Альтернативные источники энергии

Белла ахмадулина биография интересные факты. Белла ахмадулина - биография, фото, стихи, личная жизнь, мужья поэтессы

Белла ахмадулина биография интересные факты. Белла ахмадулина - биография, фото, стихи, личная жизнь, мужья поэтессы

Белла Ахмадулина - явление в русской поэзии редкостное, ошеломляющее, недюжинное. Ее поэзия по-мужски сильна, дарование поэтическое исключительно, а ум ее безупречен. Она узнаваема в каждой строке, ее невозможно ни с кем спутать… Белла Ахмадулина появилась на свет десятого апреля 1937-го года в городе Москва. Ее отцом был заместителем министра - Ахат Валеевич Ахмадулин, татарин по национальности, а матерью - переводчица русско-итальянского происхождения. Нет ничего удивительного в том, что интеллигентная обстановка, царящая в семье, способствовала развитию творческого начала у Беллы.

Она начала печататься еще в школе, годам к пятнадцати нащупав собственную творческую манеру, занималась в литературном кружке. Поэтому, когда встал вопрос о том, куда идти учиться после школы, решение было принято однозначное - только Литературный институт. Из него, правда, ее на какое-то время изгнали, когда поэтесса отказалась поддерживать травлю, направленную против , но официальной причиной ее отчисления была неудовлетворительная оценка по предмету марксизма-ленинизма.

Потом, в институте она была восстановлена и закончила его в 1960-ом году и в том же году она приобрела уже какую-то известность благодаря своим многочисленным поэтическим выступлениям в Лужниках, Московском университете и Политехническом музее. Она, вместе со своими товарищами по цеху, с , с Евгением Евтушенко, (за ним она была замужем с 1955 по 1958 год) с Робертом Рождественским собирала немыслимые аудитории.

Правда, свое самое знаменитое стихотворение «По улице моей который год…» Белла написала еще в 1959 году, когда ей было всего двадцать два года. Впоследствии Микаэл Таривердиев (1975) напишет к этим стихам дивную музыку, и этот романс прозвучит в культовом советском фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или с легким паром!», проникновенность которого неизменно вызывает самые пронзительные чувства у слушателей… до мурашек.

Первый сборник поэтессы «Струна» увидел свет в 1962-ом году. В 1964 Белла Ахатовна стала киноактрисой, снявшись в фильме «Живет такой парень» Василия Шукшина, где сыграла роль журналистки. Эта кинолента на Каннском фестивале была удостоена премии «Золотого Льва». Потом последовала еще одна киноработа - в фильме «Спорт, спорт, спорт» в 1970-ом году. В том же 1970-ом году вышел еще один сборник стихотворений Ахмадулиной - «Уроки музыки». Затем последовали: «Стихи» (1975 год), «Метель» (1977 год), «Свеча» (1977 год), «Тайна» (1983 год), «Сад» (1989 год). Последний был удостоен Государственной премии СССР.

Огромное место в сердце поэтессы занимала Грузия, которую Ахмадулина посетила в семидесятых годах, и которую полюбила всем сердцем. Белла переводила стихи грузинских поэтов: Г. Табидзе, Н. Бараташвили и И. Абашидзе, стремясь донести красоту их слова, их невероятный лиризм до русскоязычных читателей. В 1974-ом году она вышла замуж за Бориса Мессерера, и это был уже ее четвертый брак. В 1979-ом году поэтесса принимала участие в создании литературного альманаха «Метрополь». Альманах был неподцензурный, что соответствовало свободолюбивому духу Ахмадулиной.

Она не раз поддерживала опальных советских авторов-диссидентов: Владимира Войновича, Льва Копелова, Георгия Владимирова. Она публиковала заявления в их защиту в «Нью-Йорк Таймс», ее выступления передавались по «Голосу Америки» и «Радио Свобода». Поэтесса скончалась в 2010-ом году, двадцать девятого ноября. В последние годы, по утверждению ее мужа, Белла Ахатовна сильно болела, практически ослепла и передвигалась на ощупь, но дух этой необыкновенной женщины сломлен не был. Она не любила воспроизводить в своей лирике историю душевной скорби и страданий, но она часто указывала на них, она понимала подоснову бытия: «Не плачьте обо мне… Я проживу!»

Белла Ахатовна Ахмадулина родилась весной 1937 года в Москве. Она росла в интеллигентной, благополучной семье. Ее родители были влиятельными людьми. Мать работала переводчицей в отделе КГБ и имела звание майора, а отец был заместителем министра.

Полное имя писательницы – Изабелла Ахмадулина. Так назвала ее любимая бабушка. В 30-е годы в Советском Союзе был большой интерес к Испании и ко всему, что касалось этой страны. Девочку назвали в честь испанской королевы Изабеллы.

Детство

Биография Беллы Ахмадулиной заслуживает особого внимания. Писательница прожила насыщенную, интересную жизнь. По натуре она была романтиком. В поэтессе смешались сразу несколько кровей: татарская, русская и итальянская.

Белла очень любила бабушку, которая с нежностью и обожанием к ней относилась. Именно она оказала большое влияние на выбор Ахмадулиной дела своей жизни и помогла внучке стать выдающейся поэтессой. Бабушка учила ее читать, благодаря ей Белла полюбила стихи и творения великих писателей.

Во время войны отец Беллы ушел на фронт. Девочку отправили в Казань, к другой бабушке. Там Ахмадулина серьезно заболела и находилась на волоске от смерти. Ее спасла мама, которая приехала и выходила дочь.

После того как закончилась война, девочка вернулась в столицу и стала ученицей средней школы. Но на занятия ходить она не любила, часто пропускала уроки. Ей хотелось заниматься только литературой. Любимым занятием стало чтение. Для своего совсем юного возраста была очень начитанной и этим сильно отличалась от одноклассников.

Первые стихотворения были написаны, когда поэтесса еще училась в школе. У девочки уже тогда был свой собственный стиль. В восемнадцатилетнем возрасте в журнале было опубликовано ее первое стихотворение. В 1957 году ее творчество подверглось жесткой и недоброжелательной критике в прессе. Акцент критиков был сделан на стиль: указывалось на то, что он какой-то старомодный, а сами стихи слишком «сюжетные» и содержат слишком подробные для поэзии описания.

Творчество

Поэтесса Белла Ахмадулина посвятила всю жизнь литературному творчеству. Отец с матерью не одобряли ее выбора и хотели, чтобы дочь получила образование журналиста. Она не стала перечить им и попыталась поступить в МГУ, но попытка оказалась неудачной, девушка провалилась на вступительных экзаменах. После этого Белла устроилась на работу в газету и писала статьи. Вскоре в этой же газете она начала публиковать свои поэтические творения.

Проработав год в газете, Ахмадулина решила осуществить свою мечту и поступила в Литературный институт. Через какое-то время Белла начала работать журналистом в «Литературной газете», главный редактор которой был очарован талантом девушки. Благодаря ему творчество поэтессы стало известно широкой публике и пользовалось большим успехом, а институт Ахмадулина закончила на «отлично».

В 1962 году вышел из печати первый сборник ее стихотворений, который получил название «Струна». Одаренность молодого автора заметили весьма влиятельные в литературном мире люди. Ею заинтересовались Рождественский, Евтушенко, Вознесенский.

Белла стала появляться на публике, читала свои произведения и постепенно приобретала популярность. Однако творчество Ахмадулиной очень часто подвергалось критике.

В 1968 году появился сборник «Озноб», а затем – «Уроки музыки». Творения Ахмадулиной читались на одном дыхании. Практически одновременно были опубликованы сборники «Свеча», «Метель», «Стихи».

Белла Ахмадулина обожала ездить в Грузию. Красоты этой чудесной страны вдохновляли ее и давали жизнь огромному количеству стихотворений. Писательница выразила свою любовь в этой солнечной стране в сборнике «Сны о Грузии». Белла связана и с культурой Грузии: она является переводчицей произведений таких талантливых грузинских писателей, как:

  • Табидзе.
  • Бараташвили.
  • Чиковани.

Поэтесса создала много прекрасных эссе о великих людях, среди которых:

  • В. Высоцкий.
  • В. Набоков.
  • В. Ерофеев.

Фильмы

Белла Ахмадулина исполнила роли всего в двух картинах. Но оба кинофильма являются настоящими шедеврами. Это киноленты:

  • «Живет такой парень».
  • «Спорт, спорт, спорт».

Фильм «Живет такой парень» был снят в 1959 году режиссером В. Шукшиным. На момент съемок Белле Ахмадулиной было всего двадцать два года. В этой картине ее партнером стал Леонид Куравлёв.

Стихи Ахмадулиной можно услышать во многих известных фильмах. Среди них:

  • «Ирония судьбы, или С легким паром».
  • «Жестокий романс».
  • «Служебный роман».

Интересен тот факт, что актриса Ия Саввина, озвучивавшая Пятачка в мультфильме «Винни-Пух», скопировала манеру разговора именно Беллы. Поэтесса с юмором отреагировала на это. Она в шутливой форме поблагодарила Саввину за то, что та «подложила ей свинюшку».

Личная жизнь

Известно, что личная жизнь Беллы Ахмадулиной состояла из множества как ярких, счастливых, так и грустных моментов. Первый раз поэтесса вышла замуж, когда ей было всего восемнадцать лет.

Первый муж Беллы Ахмадулиной – поэт Евгений Евтушенко. Он стоял у самых истоков творчества поэтессы, во многом ей помогал и поддерживал супругу. Белла Ахмадулина и Евгений Евтушенко очень любили друг друга, но, к сожалению, супруги смогли прожить вместе всего три года. Детей у них не было.

Вскоре после развода Ахмадулина вышла замуж за писателя Юрия Нагибина. Этот брак просуществовал девять лет. Если верить биографическому роману В. Аксенова «Таинственная река», то причиной развода стала измена Беллы. После того как Юрий и Белла расстались, поэтесса удочерила девочку по имени Анна.

Некоторое время Ахмадулина прожила с Эльдаром Кулиевым, сыном известного писателя Кайсына Кулиева. Это был гражданский брак. От Эльдара у Ахмадулиной появилась прекрасная дочка Елизавета.

А в 1974 году поэтесса стала женой Бориса Мессерера, театрального художника и сценографа. Несмотря на то что он много времени посвящал работе, у него всегда находилась возможность уделить внимание семье. Дети Беллы, Лиза и Анна, относились к нему как к родному отцу.

Смерть поэтессы

Белла Ахмадулина серьезно болела. У нее были проблемы с сердцем. Она ослепла и могла передвигаться только на ощупь. Несколько лет прожила в мучениях. 29 ноября 2010 г. писательница почувствовала себя очень плохо. Вызвали «скорую». Но до больницы она не доехала.

Поэтессы не стало в машине скорой помощи. Причиной ее ухода из жизни стала остановка сердца. Попрощаться с великой поэтессой в Дом литераторов пришли все родные и поклонники ее творчества. Белла Ахмадулина похоронена на Новодевичьем кладбище. Автор: Ирина Ангелова

Изабелла Ахатовна Ахмадулина появилась на свет в апреле 1937 года в Москве, в интеллигентной и состоятельной семье. Её отец занимал пост заместителя министра, мама служила переводчицей в звании майора КГБ.

Имя Изабелла девочке дала родная бабушка Надежда Митрофановна. В 1930-ые годы в Советском Союзе была очень популярна Испания и всё, что с ней связано. Поэтому мама будущей поэтессы подыскивала испанское имя для дочери. Бабушка решила, что Изабелла – именно то, что нужно. Так появилась на свет Изабелла Ахмадулина. Как позже написала в мемуарах поэтесса, она «вовремя спохватилась» и сократила своё имя до Белла.

В Белле Ахмадулиной смешалась кровь разных национальностей: татарская по линии отца, российско-итальянская – по маме. Очень большое влияние на Ахмадулину оказала бабушка Надежда Митрофановна. Так как родители были занятыми людьми, внучка часто оставалась на попечении родной бабушки по маминой линии. Именно она научила Беллу чтению, привила ей любовь к классической литературе, читая не только сказки, но и произведения Гоголя с Пушкиным.


В годы войны отец Беллы ушел на фронт. Девочку отправили в Казань, где проживала её вторая бабушка по отцовской линии. В Казани Ахмадулина заболела и имела все шансы умереть, если бы не подоспевшая вовремя мама. Сразу же после окончания войны Белла вместе с матерью вернулась в столицу и отправилась в школу. Училась она с неохотой, часто пропускала уроки и отдавала предпочтения лишь занятиям литературы. Ахмадулина была очень начитанной для своего возраста девочкой и с ранних лет писала без грамматических ошибок.


Первые стихи Беллы Ахмадулиной появились в школьные годы. В 15 лет у неё уже прослеживался собственный стиль. Литературный дебют 18-летней поэтессы состоялся в журнале «Октябрь». А через 2 года, в 1957-ом, поэзия Ахмадулиной подверглась критике в газете «Комсомольская правда». Стихи посчитали слишком манерными и старомодными, не соответствующими духу советской эпохи.

Творчество

В школьные годы Белла Ахмадулина посещала занятия столичного Литобъединения. Уже тогда она планировала связать свою жизнь с литературой. Родителям такие планы дочери не нравились: они мечтали видеть Беллу журналисткой. Дочь согласилась и отнесла документы в МГУ, на факультет журналистики. К сожалению (или всё же к счастью), Ахмадулина провалила вступительные экзамены. Тогда она, следуя всё тем же пожеланиям родителей, устроилась работать в газету «Метростроевец». Но публиковала там не только статьи, но и свои стихи.


На следующий год Белла Ахмадулина поступила туда, куда и мечтала – в Литературный институт. Но в 1959 году, когда в СССР грянул скандал с присуждением Нобелевской премии, Ахмадулина отказалась подписывать письмо с осуждением «предателя родины». За это она была отчислена из вуза. Ахмадулиной удалось устроиться внештатным корреспондентом «Литературной газеты» в Иркутске. Вскоре главный редактор, пораженный талантом Беллы, поспособствовал её возвращению в Литературный институт. Ахмадулина с отличием окончила вуз в 1960 году.


Творческая биография Беллы Ахмадулиной развивалась стремительно. В 1962 году появился её дебютный поэтический сборник «Струна». Талант поэтессы был сразу же отмечен признанными мэтрами, среди которых , . Вместе с ними Белла Ахатовна Ахмадулина начала появляться на творческих вечерах, где проникновенно, в свойственной лишь ей манере, читала свои произведения. Её лёгкие, воздушные стихи имели колоссальный успех. Хотя и критиков было немало. Ахмадулину упрекали за камерность, старомодность и напыщенный слог.

Второй сборник поэзий «Озноб» вышел во Франкфурте в 1968-ом. Через год появилась ещё одна книга стихов, названная «Уроки музыки». Белла Ахмадулина творила много и с надрывом. Её сочинения, читающиеся на одном дыхании, были выстраданы. Сборники «Метель», «Стихи», «Свеча» следовали один за другим.


В 1970-ые Белла Ахмадулина побывала в Грузии. Эта страна и её культура произвели на поэтессу огромное впечатление. Впрочем, как и Ахмадулина на Грузию. Следствием этой обоюдной любви становится сборник поэзий «Сны о Грузии». Белла Ахатовна переводила на русский язык стихи Галактиона Табидзе, Николая Бараташвили, Симона Чиковани и других. А журнал «Литературная Грузия» публиковал произведения Ахмадулиной даже в то время, когда в России на них существовали идеологические запреты.


В 1979 году Белла Ахмадулина становится одной из создателей «Метрополя» – неподцензурного альманаха. Часто она открыто поддерживала советских диссидентов, среди которых были , Лев Копелев, Владимир Войнович и многие другие. Заявления поэтессы на их защиту публиковала «Нью-Йорк Таймс». Их зачитывали по «Голосу Америки» и «Радио Свобода».


В 1993 году Ахмадулина поставила свою подпись под «Письмом сорока двух», авторы которого требовали от президента запретить «все виды коммунистических и националистических партий». В 2001-ом Белла Ахатовна подписалась под письмом в защиту канала НТВ.

Фильмы

Белла Ахмадулина снялась всего в двух фильмах – «Живёт такой парень» и «Спорт, спорт, спорт». Первая картина, автором сценария и режиссёром которой был , вышла на экраны в 1959 году, когда Белле исполнилось 22 года. Ахмадулина сыграла журналистку, которая пишет о простом парне, совершившем героический поступок. Лента была награждена призом «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале. В картине «Спорт, спорт, спорт» Элема Климова Белла Ахмадулина читала свои стихи о спорте и спортсменах.


Леонид Куравлев и Белла Ахмадулина в фильме Василия Шукшина "Живет такой парень"

Но если Ахмадулину в роли актрисы можно увидеть лишь дважды, то её стихи и песни на них появляются довольно часто, привнося в картину необыкновенный шарм и удивительную романтическую ауру. Примером могут послужить ставшие культовыми фильмы . В «Иронии судьбы, или С лёгким паром!» звучит песня на стихи Беллы Ахатовны «По улице моей который год…», исполненная . В «Жестоком романсе» героиня поёт «А напоследок я скажу». Стих «О, мой застенчивый герой», прочитанный в «Служебном романе» – тоже сочинение Ахмадулиной из сборника «Озноб».

Незабываем и оригинален стиль декламации Беллы Ахмадулиной. , озвучившая Пятачка в мультфильме о Винни-Пухе, взяла именно «ахмадулинские интонации», за что поэтесса в шутливой форме поблагодарила её за «подложенную свинью».

Личная жизнь

Ахмадулина вышла замуж очень рано – в 18 лет. Её первым супругом был . Вместе они прожили лишь 3 года. В этом браке не было детей.


Личная жизнь Беллы Ахмадулиной наладилась быстро. В следующем году она вышла замуж за известного писателя . Вместе они прожили с 1959-го по 1968 год. Но и этому браку не суждено было длиться долго. Причиной расставания, как можно узнать из биографического романа Василия Аксёнова «Таинственная страсть», была измена Беллы. В год расставания Ахмадулина взяла из детского дома девочку Аню. Удочерённая Анна получила отчество от Юрия Нагибина, хотя и не являлась его дочерью.


Очень коротким был гражданский брак Беллы Ахатовны с сыном известного писателя Кайсына Кулиева – Эльдаром. Но именно в этом браке родилась вторая дочь Елизавета. В 1974 году Белла Ахмадулина вышла замуж за Бориса Мессерера. Он был театральным художником и сценографом. Дочери Аня и Лиза остались на попечении матери и домработницы.

Смерть

Последние годы жизни Беллы Ахмадулиной были очень тяжелыми. Поэтесса болела. Она могла передвигаться лишь на ощупь, потому что практически ослепла. Беллы Ахатовны не стало 29 ноября 2010 года. Она скончалась поздним вечером в автомобиле скорой помощи.


Её смерть была следствием острого сердечно-сосудистого криза. Прощание с легендарной женщиной состоялось в столице, в Центральном Доме литераторов. Похоронена Ахмадулина на Новодевичьем кладбище.

Библиография

  • Струна
  • Озноб
  • Уроки музыки
  • Стихи
  • Свеча
  • Сны о Грузии
  • Метель
  • Тайна
  • Гряда камней
  • Звук указующий
  • Миг бытия
  • Друзей моих прекрасные черты
  • Нечаяние

(род. в 1937 г.) русский поэт

Своим многолетним служением единственной на всю жизнь музе поэзии Белла Ахмадулина по праву заслужила звание первой дамы российской поэзии. Даже обычно сдержанные на похвалу люди пишут и говорят о ней в превосходной степени: «Белла Ахмадулина в одном лице и красавица, и поэт. Это такой редкий цветок России».

Почитатели Беллы Ахмадулиной - а их у нее по всей России, в ближнем и дальнем зарубежье миллионы - несомненно подпишутся и под такими словами о ней: «Единственная из ныне живущих поэтесс, которая могла бы претендовать на трон царицы русской поэзии». Правда, сама Ахмадулина не любит, когда ее называют поэтессой, она считает себя Поэтом и является им.

Предком Беллы был татарин Ахмадулла, сын которого Валлей приходится ей дедом. Сама Белла Ахатовна Ахмадулина родилась в Москве и постоянно живет в этом городе. Очевидно, чувство красоты было заложено в ней от рождения, поскольку заговорила она только тогда, когда увидела цветущие тюльпаны. Девочка произнесла первую внятную фразу: «Я такого не видала никогда». В этих словах было и удивление, и восхищение одновременно. Казалось, что жизнь Беллы Ахмадулиной текла на удивление ровно и гладко. Она еще в юности выделялась среди своих сверстниц талантом и обладала какой-то неземной красотой.

Ахмадулина с детства писала стихи, поэтому естественно, что после школы она поступила в Литературный институт. Писатель В. Войнович, автор знаменитого «Чонкина», вспоминает: «В студенческие годы я специально приходил в Литинститут, чтобы посмотреть на Ахмадулину. Я любовался ею и любил слушать ее голос. Ее стихи такие молодые, как и она сама».

Однако творческий и жизненный путь Ахмадулиной только казался гладким и беспроблемным. Как у всякого большого поэта, он был тернистым. Она никогда не писала стихов о политике и о строителях коммунизма, ее поэзия была лирической, в ней отражались самые сокровенные чувства человеческой души. Поэзия Беллы Ахатовны Ахмадулиной как будто вся пронизана любовью: к человеку, к жизни, к закату, к «лютику золотушному».

И тем не менее стихи Ахмадулиной часто находились под запретом, ее мало публиковали, поэтому ее знал только небольшой круг любителей поэзии, который собирался на поэтических вечерах студентов Литературного института, да друзья-поэты.

Ахмадулина не шла на компромисс со своей совестью и продолжала писать стихи, как умела. Наступивший в 60-е годы период оттепели вывел ее на публику. Вместе с Вознесенским, Евтушенко и другими поэтами она выступала на поэтических вечерах в Политехническом музее, в Лужниках, выезжала в различные города Советского Союза. С тех пор у нее появилось множество почитателей. Ее стихи переписывали и передавали друг другу.

Правда, сама Ахмадулина свою популярность объясняет по-другому: «Никто б меня не знал, - говорит она, - но вдруг появляется фельетон за фельетоном, и в таких популярных журналах, например, в журнале «Крокодил», и с такими интригующими заголовками: «Верхом на розовом коне», то. . . люди заинтересовались в конце концов: да кто же это такая?!»

Впрочем, этот интерес только добавил ей почитателей. Однако Белла Ахмадулина считает, что искусство, в том числе поэзия, не принадлежит народу. Читая свои стихи в больших залах, где собираются разные люди, поэт старается быть понятным. И это губительно для него. Во всяком случае, Ахмадулина ощущает это именно так, поскольку потом ей уже бывает очень трудно писать. Стихи рождаются не для кого-то, поэт пишет их, когда возникает определенное состояние души.

Ахмадулина всегда писала не спеша, дожидаясь именно такого состояния. И не спешила печататься даже тогда, когда это стало возможным. Она всегда относилась к собственному творчеству очень строго, может быть, излишне строго, но такая требовательность делала ее поэзию еще более прекрасной.

В 1997 году, когда Белла Ахмадулина в канун своего юбилея снова поехала по стране с чтением стихов, тысячные залы встречали ее овацией. Она читала новые и старые, всеми любимые стихи 60-х годов. Ахмадулина могла читать подряд все, что она написала за эти годы, поскольку ей и сейчас не стыдно ни за одну из написанных строчек, в отличие от некоторых поэтов, которые лукавили и подыгрывали властям.

Жизнь Белла Ахмадулиной в поэзии многие воспринимают как чудесный миф, созданию которого способствовали и ее стихи, и ее таинственный облик, и ее голос, который заслуживает особого внимания. Он - как будто хрустальный, «лукавящий на каждом «эль», завораживающий.

Хрупкая и нежная Ахмадулина обладает твердым независимым характером и огромной внутренней силой. Лучше всего это знают ее многочисленные друзья. Так, писатель Виктор Ерофеев утверждает: «Если в России есть нравственный хребет, то Белла - его составляющая. Она на себе держит нашу моральную радугу». Его поддерживает Святослав Бэлза: «У Беллы, как в балете, сквозь хрупкость проглядывает огромность таланта и красота души. Но, по-моему, она чересчур истязает свою плоть, отказывается от всего. Зато жар души, мощь духа всегда живут в ней. . . ». Своим другом Ахмадулину считал и Булат Окуджава, который называл ее замечательным русским поэтом и отмечал у нее «удивительное сочетание доброты, великодушия с нравственной стойкостью».

И в то же время Ахмадулина «реальная, теплая, женственная», которая «всегда душевно расспросит о близких и родных, поинтересуется и посочувствует. Всегда поймет».

Но Белла Ахмадулина может быть и другой. Ее муж Борис Мессерер не скрывает, что характер у Беллы «очень трудный, резкий, переменчивый. Она из породы людей, которые делают все возможное себе во вред».

В числе их близких друзей Родион Щедрин и Майя Плисецкая, которая доводится Мессереру двоюродной сестрой. Свою жену и выдающуюся балерину Мессерер оценивает одинаково: «Гениально одаренные, безумные женщины! Выходки бывают совершенно сумасшедшие, своенравные. Однажды в Грузии один русский поэт поднял тост за Сталина - так Белла, сидя на другом конце стола, швырнула ему в рожу туфлю. И попала».

Однако Мессерер видит свой долг перед женой в том, чтобы служить ей и ее поэзии. Они вместе уже более 20 лет. Борис Мессерер - потомок знаменитого артистического рода, работает главным художником МХАТа. Он член-корреспондент Академии художеств.

В 1997 году Мессерер принял самое активное участие в подготовке юбилея Беллы Ахмадулиной. Накануне знаменательного события вышло трехтомное собрание ее сочинений. До этого стихи Ахмадулиной выходили отдельными небольшими сборниками, иногда публиковались в газетах и журналах. Составитель томов - Борис Мессерер. В Петербурге вышел сборник «Однажды в декабре», где Ахмадулина предстала эссеистом, автором художественной прозы и воспоминаний о тех, с кем протекала ее жизнь, - эссе о Набокове, о Павле Антокольском, о Высоцком, о Веничке Ерофееве и других.

Белла Ахатовна Ахмадулина не избалована наградами. В 1994 году она наконец стала лауреатом Пушкинской премии, но не российской, а немецкой. Зато на торжественный вечер, посвященный ее юбилею, собралась буквально вся Москва, приехали гости со всей России. Торжества проходили во МХАТе имени А. П. Чехова. Б. Мессерер оформил сцену, а на вечере выполнял роль ведущего. Ахмадулина читала свои стихи, и весь зал стоя аплодировал поэту и поэзии.

Ахмадулина Белла Ахатовна (1937-2010) – российская и советская писатель и поэт-лирик, крупнейшая личность в русской поэзии второй половины ХХ века. Входила в состав Союза писателей России, являлась Почётным членом американской академии литературы и искусства. В 1989 году была награждена Государственной премией СССР, в 2005 году Государственной премией РФ.

Детство

Её папа, Ахат Валеевич Ахмадулин, по национальности был татарин, работал на таможне крупным начальником, активно занимался комсомольской и партийной деятельностью. Во время Великой Отечественной войны служил в звании гвардии майора, был распределён в 31-ый отдельный зенитно-артиллерийский дивизион в качестве заместителя командира по политической части. После войны вернулся на службу в Государственный таможенный комитет СССР, где занимал ответственные посты (был управляющим по кадрам, заместителем председателя).

Мама, Лазарева Надежда Макаровна, имела русско-итальянские корни, работала переводчицей в комитете государственной безопасности, имела звание майора КГБ.

С ними ещё проживала бабушка по маминой линии Надежда Митрофановна. Именно она придумала дать появившейся на свет девочке имя Изабелла. Мама в то время была просто помешана на Испании и попросила бабушку подыскать для новорожденной имя в испанском стиле. Но поэтесса не любила такое совё имя и сократила его, убрав первые три буквы, получилось просто Белла.

Родители постоянно были заняты на работе, поэтому воспитанием Беллы занималась бабушка. Она учила внучку читать, прививала любовь к классической русской литературе, учила с девочкой не только сказки Пушкина, но и его прозу, перечитывала ей произведения Гоголя. А ещё бабушка обожала животных, научила такой любви и заботе о братьях наших меньших и Беллу, вместе они подбирали всех бездомных кошек и собак.

На протяжении всей жизни потом животные будут рядом с поэтессой, такую любовь и верность им она передаст и своим дочкам. Неоднократно Белла Ахатовна повторяла: «Я полностью поддерживаю Анастасию Цветаеву, которая говорила: «Слово СОБАКА пишу только большими буквами» .

Девочку совсем маленькой отдали в подмосковный садик в Краскове. Он был круглосуточный, Беллу отправляли туда на всю неделю, домой забирали лишь на выходные. Из этого периода она запомнила только один момент, когда воспитатель пыталась отобрать у неё любимого медведя. Работники детсада частенько забирали у воспитанников гостинцы, которые им положили на неделю родители. У воспитателей тоже были свои дети, наверное, так они хотели их порадовать. Но с медведем ничего не получилось, Белла так вцепилась в свою игрушку, что работники детсада даже испугались.

В этом детском саду девочку застала война. Папу почти сразу призвали на фронт, мама постоянно была занята на работе. Когда немцы почти вплотную подошли к Москве, Белла с бабушкой уехали в эвакуацию. Очень тяжело они добирались: от Москвы до Самары, оттуда до Уфы, и, наконец, до Казани, на родину папы, где проживала вторая бабушка.

С татарской бабушкой отношения не сложились. Во-первых, она не очень воспринимала внучку, потому что в своё время слишком была недовольна отъездом сына Ахата в Москву. Во-вторых, ей не нравилось, что девочка совсем не говорит на родном татарском языке.

Белла помнит, что им отвели какой-то небольшой угол, а ещё был страшный голод. Это подкосило девочку, она сильно заболела. Но во время приехала из Москвы мама и в 1944 году забрала дочку.

Учёба

В 1944 году Белла стала ученицей первого класса московской школы. Учебное заведение ужаснуло её, за годы эвакуации девочка привыкла к одиночеству, поэтому занятия она чаще всего прогуливала. Ей не нравились никакие предметы, кроме литературы. Тем не менее читала она лучше всех в классе и писала очень грамотно, совсем без ошибок. В этом была заслуга бабушки.

В школьные годы Ахмадулина посещала Дом пионеров в Красногвардейском районе, там она занималась в литературном кружке.

Родители хотели, чтобы дочь поступала в МГУ на журналистику. Но вступительные экзамены девушка завалила, не сумев рассказать о газете «Правда», которую никогда даже в руках не держала, не то, чтобы читать.

В 1956 году она была зачислена на учёбу в Литературный институт.

В 1959 году в Советском Союзе разразился скандал после присуждения Нобелевской премии писателю Борису Пастернаку. В литературных кругах стали собирать подписи под петицией, где писателя обвиняли в измене Родине, называли предателем. Сбор подписей проходил и в Литературном институте, но Ахмадулина отказалась ставить свою подпись, за что была исключена из учебного заведения. В официальных документах значилось, что студентка отчислена за неуспешную сдачу экзамена по марксизму-ленинизму.

Позднее Белла восстановилась в институте на четвёртый курс и в 1960 году получила красный диплом о высшем образовании.

Творчество

Писать стихи Ахмадулина начала ещё в школьные годы. Как отмечали литературоведы, свою уникальную поэтическую манеру она нащупала где-то в пятнадцатилетнем возрасте. Её поэзия отличалась необычными рифмами, трогательным целомудрием и особенным стилем написания. Первые стихи юной поэтессы были напечатаны в журнале «Октябрь».

Когда после школы Белла не поступила в МГУ, мама посоветовала ей пойти на работу в газету «Метростроевец». Здесь она печатала не только свои статьи, но и стихи.
После отчисления из высшего учебного заведения Белле оказал помощь Смирнов С. С., работавший в то время на должности главного редактора в «Литературной газете».

Девушка была направлена в Иркутск как внештатный журналист издательства «Литературная газета Сибирь». Наряду с репортажами для газеты, Ахмадулина писала стихи про домну и сталеваров. Она видела их, измученно выходящих после смены. Тогда в Иркутске Белла написала прозаическое произведение «На сибирских дорогах», где делилась своими впечатлениями об этом крае. Рассказ об удивительной Сибири и людей, живущих в ней, напечатали в «Литературной газете» вместе со стихами Ахмадулиной, написанными во время этой поездки.

Вскоре после получения диплома вышел первый поэтический сборник Беллы под названием «Струна». Первым оценил её талант поэт и драматург Павел Антокольский, он посвятил Ахмадулиной стих, в котором говорил: «Здравствуй, Чудо, по имени Белла! »

Поэтесса стала известной. В то же время она начала принимать участие в поэтических вечерах, которые проводились в актовых залах Московского университета и Политехнического музея в Лужниках. Собирались огромные аудитории людей, чтобы послушать поэзию Беллы Ахмадулиной, Роберта Рождественского, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко.

Ахмадулина обладала артистическим даром, а интонация с её проникновенностью и искренностью определили своеобразную исполнительскую манеру Беллы. Её поэзия стала легко узнаваемой.

Ахмадулиной было всего 22 года, когда она написала своё самое знаменитое произведение «По улице моей который год звучат шаги – мои друзья уходят». Через 16 лет на эти стихи положил музыку композитор Микаэл Таривердиев, и с тех пор каждый год 31 декабря мы слышим этот потрясающий романс в кинофильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»

После первого вышедшего сборника успех поэтессы был громким, за «Струной» последовали новые собрания стихов:

  • в 1968 «Озноб»;
  • в 1970 «Уроки музыки»;
  • в 1975 «Стихи»;
  • в 1977 «Метель» и «Свеча»;
  • в 1983 «Тайна»;
  • в 1989 «Сад» (за этот сборник она получила Государственную премию СССР).

В 70-х годах Ахмадулина часто ездила в Грузию, с того времени эта страна занимала большое место в творчестве поэтессы. Также Белла переводила поэзию грузинских авторов: Абашидзе И., Бараташвили Н., Табидзе Г.

В 1979 году поэтесса участвовала в создании неподцензурного литературного альманаха «Метрополь».

До последних дней не иссякал талант Ахмадулиной, из-под её пера выходили всё новые и новые стихотворные сборники:

  • «Побережье» (1991);
  • «Ларец и ключ» (1994);
  • «Гряда камней» (1995);
  • «Однажды в декабре» (1996);
  • «Миг бытия» (1997);
  • «Возле ёлки» (1999);
  • «Друзей моих прекрасные черты» (2000);
  • «Озябший гиацинт» (2008);
  • «Ни слова о любви» (2010).

За свои творческие достижения Белла Ахатовна не раз становилась лауреатом многих российских и зарубежных премий, имела награды: Ордена «Дружбы народов» и «За заслуги перед Отечеством II и III степеней».

В 2013 году российский Президент Путин В. В. выступал во время первого Съезда родителей. Он обратился с предложением: обязательно в школьную литературную программу добавить поэзию Ахмадулиной.

Кино

Помимо стихов творческий талант Беллы нашёл своё применение и в кино.

В 1964 году на экраны страны вышел фильм режиссёра Василия Шукшина «Живёт такой парень». В основу его положены шукшинские рассказы об обыкновенном пареньке – шофёре Пашке Колокольникове, которому на жизненном пути встречаются разные люди. Белла Ахмадулина снялась в фильме в роли ленинградской журналистки. Она, по сути, играла саму себя в тот жизненный период, когда работала корреспондентом «Литературной газеты». На венецианском фестивале фильм получил «Золотого льва».

Ещё один фильм, в котором снималась Ахмадулина, – «Спорт, спорт, спорт». Он вышел на экраны в 1970 году, снял его Элен Климов.

Стихи Беллы Ахмадулиной звучат во многих советских фильмах:

  • «Застава Ильича»;
  • «Ключ без права передачи»;
  • «Служебный роман»;
  • «Старомодная комедия»;
  • «Пришла и говорю»;
  • «Жестокий романс».

Личная жизнь

Первым супругом Беллы стал поэт Евгений Евтушенко, их знакомство произошло во время учёбы в Литературном институте. Жизнь их была бурной, с громкими ссорами и быстрыми примирениями. Безумно друг друга любили, уважали поэзию друг друга. Могли целый день, взявшись за руки, бродить по улицам Москвы. Он обожал её бахчисарайские глаза, а лицо называл самым прекрасным в мире. Пара прожила в браке три года (с 1955 по 1958).

Второй муж Ахмадулиной – известный писатель Юрий Нагибин. Они прожили в браке с 1959 по 1968 годы, Белла была его пятой женой. После развода с Юрием поэтесса удочерила девочку Аню.

Третий муж Ахмадулиной – Эльдар Кулиев (сын известного балкарского классика Кулиева Кайсына). Он был моложе Беллы на 14 лет. В 1973 году в браке родилась девочка Лиза.

В 1974 году на прогулке с собаками произошло знакомство Беллы с театральным художником, скульптором Борисом Мессерером. Это была любовь с первого взгляда и самый счастливый брак в жизни поэтессы.

Обе дочери пошли по стопам Беллы Ахатовны. Старшая Аня окончила полиграфический институт, оформляет книги в качестве иллюстратора. Лиза, как и мама, отучилась в Литературном институте.

В последние годы Белла Ахатовна жила с супругом в Переделкино, тяжело болела, у неё почти полностью отказало зрение, и поэтесса передвигалась на ощупь. 29 ноября 2010 года сердечно-сосудистый криз стал причиной смерти Ахмадулиной, её похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

По словам её друзей: «Белла Ахмадулина не сделала в жизни ни одного фальшивого поступка» .