Альтернативные источники энергии

Годы опричнины ивана 4. Милиция в средневековой Руси — опричнина Ивана Грозного: кратко об опричниках и целях их действия

Годы опричнины ивана 4. Милиция в средневековой Руси — опричнина Ивана Грозного: кратко об опричниках и целях их действия


Опричнина - очень сложное явление в истории Руси. Опричнина не была результатом психоза (параноизма) Ивана IV; не являлась она и «высшею полицией по делам государственной измены», как утверждал в свое время В. О. Ключевский. Опричнина имела большой политический смысл, но об этом чрезвычайно важном явлении известно очень мало. Подлинные документы об учреждении опричнины не сохранились. Обстоятельства, сопровождавшие учреждение опричнины, только кратко рассказаны в летописи. Не во всем можно доверять таким повествователям, как пострадавший от опричнины князь Курбский.

Возникновение опричнины

Обстоятельства учреждения опричнины таковы. В декабре 1564 г. царь Иван Васильевич вместе с женой и сыновьями покинули Москву. Прожив две недели в селе Коломенском, царь направился в Троице-Сергиев монастырь, а оттуда в Александрову слободу. Духовенство, бояре и все приказные люди были «в недоумении и унынии», не понимая того, что происходит. Через месяц царь прислал в Москву две грамоты. Одна была адресована па имя митрополита Афанасия и содержала перечень «измен» боярских, воеводских и всяких приказных людей, на которых накладывалась опала. Другая грамота была адресована купцам и «всему православному крестианству», которым говорилось, чтобы они «никоторого сумнения не держали», так как на них царского гнева и опалы никакой нет.

В тот же день в слободу к царю была снаряжена делегация из бояр и высшего духовенства. Царь принял делегатов и согласился вернуться к власти с условием, что он учредит опричнину. На содержание опричного двора царь взял ряд городов и волостей, из которых должны быть выведены вотчинники и помещики, не вошедшие в состав опричнины. Остальная часть государства составляла земщину и должна была находиться под управлением бояр. Земские бояре должны были докладывать царю только о военных и крупных делах. Грозный возвратился в Москву и тогда же приступил к практическому осуществлению опричнины.

Опричники не представляли собой только особый корпус телохранителей наподобие турецких янычар. В опричнине мы видим тех же бояр и те же придворные чины, какие существовали в земщине. В основном в опричнину взято было среднее и мелкое дворянство. Опричнину поддерживал и посад. Опричнина была направлена против родовитой боярской знати и тех, кто так или иначе был с ней связан. В опричнину были выделены города и уезды в центре Русского государства (Можайск, Ростов, Ярославль и др.), а также часть Москвы. Позже территория опричнины была увеличена присоединением Старицы, Костромы, торговой стороны Новгорода и др. Вотчинников и помещиков, которые не входили в опричнину, выселяли на окраины, а на их места поселяли опричников. Эти операции производились в крупном масштабе. В центральных районах Русского государства в опричнину перешли земли потомков удельных князей. Таким образом произошла коренная ломка вотчинного землевладения. Вместо своих земель князья и бояре получили земли на поместном праве в других местах, на окраинах государства.

Таким образом, в состав опричнины вошли все главнейшие города Русского государства. Земщина в свое ведение получила только окраины. Территория опричнины слагалась постепенно и в течение десяти лет существования опричнины значительно возросла.

Цели и задачи опричнины

Выдвинув на первый план дворянство, опричнина произвела существенные перемены в составе служилого землевладения. Таким образом, она была направлена не против лиц, а против прежних феодальных привилегий, являясь по своему характеру делом большой государственной важности.

Источники сообщают, что опричники были одеты в черные кафтаны, носили черную шапку, ездили на лошадях вороной масти. К поясу у них было привязано изображение собачьей головы и небольшая с короткой рукояткой метла - эмблемы собачьей верности царю в преследовании измены. Столицей опричнины стала Александрова слобода, где было организовано подобие монастыря. Игуменом этого шутовского монастыря был сам Иван Грозный. В промежутках между продолжительными службами в застенках Александровского дворца происходили пытки и казни лиц, заподозренных в измене. Однако проявления зверства и разврат, которые отмечаются в опричнине современниками - только кровавая, грязная накипь, но не существо опричнины как социально-политического явления. Во главе опричного отряда стоял Малюта Скуратов (Григорий Бельский). В 1574 г. над земщиной Грозный поставил особое лицо со званием великого князя - царя Симеона Бекбулатовича. Но Симеону пришлось лишь несколько месяцев пробыть в звании великого князя в Москве. Можно утверждать, что роль Симеона Бекбулатовича была ничтожна, и ему не придавали значения ни сам царь, ни московские бояре и приказные люди.

Конец опричнины

Бояре и князья не относились пассивно к введению опричнины, а боролись с ней разными способами. Боярство пыталось использовать для борьбы с опричниной церковь. Митрополит Филипп, из рода бояр Колычевых, при своем избрании на митрополичий престол настаивал на уничтожении опричнины, но в конце концов, дал запись не вмешиваться в ее дела. Митрополит убеждал царя прекратить казни бояр. Враги Филиппа доносили на «неподобные» речи митрополита по адресу царя. По требованию Ивана IV церковный собор лишил Филиппа митрополии, сослав его в заточение в Тверской Отрочь монастырь, где он впоследствии был задушен Малютой Скуратовым.

В 1569 году правительство получило донос о предполагаемой измене в Новгороде, где создалась группировка сторонников присоединения к великому княжеству Литовскому. Грозный предпринял поход на Новгород и Псков. По дороге опричниками были разорены Тверь и другие города. Грозный с сыном и опричниками прибыл в Новгород (1570) и свыше месяца производил расправу над новгородским духовенством, купцами и приказными людьми. Писцовые книги по Новгородскому уезду, составленные вскоре после описываемых событий, отмечая запустевшие деревни и отдельные крестьянские дворы, неоднократно поясняют это печальное явление словами: «а дворы опустели от опричных людей», «а деревни сожгли опричные люди» и т. д. Меньше пострадал от царя и опричников Псков, который занимал порубежное положение и являлся важнейшей крепостью на северо-западных русских рубежах. Разгром Новгорода преследовал цели ослабления все еще существовавших тенденций к новгородскому сепаратизму.История стекла
Стекло - твердое тело, аморфное по своему строению. Стекла бывают природные и искусственные, изготовленные человеком. С глубокой древности человек научился использовать природное стекло в качестве орудии труда...


Основное естественное богатство болот - торф, органическая порода, содержащая не более 50% минеральных веществ, образовавшаяся в результате отмирания и неполного распада растений в условиях повышенной влажности при недостатке кислорода. . .

"Опричниной" в стародавние времена называли небольшое землевладение вдовы погибшего воина-дворянина. оставался после перехода большей части его земли к князю.

Опричнина Ивана Грозного - это особая, выделенная царем самому себе территория государства. Этот "царский" удел имел свой аппарат управления и войско.

Введение опричнины было обусловлено событиями 1565 года. В этом году царь из-за боярских измен отказался от престола и вернуться был согласен только при исполнении трех условий. В частности, он требовал себе права казнить неверных согласно своей воле, ввести опричнину, на устройство которой "земщина" (остальная часть страны) должна была выплатить огромную (по меркам того времени) сумму в сто тысяч рублей.

Опричнина Ивана Грозного включала в себя многие и центральные уезды. К этим территориям были присоединены и богатые северные районы, часть Москвы. Опричнина предполагала наличие своего военного корпуса, в котором состояла тысяча дворян. Для каждого из них было выделено поместье. Кроме того, на опричной территории была создана своя Дума, внутренние приказы, свой двор. В руках царя сосредоточились важнейшие дипломатические дела. При этом война с Ливонией полностью легла на "земщину". Опричный корпус выполнял только две задачи: охранял государя и казнил изменников.

С изменой в государстве боролись различными методами. Опричнина Грозного предполагала массовые репрессии, конфискации, переселение людей, казни. Вскоре по всему государству распространился террор. При этом расправы чинились не только над семьями бояр, но и над целыми городами. В Новгороде было казнено огромное количество народа (по некоторым свидетельствам, число жертв было около трех тысяч).

Чем дальше, тем ужаснее становилось положение в государстве. Террор стал распространяться и внутри самой опричнины - стали меняться главари. Так, на место казненного Басманова пришел Малюта Скуратов. Под репрессии попадали и именитые бояре с родственниками и близкими людьми. Жертвами террора становились и крестьяне, и государственные чиновники. Опричнина Ивана Грозного длилась целых семь лет и была отменена в 1572 году.

Последствия опричнины в первую очередь отразились на экономическом состоянии государства. В стране царил полнейший упадок. Целые районы в государстве были разорены. Многие деревни опустели, до 90% пахотных земель не обрабатывалось.

Кроме того, значительно упала мощь армии. В связи с обнищанием, разорением дворян, составлявших ядро русского войска, случился кризис в вооруженных силах. Война с Ливонией была проиграна.

В связи с массовыми репрессиями изменилась и демографическая ситуация в государстве. Резко сократилось число населенных пунктов, уменьшилось и трудоспособное население.

За время опричнины резко усилилась неограниченная власть царя. Имевшаяся в государстве Дума была подчинена Грозному.

После уничтожения земельной аристократии началось дальнейшее усиление царского деспотизма. Опричнина способствовала ликвидации независимых собственников, которые могли бы стать основой для образования в государстве гражданского общества. Народ стал зависим от власти в целом и от царя в частности.

В результате в России окончательно установился деспотический режим. Никто не был защищен от террора. Даже феодальная элита могла пострадать от произвола царя. При этом русское дворянство, которое до введения опричнины было наделено весьма ограниченными правами, получило власть.

Историки до сегодняшнего времени не могут точно установить причину возникновения такого режима в стране. По мнению некоторых авторов, Иван Грозный таким образом пытался централизовать власть.

В 1564 г. царь неожиданно уехал из Москвы в Александровскую слободу , как будто отрекшись от престола. По челобитью духовенства, бояр и всяких людей Иван Грозный согласился воротиться на царство, но с условием учредить опричнину для расправы с изменниками и ослушниками. Это был особый двор, какой образовал себе царь, с особыми боярами, дворецким, казначеями и прочими управителями, дьяками, всякими приказными и дворовыми людьми, с целым придворным штатом. Летописец усиленно ударяет на это выражение «особый двор», на то, что царь приговорил все на этом дворе «учинити себе особно».

Из служилых людей Иван Грозный отобрал в опричнину 1000 человек, которым в столице на посаде за стенами Белого города, за линией нынешних бульваров, отведены были улицы с несколькими слободами; прежние обыватели этих улиц и слобод из служилых и приказных людей были выселены из своих домов в другие улицы московского посада. На содержание этого двора, «на свой обиход» и своих детей, царевичей Ивана и Федора , он выделил из своего государства до 20 городов с уездами и несколько отдельных волостей, в которых земли розданы были опричникам, а прежние землевладельцы выведены были из своих вотчин и поместий и получили земли в неопричных уездах. До 12 тысяч этих выселенцев зимой с семействами шли пешком из отнятых у них усадеб на отдаленные пустые поместья, им отведенные.

Выделенная из государства опричнина не была цельная область, сплошная территория, составилась из сел, волостей и городов, даже только частей иных городов, рассеянных там и сям, преимущественно в центральных и северных уездах (Вязьма, Козельск, Каргополь и др.). «Государство же свое Московское», т.е. всю остальную землю, подвластную московскому государю, с ее воинством, судом и управой, царь приказал ведать и всякие дела земские делать боярам, которым велел быть «в земских», и эта половина государства получила название земщины. И центральные правительственные учреждения, оставшиеся в земщине, приказы должны были действовать по-прежнему, «управу чинить по старине», обращаясь по всяким важным земским делам в думу земских бояр, которая правила земщиной, докладывая государю только о военных и важнейших земских делах. Так все государство разделилось на две части: на земщину и опричнину ; во главе первой осталась боярская дума, во главе второй непосредственно стал сам царь, не отказываясь и от верховного руководительства думой земских бояр.

Опричники. Убийство Иваном Грозным боярина Фёдорова. Картина Н. Неврева

Опричнина при первом взгляде на нее представляется учреждением, лишенным всякого политического смысла. В самом деле, объявив всех бояр изменниками, царь Иван Грозный оставил управление землей в руках этих изменников. Но происхождение опричнины находится в тесной связи с тем политическим столкновением, которым она была вызвана. Термин опричнина заимствован из удельного времени: в княжеских грамотах XIV в. опричнинами назывались уделы княгинь-вдов. Опричнина царя была как бы особым уделом, который он выделил себе из состава государства, из земщины. Но этому учреждению Иван Грозный указал небывалую прежде задачу, которая состояла в том, чтобы истреблять крамолу, гнездившуюся в Русской земле, преимущественно в боярской среде. Таким образом, опричнина получила значение высшей полиции по делам государственной измены. Отряд в тысячу человек служилых людей, зачисленных в опричнину и потом увеличенный до шести тысяч, становился корпусом дозорщиков внутренней крамолы.

Таково было происхождение и назначение опричнины. Но она не отвечала на политический вопрос, которым была вызвана, не разрешала спора московского государя с его боярством . Спор возбужден был одним противоречием в политическом строе Московского государства. Это государство в XVI в. стало самодержавной монархией , но с аристократическим управлением, во главе которого стояло родовитое и притязательное боярство. Значит, характер новой власти московского государя не соответствовал свойству правительственных органов, посредством которых она должна была действовать. Обе стороны тогда почувствовали себя в неловком положении и не знали, как из него выйти. Затруднение заключалось в неудобном для государя политическом положении бояр, как правительственного класса, его стеснявшего. Поэтому выйти из затруднения можно было двумя путями: надобно было или устранить боярство как правительственный класс и заменить его другими, более гибкими и послушными орудиями, или привлечь к престолу наиболее надежных людей из боярства и с ними править, как уже и правил Иван в начале своего царствования .

А. Васнецов. Московский застенок времен опричнины Ивана Грозного

Царь и думал о том и о другом; но одного он не мог сделать, а другого не сумел или не захотел. Он не мог скоро создать другой правительственный класс, достаточно привычный и способный к управлению. Во всяком случае, избирая тот или другой выход, предстояло действовать против политического положения целого класса, а не против отдельных лиц. Иван поступил наоборот: заподозрив все боярство в измене, он бросился на заподозренных, вырывая их руками опричников поодиночке – но оставил класс во главе земского управления. Не имея возможности сокрушить неудобный для него порядок управления, он стал истреблять отдельные ненавистные ему лица. В этом и состояла политическая бесцельность опричнины: вызванная столкновением, причиной которого был порядок, а не лица, она была направлена против лиц, а не против порядка. В этом смысле и можно сказать, что опричнина не отвечала на вопрос, которым была вызвана.

По материалам произведений великого русского историка В. О. Ключевского

Опричнина

В каждой из частей государства: и в опричнине, и в земщине – была своя дума, свои чиновники и свое войско. Столицей земщины была Москва, а столицей опричнины – Александровская слобода. Начались преследования, террор и казни неугодных царю бояр и дворян. А «царевы псы» – опричники – каждый день докладывали царю о новой «крамоле», чтобы вызвать новые казни и поживиться за счет богатств казненных зажиточных людей. Основным политическим итогом опричнины стало утверждение неограниченного самодержавия. Против политики Ивана выступил митрополит Филипп, не смирившийся с безумствами царя. В конце концов он, как и многие в то время, погиб от рук опричников.

ОПРИ?ЧНИНА, опришнина (от опричь – кроме, особо) – 1) название удела царя Ивана IV Грозного с особой территорией, войском и государственными учреждениями. 2) Комплекс внутриполитических мер Ивана IV, проводившийся в 1564–1571 гг. с целью укрепления личной власти государя; включал жесточайший террор, массовые казни, земельные конфискации, грабежи населения.

Термин «опричнина» восходит к названию особого удельного владения вдов из великокняжеской семьи.

Первые признаки недовольства царя своим положением, как он считал, лишенного полновластия государя, обнаружились задолго до официального введения опричнины. В 1560 г. подверглись опале главные деятели «Избранной рады», а в 1562–1563 гг. и их сторонники. В 1563 г. умер митрополит Макарий, имевший большое влияние на царя. В эти годы на первые места выдвигаются люди, руками которых Иван IV вершил потом опричный террор: боярин А. Д. Басманов, его сын Федор, князь А. И. Вяземский, ясельничий П. В. Зайцев, архимандрит Кремлевского Чудова монастыря Левкий, новгородский архиепископ Пимен.

3 декабря 1564 г., в разгар рождественского поста Иван IV вместе с семьей и двором покинул столицу, увозя с собою государственную казну и «святость» – наиболее почитаемые иконы, кресты, драгоценную церковную утварь, забранные им по собственному выбору в московских монастырях и храмах. Остановившись первоначально в селе Коломенское, царский поезд, спустя две недели, двинулся к Троице-Сергиеву монастырю, а затем дальше на север – в Александровскую слободу, которая после прибытия туда Ивана IV была окружена стражей и превращена в военный лагерь.

Из Александровской слободы царь отослал в Москву две грамоты с обличениями изменников-бояр, но с объявлением простым людям, что «гневу на них и опалы никоторые нет». Покинутые своим государем москвитяне били ему челом, чтобы царь «пожаловал их» – вернулся на царство.

В начале февраля 1565 г. Иван IV приехал в Москву и, созвав Земский собор, объявил об окончательном решении учредить опричнину, потребовав разрешения без совета с боярами «опаляться» на «изменников», казнить их, забирая на себя имущество казненных. Тогда же «за свой государев подъем», то есть за отъезд в Александрову слободу, Грозный единовременно взыскал с земской казны огромную по тем временам сумму – 100 тыс. рублей, тем самым обеспечив материально свое опричное начинание.

Вся страна была разделена на опричнину и земщину. Опричнина стала особым «государевым уделом», которым управлял сам царь – в него вошли многие уезды в разных районах страны, включая часть территории Москвы. В опричнине имелось свое войско, своя дума, свои приказы и царский опричный двор. В земщину была включена вся оставшаяся территория государства, которая управлялась Земской думой и приказами. При этом все тяготы продолжавшейся Ливонской войны, управления государства и содержания опричнины лежали на земщине.

На содержание своего «особного двора» Иваном IV в опричнину были взяты: в Москве улицы – Чертольская, Арбатская, Сивцев Вражек, половина Никитской со слободами; в Поморье города и волости – Двина с Холмогорами, Великий Устюг, Каргополь, Вологда, Белоозеро, Вага; в центральных уездах – Можайск, Вязьма, Ростов, Ярославль, Суздаль, Шуя, Галич, Юрьевец Поволжский; в южных уездах – Козельск, Перемышль, Белев, Лихвин, Ярославец Малый, Медынь; в Новгородской земле в 1565 г. в опричнину были взяты важные торговые пригороды, Старая Руса и две волости. Позднее в опричнину были взяты также Кострома, Дмитров и Переяславль.

Во всех этих городах и уездах, слободах и улицах надлежало выселить всех дворян и приказных людей, не записанных в царскую опричную «тысячу».

В указе об образовании опричнины число опричных служилых людей определялось в 1000 человек, но с течением времени численность их была доведена до 6000 человек. Почти сразу же из опричного войска был выделен отряд из 500 особо доверенных служилых людей, составивших охрану и свиту Ивана Грозного и членов его семьи. Находясь в Александровой слободе, царь образовал из этого отряда своеобразное духовное братство, заняв место игумена. Келарем этого ордена стал князь Вяземский, а пономарем Малюта Скуратов (Г. Л. Бельский).

Внешнее отличие опричников – черная одежда грубого сукна, прикрепленные к седлу собачья голова и метла, – означало, что верные царские слуги-опричники подобно псам будут грызть крамольников и выметут всю измену из Московского государства. Ездили опричники на вороных конях, в черной сбруе, всем своим видом наводя ужас на встречных. Отбор в опричники был чрезвычайно строг. Опричник произносил особую клятву на кресте, обещая «не есть и не пить с земщиной».

Сразу же после утверждения собором приговора об опричнине начались казни. Всего за годы опричнины было казнено более 4000 человек.

Опричный террор крайне отрицательно сказался на внутреннем и внешнем положении России. Страна, ведущая войны на западе и на юге, разорялась самим царем. В 1570 г. опричное войско опустошило и ограбило Новгород и Псков. После того как в 1571 г. оно не смогло остановить крымского хана Девлет-Гирея, сжегшего Москву, царский гнев обратился на опричников. В нач. 1570-х гг. были казнены опричники Басманов, Захарий Очин, князь Вяземский, Зайцев, Михаил Черкасский, а также советники из «государева двора» – бояре Тулуповы и Колычевы.

В 1572 г. царь запретил слово «опричнина», за употребление его следовало жестокое наказание кнутом. Вместо термина «опричнина» стал использоваться термин «двор». Несмотря на прекращение бессудных и массовых казней, жестокое подавление всякого сопротивления царской воле сохранялось.

«Второе издание» опричнины последовало в 1575 г. Царь вновь «отрекся» от престола. «Преемником» его стал татарский царевич Саин-Булат, в крещении Симеон Бекбулатович, получивший титул «государя великого князя всея Руси».

Казни же прекратились лишь к кон. 1570-х гг.

ЗЕ?МЩИНА – часть территории Московского государства, не включенная царем Иваном IV Грозным в его опричный удел.

О создании земщины было объявлено на Земском соборе в феврале 1565 г. Управлялась земской Боярской думой, которую возглавляли бояре И. Д. Бельский и И. Ф. Мстиславский, и земскими приказами. Существовало отдельное земское войско, находившееся под началом земских воевод и формировавшееся в городах и уездах земщины. Несмотря на разделение страны на земщину и опричнину, верховная власть в государстве принадлежала царю. В. В.

АЛЕКСА?НДРОВСКАЯ СЛОБОДА? – в 1565–1582 гг. резиденция царя Ивана IV Грозного, центр опричнины, расположена на р. Серай недалеко от Владимира; с 1778 г. город Александров, ныне во Владимирской обл.

Известна с 14 в. В 1513 г. в Александровской слободе построена усадьба великого князя Василия III и освящена церковь Покрова Богородицы (ныне известна как Троицкий собор). Южный вход в собор украшают писанные золотом по черной меди врата, вывезенные из Софийского собора в Новгороде. В западном портале собора сохранились медные ворота, вывезенные из Тверского Спасо-Преображенского собора.

В 1565 г. в Александровской слободе поселился царь Иван IV Грозный, превративший ее фактически в столицу государства, в которой размещался Опричный двор. Старая усадьба Василия III была расширена, перестроена, окружена валом и рвом и превращена в царскую резиденцию. В 1578 г. в Александровской слободе открылась типография, в которой была напечатана Псалтирь. В 1570–1582 гг. здесь велось активное каменное строительство. В 1570–1571 гг. неподалеку от Троицкого собора построена восьмигранная шатровая колокольня, возведена Покровская церковь; хорошо сохранились фрески, которыми расписан шатровый купол. В слободе был устроен монастырь, названный Успенским, игуменом которого был сам царь, а монахами – его опричники. В 1581 г. в Александровской слободе от руки царя погиб его старший сын и наследник Иван.

После смерти Ивана Грозного Александровская слобода опустела, а царский дворец постепенно разрушился. В Смутное время заброшенную резиденцию разграбили поляки. С. П.

СКУРА?ТОВ-БЕ?ЛЬСКИЙ Григорий Лукьянович (по прозвищу Малюта) (?–01.01.1573 г.) – приближенный царя Ивана IV Грозного, один из руководителей опричнины, думный дворянин (с 1570 г.).

Происходил из захудалой ветви рода Плещеевых. Впервые о Скуратове заговорили в 1561 г., когда он стал ближайшим помощником царя в искоренении боярской крамолы. После учреждения в 1565 г. опричнины Скуратов занял одно из первых мест в Александровской слободе и был пожалован Иваном IV званием «параклесиарха» – пономаря черного опричного братства. Сам царь принял чин «игумена». Когда рано утром, в 4 часа утра, «игумен» с фонарем в руке поднимался на колокольню, там уже ждал его верный «пономарь» Гришка. Они вместе били в колокола, созывая членов своего опричного «ордена» на раннюю заутреню. После молитвы и трапезы начинались дела – выслеживание недовольных и неугодных, пытки и казни. В этом деле Малюта Скуратов выказал особенное рвение. Не случайно царь доверял ему самые сложные и грязные поручения. Именно Скуратов в 1569 г. «зачитывал» вины князя Владимира Андреевича Старицкого перед его убийством, а в самом конце 1569 г. был послан царем в Тверской Отрочь монастырь, к заключенному там бывшему митрополиту Филиппу (Колычеву). Царь просил о благословении похода на Новгород, но узник отказал его посланцу. Воспользовавшись этим отказом как предлогом, Малюта задушил бывшего митрополита.

Во время Новгородского похода 1570 г. Скуратов командовал опричным войском. О роли, сыгранной им во время этого погрома, свидетельствует «Синодик» Ивана Грозного: «По Малютине скаске в ноугороцкой посылке Малюта отделал (истребил – В. В. ) 1490 человек (ручным усечением), из пищали отделано 15 человек». В 1571 г. вел следствие о причинах победы крымского хана Девлет-Гирея над русским войском.

Царь благоволил к своему любимцу, жаловал деньгами, вотчинами, чинами. Выходец из незнатного рода Скуратов-Бельский стал думным дворянином, смог выдать своих дочерей за представителей знатнейших в государстве Московском фамилий. Одну – за двоюродного брата царя князя И. М. Глинского, другую – за Б. Ф. Годунова, третью – за князя Д. И. Шуйского. В отличие от других видных опричников Скуратов избежал царской опалы и казни. Жестокий палач, мастер сыска и расправы, он кончил жизнь героем – погиб в Ливонской войне, во время штурма ливонской крепости Пайде (Вайсенштайн). В. В.

ВИСКОВА?ТОВ, Висковатый Иван Михайлович (?–25.07.1571 г.) – государственный деятель и дипломат, думный дьяк с 1553 г., печатник с 1561 г.

Первые сведения о Висковатове относятся к 1542 г., когда он занимал должность подьячего. В 1549 г. возглавил Посольский приказ, в 1553 г. стал думным дьяком. В том же году, во время тяжелой болезни царя Ивана IV, в развернувшейся борьбе за престолонаследие, Висковатов выказал себя решительным сторонником его сына – царевича Дмитрия (старшего). Этим он заслужил еще большее благоволение поправившегося Ивана Васильевича.

В 1553 г. Висковатов выступил против новых икон и росписей, созданных по указаниям митрополита Сильвестра для Благовещенского собора и Золотой палаты Московского Кремля. Висковатов усомнился в каноничности изображения «невидимого Божества» (в том числе Бога Отца) на том основании, что любое Божество «телесными очами не зримо». Он считал допустимым воспроизведение иконописцами лишь образа Иисуса Христа. С письменным изложением своих взглядов Висковатов обратился к царю и добился созыва специального церковного собора 1553–1554 гг. На соборе Сильвестра поддержал митрополит Макарий, а Висковатов был осужден. Признав свою неправоту, он сумел сохранить расположение государя.

В 1554 г. Висковатов был включен в состав следственной комиссии по делу об измене князя С. В. Лобанова-Ростовского, тайно сносившегося с литовским послом С. Довойной, в кон. 50-х гг. выступил за заключение мирного соглашения с Крымским ханством, стал одним из инициаторов Ливонской войны. Во время опричнины руководил внешней политикой России.

25 июля 1570 г. Висковатов казнен вместе с казначеем Н. Фунниковым. Сохранившийся фрагмент следственного дела позволяет связать его падение с «новгородской изменой» и опалой Ивана IV на видных опричников А. Д. и Ф. А. Басмановых. В. В.

ШТА?ДЕН Генрих фон (нем. von Staden) (ок. 1542 г. – ?) – опричник царя Ивана IV Грозного, автор сочинения «Страна и правление московитов».

Выходец из Германии. Сын вестфальского бюргера. Приехал в Россию в 1564 г., был толмачом (переводчиком), опричником, торговым агентом. Очевидец многих событий, в том числе разгрома Новгорода опричным войском Ивана Грозного. Уехав из России в 1572 г., стал ее убежденным врагом, вынашивал планы завоевания русских земель. С этой целью обращался к императору Священной Римской империи Рудольфу II, для которого в 1579 г. написал «Проект обращения России в имперскую провинцию», затем – к шведскому королю Юхану III, предлагая ему начать интервенцию в наиболее уязвимом месте Московского государства – со стороны г. Кола и р. Онега.

Несмотря на антирусскую направленность сочинений фон Штадена, они являются важным источником по истории России 16 в. В. В.

ФИЛИ?ПП (в миру – Федор Степанович Колычев) (11.02.1507–23.12. 1569 гг.) – митрополит Московский и всея Руси в 1566–1568 гг., православный святой.

Происходил из младшей ветви старинного московского боярского рода Колычевых. Предок Колычевых, боярин Андрей Кобыла, родоначальник многих знатнейших московских боярских фамилий – Захарьиных-Юрьевых, Шереметевых, Романовых. Отец – Степан Иванович, по прозвищу Стенсур, воспитатель Юрия (Георгия) Васильевича, брата царя Ивана IV. Дядя – Иван Иванович Умной-Колычев, советник князя Андрея Старицкого, брата великого князя Василия III.

Детство Федор Колычев провел при великокняжеском дворе, получил хорошее образование, близко знал будущего государя Ивана IV. В пятнадцать лет Федора определили на воинскую службу, на которой он находился до тридцатилетнего возраста. В 1537 г. князь Андрей Старицкий поднял мятеж против правительства Елены Глинской, но был схвачен и умер в заточении. Пострадали и близкие Старицким члены семейства Колычевых.

Федор Колычев решил покинуть великокняжескую службу и уйти от мира. Появившись в Соловецком монастыре, он скрыл свое знатное происхождение и стал послушником, а через полтора года принял монашеский постриг под именем Филиппа. Ок. 1548 г. стал игуменом Соловецкого монастыря. При нем монастырь вступил в пору расцвета. Особое внимание Филипп уделял хозяйственной деятельности. С 4 до 10 тыс. пудов увеличилась добыча соли, строились новые соляные варницы, водяные мельницы, озера соединены между собой каналами. Торговля солью позволила расширить и другие производства, в частности, кузнечное и кирпичное дело. Развернулось каменное строительство. Возведенный в 1558–1566 гг. Спасо-Преображенский монастырь по высоте превосходил Успенский собор Московского Кремля. Монастырь значительно расширил свои земельные владения.

В 1566 г. Филиппа пригласили занять митрополичий престол. Но он выставил условие: отменить опричнину. Иван IV Грозный потребовал от Филиппа не вмешиваться в царские дела, но затем «гнев свой отложил» и пошел на уступку – новый митрополит получил право советоваться с государем и заступаться за опальных. Поначалу опричный террор затих, но зимой 1567/1568 г. разгорелся вновь. Филипп в личных беседах многократно призывал царя одуматься. 22 марта 1568 г. он публично, во время службы в Успенском соборе, обличил государя в беззакониях и отказал ему в благословении. Эти обличения он впоследствии повторил дважды.

Авторитет митрополита был очень высок, поэтому царь не мог схватить его без причины. В Соловецкий монастырь направилась специальная комиссия, составленная из личных врагов Филиппа, для подготовки обвинений против него, основанных на лжесвидетельствах. 4 ноября 1568 г. состоялся суд: Филиппа низвергли из сана и приговорили к смертной казни сожжением. Царь заменил казнь вечным заточением в монастыре. Филиппа отправили сначала в Богоявленский, затем в Староникольский и, наконец, в тверской Отрочь монастырь.

23 декабря 1569 г., во время похода опричного войска на Новгород, в монастырь приехал Малюта Скуратов и передал требование царя – благословить поход. После отказа Филиппа Малюта в гневе задушил узника подушкой. Монастырским насельникам было объявлено, что Филипп скончался от «чрезвычайного угара».

В 1591 г., при царе Федоре Ивановиче, мощи Филиппа перенесли в Соловецкий монастырь, а в 1652 г., при царе Алексее Михайловиче, – в Успенский собор Московского Кремля. Дни памяти: 9 (22) января, 3 (16) июля, а также 5 (18) октября совместно со святителями Московскими Петром, Алексеем, Ионой и Гермогеном. С. П.

Из книги Русская история. 800 редчайших иллюстраций автора

Из книги К началу. История Российской Империи автора Геллер Михаил Яковлевич

Опричнина Возненавиде грады земли своей… всю землю державы своея, (царь) яко секирой наполы некако разсече. Хронограф. 1617 Полк сатанинский, собранный тобою на погубу христианскую. Митрополит Филипп Ивану. 1568 Опричнина - это королевское войско… прогрессивная армия. И

Из книги Забытая история Московии. От основания Москвы до Раскола [= Другая история Московского царства. От основания Москвы до раскола] автора Кеслер Ярослав Аркадьевич

Опричнина В 1564 году Иоанн IV выехал из московского кремлевского дворца в знаменитую Александровскую слободу и оттуда 3 января 1565 года послал в Москву две грамоты. В первой, адресованной митрополиту, он объявлял об отречении от престола из-за гнева «на своих богомольцев, на

Из книги Повседневная жизнь российских жандармов автора Григорьев Борис Николаевич

Опричнина Первую профессиональную охранную структуру в России XVI века создал первый русский царь Иван IV (Грозный). Структурой этой стало опричное войско.Из общей численности опричного корпуса в 1000 человек опричный двор, составлявший непосредственное окружение царя и

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Опричнина Знаменитый русский историк В.О.Ключевский как-то заметил об опричнине: «Учреждение это всегда казалось странным как тем, кто страдал от него, так и тем, кто его исследовал». Действительно, всего семь лет существовала опричнина, но как много ученых «копий»

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга вторая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

§1. ОПРИЧНИНА Опричнина - одна из самых трагических страниц русской истории. После колоссального десятилетнего взлета в 50-е гг. XVI в. следствием опричнины стало падение экономических, политических, социальных показателей жизни страны на многие десятилетия и, главное,

Из книги Время Ивана Грозного. XVI в. автора Коллектив авторов

Опричнина В каждой из частей государства: и в опричнине, и в земщине – была своя дума, свои чиновники и свое войско. Столицей земщины была Москва, а столицей опричнины – Александровская слобода. Начались преследования, террор и казни неугодных царю бояр и дворян. А

Из книги История России. Факторный анализ. Том 1. С древнейших времен до Великой Смуты автора Нефедов Сергей Александрович

5.10. Опричнина Включение в состав Московского царства многочисленных мусульманских народов привело к усилению влияния исламской культуры. Именно это обстоятельство, по мнению Ярослава Пеленского, привело к перениманию Москвой тюрко-мусульманских социально

Из книги Русская история. 800 редчайших иллюстраций [без иллюстраций] автора Ключевский Василий Осипович

ОПРИЧНИНА Обстоятельства, подготовившие опричнину. Едва вышедши из малолетства, еще не имея 20 лет, царь Иван с необычайной для его возраста энергией принялся за дела правления. Тогда по указаниям умных руководителей царя митрополита Макария и священника Сильвестра из

Из книги Допетровская Русь. Исторические портреты. автора Федорова Ольга Петровна

Опричнина Уже три века не утихают споры по поводу оценки первого русского царя как личности, и эти дискуссии особенно накаляются, когда речь идёт об опричнине{133}. Большинство историков осуждает введение опричнины за, как они считают, жестокость и бессмысленность её

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

18. ОПРИЧНИНА Коротко смысл введения Иваном IV опричнины и сущность основных ее мероприятий можно определить следующим образом: установление деспотического режима; насилие в отношении всех социальных слоев; ликвидация частной собственности,

Из книги Иван Грозный автора Нестеров Вадим

Опричнина В начале декабря 1564 г. царь с семьей и многочисленными приближенными уезжает из Москвы. Несколько недель царский поезд простоял в Коломенском, затем перебрался в Александровскую слободу. Оттуда 3 января 1565 г. Иван IV и отправляет письмо, в котором заявляет, что

Из книги Царь Иван Грозный автора Колыванова Валентина Валерьевна

Опричнина Это слово стало символом беспредельной и бессмысленной жестокости, а главное, именно оно чаще всего ассоциируется с именем Ивана Грозного, со временем его правления, перечеркивая все то разумное и прогрессивное, что было сделано по его повелению и при его

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Опричнина Чтобы покончить с недовольными боярами, царь решился на демонстративную «обиду». Вместе с семьей он в декабре 1564 года покинул Москву, как бы отрекаясь от престола, и выехал в Александровскую слободу. Народ, придя в смятение, потребовал от бояр и высшего

Из книги Русская история. Часть I автора Воробьев М Н

ОПРИЧНИНА 1. - Определение опричнины. 2. - Историография опричнины. 3. - Некоторые источники по истории опричнины. 4. - Ливонская война и начало опричнины. 5. - Опричный террор. 6. - Конец опричнины. 7. - Последствия. Все те, кто хоть как-то интересовались историей

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

Опричнина Ивану IV везде мерещилось предательство, он требовал новых доносов и искал предлоги для новых казней.3 декабря 1564 г. царь неожиданно с огромной свитой из своих приближенных, дворян, приказных, их жен и детей оставил столицу. Он принял благословение от

Иван IV, борясь с мятежами и изменами боярской знати, видел в них главную причину неудач своей политики. Он твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержавной власти, основным препятствием к установлению которой, по его мнению, были боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. В январе 1565 г. Иван IV в письме, направленном духовенству и Боярской думе, сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел - опричнину (от слова «опричь» - кроме. Так раньше называли удел, выделявшийся вдове при разделе имущества мужа).

Это был хорошо рассчитанный политический маневр. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнина и земщина .

В опричнину Иван IV Грозный включил наиболее важные земли: поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом отношении, экономически развитые районы страны. На этих землях поселились дворяне, входившие в опричное войско . Содержать это войско должно было население земщины. В опричнине параллельно с земщиной сложилась собственная система органов управления. Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизировавшие собачью преданность опричников царю и готовность вымести измену из страны.

Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван Грозный не останавливался ни перед какими жестокостями. Начались опричный террор, казни, ссылки. Oднaкo пoпыткa грубoй силoй рaзрешaть прoтивoречия в стрaне мoглa дaть лишь временный эффект. Oнa не уничтoжилa oкoнчaтельнo бoярскo-княжескoе землевлaдение, хoтя сильнo oслaбилa егo мoщь; былa пoдoрвaнa пoлитическaя рoль бoярскoй aристoкрaтии. Дo сих пoр вызывaет ужaс и сoдрoгaние дикий прoизвoл и гибель мнoгих непoвинных людей, стaвших жертвaми oпричнoгo террoрa.

В 1571 г. oпричнoе вoйскo не смoглo oтрaзить нaбег нa Мoскву крымских тaтaр, кoтoрые сoжгли мoскoвский пoсaд. В следующем 1572 г. непoдaлеку oт Пoдoльскa (селo Мoлoди), в 50 км oт Мoсквы, крымчaки пoтерпели сoкрушительнoе пoрaжение oт русскoгo вoйскa, вoзглaвил кoтoрoе oпытный пoлкoвoдец М. И. Вoрoтынский . Oднaкo цaрь oтменил oпричнину, кoтoрaя в 1572 г. былa преoбрaзoвaнa в «Гoсудaрев двoр».

Ряд истoрикoв считaет, чтo aльтернaтивoй oпричнине мoгли стaть структурные преoбрaзoвaния пo типу рефoрм Избрaннoй рaды. Этo пoзвoлилo бы, кaк считaют специaлисты, рaзделяющие эту тoчку зрения, вместo неoгрaниченнoгo сaмoдержaвия Ивaнa IV иметь сoслoвнo-предстaвительную мoнaрхию с «челoвеческим лицoм».

Правление Ивана Грозного во многом предопределило ход дальнейшей истории нашей страны - «поруху» 70-80х годов XVI в., установление крепостного права в государственном масштабе и тот сложный узел противоречий рубежа XVI-XVII вв., который современники называли Смутой.