Альтернативные источники энергии

Форты Кронштадта: история строительства и водная экскурсия. Оборонительное сооружение, объект всемирного наследия юнеско, памятник архитектуры (истории) Батарея «Князь Меншиков»

Форты Кронштадта: история строительства и водная экскурсия. Оборонительное сооружение, объект всемирного наследия юнеско, памятник архитектуры (истории) Батарея «Князь Меншиков»

Форты Кронштадта – это оборонительные сооружения с южной и северной стороны острова Котлин, на котором была построена крепость Кронштадт. Что такое форты? Слово Форт произошло от латинского fortis и французского fort, что значит сильный и крепкий, а фортификация – это укрепление и создание оборонительных сооружений.

Петр I впервые реализовал идею строительства фортовой крепости, состоящей из ядра и дополнительных укреплений перед ней – фортов. Почему нужны были форты у острова Котлин? Россия боролась за выход к морю и чтобы надежно преградить дорогу шведским кораблям к землям невской губы и Петербургу, Петр решил дополнительно укрепить оборону Кронштадтской крепости.

Так, начиная с 1704 года до начала 20 века для защиты Санкт-Петербурга с моря была построена цепочка крепостей - форты Кронштадта, состоящие из 21-го укрепления, семнадцать из которых расположены в Финском заливе. Эти возвышающиеся среди водной глади крепости-острова вызывают особый интерес у туристов.

Южные форты Кронштадта

Строительство фортификационных сооружений началось с южной стороны острова Котлин, поскольку Финский залив здесь глубже и угроза прохождения в этом месте вражеских кораблей была выше. Из семи южных укреплений самым первым был возведен Кроншлот.

    Первый форт Кронштадта - Кроншлот .

    Осенью 1703 года шведы покинули Невскую губу и Петр I сразу отправился в Финский залив для измерения глубин у острова Котлин. Он определил, что с севера и юга остров окружен валунами и мелями и корабли шведов смогут пройти к Петербургу только по узкому проливу. Петр велел рубить крепость рядом с островом Котлин, чтобы заградить здесь проход кораблей. С осени на острове был заготовлен материал для строительства и в начале января 1704 года, когда лед встал, начались работы по возведению первого укрепления. Делали ряжи – деревянные ящики, которые наполняли камнем и опускали под лед. Они служили основанием крепости, модель которой сделал сам Петр I. На каменном основании была также построена трехъярусная деревянная башня. Крепость построили в виде десятигранника с наибольшей шириной в 29 метров, а длина одной стороны была 9 метров, число пушек -14. Крепость, «мимо которой невозможно без препятствий ни одному кораблю в устье пройти», Петр назвал Кроншлот – Коронный замок. Летом 1704 и 1705 годов Кроншлот отражал натиск шведов. Окончательно Новый Кроншлот был достроен к 1724 году, тогда появилась внутренняя гавань с тремя воротами.

    Форты №1 Южный и №2 Южный - Дзичканец строились в середине 1850-х годов в связи с угрозой наступления англо-французских кораблей в ходе Крымской войны. Оба укрепления были небольшие по размеру. На Южном №1 орудия располагались в двух казематах, на Южном №2 пушки располагались открыто. С развитием артиллерии крепости прошли все стадии перевооружения, а в годы Великой Отечественной войны участвовали в противоздушной обороне Кронштадта.

    Форт Южная батарея №3 был построен в период 1865 - 1871 годы, позже получил имя Башенная. В 1882 году по указу Александра III был переименован в граф Милютин в честь военного министра и генерал-адъютанта Дмитрия Алексеевича Милютина. Милютин совместно с расположенным напротив береговым фортом Константин должны были перекрывать огнем Кронштадтский корабельный фарватер. Во время Великой Отечественной войны отсюда велся огонь по противнику, занявшему Петергоф и Стрельну и по немецким самолетам.

    Форт Император Павел I был построен в 1801 году и располагался на два километра западнее Кроншлота. В 1923 году в результате пожара и взрыва хранящихся на складах мин укрепление было почти полностью разрушено. Сохранились только остатки одной стены и лестничная башня

    Батарея Князь Меньшиков построена в 1843-1850 годах у входа в Купеческую гавань

    Форт Император Александр I

    Его торжественное открытие проходило 27 июля 1845 года в присутствии государя Николая I. Начиная с 1897 года, здесь находилась противочумная лаборатория, препараты которой использовались в борьбе с эпидемиями чумы, холеры и тифа по всей России. Сыворотка и вакцина поставлялись также за границу, поэтому это укрепление называлось еще Чумным.

    Вход на его территорию был строго ограничен и с внешним миром сообщение выполнялось на пароходике с именем Микроб. Несмотря на все ограничения, в 1904 и в 1907 году здесь вспыхнула эпидемия чумы. С 1917 года крепость снова была передана военным и какое-то время здесь располагались склады с оружием, а со временем она была заброшена.

    В 2005 году укрепление передали Управлению делами Президента и здесь планировалось проведение саммита 2007 года, но по причине безопасности от этой идеи отказались. В это время появилась грандиозная идея создать здесь культурно-развлекательный комплекс с театральной сценой и музеем истории фордов, кафе, баром и ресторанами. Но в жизнь эти планы так и не были воплощены.

    У Атлантического побережья Франции в Бискайском заливе между островами Олерон и Иль-д"Экс находится аналог крепости Александр I - форт Боярд, построенный в 1857 году на песчаной отмели, который использовался как военный объект и тюрьма, а одно время служил только местом обитания птиц. Его размеры составляют 68 на 31 метр, а размеры форта Александр – 90 на 60 метров. Крепость Боярд также прозябала и была заброшенной до середины 80-х годов, когда французское телевидение заинтересовалось ей и сделало ее самой необычной телеплощадкой и телестудией мира, а игра Форт Боярд, съемки которой ведутся здесь, стала одной их самых популярных в мире.

Береговые форты Кронштадта

    Форт Константин , расположенный в береговой части острова Котлин, первоначально назывался «Двойная южная батарея». Он был построен в 1808 году в начале войны со шведами, когда возникла угроза приближения их союзников - английских кораблей. Тогда на отмели в северной части Кронштадтского рейда были построены батареи в два яруса для 45 пушек. В 1833 году Николай I назвал это укрепление Константин в честь своего семилетнего сына, который в пять лет был назначен генерал-адмиралом.

    Форт Цитадель был возведен к 1724 году солдатами и офицерами Семеновского и Преображенского полков, базировавшимися на острове Котлин. 7 сентября 1734 года по завершении строительства указом императора Николая I он был переименован в Император Петр I.

    Форт Риф , построенный к 1915 году, находится на западном побережье косы острова Котлин. Его история связана с революционными событиями 1917 года, а в 1921 году при подавлении Кронштадтского восстания это место было убежищем восставших.

    Форт Шанец расположен в северо-западной части Кронштадта, где еще в 1706 году был построен земляной редут Александр-шанец. В конце 19 века сооружается группа батарей долговременного типа Шанц. В годы Второй мировой войны здесь базировалась железнодорожная артиллерийская батарея, курсировавшая между Кронштадтом и укреплением Риф.

Северные форты Кронштадта

К северным фортам относятся укрепления под номерами с первого по седьмой, которые можно видеть по всему маршруту северной части дамбы и крепости Обручев и Тотлебен , которые расположены между Кронштадтом и Сестрорецком и хорошо видны из Курортного района Санкт-Петербурга.

Номерные северные укрепления были построены на ряжевом основании с помостами из бревен, на которых также из бревен строились артиллерийские укрепления. В 1863 году по приказу военного инженера Эдуарда Ивановича Тотлебана все северные укрепления были перестроены в камне и бетоне.

К концу 20 века северные номерные форты уже не могли противостоять вражеским дальнобойным орудиям и необходимо было построить новые укрепления дальше от крепости. Было принято решение возвести с севера от острова Котлин два артиллерийских укрепления на расстоянии 10-ти и 4-х километров от острова так, чтобы северный фарватер проходил между ними. Сооружение фортов с названием А и В было начато а 1896-1897 годах и было завершено в 1913 году. Кроме того, были построены 27 км сплошных свайно-ряжевых преград, идущих зигзагообразно поперек фарватера, увидеть которые заранее вражеские корабли не могли.

В 1910 году форт А был переименован в Тотлебен в честь Э.И. Тотлебена, участвовавшего в строительстве Кронштадтской крепости. Форт В назван в честь начальника Главного штаба Н.Н. Обручева. После Октябрьской революции укрепления переименованы в Первомайский и Красноармейский.

К началу Первой мировой войны крепости Тотлебен и Обручев были готовы к сражениям, но немецкие корабли здесь так и не появились. Во время советско-финской войны орудия укреплений обстреливали финские позиции на реке Сестре, а во время Великой Отечественной войны – вражеские позиции на северном берегу Финского залива от Белоострова до Териски – нынешнего Зеленогорска.

Форты Кронштадта - участие в сражениях

Впервые шведские корабли подошли к Кронштадтским укреплениям в июне 1704 года и после перестрелки, простояв еще два дня, ушли. Повторив еще раз попытку пройти к Невской губе в 1705 году и потерпев неудачу, шведы ретировались.

В сражении 23-24 мая 1790 года в ходе русско-шведской войны 1788-1790 годов шведы также не смогли пройти к Петербургу.

В июне 1854 года во время Крымской войны англо-французский флот подошел к Кронштадту, но оценив мощь укреплений, корабли решили не прорываться сквозь огонь русских орудий. В 1855 году английские и французские корабли вновь приблизились к русским укреплениям, но после потери на минах четырех кораблей вынуждены были отойти.

В 1919 году к Кронштадтским укреплениям подошли английские суда, которые вместе с войсками Юденича пытались прорваться к Петербургу, но после столкновений с кораблями Советской Армии, потеряв эсминец и подводную лодку, они отступили. В августе этого же года английские корабли атаковали Кронштадтские гавани, но четыре корабля были взорваны и англичане вынуждены были отступить.

Артиллерия крепости Тотлебен приняла участие в Советско-финской войне 1939-1940-х годов, когда шло наступление на Карельском перешейке. В годы Великой Отечественной войны Кронштадтские укрепления надежно защищали подступы к Ленинграду по морю.

После Великой Отечественной войны надобность в фортификации отпала и во время реформы вооруженных сил СССР в 1957-1960 годах Кронштадтская крепость была списана и проведено разоружение всех ее укреплений. Памятники истории, имеющие и архитектурный интерес, использовались различными организациями бесконтрольно, без выполнения охранного статуса. Непоправимый ущерб был нанесен укреплениям Константин, Северная батарея №3 и 7 при строительстве комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.

Будущее фортов

В настоящее время форты Кронштадта потеряли свое оборонительное значение и многие из них сдаются по отдельности в долгосрочную аренду. Сейчас планируется, что часть из них станет туристическими объектами, между которыми будет курсировать плавучий отель. В рамках фестиваля «Эко берег» в 2011 году прошел конкурс среди молодых архитекторов на лучший архитектурный проект плавучего форт отеля. Из 27 представленных работ первое место жюри присудило лучшему по концепции и выразительности проекту Ивана Владиславовича Кожина.

Экскурсии на форты Кронштадта

В летнее время организованы водные экскурсии, позволяющие осмотреть сохранившиеся укрепления. В ходе экскурсии Вы услышите рассказ о военном прошлом и трудном настоящем времени Кронштадтской крепости. Обычно экскурсии проводятся без высадки на территорию укреплений. И даже у людей, далеких от истории, впечатления от увиденного бывают очень сильными. Катера на экскурсии отправляются от форта Константин на острове Котлин, а в высокий сезон, когда желающих увидеть крепости-острова очень много, лучше покупать билет на экскурсию в Петербурге.

  • В мае 1854 году между фортами Павел I и император Александр I впервые в мире было установлена минно-артиллерийская позиция из 125 гальванических мин Якоби. В июне 1854 года англо-французская эскадра не решилась пойти к Кронштадту и повернула к Выборгу. А через год эскадра под руководством вице-адмирала Ричарда Дондаса была вынуждена уйти восвояси после того, как два ее корабля подорвались на минах
  • Одним из инженеров, строившим Кронштадтские укрепления, был Леонид Петрович Капица – отец Лауреата Нобелевской премии в области физики Петра Капицы
  • В 1990 году форты Кронштадта вошли в объект Всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников»
  • В конце 90-х годов, несмотря на протесты местных жителей, на фортах Константин и Александр I стали проводить фестивали Форт данс, на которые съезжалось до 20000 человек. Но через 9 лет из соображений безопасности фестивали были отменены

Другие известные форты мира

  • Один из самых известных фортов в мире – Форт №2 Великого Петра на горе Варгина в пригороде Владивостока. Это самый мощное пехотное укрепление в мире, его площадь больше двух площадей Петропавловской крепости, длина сплошного опоясывающего рва – 1600 погонных метров, а общая длина всех закрытых и подземных помещений – 3500 метров
  • На северо-западе штата Калифорния расположен форт Росс – бывшее русское поселение, основанное в 1812 году на высоком берегу Тихоокеанского побережья Калифорнии в 40 км от Санта-Роза и в 80 км от Сан-Франциско
  • Во время Второй мировой войны в 1943-1944 годах по проекту известного британского инженера Гая Анселла Маунселла в устьях рек Темза и Мерси были сооружены так называемые Морские форты Маунселла. На мелководье Северного моря видны необычные заброшенные сооружения, целью которых в годы войны было защитить промышленные центры Англии от воздушных атак со стороны моря, подхода кораблей к Лондону и Ливерпулю и не позволить бомбить порты. Пути прохода кораблей минировались, а построенные 21 башня были оснащены радиолокаторами, зенитными орудиями и прожекторами.

Более 300 лет над водами Финского залива возвышаются форты Кронштадта, которые вместе с батареями острова Котлин были на Балтике самой мощной крепостью Кронштадт – надежным защитником Санкт-Петербурга.

Проект новых конструкций выполнил первый директор Строительного департамента Морского министерства инженер-генерал-лейтенант Л. Л. Карбоньер. Его проект предусматривал деревянный бастион Цитадели заменить каменной одноярусной башней с ярусом открытой обороны наверху, а два полубастиона - полубашнями. Между ними намечалось возвести каменные куртины, что позволяло увеличить количество орудий с 77 до 97, при чем 34 орудия находились в закрытых каменных казематах. Горжевая часть форта защищалась тремя реданами, на которых размещалось 16 полупудовых единорогов. Два прохода в гавань Цитадели перекрывались чугунными раздвижными мостами, чем обеспечивалась круговая оборона форта.

Для фундаментов предполагалось использовать ряжи основания Цитадели, установленные еще при Петре I, но после разборки верхнего строения обнаружили, что днища ряжей вместе с булыжным камнем осели на дно. В связи с этим ряжи очистили от камня и забили сваи под наружные стены в четыре ряда. Сваи спилили на 75 см ниже ординара, а пространство между ними заполнили смесью из гидравлической извести, песка и гальки. Такое свайное основание устроили под всеми конструкциями форта, кроме Левофланговой куртины, которую возвели на слое бетона, уложенного по булыжному камню в ряжах.

Выполненная в виде исключения конструкция, предусмотренная первоначальным проектом Карбоньера, не только обеспечила полную устойчивость куртины, но и позволила возвести на ней в ХХ в. каменные постройки. По головам спиленных свай и бетону установили деревянный поддон из брусьев, обшитый досками. Вертикальные боковые стенки поддона выступали из воды, что позволяло откачивать по участкам воду и возводить конструкции.

Кладку башен, полубашен и куртин до низа амбразур выполняли из бутовой плиты на гидравлическом растворе. Со стороны фарватера ее облицевали тесаным гранитным камнем правильной формы, а внутренние поверхности - таким же камнем неправильной формы. Амбразуры форта по периметру также облицевали гранитом. Гранитные блоки крепились между собой пиронами, а швы между ними заполнялись мастикой из смолы, извести и конопляного масла. Снаружи расшивка швов кладки производилась мастикой, составленной из воска, гарпиуса и серы. Облицовка из рваного гранита расшивалась раствором из тертого кирпича, белил и голландской сажи. Выше куртин стены башен и полубашен возвели из кирпича с облицовкой с обеих сторон ревельской плиткой. Толщина всех наружных стен составляла 2 м. Своды казематов в замке составляли два - два с половиной кирпича, а сверху на ярусе открытой обороны, бруствер и валганг возвели из гранитных плит. Швы покрытия расчеканили свинцом.

Во внутренних двориках башни и полубашен установили ядрокалильные печи. В тыльной. Защищенной части башни и полубашен расположили погреба для зарядов и снарядов. Под прикрытием куртин в гавани построили два деревянных барака на сваях для размещения 414 артиллеристов и 8 офицеров. Внутри центрального горжевого редана устроили на сваях кухню.

Стремление к добротности и прочности конструкций, а также поэтапное их возведение затянули строительство форта на 7 лет. К 1834 г. закончили все сооружения и отсыпку булыжного камня снаружи по всему периметру форта для укрепления основания, а внутри углубили гавань.

Работами по возведению форта руководил майор Корпуса путей сообщения А. А. Фуллон.

В мае 1705 года Пётр I прибывает на остров Котлин для приготовления защиты от нападения шведов. Пётр понимал, что один Кроншлот шведов не остановит. Поэтому на берегу острова было найдено место для строительства береговой батареи. Строительство поручили Ивану Крюйсу, командиру шнявы «Де-Грас». Строили быстро. Уже 1 июня на новой батарее установили орудия. Батарею назвали именем Святого Яна.

В 1705 году на острове уже было построено пять батарей, которые были усилены корабельными орудиями. Во время шведского нападения 1705 года островные батареи показали себя с лучшей стороны, и вице-адмирал Крюйс, ещё в разгар войны, писал Петру: «не худо б было, чтоб Кроншлоту или близ его ещё какую крепость сделать...».

И летом 1706 года на месте Толбухинской батареи на котлинской косе начали строить крепость «Святой Александр». А через год - батарею Святого Яна отремонтировали и усилили (её вооружение составляли 15 двадцатичетырёхфунтовых пушек и 12 восемнадцатифунтовых). Но и этих средств защиты было недостаточно..

Строительство на Котлине особенно усилилось после Полтавской победы: стали строить причалы, гавани, магазины, кирпичные дома. Береговые укрепления не могли обеспечить надёжной защиты флота и новой островной колонии. Возведённые гавани вооружались для защиты молодого флота. Так, на стенках Купеческой гавани, было установлено 100 орудий.

В 1721 году после подписания Ништадского мира, Пётр требует защитить корабли, стоящие в Купеческой гавани от возможных обстрелов со стороны моря. Он повелел усовершенствовать батарею Святого Яна, а затем возвести новую батарею, которую назвали «Цитадель».

Строили форт четыре года солдаты и офицеры Семёновского и Преображенского полков, расположенных на острове Котлин. В 1724 году работы, в основном, были завершены. В «Цитадели» установили 106 орудий. Как и «Новый Кроншлот», форт «Цитадель» строился на ряжах, и имел внутреннюю гавань. Внутри этой гавани расположили на сваях пороховые погреба, которые при перестройке перенесли в брустверы из соображений безопасности.

С различными доделками и ремонтами форт «Цитадель» стоял на защите гаваней и фарватера более 100 лет. Но, деревянно-каменный столетний форт не смог противостоять одному из самых разрушительных наводнений в истории Кронштадта и Санкт-Петербурга. Наводнение 1824 года нанесло огромные разрушения.

Восстанавливать военные сооружения начали именно с форта "Цитадель" и гаваней Кронштадта. В 1827 году было принято решение о перестройке форта в камне. Проект составил инженер-генерал-лейтенант Л. Л. Карбоньер, работами по возведению форта руководил майор Корпуса путей сообщения А. А. Фуллон.

Форт представлял собой сооружение круговой обороны. Главная башня, соединялась по флангам с двумя полубашнями. Горжевая часть с двумя проходами во внутреннюю гавань форта была вооружена 16 полупудовыми единорогами, а сами проходы перекрывались чугунными раздвижными мостами. На форте располагалось 422 человека гарнизона, вооружённого 97 орудиями.

Форт строили очень добротно. Значительно укрепили старое основание с помощью новых свай и бетонного основания. Кладку башни и полубашен выполняли из бутовой плиты, которую облицовывали гранитом со стороны залива. Швы между гранитными блоками шпаклевали специальной мастикой из смолы, извести и конопляного масла, а наружные швы заделывали мастикой из воска, гарпиуса и серы. Толщина стен форта - около двух метров.

Форт возводили 7 лет. 7 сентября 1834 года указом Императора Николая I форт «Цитадель» переименовали в форт «Император Пётр I».

Во время Крымской войны Кронштадтская крепость серьёзно укреплялась. Строились новые форты, вооружались и усовершенствовались те, которые не успевали перестроить. Создавались подводные ряжевые преграды. Но, самым страшным оружием для врага оказались подводные мины. Первая линия защиты из 105 мин была установлена в мае 1854 года между фортами «Император Александр I» и «Павел I», а затем - 60 гальванических мин между фортами «Пётр I» и «Кроншлот». Это была первая в мире минноартиллерийская позиция.

Всё дальше на запад выдвигались сооружения обороны. Были построены форты «Император Александр I», «Павел I», перестраивался форт «Константин», совершенствовались островные укрепления. Форт «Пётр I» стал входить во вторую линию обороны, и использовался, в основном, как главная перевалочная база - к 1870 году были построены дамба, мост и пристань с поворотным краном.

Приказ военного министра 1896 года исключил из состава оборонительных сооружений форт «Пётр I» - появилось новое дальнобойное оружие, фугасные снаряды, которым не могли противостоять даже двухметровые стены форта. Но форт продолжал жить своей размеренной жизнью. В годы переоборудования форта «Александр I» в противочумную лабораторию, форт принимал его вооружение.

В дальнейшем, на форту «Пётр I» не только складировалось вооружение, но и работала лаборатория по взрывчатым веществам. В настоящее время форт принадлежит ВМФ и закрыт для посещений.

Тревожно вглядывался в морскую даль царь Петр Алексеевич: шведов утихомирили, но надолго ли? Так, всего за один год была возведена громада форта "Цитадель" и долгое время, вместе с фортом Кроншлот, несли они вахту на самом главном фарватере России. Однако природа оказалась сильнее любого противника и после наводнения 1824 года всё пришлось начинать с начала...

Кронштадтская крепость продолжает развиваться. Второй русский форт

Форт Пётр I один из немногих недоступных фортов Кронштадта . Его территория — это, отгороженный от посторонних колючей проволокой, режимный объект на котором несёт вахту часовой.
Совсем недавно казематы форта использовались как склады минно-трального снаряжения. На причалах, открытых глазу, и сейчас можно видеть, похожие на маленькие подводные лодки, выпотрошенные электромагнитные тралы. Ещё раньше, на форту находилась толозаливочная мастерская.

От острова Котлин к форту Пётр I, с расположенной на ней узкоколейной железной дорогой, идёт дамба. Пожалуй это единственное место в Кронштадте где сохранилось железно-дорожное полотно .
Кстати, в Кронштадтской крепости общая протяженность железной-дороги составляла 45 километров ! Это был самый безопасный способ перемещения взрывчатых веществ.

Летом посмотреть на форт Пётр I можно с воды. Зимой — по льду. Но это опасно — всего в 200 метрах от форта проходит действующий круглый год фарватер. Поэтому лучше дождаться сезона и с комфортом и без риска добраться до форта по воде.
А пока, предлагаем посмотреть форт Император Пётр Первый и узнать его героическую историю не выходя из дома.

Это продолжение истории про Кронштадтские форты. Предыдущая статья посвящена Так же читайте следующую часть истории о Кронштадтской крепости —

Форт «Цитадель»

В августе 1721 года кончилась, наконец, долгая и кровопролитная война со Швецией. Радость была великая… А уж в Кронштадте радовались вдвойне: уж теперь-то наш государь царь-батюшка поостынет манень-ко… Шутка ли, чего наворотили тут… Одних укреплений сколько. А на них 179 орудий ! Во “дадут”, если кто сунется, не дай, Господи…
Однако тревожно вглядывался в морскую даль, белевшую множеством парусов, царь Петр Алексеевич: шведов утихомирили, но сколь надолго? Английского флота в прошлом году не испугались, встретили бы как надо. Кого же еще ждать в “гости”? Ох, Южный фарватер, Южный фарватер — корабельный ход! Да ведь он не имеет собственной своей обороны!

Так, в четырех верстах от острова Котлин, встал на ряжевом основании деревянный форт Цитадель. Он встречал вражеские корабли еще на пути к и был в состоянии не только расстроить боевой порядок любой эскадры, но и бить по мачтам, палубам и в борта неприятельских судов. Всего за один только год была возведена громада этого форта… И на торжестве освящения его царь Петр Алексеевич осушил не одну чарку.

И долгое время несли свою вахту два морских богатыря на самом главном фарватере России . Лишь во второй половине XVIII века оборона Южного фарватера была усилена новыми укреплениями. Из них, Зацитадельная батарея и Двухэтажная Южная, находились между фарватером и островом Котлин.
И вместе с фортом Цитадель составляли одну боевую шеренгу, а форт Рисбанк был вынесен за фарватер и держал оборону подступов к нему.

Все эти укрепления были деревянными и возводились на искусственных островах. На вооружении каждой батареи состояли пятипудовые мортиры и единороги, самые крупные и самые совершенные орудия того времени.
В 1818 году на форту Цитадель было 120 орудий, на Зацитадельской батарее — 24, на двухэтажной Южной — 49, на форту Рисбанк — 79. Большая сила! Но, тем не менее, в Военном ведомстве, разрабатываются планы перестройки этих укреплений в каменные.

Наводнением 1824 года всем укреплениям Кронштадтской крепости был причинен колоссальный ущерб. Около двух тысяч одних только пушек было сорвано со своих мест, разбито, повреждено и унесено морем. Все пришлось начинать с начала. И эта работа была выполнена. Но продолжалась она тридцать лет !

Форт Император Пётр I в камне

Модернизация форта Цитадель была поручена крупному военному инженеру Л. Л. Карбоньеру (1770-1836). Родом он был из франции, но воспитывался в России, где и прожил всю жизнь. В бытность генерала Карбоньера директором Строительного департамента по морской части, под его руководством, кроме форта Цитадель, был построен крытый эллинг в Новом Адмиралтействе.

17 сентября 1833 года обновленный форт Цитадель вступил в строй, получив и новое имя — форт Император Петр Первый . Теперь он был каменным и состоял из трех полубашен с двухъярусной обороной. Нижняя часть полубашен была из гранита, а верхняя — из плитного камня. Полубашни соединены между собой оборонительными стенками. В казематах форта размещалось 34 орудия , на полубашнях — по 24 , а на оборонительных стенках было по 20 орудий . Внутри форта имеется гавань с двумя воротами и двумя разводными мостами. Первым командиром форта Император Петр Первый был назначен подполковник Бычков.

Перед началом Крымской войны (1853-1856) Южный фарватер обороняли форты: Император Петр Первый (Цитадель), Император Александр Первый (Зацитадельская батарея), Великий Князь Константин (Двухэтажная Южная батарея), Император Павел Первый (форт Рисбанк). Кроме них на восточной стенке Купеческой гавани появилась четырехэтажная казематированная батарея Светлейший Князь Меншиков . И все эти укрепления были вооружены хотя и гладкоствольными, но орудиями самого большого калибра.

15 марта 1853 года Англия и Франция объявили России войну. И в Финский залив направлена была Соединенная эскадра под началом адмирала Нэпира, с целью захватить Кронштадт, нанести удар по международному престижу России, сокрушить ее морское могущество, и тем самым оказать помощь своим войскам под Севастополем.
На прощальной церемонии адмирал Нэпир заверил всех, что в этом боевом походе он не видит ничего особенного и что он, позавтракав в Кронштадте, обедать будет уже в Петербурге. И слова эти были встречены восторженными аплодисментами присутствующих. Однако, к чести адмирала Нэпира, следует заметить, что он, когда перед ним бесстрашно предстали грозные, величественные каменные исполины Кронштадта, сразу же отказался от мысли идти на прорыв, за что был отстранен от должности и осмеян всей Европой. В письме домой он написал: “Я был под Кронштадтом. В жизни не видел я ничего подобного…” .

Только потом узнал адмирал Нэпир, какой был приготовлен тогда ему сюрприз у гранитных стен сурового Кронштадта: подводные мины, изобретенные академиком Б.С. Якоби .
Эти мины представляли собою небольшие конусы из железа, наполненные порохом. Их ставили на якорь в нужном месте, на определенной глубине. Взрыв пороха происходил от удара мины о корпус корабля. Новое страшное оружие — подводные мины предназначались “для истребления и потопления больших неприятельских кораблей”. Всего было устроено тринадцать Линий защиты, с использованием 1865 мин. Это был первый опыт массового использования минного оружия в целях обороны.

Тайна Кронштадта обнаружилась на следующий год, когда вновь явилась в Финский залив еще более мощная эскадра союзников, в составе которой были новые корабли, специально построенные для штурма Кронштадта и десант для высадки на остров Котлин, в составе двадцати тысяч человек. Возглавлял эту эскадру адмирал Дондас.

8 июня 1855 года четыре английских парохода, в целях рекогносцировки приближались к минному полю, в районе . Грянули взрывы. И два судна получили довольно значительные повреждения. Выловив несколько железных конусов и узнав, что это такое, моряки Соединенной эскадры впали в ужас и наименовали русскую новинку ‘‘адской машиной” . Осенью эскадра адмирала Дондаса, покрутившись в Финском заливе, отбыла восвояси.

А изготовление подводных мин продолжалось. И сами они совершенствовались. Появились и самодвижущиеся мины (торпеды) и началось оснащение кораблей минным оборудованием и принадлежностями. А на форту Император Петр Первый устроена была минная мастерская и склад военного имущества, которые находились в ведении Минной части флота при Морском Техническом Комитете.
Весной 1874 года был организован Учебно-минный отряд Балтийского флота, с минным офицерским классом и своей торпедной мастерской. Вскоре Минная и Торпедная мастерские были объединены в одно флотское предприятие, где занимались ремонтом, снаряжением и хранением предметов минно-торпедного оружия. Сюда же вошло все военное хозяйства, находившееся в помещениях бывшего форта Император Петр Первый и с этих пор называвшегося просто форт Петр.

Форт Пётр I в годы Великой Отечественной Войны

Фортпетровцы работали и на севере, и на Тихом океане, где создавались ремонтные базы для новых советских флотов. И Краснознаменный Балтийский флот стал пополняться более современной боевой техникой. Перед работниками флотского предприятия встала задача — осваивать достижения военно-морской науки.
1 января 1939 года Кронштадт был объявлен Главным военным портом Краснознаменного Балтийского флота . И тут же началась Вторая мировая война.
Значение Кронштадта в деле защиты северо-западных морских границ Советского Союза еще более возросло. Понимая это, с огромным подъемом работники флотского предприятия трудились, чтобы грозное вооружение, приготовленное ими к бою, были надежным подспорьем балтийским морякам.

А когда у Советского Союза появились базы в Прибалтике, для боевого приготовления торпед, ремонта тралов и вооружения кораблей — посылались в пункты базирования бригады Флотского предприятия, укомплектованные лучшими представителями трудового коллектива. С честью завершив годовую программу, фортпетровцы с хорошим настроением встретили новый 1941 год.

Тревожные предчувствия оправдались. 22 июня 1941 года на рассвете фашистская авиация обрушила свои удары на многие советские города, в том числе и на Кронштадт. А сухопутные части перешли границу нашей Родины от Белого моря до Черного. На форту Петр закипела круглосуточная работа: готовились мины, снаряды, торпеды, тралы и все остальное, что требовалось. Уже на следующий день началась постановка дополнительных минных заграждений в устье Финского залива.
В течение первой военной недели было выставлено 3300 мин , и на этих минах только в 1941 году погибло 17 германских и 3 финских корабля . Одно задание командования следовало за другим. Бывали дни, когда фортпетровцы готовили и подавали на торпедные катера и подводные лодки по несколько десятков торпед в день. Кроме этого, осуществлялся и ремонт стрелкового оружия.

Почти все рабочие и служащие форта Петр состояли в формированиях МПВО (местная противовоздушная оборона) находились на казарменном положении. После того, как были отбиты все вражеские штурмы, вдруг выяснилось, что в Ленинграде совершенно нет пороха. И тогда взоры всех обратились к Кронштадту: только там и можно было найти и порох, и другие взрывчатые вещества. И было их достаточно в кладовых форта.
В ночь на 27 сентября 1941 года караван барж прибыл в гавань форта Петр. Погрузка заняла всего лишь несколько часов. К утру караван под носом у немцев, сидевших на Петергофском берегу, тихо проследовал к месту назначения. Все окончилось благополучно. Но участники этого рейса сошли на берег в таком стрессовом состоянии, что многие из них за одну эту ночь поседели. Вторым рейсом, 5 октября 1941 года, в Ленинград было доставлено еще больше взрывчатых веществ, и ленинградская промышленность стала давать фронту пули, мины и снаряды.

Между тем началась осада. 15 ноября 1941 года в Кронштадте прекратилась подача электроэнергии. Отключен был и водопровод, не стало тепла. Но корабли, катера и подводные лодки бесперебойно снабжались всеми видами оружия и вооружения.
В декабре 1941 года усилилась контр-батарейная борьба. Расход артиллерийского запаса кораблей и фортов составил за один лишь месяц 127474 снаряда !
В летне-осеннюю кампанию 1942 года три эшелона подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота прорвались в центр Балтики. И торпедами, и снарядами,приготовленными золотыми руками кронштадтских рабочих , наши моряки уничтожили 62 транспорта и боевых корабля противника.

22 декабря 1942 года была учреждена медаль “За оборону Ленинграда”. Почти все работники форта Петр удостоились этой награды.

В эти дни, дни нечеловеческих испытаний, фортпетровцы жили и работали одной семьей вместе с Ленинградом, вместе со страной. С неизъяснимым ликованием было встречено известие о прорыве блокады Ленинграда. На митингах и собраниях люди форта Петр обещали друг другу еще лучше и упорнее трудиться во имя Победы. И стало больше на форту двухсотников и трсхсотников (так назывались труженики, выполнившие 200 и 300 процентов нормы). Неоднократно коллектив был победителем в соцсоревновании, занимая первые места среди родственных предприятий.

Летом 1943 года Ленинград и Кронштадт подвергались ожесточенным налётам фашистской авиации и артиллерийским обстрелам врага.
Но, несмотря на это, кронштадтские службы снабжения флота оружием не снижают темпов своей работы. Вот что записал в своем дневнике известный писатель Всеволод Вишневский: “17 июня 1943 года. Видел товарищей с Бригады торпедных катеров. Они активно действуют по закупорке баз противника: минируют фарватеры к Котке, Нарве и пр. От Биорке противника как будто отвадили. За 12 дней мая поставили столько мин, сколько ставили за всю кампанию 1942 года” .

Незабываемые дни пережили фортпетровцы в январе 1944 года . Подлый, коварный, сильный и злой враг был разгромлен и отброшен от стен Ленинграда! Ради этого можно было вытерпеть все.
Но боевые действия продолжались. 30 июля 1944 года в районе Линии дозора, была потоплена фашистская подводная лодка “U-250“. После того, как лодка была поднята со дна моря и доставлена в Кронштадт, работникам Флотского предприятия было поручено разоружить фашистское чудовище. Это сделали Б.А. Федоров и А.Г. Котов, под руководством профессора О.Б. Брона и капитана 3 ранга С.Т. Баришпольца.

С риском для жизни они сумели разгадать немецкую хитрость, узнать тайну самонаводящейся торпеды “Т-5“. Этот факт имел международное значение, так наши союзники по борьбе с фашизмом были очень заинтересованы в получении сведений об этом секретном оружии германского военно-морского флота.

С удалением от Ленинграда линии фронта огневая поддержка наших войск была возложена на морскую железнодорожную артиллерию, продвигавшуюся вместе с ними и на отряд канонерских лодок (небольшой корабль предназначенный для ведения боевых действий на озёрах, реках и в морских прибрежных зонах).
Кроме этого корабли и катера КБФ (Краснознаменный Балтийский флот) решили сложную задачу по обеспечению базирования флота и безопасности плавания в восточной части Финского залива, переполненного минами, как своими, так и чужими.

Разгромив фашистские войска в Прибалтике, советские вооруженные силы сделали возможным начать воссоздание военно-морских баз КБФ в портах Балтийского моря.
Последней боевой задачей тружеников флотского предприятия в Великой Отечественной войне было обеспечение безопасности плавания по Северному шхерному фарватеру до Котки и по Южному — до Таллина. С сентября 1944 года по май 1945 года по этим фарватерам прошло около 1000 судов .

Новый 1945 год принес счастье победы. Это был год окончательного разгрома фашистской Германии. 30 апреля 1945 года было водружено Знамя Победы над поверженным Рейхстагом, а 1 мая 1945 года в Кронштадте отменили затемнение. Впервые, за последние годы, уличные фонари, витрины магазинов и окна квартир осветились радостными огнями. Зажгли свои огни . И над фортами появилось сияние: там продолжалась работа.

В День Победы, 9 мая 1945 года , была учреждена медаль “За победу над Германией в Великой Отечественной в нс 1941-1945 гг.” . Была она вручена в торжественной обстановке и коллективу, трудившемуся на форту Петр, вся продукция которого безотказно действовала в боях. Командование Краснознаменного Балтийского флота, личный состав надводных и подводных кораблей неоднократно выносили сердечную благодарность фортпетровцам за высокое качество ремонта и приготовление оружия и вооружения.

Отпраздновав победоносное окончание Великой Отечественной войны, рабочие и служащие форта Петр принялись за восстановление своего хозяйства, и за совершенствование производственной базы. И трудились также самоотверженно, по-петровски, как они это делали всегда.

Без малого три столетия держит оборону своего участка форт Петр. Его стены одеты в желтый и красный камень. Три полубашни, соединенные оборонительными стенками. Спокойно глядит он на мир глазами своих амбразур. Вот все, что могут сказать про этот форт непосвященные. Но если бы было известно, что связано с фортом Петр, и если бы не был он назван именем Петра Великого, то, наверное, в народе прозвали бы его “Форт Золотой” .

Читайте продолжение истории о — крупнейшем морском форте мира с трагической судьбой.

Фотогалерея форт Пётр I

ФОТОГРАФИИ ФОРТА — ОЛЕГ ЗЫРЯНОВ, ZYRYAN.RU

20 января 2017

13 января 2017

6 марта 2012


  • Сколько всего фортов в Кронштадте?

    Вокруг Кронштадта расположено множество островов-крепостей и большинство из них расположены на искус...

  • Лебеди в Кронштадте у форта «Риф»

    Весеннее явление лебедей в Кронштадте....

  • Северный форт №6. Фото: осень 2017

    Удивительной красоты сочетание спелой рябины и заброшенных обветшалых строений форта....

  • Форт Пётр І подсветка фасада: фото

    За несколько дней у форта Пётр была смонтирована архитектурная подсветка. Смотрится очень интересно!...

  • Фотосессия на форте Павел І

  • Форт Северный №4 «Зверев»: зима 2017

    Короткая прогулка к самому необычному форту Кронштадта. Сегодня форт Зверев известен обгоревшими каз...

  • Форт Павел I «Рисбанк»

    Новый форт был задуман как самое сильное укрепление Кронштадтской крепости. Форт Павел I являлся кру...

Форты Кронштадта - Форт «Император Пётр I» («Цитадель»)

В мае 1705 года Пётр I прибывает на остров Котлин для приготовления защиты от нападения шведов. Пётр понимал, что один Кроншлот шведов не остановит. Поэтому на берегу острова было найдено место для строительства береговой батареи. Строительство поручили Ивану Крюйсу, командиру шнявы «Де-Грас». Строили быстро. Уже 1 июня на новой батарее установили орудия. Батарею назвали именем Святого Яна.

В 1705 году aна острове уже было построено пять батарей, которые были усилены корабельными орудиями. Во время шведского нападения 1705 года островные батареи показали себя с лучшей стороны, и вице-адмирал Крюйс, ещё в разгар войны, писал Петру: «не худо б было, чтоб Кроншлоту или близ его ещё какую крепость сделать...».

И летом 1706 года на месте Толбухинской батареи на котлинской косе начали строить крепость «Святой Александр». А через год — батарею Святого Яна отремонтировали и усилили (её вооружение составляли 15 двадцатичетырёхфунтовых пушек и 12 восемнадцатифунтовых). Но и этих средств защиты было недостаточно.

Строительство на Котлине особенно усилилось после Полтавской победы: стали строить причалы, гавани, магазины, кирпичные дома. Береговые укрепления не могли обеспечить надёжной защиты флота и новой островной колонии. Возведённые гавани вооружались для защиты молодого флота. Так, на стенках Купеческой гавани, было установлено 100 орудий.

В 1721 году после подписания Ништадского мира, Пётр требует защитить корабли, стоящие в Купеческой гавани от возможных обстрелов со стороны моря. Он повелел усовершенствовать батарею Святого Яна, а затем возвести новую батарею, которую назвали «Цитадель».

Строили форт четыре года солдаты и офицеры Семёновского и Преображенского полков, расположенных на острове Котлин. В 1724 году работы, в основном, были завершены. В «Цитадели» установили 106 орудий. Как и «Новый Кроншлот», форт «Цитадель» строился на ряжах, и имел внутреннюю гавань. Внутри этой гавани расположили на сваях пороховые погреба, которые при перестройке перенесли в брустверы из соображений безопасности.

С различными доделками и ремонтами форт «Цитадель» стоял на защите гаваней и фарватера более 100 лет. Но, деревянно-каменный столетний форт не смог противостоять одному из самых разрушительных наводнений в истории Кронштадта и Санкт-Петербурга. Наводнение 1824 года нанесло огромные разрушения.

Восстанавливать военные сооружения начали именно с форта "Цитадель" и гаваней Кронштадта. В 1827 году было принято решение о перестройке форта в камне. Проект составил инженер-генерал-лейтенант Л. Л. Карбоньер, работами по возведению форта руководил майор Корпуса путей сообщения А. А. Фуллон.

Форт представлял собой сооружение круговой обороны. Главная башня, соединялась по флангам с двумя полубашнями. Горжевая часть с двумя проходами во внутреннюю гавань форта была вооружена 16 полупудовыми единорогами, а сами проходы перекрывались чугунными раздвижными мостами. На форте располагалось 422 человека гарнизона, вооружённого 97 орудиями.

Форт строили очень добротно. Значительно укрепили старое основание с помощью новых свай и бетонного основания. Кладку башни и полубашен выполняли из бутовой плиты, которую облицовывали гранитом со стороны залива. Швы между гранитными блоками шпаклевали специальной мастикой из смолы, извести и конопляного масла, а наружные швы заделывали мастикой из воска, гарпиуса и серы. Толщина стен форта — около двух метров.

Форт возводили 7 лет. 7 сентября 1834 года указом Императора Николая I форт «Цитадель» переименовали в форт «Император Пётр I».

Во время Крымской войны Кронштадтская крепость серьёзно укреплялась. Строились новые форты, вооружались и усовершенствовались те, которые не успевали перестроить. Создавались подводные ряжевые преграды. Но, самым страшным оружием для врага оказались подводные мины. Первая линия защиты из 105 мин была установлена в мае 1854 года между фортами «Император Александр I» и «Павел I», а затем — 60 гальванических мин между фортами «Пётр I» и «Кроншлот». Это была первая в мире минноартиллерийская позиция.

Всё дальше на запад выдвигались сооружения обороны. Были построены форты «Император Александр I», «Павел I», перестраивался форт «Константин», совершенствовались островные укрепления. Форт «Пётр I» стал входить во вторую линию обороны, и использовался, в основном, как главная перевалочная база — к 1870 году были построены дамба, мост и пристань с поворотным краном.

Приказ военного министра 1896 года исключил из состава оборонительных сооружений форт «Пётр I» — появилось новое дальнобойное оружие, фугасные снаряды, которым не могли противостоять даже двухметровые стены форта. Но форт продолжал жить своей размеренной жизнью. В годы переоборудования форта «Александр I» в противочумную лабораторию, форт принимал его вооружение.

В дальнейшем, на форту «Пётр I» не только складировалось вооружение, но и работала лаборатория по взрывчатым веществам. В настоящее время форт принадлежит ВМФ и закрыт для посещений.