 360 году, а закончился в 370 году. Разгромленные, но не сломленные аланы частью укрылись в крепостях, расположенных в предгорьях Кавказа, частью перебрались в Готию, на правый берег Дона. Именно на этом донском рубеже готы, похоже, собирались остановить гуннов, собрав для этой цели очень мощную армию.
Однако гунны во главе с царем Баламбером в 371 году совершили глубокий обход – из Тамани они переправились в Крым и через Перекоп ворвались в тылы противника. Обширная империя Германариха моментально рассыпалась, как карточный домик. Все племена и народы, ее составлявшие, даже вестготы и гепиды, при первом же крупном поражении вспомнили старые обиды и вышли из-под ее контроля, знать больше не желая остготского короля. Разогнав врагов в Северном Причерноморье, гунны завоевали и города Боспора. Известно, что в 375 г. Германарих совершил самоубийство, пронзив себя мечом, но промежуток между разгромом готов в 371 г. и этой датой в хрониках остается незаполненным. Судя по всему, часть остготов отступила к Дунаю. Другие попытались обрести опору в союзе с русаланами. Для русаланов этот союз оказался роковым. Значительная часть остготов после смерти Германареха переметнулась к Баламберу и объединенными усилиями они сокрушили остатки некогда мощной державы Кия. Русаланы вслед за готами отступили к Дунаю. Разумеется, уходила прежде всего знать. Земледельцам и скотоводам по большей части бежать было некуда, поэтому отсидевшись в лесах они потихоньку возвращались к родным пепелищам. При этом надо учитывать следующее обстоятельство: ни для готов, ни для русаланов, ни для дунайских славян гунны отнюдь не были чужаками. Все они были людьми одной веры и придерживались сходных обычаев. Отсюда неожиданные союзы и переходы из стана в стан. Отсюда же совпадение готских, гуннских и славянских имен, кажущееся кому-то странным и которому историки, придерживающиеся «монгольской» версии происхождения гуннов, не могут дать внятного объяснения.
Согласно «Велесовой книге» Русалания пала от сговора готов с гуннами. Что скорее всего соответствует действительности и подтверждается археологическими данными: именно к 4 в. относится окончательная гибель лесостепной Черняховской культуры, которая и по времени возникновения, и по распространению, и по другим признакам совпадает с существованием Русалании. Раскопки показывают следы ее жестокого разгрома, и какие-то остатки культуры сохраняются только в лесах.

«Покончив с северными противниками, Баламбер обратился на запад, где вестготы и примкнувшая к, ним часть остготов с аланами готовились защищаться на рубеже Днестра, Но между собой они очень не ладили, своих сил не объединили и расположили армии независимо друг от друга. Гунны этим, разумеется, не преминули воспользоваться. В 376 г.- видимо, уже учитывая чувствительность готов к обходам и окружениям,- отряд гуннов ночью переправился через Днестр в незащищенном месте и ударил по тылам. Расчет оказался верным - опять возникла паника. Часть готов бросились за Дунай и попросили убежища у римлян. Император Валент II согласился, но поставил условием для тех, кто еще не был крещен, поголовное крещение по арианскому обряду, сторонником которого он являлся. Другая часть во главе с Атанарихом укрепились в лесах между Прутом и Днестром, А гепиды, обитавшие в Дакии, предпочли войти в союз с Баламбером.» (Шамбаров. «Когда оживают легенды»)

Гунны - народ, внезапно явившийся из глубин Азии, прокатившийся волной по Европе и оставивший о себе множество легенд. Самым известным гуннским вождём стал Аттила, великий конунг Атли скандинавских саг.
Из Азии в разные времена мигрировало много различных народов, но именно гунны оставили столь яркий след в истории, словно растворившись после загадочной гибели своего самого великого вождя.

Вопросом культуры и происхождения гуннов занимались такие видные учёные, как И.П.Засецкая, Б.В.Лунин, В.А.Кореняко, С.С.Миняев, П.Н.Савицкий, О. Менхен-Хелфен, Т. Хайяши, Т.Барфилд, Н.Н. Крадин, П.Б.Коновалов, Л.Н.Гумилёв.
Что говорят их исследования?

Происхождение из глубин Сибири

В монгольских степях обитал пра-тюркский народ хуннов, теснимый со всех сторон врагами. Власть у хуннов наследовалась по такому же принципу, как впоследствии у русских князей: от брата к брату, и лишь потом к сыновьям. В третьем столетии до нашей эры шаньюем (правителем) стал Тумань. Он мечтал избавиться от своего старшего сына Модэ, чтобы передать престол младшему сыну от любимой наложницы. Для реализации этого плана Тумань отправил Модэ заложником к согдам и напал на них в расчёте, что те убьют его сына и избавят от дальнейших хлопот. Но Модэ оперативно оценил ситуацию, убил свою охрану, украл коня и бежал к своим. Под давлением общественного мнения Тумань выделил старшему сыну 10000 воинов, которых Модэ принялся обучать по новой схеме. Для начала он ввёл в обиход необычные стрелы с прорезью, которые свистели при полёте. Если воины слышали свист стрелы своего принца, они обязаны были немедленно стрелять в ту же цель. И вот Модэ устроил проверку: выстрелил в своего великолепного аргамака. Тем, кто опустил луки, он отрубил головы. Затем он выстрелил в свою молодую жену. Уклонившиеся также были казнены. Следующей целью стал аргамак его отца Туманя, и выстрелили все до единого. После чего Модэ убил самого Туманя, его наложницу, сводного брата, и сам стал шаньюем.
Модэ правил державой хуннов 40 лет и возвысил её над всеми окружающими народами.

Несколько поколений спустя ситуация в степи переменилась. Хунны были разбиты и раздроблены. Часть их бежала на запад и примкнула к зауральским уграм. Двести лет два народа жили бок о бок, а затем последовала волна их совместной экспансии. Именно этот смешанный народ стал впоследствии известен под названием «гунны».

Гунны – возможные родственники германских народов

Гунны и норманны - два этноса, которые пользовались почти аналогичной рунической письменностью. Речь идёт о тех самых рунах, которые, как говорит Старшая Эдда, бог Один принёс из Азии. Азиатские руны на несколько столетий древнее: они найдены на могилах тюркских богатырей, например, Кюль-Тегина. Возможно, эти древние родственные связи послужили причиной того, что на территории Европы союзниками гуннов стал ряд германских народов. Конунг Атли – один из излюбленных романтических персонажей скандинавских саг, например, «Песни о Хлёде», где конунг показан в некотором роде подкаблучником. Действительно, Аттила был в кругу семьи весьма мягким человеком, любящим своих детей и многочисленных жён.

Религия из глубины веков

Религией этого кочевого народа было тенгрианство – поклонение Вечному Голубому Небу. Местом обитания верховного божества считалась гора Хан-Тенгри в Тянь-Шане, также существовало много капищ с идолами, литыми из серебра. В качестве защитного символа гунны носили амулеты из драгоценных металлов с изображением драконов. Среди правящей верхушки гуннов имелся верховный шаман, который испрашивал у божества советы для принятия важных решений. Священными считались стихии: огонь, вода, земля.
Имелся также культ священных деревьев, им в жертву приносились лошади, шкуры которых снимались и распяливались между ветвями, а кровь разливалась вокруг.
Призывая помощь бога войны, хунны применяли очень древний обычай «туом»: расстрел знатного пленника «тысячью стрел». Логично предположить, что и гунны совершали такой же обряд.

Армия, не умеющая штурмовать крепости

Гунны подчинили такие мощные державы той эпохи, как империя остготов и аланский каганат. Решить загадку успехов «варварского народа» пытались ещё современники: римский центурион Аммиан Марцеллин, византийский философ Евнапий, готские хронисты Иордан и Приск Панийский. Все они относились к гуннам враждебно и постарались очернить их перед потомками, красочно описывая их некрасивую внешность и варварские обычаи. Однако как могли варвары справиться с сильнейшими государствами той эпохи?

Авторы объясняли успехи гуннов их специфической воинской тактикой: «Аланов, хоть и равных им в бою… подчинили себе, обессилив частыми стычками». Такую тактику использовали массагеты в войне против Александра Македонского: партизанская война лёгкой конницы против тяжёлой пехоты действительно была успешной. Однако основную воинскую силу аланов составляла не пехота, а мощная, прекрасно обученная тяжёлая конница. Они применяли проверенную сарматскую тактику ближнего боя. У аланов были крепости, которые гунны брать не умели, и оставили непобеждёнными у себя в тылу, хотя инфраструктура каганата была ими разрушена. Многие аланы бежали на запад и поселились на Луаре.

Как гунны победили крымских готов: вброд через море

После подчинения Аланского каганата гунны под предводительством Баламбера вышли на прямое столкновение с остготами короля Германариха. Готы занимали Крым и Северное Причерноморье. Взять полуостров со стороны поймы Дона гунны не могли: они не были способны сражаться в болотистой местности, которую к тому же оборонял воинственный народ герулов. Никаких средств для переправки армии по морю у гуннов не было. Таким образом, готы на территории Крымского полуострова ощущали себя в безопасности. Это их и погубило.

Древние славяне – анты, были насильственно подчинены готам и относились к этой ситуации безо всякого энтузиазма. Как только на политическом горизонте возникли гунны, анты примкнули к ним. Готский летописец Иордан называет антов «вероломными» и считает основной причиной падения готской державы. Возможно, именно анты снабдили гуннов информацией, которая позволила последним захватить Крымский полуостров вброд со стороны Керченского пролива.

Согласно сообщению Иордана, в 371 году гуннские всадники во время охоты на Таманском полуострове преследовали олениху и загнали её на самый мыс. Олениха вошла в море и, осторожно ступая и нащупывая дно, перешла на землю Крыма, указав тем самым брод: по этому пути гуннская армия прошла в тыл своим противникам и захватила Крымский полуостров. Король Германарих, которому на тот момент было более 110 лет, в отчаянии пронзил себя мечом.

Гунны не уничтожили и не изгнали готов, а лишь подчинили своей власти. Преемником Германариха стал Винитарий. У него осталась достаточно мощная армия и структура власти. Он попытался лишить гуннов их важнейшего союзника и атаковал антов, взял в плен и распял короля Божа с сыновьями и 70 старейшинами. Гунны, в свою очередь, напали на Винитария и убили его в бою на реке Эрак (Днепр). Часть уцелевших остготов переместилась во владения римлян, остальные подчинились гуннскому вождю.

Гунны – народ с высоким уровнем дипломатической культуры

Если рассматривать гуннов как полудиких варваров, как это делали Иордан и Аммиан Марцеллин, понять секрет их успехов невозможно. Главная причина – талант их вождей, а также уровень дипломатии, который не уступал ведущим европейским государствам.

Гунны отлично знали всю «кухню» отношений окрестных народов, умели получать необходимую информацию и мастерски действовали не только в бою, но и путём переговоров. Империя короля Германариха держалась исключительно на подчинении грубой силе. Вождь гуннов Баламбер привлёк на свою сторону все народы, обиженные и угнетённые готами, а их было немало.
Другие гуннские вожди придерживались аналогичной схемы и не стремились воевать там, где имелся шанс договориться по-хорошему. Ругила в 430 году налаживал дипломатические контакты с Римской империей и даже помогал войсками для подавления восстания багаудов в Галлии. Рим к этому моменту уже находился в состоянии распада, но многие его граждане примкнули к гуннам, предпочитая их упорядоченную власть произволу собственных чиновников.
В 447 году Аттила со своей армией дошёл до стен Константинополя. Взять мощные укрепления у него шансов не было, но он сумел заключить с императором Феодосием унизительный для того мир с выплатой дани и передачей гуннам части территории.

Причина нового похода на запад: ищите женщину!

Спустя 3 года византийский император Маркиан расторг мирный договор с гуннами, но Аттила счёл более заманчивым поход в Галлию: туда ушла часть аланов, которых Аттила желал победить, кроме того, имелась ещё одна причина.

Принцесса Юста Грата Гонория была сестрой императора Западной Римской империи Валентиниана III, её муж мог бы претендовать на императорскую власть. Чтобы избежать возможной конкуренции, Валентиниан собирался выдать сестру замуж за престарелого и благонадёжного сенатора Геркулана, чего ей совершенно не хотелось. Гонория отправила Аттиле своё кольцо и призыв о вступлении в брак. И в результате гуннская орда прошла весь север Италии, разграбила долину реки По, попутно разгромила королевство бургундов, и добралась до Орлеана, но взять его гунны не смогли. Валентиниан не допустил брака Аттилы с Гонорией, сама принцесса избежала пыток, а может быть и казни, только благодаря заступничеству матери.
Причиной ухода гуннов из Италии востоковед Отто Менхен-Хелфен считает начавшуюся эпидемию чумы.

Смерть вождя и распад державы

Покинув Италию, Аттила решил взять в жёны красавицу Ильдико (Хильду), дочь короля Бургундии, но умер в брачную ночь от носового кровотечения. Иордан повествует, что вождь гуннов умер от невоздержанности и пьянства. Но в произведениях германской мифологии «Старшая Эдда» и других конунг Атли убит своей женой Гудрун, которая отомстила за смерть своих братьев.

В следующем, 454 году держава гуннов прекратила своё существование. Наиболее выдающиеся сыновья Аттилы – Эллак и Денгизих, вскоре погибли в боях. Но гунны и их знаменитый вождь стали частью истории и мифологии многих народов.

Что европейские народы позаимствовали у гуннов

В римской армии военачальник Фабий Аэций ввёл гуннские составные короткие луки с обратным изгибом, хорошо приспособленные для стрельбы с коня.
Предки гуннов – хунны, являются изобретателями стремян: именно от них эта часть сбруи распространилась у остальных народов.
Имена гуннских вождей вошли в моду в Европе и стали привычными: Балтазар, Донат, и конечно Аттила: имя это особо популярно в Венгрии.