Альтернативные источники энергии

Что будет если ребенок ест много сладкого. Ребенок много ест сладкого – какие причины и как с этим бороться? Потому что это вкусно

Что будет если ребенок ест много сладкого. Ребенок много ест сладкого – какие причины и как с этим бороться? Потому что это вкусно

Вы наверняка и так знаете, что рацион современного человека переполнен подсластителями - даже в хлебе может быть сахар. Число людей, страдающих от ожирения, постоянно растет, в проблеме постоянно обвиняют сладкое, жир или углеводы по очереди. Трудно понять, что на самом деле стоит есть. С сахаром связано немало мифов и стереотипов. Человеческий организм нуждается в глюкозе, тем не менее излишнее количество сладостей негативно воздействует на здоровье. Вот десять наиболее пугающих проявлений негативных последствий диеты, переполненной сахаром.

Набор веса

Многочисленные исследования демонстрируют связь между употреблением сладких продуктов и напитков и ожирением. Если вы постоянно пьете газировку, вы можете набрать вес. В сладостях и напитках с сахаром нет никаких питательных веществ, они увеличивают вероятность развития диабета, ослабляют кости и ухудшают состояние зубов. Когда вы употребляете больше сахара, чем требуется вашему организму, тело перерабатывает его в жирные кислоты и запасает - в бедрах, ягодицах, на руках и животе.

Разрушение зубов

Сахар не вызывает кариес напрямую, тем не менее при взаимодействии его с полостью рта производится кислота, которая негативно воздействует на эмаль. Если вы не следите за гигиеной и не контролируете свой рацион, ваши зубы могут серьезно пострадать.

Проблемы с кожей

Многие уже знают, что идея о том, что шоколад вызывает акне, является стереотипом. Тем не менее сладости действительно могут приводить к дерматологическим проблемам. Не так давно ученые установили наличие связи между молочными продуктами, а также едой с высоким гликемическим индексом и проблемами кожи.

Тяга к сахарным продуктам

Идея о том, что сахар вызывает зависимость, как кокаин, является мифом. Тем не менее стоит знать, что употребление сахара приводит к выработке допамина - химического вещества, обеспечивающего хорошее настроение. Исследования показали, что у крыс, которым давали неограниченный доступ к шоколаду, потом была сильная тяга к сладкому, как у алкоголиков к спиртному. Выходит, если вы едите слишком много сахара, вы действительно можете столкнуться с зависимостью.

Риск развития диабета

Когда вы едите что-то с большим содержанием глюкозы, организм производит инсулин, нужный для переработки глюкозы в энергию. Если сахара постоянно слишком много, возникают проблемы с инсулином, и организм уже не в состоянии быстро перерабатывать глюкозу. Она накапливается в крови и в печени. Это может стать основой для развития диабета. Если вы будете питаться сбалансированно, вы избавитесь от скачков сахара в крови и риска диабета.

Депрессия и тревожность

Употребление повышенного количества сахара может вести к депрессии. Исследователи обнаружили, что пища, богатая крахмалом и сахаром, вызывает воспаление на более высоком уровне, чем продукты с белком или овощи. Воспалительный процесс взаимосвязан с высоким уровнем стресса. Выходит, употребление сахара может приводить к тревожности и даже депрессии.

Сердечные заболевания

Исследования говорят о том, что даже при отсутствии лишнего веса полная сахара диета увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний и повышает смертность от сердечного приступа.

Болезнь печени

Обычно болезни печени связывают с алкоголем, но сахар наносит не меньший вред. Он может вызывать гепатит. Проблемы печени нередко не проявляют никаких симптомов, и болезнь становится заметной лишь тогда, когда уже слишком поздно. Вызывают эти проблемы, как правило, ошибки в составлении рациона.

Отсутствие чувства сытости

Диета с подсластителями приводит к тому, что вы уже не понимаете, что наелись. В сахаре содержатся пустые калории, приводящие к перееданию.

Проблемы с памятью

Исследования подтвердили, что рацион, богатый сахаром, напрямую влияет на способность мозга сохранять воспоминания и ухудшает когнитивную функцию.

Самая распространенная жалоба современных родителей, вне зависимости от того, крупный ли ребенок, обычный или худой, хорошо ли он ест или плохо — помогите, он хочет есть исключительно сладкое! Чего только не предпринимают они, чтобы оградить ребенка от «ужасного ядовитого сахара»: выдают конфету только после еды, разрешают есть не больше двух конфет в день, вовсе не разрешают, даже не приносят в дом эту страшную гадость… Результат? Дети обожают конфеты. Светлана Бронникова — о причинах и том, что с этим делать.

Дети готовы продать душу за приторный пряник с сомнительным составом из ближайшего супермаркета.

Дети на раз-два-три вычисляют домашние десерты с сахарозаменителем и с презрением их отвергают.

Получив малейшую возможность, дети переедают сладости.

Измученные родители, отчаявшись привить отпрыскам хоть какие-то представления о правильном питании, приходят в отчаяние: «Сладкое — единственная еда, которая интересует моего ребенка. Но сладкое же так вредно! Что делать?!».

Для начала — разобраться, почему именно ваш ребенок переедает сладости.

В пору моей юности был популярен шлягер о несчастной любви. В шлягере дама сердца жестоко покинула автора, и у нее, с его точки зрения, на это было целых пять причин. Но мы же с вами понимаем, что, для того, чтобы покинуть незадачливого сердцееда, среднестатистической даме вполне достаточно и одной, а вот для переедания причин может быть множество.

Давайте разберемся.

Потому что ваш ребенок недоедает

И первая причина — это недостаточное количество пищи, то есть — голод. Да-да, в наш век пищевого изобилия дети систематически недоедают — из-за наших диетических убеждений, пищевых привычек и болезненного стремления к «здоровому» питанию.

Речь идет и о количестве — родители часто ограничивают детей в количестве пищи, которую находят неподходящей для ребенка, будь то хлеб, макароны или колбаса, надеясь, что таким образом ребенок съест больше правильной, полезной для него еды. И о качестве — дети часто недополучают разнообразия в питании, потому что так называемая «здоровая» еда довольно однообразна и часто безвкусна.

Элин Саттер, известный американский диетолог, создатель подхода разделенной ответственности в питании детей, признанной Американской Педиатрической Ассоциацией «золотым стандартом» детского питания, предлагает посмотреть на проблему с точки зрения «иерархии пищевых потребностей».

Про пирамиду ценностей Маслоу сегодня слышали все. Мы знаем, что для того, чтобы человек захотел заниматься благотворительностью, помогать другим или спасать мир, сначала его необходимо накормить и предоставить крышу над головой. Так вот, с едой — то же самое.

Чтобы ребенок захотел пробовать новую еду или есть какую-то пищу из соображений пользы для здоровья (да, такое бывает!), сначала нужно обеспечить базовый уровень пищевых потребностей: достаточное количество еды. До тех пор, пока мы урезаем ребенка в той или иной еде, он будет испытывать страх, что ему не хватит, что он останется голодным.

Иерархия пищевых ценностей по Элин Саттер

✤ Достаточное количество пищи (базовый уровень пищи) — готовим столько, чтобы оставалось. Если еда остается после того, как все поели, значит, все наелись и приготовлено достаточно. Если у ребенка есть страх, что какой-то пищи (конфет, сладостей) будет не хватать, он будет ими переедать. Если человек на диете, он будет переедать. На этом уровне человек готов есть что угодно, чтобы насытиться, но предпочтение будет отдавать сладким и жирным продуктам как гарантированно быстрым источникам энергии.

✤ Приемлемая пища — следующий уровень. Если еды достаточно, то человек начинает более тщательно выбирать, что съесть, появляются предпочтения.

✤ Постоянный доступ к пище — на этом этапе начинается планирование (что приготовить на завтра, какую еду запасти и закупить побольше, что мы будем есть на праздники и т.д.).

✤ Вкусная пища — этап формирования индивидуальных пищевых предпочтений (люблю такое — а такое не люблю).

✤ Новая пища — только при прохождении всех предыдущих этапов появляется способность пробовать новую пищу.

✤ Инструментальная пища — наивысший уровень — пища, которую я ем, чтобы улучшить свое функционирование.

Ребенок переедает печенье и налегает на конфеты, потому что ему не хватает обычной, «несладкой» еды — возможно ли такое? Да, возможно.

Решение проблемы — разнообразие.

Ребенок должен получать достаточное количество разнообразной пищи каждые 2,5-3 часа. Недопустимо ограничивать ребенка в том или ином продукте или блюде, готовить нужно так, чтобы еда оставалась — это единственная гарантия, что все съели достаточно. Добавки можно столько, сколько хочется.

В рамках нашего модуля «План питания для детей» мы рассказываем родителям о том, что пищевая пирамида для детей существенно отличается от пищевой пирамиды взрослых — и на детском столе должны присутствовать все ее элементы в каждый прием пищи. Ребенок выбирает из этого то, что он может и хочет съесть. При таком стиле питания, если причина переедания сладостей была именно в голоде, проблема решается быстро.

Потому что он ребенок

Сладкий вкус — естественный индикатор энергии, которая необходима для оптимального роста и развития. Поэтому для детей безопасно употреблять еду со сладким вкусом. Грудное молоко тоже сладкое, и это подтверждает связь между сладким вкусом и надежным источником энергии.

По данным исследований, это предпочтение сладкого меняется с возрастом. В одном исследовании школьники (дети в возрасте 9-10 лет), подростки (14-16 лет) и взрослые (20-25 лет) участвовали в тесте на восприятие сладкого вкуса разной концентрации. Школьники предпочитали более сладкий вкус нежели подростки, а подростки в свою очередь более сладкий нежели взрослые. Это совпадает с данными другого исследования, которое так же демонстрирует, что предпочтения в сладком снижаются, когда заканчивается период роста.

Решение проблемы — не делать из еды культа.

Конкретно — не делать культа из сладкого. Когда вы разрешаете есть сладкое только по «особым» случаям, оно приобретает почти сакральное значение особенной, праздничной еды, еды-награды, еды, которую нужно заслужить. Так к естественному предпочтению сладкого добавляется искусственно сформированное нами, родителями.

Потому что он растет

Глюкоза совершенно необходима детям для роста костей. Это было показано в одном очень оригинальном исследовании.

Детям давали сладкие напитки, а затем разделяли их на две группы – на тех, кто предпочитал сладкие, и тех, кому они не нравились. Эти две группы не отличались по возрасту, весу тела, стадиям полового развития, росту или полу. В чем между ними была разница, так это в значениях NTx (маркер резорбции кости) – показателя роста костей, который можно обнаружить в моче. Эти результаты показывают, что дети, которые все еще находятся в процессе роста, больше предпочитают сладкое по сравнению с теми, чей рост прекратился.

Решение проблемы — дети должны получать достаточное количество сладкого, чтобы адекватно расти. Не дайте парализовать себя диетическими пугалками о вреде сахара — читайте данные исследований!

Потому что он умнеет

В исследовании Университета Northwester с использованием методов МРТ и ПЭТ было обнаружено, что потребление мозгом глюкозы достигает своего пика не при рождении, как считали раньше, а в период, когда ребенок начинает ходить, и до подросткового возраста. В этот период метаболические потребности смещаются с роста тела на потребности мозга. Например, при рождении 35,4-38,7% ежедневной энергетической потребности приходится на потребность мозга в глюкозе, но в течение детства эти цифры вырастают до 43,3-43,8%

Исследователи полагают, что этот отложенный период развития мозга устроен именно таким образом, чтобы обеспечить уникальному, отличающемуся от других живых существ человеческому мозгу возможность полностью развиться. Не столько вырасти в размерах, сколько преуспеть в своем ключевом процессе – созданию связей между клетками мозга. Чтобы иметь возможность это сделать, мозгу в первую очередь нужна глюкоза, и именно поэтому потребность в глюкозе у ребенка в два раза выше, чем у мозга взрослого.

Пик потребления мозгом глюкозы приходится на возраст 5 лет (половину дневной порции энергии потребляет мозг!), за годы до того, как мозг обретет размер, уже сопоставимый с мозгом взрослого.

Это добавляет дополнительное доказательство тому, почему дошкольники и школьники младших классов тянутся к крахмалистым углеводам вроде хлеба или крекеров, которые моментально обеспечивают энергией развивающийся мозг.

Решение проблемы — дети, которые проявляют любознательность, интерес к наукам и образованию, часто сладкоежки, их мозгу нужны углеводы. Выбирайте — или ребенок умный, или — «правильно» (то есть ограниченно, и значит — недостаточно) питающийся (и ко взрослым, кстати, это тоже относится).

Потому что это вкусно

Сладкое — это вкусно, это еда, приносящая всей семье удовольствие и радость. Не лишайте себя и детей радости — не сходите с ума по сахару. Разрешите сладким продуктам — выпечке, конфетам и пирожным — присутствовать в меню вашего ребенка в нужном ему количестве.

В случае, если (условие N1) ребенок получает достаточное количество разнообразной еды и (условие N2) ребенка не подвергают пищевому принуждению или ограничениям, то есть он может самостоятельно выбирать, что именно и сколько из предложенного он съест, сладкое не будет становиться постоянным пищевым приоритетом.

Помочь родителям структурировать питание ребенка в соответствии с его физиологическими возрастными потребностями призвана программа Центра «План питания для детей» , которую разработала я, Светлана Бронникова, на основании самых актуальных данных детской психологии пищевого поведения и нутрициологии. Приглашаю вас на эту программу, мы будем рады помочь!

Эта статья интерактивная , свои вопросы вы можете задать под анонсами к ней в наших соцсетях. Я отвечу на них в прямом эфире 12 октября 2017 года.

"Ребенок ничего не ест!", "Он ест только сладости!" - из-за таких же родительских тревог по поводу собственного сына журналист Светлана Кольчик изучила традиции кормления детей в разных европейских странах и написала книгу о том, как сделать отношения с едой - наши и наших детей - более здоровыми. Особое место в книге "Любовь и брокколи" уделено тому, как отучить ребенка от сладкого. Оказывается, есть работающие способы - один из них Светлана применила в собственной семье.

Я обсуждаю проблему чрезмерного потребления сладкого, созвонившись по скайпу с писательницей Би Уилсон, автором книги "Еда. Отправная точка: Какими мы станем в будущем, если не изменим себя в настоящем?". Уилсон - известнейший в Англии кулинарный критик, колумнист Guardian и Telegraph, мама троих детей.

Би объясняет мне, что лояльность к сладкому вкусу мы получаем от природы. Роль тут играет целый ряд факторов: индивидуальные особенности вкусовых рецепторов, генетика, рацион мамы во время беременности, питание в детстве и прочее. Но, так или иначе, сладкий вкус знаком всем нам с рождения, ведь им обладает . И в еще более щедрых дозах - молочные смеси, его заменители. Поэтому сладкое молоко, пожалуй, самый сильный вкусовой "импринтинг", который остается у каждого человека на всю жизнь.

Особенно уязвимы, по ее мнению, дети, для которых в последние десятилетия запустили целую индустрию fun food, то есть "еды-развлечения", причем, как правило, с высоким содержанием сахара, соли и жиров: все эти коробочки со сладкими хлопьями на завтрак, сладкие йогурты и творожки, шоколадки и мороженое, упаковки которых украшены изображениями героев любимых мультфильмов, и т.п.

Я спрашиваю у Би Уилсон про способы излечения от "сахарной лихорадки", в первую очередь у детей.

Моя собеседница отвечает короткой фразой:

Unsweeten their palate.

Что это значит?

Необходимо помочь детям развивать вкусовую палитру, показав, что вкусным может быть не только сладкое. И самый лучший возраст для этого - до шести, в крайнем случае - до десяти лет. Особенно это касается привыкания к горькому и кислому вкусам.

В своей книге Би Уилсон подробно описывает проект Tiny Tastes ("Крошечные кусочки"), который после нескольких лет исследований и экспериментов разработала ее соотечественница, доктор медицинских наук Люси Кук, совместно с ведущими диетологами из Университетского колледжа Лондона.

Доктор Кук убеждена, что чем раньше дети получают (причем максимально разнообразный), тем лояльнее они впоследствии будут относиться к тем же овощам и прочей "взрослой" пище. И лучше, чтобы это были не умеренные сладковатые вкусы, которыми обладают, например, морковное или кабачковое пюре, а более насыщенные, горьковатые: брокколи, шпинат, цветная капуста.

Для детей постарше - стратегия другая. Вы выбираете вместе с ребенком какой-нибудь овощ, который он отказывается есть. Важно только, чтобы этот продукт не вызывал явного отвращения. И затем регулярно, в течение 10-15 дней, предлагаете попробовать его в минимальной дозе - кусочек размером не более горошины. Причем делать это нужно НЕ в прием пищи.

Ребенок не обязан есть новый продукт - он может просто облизать его, чтобы почувствовать вкус. И тогда он получает маленькое поощрение, например наклейку. Вознаграждение в данном случае оправданно, считают эксперты. Во-первых, это не какая-то "вкусняшка" вроде конфеты или мороженого, а во-вторых, дети искренне считают, что заслужили его.

Би Уилсон испробовала этот способ на своем младшем сыне, когда ему было четыре с половиной года (сейчас ему восемь). В том возрасте он ел крайне избирательно, без аппетита, и постоянно клянчил сладкое. Метод дал результаты: через несколько месяцев мальчик уже довольно охотно жевал салат и прочую полезную еду. И гораздо спокойнее относился к сладостям.

Я клала на маленькое блюдце крошечные кусочки овощей. Но не прямо во время обеда или ужина, а примерно за полчаса до трапезы. Главное - никакого прессинга. Сын знал, что есть все это совершенно необязательно. Но что если он попробует, то получит наклейку. И он пробовал, особенно когда был голодный. Постепенно мальчик стал просить кусочки побольше - вошел во вкус. Тогда я, кстати, сразу же отменила систему вознаграждений.

Би Уилсон считает, что большинство подходов к кормлению детей являются слишком недолговременными. "Нас заботит только то, что будет через пять минут, а не то, что будет через пять лет, - пишет она в своей книге. - Когда вы заставляете ребенка съесть тарелку овощей, вы приучаете его не любить овощи, а попутно - и себя. Если вы убеждаете его попробовать один маленький кусочек (и повторите это завтра, и послезавтра, и через два дня), то есть шанс, что в конце концов он полюбит овощи".

Англичане не знают, как правильно кормить детей

Я продолжаю "сахарную" тему с Натальей Стасенко, очень востребованным в Лондоне детским диетологом. Три года назад Наталья запустила проект Feeding Bytes, что можно перевести как "Кормим по чуть-чуть". Сейчас у Стасенко частная практика и онлайн-школа для родителей, большинство ее клиентов - англоязычные семьи. Огромный раздел на сайте посвящен маленьким привередам (picky eaters); там описываются различные способы, как помочь им "подружиться" с правильной едой.

Все ноу-хау Натальи, кстати, испробованы на ее собственных детях (у нее три девочки: 2,5 года, 8 и 11 лет), а практические рекомендации проиллюстрированы забавнейшими фотографиями младшей дочки и ее подробным дневником питания.

Доктор Стасенко предлагает родителям эффективный способ улучшить и сократить количество сладостей - кормить по расписанию и перестать носить с собой полные сумки снеков.

Три основных приема пищи и один-два запланированных перекуса, желательно за столом, - это все, что нужно дошкольникам, - объясняет Наталья. - Но в англосаксонских странах отсутствует здравый смысл в отношении к еде. Тут предпочитают крайности: либо фастфуд, либо стопроцентно органическая пища. Когда речь заходит о семейных трапезах, родители часто ставят перед собой неподъемные цели. Если уж готовить ужин, то из трех блюд и без глютена, потому что им местная знаменитость так сказала. Или, если времени нет, сходим в McDonald’s.

Я часто начинаю работу с семьями с того, что мы придумываем несколько простейших блюд, которые часто даже не требуют готовки, но помогают всем домочадцам сесть за стол, хорошо провести время, пообщаться с детьми и поесть. Пример: пицца из соседнего ресторана и нарезанные овощи и фрукты. Быстро, питательно и разнообразно.

Мои собственные дети плевать хотели на принципы здорового питания, - продолжает она. - У старшей имелись пищевые аллергии, и она отличалась избирательным аппетитом. Средняя была сладкоежкой. У нас с ней началась борьба, и я быстро поняла, что в этой борьбе проигрываю.

В итоге Наталья нашла компромисс - начала покупать в умеренных количествах то, что девочка особенно любила: фруктовые йогурты и печенье. А еще за каждым завтраком/обедом/ужином она стала устраивать так называемый шведский стол - выставлять несколько блюд так, чтобы дети могли дотянуться до желаемой пищи и выбрать, что именно и в каком количестве они хотят съесть. В итоге отношения с едой у всех членов семьи заметно улучшились.

Доктор Стасенко считает, что в каждый прием пищи следует включать хотя бы один продукт, от которого ребенок точно не откажется, если он голоден, ненавязчиво сочетая его с новыми блюдами. Особенно с теми, которые нравятся самим родителям. Задача - помочь ребенку постепенно начать питаться так же, как остальные члены семьи, но сделать это без принудиловки и угроз. Подобный подход помогает быстро расширить пищевые горизонты детей и снизить уровень стресса для всей семьи.

Приведу пример, - говорит диетолог. - Я могу приготовить на ужин свое любимое вегетарианское блюдо - острое тайское карри. Оно нравится моей средней, восьмилетней дочке. Другие двое детей острое пока еще не едят. Но к карри всегда подается рис, а от него мои дети никогда не отказываются. Вместо карри рис можно сочетать с более близкими русскому вкусу овощными или мясными рагу или, скажем, с запеченным лососем или креветками в соусе. Ребенок съест привычный гарнир, а затем из любопытства попробует заодно и немножко рагу.

Плюс я еще могу поставить на стол фрукты или йогурт, листовой салат или другие овощи и хлеб, а также, допустим, остатки обеда. Каждая из моих дочерей выбирает из всего этого многообразия, что именно и в каком количестве она хочет съесть. Иногда девочки предпочитают два-три продукта и могут отказаться от овощей или рыбы. Или съедают две порции риса и больше ничего. Но в течение нескольких дней они все равно сбалансируют свое питание, даже если при каждом отдельном приеме пищи их рацион кажется далеким от идеального.

Я отказалась от того, чтобы готовить исключительно их любимую пищу, забывая о предпочтениях взрослых членов семьи. Следует вырабатывать у детей важный навык - умение найти что поесть из того, что им бывает предложено, и спокойно относиться к присутствию незнакомых или нелюбимых продуктов.

Десерт - это единственное, что в нашей семье ограничивается, - добавляет Наталья. - Все остальное дети и взрослые едят сколько хотят.

Приемы пищи должны приносить не просто насыщение, но и удовлетворение, считает диетолог. Как эмоциональное (через общение с семьей), так и физическое (аппетитно приготовленная, сбалансированная еда, содержащая необходимое количество калорий, и что-нибудь особенно "вкусненькое" в придачу - в небольшом количестве). Так у детей постепенно будет снижаться тяга к сладкому: они научатся находить "гедонистический фактор" как в разнообразной еде, так и в самом процессе ее потребления.

Но главное - очень важно давать детям возможность познавать себя, выбирать и экспериментировать, чтобы у них формировался собственный стержень здорового отношения к еде, без чувства вины и маминого принуждения.

Практически все малыши проходят через стадию и неофобии, - объясняет Наталья. - Обычно это бывает в возрасте от полутора до как минимум пяти лет. Не хотеть есть овощи в этот период для малышей тоже абсолютно естественно, тем более что для роста им гораздо важнее углеводы.

Мы вовсю экспериментировали, и в итоге моя средняя дочка все-таки полюбила брокколи, но под имбирно-соевым соусом, который я специально привожу ей из Нью-Йорка. Старшая сама открыла для себя любимый способ есть авокадо - с лимонным соком и помидорами. А младшая может тоннами поглощать замороженный зеленый горошек и предпочитает его сладкому мороженому.


Семейный шведский стол: эксперимент удался!

Побеседовав с доктором Стасенко, я подумала: не исключено, что моя личная тяга к "вкусненькому" после основных приемов пищи - особенно вечернего - тоже не что иное, как попытка организма добрать гедонизма и удовлетворения. После того как я уложу сына спать, редкий вечер у меня обходится без порции шоколада или мороженого. А вот у мужа такой потребности почему-то никогда не возникает.

Но для начала я решаю воспользоваться идеей шведского стола. Результат получаю практически в первый же вечер.

На ужин у нас, как это часто бывает, гречка (мы живем в Гамбурге и привозим ее из Москвы). Муж, проживший десять лет в России и еще до нашего знакомства полюбивший многие наши блюда, ест ее с грибами и сметаной, я - с овечьим сыром фета и помидорами, а Боря - с большим количеством сливочного сыра. Но на его тарелке обычно остается не меньше половины положенной мной порции.

Сколько ложек ты хочешь? - в этот раз спрашиваю я, поставив сковородку с горячей гречкой в центр стола. - Бери сам.

Боря смотрит на меня удивленно и пожимает плечами. Мой вопрос явно застал его врасплох.

Ты сама реши, - наконец произносит он.

Предлагаю взять ровно столько, сколько ты сегодня хочешь съесть, - отвечаю я.

Боря на короткое время зависает в раздумье и кладет на тарелку четыре ложки. Это примерно треть от того, что ему обычно накладываю я. Но я дала себе зарок молчать, как бы ни хотелось вмешаться. Боря добавляет сливочный сыр и... съедает все подчистую.

Хочешь еще? - стараясь принять максимально равнодушный вид, интересуюсь я.

Он качает головой:

Мам, я сыт.

В глазах мужа читаю одобрение, смешанное с удивлением. У меня уже готов включиться "синдром двоечницы", но я решаю отпустить ситуацию, утешая себя, что это всего лишь эксперимент. На следующий вечер мы его повторяем, и в этот раз сын сам просит добавки.

Большинство детей любят сладкое. И если одни родители с раннего возраста идут у них на поводу, не могут отказать в покупке очередного шоколадного батончика, то другие выступают категорически против таких лакомств. Насколько же вреден сахар для ребёнка? Когда малышу допустимо попробовать сладости?

Когда ребёнок может попробовать сладкое

Любовь к сладкому заложена в младенце генетически. Ведь его первая пища - грудное молоко - обладает сладковатым вкусом за счёт лактозы. Это молочный сахар, который детский организм легко усваивает: таким образом кроха получает простые углеводы, так необходимые ему для выработки энергии, роста, обмена веществ. Естественно, пока малыш находится на одном лишь грудном вскармливании, ему не нужны никакие дополнительные источники сахара.

Употребляя грудное молоко, младенец уже получает сахар - лактозу

Затем наступает время прикорма. На этом этапе в детский организм начинает поступать фруктоза - природный сахар, содержащийся во фруктах, овощах, ягодах. Ребёнку опять-таки этого вполне достаточно: недопустимо дополнительно подслащивать пюре из баночки. Фруктоза безопасна для младенца, однако в больших количествах способна вызывать аллергию.

Прикорм лучше начать с овощных пюре (кабачка, брокколи). Ведь попробовав яблоко, грушу, банан, абрикос и пр. (более сладкие фруктовые варианты), кроха может отказаться от овощей.

При введении прикорма младенец начинает употреблять фруктозу, содержащуюся в растительной пище

Детские каши (также важная часть прикорма) также нужно стараться выбирать без сахарозы (например, с фруктозой).

Сахарозу же (известный всем столовый сахар) ребёнку желательно пробовать только после года. При этом не нужно акцентировать внимание на том, что сладкое (конфета, шоколад и пр.) – это нечто особенное, вознаграждение. Пусть это будет просто частью приёма пищи или завершающим этапом (малыш пообедал и выпил сладкий морс, в полдник перекусил молоком со сладким печеньем).

Сахарозу ребёнку желательно вводить только после года

Видео: можно ли детям до трёх лет давать сладкое (Е. Комаровский)

Негативные последствия чрезмерного употребления сладостей

В небольших количествах сладкое как источник глюкозы необходимо детскому организму:

  • дарит организму энергию, бодрость, восстанавливает силы после нагрузок;
  • стимулирует работу мозга, память, внимание;
  • ускоряет обменные процессы;
  • способствует снятию спазмов;
  • улучшает сон;
  • помогает печени нейтрализовать токсины.

Если дошкольник здоровый, активный, подвижный, тем более посещает спортивную секцию, то небольшие порции сладостей ему особенно необходимы. Быстрые углеводы дадут нужный в данный момент заряд энергии.

Если ребёнок подвижный, занимается спортом, то сладости в разумном количестве ему необходимы

Также кондитерские изделия (опять-таки в разумном количестве) полезны школьникам, особенно в некоторые периоды: например, ребёнок усиленно готовится к контрольной, учит доклад и пр. Таким образом мозг получает необходимую порцию глюкозы.

Небольшая порция сладкого поможет школьнику справляться с умственными нагрузками

В жизни детей бывают ситуации, когда потребность в легкоусваиваемой энергии очень высока. Спортивные соревнования, мозговой штурм при подготовке к экзаменам, болезни. Говорить о полезности сахаров в указанных обстоятельствах - очень даже уместно. Недаром ведь обильное сладкое питье или капельница с раствором глюкозы - распространенный метод лечения острых инфекционных болезней. И если нет проблем с аллергией, то плитка шоколада в ночь перед экзаменом очень даже не помешает.

Е. Комаровский

http://articles.komarovskiy.net/strasti-pro-slasti.html

Тем не менее при неумеренном употреблении сахар способен принести детскому организму немалый вред:

  1. Развитие кариеса. Эмаль молочных зубов тонкая, а их твёрдые ткани меньше минерализованы (по сравнению с постоянными зубами). Следовательно, кариесу при определённыхобстоятельствах (сладкая среда благоприятна для размножения бактерий) развиться гораздо легче.

    У молочных зубов тонкая эмаль, а твёрдые ткани меньше минерализованы, поэтому кариесу легче развиться

  2. В кишечнике усиливаются процессы брожения. Из-за этого нарушается расщепление и всасывание определённых веществ - возникает риск аллергии. Внешне это проявляется у ребёнка кожными высыпаниями, нередко вместе с зудом.

    Избыток сладостей усиливает брожение в кишенчике, нарушается усвоение некоторых веществ, и как результат могут возникнуть высыпания на коже

  3. Ожирение. Сладости очень калорийны. И если малыш малоподвижный, не занимается спортом, то он начинает набирать вес. Возникают эндокринные сбои, повышается риск развития сахарного диабета, сердечно-сосудистых заболеваний. При этом у ребёнка снижается самооценка, возникают психологические проблемы.

    Высококалорийные сладости провоцируют набор лишнего веса

  4. Гиперактивность. Например, шоколад содержит кофеин и теобромин, которые стимулируют выработку серотонина - гормона радости. При чрезмерном употреблении сладости ребёнок перевозбуждается, не может заснуть. Похожую реакцию могут вызывать и другие сладости - но уже за счёт химических красителей, которые входят в их состав (об этом даже предупреждают производители на упаковке).

    Шоколад в большом количестве вызывает гиперактивность, равно как и химические красители в других сладостях

Торты и пирожные не появляются в доме просто так. Их туда приносят взрослые. Если у ребенка наблюдается лишний вес или отсутствие аппетита, если он не занимается спортом и не гуляет на свежем воздухе, то спрашивается: почему в доме появились упомянутые сладости? Может быть, сначала надобно решить проблемы педагогические, организовать нормальный образ жизни, а уже потом на лакомства тратиться?

Сладости - самый легкий, самый доступный и самый примитивный способ доставить ребенку радость. Есть способы другие. Требующие больших затрат и времени, и средств - активный совместный отдых, лыжи, велосипед, удобная, не сковывающая движений одежда и многое другое, позволяющее тратить энергию в таком количестве, что ни конфеты, ни шоколад не будут иметь особого значения.

Е. Комаровский

http://articles.komarovskiy.net/strasti-pro-slasti.html

Когда я работала воспитателем, в группе был один мальчик. Его воспитывали мама и бабушка, которые очень баловали ребёнка. Каждый день по дороге из детского сада он требовал покупать конфеты (порой закатывал истерику), которые иногда приносил с собой в группу, угощая других детей (так он старался «повысить» свой статус в детском коллективе, поскольку ребята не особо с ним дружили). Ребёнок имел избыточный вес и очень плохие зубы (буквально все чёрные).

Видео: негативные последствия злоупотребления сладким (объясняет Е. Комаровский)

Видео: польза и вред сладкого для детей

Сколько сладостей допустимо давать ребёнку

Многих родителей интересует, какое конкретное количество конфет и прочих сладостей можно дать ребёнку ежедневно.

Таблица: нормы употребления сладкого в зависимости от возраста

Указанное количество означает не только сахар в чистом виде, но и его содержание в конфетах, варенье, фруктовом пюре и прочих продуктах.

Для малышей, имеющих склонность к сахарному диабету или родственники которых имеют это заболевание, нормы согласовываются с детским эндокринологом. Кроме того, обязательно учитываются энергозатраты конкретного ребёнка (указанные выше занятия спортом или усиленные умственные нагрузки).

Взрослые обязательно должны контролировать суточное употребление сахара ребёнком

Видео: что будет, если есть много сладкого

Конечно, если идти на поводу у малыша и перекармливать его сладким, неизбежно проявятся негативные последствия. Однако не нужно и полностью лишать кроху лакомства - в умеренном количестве быстрые углеводы необходимы организму.

Трудно представить себе ребенка, который остается совершенно равнодушным при виде конфет, шоколада, газировки или мороженого. Нет, такие, конечно, есть и, пожалуй, этому факту можно позавидовать. Но большинство детей все же необыкновенные сладкоежки.

В не столь далеком прошлом сладости, которые мы могли себе позволить, были относительно натуральными и не содержали такое неимоверное количество сахара, как сегодня. Помните, как мы боролись за банку с вареньем, как сладко клали в рот ложку сгущенки, с аппетитом уминали пастилу и по праздникам пробовали шоколадные конфеты. Все это было вкусно, натурально и, главное, не в таких огромных количествах, чтобы наносить серьезный вред.

Сегодняшние сладости пугают нас своей ядовитой окраской, странными запахами, бешеным количеством сахара и сомнительными добавками. А, главное, все это стало чрезвычайно доступно и благодаря рекламе буквально зомбирует детей, заставляя их хотеть попробовать все. В современных реалиях тотальный запрет на сладкое выглядит чрезмерно жестоко. Стоит, пожалуй, задуматься о том, как ограничить его потребление.

Чем же грозит ребенку чрезмерное употребление сладкого?

Аллергии, атопический дерматит . Причины это большое количество сахара и химических добавок.

Ожирение . Причина та же – сахар, и высокая калорийность сладких продуктов.

Кариес . Детские зубы отличаются от взрослых тем, что имеют очень тонкий защитный слой. Сахара очень быстро разъедают эмаль и появляются полости, в которых живут бактерии, а они также питаются сахарами. Если не вылечить пораженный зуб на ранней стадии, могут пострадать и будущие постоянные.

Гипервозбудимость . Повышение сахара в крови вызывает резкий приток энергии, ребенок может стать просто неуправляемым, но как только организм его переработает упадок сил и апатия гарантированы.

Как же ввести ограничения на сладкое, если ребенок требует и готов добиваться своего любыми методами?

  • Не стоит давать сладкое на ночь, ведь это самое серьезное испытание для детских зубов.
  • Старайтесь посещать магазины без детей, там слишком много соблазнов. Маркетологи знают, как заставить ребенка захотеть сладкое.
  • Заменяйте магазинные вкусняшки на самодельные, так вы будете контролировать состав и, главное, содержание сахара.
  • Откажитесь от газированных напитков и соков. Варите детям компоты.

Не стоит совсем отказывать малышам в такой радости как сладкое, но, как говорится, все должно быть в меру.