Альтернативные источники энергии

Большепролетные пространственные конструкции покрытий спортивных сооружений. История и перспективы развития большепролетных конструкций

Большепролетные пространственные конструкции покрытий спортивных сооружений. История и перспективы развития большепролетных конструкций

"...Большепролетные здания - здания, перекрытие которых в зависимости от назначения здания, может быть выполнено только большепролетными несущими строительными конструкциями. Эти конструкции могут быть металлическими, железобетонными, сталежелезобетонными и др..."

Источник:

(утв. ГУП "НИИМосстрой" 14.08.2008)

"...Большепролетные здания и сооружения - покрытие которых выполнено с применением большепролетных (более 36 м) конструкций..."

Источник:

" МРДС 02-08. Пособие по научно-техническому сопровождению и мониторингу строящихся зданий и сооружений, в том числе большепролетных, высотных и уникальных (Первая редакция)"

  • - Высотное здание Министерства иностранных дел.Москва. высо́тные зда́ния здания высотой, как правило, более 26 этажей...

    Москва (энциклопедия)

  • - общественные здания, предназначенные для размещения финансовых учреждений...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - филат. назв. серии почт, марок СССР 1950 «Архитектура Москвы» . На марках проекты высотных зданий Москвы...

    Большой филателистический словарь

  • - изменение формы и размеров, а также потеря устойчивости здания под влиянием различных нагрузок и воздействий. Источник: "Дом: Строительная терминология", М.: Бук-пресс, 2006...

    Строительный словарь

  • - вид основных фондов, включающий архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий для труда, жилья, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей. 3...

    Большой бухгалтерский словарь

  • - общий термин для обозначения совокупности общественных и жилых зданий - съвкупност от обществени ь жилищни сгради - obytné a občanské budovy - Gesellschaftsbau...

    Строительный словарь

  • - та часть основных фондов, под которой понимаются строительные объекты...

    Словарь бизнес терминов

  • - вид основных фондов, включающий архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий для труда, жилья, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей...

    Большой экономический словарь

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "...Жилое здание - жилой дом постоянного типа, рассчитанный на длительный срок службы..." Источник: "Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004" ".....

    Официальная терминология

  • - "...Каркасные здания: здания с несущими рамами, полностью воспринимающими вертикальные и горизонтальные нагрузки...

    Официальная терминология

  • - группа в классификации основных средств, включающая корпуса цехов, мастерские, заводоуправление, здания и другие строительные объекты производственного, административно-хозяйственного и социально-бытового...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - общественные здания, предназначенные служить в известные часы сборным пунктом для купечества данного города...
  • - сооружения в крепостях и городах для войск и их потребностей...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Многоэтажные здания...

    Большая Советская энциклопедия

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 окладывание...

    Словарь синонимов

"Здания большепролетные" в книгах

Строители Здания

Из книги автора

Строители Здания Время для художественных работ еще не настало. Только два художника - Хайнц Митчер из Кёльна и Освальд Дубах, русский швейцарец, помогали доктору Штейнеру разрабатывать пластические мотивы для наружной отделки Здания. Похожий на великана швейцарский

Здания театров

Из книги Великие шедевры архитектуры. 100 зданий, которые восхитили мир автора Мудрова Анна Юрьевна

Здания театров Театр Дионисия Афины В V – IV веках до н. э. непременной частью религиозного культа в Древней Греции стали торжественные шествия в честь того или иного божества, принесение ему жертвы перед главным храмом и праздничные мероприятия, среди которых основными

Общественные здания

Из книги Архитектура Петербурга середины XIX века автора Пунин Андрей Львович

Общественные здания Середина XIX века в истории русской архитектуры представляет собой переходный этап от зодчества периода позднего классицизма к архитектуре пореформенной эпохи, когда бурное развитие капиталистических отношений, начавшееся после реформ 1860-х годов,

Захват здания

Из книги Многоточие сборки автора Андреева Юлия

Захват здания Это было удивительное время, когда можно было придти в Дом культуры, представиться руководителем курсов или желающим открыть свой театр режиссером, и тебе предоставляли помещение! Не на один день – на месяцы или даже годы. Тебя вписывали в расписание, и в

О чем говорят здания

Из книги Инвестиции в недвижимость автора Кийосаки Роберт Тору

О чем говорят здания Как я уже упоминал, здания сами по себе – это последняя вещь, на которую я обращаю внимание, знакомясь с городом или каким-то конкретным районом. Даже оценивая само здание, первым делом я обращаю внимание не на его вертикальную структуру,

Здания и сооружения

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

Здания и сооружения Как гласит старая поговорка, в торговле недвижимостью есть три важнейших фактора – место, место и еще раз место. Местоположение бизнеса может оказаться решающим условием его успеха. Например, в розничной торговле плохое местоположение означает, что

25.1. Здания без души

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

25.1. Здания без души «Раз за разом убирали новые жильцы все то, что прежде отличало здание: замечательный овальный читальный зал, бывший общедоступным центром и символическим сердцем библиотеки, «расчистили» и тем самым разрушили; от совершенно-функциональной и вместе с Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Многоэтажные здания

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МН) автора БСЭ

Учебные здания

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УЧ) автора БСЭ

Универсальные здания

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УН) автора БСЭ

Из книги Над Евангелием автора (Грибановский) Михаил

VIII. "И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! Посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? все это будет разрушено так что не останется здесь камня на камне" Мк.13:1–2; Лк.21:5–6 Глубокая и

Большепролетные покрытия бывают плоскими, пространственными и пневматическими. Эти покрытия применяются в общественных и промышленных зданиях.

Плоские конструкции выполняются из балок, ферм, рам, арок, которые изготовляют из клееной древесины, стального проката, монолитного и сборного железобетона.

Железобетонные балки применяют для перекрытия пролетов до 24 м. Балки используют таврового и П-образного сечения.

Фермами и рамами (бесшарнирными и шарнирными) из дерева, стали и железобетона перекрывают пролеты до 60 м.

Бесшарнирные рамы жестко заделываются в фундамент. Они очень чувствительны к неравномерным осадкам. Поэтому их применяют на прочных и однородных грунтах. Шарнирные рамы менее чувствительны к неравномерным осадкам грунтов. Бывают одно-, двух- и трехшарнирные рамы. Одношарнирные - шарнир в середине пролета. Двухшарнирные - шарниры в опорах.

Арки - эффективные конструкции для перекрытия больших пролетов, т.к. их очертания можно приблизить к кривой давления и за счет этого оптимально использовать материал. Горизонтальные усилия (распор), возникающие в арочных конструкциях, уменьшаются при увеличении радиуса очертания арки. При этом увеличивается стрела подъема арки, а, следовательно, и строительный объем здания. Это ведет к увеличению затрат на отопление и приведенных затрат. Арки широко распространены в покрытиях спортивных зданий больших пролетов.

Пространственные конструкции - перекрестные покрытия, купола, оболочки, висячие покрытия.

Перекрестные покрытия бывают складчатые и сетчатые.

Для покрытий больших пролетов применяют складчатые покрытия из железобетона (до 50 м) и армоцемента (до 60 м). Они образуются плоскими взаимопересекающимися элементами поперек пролета. Складки бывают: прямоугольные и цилиндрические; пилообразные; в виде треугольных плоскостей; призматического типа; трапециевидного профиля и т.д.

Сетчатые покрытия из железобетона проектируют при пролетах до 50 м, а из стальных элементов - до 100 м. В этих покрытиях пересекаются железобетонные и стальные треугольники. Элементы работают в двух направлениях поэтому их высота меньше, чем балочных, - это уменьшает объем здания.

Перекрестные конструкции и системы с плоскими фермами и рамами делают открытыми внутрь помещений. Часто делают подвесные потолки, которые укрепляют к низу ферм.

Купол - наиболее древняя конструкция. Его применяли, т.к. можно подобрать такие очертания, при которых в элементах свода не возникают растягивающие усилия. В залах, где желательно создать большое воздушное пространство (рынки, спортзалы) и где нет больших текущих затрат на отопление, применяют различного вида купольные конструкции из монолитного или сборного железобетона, куполы-мембраны из стального листа толщиной 3 мм с подклеенным снизу утеплителем. Во временных залах выставок - из клеенопластиковых конструкций.

Висячие покрытия перекрывают пролеты до 100 м. Основные элементы этих покрытий работают на растяжение и передают нагрузки от покрытия на анкеры. Они имеют криволинейные очертания и представляют собой гибкие или жесткие нити, мембраны или висячие фермы. По конструктивным особенностям различают висячие покрытия: однопоясные; двупоясные; гипары (гиперболические параболоиды) и вантовые.

В висячих покрытиях несущими элементами являются стальные тросы. Они натягиваются через какую-либо опорную конструкцию и укрепляются растяжками. Достоинства висячих конструкций - экономия металла и более эффективное использование несущих элементов по сравнению с балочными и рамными конструкциями, т.к. тросы работают на растяжение. Недостатки: у висячих покрытий низкая жесткость, поэтому кровельный настил часто деформируется; трудно обеспечить отвод атмосферной влаги.

Однопоясные покрытия применяются чаще других, т.к. они технологичны в изготовлении, просты в монтаже. Ими можно придавать сооружению самую разную форму. Однопоясные покрытия состоят из системы радиальных или перекрещивающихся растяжек, которые передают горизонтальные усилия на жесткие рамы, рамы-стойки или балки-затяжки замкнутого контура. На растяжки навешивают плиты, и под этой нагрузкой нити-растяжки растягиваются. В это время между плитами омоноличивают швы, стыки заваривают. За счет упругих деформаций нитей происходит обжатие плит, и конструкция начинает работать как монолитная оболочка. В цилиндрических покрытиях создают небольшую кривизну покрова в направлении, перпендикулярном осям нитей. Это делается для отвода дождевых вод. С параболических систем в форме перевернутого купола вода поступает к центру покрытия и ее отводят внутренним водостоком. Стояки устраивают по периметру зала, а горизонтальные разводящие трубопроводы прячут в подвесном потолке. Самый простой отвод воды - с шатровых покрытий.

В двупоясных покрытиях применяют два вогнутых пояса, соединенных напряженными нитями. Наиболее распространены циркульные в плане конструкции. Нити по периметру крепят к внешнему кольцу, а в центре - к внутреннему. В зависимости от высоты центрального кольца систему можно делать вогнутой или выпуклой. Выпуклая система позволяет поднять центральную часть покрытия и за счет этого отвести воду к наружным стенам, не прибегая к горизонтальной разводке водостоков, и применить складчатую систему покрытия.

Гипары (гиперболические параболоиды) - это седловидные висячие покрытия. Они формируются в решетчатые мембраны двумя видами нитей. Одни нити несущие, а вторые - напрягающие. По периметру нити заделывают в замкнутый контур. По нитям укладывают плиты или диски. Их омоноличивают, предварительно подгружая балластом или натягивая несущие тросы домкратами. После этого напрягающие нити получают наибольшее напряжение и стыки плит, перпендикулярные этим нитям раскрываются. Их заделывают раствором на расширяющемся цементе. В результате конструкцию превращают в жесткую оболочку. Гипарами перекрывают сооружения, имеющие циркульное очертание плана.

Вантовые покрытия состоят из растянутых элементов - вант; конструкций, работающих на сжатие, - стоек и изгиб - балок, ферм, плит и оболочек. Эти покрытия могут иметь не только пространственную конструктивную схему, но и плоскую. В них используют прямолинейные стержни - ванты. Поэтому вантовые конструкции жестче, кинематические перемещения их элементов меньше, чем у других висячих покрытий.

Оболочки - одинарной и двоякой кривизны. Одинарной кривизны - цилиндрические или конические поверхности. Двоякой кривизны - выполняется в виде купола, эллипсоида. По структуре оболочки бывают: гладкие, ребристые, волнистые, сетчатые, монолитные и сборные.

Применяются еще пневматические перекрытия для перекрытия пролетов до 30 м. Они используются для временных сооружений. Бывают трех видов: воздухоопорные оболочки; пневматические каркасы; пневматические линзы. Воздухоопорные оболочки - это баллоны из прорезиненных или синтетических тканей. Внутри них создается избыточное давление воздуха. Применяются для спортивных сооружений, выставок. Пневматические каркасы - это удлиненные баллоны в виде отдельных арок с избыточным давлением воздуха. Арки соединяются в непрерывный свод с шагом 3-4 м. Пневматические линзы - это большие подушки, надутые воздухом, которые подвешиваются к жестким каркасным конструкциям. Используются для устройства летних цирков, театров.

Атриум одного из американских отелей, принадлежащих «Gaylord Hotels

будущее проистекает из настоящего
и определяется той дорогой, которой мы сегодня отдаём своё предпочтение

Большепролетные светопрозрачные конструкции становятся неотъемлемой частью городской архитектуры ХХI века. Лучшие зодчие сегодня все чаще создают удивительные комплексы зданий, центром притяжения в которых, неким пространственным ядром, являются большие атриумные пространства – объемные, наполненные светом и комфортом, хорошо защищенные от негативных внешних воздействий и накрытые надежными светопрозрачными покрытиями.
Дальнейшее активное развитие таких сооружений, вероятно, способно в недалеком будущем не только максимально расширить комфортное и безопасное пространство среды обитания человека, но также позволит в перспективе изменить облик наших городов и улучшить их сегодняшнее состояние.

Зодчество эпохи глобализации

Во все времена своей истории люди стремились оградить и защитить себя от многочисленных неблагоприятных и опасных воздействий со стороны среды своего обитания. Жара и холод, дождь и ветер, хищные животные и дикие люди всегда составляли известную проблему для спокойной жизни человека. Поэтому издревле наши предки начали строить для себя укрытия, которые, создавая защищенную от внешних воздействий искусственную среду, привносили в их жизнь больше желанного комфорта и безопасности. А возникшая архитектура, как удивительный и превосходный инструмент этих созидательных действий человека, с самого своего зарождения и на всех этапах развития, старалась максимально использовать имеющиеся технические возможности и существующие эстетические воззрения в обществе для лучшего удовлетворения этих важных человеческих потребностей: и в комфорте, и в безопасности.

Сегодня наступила эпоха невиданного развития технологий, и в строительной сфере это сделало возможным реализацию практически любых, самых смелых архитектурных идей. В связи с этим, основными факторами, ограничивающими воплощение в жизнь всех значимых проектов современных архитекторов, сегодня чаще является уже не отсутствие технических возможностей для строительства большого и сложного объекта, но лишь некоторые наши субъективные представления о нем, такие как: недостаточная польза будущего сооружения, его малая востребованность и низкая рентабельность, либо слишком продолжительное время будущего строительства и высокая цена реализации. Одновременно, с начинающимся бумом внедрения во всем мире принципов «устойчивого развития» и «зеленого строительства», наличие фактора экоустойчивости зданий также приобретает для их строительства всё больший вес.

С открывшимися широкими техническими возможностями для развития архитектуры XXI века, современные зодчие в своей работе, думается, должны начинать в большей мере учитывать то существенное воздействие, которое оказывают их проекты на развитие городской среды. Очевидно, что современные мегаполисы, став заложниками прошлого пути своего развития, и продолжающегося подхода к их застройке, постепенно все больше превращаются в многофакторную проблему для спокойствия и безопасности своих жителей.

Вступив в эпоху глобализации, наш мир сильно изменился за последние годы, и сегодня уже вряд ли можно найти разумные оправдания для продолжающегося формирования скученного проживания людей в отдельных точках пространства. Наше общество начинает понимать губительность этого процесса, но городская архитектура, к сожалению, все еще продолжает идти по пути создания высотных проектов и уплотнения городской застройки, провоцируя тем самым ещё большую концентрацию населения в отдельных точках уже и так излишне перенаселённого пространства.

Вместе с тем, обладая современными технологиями и используя свое колоссальное воздействие на жизнь общества, архитектура ХХI века может не только максимально расширить комфортное и безопасное пространство среды обитания человека, но также способна и должна попытаться шаг за шагом кардинально изменить облик наших городов и улучшить их сегодняшнее состояние. Кроме того, Архитектура, как непревзойденная повелительница пространства, времени и воображения многих людей, обязательно будет всё активнее способствовать возникновению принципиально новых экогородов и экопоселений.

Город под куполом

Мечта о светопрозрачных покрытиях, защищающих улицы и городские кварталы от дождя и снега, зародилась у людей очень давно. Но только с приходом промышленной революции, принесшей широкие технические и финансовые возможности, реализация подобных проектов становится осуществима. Лишь за период второй половины ХIХ века, большие крытые стеклом пассажи-галереи с рядами дорогих магазинов и уютных кафе появились в большинстве главных городов Европы и Америки. А одной из самых первых заметных жемчужин, того периода развития больших остекленных атриумных пространств является знаменитая Галерея Виктора Эммануила II в Милане, открытая для посетителей ещё в 1877 году.

Рис.2. Галерея Виктора Эммануила II в Милане.

Так как прогресс остановить невозможно, то активно участвовать в нем, а не оставаться на задворках истории – задача всех великих стран. Именно поэтому, со второй половины ХХ века строительная наука в СССР, США и некоторых других странах уже серьезно работала над возможностью обеспечить защиту своих городов большими светопрозрачными куполами от: нежелательных явлений погоды, негативных особенностей местного климата, излишнего уровня солнечного излучения и других, неблагоприятных для человека воздействий внешней среды. За последние годы к списку факторов стимулирующих дальнейшие исследования в этом направлении, можно добавить: быстрые и непредсказуемые изменения климата на планете, угрожающее увеличение загрязнения окружающей среды, возрастающие угрозы экстремизма, а также желание людей снизить чрезвычайно высокую энергозатратность жизнедеятельности своих городов.

Сегодня создание большепролетных светопрозрачных защитных сооружений (далее БСЗС), в которых много естественного света и комфорта, активизировалось как никогда ранее. Появляются новые идеи и создаются разнообразные уникальные проекты - такие, например, как «Купол над Хьюстоном» - , а некоторые из этих удивительных проектов уже реализуются. Так, в Астане, при помощи английских инженеров и турецких строителей, построен 100-метровый (без учета высоты шпиля) светопрозрачный шатер, в котором разместился самый большой и презентабельный в Казахстане торгово-развлекательный центр.

Еще более удивительное и грандиозное сооружение создали в Германии - это центр водных развлечений «Тропические острова» , который имеет внутренний объем около 5,5 млн. куб. м и по праву является на сегодня самой большой по этому показателю светопрозрачной постройкой в мире.


Рис.3-5. Центр водных развлечений «Tropical Islands» в Германии

Важным этапом на пути развития объемных светопрозрачных сооружений явилось научное обоснование возможности их ощутимой эффективности - и в экономичности энергопотребления, и в значительном сокращении теплопотерь, при одновременном существенном расширении вновь создаваемого удобного и востребованного общественного пространства.

Заслуга в этом обосновании принадлежит английским и американским архитекторам и ученым, но, в первую очередь, можно выделить работы Терри Фаррелла и Рольфа Лебенса, которые на границе 70-80-х годов ХХ века создали концепцию «буферного мышления». Результатом этой концепции стало активное внедрение в мировую архитектурную практику "буферного эффекта" или "принципа двойного ограждения".

При исследовании вопроса, возможности создания эффективных больших атриумных пространств, были выделены согревающий, охлаждающий и трансформируемый типы атриумов. С той поры прошло лишь немногим более 30 лет, но даже за этот небольшой период времени современные атриумные пространства завоевали весь цивилизованный архитектурный мир (фото американских атриумов, приведённые в этой статье – малая толика имеющегося множества и многообразия построенных за эти годы атриумных пространств). К сожалению, современная Россия, в этом смысле, пока не имеет больших достижений.

Соглашаясь с имеющимися доводами специалистов, по целесообразности применения в современной архитектуре больших атриумных пространств, и не пытаясь оспаривать их выводы, автор статьи далее предлагает рассмотреть возможность того, как, с помощью многопоясных тросовых конструкций, создавать (перекрывать) такие пространства дешевле и надёжнее, а также особо не ограничиваться размерами атриумов, внедрив новую технологию перекрытия больших пролетов. Думается, что в условиях России, даже лишь создание самого простого второго ограждения (буферного пространства) вокруг городских кварталов позволит благоразумно использовать те многочисленные теплопотери накрываемых зданий, которые не будут безвозвратно растворятся в окружающем пространстве, а обеспечат обогрев образовавшихся атриумных пространств. Только за счет качественного светопрозрачного защитного покрытия, температура в таких атриумных пространствах в зимний период может быть на 10-15 градусов выше уличной.

В летний период, кроме разумного регулируемого частичного затенения внутреннего пространства, от излишнего солнечного излучения и перегрева, можно предусмотреть раскрытие вентиляционных проемов в светопрозрачном покрытии, а так же осуществлять другие - известные и эффективные методы создания комфортного микроклимата внутри всего светопрозрачного комплекса. Очевидно, что создание комфортного и стабильного микроклимата в одном большом замкнутом пространстве будет осуществить намного проще и дешевле, чем обеспечить такие же комфортные условия одновременно в тысячах небольших помещений.
Сама природа объемных светопрозрачных сооружений располагает к тому, чтобы мы отбросили некоторые стереотипы своего мышления, на решение подобных задач, и взглянули заново на возможность создания комфортной среды в новых условиях больших объемных пространств. При этом уже есть новые эффективные технические решения, использующие важные преимущества больших пространств и позволяющие обеспечить стабильные комфортные условия для всего внутреннего пространства БСЗС при значительно меньших энергетических затратах.

Между тем, возможности применения многопоясных тросовых покрытий, видятся, шире. Так процесс строительства экогородов, который пока еще только зарождается и робко заявляет о себе, так же нельзя представить без большепролетных светопрозрачных сооружений. Хочется думать, что ХХI век, оценив новую большепролетную светопрозрачную архитектуру, будет активно её развивать и совершенствовать, а также постарается с её помощью быстрее совершить прорыв в градостроительстве, заменив унылые, энергонеэффективные и небезопасные каменные джунгли современных мегаполисов на удобные, комфортные и экологичные города.

Рис. 6-11 Masdar City (иллюстрации Foster + Partners).

Самым амбициозным и помпезным проектом экогорода сегодня можно назвать Masdar City . Вероятно, это первая по-настоящему серьезная попытка комплексного подхода к организации города будущего - обеспечиваемого энергией из возобновляемых источников (солнце, ветер и др) и имеющего устойчивую экологическую среду с минимальными выбросами углекислого газа в атмосферу, а также системой полной переработки отходов городской деятельности.
К сожалению, место для строительства Masdar City, выбрано не самое удачное и будущим жителям и эксплуатирующим организациям еще придется ощутить на себе некоторые неудобства месторасположения этого уголка пустыни. Так очевидно, что заложенные в проект города технические решения не смогут в полной мере справиться с 50-ти градусной летней жарой (исключение составят замкнутые пространства, в том числе все атриумы). Периоды дождей в декабре-январе, а позже сезон сильных туманов также не смогут быть комфортны для жителей нового города. А если мы вспомним о довольно частых зимне-весенних песчаных бурях в той части пустыни, то поймем, что без большепролетных светопрозрачных покрытий, накрывающих и защищающих городские кварталы от этих местных природных явлений, городским жителям периодически придется испытывать определенные неудобства.
Предлагаемая ниже концепция строительства большепролетных светопрозрачных сооружений хорошо вписывается в проекты подобные Masdar City и, думается, что вполне способна помочь таким проектам сэкономить средства как на строительстве, так и на эксплуатации современных городов. А также сделать эти города защищеннее и комфортнее.

Рис.6-11. Таким можно видеть будущий Masdar City на красочных рекламных проспектах и журнальных иллюстрациях (иллюстрации Foster + Partners).


В 2012 году российскими инженерами была разработана технически доступная сегодня и эффективная в реализации концепция перекрытия больших пролетов, позволяющая обеспечить строительство разнообразных большепролетных зданий и сооружений . Идея заключается в создании над комплексом зданий многопоясного тросового покрытия, которое, перекрывая большие пролеты между опорными зданиями, сможет нести любую расчетную нагрузку и создаст для всего комплекса единое прочное и надёжное светопрозрачное покрытие. Покрытие обеспечит возможность поддержания в замкнутом внутреннем пространстве такого объекта постоянных и комфортных для человека параметров: температуры, влажности, подвижности и чистоты воздуха, освещенности, безопасности и др.
В основу идеи многопоясных тросовых систем заложены известные принципы висячих конструкций, которые уже более полувека широко применяются в мире для строительства большепролетных зданий и сооружений. Но более широкого распространения в большепролетном строительстве висячие конструкции не получили из-за некоторых своих недостатков. Так большепролетные здания с висячими конструкциями покрытий, как правило, не могут обеспечить уклон кровли наружу здания, что создаёт дополнительные трудности с отводом атмосферных осадков с покрытия. Кроме этого, создавая очень значительные горизонтальные нагрузки в высоких опорах, вантовые конструкции вынуждают строителей решать эту проблему дополнительными финансовыми вложениями в мощные контрфорсы для этих нагрузок. Но самым основным недостатком висячих конструкций является их большая деформативность под действием местных нагрузок.

Многопоясным тросовым системам удалось преодолеть перечисленные недостатки большепролетных вантовых покрытий и даже создать возможность для успешного перекрытия гораздо больших пролетов, что сегодня может дать новый импульс в развитие большепролетного строительства.

Известно, что перекрытие больших пролетов во все времена развития нашей цивилизации интересовало и привлекало внимание не только архитекторов и строителей, но и обычных людей. Создание величественных сооружений с большепролетными пространствами всегда являлось показателем передового развития инженерного искусства, а также технического и финансового могущества стран, способных построить такие сооружения.


Что такое многопоясное тросовое покрытие и как оно работает?

Чтобы понять, как работает многопоясное тросовое покрытие надо представить конструкцию любого известного большепролётного покрытия, которым перекрыли пролёт между двумя опорными зданиями. (например, пространственную перекрёстно-стержневую плиту). Если пролёт достаточно большой, то это покрытие под собственным весом неизбежно прогнётся, а при воздействии на него дополнительных внешних нагрузок (от снега, ветра и др) может разрушиться. Но, чтобы этого не произошло и большепролётное покрытие не обрушилось, мы натягиваем под ним высокопрочные стальные тросы в несколько рядов (поясов), от одного опорного здания до другого, выполняем их натяжение и устанавливаем (через определённые расстояния по длине тросов) между поясами образовавшейся тросовой системы, распорные стойки, а между соседними тросами во всех поясах тросовой системы – распорки и/или растяжки. Многопоясность помогает добиться того, что на любой длине пролета тросовая система является двояковыпуклой и подпирает собой снизу рассматриваемое прогнувшееся покрытие.

При этом, в покрытии, за счёт натяжения тросов и работы распорных стоек, не только исчезнет образовавшийся прогиб, но и возникнет прогиб с обратным знаком – вверх. Это позволяет покрытию не только не разрушится под воздействием на него предельных нагрузок, но, напротив, будет способствовать возможности восприятия им значительных дополнительных нагрузок, в соответствие тем расчётными характеристиками тросовой системы, которые ей будут заданы проектом.
Специалистам понятно, что система преднапряжённых тросовых конструкций, несущих жёсткое, прочное и устойчивое покрытие, невозможна без мощных опорных элементов (воспринимающих горизонтальные составляющие от распора тросовой системы), а также стабилизирующей системы, воспринимающей все временные нагрузки на покрытие, в том числе отрицательное давление ветра. Поэтому предлагаемая концепция строительства БСЗС учитывает все необходимые для этих сооружений условия.
Так, чтобы придать многопоясному тросовому покрытию неизменяемость под действием временных нагрузок, дополнительно предусмотрено, с помощью оттяжек, догрузить покрытие на расчетную величину. При этом, оттяжки покрытия крепятся к фундаментам опорных зданий, что позволяет избежать увеличения нагрузки на эти фундаменты от дополнительного веса большепролетного покрытия, вызванного натяжением оттяжек.

В результате совместной работы многопоясной тросовой системы и расположенного на ней остекленного рамного покрытия образовалось единое, легкое и надёжное большепролётное светопрозрачное тросовое покрытие, которое уже сегодня способно перекрывать пролёты в 200-350 и более метров.
Понятно, что кровельное покрытие, основой для которого являются большепролетные многопоясные тросовые системы, по желанию, можно выполнить из любого гидро-теплоизоляционного материала,в том числе и светопрозрачного. Например, в условиях низких температур окружающего воздуха, лучшим на сегодня светопрозрачным материалом являются многокамерные стектопакеты.

Преимущества многопоясных тросовых систем перед известными сегодня техническими решениями, применяющимися при перекрытии больших пролетов, очевидны. Это очень значительная прочность и надежность таких систем, превосходная несущая способность, легкость конструкций, возможность перекрывать существенно бОльшие пролеты, лучшая светопропускная способность покрытия, в несколько раз меньшая металлоемкость конструкций и, как следствие, относительно невысокая стоимость всего покрытия.

Применение многопоясных тросовых систем.

Надо отметить, что технология перекрытия больших и сверхбольших пролетов с помощью многопоясных тросовых систем позволит строить самые разнообразные по объему, форме и назначению сооружения. Это могут быть: самые большие по размерам ангары и производственные цеха, крытые легкоатлетические и футбольные стадионы, большепролетные общественные пространства, развлекательные и торговые центры, жилые кварталы под светопрозрачной оболочкой, большие стеклянные пирамиды и купола (в которых можно размещать самые разнообразные многофункциональные комплексы объектов недвижимости или корпоративные центры). Многопоясные тросовые системы также могут пригодиться в строительстве большепролетных висячих мостов нового дизайна, особенно в тех местах, где строительство других типов мостов невозможно, либо слишком дорого .


Рис.12. Светопрозрачное сооружение в виде ПИРАМИДЫ высотой 200м.

Представляется, что строительство большепролетных светопрозрачных комплексов должно развиваться как квартальная застройка. А одним из самых эффектных и оптимальным первоначальным вариантом для такой функциональной застройки может послужить, например, форма светопрозрачного квартала в виде правильной четырёхугольной ПИРАМИДЫ (рис. 11) со следующими параметрами:

  • высота пирамиды – 200 м;
  • размеры основания - 300х300 м;
  • площадь основания (территория, защищаемая светопрозрачными покрытиями) – 9,0 Га;
  • площадь ограждающих конструкций - 150 000 м 2 ;
  • геометрический объём пирамиды (П200) - 6,0 миллионов кубических метров.

В таком застекленном квартале, чтобы не перенаселять внутреннее пространство комплекса, разумно иметь лишь 320-450 тыс.кв.м полезных площадей (надземных), занятых под коммерческую и/или жилую недвижимость и расположенных, в основном, в опорных зданиях этого светопрозрачного комплекса. Остальной объем сооружения (более 4,0 млн.куб.м) – это многофункциональные атриумы.

Для сравнения, при увеличении высоты такой пирамиды П200 (геометрически идеальная пирамида имеет соотношения 3:4:5) всего на 50 метров, параметры П250 составят: основание – 375х375 м; Sосн = 14,1 га, Sостекл = 235,0 тыс.кв.м. Произойдёт почти двукратное увеличение внутреннего объёма светопрозрачного сооружения, который в этом случае будет равен - 11,7 млн. куб м., а количество площадей занятых под коммерческую недвижимость может возрасти до 0,8 - 1,0 млн. квадратных метров. При этом, что является особенно привлекательным, площадь ограждающих конструкций пирамиды П250 будет почти вдвое! меньше суммарной площади ограждающих конструкций внутренних опорных зданий. Для специалистов должна быть понятна важность этого соотношения.
При дальнейшем увеличении внутреннего объема БСЗС и придания ему куполообразной формы, уменьшение коэффициента соотношения площади ограждающих конструкций светопрозрачного комплекса, к сумме всех полезных площадей внутренних помещений (как и к сумме площадей ограждающих конструкций внутренних зданий), будет изменяться в очень приятной глазу прогрессии, т.е. процесс такого строительства будет становиться экономически всё более привлекательным!

Спортивные центры со светопрозрачным покрытием.
Другим перспективным направлением применения многопоясных тросовых светопрозрачных покрытий, сегодня видится строительство крытых футбольных стадионов и других большепролетных спортивных сооружений. С каждым годом спрос на крытые спортивные стадионы в мире возрастает (например, уже не только европейцы и североамериканцы строят для себя большие крытые стадионы, но и менее богатые страны, такие как Аргентина и Казахстан недавно построили такие сооружения, а Филиппины сегодня возводят, как уверяют, самый большой крытый стадион в мире). В преддверии подготовки к футбольному чемпионату 2018 года востребованность подобных объектов может наметиться и в России.

Уникальность и высокая стоимость ныне существующих большепролётных спортивных сооружений (с пролетом 120-150 м и более) состоит том, что каждое такое сооружение выполняется на максимуме возможностей строительной индустрии места своего строительства, сопряжено с многочисленными сложными и точными расчётами несущих конструкций, повышенной ответственностью и значительной материалоёмкостью реализуемых решений. Недостатки перекрытий всех этих большепролетных сооружений одни и те же: они сложны, громоздки, металлоёмки, и поэтому нерациональны и чрезвычайно дороги. Кроме этого, из-за мощных несущих металлоконструкций покрытия, инсоляция всех крытых стадионов сегодня чрезвычайно низка, что сильно затрудняет поддержание натурального травяного покрытия современных спортивных арен в надлежащем состоянии.

Рис.13.Футбольный стадион в Польше. На ЕВРО-2012.
Рис.14. Стадион Уэмбли – самый знаменитый стадион Англии

Думается, что применение светопрозрачных многопоясных тросовых покрытий должно кардинально изменить такое неблагоприятное положение дел при строительстве большепролётных спортивных объектов (на эскизах Рис.15-19 показан один из возможных вариантов для строительства относительно недорогого крытого многофункционального спорткомплекса).




Рис. 15-18 эскизные решения большого крытого стадиона.
.
1 и 2 – здания, служашие опорными конструкциями для светопрозрачного покрытия;
4 – многопоясные тросовые системы;
10 – оттяжки-пригрузы;
11 – 3-х поясное тросовое светопрозрачное покрытие;
18 и 19 – зрительские трибуны;
21 – самонесущие светопрозрачные конструкции


Рис. 19. Разрез 3-х поясного тросового светопрозрачного покрытия (см. обознач 4 и 11, на рис. 17)

5 - высокопрочный металический трос;
6 - пояс тросового покрытия;
7 - распорная стойка;
8 - горизонтальная распорка-растяжка:
12 - светопрозрачное элементы покрытия;
13 - рамная конструкция светопрозрачного покрытия.

Многопоясные тросовые системы (4) (перекрывающие пролет между опорами (1 и 2) наклонены наружу сооружения за счет разницы высот опорных зданий и являются основанием для размещения поверх них раздвижного светопрозрачного покрытия (11), выполненного из рамных конструкций (13) и светопрозрачных элементов (12) .
Многопоясность тросовой системы, оттяжки (10) и др специальные технические решения обеспечат тросовому покрытию необходимую жесткость и устойчивость к восприятию всех расчётных нагрузок.
Между опорными зданиями (1 и 2), по контуру наружных стен стадиона, предусмотрены самонесущие светопрозрачные конструкции (21), которые делают контур наружных стен замкнутым.
Применение многопоясных тросовых покрытий, сможет обеспечить всем новым стадионам самую простую, надежную и относительно недорогую конструкцию светопрозрачного покрытия, одновременно, обеспечивающую лучшую инсоляцию арены, чем на всех построенных до сего дня крытых стадионах.

Возведение большепролетных многопоясных тросовых светопрозразных покрытий сегодня не является сверхсложной задачей, так как в строительной практике существует многолетний опыт применения большепролетных вантовых покрытий, которые, в основном, используют теже самые технические решения, материалы, изделия и оборудование, и тех же самых технических специалистов.

Большой и красивый, крытый и комфортный современный спортивный центр необходим каждому развивающемуся городу не только для проведения в достойных условиях спортивных соревнований в течение всего года, но и для широкого вовлечения городского населения в активные занятия спортом и своим личным здоровьем. Для этого многофункциональный спортивный комплекс может включать в себя не только высококлассное футбольное поле, многочисленные спортивные залы, бассейны и фитнес-центры, но любой на выбор перечень объектов для оздоровительных и учебно-тренировочных занятий различными видами спорта, а высотная часть спорткомплекса, при желании, может принять, близкие профилю объекта, гостиничные и офисные центры.

С помощью лучших специализированных строительных компаний (например, французской «Freyssinet International & Cie» или японской «TOKYO ROPE MFG.CO, LTD.» , которые являются мировыми лидерами в проектировании и изготовлении вантовых конструкций) можно уже сегодня начинать строить предложенные большепролетные светопрозрачные объекты.


Рис.20.Защитное сооружение куполообразной формы со светопрозрачным покрытием.


Перспективы архитектуры большепролетных светопрозрачных комплексов.

Огромные атриумные пространства БСЗС могут объединять множество задач. Например, в атриумах с объемами в миллионы кубических метров смогут разместиться и самый большой роскошный аквапарк, и полноценный спортивный стадион, и многое другое одновременно. Но, думается, что в перспективе, большинство БСЗС предпочтет возможность размещения в своих атриумных пространствах обширных и уютных ландшафтных садов со спортивными и детскими площадками, фонтанами и водопадами, вольерами с экзотическими животными и живописными прудами, открытыми бассейнами и кафе на лужайках. Ведь каждый такой вечнозеленый цветущий сад даст возможность жителям и гостям БСЗС ежедневно общаться с живой природой - и в самые жаркие летние месяцы, и долгие дождливые дни осени, и в снежные холодные месяцы зимы.

Борцам за сохранение природы должен понравиться тот факт, что при строительстве БСЗС активизируется процесс проникновения живой природы внутрь огромных рукотворных светопрозрачных сооружений. Занимая в БСЗС специально подготовленные для нее пространства и образовывая в них (при активной помощи человека) устойчивые экосистемы, природа сможет качественно наполнить собой архитектурные объекты будущего, делая их функциональнее и привлекательнее для людей. При этом, в организованных людьми атриумных пространствах, лучших БСЗС, несомненно, произойдет мутуализм (взаимовыгодное сожительство) природы и человека.


Рис.21-22. Атриумы американских отелей, принадлежащие знаменитой «Gaylord Hotels.

Положительные результаты, которые будут получены при строительстве БСЗС, полностью отвечают запросам современного градостроительства. Это экономическая и экологическая привлекательность сооружений; интенсивное развитие искусственной среды обитания человека, тесно связанное с природным окружением и обеспечением высокого качества жизни людей; образование нового типа экогородов и улучшение экологической обстановки в существующих мегаполисах; появление новых востребованных направлений для развития технического прогресса и существенная экономия природных ресурсов.

БСЗС по многим критериям наилучшим образом соответствуют принципам «Зеленого строительства» (GreenBuildings), и будут способствовать не только улучшению качества строительных объектов, но и сохранению окружающей среды.

Строительство БСЗС поможет решить следующие важные задачи «устойчивого развития» и требований «зеленых» стандартов LEED, BREEAM, DGWB:
- снижение уровня потребления энергетических и материальных ресурсов зданиями;
- снижение неблагоприятного воздействия на природные экосистемы;
- обеспечение гарантированного уровня комфорта среды обитания человека;
- создание новых энергоэффективных и энергосберегающих продуктов, новых рабочих мест в производственном и эксплуатационном секторах;
- формирование общественной потребности в новых знаниях и технологиях в сфере возобновляемой энергетики.

Атриумы светопрозрачных сооружений обязательно вернут нашим дворам их былую актуальность и востребованность, как вновь созданное очаровательное во многих отношениях общественное пространство, освобожденное от автомобилей и наполненное солнечным светом, уютом, комфортом.

Конструктивные особенности БСЗС и разумное их использование, в перспективе позволят так оптимизировать строительство таких сооружений, что построить комплекс зданий накрытых светопрозрачным куполом окажется значительно дешевле, чем строительство в идентичных условиях такого же комплекса зданий, но без защитного купола.
Так, очевидно, что стоимость светопрозрачного покрытия и эксплуатационные расходы (при правильном и целенаправленном движении в этом направлении) будут уменьшаться при увеличении объёма сооружения (не в абсолютном измерении, но относительно расходов на 1 кв метр полезной площади). Этот естественный вывод подтверждают: и обычная логика, и здравый смысл, и математика.
А снижение в несколько раз площади ограждающий конструкций БСЗС, относительно суммы площадей ограждающих конструкций внутренних зданий, неминуемо приведёт к снижению расхода потребляемой энергии на отопление комплекса БСЗС и на его кондиционирование, относительно такого же объема обычных зданий, не защищённых светопрозрачной оболочкой.
При этом, все внутренние здания БСЗС будут иметь упрощенную отделку внешних стен (без дорогостоящих покрытий и отсутствия утеплителей), а оконные проемы - будет необязательно остеклять стеклопакетами, что неизбежно отразится и на стоимости фундаментов. Основные системы отопления и кондиционирования внутренних зданий могут быть вынесены в атриумные пространства, что сделает внутренние жилые и офисные помещения более простыми, эффективными и т.д.

Новые экогорода в будущем, думается, вполне могут состоять, в основном, из расположенных вблизи друг к другу и максимально автономных БСЗС. Такие светопрозрачные сооружения будут построены среди живой природы и вписаны в естественный ландшафт, а также связаны между собой и с другими городами самыми современными высокоскоростными транспортными коммуникациями. Вероятно, это приведет не только к полному отказу многими жителями экогородов будущего от личных транспортных средств, из-за их ненадобности, но так же сможет навсегда устранить места опасного пересечения потоков людей с потоками автомобилей.

Но самый главный результат строительства экоустойчивых большепролетных светопрозрачных сооружений - расширение и улучшение комфортной среды обитания человека, без негативных последствий для природы.

Санкт-Петербург
09.06.2013 г

Примечания :
. Купол над Хьюстоном" - http://youtu.be/vJxJWSmRHyE ;
. Самый большой шатёр в мире
- http://yo www.youtube.com/watchutu.be/W3PfL2WY5LM ;
. "Tropical Islands" - www.youtube.com/watch ;
. Masdar City - www.youtube.com/watch;
. Большепролетный висячий мост -
.

Список используемой литературы :
1. Marcus Vitruvius Pollio, de Architectura - труд Витрувия в английском переводе Гвилта (1826);
2. Л Г. Дмитриев, А. В. Касилов. «Вантовые покрытия». Киев. 1974 г;
3. Зверев А.Н. Большепролетные конструкции покрытий общественных и промышленных зданий. СПб ГАСУ - 1998 г;
4. Кирсанов Н.М. Висячие и вантовые конструкции. Стройиздат - 1981 г;
5. Смирнов В.А. Висячие мосты больших пролетов. Высшая школа.1970 г;
6. Евразийский патент № 016435 - Защитное сооружение с большепролётным светопрозрачным покрытием - 2012 г;
7.


Рис.23-28. Атриумы американской сети высококлассных отелей «Gaylord Hotels".

  • Размеры по вертикали
  • Размеры по горизонтали
  • Особенности компоновки многопролетных рам.
  • Вопрос 49. Связь между колоннами. Связи по покрытию. Фахверк и конструкции заполнения проемов. Постоянные нагрузки. Временные нагрузки. Учет пространственной работы каркаса. Связи между колоннами.
  • Связи по покрытию.
  • Фахверк. .Система конструктивных элементов, служащих для поддержания стенового ограждения и восприятия ветровой нагрузкиназывается фахверком.
  • Особые решения конструктивных схем каркасов
  • Вопрос 50. Особенности расчета поперечных рам. Нагрузки, действующие на раму. Постоянные нагрузки. Временные нагрузки. Учет пространственной работы каркаса. Особенности расчета поперечных рам.
  • Вопрос 51. Конструкция производственного здания. Покрытие по прогонам. Беспрогонные покрытия. Прогоны сплошного сечения. Решетчатые прогоны. Конструкции покрытия.
  • Покрытия с прогоном.
  • Беспрогонное покрытие.
  • Вопрос 51. Конструкция производственного здания. Покрытие по прогонам. Беспрогонные покрытия. Прогоны сплошного сечения. Решетчатые прогоны.
  • Покрытия по прогонам
  • Беспрогонные покрытия
  • Прогоны сплошного сечения
  • Решетчатые прогоны
  • Вопрос 52. Колонны каркасов производственных зданий. Типы колонн. Из каких элеметов состоят колонны. Колонны каркаса. Типы колонн.
  • Вопрос 53. Расчет и конструирование стержня сплошной колонны. Расчет и конструирование стержня сквозной колонны. Расчет и конструирование стержня колонны.
  • Сплошная колонна.
  • 1.Определяют расчетную длину колонны в плоскости рамы для верхней и нижней частей отдельно:
  • 2.Подбор сечения верхней части колонны.
  • Требуемая площадь сечения колонны определяется по формуле
  • 3.Компоновка сечения
  • 4.Определяют геометрические характеристики принятого сечения: a; IX; Iy; Wx; IX; iy.
  • 5.Проверяют устойчивость верхней части колонны в плоскости действия момента
  • 6.Проверяют устойчивость верхней части колонны из плоскости действия момента
  • 7.Проверяют местную устойчивость поясов и стенки.
  • 8.Подбор сечения нижней (подкрановой) части колонны.
  • 9.Требуемая площадь сечения
  • 10.Соединение верхней части колонны с нижней (траверса).
  • 11.База колонны.
  • Сквозная колонна.
  • Особенности расчета сквозной колонны
  • 1.Определение расчетных длин колонн
  • 2.Подбор сечения верхней части колонны.
  • 3.Подбор сечения нижней части колонны.
  • 4.Расчет решетки подкрановой части колонны.
  • 5.Расчет узла сопряжения верхней и нижней частей колонны (траверсы).
  • 6.Расчет базы колонны.
  • Нагрузки на подкрановые конструкции.
  • Вопрос 55. Сплошные подкрановые балки. Конструктивные решения. Основы расчета подкрановых балок. Сплошные подкрановые балки.
  • Расчет подкрановых балок
  • Вопрос 56. Решетчатые подкрановые балки (фермы). Основы расчета и конструирования. Подкраново-подстропильные фермы. Основы расчета и конструирования.
  • Вопрос 57. Опорные узлы подкрановых балок. Крановые рельсы, их крепление к подкрановым балкам. Упоры для кранов.
  • Вопрос 59. Конструктивные решения большепролетных систем. Нагрузки, действующие на большепролетные конструкции. Компоновка каркасов большепролетных покрытий
  • Вопрос 62. Арочные большепролетные конструкции. Их достоинства и недостатки. Нагрузки, действующие на арочные конструкции. Основы расчета и конструирования арочных конструкций. Арочные конструкции
  • Вопрос 59. Конструктивные решения большепролетных систем. Нагрузки, действующие на большепролетные конструкции. Компоновка каркасов большепролетных покрытий

    Каркасы большепролетных покрытий с балочными и рамными несущими системами имеют компоновочную схему, близкую к каркасам производственных зданий. При больших пролетах и отсутствии подкрановых балок целесообразно увеличивать расстояния между основными несущими конструкциями до 12-18 м. Системы вертикальных и горизонтальных связей имеют те же назначения, что и в производственных зданиях и компонуются аналогично.

    Компоновка рамных покрытий бывает поперечная , когда несущие рамы ставят поперек здания, и продольная , характерная для ангаров. При продольной компоновке основная несущая рама ставится в направлении большего размера плана здания и на нее опираются поперечные фермы.

    Верхние и нижние пояса несущих рам и поперечных ферм развязываются крестовыми связями, обеспечивающими их устойчивость.

    В арочных системах шаг арок принимается 12 м. и более; по аркам укладываются главные прогоны, на которые опираются поперечные ребра, поддерживающие кровельный настил.

    При больших пролетах и высотах основных несущих систем (рам, арок) применяются пространственно устойчивые блочные конструкции путем спаривания соседних плоских рам или арок (рис.8), а также применением трехгранных сечений арок. Арки соединяются в ключе продольными связями, значение которых для жесткости сооружения особенно велико при большой стреле подъема арок, когда повышается их общая деформативность.

    Поперечные связи, расположенные между крайней парой арок, рассчитывают на давление ветра, передаваемого с торцовой стены арочного покрытия.

    ВОПРОС 60. Балочные большепролетные конструкции. Их достоинства и недостатки. Конструктивные решения. Нагрузки, действующие на балочные конструкции. Основы расчета и конструирования балочных конструкций.

    Балочные конструкции

    Балочные большепролетные конструкции применяют в случаях, когда опоры не могут воспринять распорных усилий.

    Балочные системы при больших пролетах тяжелее рамных или арочных, но проще в изготовлении и монтаже.

    Балочные системы применяют преимущественно в общественных зданиях – театрах, концертных залах, спортивных сооружениях.

    Основными несущими элементами балочных систем применяемых при пролетах 50-70 м и более являются фермы; сплошные балки при больших пролетах невыгодны по затрате металла.

    Основными достоинствами балочных конструкций является четкость работы, отсутствие распорных усилий и нечувствительность к осадкам опор. Главный недостаток – сравнительно большой расход стали и большая высота, вызванные большими пролетными моментами и требованиями жесткости.

    Рис. 1, 2, 3

    Из этих условий балочные большепролетные конструкции применяют обычно при пролетах до 90м. Несущие фермы больших пролетов могут иметь различное очертание поясов и системы решеток (рис. 1, 2, 3).

    Сечения стержней большепролетных ферм с усилиями в стержнях свыше 4000-5000 кН обычно принимают составными из сварных двутавров или прокатных профилей.

    Большая высота ферм не позволяет перевозить их по железной дороге в виде собранных отправочных элементов, поэтому они поступают на монтаж россыпью и укрупняются на месте.

    Элементы соединяют сваркой или высокопрочными болтами. Применять болты повышенной точности и заклепки не следует из-за большой трудоемкости.

    Рассчитывают большепролетные фермы и подбирают их сечения аналогично легким фермам промышленных зданий.

    Вследствие больших опорных реакций возникает необходимость передачи их строго по оси узла фермы, в противном случае могут возникнуть значительные дополнительные напряжения.

    Четкая передача опорной реакции может быть достигнута посредством тангенциальной (рис.4) или специальной балансирной опоры (рис. 5).

    При пролетах 60-90м становится существенным взаимное смещение опор из-за прогиба фермы и ее температурных деформаций. В этом случае одна из опор может быть катковой (рис.6), допускающей свободные горизонтальные перемещения.

    Если фермы устанавливаются на высокие гибкие колонны, то даже при пролетах до 90м обе опоры могут быть неподвижными из-за податливости верхних частей колонн.

    Большепролетные балочные системы могут состоять из трехгранных ферм с предварительным напряжением, удобных в изготовлении, транспортировке и монтаже (рис.7).

    Включение в совместную работу на сжатие ж/б плиты, уложенной по верхним поясам фермы, использование трубчатых стержней и предварительного напряжения делают такие фермы экономичными по затрате металла.

    Рациональной системой для пролетов 40-60 м является объемно-блочная предварительно напряженная конструкция, в которой несущая конструкция совмещена с ограждающей (рис. 8).

    Конструкция состоит из объемных блоков, включающих две вертикальные фермы высотой 2,5 м, расставленные на расстоянии 3 м и соединенные по верхним и нижним поясам стальными листами δ=16 мм. Балка собирается из отдельных блоков длиной 10-12 м.

    Стальные листы включаются в расчетные сечения верхнего и нижнего поясов ферм.

    Чтобы тонкий лист мог работать на сжатие, в нем создается предварительное растягивающее напряжение по величине большей сжимающего напряжения от нагрузки.

    ВОПРОС 61. Рамные большепролетные конструкции. Их достоинства и недостатки. Конструктивные решения. Нагрузки, действующие на рамные конструкции. Основы расчета и конструирования рамных конструкций.

    Рамные конструкции

    Рамы, перекрывающие большие пролеты, могут быть двухшарнирные и бесшарнирные .

    Бесшарнирные рамы более жестки, экономичнее по расходу металла и удобнее в монтаже; однако они требуют более массивные фундаменты с плотными основаниями для них и более чувствительны к температурным воздействиям и неравномерным осадкам опор.

    Рамные конструкции по сравнению с балочными более экономичны по затрате металла и более жестки, благодаря чему высота ригеля рамы имеет меньшую высоту, чем высота балочных ферм.

    Рамные конструкции применяются для пролетов до 150м. При дальнейшем увеличении пролетов они становятся неэкономичными.

    В большепролетных покрытиях применяются как сплошные, так и сквозные рамы.

    Сплошные рамы применяются редко при небольших пролетах (50-60 м), их преимущества: меньшая трудоемкость, транспортабельность и возможность уменьшения высоты помещения.

    Наиболее часто применяются рамы с шарнирным опиранием. Высоту ригеля рам рекомендуется принимать равной: при сквозных фермах 1/12-1/18 пролета, при сплошных ригелях 1/20 – 1/30 пролета.

    Рамы рассчитывают методами строительной механики. В целях упрощения расчета легкие сквозные рамы можно приводить к эквивалентным им сплошным рамам.

    Тяжелые сквозные рамы (типа тяжелых ферм) должны рассчитываться как решетчатые системы с учетом деформации всех стержней решетки.

    При больших пролетах (более 50 м) и невысоких жестких стойках необходимо производить расчет рам на температурные воздействия.

    Ригели и стойки сплошных рам имеют сплошные двутавровые сечения; их несущая способность проверяется по формулам для внецентренно сжатых стержней.

    В целях упрощения расчета решетчатых рам их распор допускается определять как для сплошной рамы.

      приближенным расчетом устанавливают предварительные сечения поясов рамы;

      определяют моменты инерции сечений ригеля и стоек по приближенным формулам;

      рассчитывают раму методами строительной механики; расчетную схему рамы следует принимать по геометрическим осям;

      определив опорные реакции, находят расчетные усилия во всех стержнях, по которым окончательно подбирают их сечения.

    Типы сечений, конструкция узлов и соединения рамных ферм такие же, как и для тяжелых ферм балочных конструкций.

    Уменьшение изгибающего момента в ригеле рамы можно получить путем передачи веса стены или покрытия пристроек, примыкающих к главному пролету, на внешний узел стойки рамы.

    Другим искусственным приемом разгрузки ригеля является смещение в двухшарнирной раме опорных шарниров с оси стойки внутрь. В этом случае вертикальные опорные реакции создают дополнительные моменты, разгружающие ригель.

    Общие положения

    Большепролетными считаются здания, у которых расстояние между опорами (несущих конструкций) покрытий составляет более 40 м.

    К таким зданиям относятся:

    − цехи заводов тяжелого машиностроения;

    − сборочные цехи судостроительных, машиностроительных заводов, ангары и т.п.;

    − театры, выставочные залы, крытые стадионы, вокзалы, крытые стоянки автотранспорта и гаражи.

    1. Особенности большепролетных зданий:

    а) большие размеры зданий в плане, превосходящие радиус действия монтажных кранов;

    б) специальные способы монтажа элементов покрытия;

    в) наличие в отдельных случаях под покрытием больших частей и конструкций здания, этажерок, трибун крытых стадионов, фундаментов под оборудование, громоздкого оборудования и т.п.

    2. Методы возведения большепролетных зданий

    Применяются следующие методы:

    а) открытый;

    б) закрытый;

    в) комбинированный.

    2.1. Открытый метод заключается в том, что сначала возводят все конструкции здания, находящиеся под покрытием, т.е.:

    − этажерки (одно – или многоярусное сооружение под покрытием промзданий для технологического оборудования, контор и т.п.);

    − конструкции для размещения зрителей (в театрах, цирках, крытых стадионах и т.п.);

    − фундаменты под оборудование;

    − иногда громоздкое технологическое оборудование.

    Затем устраивают покрытие.

    2.2. Закрытый метод состоит в том, что сначала устраняют покрытие, а потом возводят все конструкции, находящиеся под ним (рис. 18).

    Рис. 18. Схема возведения спортзала (поперечный разрез):

    1 – вертикальные несущие элементы; 2 – мембранное покрытие; 3 – встроенные помещения с трибунами; 4 – передвижной стреловой кран

    2.3. Комбинированный метод состоит в том, что на отдельных участках (захватках) на каждом выполняют сначала все конструкции, находящиеся ниже покрытия, а потом устраивают покрытие (рис. 19).


    Рис. 19. Фрагмент стройгенплана:

    1 – смонтированное покрытие здания; 2 – этажерка; 3 – фундаменты под оборудование; 4 – подкрановые пути; 5 – башенный кран

    Применение методов возведения большепролетных зданий зависит от следующих основных факторов:

    − от возможности расположения грузоподъемных кранов в плане по отношению к возводимому зданию (вне здания или в плане);

    − от наличия и возможности применения кранбалок (мостовых кранов) для возведения внутренних частей конструкций здания;

    − от возможности устройства покрытий при наличии выполненных частей здания и конструкций, находящихся под покрытием.

    При возведении большепролетных зданий особую трудность составляет устройство покрытий (оболочек, арочных, купольных, вантовых, мембранных).

    Технология устройства остальных конструктивных элементов обычно не составляет трудностей. Производство работ по их устройству расмотрено в курсе "Технология строительных процессов".

    Рассмотрена в курсе ТСП и не будет рассматриваться в курсе ТВЗ и С и технология устройства балочных покрытий.

    3.1.3.1. ТВЗ в виде оболочек

    За последние годы разработано и внедрено большое количество тонкостенных пространственных железобетонных конструкций покрытий в виде оболочек, складок, шатров и т.п. Эффективность таких конструкций обусловлена более экономным расходом материалов, меньшим весом и новыми архитектурными качествами. Уже первый опыт эксплуатации таких сооружений позволил обнаружить два основных достоинства пространственных тонкостенных железобетонных покрытий:

    − экономичность, являющуюся следствием более полного, по сравнению с плоскостными системами, использования свойств бетона и стали;

    − возможность рационального применения железобетона для покрытия больших площадей без промежуточных опор.

    Железобетонные оболочки по методу возведения разделяют на монолитные, сборочно-монолитные и сборные. Монолитные оболочки целиком бетонируются на месте строительства на стационарной или передвижной опалубке. Сборно-монолитные оболочки могут состоять из сборных контурных элементов и монолитной скорлупы, бетонируемой на передвижной опалубке, чаще всего подвешиваемой к смонтированным диафрагмам или бортовым элементам. Сборные оболочки собирают из отдельных, заранее изготовленных элементов, которые после установки их на место стыкуются между собой; причем соединения должны обеспечить надежную передачу усилий от одного элемента к другому и работу сборной конструкции как единой пространственной системы.

    Сборные оболочки могут быть разделены на следующие элементы: плоские и криволинейные плиты (гладкие или ребристые); диафрагмы и бортовые элементы.

    Диафрагмы и бортовые элементы могут быть как железобетонными, так и стальными. Следует отметить, что выбор конструктивных решений оболочек находится в тесной взаимосвязи со способами строительства.

    Оболочки двоякой (положительной гауссовой) кривизны , квадратные в плане, образуются из сборных железобетонных ребристых скорлуп и контурных ферм . Геометрическое очертание оболочек двоякой кривизны создает выгодные условия статической работы, так как 80 % площади скорлупы оболочки работает только на сжатие и лишь в угловых зонах имеются растягивающие усилия. Скорлупа оболочки имеет форму многогранника с ромбовидными гранями. Поскольку плиты плоские, квадратные, ромбовидная форма граней достигается замоноличиванием швов между ними. Средние типовые плиты формуют размером 2970×2970 мм, толщиной 25, 30 и 40 мм, с диагональными ребрами высотой 200 мм, а с бортовыми – 80 мм. Контурные и угловые плиты имеют диагональные и бортовые ребра той же высоты, что и средние, а у бортовых ребер, примыкающих к краю оболочки, сделаны утолщения и пазы для выпусков арматуры контурных ферм. Соединение плит между собой осуществляется сваркой выпусков каркасов диагональных ребер и замоноличиванием швов между плитами. В угловых плитах оставлен треугольный вырез, который замоноличивается бетоном.

    Контурные элементы оболочки изготавливают в виде цельных ферм или предварительно напряженных раскосных полуферм, стык которых в верхнем поясе выполняется сваркой накладок, а в нижнем – сваркой выпусков стержневой арматуры с последующим их обетонированием. Оболочки целесообразно использовать для покрытия больших площадей без промежуточных опор. Железобетонные оболочки, которым практически можно придать любую форму, способны обогатить архитектурные решения как общественных, так и производственных зданий.



    На рис. 20 представлены геометрические схемы сборных железобетонных оболочек, прямоугольных в плане.

    Рис. 20. Геометрические схемы оболочек:

    а – разрезка плоскостями, параллельными контуру; б – радиально-кольцевая разрезка; в – разрезка на ромбовидные плоские плиты

    На рис. 21 представлены геометрические схемы покрытия зданий с прямоугольной сеткой колонн оболочками из цилиндрических панелей.

    В зависимости от типа оболочки, размера ее элементов, а также размеров оболочки в плане монтаж осуществляют различными методами, отличающимися в основном наличием или отсутствием монтажных лесов.


    Рис. 21. Варианты образования сборных цилиндрических оболочек:

    а – из криволинейных ребристых панелей с бортовыми элементами; б – то же с одним бортовым элементом; в – из плоских ребристых или гладких плит, бортовых балок и диафрагм; г – из криволинейных панелей больших размеров, бортовых балок и диафрагм; д – из арок или ферм и сводчатых или плоских ребристых панелей (короткая оболочка)

    Рассмотрим пример возведения двухпролетного здания с покрытием из восьми квадратных в плане оболочек двоякой положительной гауссовой кривизны. Габариты элементов конструкций покрытия представлены на рис. 22, а . Здание имеет два пролета, каждый из которых содержит по четыре ячейки размером 36 × 36 м (рис. 22, б ).

    Значительный расход металла на опорные леса при монтаже оболочек двоякой кривизны снижает эффективность применения этих прогрессивных конструкций. Поэтому для возведения таких оболочек размером до 36 × 36 м применяют катучие телескопические кондукторы с сетчатыми кружалами (рис. 22, в ).

    Рассматриваемое здание является однородным объектом. Монтаж оболочек покрытия включает следующие процессы: 1) установку (перестановку) кондуктора; 2) монтаж контурных ферм и панелей (установку, укладку, выверку, сварку закладных деталей); 3) замоноличивание оболочки (заливку швов).


    Рис. 22. Возведение здания с покрытием из сборных оболочек:

    а – конструкция оболочки покрытия; б – схема расчленения здания на участки; в – схема работы кондуктора; г – последовательность монтажа элементов покрытия одного участка; д – последовательность возведения покрытия по участкам здания; I–II – номера пролетов; 1 – контурные фермы оболочки, состоящие из двух полуферм; 2 – плита покрытия размером 3×3 м; 3 – колонны здания; 4 – телескопические башни кондуктора; 5 – сетчатые кружала кондуктора; 6 – шарнирные опоры кондуктора для временного крепления элементов контурных ферм; 7 – 17 – последовательность монтажа контурных ферм и плит покрытия.

    Поскольку при монтаже покрытия используют катучий кондуктор, перемещаемый лишь после выдерживания раствора и бетона, то за монтажный участок принимается одна ячейка пролета (рис. 22, б ).

    Монтаж панелей оболочки начинают с наружных, опирающихся на кондуктор и контурную ферму, затем монтируют остальные панели оболочки (рис. 22, г , д ).

    3.1.3.2. Технология возведения зданий с купольными покрытиями

    В зависимости от конструктивного решения монтаж куполов выполняют с использованием временной опоры, навесным способом или в целом виде.

    Сферические купола возводят кольцевыми ярусами из сборных железобетонных панелей навесным способом. Каждый из кольцевых ярусов после полной сборки обладает статической устойчивостью и несущей способностью и служит основанием для вышележащего яруса. Таким способом монтируют сборные железобетонные купола крытых рынков.

    Панели поднимают башенным краном, установленным в центре здания. Временное крепление панелей каждого яруса осуществляют при помощи инвентарного приспособления (рис. 23, б ) в виде стойки с оттяжками и стяжной муфтой. Число таких приспособлений зависит от числа панелей в кольце каждого яруса.

    Работы производят с инвентарных подмостей (рис. 23, в ), устраиваемых снаружи купола и перемещаемых по ходу монтажа. Смежные панели соединяют между собой болтами. Швы между панелями заделывают цементным раствором, который сначала укладывают по краям шва, а затем растворонасосом нагнетают в его внутреннюю полость. По верхней кромке панелей собираемого кольца устраивают железобетонный пояс. После того как раствор швов и бетон пояса приобретут требуемую прочность, стойки с оттяжками снимают, а цикл монтажа повторяют на следующем ярусе.

    Сборные купола навесным способом монтируют также последовательной сборкой кольцевых поясов при помощи передвижной металлической фермы-шаблона и стоек с подвесками для удерживания сборных плит (рис. 23, г ). Этот способ применяют при монтаже сборных железобетонных куполов цирков.

    Для монтажа купола в центре здания устанавливают башенный кран. На башню крана и кольцевой рельсовый путь, расположенный по железобетонному карнизу здания, устанавливают передвижную ферму-шаблон. Башню крана для обеспечения большей жесткости расчаливают четырьмя расчалками. При недостаточном вылете стрелы и грузоподъемности одного крана на кольцевом пути возле здания устанавливают второй кран.

    Сборные панели купола монтируют в следующем порядке. Каждую панель в наклонном положении, соответствующем ее проектному положению в покрытии, поднимают башенным краном и устанавливают нижними углами на наклонно приваренные накладки узла, а верхними - на установочные винты фермы-шаблона.


    Рис. 23. Возведение зданий с купольными покрытиями:

    а – конструкция купола; б – схема временного крепления панелей купола; в – схема крепления подмостей для возведения купола; г – схема монтажа купола при помощи передвижной фермы-шаблона; 1 – нижнее опорное кольцо; 2 – панели; 3 – верхнее опорное кольцо; 4 – стойка инвентарного приспособления; 5 – оттяжка; 6 – стяжная муфта; 7 – монтируемая панель; 8 – смонтированные панели; 9 – подкос с отверстиями для изменения уклона кронштейна подмостей; 10 – стойка для перил; 11 – ригель кронштейна; 12 – проушина для крепления кронштейна к панели; 13 – монтажные стойки; 14 – расчалки стоек; 15 – подвески для удержания плит; 16 – ферма-шаблон; 17 – расчалки крана; 18 – панелевоз

    Далее производят выверку верхних кромок закладных деталей верхних углов панели, после чего стропы снимают, панель крепят подвесками к монтажным стойкам и подвески натягивают при помощи стяжных муфт. Затем установочные винты фермы-шаблона опускают на 100 – 150 мм и передвигают ферму-шаблон в новое положение для монтажа смежной панели. После монтажа всех панелей пояса и сварки узлов стыки замоноличивают бетоном.

    Следующий пояс купола монтируют после приобретения бетоном стыков нижележащего пояса требуемой прочности. По окончании монтажа верхнего пояса снимают подвески с панелей нижележащего пояса.

    В строительстве применяют также метод подъема в целом виде забетонированных на земле покрытий диаметром 62 м при помощи системы домкратов, установленных на колоннах.

    3.1.3.3. Технология возведения зданий с вантовыми покрытиями

    Наиболее ответственным процессом при возведении таких зданий является устройство покрытия. Состав и последовательность выполнения монтажа вантовых покрытий зависит от их конструктивной схемы. Ведущим и наиболее сложным процессом при этом является монтаж вантовой сети.

    Конструкция висячего покрытия с системой вантов состоит из монолитного железобетонного опорного контура; закрепленной на опорном контуре вантовой сети; сборных железобетонных плит, уложенных на вантовой сети.

    После проектного натяжения вантовой сети и замоноличивания швов между плитами и вантами оболочка работает как единая монолитная конструкция.

    Вантовая сеть состоит из системы продольных и поперечных вант, расположенных по главным направлениям поверхности оболочки под прямым углом друг к другу. В опорном контуре ванты закрепляют при помощи анкеров, состоящих из гильз и клиньев, с помощью которых обжимают концы каждого ванта.

    Вантовую сеть оболочки монтируют в следующей последовательности. Каждую ванту с помощью крана устанавливают на место в два приема. Сначала с помощью крана один ее конец, снятый с барабана траверсой, подают к месту установки. Анкер ванты протягивают сквозь закладную деталь в опорном контуре, потом закрепляют и раскатывают оставшуюся на барабане часть ванты. После этого двумя кранами поднимают ванту до отметки опорного контура, одновременно подтягивая лебедкой второй анкер к опорному контуру (рис. 24, а ). Анкер протягивают через закладную деталь в опорном контуре и закрепляют гайкой с шайбой. Ванты поднимают вместе со специальными подвесками и контрольными грузами для последующей геодезической выверки.


    Рис. 24. Возведение здания с вантовым покрытием:

    а – схема подъема рабочей ванты; б – схема взаимоперпендикулярного симметричного натяжения вант; в – схема выверки продольных вант; г – детали окончательного крепления вант; 1 – электролебедка; 2 – оттяжка; 3 – монолитный железобетонный опорный контур; 4 – поднимаемая ванта; 5 – траверса; 6 – нивелир

    По окончании монтажа продольных вант и предварительного натяжения их на усилие 29,420 – 49,033 кН (3 – 5 тс) выполняют геодезическую поверку их положения путем определения координат точек вантовой сети. Заранее составляют таблицы, в которых для каждой ванты указывают расстояние точек крепления контрольных грузов на гильзе анкера от начала отсчета. В этих точках на проволоке подвешивают контрольные грузы массой 500 кг. Длины подвесок различны и подсчитаны заранее.

    При правильном провисании рабочих вант контрольные грузы (риски на них) должны находиться на одной отметке.

    После выверки положения продольных вант устанавливают поперечные. Места их пересечения с рабочими вантами закрепляют постоянными сжимами. Одновременно с этим устанавливают временные оттяжки, закрепляющие положение мест пересечения вант. Затем повторно проверяют соответствие проекту поверхности вантовой сети. После этого вантовую сеть натягивают в три этапа при помощи 100-тонных гидравлических домкратов и траверс, присоединенных к гильзоклиновым анкерам.

    Последовательность натяжения определяют из условий натяжения вант группами, одновременного натяжения групп в перпендикулярном направлении, симметричности натяжения групп относительно оси здания.

    По окончании второго этапа натяжения, т.е. при достижении усилий, определенных проектом, на вантовую сеть укладывают сборные железобетонные плиты в направлении от нижней отметки к верхней. При этом на плитах до их подъема устанавливают опалубку для замоноличивания швов.

    3.1.3.4. Технология возведения зданий с мембранными покрытиями

    К металлическим висячим покрытиям относят тонколистовые мембранные, совмещающие несущие и ограждающие функции.

    Достоинствами мембранных покрытий являются их высокая технологичность изготовления и монтажа, а также характер работы покрытия на двухосное растяжение, что позволяет перекрывать 200-метровые пролеты стальной мембраной толщиной всего 2 мм.

    Висячие растянутые элементы обычно закрепляют за жесткие опорные конструкции, которые могут быть в виде замкнутого контура (кольца, овала, прямоугольника), опирающегося на колонны.

    Рассмотрим технологию монтажа мембранного покрытия на примере покрытия спорткомплекса “Олимпийский” в Москве.

    Спортивный комплекс "Олимпийский" решен в виде пространственной конструкции эллиптической формы 183×224 м. По наружному контуру эллипса с шагом 20 м расположены 32 стальные решетчатые колонны, жестко связанные с наружным опорным кольцом (сечением 5×1,75 м). К наружному кольцу подвешено мембранное покрытие – оболочка со стрелой провисания 12 м. Покрытие имеет 64 радиально расположенные с шагом по наружному контуру 10 м стабилизирующие фермы высотой 2,5 м, соединенные кольцевыми элементами – прогонами. Лепестки мембраны крепили между собой и к радиальным элементам "постели" высокопрочными болтами. В центре мембрана замыкается внутренним металлическим кольцом эллиптической формы размером 24×30 м. Мембранное покрытие крепилось к наружному и внутреннему кольцам высокопрочными болтами и сваркой.

    Монтаж элементов мембранного покрытия производили крупными пространственными блоками башенным краном БК – 1000 и двумя шеврами-установщиками (грузоподъемностью 50 т), перемещавшимися по наружному опорному кольцу. По длинной оси на двух стендах производилась сборка одновременно двух блоков.

    Все 64 стабилизирующие фермы покрытия были объёдинены попарно в 32 блока девяти типоразмеров. Один такой блок состоял из двух радиальных стабилизирующих ферм, прогонов по верхним и нижним поясам, вертикальных и горизонтальных связей. В блок были вмонтированы трубопроводы систем вентиляции и кондиционирования. Масса блоков стабилизирующих ферм в сборе достигала 43 т.

    Поднимали блоки покрытия с помощью траверсы-распорки, которая воспринимала усилие распора от стабилизирующих ферм (рис. 25).

    Перед подъемом блоков ферм выполняли предварительное напряжение верхнего пояса каждой фермы на усилие около 1300 кН (210 МПа) и закрепляли их при этом усилии к опорным кольцам покрытия.

    Установка преднапряженных блоков производилась поэтапно путем симметричной установки нескольких блоков по радиусам одного диаметра. После монтажа восьми симметрично установленных блоков вместе с траверсами-распорками производилось одновременное их раскружаливание с передачей усилий распора равномерно наружному и внутреннему кольцам.

    Блок стабилизирующих ферм поднимали краном БК – 1000 и шевром-установщиком примерно на 1 м выше наружного кольца. Затем шевр перемещали к месту установки данного блока. Расстроповку блока производили только после его полного проектного закрепления на внутреннем и наружном кольцах.

    Мембранная оболочка массой 1569 т состояла из 64 секторных лепестков. Лепестки мембраны монтировали после окончания монтажа системы стабилизации и закрепляли высокопрочными болтами диаметром 24 мм.

    Полотнища мембраны поступали на монтажную площадку в виде рулонов. Стеллажи для раскатывания располагались на месте сборки стабилизирующих ферм.


    Рис. 25. Схема монтажа покрытия укрупненными блоками:

    а – план; б – разрез; 1 – шевр-установщик; 2 – стенд для укрупнительной сборки блоков; 3 – траверса-распорка для подъема блока и предварительного напряжения верхних поясов ферм с помощью рычажного устройства (5); 4 – укрупненный блок; 6 – монтажный кран БК – 1000; 7 – центральное опорное кольцо; 8 – центральная временная опора; I – V – последовательность монтажа блоков и демонтажа траверс-распорок

    Монтаж лепестков выполняли в последовательности установки стабилизирующих ферм. Натяжение лепестков мембраны осуществляли двумя гидравлическими домкратами усилием по 250 кН каждый.

    Параллельно с укладкой и натяжением лепестков мембраны вели сверление отверстий и установку высокопрочных болтов (97 тыс. отверстий диаметром 27 мм). После сборки и проектного закрепления всех элементов покрытия производилось его раскружаливание, т.е. освобождение центральной опоры и плавное включение в работу всей пространственной конструкции.