Альтернативные источники энергии

Диктант по русскому языку название осень. Диктанты для диагностики

Диктант по русскому языку название осень. Диктанты для диагностики

Предлагаю вашему вниманию творческие работы учащихся 6-го «А» класса. Они, на мой взгляд, интересны тем, что в них включено много слов с корнями: -кос- – -кас-; -ровн- – -равн-, клон-– -клан-, -зор- – -зар- и т.д.
По этим сочинениям ребята писали диктанты на закрепление темы. Может быть, кому-то они покажутся интересными и будут использованы в работе.
Добавлю, что наша гимназия работает по учебникам русского языка В.В. Репкина (по программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова).

Л.Х. КУРБАНШОЕВА,
Республика Башкортостан

ОСЕНЬ

Вот и наступила дождливая осень. С макушек деревьев падают капли дождя. Растут на пригорках грибы, они касаются друг друга, создавая дружную семейку. Деревья примеряют осенний наряд, особенно красив желтый кринолин одинокой березки.
В середине леса, неподалеку от старой рослой ели, по ложбине протекает небольшой ручеек. В нем плавают жуки-плавунцы, иногда вылезают из воды такие мокрые. Есть и мелкие рыбки. До чего они чуткие и зоркие! Почувствуют какое-нибудь движение или прикосновение к воде – тут же уплывают.
Вдалеке виднеется березовая роща. Верхушки ее деревьев гнутся к самой земле в низком поклоне.
Природа творит чудеса. То зарядит мелкий осенний дождь-зануда, то вспыхнет на небе зарница. Но все находится в умиротворении, в полной гармонии.

МУНТЯН Галина

В ОСЕННЕМ ЛЕСУ

Хорошо в осеннюю пору в лесу: тихо, свежо и влажно. Солнце, просыпаясь поздно, еще только начинает разгораться. Лучи солнца касаются утомленной травы. Ярко светятся макушки кленов и орешника. А гроздья рябин горят в румяной листве.
От небольшого прикосновения ветра, плавно кружась в воздухе, падают на землю разноцветные листья. В поднебесье кружатся, собираясь в стаи, птицы. Еще порхают бабочки-крапивницы. Гусеницы многих бабочек забираются в мох и под опавшую листву. Лесные жители спешат справить свои неотложные дела. Все готовятся к долгой суровой зиме.

КОЧАКОВА Елена

ТАИНСТВЕННАЯ ОСЕНЬ

Осень – самое прекрасное время года, подаренное нам природой. Постепенно все умирает и меркнет. Каждое утро легким туманом покрывается равнина. Ветер клонит до самой земли деревья, рвет с них листья и раскидывает по всему лесу. Некоторые, подобно кораблям, отправляются по лужам в плавание.
По опушкам лесов появляются грибы – красноголовые подосиновики, зеленоватые и розоватые сыроежки, душистые рыжики. На мокрых пнях сиротливо жмутся друг к дружке опята. Не шелохнутся тенистые заросли трав. Сквозь густые лапы елок не могут пробиться редкие золотистые лучи солнца.
Особенно красив осенний вечер. Вечерняя заря загорается и охватывает полнеба.
Прекрасна ты, таинственная осень!

Русский язык 4 класс

проверочные и контрольные диктанты.

Уровень 1

Пришла осень.

Быстро пролетело жаркое лето. Часто моросит мелкий дождь. По небу поползли серые тучи. На лесной поляне порыжела трава. В лужах плавают осенние листья.

Хмуро темнеет среди травы муравьиная куча. Муравьи начали уходить в свои жилища. Они редко теперь выползают наружу. Возле старого пня росли два подосиновика. Шляпки грибов весело глядели из травы. Их заметила белка. Она схватила один гриб и скрылась.

Слова для справок: порыжела, наружу, заметила.

Уровень 2

Подарки осени.

Быстро пролетели последние дни лета. Птицы уже готовы к отлёту. Заблестели в воздухе тонкие паутинки. Посыпались на землю пёстрые осенние листья. Под листьями спрятались грибы. Трудно отличить опавший листок от гриба. Дружной семейкой растут опята на старых пнях. Особенно много опят на вырубках. Там настоящее грибное царство! Осень щедро раздаёт свои подарки людям и животным. А ветер насвистывает грустную песню.

Осенняя прогулка.

Группа школьников осенью ходила в заречный парк. Покраснели осинки, пожелтели берёзки. Гроздья ягод созрели на рябинах.

Ребята по лесной тропинке вышли на поляну. Кругом растёт пушистый ельник. Зеленеют молодые ёлочки. Из земли бьёт чистый родник. Ребята собрали сучья и ветки. Мальчики разожгли весёлый костёр на берегу речки.

В лесу было очень тихо. Дети сели вокруг огня. Серёжа наполнил чайник водой. Пора заваривать чай. Анна и Эмма угостили ребят печеньем. По дороге домой все пели песни.

Радостные ребята вернулись домой.

Медвежонок.

Выгнали однажды охотники из берлоги медведицу. А в берлоге кто-то кричит. Вытащил Геннадий Григорьевич из берлоги медвежонка. До деревни он нёс малыша в куртке.

Медвежонок оказался очень любопытным. На окне стояли цветы. Малыш зацепился когтями, потянул горшок зубами. Тот покачался и упал. Цветок оказался кисленьким и сочным. Из кучи земли выполз толстый и аппетитный червяк. Он полз, извивался. Червяк тоже был вкусный.

Охотник погрозил малышу пальцем. Медвежонок спрятался за печку и ворчал.

Журавли.

Журавли готовились к отлёту. В золотые дни осени они покружились над родным болотом. Вот и потянулись стройные косяки в тёплые страны.

Журавли летели над лесами, полями,шумными городами. Внизу оставались реки, горы и моря. В глухом лесу птицы сделали отдых.

На востоке показалась ранняя зорька. Чуткие журавли уже проснулись.

Скоро взойдёт яркое солнце. Мы услышим прощальные голоса птиц. Высоко взлетят журавли. До свидания! До радостной встречи весной, журавли!

Чудесная пора осени.

Летели и летели осенние листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух собирал стадо.

Я выхожу из дома, беру вёсла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.

Рыбалка.

Летом я отдыхал в деревне Озерки. Она раскинулась на берегу Днепра. Я любил лежать на мягком песке и смотреть на волны.

Раз старший брат Иван взял меня на рыбалку. Чуть свет мы подъехали к реке. На берегу горели костры. Съезжались рыбаки. Мы разложили вещи, поставили палатки. Все ждали рассвета. Тишина. Ночь стояла тёплая. Я проверил удочки, наживу. Должен быть хороший улов.

Друзья леса.

Круглый год ребята нашей школы охраняют лес. Перед новогодним праздником проводят дежурство на дороге. Сотню лесных красавиц они спасли от гибели. Весной оберегают русские берёзки от любителей берёзового сока. В лесу много посадок. Саженцы прижились, окрепли, подросли. Радостно смотреть на них, переходя от поляны к поляне. На скатерти снега следы птиц и зверей. Вот к норке прибежала мышь. Тишина в лесу. Красив наш лес. Береги его красоту!

Доброе дело.

Погода переменилась. К утру вся окрестность была окутана густым туманом. Подул резкий ветер. Затрещал мороз.

Инна и Геннадий пошли в соседнюю деревню на большой праздник. На празднике было весело. Дети возвращались домой довольные. Они шагали по зимней дороге. Редко по краям попадались деревья. Ветви были покрыты снегом.

Вдруг Гена увидел двух птичек. Лежали они на обочине дороги еле живые. Птички погибнут от мороза. Надо взять их домой.

Ребята принесли птиц домой. Они оживут. Инна и Геннадий сделали доброе дело.

Контрольный диктант на тему "Лексика" подготовлен на основании орфограмм и пунтограмм, изученных шестиклассниками в процессе обучения русскому языку. Диктант основан на рассказе И.С.Соколова-Микитова "Лес осенью".

Просмотр содержимого документа
«Лексика. "Лес осенью". Контрольный диктант с грамматическим заданием для учащихся 6 класса.»

Контрольный диктант в 6 классе по теме «Лексика».

Лес осенью.

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу... Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём. (86 слов) (И. С. Соколов-Микитов)

Грамматическое задание.

1.Подберите антонимы к словам: медленно, тихо, легко, грустное.

2.Сделайте морфемный разбор слов: невесомые, просвистит, цветистом.

3.Сделайте морфологический разбор слова: паутины.

4.Сделайте фонетический разбор слова: ручьях.

5.Сделайте синтаксический разбор 3 предложения 1 абзаца.

6. Подберите слова (сходные по лексическому значению) к слову «канава».

Как красив осенний лес. Воздух свеж и наполнен ароматами опавшей листвы. Желтые, багровые, пурпурные и оранжевые листья тихо кружат в воздухе и падают на землю. Скоро ковер из опавших листьев укутает поляну и тропинки в лесу.

На ветках рябины полыхают гроздья ягод. Это любимое лакомство птиц. Воробьи и вороны слетаются к рябине и склевывают сочные, наливные ягодки.

Но птиц не слышно в лесу. Многие улетели на юг, в теплые страны. Вслед за солнышком потянулись утки и грачи. Журавлиная стая острым клином устремилась вдаль.

Тихо в лесу. Только слышно, как в кустах валежника трещит сучьями медведь. Он ищет оставшиеся на кустах ягоды. Очень скоро медведь заляжет в берлогу и заснет до самй весны.

На ветках деревьев огненными стрелами мелькают белки. Запасливые белки ищут орехи и ягоды, чтобы пополнить запасы на зиму.

Вале́жник (валеж, валежный лес) - упавшие на землю в лесу стволы деревьев или их части: сучья, ветви, сухие и гниющие. Сломленный ветром (бурелом), навалом снега и т. п. лес, а также лес срубленный и полуобработанный, но не вывезенный и брошенный (часто как забракованный). Вообще всякий поваленный или лежащий на земле лес, в большей или меньшей степени утративший технические качества и ценность. Сухой валежник может использоваться в качестве топлива.

Контрольные работы 5-й класс.

Диктант №1.

Осень в тайге.

Шла по тайге золотая осень. На узкой тропинке она прошуршала пожухлым листом. На извилистой речке и озере к рассвету она расстелила молочно-сизые туманы. Густой туман с речки добрался к лесу. Он спрятал конец старой просеки, края поляны. Сел туман на резные листья осинки, березки, ели. Появилась осенняя седина и на тополе, клене, рябине.

Ночью деревья тронул легкий мороз, а к утру лужицы успели затянуться хрупким ледком. Малахитовые елочки покрылись серебряным инеем.

Вот на опушке остановилось оленье стадо, прислушалось к осенней поступи. Шустрая мышь к узкой норке пробежала. Прошуршал по тропинке еж. Торопится, готовится к зиме. Удивительную тишину нарушил резкий треск сучьев, хруст льдинок. Это пробирается сквозь бурелом медведь, спешит залечь в берлогу на зиму.

  1. Выполните морфологический разбор слова на опушке .
  2. Произведите фонетический разбор слова ели.
  3. Сделайте морфемный разбор слова удивительную .
  4. Выпишите из любого простого предложения все возможные словосочетания.

Диктант №2.

Тема: “Причастие. Причастный оборот”.

Лесные звуки.

Тысячи звуков родятся весною в ожившем лесу. Чудится шепот еще не проснувшейся земли. От пенька на пенек пробежала тоненько пикнувшая мышь. Прогудел стукнувшийся о березу и грузно упавший неповоротливый жук. Сидящий на неожившем дереве дятел пустил звонкую барабанную трель.

На макушке березы, покрывшейся дымом молодой листвы, громко кукует кукушка и вдруг неожиданно замолкает. Окруженный золотым сиянием солнца воркует голубь, а притаившийся в еловой чаще тихо попискивает рябчик.

На закате солнца страшно ухнет расхрабрившийся филин. Прокричит бесшумно пролетающая сова, а со всех сторон отзовутся ей празднующие весну зайцы. А в холодных лужах неустанно поют чему-то радующиеся лягушки.

Басом прогудит вылетевший из земного убежища шмель. И уж тянет свою песенку первый комар.

Грамматическое задание:

  1. Выпишите все причастия из текста, выделите орфограмыы.
  2. Фонетический разбор: весною.
  3. Морфологический разбор: неповоротливый.
  4. Морфемный разбор: притаившийся, вылетевший.
  5. Определите стиль и тип текста.

Диктант №3.

Тема: Деепричастный оборот.

В сумерках огонек разгорался все ярче и ярче, приветливо мигая издалека мальчугана. Но еще глубже хмурился, темнел в сумерках беспокойный Никольский лес.

Спускаясь по тропинке, Димка вдруг остановился, услышав что- то интересное. За поворотом, у берега, кто-то пел высоким переливающимся альтом, как-то странно, хотя и красиво разбивая слова… На берегу он увидел небольшого худенького мальчишку, валявшегося возле затасканной сумки. Заслышав шаги, тот оборвал песню и с опаской посмотрел на Димку…

С размаху бросившись на землю, Димка заметил, как мальчишка испуганно отодвинулся.

Грамматическое задание :

  1. Фонетический разбор: огонек ;
  2. Морфемный разбор: остановился, валявшегося;
  3. Морфологический разбор: спускаясь, испуганно;
  4. Синтаксический разбор: На берегу он увидел…
  5. Выпишите все причастия из текста.
  6. Определите тип и стиль речи.

Диктант

Тема: “Местоимение”

1) Примет так много, что о них можно было бы написать целую книгу. 2) В городах приметы не нужны. 3) Огненную рябину заменяет эмалированная синяя табличка с названием улицы. 4) Время узнается не по высоте солнца, не по положению созвездий и даже не по петушиным крикам, а по часам. 5) Предсказания погоды передаются по радио. 6) В городах большинство наших природных инстинктов погружается в спячку. 7) Но стоит провести две- три ночи в лесу, и снова обостряется слух, зорче делается глаз, тоньше обоняние. 8) Приметы связаны со всем: цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного света. 9) В приметах заключено много точного знания и поэзии. 10) Есть приметы простые и сложные. 11) Самая простая примета – это дым костра. 12) То он поднимается столбом к небу, спокойно струится вверх, вые самых высоких ив, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня. 13) И вот к прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется еще и знание завтрашней погоды.

А 1. В каком предложении говорится о том, нужны ли приметы в городе?

А 2. Выпишите все местоимения. Произведите морфологический разбор.

А 3. К какому стилю относится фрагмент этого текста?

1) научный

2) разговорный

3) художественный

4) официально – деловой

А 4. Какие типы речи представлены в данном фрагменте текста?

1) описание

2) описание и рассуждение

3) повествование

4) повествование и рассуждение

А 5. Из предложения 4 выпишите существительное, образованное бессуффиксным способом.

А 6. Среди предложений 9-13 найдите то, в котором используются антонимы.

А 7. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение.

Контрольная работа по теме: “Имя числительное”.

Обязательная часть.

1. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните имена числительные как члены предложения.

Первые часы.

Историки предпол..гают, что часы первыми создали арабы. В те времена, то есть тысяча – тысяча двести лет назад, арабы значительно пр..восходили европейцев своей культурой и образованностью.

Считает..ся, что самые первые часы в Европе по..вились в 1223 году.

В Росси.. часы стали извес..ны почти одновременно с Западной Европой. Уже в 13 веке лет..писцы начинают ак..уратно указывать не только год и день события, но и его час.

В 1404 году в Москве были установлены башен..ые часы, на дворце князя Василия, сына Дмитрия Донского.

2. Запишите данные числа словами.

12, 20, 50, 115, 800, 5248.

3. Просклоняйте имя числительное вместе с именами существительными.

356 страница.

4. Впишите в данные предложения имена числительные (словами).

У нас не хватает(555) рублей. Российские спортсмены встречаются со спортсменами (5) континентов по (34) видам спорта. Царь-колокол, стоящий в Московском Кремле, весит свыше (1200) пудов, т.е.(200) тонн.

5. Замените количественные имена числительные подходящими порядковыми с именами существительными час .

Рассвет в декабре начинается в 8 часов 20 минут.

В 19 часов 50 минут по радио передавали концерт.

Автобус отходит в 10 часов 20 минут.

6. Найдите в данных словах имена числительные, докажите правильность своего выбора.

Тройка, трехчасовой, тринадцатый, тройной, утроить.

7. Составьте с данными словосочетаниями предложения, подчеркните в них имена числительные как члены предложения.

8. Тест. Выберите правильный вариант ответа.

9. Согласуйте данные в скобках слова в нужном падеже. Определите падеж имен числительных.

Копать (оба, обе) руками. (Оба,обе) девочек не было на уроке. Вязать (оба, обе) спицами. Завязать (оба, обе) конца.

10. Составьте три предложения, употребив числительные оба и обе в разных падежах.

Дополнительная часть.

  1. К количественным числительным 3.5.7 запишите однокоренные слова разных частей речи.
  2. Запишите примеры русских народных загадок, пословиц и поговорок, в которых употребляются имена числительные.
  3. Расшифруйте запись данных слов. Запишите их правильно.Блещущий чи100тою, пре2рительно приготовь, вме100 осе3ны, сес3цы ухи3лись, 100лько ус3ц.
  4. Составьте и запишите небольшой текст, используя числительные. 1вариант: тип речи - описание, стиль – публицистический; 2 вариант: тип речи – повествование, стиль – художественный, 3 вариант: тип речи – рассуждение, стиль – научный.

Контрольная работа по теме: “Наречие”.

Обязательная часть.

1. Вставьте буквы а или о в суффиксы наречий.

Занов.., издавн.., затемн.., искос.., изредк.., снов., направ.., сев.., вправ.., наглух.., досыт.. .

2. Укажите номера предложений, в которых в наречиях после шипящих не нужен Ь? Почему?

  • я открыл окно настеж.. .
  • я лежал навзнич.. в траве.
  • все прбежали проч.. .
  • дочери ее вышли замуж.. .
  • он говорил точ..-в-точ.. так же.

3. Вставьте там, где надо ь укажите, какие это части речи.

Наотмаш.., гореч.., спряч.., свеж.., колюч.., уж.., зрелищ.., лиш.., (не)проч.., навзнич.., экипаж.., вираж.., глядиш.., полноч.., ноч.. .

4. Раскройте скобки, выпишите сначала словосочетания, в которых наречия пишутся через дефис, затем все остальные.

(По)январски морозно, видно (по)всюду, точь(в)точь по учебнику, жить бок(о)бок, завязать крест(накрест), встать (по)парно, наконец(то) пришел, (во)первых, выполнить кое(как), едва(едва) ответил.

5. НЕ слитно или раздельно.

(Не)заметно они стали (не)обходимыми для меня. Было решено (не)медленно уезжать. Я их прождал (не)меньше часа. Я его (не)сразу заметил.

6. Расставьте в наречиях ударение.

Удобнее, сослепу, мельком, иначе, дочиста, завидно, вовремя, попросту, тотчас, наперегонки, насмерть, исподволь.

Дополнительная часть.

1. Составьте предложения с парами слов. Какие это части речи?

  • вовремя – во время.
  • вмиг – в миг.
  • поэтому – по этому.

2. Слитно или раздельно.

(Без)оглядки, (на)изнанку, (в)даль, (на)спех, (в)просак, (в)потемках, (на)веки, (на)перекор, (в)разбивку, (на)выбор, (в)полголоса, (в)обнимку, (до)востребования.

3. Н илиНН. Укажите части речи.

  • оратор говорил убежде(н,нн)о.
  • говорил обоснова(н,нн)о.
  • заявление было обоснова(н,нн)о.
  • решение его было мгнове(н,нн)о.

4. Могут ли наречия употребляться при существительных? Если – да, то приведите примеры.

5. Объясните слово тщетно , подобрав к нему наречия-синонимы. Запишите синонимический ряд.

6. От прилагательного величественный образуйте наречие, подберите к этому наречию синонимы.

7. Напишите сочинение по данному началу.

Кутузовский проспект… Поклонная гора! Отсюда открывается величественный вид на Москву. На этом месте 2 сентября 1812 года Наполеон тщетно ждал депутацию “бояр” с ключами от Кремля…

Контрольная работа:

“ Слитное и раздельное написание Не с разными частями речи”

1. Решите вопрос о слитном и раздельном написании.

(Не)вмешиваясь в события, (не)было намерений, (не)взлюбить с первого взгляда, (не)покладая рук, песня (не)допета, (не)открыв двери, девушка (не)ранена, (не)лепый поступок, взлететь (не)высоко, а низко, (не)навистный человек, вести себя (не)непринужденно, это (не)дорого, но красиво, вовсе (не)заботливый, (не)сказав, (не)нужно беспокоится, (не)где отдохнуть, (не)у кого спросить, (не)чем гордиться, (не)кто иной, (не)когда отдыхать.

А1. Найдите случай слитного написания НЕ.

А) (не)разжигая огня

Б) пришел (не)вовремя

В) (не)проветренная комната

Г) ковер (не)соткан

А2 Найдите случай раздельного написания НЕ.

А) женщина (не)образована

Б) меня (не)долюбливают

В) в доме (не)прибрано

Г) (не)большая, но интересная брошюра

А3 В каких случаях НЕ пишется слитно?

А) (не)обожжены

Б) (не)праведный грех

В) абсолютно (не)засеянные поля

Г) (не)греющее зимнее солнце

А4 В каких случаях НЕ пишется раздельно?

А) (не)обнажая плеч

Б) поля (не)заброшены

В) (не)окрепший лед

Г) (не)нависть

А5 В каких случаях НЕ пишется слитно?

А) (не)взирая на лица

Б) все делает (не)торопясь

В) (не)доучка

Г) (не)сгораемый сейф

Творческое задание: Одинаково или по-разному вы напишите не в словосочетаниях и предложениях: совсем (не)отдохнул; (не)оправдав доверия; гости (не)встречены вовремя?

Контрольная работа