Альтернативные источники энергии

Генератор ван де граафа для включения света. Генератор Ван де Граафа: устройство, принцип действия и применение

Генератор ван де граафа для включения света. Генератор Ван де Граафа: устройство, принцип действия и применение
Годы 1965-1972
1989, 1996 Страна США США Город Сан-Франциско
(штат Калифорния) Откуда Сан-Франциско Лейблы RCA Records Состав Бывшие
участники См.: www.jeffersonairplane.com Jefferson Airplane на Викискладе

Группа несколько раз возрождалась под именем «Jefferson Starship », а затем просто «Starship». Имя группы было занесено в Зал славы рок-н-ролла в 1996 году .

История группы

Образование группы

Jefferson Airplane была сформирована в Сан-Франциско летом 1965 года, появившись на волне бума на фолк-музыку, охватившего этот город в то время. Хотя группа считается сан-францисской, на самом деле из участников группы только Пол Кантнер был родом из этого города.

Основателем группы стал 23-летний вокалист Марти Балин , который вырос в Сан-Франциско и начал делать карьеру в качестве поп-исполнителя, сделав несколько записей под своим именем. Балин, вдохновлённый успехом групп, таких как The Byrds и Simon & Garfunkel , которые под влиянием музыки, принесённой Британским вторжением , стали смешивать фолк- и рок-музыку, решает создать группу, которая играла бы подобную «гибридную» музыку. Со своими друзьями он покупает закусочную, которую переоборудует в клуб The Matrix , и начинает искать музыкантов для своей группы.

В другом клубе Сан-Франциско Балин знакомится с Полом Кантнером, который играет фолк в разных проектах. Они начинают просматривать музыкантов для своей группы и приглашают в качестве со-вокалистки Сигни Андерсон , которая выступала в группе в течение года и участвовала в записи первого альбома, покинув группу в октябре 1966 года после рождения ребёнка.

Затем Кантнер приглашает в группу блюзового гитариста Йорму Кауконена , с которым познакомился в институте в 1962 году. Кроме того, в первоначальный состав группы вошли барабанщик Джерри Пелокуин (Jerry Peloquin) и Боб Харви (Bob Harvey).

Происхождение названия в точности не ясно. Так, «Jefferson Airplane» - это также сленговое название для спички , которая сломана пополам и используется для того, чтобы держать сигарету с марихуаной , когда та выкурена настолько, что её не удержать пальцами. Есть мнение, что название группы произошло от этого сленгового термина, но член группы Йорма Кауконен утверждает, что название придумал его друг Стив Тэлбот как насмешку над блюзовыми именами вроде «Blind Lemon» Jefferson.

Начало деятельности

Своё первое выступление под названием «Jefferson Airplane» группа дала в клубе The Matrix 13 августа 1965 года. Данный клуб был отремонтирован и оформлен участниками группы, и в последующем в нём происходили их регулярные выступления. «Matrix» был показан в фильме Страх и ненависть в Лас-Вегасе .

Под влиянием таких мэтров жанра, как The Beatles , The Byrds и The Lovin" Spoonful , группа отошла от фолк-музыки и стала больше ориентироваться на электрическое звучание.

Через несколько недель из группы уходит Пелокуин, частично по причине его негативного отношения к тому, что другие участники группы употребляли наркотики. Вместо него в группу был взят Скип Спенс, а в октябре 1965 года Харви был заменён на Джека Кесиди, давнишнего приятеля Кауконена по Вашингтону.

Мастерство участников группы росло, качество их выступлений стремительно улучшалось, и в скором времени они становятся популярными в Сан-Франциско, не без помощи положительных рецензий известного музыкального критика Ральфа Глисона, который после одного из выступлений Jefferson Airplane назвал их «лучшей группой вообще». Положительные отзывы Глисона и удачные выступления группы в октябре 1965 года в Longshoremen’s Hall в Сан-Франциско помогли группе заключить контракт с RCA Victor , получив неслыханный по тем временам аванс в размере 25 тыс. долл.

Первым синглом группы стала песня Балина «It’s No Secret», на обратной стороне которого была записана песня «Runnin" Round The World», которая стала причиной первого конфликта группы с лейблом. После записи первого альбома Jefferson Airplane Takes Off в марте 1966 года группу покидает Скип Спенс, который был заменён на Спенсера Драйдена.

Первый менеджер группы Мэтью Кац был уволен в августе, и вместо него менеджером группы становится сосед по комнате Балина Билл Томпсон. Именно он убедил Глисона посмотреть выступление группы в Longshoreman’s Hall и затем благодаря Глисону сумел договориться об участии группы в фестивале народной музыки в Беркли и джазовом фестивале в Монтерее en .

Первый альбом

Дебютный альбом группы, который назывался Jefferson Airplane Takes Off , был выпущен в сентябре 1966 года. Несмотря на то, что группа ещё не выступала дальше окрестностей Сан-Франциско и не появлялись на телевидении, альбом привлёк внимание по всей стране и достаточно хорошо продавался, получив статус золотого. Изначально звукозаписывающая компания выпустила только 15 тыс. копий, однако только в Сан-Франциско было продано более 10 тыс. из них, что побудило лейбл сделать второе издание альбома, в которое, однако, были внесены изменения. В частности на переиздании отсутствовала песня «Runnin" Round This World», к словам которой у властей имелись претензии; в текстах двух других песен были изменены некоторые строки. В настоящее время первое издание альбома с оригинальными текстами является раритетным и оценивается коллекционерами в несколько тысяч долларов за пластинку.

Ушедшая из группы в октябре 1966 года Сигни Андерсон (в связи с рождением дочки) была заменена на Грейс Слик (Grace Slick), которая была хорошо известна участникам Airplane, так как она часто выступала с ними на одной сцене в составе группы The Great Society (группа поддержки Jefferson Airplane).

Приход Грэйс Слик в группу оказался важнейшим фактором её коммерческого успеха: её мощное контральто хорошо гармонировало с вокалом Балина и идеально подходило под музыку группы. Кроме того, её присутствие на сцене (а раньше она была моделью) производило впечатление само по себе.

Именно ранняя группа Грэйс Слик The Great Society записала первую версию будущего главного хита Jefferson Airplane - песню «Somebody to Love» (в первоначальном виде песня называлась «Someone to Love»). Однако понадобилось около 50 дублей и аранжировок, чтобы добиться подходящего звучания. Слик присоединилась к Jefferson Airplane после того, как группа выкупила её контрактные обязательства перед The Great Society за 750 долл.

Коммерческий успех

На рубеже 1966-67 годов происходят три события, повлиявшие на рост популярности группы. Во-первых, в декабре 1966 года группа фигурирует в статье в журнале Newsweek . Во-вторых, вместо Томпсона менеджером группы становится Билл Грэм (Bill Graham). Кроме того, в январе 67 года группа принимает участие в «прелюдии» к Лету любви - суточному музыкальному фестивалю Human Be-In .

Третий альбом группы After Bathing at Baxter"s был выпущен 27 ноября 1967 года и в конце концов достиг своего максимума в чартах на 17 позиции. Обложку альбома создал художник Рон Кобб (Ron Cobb ). На ней изображён навеянный творчеством Хита Робинсона летательный аппарат (построенный около идеализированного варианта типового дома района Хейт-Эшбери) парящий над хаосом американской коммерческой культуры.

Запись длилась более четырёх месяцев, практически без участия номинального продюсера Эла Шмитта, новый альбом продемонстрировал растущее увлечение группы психоделическим роком. Если предыдущая пластинка состояла целиком из песен стандартной длины, то на новой преобладали долгие многочастные сюиты, а один трек («A Small Package of Value Will Come To You Shortly») представлял собой акустический коллаж, вдохновлённый авангардными творениями Фрэнка Заппы на четвёртой стороне его пластинки Freak Out! На этом альбоме основными сочинителями стали Кантнер и Слик, наряду с снижением влияния и участия основателя Марти Балина, который становится всё более разочарованным «звёздными поездками» («star trips») и завышенным самомнением, вызванным громким успехом группы.

Альбом ознаменовал конец недолгого периода успеха синглов групп в чартах. В то время как «White rabbit» и «Somebody to love» попали в американский Топ-10, «The Ballad of You and Me and Pooneil» достигла 43-й позиции, а «Watch Her Ride» добралась только до 61-й. Ни один из последующих синглов полосы не попал в Топ-40, а несколько не попали в чарты вообще.

Несмотря на это, Jefferson Airplane продолжает пользоваться значительным успехом, как «альбомная» группа. В период с 1967 по 1972 годы они создали 8 альбомов, попавших в Top 20 в США, а Surrealistic Pillow и Crown of Creation попали в Топ-10.

Видео по теме

Бывшие участники

Зал Славы Рок-н-ролла

  • Пол Кантнер (Paul Kantner) - вокал, ритм-гитара (1965-1972, 1989, 1996; умер в 2016)
  • Йорма Кауконен (Jorma Kaukonen) - соло-гитара, вокал (1965-1972, 1989)
  • Марти Балин (Marty Balin) - вокал, ритм-гитара (1965-1971, 1989, 1996; умер в 2018)
  • Сигни Толи Андерсен - вокал (1965-1966; умерла в 2016)
  • Боб Харви (англ.) русск. - бас-гитара (1965)
  • Джерри Пелоквин - ударные (1965)
  • Джек Касади (англ.) русск. - бас-гитара, ритм-гитара (1965-1972, 1989, 1996)

Генератор Ван де Граафа способен выдавать электростатические потенциалы в сотни тысяч вольт. Такие установки имеются во многих лабораториях и политехнических музеях, где их используют в самых различных опытах, связанных с электричеством. Правда, там используются генераторы высотой в два человеческих роста. Мы же попробуем построить компактную настольную установку.

Назван генератор по имени голландского физика Р. Дж. Ван де Граафа, который в 1931 году сконструировал его для своих опытов по электростатике. С той поры установки, сыплющие искрами, можно найти даже в школьном кабинете физики, и называются они иногда электрофорными машинами. Мы же с вами попробуем сделать своими руками примерно такой генератор, как его задумывал сам Ван де Грааф.

Для конструкции генератора Ван де Граафа потребуется:

  • пустая металлическая банка из-под газировки;
  • небольшой гвоздик;
  • кольцевая резинка шириной примерно 0,5 см и диаметром 8 - 10 см;
  • стеклянный электрический предохранитель размерами 5x20 мм;
  • электродвигатель постоянного тока (например, от игрушки);
  • зажим «крокодильчик»;
  • держатель батареи;
  • чашка из пенополистирола или бумажный стаканчик;
  • клеящий термопистолет или тюбик клея для пластика;
  • два отрезка медного электрического провода;
  • два отрезка 3/4-дюймовой сантехнической трубы из ПВХ;
  • 3/4-дюймовая муфта из ПВХ;
  • Т-образный 3/4-дюймовый сантехнический тройник из ПВХ;
  • изолента и деревянная подставка.
Может показаться, что установка сложна, но если вы посмотрите на иллюстрации, то увидите, что смонтировать ее можно всего за один вечер. Главное - припасти все необходимые детали.

Монтаж генератора

Монтаж начните с деревянного основания. К нему приклейте 5 - 7-сантиметровый отрезок пластиковой трубы диаметром 3/4 дюйма. На этом фундаменте и будет монтироваться ваш генератор с тем расчетом, чтобы в случае надобности его можно было легко снять, если, например, надо заменить в нем резиновую ленту или внести изменения в конструкцию.

В одно из колен сантехнического тройника вставляется электродвигатель. Поскольку моторчик, как правило, небольшого диаметра, то его надо обернуть бумагой или изолентой, чтобы корпус входил в трубу с некоторым усилием. На вал двигателя натяните кусочек пластиковой трубки соответствующего диаметра.

Далее, просверлите небольшое отверстие в боковой части Т-образной трубки. Через него введите внутрь конец многожильного провода, «разлохмаченного» в виде кисточки или щетки таким образом, чтобы, расположив его вблизи резиновой ленты, можно было снимать с нее электростатический заряд.

Закрепить провод на месте можно с помощью скотча или изоленты. Кольцевую резинку накиньте внизу на шкив, а оставшуюся часть вытащите наверх, как показано на иллюстрации.

Далее, отрежьте от 3/4-дюймовой сантехнической трубы цилиндр 5 - 7-сантиметровой длины. Его надо будет закрепить в верхней части Т-образного разъема, как показано на рисунке. Протяните резинку до самого верха и закрепите положение гвоздиком.

При этом надо иметь в виду, что длина трубы должна быть такой, чтобы резинка не была растянута слишком сильно. Иначе из-за повышенного трения двигатель будет работать с излишней нагрузкой.

Отрежьте от пенополистироловой чашки нижнюю часть высотой 1,5 - 2 см, переверните ее вверх дном и вырежьте в дне отверстие с таким расчетом, чтобы оно плотно садилось на 3/4-дюймовую трубу.

Теперь просверлите три отверстия в верхней части муфты. Два из этих отверстий должны быть диаметрально противоположны друг другу, так чтобы через них прошел небольшой гвоздь, который будет выступать в качестве мостика для резинки. Третье отверстие расположено между двумя другими с таким расчетом, чтобы продетая в него проволочная кисточка-щетка, как и нижняя щетка, почти касалась резинки в натянутом состоянии.

Щетка вставляется в муфту, а сама муфта надевается на 3/4-дюймовую трубу, выше «воротника» из чашки. Резинка заправляется в муфту и удерживается на месте гвоздиком, как и раньше. Кстати, отдельные проводки «кисточки» надо скрутить почти по всей длине между собой, чтобы отдельные проводки не распались.

Теперь осталось поставить на место стеклянную трубочку. Проще всего взять ее от электрического предохранителя, какие используются в радиоприборах. Аккуратно нагрейте паяльником металлический колпачок на одном из концов предохранителя и снимите его плоскогубцами с трубки. Так же поступите с другим колпачком.

Затем вытащите конец гвоздика из одного отверстия в муфте и наденьте на него стеклянную трубку с таким расчетом, чтобы резинка оказалась на трубке. Снова введите гвоздь во второе отверстие.

Приклейте пенополистироловый «воротник» к трубе. Лучше всего сделать это с помощью термопистолета, так как клей при этом быстро застывает и не растворяет пластмассу.

Но, в принципе, то же самое можно сделать и при помощи иного подходящего клея для пластика.

Теперь вы готовы к установке алюминиевой банки. Она хороша для высокого напряжения потому, что имеет закругленные края, что минимизирует «коронный разряд». Остается лишь острым ножом аккуратно вырезать верхнюю крышку, загладить обрезанные края, например, с помощью отвертки и, перевернув банку вверх дном, насадить ее на полистироловый воротник, пропустив внутрь свободный конец верхней проволочной «кисточки»-щетки.

Последний шаг - подключение двигателя к батарейке с помощью проводов. При этом вольтаж питания должен соответствовать тому, на которое рассчитан взятый вами электромотор.

Если кисточки-щетки в верхней и нижней частях банки установлены правильно - очень близко к резинке, но не касаются ее, вы должны почувствовать легкий электрический укол, как только поднесете палец близко к алюминиевой банке.

Запуск и настройка генератора Ван де Граафа

Если вы не обнаружили признаков высокого электростатического напряжения при работающем двигателе (нет искр, банка не притягивает к себе бумажных полосок), то вам придется заняться наладкой генератора.

Для начала попробуйте другой тип резинки. Некоторые виды резины имеют некую проводимость, а потому и не могут дать высокого потенциала.

Убедитесь, что все детали установки чисты. Грязь и жир тоже могут сделать вашу установку неработающей.

Проверьте: надежно ли верхняя щетка контактирует с металлом банки. Некоторые банки имеют внутри пластиковое покрытие. Тогда лучше взять другую банку.

Проверьте, нет ли острых концов, выходящих за пределы установки. Они могут стать источником коронного разряда, и напряжение накапливаться не будет.

Убедитесь, что щетки не касаются самой резиновой ленты. Между ними должен быть некоторый зазор.

: 1 - вал электромотора; 2 - стеклянная трубка; 3 - гвоздик; 4 - проволочная щетка; 5 - сфера; 6 - резинка; 7 - проволочная щетка.

Проверьте правильность всего монтажа, сравнив то, что сделано нами, с принципиальной схемой установки.

После того как генератор налажен, посоветуйтесь с учителем физики, какие интересные опыты можно поставить с помощью сделанного вами генератора. Например, если навесить на алюминиевую банку при выключенном генераторе гроздь бумажных полосок, то по мере увеличения напряжения они образуют некий экзотический «букет».

А можно с помощью генератора Ван де Граафа попробовать получать электреты - вечные источники электрического напряжения, которые используются, например, в микроскопах.

Иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
.php?title=%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%92%D0%B0%D0%BD_%D0%B4%D0%B5_%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B0%D1%84%D0%B0&action=edit отредактировать] эту статью, добавив ссылки на .
Эта отметка установлена 17 февраля 2013 года .

[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]

Генератор Ван де Граафа - генератор высокого напряжения , принцип действия которого основан на электризации движущейся диэлектрической ленты. Первый генератор был разработан американским физиком Робертом Ван де Граафом в году и позволял получать разность потенциалов до 80 киловольт . В 1931 и 1933 им же были построены более мощные генераторы, позволившие достичь напряжения в 1 миллион и 7 миллионов вольт соответственно .

Принцип действия

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Схема генератора, см. пояснения в тексте

Простой генератор Ван де Граафа состоит из диэлектрической (шёлковой или резиновой) ленты (4 на рисунке «Схема генератора»), вращающейся на роликах 3 и 6, причём верхний ролик диэлектрический, а нижний металлический и соединён с землёй . Один из концов ленты заключён в металлическую сферу 1. Два электрода 2 и 5 в форме щёток находятся на небольшом расстоянии от ленты сверху и снизу, причём электрод 2 соединён с внутренней поверхностью сферы 1. Через щетку 5 воздух ионизируется от источника высоковольтного напряжения 7, образующиеся положительные ионы под действием силы Кулона движутся к заземлённому 6 ролику и оседают на ленте, движущаяся лента переносит заряд внутрь сферы 1, где он снимается щёткой 2, под действием силы Кулона заряды выталкиваются на поверхность сферы и поле внутри сферы создается только дополнительным зарядом на ленте. Таким образом на внешней поверхности сферы накапливается электрический заряд. Возможность получения высокого напряжения ограничена коронным разрядом , возникающим при ионизации воздуха вокруг сферы.

Современные генераторы Ван де Граафа вместо лент используют цепи, состоящие из чередующихся металлических и пластиковых звеньев, и называются пеллетронами .

Применение

Исторически изначально генераторы Ван де Граафа применялись в ядерных исследованиях для ускорения различных заряженных частиц . В настоящее время их роль в ядерных исследованиях уменьшилась по мере развития иных способов ускорения частиц.

Они продолжают использоваться для моделирования процессов, происходящих при ударе молний , для имитации грозовых разрядов на земле.

В литературе

В романе Е. Л. Войскунского и И. Б. Лукодьянова «Экипаж Меконга» генератор Ван де Граафа используется для придания свойства проницаемости твёрдым телам.

Фото

    Van De Graaff gen 03.jpg

    Генератор Ван де Граафа

    Van De Graaff gen 04.jpg

    Генератор без металлической сферы

    Van De Graaff gen 05.jpg

    Верхний ролик и расчески

    Van De Graaff gen 06.jpg

    Нижний ролик и расчески

См. также

  • Van der Graaf Generator (английская прогрессив-рок группа)

Напишите отзыв о статье "Генератор Ван де Граафа"

Примечания

Отрывок, характеризующий Генератор Ван де Граафа

– Здесь не живут опасные, у нас их уже давно нет. Я уже не помню, как давно... – прозвучал ответ, и тут только мы заметили, что Вэйи с нами нет, а обращается к нам Миард...
Стелла испуганно огляделась, видимо не чувствуя себя слишком комфортно с нашим новым знакомым...
– Значит опасности у вас вообще нет? – удивилась я.
– Только внешняя, – прозвучал ответ. – Если нападут.
– А такое тоже бывает?
– Последний раз это было ещё до меня, – серьёзно ответил Миард.
Его голос звучал у нас в мозгу мягко и глубоко, как бархат, и было очень непривычно думать, что это общается с нами на нашем же «языке» такое странное получеловеческое существо... Но мы наверное уже слишком привыкли к разным-преразным чудесам, потому что уже через минуту свободно с ним общались, полностью забыв, что это не человек.
– И что – у вас никогда не бывает никаких-никаких неприятностей?!. – недоверчиво покачала головкой малышка. – Но тогда вам ведь совсем не интересно здесь жить!..
В ней говорила настоящая, неугасающая Земная «тяга к приключениям». И я её прекрасно понимала. Но вот Миарду, думаю, было бы очень сложно это объяснить...
– Почему – не интересно? – удивился наш «проводник», и вдруг, сам себя прервав, показал в верх. – Смотрите – Савии!!!
Мы взглянули на верх и остолбенели.... В светло-розовом небе плавно парили сказочные существа!.. Они были совершенно прозрачны и, как и всё остальное на этой планете, невероятно красочны. Казалось, что по небу летели дивные, сверкающие цветы, только были они невероятно большими... И у каждого из них было другое, фантастически красивое, неземное лицо.
– О-ой.... Смотри-и-те... Ох, диво како-о-е... – почему-то шёпотом произнесла, совершенно ошалевшая Стелла.
По-моему, я никогда не видела её настолько потрясённой. Но удивиться и правда было чему... Ни в какой, даже самой буйной фантазии, невозможно было представить таких существ!.. Они были настолько воздушными, что казалось, их тела были сотканы из блистающего тумана... Огромные крылья-лепестки плавно колыхались, распыляя за собой сверкающую золотую пыль... Миард что-то странно «свистнул», и сказочные существа вдруг начали плавно спускаться, образуя над нами сплошной, вспыхивающий всеми цветами их сумасшедшей радуги, огромный «зонт»... Это было так красиво, что захватывало дух!..
Первой к нам «приземлилась» перламутрово-голубая, розовокрылая Савия, которая сложив свои сверкающие крылья-лепестки в «букет», начала с огромным любопытством, но безо всякой боязни, нас разглядывать... Невозможно было спокойно смотреть на её причудливую красоту, которая притягивала, как магнит и хотелось любоваться ею без конца...
– Не смотрите долго – Савии завораживают. Вам не захочется отсюда уходить. Их красота опасна, если не хотите себя потерять, – тихо сказал Миард.
– А как же ты говорил, что здесь ничего опасного нет? Значит это не правда? – тут же возмутилась Стелла.
– Но это же не та опасность, которую нужно бояться или с которой нужно воевать. Я думал вы именно это имели в виду, когда спросили, – огорчился Миард.
– Да ладно! У нас, видимо, о многом понятия будут разными. Это нормально, правда ведь? – «благородно» успокоила его малышка. – А можно с ними поговорить?
– Говорите, если сможете услышать. – Миард повернулся к спустившейся к нам, чудо-Савии, и что-то показал.

В начале 70-х "Van Der Graaf Generator" входили в пятерку сильнейших британских прог-групп. Эта команда была создана в 1967 году тремя студентами Манчестерского Университета: Питером Хэммиллом (гитара, вокал), Ником Пирном (орган) и Крисом Джаджем Смитом (ударные, духовые). По предложению последнего из них коллектив взял себе название, обозначавшее машинку по производству статического электричества. Первые записи "VDGG" попали к представителям "Mercury Records", и фирма предложила музыкантам контракт, который почему-то подписал один Хэммилл . В 1968-м Пирна сменил Хью Бэнтон, а менеджером команды стал Тони Страттон-Смит. С помощью Тони в коллективе появился бас-гитарист Кит Ян Эллис, а спустя некоторое время за ударные уселся Гай Эванс.

Данный состав нарезал несколько демок для "Mercury", выпустил сингл "The People You Were Going To" и... распался. Поводом для роспуска группы послужили кража всего оборудования и непонятки с сольным контрактом Хэммилла . Тем не менее, когда Питер начал работать над первым альбомом, к нему вновь присоединились Бэнтон, Эванс и Эллис, и как-то так получилось, что "Mercury" выпустила пластинку под маркой "Van Der Graaf Generator".

В 1969 году Страттон-Смит организовал собственную фирму грамзаписи "Charisma Records" и первым делом пристроил на нее своих подопечных из "VDGG". Перед записью "The Least We Can Do Is Wave To Each Other" Эллиса, ушедшего в "Juicy Lucy ", сменил Ник Поттер, а, кроме того, в составе появился саксофонист Дэвид Джексон. Кадровые изменения повлияли и на музыку, и психоделические элементы уступили место мрачноватым джазово-классическим текстурам. "The Least We Can Do Is Wave To Each Other" был принят достаточно тепло, и группа приступила к работе над следующим (не менее успешным) альбомом. В самый разгар сессий "H To He Who Am The Only One" сбежал Поттер, однако это практически не отразилось на качестве пластинки. Басовые партии удачно сымитировал на своем органе Бэнтон, а дополнительные штрихи наложил гость из "King Crimson " Роберт Фрипп .

Состав группы, существовавший на тот момент, получил статус классического, что подтвердилось выпуском замечательного альбома "Pawn Hearts". Эта работа, на которой вновь появился Фрипп , рассматривается большинством поклонников "VDGG" лучшей в дискографии коллектива. Тем не менее, вскоре команда была распущена, а Хэммилл начал сольную карьеру. Расставание прошло в дружественной обстановке, поэтому впоследствии коллеги Питера время от времени участвовали в записи его альбомов.

В 1975 году классический квартет воссоединился и в течение 12 месяцев записал три новых диска. В отличие от первых альбомов, над которыми трудился Джон Энтони, эти работы вандерграафовцы продюсировали сами. После выхода "World Record" Бэнтон и Джексон подали в отставку, зато вернулся Поттер, а вместо Дэвида появился скрипач Грэхем Смит (экс-"String Driven Thing "). Название группы сократилось до "Van Der Graaf", а вместе с этим сократилась и продолжительность композиций, ставших более доступными. После выхода "The Quiet Zone/The Pleasure Dome" с участием виолончелиста Чарльза Дики был записан концертник "Vital". Когда пластинка увидела свет, группа уже вновь была распущена. Время от времени бывшие коллеги продолжали встречаться на сессиях и изредка давали совместные концерты.

Настоящий же реюнион состоялся в 2004 году, когда классический состав приступил к работе над новым студийным альбомом. Весной 2005-го вышел двойник "Present", и в его поддержку коллектив отыграл серию европейских концертов. На следующий год ряды "Van Der Graaf Generator" покинул Джексон, а в 2007-м на лейбле Хэммилла "Fie! Records" был выпущен концертник "Real Time" с записью выступления в "Royal Festival Hall".

Last update 31.03.07